свечка в алтарь для чего
Божественная сила свечи
Освящённая восковая свеча, которую мы покупаем в храме, имеет несколько духовных значений:
В каждом храме есть особо почитаемые святыни, перед которыми ставятся подсвечники. В левой стороне церкви есть особый столик с Распятием — канунник (канун), обычно находящийся перед изображением Креста Господня, — сюда вы всегда можете поставить свечу или свечи и помолиться Господу за ушедших из земной жизни близких, родственников, знакомых и просто за всех почивших христиан. Ставятся свечи с молитвой об упокоении почивших («за упокой»).
Подойдя к подсвечнику, следует два раза перекреститься и поклониться святыне, затем зажечь свечу от других свечей или от лампады на подсвечнике, оплавить низ свечи от другой, и поставить её на свободное место (или если все места на подсвечнике заняты, просто положить рядом — церковнослужители сами поставят вашу свечку на освободившееся место).
Во время особых богослужений, молящиеся не только ставят свечи перед иконами, но и сами стоят с горящими свечами в руках. Такими особыми днями являются:
Чудесный дар Господу! Свеча в алтарь!
Свечу в алтарь можно подавать в любое время, в любой день, когда вашей Душе это будет угодно. Я открою Вам сокровенную молитву, которую я записала после второго посещения мощей преподобного Феодосия Кавказского.
Наставления, как передать свече силу вашей чистой молитвы, которая будет возноситься каждый раз, когда она будет зажжена в алтаре. Приобретите в церковной лавке самую большую восковую свечу. С этой свечой подойдите к главной иконе, которая находится в центре храма. Сделайте два земных поклона и с благоговением приложитесь к иконе. Сложите руки, как при причастии (левая на груди, правая со свечой поверх её).
Господи!
Прими, сей, дар мой малый, эту освящённую Духом Святым восковую свечу,
За всех православных христиан, о коих радею всей своей душой и сердцем (имена).
Помоги нам, Господи!
Утиши смятение душ наших, исцели немощи наша!
Даруй Господи, по великому милосердию Твоему, отпущение грехов наших, очищение душ наших, и телес от всякие скверны, болезни, злобы, ненависти, разочарования и печали.
Спаси нас, Господи!
Прими молитву мою робкую грешного человека (имя) и вознеси её с молитвою всех православных христиан Отцу нашему Небесному!
Сотвори чудо, Господи, со всеми нами здесь и сейчас
во Славу Отца и Сына и Святого Духа!
И ныне и присно и вовеки веков!
Аминь!
Отойдите на шаг назад и снова сделайте земной поклон. Перекреститесь.
Теперь передайте свечу в лавку со словами: «Примите эту свечу — мой дар малый в алтарь». Ваша молитва будет звучать в храме каждый раз, когда свеча будет зажжена в алтаре во время богослужений.
И Ангелы всякий раз поднимут её до небес, и Господь услышит вас!
pro-vosk.ru
Сайт о восках и их свойствах
Алтарные свечи
от katechka
Алтарные свечи широко используются в религиозных празднованиях и других обрядах. Они бывают разных форм, цветов и размеров, акт их зажигания несет в себе особое чувство и настраивает на подготовку к предстоящему таинству. Алтарные свечи в церкви могут использоваться в больших количествах, вероятно и вы видели не раз алтарь, полностью обставленный свечами. Сегодня мы подробно поговорим о том, для чего нужны алтарные свечи в церкви. Читайте следующую статью на страницах журнала pro-vosk.ru, и вы также узнаете, где купить свечи алтарные восковые.
Алтарные свечи
Алтарные свечи — это свечи, устанавливаемые на жертвенниках или рядом с ними для религиозных церемоний. У различных конфессий есть правила или традиции, касающиеся количества и типа используемых свечей, а также того, когда они зажигаются или гаснут во время службы.
Алтарные свечи это свечи устанавливаемые на жертвенниках или рядом с ними для религиозных церемоний
Свечи на алтаре можно ставить прямо на алтарь или ставить на высокие подставки сбоку от алтаря или за ним. В целях безопасности алтарные свечи закрепляют в подсвечниках определенного типа, которые могут быть простыми или сложными. Чтобы воск не капал, на свечи часто ставят «следящий за свечой» — короткую трубку из латуни, стекла или другого негорючего материала.
Алтарная свеча что это значит
Алтарные свечи — свечи, которые устанавливают на алтаре в католических и протестантских храмах.
Алтарные свечи не являются обязательным атрибутом алтаря, однако они всегда зажигаются перед началом богослужения с таинствами. После завершения богослужения алтарные свечи тушатся специальными экстинкторами.
Числи алтарных свечей всегда чётное. Минимальное количества алтарных свечей — 2 (во время обычного воскресного богослужения), во время больших церковных праздников зажигаются 6 свечей, во время прочих праздников 4. Во избежание загрязнения воском поверхности алтаря и алтарных покровов, свечи помещаются в подсвечники. Свечи располагаются по обеим сторонам от алтарного креста.
Алтарные свечи для чего нужны
Алтарные и молитвенные свечи традиционно используют во время любого ритуала для духовной защиты. Как правило, их обрабатывают различными способами (окрашивая в разные цвета, добавляя эфирные масла) и посвящают определенному божеству или Силам.
Сам акт зажжения этих свечей является призывом к божеству с приглашением присутствовать при ритуале. После его окончания с погашением свечи с благодарностью отпускается и призванное божество/Сила.
Алтарные свечи могут использовать многократно в различных ритуалах до тех пор, пока не прогорят своей большей частью, став слишком маленькими по сравнению с другими, используемыми в обряде свечами, или не утратят своей привлекательности.
При этом важно иметь в виду, что алтарные свечи всегда должны быть доминирующими на алтаре. Это значит, что они должны быть больше по размеру, занимать господствующее положение на алтаре и гореть дольше, чем все прочие используемые в ритуале свечи.
