структурные элементы это что

структурные элементы отчета

3.5 структурные элементы отчета: Естественно выделяющиеся блоки документированной информации нормированного содержания, присутствующие в большинстве однотипных отчетов.

Смотреть что такое «структурные элементы отчета» в других словарях:

служебные структурные элементы отчета — 3.6 служебные структурные элементы отчета: Этикетка, титульный лист, список исполнителей, реферат, копия геологического задания, оглавление (содержание), введение, заключение метрологической экспертизы, заключение патентной экспертизы, рецензии,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

структурные — Характеризуют ресурсосодержание, технологичность по ресурсоемкости, ресурсоэкономичность по сумме однородных расходов ресурсов в одной или нескольких зонах данной области проявления (на данной стадии жизненного цикла продукции). Примечание… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р 53579-2009: Система стандартов в области геологического изучения недр (СОГИН). Отчет о геологическом изучении недр. Общие требования к содержанию и оформлению — Терминология ГОСТ Р 53579 2009: Система стандартов в области геологического изучения недр (СОГИН). Отчет о геологическом изучении недр. Общие требования к содержанию и оформлению оригинал документа: 3.8 вещественные источники информации: Керн… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Критика официальной версии событий 11 сентября 2001 года — Террористические акты 11 сентября 2001 года в США вызвали неоднозначную реакцию общественности. Факты, изложенные ниже, могут свидетельствовать о том, что необходимо новое независимое расследование этих терактов. Содержание 1 Официальная версия… … Википедия

Конъюнктура — (Conjuncture) Конъюнктура это сформировавшийся комплекс условий в определенной области человеческой деятельности Понятие конъюнктуры: виды конъюнктуры, методы прогнозирования конъюнктуры, конъюнктура финансового и товарного рынков Содержание… … Энциклопедия инвестора

Безработица — (Unemployment) Безработица – это такое социально экономическое явление, при котором часть взрослого трудоспособного населения, не имеет работы и активно ее ищет Безработица в России, Китае, Японии, США и странах Еврозоны, в том числе в кризисные… … Энциклопедия инвестора

Европейский центральный банк — (European Central Bank) Европейский центральный банк – это крупнейшее международное кредитно банковкое учреждение государств Евросоюза и Зоны Евро Структура и фкункции Европейского Центрального банка, Европейская система центральных банков,… … Энциклопедия инвестора

Доллар США — (US USD) Доллар США это денежная единица Соединенных Штатов Америки Доллар США : курс и номинал денежной единицы США, история и перспективы развития резервной валюты мира Содержание >>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Ликвидность — (Liquidity) Ликвидность это мобильность активов, обеспечивающая возможность бесперебойной оплаты обязательств Экономическая характеристика и коэффициент ликвидности предприятия, банка, рынка, активов и инвестиций как важный экономический… … Энциклопедия инвестора

Источник

Структурные элементы это что

Типовая структура оптовой и розничной цены (общий вид). Основные элементы промежуточных и конечных цен. Особенности структуры цен в СНС, в зависимости от специфики типа товара, производства, системы распространения. Виды и учет в цене издержек производства и обращения. Факторы, определяющие наличие, соотношение и число структурных элементов конкретной цены. Транспортные расходы, затраты на хранение и налоги в структуре цены. Виды налогов и влияние их на уровень цен. Виды скидок и наценок. Ценовые и весовые скидки и наценки. [c.142]

Показатели и методы изучения структуры различных видов цены. Учет взаимозаменяемости товаров. Анализ соотношения структурных элементов. Показатели рентабельности, торговых наценок и скидок. [c.144]

ОРГАНИЗАЦИЯ КАДРОВЫХ ИННОВАЦИЙ (нововведений) — совокупность структурных элементов организации (подразделений) отдельных лиц, а также способов и норм их взаимодействия при разработке и реализации нововведений. О.к.и. включает следующие элементы а) прямые контакты — осуществляются между руководителями различных звеньев без изменения формальных связей и затрагивают частные проблемы, не касаясь целей, лимитов, стандартов, которые определяются на высших уровнях управления. Основная задача этих контактов состоит в совместном решении проблем, сглаживании инвестиционных конфликтов и т.д. [c.219]

