зеркало тарковского о чем
О чем фильм Зеркало Тарковского
В 1974 году на экраны вышел самый исповедальный фильм Андрея Арсеньевича Тарковского «Зеркало». Принятый в штыки советской властью, он стал победителем проката в Италии и Франции. Непривычный для отечественного кинематографа взгляд на съемку и монтаж, непопулярные темы, затронутые в сюжете, вызвали непонимание в Союзе. Возможно, именно «Зеркало» стало для режиссёра отправной точкой в решении об эмиграции.
О чем фильм «Зеркало»
Подросток Игнат смотрит по телевизору документальную передачу, где врач лечит парня с сильным заиканием. Сцена является прологом картины. Следующие действия фильма происходят в разных временных интервалах – воспоминаниях главного героя Алексея. Самого рассказчика зритель не видит (кроме детских лет и отрочества). На смертном одре видны руки умирающего Алексея, и снова – только голос. Его сновидения, воспоминания соотносятся в основном с детством, взаимоотношениями с матерью, бывшей женой Натальей и сыном Игнатом (это он смотрел телевизор в начальном эпизоде).
Детские воспоминания связаны с довоенным временем и войной, которую пережил главный герой с матерью и сестрой в отчем доме деда. Эти визуальные картинки полны неспешности, умиротворенности. В хронометраж картины вплетены документальные кадры Второй мировой войны, запуск в 1934 году стратостатов, Гражданское противостояние в Испании в конце 30-х, конфликт с Китаем в 1969 году, а также стихи отца режиссера – Арсения Тарковского.
В финальной сцене показан уютный, тихий диалог родителей о ещё новорожденном сыне. В картине показаны всего несколько мимолетных эпизодов с отцом: основные действующие лица – мать и жена, которые похожи между собой, как зеркальное отражение.
Смысл фильма Зеркало
В «Зеркале» заложено несколько важных тем: внутрисемейные отношения; психологические особенности человека; политический подтекст (который и помешал выйти киноленте большим тиражом).
1. Отношения с матерью. Сам Тарковский говорил о картине, как об автобиографическом материале. Огромный пласт сюжета обращен к матери режиссера Марии Ивановне (в фильме Мария Николаевна), к анализу их отношений. Через главного героя происходит попытка примириться с детскими обидами, страхами. Пролог с заикающимся мальчиком (название эпизода «Я могу говорить») символически начинает исповедь мастера. Андрей Арсеньевич признавался, что пребывает в вечном долгу перед матерью, посвятившую детям жизнь. Автор выводит сильную женщину с небрежной красотой: вот она бесстрастно режет петуха, вот – продаёт фамильные серьги, чтоб не умереть с голоду. И все это на фоне вечного и безмолвного ожидания отца, оставившего семью задолго до войны. При этом военные события (документальная часть фильма) зеркальным отражением проходят через всю жизнь рассказчика и его семьи.
2. Психоанализ. Происходящее видится глазами главного героя: как отражение в зеркале, он видит в окружающем мире самого себя. У матери и жены – одно лицо. Так воспринимает их Алексей, а потому память «путает» их образы. Каждое событие истории – интерпретация нашего сознания. И близкие люди точно так же отражаются тем, чем мы живем. В «Зеркале» для рассказчика собственная судьба стала проекцией жизни сына (Игнат и Алексей в молодости похожи, как близнецы), а отношения с матерью перенесены на Наталью, что закольцовывает мысли и душевные переживания автора.
3. Политический режим. Мария Николаевна стремглав бежит в типографию, где работает, чтобы исправить допущенную ошибку. Опечатка может стоить жизни нескольким коллегам женщины. Выяснив, что беда миновала (ошибки нет), у одной из работниц случается нервный срыв. Портреты вождя и приближенных к нему расклеены по всей типографии: страх оступиться грозит неминуемой расплатой, о чем прекрасно знает каждый. «Зеркало» – одна из первых киноработ, показавшая истинные отношения с властью в 30-х годах.
Смысл финала
Безмятежность эпизода с молодыми, влюбленными родителями главного персонажа чередуется с кадрами уже состарившейся матери, спешно шагающей через то же поле с двумя маленькими детьми. «Поле» жизни, начавшееся романтикой, становится ежедневным тяжелым трудом, изматывающим бытом. Где женщина, не заметив счёт времени, все так же несёт на себе груз ответственности за уже взрослых (но для неё они малыши) детей.
Эти кадры мелькают в памяти Алексея перед смертью. Врач объясняет стремительное ухудшение самочувствия «обычным делом: памятью, совестью». Зритель увидел начало и конец жизни, а между ними зеркало недопониманий, ссор, обид, но при этом материнской любви и человечности.