Алтарные свечи в церкви
Обычай ставить свечи на алтарь был введен в далекой древности, но особую популярность он получил в XII в., став повсеместным для латинского обряда в XV в., а обязательным в XVI в. Современные литургические правила придерживаются древних традиций.
Во время служения рядовой святой Мессы на алтаре должно гореть две свечи. Первая свеча, расположенная слева от распятия, символизирует святых Ветхого Завета, а свеча, расположенная справа — святых Нового Завета.
Обычай ставить свечи на алтарь был введен в далекой древности
Распятие, возвышающееся в центре алтаря, напоминает, что Иисус Христос, засланный во спасение человека, является Богом всех времен и народов, средоточием и источником веры. Две зажженные свечи по бокам алтаря напоминают двух херувимов жертвенника Иерусалимского храма и двух серафимов.
Во время праздничной Мессы необходимо зажигать на алтаре четыре свечи. По торжествам и воскресеньям — шесть, символизирующих шесть херувимов, между которыми является Слава Господня, шесть составных стихий мироздания, над которыми царствует Распятый и Воскресший Христос, а также шесть дней творения, над которыми восходит Заря Распятого — нового дня Воскресения Христова.
Восковая свеча алтарная ручной работы желтого цвета из натурального пчелиного воска
Если святую Мессу служит епископ, то позади алтарного распятия зажигается седьмая свеча. Семь алтарных свечей архиерейской мессы являют семь даров Святого Духа, которыми должен обладать епископ и которые он передает тем, кто принимает таинство Миропомазания.
Свечи алтарные восковые
Алтарные свечи — свечи, которые устанавливают на алтаре в храмах. Алтарные свечи не являются обязательным атрибутом алтаря, однако они всегда зажигаются перед началом богослужения с таинствами. После завершения богослужения алтарные свечи тушат специальными экстинкторами.
Число алтарных свечей всегда чётное. Минимальное количества алтарных свечей — 2, во время больших церковных праздников зажигаются 6 свечей, во время прочих праздников 4. Во избежание загрязнения воском поверхности алтаря и алтарных покровов, свечи помещаются в подсвечники. Свечи располагаются по обеим сторонам от алтарного креста.
Восковая свеча алтарная желтая малая
Восковая свеча алтарная ручной работы желтого цвета из натурального пчелиного воска. Свечи выполнены из пчелиного воска, хлопкового фитиля и свечного красителя из Германии. Свечи полностью прокрашены и имеют приятный медовый аромат. Пламя яркое, не коптит. Время горения не менее 8 часов.
Свечи алтарные восковые купить
Интернет-магазин Уралсвеча — торговое подразделение холдинга Уралмануфактура г. Екатеринбург. Помимо производства натуральных восковых свечей в шести основных цветах интернет-магазин Уралсвеча занимается производством и продажей сопутствующей товарной продукции.
Свеча ВОСКОВАЯ Алтарная
Алтарные свечи предназначены для возжигания в алтаре, так как благодаря крупному размеру свечи горят на протяжении всей службы. Такие свечи применяются также для чтения Евангелия, для проведения молебнов, панихид и других треб.
Свечи изготовлены из натурального воска с добавлением парафина. Состав соответствует Уставу РПЦ. В нашем интрнет-магазине можно купить церковные восковые свечи № 10 оптом и в розницу.
Восковая алтарная свеча средняя (13см х 7см)
Только свечку поставить?
Пожалуй, ни один из церковных предметов не порождает столько суеверий и кривотолков, как церковная свеча. Даже по тому, горит ли она ровно, «плачет» или трещит, любители примет умудряются «определять» свою судьбу, впадая в уныние или необоснованный оптимизм.
Но всегда ли прихожане храмов могут ответить тем, кого именуют захожанами, на их вопросы о свечах? Почему, например, и в каких случаях подается свеча в алтарь? Нужно ли брать домой свечу с соборования и возжигать ее потом, когда болеешь? Об этом и многом другом мы беседуем с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова священником Александром Степовиком.
— Правда ли, что первоначально свечи использовались в христианских храмах просто для освещения пространства перед иконами, то есть их значение было утилитарным?
— Нет, свечи использовались в храме еще во времена Ветхого Завета, и их значение с самого начала было символическим. В чине освящения свечей, в Требнике, говорится, что Сам Господь повелел пророку Моисею внести светильник в алтарь и что мы употребляем свечи по заповеди сей во славу величия Господа.
Православному христианину нужно понимать, зачем вообще свеча ставится. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своем дневнике пишет, что советовал бы каждому священнику перед служением Литургии возжигать свечу. Он говорит: ты поймешь, что тогда по-другому даже молитва течет, потому что одно дело — когда ты просто молишься, и другое — когда ты Богу при этом хотя бы небольшую жертву приносишь. Мы жертвуем, и эта жертва соединяется с нашей молитвой.
Другое дело, что понимание всего этого не должно ни в коем случае приводить человека к магизму. И конечно, нужно помнить, что свечи часто используются для создания так называемой религиозной ширмы — в псевдорелигиозных ритуалах, которыми обставляется оккультная деятельность. Если человек, допустим, «лечит» заговорами и при этом советует своим «пациентам» в храмах ставить свечи — он такой же колдун, как и остальные.
— То есть если человек пришел в храм, купил в лавке свеч, потому что ему сказали: «Надо свечку поставить», расставил их по подсвечникам и ушел, он сделал нечто бессмысленное?
— Я бы не был так категоричен. В деле молитвы всё зависит от горячности и искренности человека. И ктото, может быть, обратился к Богу буквально на мгновения, когда эту свечу ставил, — и был Богом услышан. Думаю, что в основном даже совсем нецерковные люди приходят в храм не с совершенно холодным сердцем, и какая-то беседа со святыми, с Господом Богом у них все-таки происходит.