Основными функциями оперативного управления являются а) конкретизация плановых заданий во времени и по структурным элементам предприятия (цехам, участкам, мастерским, рабочим местам и др.) б) учет и анализ хода основного производственного процесса, включающие фиксацию, сбор и обработку фактических результатов (за установленное время или в определенный момент) и сопоставление их с плановыми и нормативными показателями в) выработка управляющих воздействий на элементы основного производственного процесса с целью коррекции отклонений от нормального хода и в связи с действием незапланированных внешних и внутренних возмущений. [c.421]

Предварительно выделено 18 территориальных зон, условные границы которых проходят по естественным и структурным элементам города, как правило, с учетом однородности использования. В некоторых случаях были выделены функционально-неоднородные территории расчетных районов, но по ряду других факторов (например, объемно- производственных) они рассматривались как единые локальные городские образования (Приложения 1, 2). [c.28]

Схемы по отдельным подотраслям (производствам) имеют следующие структурные элементы анализ развития и размещения подотрасли [c.153]

Структурные элементы цен Оптовая цена [c.130]

В УБР имеется ряд структурных элементов, которые, взаимодействуя между собой и используя существующую нормативную и информационную базу, образуют систему управления СПО. [c.209]

Применительно к поставленной в данной работе задаче под организацией анализа мы понимаем процедуру изыскания, подготовки и соединения всех структурных элементов аналитического процесса. [c.9]

Более точные нормативы можно получить на отдельные структурные элементы процесса подготовки производства. В дифференцированных нормативах учитываются затраты рабочего времени на проведение конкретного вида работ, на отдельные операции процесса подготовки. Эти нормативы устанавливаются на основе анализа данных о фактических трудовых затратах исполнителей работ. Так, например, типовые нормы времени на разработку конструкторской документации на стадии технического проекта содержат нормативы на разработку чертежа общего вида, чертежа детали (табл. 7.8), теоретического и габаритного чертежей, на [c.242]

Вместе с тем структура пятилетних и годовых планов при переходе к ЕСП также претерпевает определенные изменения преимущественно в направлении расширения состава ее разделов и подразделов. Это обусловлено появлением новых сфер и видов деятельности в общественном производстве, расширением круга и изменением содержания решаемых в планах задач. В наибольшей мере трансформируются структурные элементы годовых и пятилетних планов, содержащие показатели социального развития, научно-технического прогресса, эффективности общественного производства, охраны окружающей среды, совершенствования управления, осуществления целевых народнохозяйственных программ, развития межотраслевых и многоотраслевых комплексов. [c.84]

Функционально-структурная схема (схема функционирования АСПР) строится путем нанесения графического отображения последовательно и параллельно осуществляемых плановых работ на матричную сетку, с помощью которой эти работы получают привязку к элементам структуры АСПР и определенным стадиям разработки плана. В результате получается таблица, в подлежащем которой (строках) изображается перечень структурных элементов АСПР и систем, с которыми АСПР взаимодействует, а в сказуемом (столбцах) — стадии разработки плана в описываемом режиме. [c.96]

Полный хозяйственный расчет включает управление всеми видами затрат, необходимыми для возведения объектов, и рассматривается не как сумма экономических мероприятий, выполняемых входящими в систему структурными элементами, а как совокупность специальных методов управления, присущих этой ступени иерархии. [c.364]

На третьем этапе разрабатывается схема комплексного инвестиционного проекта. Графически она представляется в виде блочного рисунка, где каждому анализируемому элементу соответствует блок определенной геометрической формы. Структурные элементы связаны между собой стрелками, которые показывают направление причинно-следственных связей элементов комплексного инвестиционного проекта. Подобранные на предыдущем этапе показатели распределяются по элементам и связям системы. [c.370]

