сзи илс пенсионный фонд что это такое
Информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно федеральным законам «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»
Наименование органа, предоставляющего государственную услугу
Предоставление государственной услуги осуществляет ПФР через территориальные органы ПФР.
ПФР и территориальные органы ПФР при предоставлении государственной услуги не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации.
Описание результата предоставления государственной услуги
Результатом предоставления государственной услуги является получение застрахованным лицом сведений о состоянии его индивидуального лицевого счета, в том числе о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений по форме «Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица» (СЗИ-6), утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. № 493п (далее – сведения о состоянии ИЛС), по выбору застрахованного лица (его представителя) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью, и (или) в форме документа на бумажном носителе.
Срок предоставления государственной услуги
Государственная услуга предоставляется при личном обращении застрахованного лица в территориальный орган ПФР или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – многофункциональный центр), в случае если между территориальным органом ПФР и многофункциональным центром заключено соглашение о взаимодействии и государственная услуга предусмотрена перечнем, установленным указанным соглашением, а также при получении территориальным органом ПФР обращения о предоставлении сведений о состоянии ИЛС по почте или в электронном виде, поданных с использованием сети Интернет, включая Единый портал государственных услуг (функций) (далее – Единый портал) и «Личный кабинет застрахованного лица» на официальном сайте ПФР, в течение 10 дней со дня обращения застрахованного лица.
Застрахованному лицу предоставляется возможность ознакомления через Единый портал либо «Личный кабинет застрахованного лица» на официальном сайте ПФР со сведениями о состоянии его индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования в режиме реального времени.
Перечень нормативно правовых актов, регулирующих отношения, возникшие в связи с представлением государственной услуги
Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии со следующими нормативно правовыми актами:
Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ;
Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ;
Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»;
Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»;
постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления»;
постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 г. № 634 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. № 852 «Об утверждении Правил использования усиленной квалифицированной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг и о внесении изменения в Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг»;
постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15 июня 2016 г. № 491п «Об утверждении Формы сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица;
постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».
Максимальный срок ожидания в очереди при обращении о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги
Максимальное время ожидания в очереди при подаче застрахованным лицом запроса и при получении результата государственной услуги не должно превышать 15 минут.
Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги
Предоставление государственной услуги осуществляется бесплатно.
Порядок, размер и основания взимания платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги
Взимание платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги
Основания для отказа в приеме запроса со всеми документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, отсутствуют.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги
Основания для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги отсутствуют.
Как проверить состояние индивидуального лицевого счета в ПФР
И исправить ошибки, если они есть
Информация о пенсионных правах и накоплениях содержится в ИЛС — индивидуальном лицевом счете.
Бывает, что люди находят в своих ИЛС ошибки, например когда часть трудового стажа просто не учтена. Из-за таких ошибок пенсия может оказаться меньше, чем должна быть. Поэтому важно следить за состоянием индивидуального лицевого счета.
Ошибка может произойти из-за технического сбоя или по вине работодателя, который должен был платить за работника страховые взносы, но почему-то этого не делал. Я расскажу, как проверить состояние ИЛС и куда обращаться, если нашли ошибки.
Если не знаете, как рассчитывается пенсия и из каких частей она состоит, то почитайте подборку статей:
Что такое индивидуальный лицевой счет
ИЛС — это электронный документ с информацией о трудовой деятельности и пенсионных правах человека. С помощью этого документа пенсионный фонд определяет, кому какую пенсию платить. У каждого индивидуального счета есть уникальный страховой номер — СНИЛС.
Индивидуальный лицевой счет положен не только гражданам России, но и иностранцам и лицам без гражданства, которые постоянно или временно проживают на территории страны.
Для чего нужна выписка из ИЛС
Выписка нужна, чтобы:
Кто может узнать сведения о состоянии ИЛС
Информация в ИЛС конфиденциальна: кто попало не может получить к ней доступ. Запросить сведения о состоянии счета вправе владелец, а также его законный либо уполномоченный представитель.
Уполномоченный представитель действует на основании доверенности. А вот законному представителю не нужна доверенность. Если человек недееспособен или не полностью дееспособен, то его интересы будет представлять законный представитель, например попечитель или опекун.
Способы получения сведений о состоянии индивидуального лицевого счета в ПФР
Чтобы ознакомиться с состоянием ИЛС, нужно запросить выписку. Есть несколько способов это сделать: по почте, при личном обращении в МФЦ или отделение пенсионного фонда, на портале госуслуг и сайте ПФР.
Личное обращение. Вы вправе обратиться с письменным запросом в любое отделение пенсионного фонда или МФЦ — независимо от того, где проживаете и прописаны.