Тарковский говорил, что фильмом он «расправился с собой» – вывернул душу наизнанку. Пусть откровение автора не всем пришлось по вкусу, но (цитируя его слова) творчество – это поступок. А значит, действие, заставляющее зрителя задуматься и внимательно вглядеться в «зеркало» своей жизни.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 4.4 / 5. Количество оценок: 7
Мнение о фильме «Зеркало» Андрея Тарковского
Всю свою жизнь Андрей Арсеньевич был крайне непростым человеком. Тиран на съемочной площадке, но в семейной жизни кроткий и нерешительный. С любовью он относился к своим сыновьям, а с первой женой, после развода, старался поддерживать очень теплые и дружеские отношения. Поэтому неудивительно, что как только разговор заходил о его родителях, с особой нежностью он говорил о своей матери. Отца он тоже любил, но Арсений Тарковский провел со своим сыном гораздо меньше времени и не такой глубокий след оставил в сердце великого режиссера. В 1974 году выходит фильм «Зеркало». С помощью этой картины Андрей Арсеньевич сделал попытку понять самую важную женщину своей жизни – свою родную мать.
Повествование в фильме идет от лица неизвестного нам рассказчика, лицо которого нам не покажут. Зовут рассказчика Алексей, он лежит на постели в своей квартире и готовится умереть. На протяжение всей картины, в случайном, на первый взгляд, порядке, он будет вспоминать различные эпизоды из своей жизни. Вот мать обменивает дорогие серьги на еду у соседки. А вот мама пытается заполучить в типографии черновик над которым работала, так как ей кажется, что она совершила там непозволительную ошибку. Подобные эпизоды сменяют друг друга словно калейдоскоп. В каждом из них своя цветовая гамма, своя манера съемки и кадрирование. Где-то картинка и вовсе черно-белая, а с помощью рапида создается ощущение туманной сонливости, так присущей воспоминаниям. С помощью подобных приемов Тарковский пытался разграничить эпизоды, сделать так, чтобы каждый из них воспринимался по-своему уникально и необычно. Ведь наши воспоминания тоже имеют разную тональность и вспомнить два разных эпизода так, чтобы они в голове выглядели абсолютно идентично, попросту невозможно.
Однако не смотря на всю стилистическую разность есть один элемент, который объединяет все эти, казалось бы, хаотичные эпизоды. Этот элемент – образ матери. В этом фильме фигура матери центральная, фильмообразующая. Вся картина замышлялась как попытка осмыслить эту фигуру, мотивацию её поступков. Для это Тарковский даже взял сниматься в некоторых эпизодах Марию Ивановну Вишневскую – свою настоящую маму. Она появляется в кадре редко, будто бы оказываясь в поле зрения объектива ненароком, по мановению проказницы судьбы. Основная же роль блистательно сыграна Маргаритой Тереховой. В её исполнении мать получилась очень хладнокровной и нежной женщиной. Она способна отрубить голову курице на глазах у самодовольной соседки, но одновременно с этим ей не чуждо расплакаться от обидных слов, услышанных от коллеги по работе. Подобный контраст очень хорошо играет на представление образа Матери. Женщина, которая и глазом не моргнет, если дело касается благополучия её семьи, будто она из стали. Но не стоит забывать, что глубоко внутри это очень нежный и хрупкий человек, что держится в первую очередь благодаря любви к своей семье.
Важен для фильма и образ отца, которого сыграл Олег Янковский. Отец в этом фильме как природное явление. Он появляется из ниоткуда и уходит в никуда. За то не долгое время, что он проводит с детьми – он, тем не менее, успевает запомниться, оставить о себе память. Пусть в итоге Мать и не отдает ему сына на воспитание, но незначительнее от этого его образ не становится. Он навсегда остается с сыном, в образе вернувшегося с фронта бойца. Отца, который уверенно держит его в таких безопасных и теплых объятиях.
На самом деле в фильме две параллельные сюжетные линии. Где-то мы видим Мать как проекцию матери Тарковского, а где-то Мать как проекцию его жены, матери уже его детей. Далеко не факт, что при первом просмотре получится отличить эти две линии друг от друга. Скорее-всего это было сделано намеренно, чтобы указать на то, как незаметна, но важна параллель между матерью и женой в жизни мужчины.