При выводе уравнения (2) мы исходили из определенной гипотезы относительно характера связи между себестоимостью и капиталоемкостью производства с максимальным использованием твердо установленных экономической наукой соотношений. Правомерность включения элементов С0 и Ьк в правую часть уравнения вообще не подлежит сомнению, так как они представляют собой обязательные части себестоимости продукции при любом уровне ее капиталоемкости. Априорно в уравнение введен один структурный элемент d/ «, выражающий размер снижения себестоимости в определенной пропорции к капиталоемкости, как фактору этого снижения. Единственной возможной альтернативой уравнения может быть функция, по которой снижение себестоимости пропорционально ее уровню при каждом данном значении капиталоемкости, то есть экспонента. Ее параметры могут быть выведены на основе следующих соображений. Пусть при капиталоемкости к часть себестоимости, служащая источником ее снижения, была с, а при капиталоемкости к + Дк она равна с — Дс. В расчете на Д/с себестоимость снизилась на Дс. Предел отношения [c.137]

В свернутом виде она с учетом всех структурных элементов себестоимости выглядит так [c.101]

В университете воспитание является составной, причем наиболее тонкой, частью процесса социализации. При этом основанием процесса социализации индивида выступает окружающая социальная среда и ее структурные элементы, в числе которых [c.333]

Важная роль в экономическом прогнозировании принадлежит законам развития, функционирования и структуры (внутреннего строения) явления. С этой группой законов связано прогнозирование практически всех экономических явлений. Эти законы, как и другие объективные законы, не только имеют методологическое значение, но и выступают в качестве непосредственных инструментов составления прогнозов. Без детального анализа их взаимодействия нельзя правильно определить будущее состояние прогнозируемого объекта (явления), рассматриваемого в качестве системы. Обусловлено это тем, что в совокупности эти законы характеризуют разные стороны противоречивого единства исследуемого объекта. Движущим фактором развития любой системы является противоречие между ее структурными элементами и связями функционирования, которое, в свою очередь, есть результат противоречий между требованиями, выражаемыми структурным построением сложных систем и функциями структурных элементов (подсистем) данной системы. Разрешается данное противоречие на основе перестройки [c.11]

Законы развития Выявление структурных связей Выявление противоречия между структурными элементами и связями функционирования общественного развития [c.12]

Связи между сопряженными технологическими процессами в разных отраслях часто бывают более тесными и устойчивыми, чем между производствами одной отрасли. Ввиду вышеизложенного использование в эволюционной теории понятия отрасль в качестве основного структурного элемента для технико-экономического ана- [c.40]

Укрепление ТНК в экономике превратило их в главный структурный элемент мирового хозяйства, валютно-кредитных и финансовых отношений. Возвышение транснационального капитала соответствует качественно новому уровню международного обобществления. Его рост идет не только на основе дальнейшей концентрации производства ведущих корпораций, укрупнения их собственности. Главным средством становятся глобальные по масштабам внутрифирменная и межфирменная кооперация производст- [c.27]

Рассмотрим основные факторы, оказывающие влияние на стоимость жилья на примере Санкт-Петербурга [84] (аналогичные факторы применимы для Москвы и других населенных пунктов с корректировкой на основе специфики структурных элементов) [c.359]

Соотношение нетто-премии и нагрузки в зависимости от вида и объема страхования, а также от уровня затрат на ведение дела может быть различным. В настоящее время это соотношение меняется в сторону увеличения доли нагрузки до 15—20%, как это и принято в мировой практике. Данная тенденция обусловливается в основном увеличением структурного элемента нагрузки — комиссионного вознаграждения, что говорит об усилении значимости работы посредника в страховании (агента, брокера), и в большой степени соответствует мировой практике. [c.449]

В общем случае нетто-премия может включать следующие структурные элементы — рисковый взнос, рисковую (гарантийную) надбавку и накопительный (сберегательный) взнос (рис. 18.2). [c.449]