— Кстати, Вам не кажется, что за последние лет пятнадцать «захожан» в храмах стало значительно меньше? По крайней мере, не так часто уже кто-то пробирается сквозь ряды молящихся со свечами наперевес…
— Да, в целом сейчас на приходах выше процент людей, которые пришли всерьез и надолго. Церковная жизнь по сравнению с 90‑ми и даже нулевыми годами изменилась: сейчас те, кто хотел бы креститься, проходят вероучительные огласительные беседы, у прихожан стало намного больше возможностей общения со священниками — и всё это направлено на то, чтобы до человека донести, что такое не просто ходить в храм, а жить по-христиански. И это приносит определенные плоды.
— Давайте поговорим о тех традициях и суевериях, которые еще бытуют. Есть, например, такое понятие, как свеча со Страстных Евангелий. Многие в Великий Четверг несут ее в зажженном виде домой, от нее затепливают лампаду. Это суеверие или традиция?
— Это традиция. Она не зафиксирована в авторитетных письменных источниках, но она передается из поколения в поколение, и во многих верующих семьях, в том числе священнических, ее хранят. Я не вижу в этом чего-то противоречащего православному вероучению. Опять же, в Требнике, в чине освящения свечей, говорится о том, что свеча принесется в дом и там будет возжжена, чтобы Господь освятил жилище сие.
— А обязательно ее из храма донести зажженной?
— Думаю, что если человек эту свечу потушит и дома опять затеплит, ничего в этом страшного нет. И вообще ничего страшного нет — повторюсь, это просто традиция. Мне доводилось видеть, какой бывает ажиотаж, когда раздают в наших храмах Благодатный огонь: многие считают, что нужно его не только непременно донести до дома, но и затеплить от него лампадку, которая будет гореть непрестанно до следующей раздачи огня. Неугасимая лампада в квартире — это вообще, на мой взгляд, вещь достаточно спорная. И лампады, и свечи нужны во время молитвы: они нас собирают, они нам являют образ этой молитвы. А когда никого нет дома, зачем лампаде гореть? Это опять же какое-то представление о том, что нечто внешнее может за нас устроить наше спасение.
И еще суеверием можно назвать обычай с четверговой свечой либо со свечой от Благодатного огня обходить по периметру свое жилище. Так делают как раз оккультисты — «сжигают негативную энергию». Верующий человек может по незнанию, без нечистых помыслов это совершить, но вообще так делать не стоит.
— Еще люди часто берут домой свечи с соборования. Говорят, что с ними нужно потом молиться, когда болеешь…
— Совершенно нет разницы, эту свечу зажечь или какую-то другую. Никакой «благодати исцеления» в свече с соборования не сохраняется. И не надо дома такие свечи складировать — ни с соборований, ни из паломничеств.
Здесь стоит оговориться: существует традиция в течение всей жизни хранить свечи с венчания и с монашеского пострига. Но опять же это связано не с тем, что это какие-то «сильные» свечи, а с тем, что они напоминают об исключительном моменте в жизни человека — и само это напоминание может ревность к жизни духовной в его сердце вновь возгревать.
— Люди порой спрашивают в церковных лавках «сретенские свечи». Что это такое? Какой-то околоцерковный миф?
— Нет, это не миф. В Требнике существуют молитвы на освящение свечей именно в Сретение. Однако это точно такие же свечи, как и остальные. Просто существовал такой чин — в память о том, что свет Христова учения просветил народы. Знаю, что в советские годы, когда достать церковные свечи было трудно, верующие люди в деревнях делали их сами и раз в год, на Сретение Господне, привозили освящать. Сейчас этот чин мало где сохранился, свечи освящаются по мере необходимости, а поиском сретенских свечей по храмам занимаются в основном люди, увлеченные эзотерикой.
— Можно ли передавать свечи во время богослужения, чтобы другой человек поставил их за тебя?
— Можно, а что в этом такого? Единственное что — не нужно этого делать во время чтения Апостола и Евангелия, во время Херувимской песни евхаристического канона, шестопсалмия, то есть в такие моменты службы, которые требуют максимального сосредоточения всех сил молящегося. И конечно же, неправильно думать, что если кто-то зажег нашу свечу, то эта жертва «перешла» ему. Другой человек ничего у нас не может в духовной жизни «украсть».
— Есть такое понятие, как свеча в алтарь. Есть ли в этом отношении какая-то традиция, в каких случаях она подается?
— Свеча в алтарь — одна из форм материального пожертвования на храм, и подается она тогда, когда у человека есть желание и возможность храму помочь. В алтаре тоже требуются свечи: с ними стоят священники на полиелее, с ними выходят в определенные моменты службы пономари, свеча горит на престоле, на жертвеннике. И соответственно, либо эти свечи покупает храм, либо их жертвуют прихожане.
— Часто люди считают правильным поставить одну, но большую свечу, когда у них какая-то большая просьба, или какая-то беда, или они каются в тяжком грехе. А когда всё нормально, ставят несколько маленьких, на разные подсвечники. Это суеверие?
— Скорее это предрассудок. Если у человека душа просит поставить одну большую свечу, допустим, какому-то святому, пусть поставит. Но размер свечей соотносить с масштабом наших бедствий и грехов — это, конечно, нелепость. Жертва Богу в виде свечей приносится по нашим материальным возможностям, не нужно этот момент усложнять. А то ведь бывает, что человек, если у него нет денег на свечу и на то, чтобы положить что-то в кружку для пожертвований, и в храм не идет. Сколько раз от бабушек доводилось слышать: «Вот пенсию получу — тогда схожу в храм». На самом деле, не должно быть внутреннего стеснения, если мы пришли на службу и просто помолились, не пожертвовав никаких денег. Господь видит наши обстоятельства. Кроме того, каждый человек, молящийся на службе, нечто уже приносит в храм — он приносит в него свою молитву.