«Зеркало» изначально был не понят зрителем. Оно и не удивительно. По идее это автобиография, в которой будет сложно разобраться, не зная всех перипетий в отношениях Тарковского с родителями. Однако эти знания далеко не так необходимы. Фильм попросту наполнен визуальными образами, идеями и метафорами, чтобы каждый зритель мог составить цельную картину об отношениях матери и ребенка. Ведь подобные образы универсальны и знакомы практически каждому. Тем не менее можно с уверенностью сказать, что если смотреть «Зеркало» будучи знакомым с биографией режиссера, и если смотреть не ознакамливаясь, то вы получите совершенно разные картины. В первом случае самую, по моему скромному мнению, откровенную автобиографию в мире. Во втором же восхитительно метафоричную притчу, что рассказывает о взаимоотношениях матери и детей через образы и визуальные символы.
Смог ли Тарковский сам до конца понять свою мать, помог ли ему этот фильм? Я не могу дать ответ на этот вопрос. Точно я могу сказать лишь одно – Андрей Арсеньевич любил свою мать. Любил, и попытался передать эту любовь каждому своему зрителю.
«Зеркало» Тарковского.
«Я могу говорить»
Долговязый юноша-заика в кабинете логопеда. Врач, женщина в белом халате, делает с ним несколько психологических упражнений, в которых присутствует элемент гипноза. Потом она требует от юноши громко и чётко повторять за ней. И юноша, уже не заикаясь, уверенно повторяет: «Я могу говорить». Так начинается фильм Андрея Тарковского «Зеркало», снятый в 1974 году.
Эта картина далась режиссёру очень нелегко, но она считается лучшей его работой. Часто гениальные художественные творения получаются, когда в них много личного, много из жизни самого автора, и этот фильм подтверждает правило. Он предельно автобиографичен. Когда Тарковский задумывал картину, он и хотел назвать её «Исповедь» (второе название «Белый день»), только главная роль отводилась не ему самому, а его матери.
Предполагался эксперимент. Под предлогом поиска сценарных решений мать Тарковского должна была отвечать на вопросы помощницы режиссёра, профессия которой на самом деле — врач-психиатр. Съёмки должны были вестись скрытой камерой в отдельном помещении. С помощью монтажа отрывки из этого интервью должны были чередоваться с документальной хроникой и с художественно-игровыми эпизодами, основанными на воспоминаниях из жизни самого Тарковского.
Сценарий предполагался открытым, и, нужно понимать, что в Советском Союзе, где цензуре и контролю подвергался каждый этап киносъёмок, подобные эксперименты были непозволительной роскошью. Впрочем, Тарковский после признания на мировом уровне его фильмов «Иваново детство» (1962 г.) и «Андрей Рублёв» (1966 г.) этой роскоши намеревался добиться. Написанный совместно с драматургом Мишариным сценарий долго обсуждался в 1968 году на комиссиях «Мосфильма». И в итоге был отвергнут.
С «Зеркалом» у Тарковского вышла такая же история, что и с «Андреем Рублёвым». «Рублёв…» должен был стать первым его фильмом, фильмом авторским, но, как известно, режиссёр сначала снял «Иваново детство», в основу сценария которого легло произведение писателя Богомолова, бывшего военного. «Иваново детство» соответствовало военно-патриотическому тренду, который был востребован в то время (этот тренд, кстати, и сейчас в государственной моде), и только после небывалого успеха картины Тарковскому дали снимать «Рублёва…».
Аналогично, в конце 60-х – начале 70-х в связи с развитием космонавтики возникла мода «на космос», и к «Зеркалу» Тарковский вернулся после успеха «попсового» (в кавычках, разумеется) «Соляриса» (1972 г.), снятого по мотивам романа фантаста Станислава Лема. Сценарий достали с полки, и после долгих, порой унизительных для автора обсуждений и согласований Мосфильм регламентировал съёмки.
В итоге от участия своей матери в фильме Тарковский отказался – решил, что она догадается, а это нарушит замысел. Кроме того Тарковский довольно вольно отнёсся к уже утверждённому сценарию, а многие пожелания чиновников от культуры попросту проигнорировал. Чем дольше он работал над картиной, тем больше он отходил от первоначального плана.
В итоге, было снято и скомпоновано тридцать два эпизода, которые никак не складывались в единую связную картину. Около двадцати дней Тарковский вместе с соавтором Мишариным переставляли полученные пазлы и так, и эдак, но всё было тщетно. Всего было перебрано девятнадцать различных вариантов монтажа. В конце концов, ключом к картине стала сцена у логопеда, описанная выше.