Накопительный (сберегательный) взнос предназначен для накопления суммы, выплачиваемой по условиям долгосрочного договора страхования жизни — в случае дожития застрахованного до определенной даты (по риску дожития). Накопительный взнос должен инвестироваться с целью получения дохода. Он является структурным элементом нетто-премии долгосрочных договоров страхования жизни, например при страховании на дожитие, смешанном страховании жизни, страховании пенсий (в данном случае используется российская классификация видов страхования). [c.450]

Первый структурный элемент нагрузки — затраты на ведение дела — относится на себестоимость страховых услуг, второй элемент является плановой прибылью страховой организации от страховых операций. [c.452]

Опишите структурные элементы брутто-премии, нетто-премии и нагрузки и их связь с сущностью и организацией страхования. [c.459]

Специфика страхового бизнеса обусловливает необходимость рассмотрения планируемой и фактической себестоимости. Под планируемой (расчетной) понимают себестоимость страховой услуги, закладываемую в страховой тариф и представленную в виде его структурных элементов — нетто-премии и нагрузки. Под фактической понимают себестоимость, реально складывающуюся по результатам прохождения договоров страхования, зависящую от реальной убыточности страховой суммы, экономии или перерасхода средств на административно-хозяйственные цели, включая оплату труда работников, и т. п. Состав затрат, относимых на себестоимость, специально уточняется также для определения налогооблагаемой базы. [c.464]

Когда речь заходит о домашних хозяйствах как структурных элементах общественного воспроизводства, то возникает ряд вопросов, которые касаются как их внутренней организации (роли отдельных членов, видов их деятельности, управления ресурсами), так и отношений с окружающей средой обществом в целом, его институтами (общественными, политическими, экономическими), а также с другими домашними хозяйствами. Виды деятельности домашнего хозяйства включают (а) оплачиваемые работы в общественном и частном секторе экономики (б) неоплачиваемые работы в рамках самого домашнего хозяйства (в) работы, выполняемые членами других домашних хозяйств или для них (они могут как вознаграждаться, так и осуществляться безвозмездно). [c.484]

Какие структурные элементы МОБ увеличивает стоимость торговых услуг [c.82]

Уровень цены товара складывается под воздействием целого ряда факторов производственного и непроизводственного характера. Основными ценообразующими факторами являются затраты производителя. Уровень цен прежде всего зависит от издержек на производство продукции, в состав которых входят материальные затраты, затраты на оплату труда, на социальные нужды, амортизацию и другие элементы. На основании абсолютных данных об издержках производства определяются структура издержек и цены продукции. Изучение структуры цены товара направлено на количественную характеристику слагаемых, структурных элементов цены, которая достигается определением удельных весов отдельных элементов в цене товара. Статистика изучает структуру оптово-отпускных и розничных цен. В состав розничной цены входят оптово-отпускная цена производителя, торговая наценка оптовой и розничной торговли (издержки плюс прибыль) и транспортная наценка. [c.550]

Форма есть система структурных элементов и связей между ними, определяющих порядок действий с данными первичных документов, а также способов представления результатной учетной информации. [c.324]

Третье определение рассматривает форму счетоводства с точки зрения выделения в ней структурных элементов и определения между ними (элементами формы) соответствующих информационных связей. Следовательно, элементы формы, т.е. используемые в [c.325]

Сегментом деятельности называется структурный элемент компании, который производит однородную продукцию и отличается от других сегментов деятельности тем, что подвержен иным рискам и имеет другой уровень прибыльности. Критериями выделения таких сегментов служат [c.40]

Планирование цен предполагает экономическое обоснование динамики и перспективного уровня ее деух структурных элементов себестоимости как денежного выражения издержек предприятия на производство продукции и прибыли, отражающей величину чистого дохода. Мы уже показали, под влиянием [c.47]