Запрос через Почту России. Чтобы получить выписку по почте, направьте письмо с запросом в пенсионный фонд.
Советую отправлять запрос заказным письмом: на руках останется доказательство обращения — чек с датой отправки. А еще вы сможете по трек-номеру отследить путь письма до адресата и подтвердить факт получения. Это пригодится, если пенсионный фонд не ответит или пришлет выписку с опозданием. Тогда вы сможете обратиться с жалобой — как это сделать, расскажу позже.
Отправить запрос можно в любое отделение пенсионного фонда, но лучше в ближайшее к вам: так письмо быстрее дойдет и быстрее придет ответ.
Через госуслуги можно получить выписку буквально за минуту, нужна только подтвержденная учетная запись на портале. Никакие бланки заполнять не придется: запрос формируется автоматически.
Подтвердить личность для учетной записи можно через МФЦ, удостоверяющий центр или Почту России. Но проще всего это сделать через банк.
Через сайт ПФР. Для этого нужно зайти в личный кабинет гражданина и заказать выписку о состоянии индивидуального лицевого счета. Весь процесс занимает несколько минут: куда-то ходить или что-то заполнять не нужно.
Вы можете пользоваться сервисами ПФР также через свою учетную запись на сайте госуслуг.
Необходимые документы
Список документов зависит от того, каким способом вы запрашиваете выписку.
Если обращаетесь в ПФР по почте, то в конверт обязательно положите копию вашего паспорта и заполненный бланк запроса. Причем эти документы необходимо предварительно заверить у нотариуса.
При личном обращении через представителя к запросу следует приложить следующие документы:
Курс о больших делах
Срок предоставления сведений
Самый быстрый способ получить выписку — отправить запрос через портал госуслуг или через сайт ПФР. В таком случае сведения предоставляются в день обращения.
В остальных случаях выписку подготовят в течение 10 дней со дня, когда ПФР получит запрос. Дольше всего придется ждать, если отправить запрос письмом, ведь к десятидневному сроку придется добавить время на пересылку.
Стоимость запроса
Эта услуга бесплатная, причем количество обращений неограниченно. Но если отправите запрос письмом, то будут дополнительные расходы — на нотариуса и почту. Если не хотите тратить деньги, получайте выписку через интернет.
Что содержит выписка из ИЛС и как ее правильно читать
Выписка включает в себя вводную часть и пять блоков.
Вводная часть содержит данные владельца индивидуального лицевого счета:
Если вам уже назначена пенсия, то сведений об учтенном стаже в выписке не будет.
Первый блок касается периода работы начиная с 2015 года. Здесь есть информация о компаниях, которые платили вам зарплату и перечисляли за вас страховые взносы. Эти взносы превращаются в пенсионные баллы. Чем больше взносов, тем больше баллов и тем выше будущая пенсия.
Второй блок похож на первый, но он включает сведения о периодах работы до 2015 года.
Если вы не делали выбор, то ваши пенсионные накопления по умолчанию находятся в доверительном управлении государственной управляющей компании «Внешэкономбанк», а ваш инвестиционный портфель — «Расширенный». Также в этом блоке приведена итоговая сумма пенсионных накоплений с учетом инвестирования.
Четвертый блок. Если формируете пенсионные накопления у частного страховщика, то в этом блоке будет указано название негосударственного пенсионного фонда и общие сведения о сумме пенсионных накоплений.
Если же ваш страховщик — ПФР, то четвертого блока в выписке не будет.
Пятый блок содержит следующую информацию:
Если вы не получаете пенсии, то пятого блока в выписке не будет.
Как проверить информацию в выписке из ИЛС
Расскажу, какую информацию из выписки нужно проверить в первую очередь.
Выбранный вариант формирования будущей пенсии. Всего существуют два варианта: у вас формируется страховая и накопительная пенсии одновременно либо только страховая.
У вас формируется только страховая пенсия, если вы:
Тогда на первой странице выписки — во вводном разделе — должен быть указан вариант страхового обеспечения «Направление страховых взносов на формирование страховой пенсии».
Если вы своевременно выбрали вариант с формированием накопительной пенсии, то в выписке должно быть написано «Направление страховых взносов на формирование страховой и накопительной пенсии».
Сведения о накопительной пенсии. Если формируете накопительную и страховую пенсии одновременно, а накопительная часть находится в государственной управляющей компании — сейчас это «Внешэкономбанк», то в выписке будет отражена полная информация о сумме накоплений с учетом инвестирования.
Если же накопительная пенсия передана в управление негосударственному фонду или управляющей компании, то детальную информацию о фактических суммах и результатах инвестирования нужно уточнять у частного страховщика — этих сведений в выписке не будет.