— Какой из предрассудков, связанных со свечами, Вы бы назвали самым нелепым, чудовищным, исходя из своего пастырского опыта?
— Пожалуй, возжигание свечей за упокой живых людей. Навредить человеку таким образом нельзя, а вот ставящий свечу вредит своей душе очень сильно — своею собственной злобой. Впрочем, если человек, которого помянули о упокоении, будет считать, что теперь Господь непременно лишит его жизни, он тоже себе повредит — своим недоверием Богу, представлением о Нем как о неком механизме, а не как о Личности. Вообще, уязвимость человека в отношении подобного рода обрядов зависит от того, насколько он в силу этих обрядов верит больше, чем в силу Божию.
Но бывает порой, что не о желании зла другому идет речь, просто человек не знал, что подсвечник заупокойный. Потом узнаёт — и у него паника, ужас. Я в таких случаях привожу в пример одну историю, которую можно найти в наставлениях преподобного Паисия Святогорца. Старец рассказывал, что один мужчина во время Второй мировой войны попал в концлагерь. Близкие считали его погибшим. Поскольку это были верующие люди, они постоянно молились о его упокоении, бывали в храме во все дни особого поминовения усопших. Потом он вернулся домой и впоследствии рассказал, что в его тяжелой жизни в концлагере бывали моменты, когда с ним происходило что-то хорошее — когда немного облегчался режим или давали дополнительную пайку, — и случалось это почему-то в дни, когда в храмах проходят заупокойные службы. Тогда его близкие расплакались, потому что им стало понятно, что это Господь отвечал таким образом на их молитвы. Так что человеку, который случайно кого-то не так помянул, можно сказать, что у Бога все живы и что главное — это наша любовь и любовь Божия.
Газета «Православная вера» № 03 (623)
Наставление православному христианину о церковной свече
По благословению Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Алексия II
Как возник обычай возжигать свечи и лампады
Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Греции, от которой при святом князе Владимире была получена нашими предками православная вера. Но не в греческих церквях возник этот обычай.
Свечи и лампады с елеем употреблялись в храмах еще в глубокой древности. Повеление устроить светильник из золота чистого с семью лампадами – одно из первых, данных Моисею Господом ( Исх. 25:31-37 ).
В ветхозаветной скинии Моисеевой светильники составляли необходимую принадлежность Священнослужения и зажигались вечером пред Господом ( Исх.30:8 ). В храме Иерусалимском одновременно с ежедневной утренней жертвой, совершаемой во дворе храма, в святилище первосвященник безмолвно, благоговейно совершал приготовление светильников для вечернего возжигания, а вечером, после вечерней жертвы – возжигал светильники на всю ночь.
Горящие лампады, светильники служили символом водительства Божия. «Ты, Господи, светильник мой», – восклицает царь Давид ( 2Цар. 22:29 ). «Слово Твое – светильник ноге моей», – говорит он в другом месте ( Пс.118:105 ).
Из храма в дома ветхозаветных верующих перешло употребление светильников при субботних и других праздничных вечерях, особенно же на Пасху. Так как Господь Иисус Христос «в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот и спасение», тоже совершил Пасху, то можно предполагать, что и в горнице Сионской, которая представляет собой первообраз православных храмов, при первом совершении Святейшей Евхаристии, также горели светильники.
Возжигали свечи и святые апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались в ночное время для проповеди слова Божия, молитвы и преломления хлеба. Об этом прямо сказано в книге Деяний святых апостолов: «В горнице, где мы собрались, было довольно светильников» ( Деян.20:8 ).
В первые века христианства при богослужении всегда возжигали свечи
С одной стороны, в этом была и необходимость: христиане, гонимые язычниками, для богослужения удалялись в подземелья и катакомбы, да к тому же богослужения чаще всего совершали по ночам, и без светильников обойтись было нельзя. Но по другой, – и главной причине, освещение имело духовное значение. «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, – говорил учитель Церкви Тертуллиан, – но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, – литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме».
В конце второго века в Иерусалимской Церкви Бог сотворил чудо: когда на Пасху в храме не оказалось елея для лампад, то епископ Наркис велел налить в лампады колодезную воду – и они горели всю Пасху, как будто были заправлены самым лучшим маслом. Когда на Церковь Христову прекратились гонения. и настал мир, обычай возжигать светильники и свечи остался.
Ни одно богослужение, ни одно священное действие не совершалось, как и теперь не совершается, без светильников.
В ветхозаветные времена пред книгой закона Моисеева горела неугасимая лампада, знаменуя, что Закон Божий есть светильник человеку в его жизни. А так как в новозаветные времена Закон Божий содержится в Евангелии, то в Иерусалимской Церкви приняли за правило перед выносом Евангелия нести горящую свечу, а во время чтения Евангелия зажигать все свечи, знаменуя, что свет Евангельский просвещает всякого человека.
Этот обычай перешел и к другим поместным Церквям. Впоследствии стали ставить свечи и зажигать лампады не только перед Евангелием, но и перед другими священными предметами, перед гробами мучеников, перед иконами святых, в ознаменование своего благоволения к святыне. Иероним в послании против Вигилянция свидетельствует: «во всех Церквах Востока, Когда чтется Евангелие, возжигаются свечи и при солнечном сиянии, воистину не для прогнания мрака, но в знак радости, дабы под образом чувственного света показать свет оный… Иные же сие творят в честь мучеников».