«Я могу говорить» – когда авторы переместили эту сцену из середины картины, где она первоначально находилась, в начало, чудесным, алхимическим образом мозаика сомкнулась и «Зеркало» заговорило. Только это не было автобиографическое повествование о том, как, вспоминая былое, мать с сыном отправляются к старому дому, где они провели войну — именно так задумывалось по утверждённому сценарию. Картина вышла бессюжетной, несобытийной и нестандартной для восприятия.
Если смотреть на фабулу, то она какая-то мелко-бытовая. Автор в детстве пережил развод своего отца с матерью, потом наступили военные годы, а после войны, повзрослев, он уже сам пережил развод с женой и расставание с сыном — вполне банальная семейная драма. Всё это было бы так, если бы за этими событиями не стоял бэкграунд рассказчика.
Тарковский в «Зеркале» показывает не внешний мир, а внутренний. Поэтому картина построена на сложных ассоциативных рядах и наслоениях, подобно тому, как и устроено сознание человека. В нём реальность только отражается и застывает в памяти в изменённых формах. Помимо событий сознание также хранит осколки снов, придуманных образов, былых впечатлений. Сознание человека может по-разному при различных обстоятельствах воспринимать время и пространство. Закрыв глаза, мы можем мысленно перенестись в те места, где мы побывали когда-то или даже не побывали, а каким-то образом про них узнали и на основе накопленного тезауруса образов представили. За настоящим может последовать прошлое, за явью — сон, за воспоминанием — фантазия. А если ещё покопаться, то на своем «чердаке» мы можем обнаружить отголоски памяти далёких предков — читай Карла Густава Юнга.
Картина не случайно в итоге названа «Зеркало». «Игра» с зеркалом присутствует во многих художественных сценах. Здесь Тарковский продолжает традицию кинематографистов новой волны («В прошлом году в Мариенбаде» Рене, например), а вместе с тем и таких известных художников как Ян ван Эйк («Портрет четы Арнольфини»), Веласкес («Менины»), Эдуард Мане («Бар Фоли-Бержер»). Зеркало всегда показывает что-то потустороннее, в зеркале мы видим другой мир. В нашем случае, зеркало показывает внутренний мир человека. Особенно здесь уместны параллели с «Баром Фоли-Бержер» Мане, где в зеркале отражается воспоминание главной героини этой картины.
Вернусь опять к сцене с логопедом — «Я могу говорить». Эта сцена символически показывает инициацию художника. Он начинает говорить, рассказывать. Только рассказ будет совсем на другом языке, потому что обычный язык слишком не совершенен для отображения внутреннего мира. Уже дальше в фильме голос за кадром это подтверждает: «Слова не могут передать то, что человек чувствует, они какие-то вялые». Поэтому Тарковский рассказывает историю с помощью уникального киноязыка. И тогда вроде бытовая история приобретает философский и даже религиозный смысл. Драма семьи с помощью документальной хроники вписывается в контекст жизни огромной страны, пережившей войну и победившей в ней. Поиски отца становятся поисками Бога, который «являет свою славу» в виде внезапного порыва ветра, горящего куста, горящего сарая. И странным образом всё закольцовывается. Сын подрастает и женится на своей матери, то есть герой выбирает в жёны женщину, похожую на его мать (мать и жену героя играет одна и та же актриса). У героя рождается сын – такой как в детстве он сам. И теперь сам герой, как и его отец, разводится с женой. И снова сын возвращается к своей уже пожилой матери.
Удивительный фильм. Это тот случай, когда кино перестаёт быть просто кино и становится произведением искусства. Тарковский в «Зеркале» достиг такого совершенства в кадре, что хоть бери его, режь и на стенку вешай в качестве картины. В своём фильме он совместил документальную хронику с художественной игрой, цветное кино с чёрно-белым, повествование и поэзию (в «Зеркале» читают стихи Арсения Тарковского, его отца), сны с явью, внутреннее с внешним, личное с глобальным, частное с общим. Перед нами поток образов, великолепных по красоте и сильных с точки зрения психологии.
Но Мосфильмом СССР картина была признана неудачной. По применяемой тогда классификации фильму была присвоена вторая категория, несмотря на то, что Тарковский хотел если не высшую, то, по крайней мере, первую. Из-за низкой оценки картина не была представлена в Каннах, хотя организаторы фестиваля требовали именно её. В Советском Союзе она шла в ограниченном прокате.
СССР распался, советского Мосфильма сейчас нет. В 1980 году Тарковский уехал из страны на съёмки и решил не возвращаться. Потом он умер в Париже, его не стало в конце декабря 1986 года. Но осталось его «Зеркало» — признанный в мире шедевр кино. Вы можете его посмотреть.