Советую проверить, у кого ваши пенсионные накопления. Если ими почему-то распоряжается частный страховщик, с которым вы не подписывали никаких договоров, то это повод бить тревогу.
Обратите внимание, что переходить из одного фонда в другой без финансовых потерь можно только раз в пять лет. Если перейти досрочно, то весь инвестиционный доход сгорает. Поэтому если вас обманом перетащили из одного НПФ в другой, то нужно действовать так:
Если не хочется судиться, то можно просто вернуть деньги из нового НПФ в прежний фонд по стандартной процедуре — через заявление в ПФР. Но тогда вы можете потерять инвестиционный доход.
Количество пенсионных баллов и учтенный трудовой стаж. Количество пенсионных баллов еще называют индивидуальным пенсионным коэффициентом — ИПК. Работодатель платит за вас страховые взносы, эти суммы поступают на ваш лицевой счет и преобразуются в пенсионные баллы. Стоимость пенсионного балла ежегодно меняется, поэтому каждому году соответствует свой курс обмена.
Учтенный трудовой стаж — это период, в течение которого работодатель начислял и уплачивал страховые взносы за работника.
Баллы также можно получить и за социально значимые периоды жизни: военную службу по призыву, проживание с супругом-военнослужащим при невозможности трудоустройства, уход за ребенком, нетрудоспособным инвалидом или за престарелыми.
Проверить достоверность информации можно только самостоятельно. Для этого сравните сведения в выписке и трудовой книжке: посмотрите, совпадают ли периоды и места работы.
Также сверьте размер вознаграждения, который вы получали от работодателей, со сведениями в выписке. Если суммы совпадают, то убедитесь, что ваши пенсионные баллы правильно рассчитаны. Формула такая:
Пенсионные баллы за год = ваш годовой доход × тарифную ставку по страховым взносам / размер страховых взносов, рассчитанных от предельной взносооблагаемой базы, в соответствующем году × 10.
Тарифная ставка может быть:
Обратите внимание, что с 2015 по 2022 год у всех граждан формируется только страховая пенсия. Поэтому начиная с 2015 года, независимо от варианта формирования пенсии, применяется ставка 16%.
За 2020 год можно получить не более 9,57 пенсионных балла — это максимальное значение. Учтите, что информация о стаже за текущий год может отсутствовать в выписке, потому что данные вносят по прошествии года.
Как исправить сведения о своем индивидуальном лицевом счете
Если нашли ошибки в выписке, обращайтесь в ПФР с заявлением о корректировке сведений и внесении уточнений в индивидуальный лицевой счет. Подать заявление можно лично в любом отделении, на сайте ПФР или по почте.
Бланк заявления о корректировке сведений и внесении уточнений (дополнений) в ИЛСPDF, 6,6 МБ
Какие документы нужны. К заявлению обязательно следует приложить документы, которые подтверждают недостоверность сведений в ИЛС, если:
В остальных случаях заявитель вправе предоставить подтверждающие документы, но не обязан этого делать.
Сроки рассмотрения заявления. Пенсионный фонд должен провести проверку и уведомить вас о результатах в течение 10 рабочих дней после получения заявления.
Но есть исключения. Если вы не предоставили какие-то документы, которые нужны пенсионному фонду, чтобы принять решение, он может запросить их у других госорганов. В этом случае десятидневный срок начинается не с момента поступления вашего заявления, а со дня, когда ПФР получит необходимые ему сведения.
Вывод: чтобы не ждать долго, лучше сразу сами предоставьте все документы, которые доказывают, что в ИЛС ошибка.
ПФР даже может приостановить рассмотрение заявления на срок до трех месяцев. Так бывает, если он не может получить документы от других госорганов или они нуждаются в тщательной проверке. Пенсионный фонд должен известить заявителя о приостановке и возобновлении проверки.
Если же вы подали заявление о корректировке периодов работы у действующего работодателя, то ПФР отправит ему уведомление об устранении ошибок. Ваш работодатель должен будет проверить информацию и передать корректные сведения в течение 5 рабочих дней.
Что делать, если ПФР требует дополнительные документы или отказывает в услуге
ПФР может отказать в удовлетворении заявления или запросить дополнительные сведения и документы о трудовой деятельности, стаже и заработке.
В ответном письме будет указана причина отказа или перечень документов, которые нужно предоставить.
Если пенсионный фонд откажется исправлять ошибки в ИЛС, то заявитель вправе обжаловать это решение. Самый простой способ это сделать — через сервис «Досудебное обжалование» на портале госуслуг. В списке услуг выберите «Прием от застрахованных лиц заявлений о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет».