«Лампады и свечи суть, образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники», – говорит святой Софроний, Патриарх Иерусалимский (VII век). Святые отцы VII Вселенского Собора определяют, что в Православной Церкви святым иконам и мощам, Кресту Христову, Святому Евангелию воздается честь каждением фимиама и возжжением свечей. Блаженный Симеон Солунский (XV век) пишет, что «возжигаются свечи и пред иконами святых, ради добрых дел их в мире…»
Символическое значение свечей, подсвечников, лампад и света в храме
Свет в православном храме – это образ небесного, Божественного света. В особенности он знаменует собою Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир.
Древние византийско-русские храмы имели очень узкие окна, создававшие полумрак, сумрак в храме даже в самый яркий день. Но это не тьма, не полное отсутствие света. Это означает земную человеческую жизнь, погруженную в сумрак греха и неведения, в котором, однако, светит свет веры, свет Божий: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его” ( Ин.1:5 ). Сумрак в храме является образом того мысленного духовного сумрака, покрова, которым вообще окружены тайны Божий. Небольшие узкие окна древних храмов, символизирующие источники света Божественного, создавали поэтому в храмах такую обстановку, которая в точности соответствовала приведенным словам Евангелия и правильно отображала природу вещей в духовной области жизни.
Внешний свет допускался внутрь храма лишь как образ света невещественного, и в очень ограниченном количестве. Светом в собственном смысле для церковного сознания является только Божественный свет, свет Христов, свет будущей жизни в Царстве Божием. Этим определяется и характер внутреннего освещения храма. Оно никогда не назначалось для того, чтобы было светло. Светильники храма всегда имели духовно-символическое значение. Они возжигаются и днем, во время дневных служб, когда света из окон достаточно для общего освещения. В уставных случаях церковные светильники во время вечерних и ночных богослужений могут возжигаться в очень небольшом количестве, а при чтении шестопсалмия на всенощном бдении положено гасить все свечи, кроме свечи в середине храма, где стоит чтец, пред иконами Христа, Богоматери и храма в иконостасе. Сумрак в храме становится очень густым. Но полного мрака не бывает никогда: «Свет во тьме светит». Зато при праздничных и воскресных богослужениях по чину возжигаются все светильники, в том числе и верхние – паникадило и поликандила, создавая образ того полного света Божия, который воссияет верным в Царстве Небесном и содержится уже в духовном значении празднуемого события. Символический характер света в церкви свидетельствуется также устройством и составом горящих свечей и лампад. Воск и елей в древности были приношениями верующих ко храму в качестве добровольных жертв. Литургист XV века, блаженный Симеон, архиепископ Солунский, объясняя символическое значение воска, говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и готовности впредь к послушанию Богу подобно мягкости и податливости воска. Как выработанный пчелами после собрания нектара с множества цветов и деревьев воск символически означает приношение Богу как бы от лица всего творения, так горение восковой свечи, как превращение воска в огонь, означает обожение, превращение земного человека в новую тварь действием огня и теплоты Божественной любви и благодати.
Елей, как и воск, означает тоже чистоту и искренность человека в его поклонении Богу. Но елей имеет и свои особенные значения. Елей – это масло плодов оливковых деревьев, маслин. Еще в Ветхом Завете Господь повелел Моисею, чтобы в жертву Богу был приносим чистый без осадка елей ( Исх.27:20 ). Свидетельствуя чистоту человеческих отношений к Богу, елей является знамением милости Божией к людям: он смягчает раны, оказывает целебное действие, одобряет пищу.
Большое богослужебное и таинственное значение имеют Лампады и свечи. Они горят в алтаре за престолом в особом светильнике (семисвечник), лампада или свеча в подсвечнике ставится на Горнем месте, на престоле, на жертвеннике, лампады могут возжигаться и у отдельных икон в алтаре.
В средней части храма лампады обычно возжигаются у всех икон, а возле особо чтимых икон возжигается по нескольку лампад; кроме того, ставятся большие подсвечники с ячейками для многих свечей, чтобы верующие могли ставить здесь приносимые ими к этим иконам свечи. Большой подсвечник ставится всегда в центре храма с восточной стороны аналоя, где лежит икона дня. Особый подсвечник с большой свечой выносится на малых входах на вечерне и литургии, на великом входе – за литургией, а также перед Евангелием, когда оно выносится на входах или для чтения. Эта свеча знаменует свет Христовой проповеди. Самого Христа, как Света от Света, Света истинного. Такое же значение имеет свеча в подсвечнике, которой вместе с кадилом за литургией Преждеосвященных Даров священник благословляет народ словами «Свет Христов просвещает всех». Особое духовное значение имеют свечи в архиерейских дикириях и трикириях. Во время каждения храма в уставных случаях диакон предшествует совершающему каждение священнику с особой диаконской свечой, которая знаменует свет апостольской проповеди, предшествующей принятию веры во Христа среди народов, то есть как бы предшествующей Христу, грядущему к людям. Зажженные свечи в руках священников находятся в предусмотренных Уставом случаях богослужения. Особым светильником с тремя свечами священник благословляет народ за пасхальными службами. В центральной части храма из купола книзу ниспускается большой светильник с множеством огней, возжигаемых в положенных случаях, – паникадило или паникандило. Из куполов боковых приделов нисходят в храм подобные же светильники меньших размеров, называемые поликандилами. Поликандила имеют от семи до двенадцати светильников, паникадила – более двенадцати.
Церковные светильники бывают разные. Подсвечники всех видов, помимо практического назначения, символизируют ту духовную высоту, благодаря которой свет веры светит всем в доме, всему миру. Паникадило (многосвечники, в переводе с греческого), ниспускающееся сверху в центральную часть храма, иполикандила, находящиеся в боковых приделах, множеством своих огней означают собственно Небесную Церковь как собрание, созвездие людей, освященных благодатью Духа Святого, просвещенных светом веры, горящих огнем любви к Богу, пребывающих неразлучно вкупе в свете Царства Небесного. Поэтому эти светильники и спускаются сверху в ту часть храма, где стоит собрание земной Церкви, призванной духовно стремиться ввысь, к своим небесным собратьям. Церковь Небесная освещает своим светом Церковь земную, прогоняет от нее мрак – таков смысл висящих паникадил и поликандил.
На иконостасе и почти перед каждым киотом в храме висят одна или несколько лампад, стоят подсвечники с горящими свечами. «Светильники, горящие пред иконами, означают, что Господь есть свет неприступный и огнь поядающий для грешников нераскаянных, а для праведников огнь чистительный и животворный; что Божия Матерь есть Матерь света и Сама чистейший свет, немерцающий, сияющий всей вселенной, что она есть купина горящая и неопалимая, приявшая неопально в Себя огнь Божества – престол огненный Вседержителя… что святые суть светильники горящие и светящиеся всему миру своею верою и добродетелями…» (св. прав. Иоанн Кронштадтский).
«Свечи пред иконами Спасителя означают, что Он Свет истинный, просвещающий всякого человека грядущаго в мир ( Ин.1:9 ), и вместе Огнь поядающий или оживотворяющий души, телеса наши; свечи пред иконами Божией Матери означают, что Она Матерь неприступного Света, и вместе пламенную любовь к роду человеческому; что Она в чреве носила огнь Божества и неопалима и вечно носит в Себе вселившийся в Нее огнь Божества; свечи пред иконами святых означают пламенную любовь святых к Богу, ради Которого они пожертвовали всем, что бывает дорого для человека в жизни… означают, что они светильники, нам горящие и светящие своею жизнью, своими добродетелями и наши горячие молитвенники пред Богом, день и ночь о нас молящиеся; горящие свечи означают и наше горячее усердие к ним и жертву сердечную…»
Лампада, висящая перед иконой, символизирует древний огненный столб, который в нощи вывел Израиль.
Свечи, горящие на подсвечнике, поставленные вокруг лампады, напоминают молящемуся о купине, о терновом кусте, который горел, но не сгорал, и в котором Бог явился Моисею. Горящая, но не сгорающая купина особенно прообразовала Матерь Божию.
Свечи, поставленные правильными кругами, обозначают колесницу, восхитившую Илию, а сами круги изображают как бы колеса этой колесницы.
«Огонь горящих… свечей и лампад, как и само кадило с горячими углями и благовонным фимиамом служат для нас образом огня духовного – Духа Святаго, сшедшаго в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. – Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного» (св. прав. Иоанн Кронштадтский).
Правило возжигания свечей в храме
Возжигание свечей в храме – это особое действо, тесно связанное с песнопением и священнодействиями служб.
В богослужения будничные, когда почти во всех молитвах выражается одно: покаяние, сокрушение и скорбь о грехах, и освещение бывает самое малое: кое-где теплится одинокая свечка или лампада. В дни праздничные, – как например в воскресные дни, когда воспоминается победа Христа Спасителя над смертью и диаволом, или, например, когда прославляются особенно угодившие Богу люди, – церковь выражает свое торжество большим светом. Тут уже возжигаются поликандила, или как у нас говорят паникадила, что, с греческого языка, значит многосвещники. В величайший из христианских праздников – в светлое Христово Воскресение не только освещается вся церковь, но и все православные стоят с зажженными свечами.
Итак, чем радостнее и торжественнее совершается в Храме Богослужение, тем больше бывает света. Церковный Устав предписывает при более радостных и торжественных службах возжигать свечей более, и при менее торжественных, или же печальных, постных – менее. Поэтому на повечерии, полунощнице, часах горит меньше светильников, чем на вечерне, утрене, литургии.
Во время чтения шестопсалмия свечи в храме гасятся. Это делается для того, чтобы псалмы, выражающие сознание своего греховного состояния, изображающие множество врагов, ищущих погубить душу и тело, слушались со вниманием и страхом, и, как писали святые Отцы, чтобы каждый, стоя в темноте, мог вздохнуть и прослезиться.
Темнота во время чтения шестопсалмия особенно способствует сосредоточенности и обращению внутрь своей души.
В середине шестопсалмия священник, как бы принимая на себя звание Ходатая и Искупителя всего рода человеческого, выходит на амвон и пред царскими дверьми, как пред затворенным раем, приносит Богу молитву о всех людях, читая тайно молитвы светильничные. Одно из объяснений светильничных молитв указывает, что они называются так потому, что содержат благодарение Богу за ночной свет, даруемый нам в свечах, и моление, чтобы Господь, под видом вещественного света, наставил нас и научил нас ходить в истине. О таком благодарении и молении пишет Василий Великий: «Отцам нашим заблагорассудилось не с молчанием принимать благодать вечернего света, но благодарить, как только он явится «. В пророческом стихе «Бог Господь и явися нам» прославляются два пришествия Христова: первое как бы утреннее, бывшее во плоти и в нищете, и второе во славе, которое произойдет как бы ночью, в конце мира.
Во время провозглашения мирной ектении зажигаются все свечи в храме, знаменуя, что их осияла слава Господня. На литургии, как на самом торжественном Богослужении, во все дни года (то есть будничные и праздничные), зажигается более свечей, чем на других службах. Первую свечу возжигают на том месте, где начинается Богослужение – на жертвеннике. Затем возжигают свечи на престоле. «Горящие свечи на престоле изображают несозданный троический Свет, ибо Господь живет в свете неприступном ( 1Тим.6 ), и огнь Божества, попаляющий нечестие и грехи наши» (св. прав. Иоанн Кронштадтский). Эти свечи возжигает диакон или сам священник. После этого горящие свечи устанавливаются пред иконами Спасителя, Божией Матери, храмовой и святых.
При начале же чтения св. Евангелия, свечи, как и в древние времена, возжигаются во всем храме, в изображение того, что свет Христов просвещает всю землю.