Также жалобу можно подать:
Срок рассмотрения обращения зависит от того, что именно вы обжалуете. Но в любом случае он не может превышать 15 рабочих дней.
Жалоба должна содержать:
Если подаете жалобу не через интернет, а лично или по почте, то дополнительно в тексте жалобы укажите и свои данные:
ПФР проверит информацию и примет решение об отказе или удовлетворении жалобы. Если решение будет в пользу заявителя, то в течение 5 рабочих дней с момента его принятия недостоверные сведения в ИЛС исправят.
Как подтвердить данные о стаже
Документы, подтверждающие стаж. Если книжка или сведения о трудовой деятельности содержат ошибки или недостоверные данные, то стаж можно установить и по другим документам:
Этот список не исчерпывающий: в качестве доказательства можно использовать другие документы, а в некоторых случаях — даже показания свидетелей.
Куда обращаться за получением документов для подтверждения стажа
Обращайтесь к работодателю — он не вправе отказать, даже если вы уже давно уволились. Заявление на имя работодателя пишется в свободной форме, главное — указать документы, которые нужны.
Бланк заявления о выдаче документов, связанных с работойPDF, 334 КБ
Работодатель обязан бесплатно предоставить копии документов в течение трех дней с момента получения заявления. Документы должны быть заверены печатью организации и надписью «копия верна» с подписью руководителя.
Куда обращаться, если предприятие ликвидировано. У организации мог остаться правопреемник. В этом случае он и предоставит документы для подтверждения стажа.
На сайте ФНС можно подать запрос с просьбой предоставить информацию о наличии или отсутствии правопреемника у бывшего работодателя. Также сведения о правопреемниках доступны на сайте «Вестник государственной регистрации».
Если правопреемника нет, то документы о работнике придется искать в архивах. У специалистов ПФР можно узнать, в какое именно архивное учреждение следует обращаться.
Что нужно знать про индивидуальный лицевой счет
elya_galieva, Пенсионное законодательство основано на заявительном принципе. Т.е. ПФР будет что-то делать только после подачи заявления гражданином. Заявление надо подавать так, чтобы у Вас была отметка о его принятии. После этого, если ответ не получен по истечении 30 дней- жалоба в прокуратуру, вплоть до генерального прокурора. Есть Минтруд, есть администрация президента. Нельзя быть терпилой
Дмитрий, страховые взносы начисляются за конкретный год, который Вы указываете в отчетах. За этот же год они и должны учитываться в ИЛС. В ИЛС данные сведения о страховых взносах должны быть внесены до 1 июля года, следующего за отчетным.
Как проверить и понять где находится моя накопительная часть пенсии? Заказывал эту справку о состоянии лицевого счёта, но там накопительная часть у меня очень маленькая — всего 17 тысяч. Не понимаю где остальные деньги. Или их просто не перечисляли?
Андрей, в выписке должна быть отражена информация о том, в каком фонде ваши накопления. Если это ПФР, то в той же выписке будет отражена полная информация о сумме накоплений с учётом инвестирования. Если же накопления в НПФ, то подробную информацию об инвестировании нужно узнавать у НПФ. Если вас не устраивают результаты инвестирования, вы можете перейти в другой фонд.
Перечисляли ли за вас деньги или нет, можно проверить только самому – в статье рассказано как это сделать.
Рекомендую проверять состояние ИЛС не реже одного раза в год.
Андрей, запросите своих работодателей, у них есть карточки по уплате страховых взносов и отчеты.
Андрей, Работодатели сообщат Вам суммы начисленных и уплаченных взносов. А разбивку на страховую, солидарную часть пенсии и накопительную производит ПФР по процентам, установленным Федеральным законом № 167. Данный закон ежегодно устанавливает тарифы страховых взносов и их целевое направление. Если Вы по возрасту подходите под формирование накопительной пенсии, то 6 % от начисленных страховых взносов идет на солидарную часть, 10 %-на страховую, 6%- на накопительную (сумма начисленных страховых взносов делится на 22 и умножается на процент).
Беру выписку каждый год, после увиденного потом неделю ко мне лучше не подходить. Однажды обнаружил что у моего нпф отобрали лицензию и все деньги загробастал ПФР. С 2015 они даже суммы в отчете перестали писать, сразу в ИПК переводят чтоб с вилами под окнами не стояли. На е-баллы не рассчитываю, откладываю на пенсию самостоятельно.
Комментарий удален пользователем
Марина, «Вещи из цветных хлопчатобумажных тканей, на этикетке которых указано 60°C, следует в первый раз выстирать при 60°C, чтобы удалить избыток краски. Если этого не сделать, существует риск, что цветная вещь будет линять. Чтобы сохранить цвет ткани, используйте моющее средство без отбеливателя.»