Возжигание свечей в храме – это часть службы, это приношение жертвы Богу, и как нельзя и нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, также нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу, или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому.
Если хотите поставить свечку – приходите до начала службы. Горестно видеть, как пришедшие в храм к середине службы, опоздавшие, в самые ответственные и торжественные моменты Богослужения, когда все замирает в благодарении Богу, нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других верующих.
Если кто опоздал на службу – пусть дождется окончания Богослужения, а затем, если у него есть такое желание или нужда, поставит свечу, не отвлекая других и не нарушая благочиния.
Свечи и лампады возжигают не только в Храме, но и в домах благочестивых христиан. Преподобный Серафим, великий ходатай пред Богом за живых и усопших, так пояснил великое значение свеч и лампад: «Я имею… много особ, усердствующих ко мне и благотворящих мельничным сиротам моим. Они приносят мне елей и свечи и просят помолиться за них. Вот, когда я читаю правило свое, той поминаю их сначала единожды. А так как, по множеству имен, я не смогу повторять их на каждом месте правила, где следует, тогда и времени мне не достало бы на совершение моего правила, то я и ставлю все эти свечи за них в жертву Богу, за каждого по одной свече, за иных же постоянно теплю лампады; и где следует на правиле поминать их, говорю: «Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за их же души возжег Тебе аз убогий, сии свещи и кандила (то есть лампады) «. А что это не моя, убогого Серафима, человеческая выдумка, или так, простое мое усердие, ни на чем Божественном не основанное, то приведу вам в подкрепление слова Божественного Писания. В Библии говорится, что Моисей слышал глас Господа, глаголавшему к нему: «Моисее, Моисее! Рцы брату твоему Аарону, да возжигает предо Мною кандилы во дни и в ноши: сия бо угодна есть предо Мною и жертва благоприятна Ми есть». Так вот… почему святая Церковь Божия прияла в обычай возжигать в святых храмах и в домах верных христиан кандилы, или лампады, пред святыми иконами Господа, Божией Матери, святых ангелов и святых человек. Богу благоугодивших».
Как мы видим, церковная свеча – священное достояние православия. Она символ нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью.
Свеча напоминает нам о нашем крещении. Три свечи ставятся на самой купели, в знамении Св. Троицы, во имя которой бывает крещение. Наши восприемники, произнеся за нас обеты отречения от сатаны и сочетания со Христом, со свечами в руках стояли у этой купели. Свечи, которые они держали в руках, показывали веру в то, что это таинство дает душе крещаемого просвещение, что крещаемый идет от тьмы к свету и становится сыном света, почему и само крещение называется просвещением.
Свеча напоминает нам о нашем бракосочетании. Свечи даются обручающимся и венчающимся. Взожженные свечи в руках сочетающихся браком свидетельствуют о чистоте их жизни. Посредством свечей, зажигаемых новобрачными, как бы сияет чистота брака. Со свечами происходит и таинство соборования. Около лампады или другого сосуда с вином и елеем зажигают семь свечей во образ семи даров Святаго Духа, а все предстоящие держат в руках зажженные свечи в знак своей пламенной молитвы.
Со свечами происходит обряд погребения, и свеча напоминает нам, что и мы будем лежать в гробу, окруженные четырьмя подсвечниками с горящими свечами, символизирующими крест, а наши родные и близкие будут во время панихиды держать в руках горящие свечи, изображая Божественный свет, и которым был просвещен христианин в крещении.
Один вид церковной свечи может вызвать в душе православного человека глубочайшие мысли о жизни и смерти, о грехе и покаянии, о скорби и радости. Много, много говорит церковная свеча и чувству, и уму верующего.
Духовное значение церковной свечи – нашей жертвы Богу
Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремление к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.
Горящая свеча – это символ, видимый знак, она выражает нашу горячую любовь благоволения к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна.
К несчастью, это происходит нередко, слишком нередко. Многие, кто ставят свечи «о здравии», «об упокоении», об успехе какого-либо дела, не только не любят тех, кому ставят эти свечи, но даже не знают, кому ставят эти свечи.
Принято ставить свечи своему Ангелу, то есть святому, имя которого носят1. А многие ли знают житие своего святого? А не зная, можно ли его любить?
Некоторые из нас вспоминают о Боге, о Богоматери, о святых лишь зайдя в церковь, и то на несколько минут, и думают, что достаточно поставить перед иконой свечу, и молитва наша исполнится – как будто Богу, Богородице и святым нужны свечи!
Часто живя как неверующие, как язычники, или еще хуже, не зная Закона Божия, мы думаем, что, поставив свечу, выполнили свой долг, сделались чистыми и праведными – точно свеча может умолить и умилостивить за нас Бога!
Бывает и хуже. Некоторые не только не считают грехом обмануть, притеснить, ограбить другого, но еще и радуются, когда это удается сделать. И затем думают, что если в праздник расставили свечи в церкви или засветили лампаду дома перед иконой, то Бог не взыщет с них за ложь, за обман, за обиду людям.
Как страшно заблуждаются эти люди! Без любви к Богу, без любви к ближнему, как самому себе, без исполнения Заповедей Господних – не нужны наши свечи. Никто не требует их от нас. Бог требует, чтобы мы любили Его всем сердцем, чтили всей душой, неуклонно исполняли Его святые заповеди и всей жизнью прославляли Его. Его святым угодникам – угодно, чтобы мы подражатели им были, как и они были подражателями Христу2, чтобы мы подобно им были и со всем старанием, со всей заботливостью следовали тем, которые живут по образу угодивших Богу, и не следовали врагам креста Христова, им же кончина погибель, им же Бог чрево, и слава в студе их, еже земная мудрствуют3. Если мы живем так, если в душе нашей свет Божий, в сердце – огонь любви к Нему и к угодившим Ему и ревность подражать им, – в таком случае будем ставить свечи и зажигать лампады перед образами их: то и другое, как видимое выражение нашего внутреннего света и огня, будет угодно им.
А если в нашей душе тьма беспроглядная; если наша жизнь – грех и беззаконие, что ж тут наши свечки и лампадки? Ровно ничего! Да еще и хорошо было бы, если бы только – ничего. Нет, они оскорбляют Господа Бога и святых Его и возбуждают не любовь и милость, а гнев и наказание. Ведь представь себе: кто обманом и беззаконием награбил миллионы рублей и думает потом, что десятком свечей он не только закроет все свои беззаконные дела, но еще и милость заслужит от Бога, – что он хочет и надеется сделать? Обмануть Господа Бога, подкупить Его святое правосудие? Да, страшно подумать и сказать, но это так. Иначе, зачем в руках его свечки? Свидетельство ли они того, что он любит Бога? Если бы он любил Бога, так и жил бы по-Божьему; а не живет по Божьим заповедям, значит не любит и не знает Его. Что ж тут свечи? Ложь и обман, — как ложь и обман все его слова; как ложь и обман все его клятвы; как ложь и обман все его действия. Но слова, клятвы и действия относятся к людям; а свечи предлагаются Богу и Его угодникам… И вот чем думают угодить Господу Богу, Который видит каждое наше дело, каждое слово и каждую мысль! И странно, до чего может человек ослепить себя. Какой честный человек примет что-нибудь от вора и грабителя? Не только не примет, но еще сочтет оскорблением, если такой осмелится явиться к нему с чем-либо. А тут из добытого обманом и всяческими неправдами, что тоже воровство и. тот же грабеж, ставят свечи. За кого же они считают Бога? Иль они в самом деле думают, что Богу угодно и приятно то, что оскорбило бы всякого честного человека? Погибельное заблуждение! Тем больше погибельное, что они совершенно успокаиваются на своих свечах и убеждены, что поставив свечи, могут и далее бесстрашно и безнаказанно продолжать делать беззаконие.
Нет, не так. Послушайте, что Господь говорил еще евреям, которые, точно также, провождая нечестивую и беззаконную жизнь, думали, что если приносят какие-нибудь жертвы Богу, то уж за них и чисты перед ним и угодны Ему.
«К чему мне множество жертв ваших? Вы приходите являться пред лице Мое; но кто требует этого от рук ваших, чтобы вы топтали двор мой. Впредь не носите мне пустых даров. Курение ваше отвратительно для Меня. Новомесячия ваши, посты и праздничные собрания ненавидит душа Моя. Они мне бремя, и не стерплю больше беззаконий ваших. Когда прострете ко Мне руки ваши, – Я отвращу от вас очи Мои. И сколько бы ни молились, – не послушаю вас». Вот приговор Самого Господа Бога над всеми жертвами, которые приносятся Ему, – значит над свечами, – когда приносящие их не заботятся о важнейшем – об угождении Ему своею жизнью! Если бы и теперь явился пророк Божий среди нас, то как многим-многим он сказал бы от имени Господа Бога: свечи ваши – мерзость Ми есть; постов и праздников ваших ненавидит душа моя. И кто требовал этого от вас? Измыйтеся прежде от нечестий ваших; отьимите лукавства от душ ваших пред очима Моима, престаните от лукавств ваших, научитеся добре творити, взыщите суда (будьте справедливы и честны) и уже потом являйтесь сюда со своими свечами. Иначе, егда прострете руки ваша ко Мне, – отвращу очи Мои от вас; аще умножите моление, – не услышу вас.
Сердце чистое – вот лучшая жертва Богу. С сердцем чистым поставь перед образом свечку, засвети лампадку дома, – они будут угодны Ему и святым Его. И будь твоя свечка наименьшая из всех свечей в церкви, она будет угоднее Ему толстых свечей тех, о которых сказано выше. Но, повторяем, свечи и лампады, сами по себе, без веры и усердия нашего, ничего не значат; никогда не забывайте этого. Не возлагайте на них никаких надежд: они не спасут вас, если сами не заботитесь и не стараетесь об этом; они не принесут милостей от Бога, если вы не любите Его всей душой. Не забывайте также, что все ваши молитвы, все ваши жертвы Господу Богу будут отвергнуты Им, если вы в своем сердце имеете зло против кого-нибудь или находитесь во вражде с ближними. Вот что сказал Спаситель наш: если ты принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде помирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой4. Так и должно быть. Вы приходите в церковь засвидетельствовать Господу Богу свою любовь, свое благоговение; но: можно ли истинно любить Господа Бога, не любя своих близких? Нет. Аще кто речет яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, – ложь есть; ибо любяй, брата своего, его же виде, Бога, Его же не виде, како может любити? И сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога, любит и брата своего.
По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, – то напрасна и жертва твоя Богу «И последнее. Свечи надо приобретать только в том Храме, куда вы пришли молиться. Приносить с собой свечи, купленные пусть даже в благочестивом месте, но за стенами Храма, и ставить эти свечи перед иконами – нельзя.
Свеча, приобретенная в Храме, для верующего – предмет почтения, она предназначена служить жертвою Богу, в воню благоухания духовного. Свеча, купленная вами за стенами Храма и затем принесенная в Храм – это не жертва.
Примечания:
1 Каждый новорожденный при крещении получает имя какого-нибудь святого, молитвам и покровительству которого крещаемый поручается на всю жизнь. Таким образом, святой, как молитвенник, покровитель и ходатай пред Богом, делаются для человека другим Ангелом хранителем (каждому при рождении дается от Бога собственно так называемый Ангел хранитель), почему и называется вообще Ангелом. Отсюда день Ангела – день памяти вашего святого.
Наставление православному христианину о церковной свече. – М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; «Новая книга», 1996 – 32 с.