Глобализация формирует современное человечество как единое целое, как принципиально новую всемирную, глобальную систему, все структурные элементы которой (страны, народы и др.) находятся в теснейшей и неуклонно углубляющейся взаимосвязи и взаимозависимости, т.е. мировая система рассматривается как целостная экономическая, социальная и политическая суперсистема. При этом возникают глобальные проблемы современности, которые необходимо решать всему мировому сообществу. Важнейшей из них является взаимодействие мировой экономической системы с природно-биологической средой. Кроме того, достигается такой уровень единства человечества, при котором существование и успешное развитие каждой страны оказывается все в большей зависимости от состояния и изменения мира в целом. [c.47]

Ввиду большой социальной значимости страхования как института финансовой защиты требования к уставному капиталу как основному структурному элементу собственных средств, особенно на начальном этапе работы страховой организации, являются достаточно высокими. В настоящее время для страховых компаний, занимающихся иными видами страхования, чем страхование жизни, уставный капитал должен быть не менее 25 000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), для страховых компаний, занимающихся всеми видами страхования (рисковыми и страхованием жизни), уставный капитал должен быть не менее 35 000 МРОТ, а для компаний, занимающихся исключительно перестраховочной деятельностью,— не менее 50DOO МРОТ. [c.461]

Источник

Система права и система законодательства

Понятие и структурные элементы системы права

Право предполагает не только свою внешнюю форму (источники права), но и внутреннюю форму, под которой понимается строение права. Системное устройство права предполагает, что оно является целостным образованием, которое состоит из множества элементов, находящихся между собой в определенной взаимосвязи.

Система права – это внутренняя организация права, выраженная в единстве и согласованности юридических норм, которые сосредоточены в относительно самостоятельных правовых комплексах: отраслях, подотраслях, институтах права.

Системная организация права имеет важное значение как для правотворческой, так и для правоприменительной деятельности. Системность права влияет и на процесс систематизации законодательства. Первичным элементом системы права выступают нормы права, объединяющиеся последовательно в институты, подотрасли и отрасли права. Элементы системы права должны быть внутреннее согласованными, придавая ей целостность и единство. Система права – результат исторического развития. Структурные изменения в праве являются результатом общественных изменений. Главная особенность системы права состоит в том, что входящие в ее состав отрасли не дублируют, а наоборот, взаимно исключают друг друга. Одна и та же норма не может находиться одновременно в двух структурных единицах системы права. Система права имеет объективный характер, зависит от всего комплекса отношений, складывающихся в обществе, и не может создаваться по произвольному усмотрению. Л.И.Спиридонов отмечает, что «система права как конкретная юридическая реальность – результат исторической эволюции. Будучи только стороной социального целого, право не развивается изолированно, само по себе, и структурные изменения в нем – лишь следствие изменений общества». Л.И.Спиридонов указывает, что сначала юридические нормы объединяются в правовые институты, институты образуют отрасли права, отрасли права – правовые общности, а последние – систему права. Хотя, отмечает Л.И.Спиридонов, возможен обратный порядок: «система права дифференцируется на общности, общности – на отрасли, те подразделяются на правовые институты, а они – на отдельные юридические нормы».

Кроме отраслей и институтов в структуре права принято выделять две большие подсистемы права: частное и публичное право. Публичное право является совокупностью норм, регулирующих властеотношения, защищает государственные интересы на основе императивных предписаний. Частное право является совокупностью норм, регулирующих и охраняющих отношения частных лиц. Если частное право является сферой свободного усмотрения субъектов и частной инициативы, то публичное право является сферой власти и подчинения. Основными критериями разграничения частного и публичного права являются:

Частное право состоит из отраслей гражданского, семейного, предпринимательского права, а публичное право состоит из отраслей конституционного, административного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, финансового права и др.

Система права включает в себя кроме названных элементов и другие крупные блоки норм права, например, внутригосударственного права, общепризнанных принципов и норм международного права. Система права является в целом сложным, многоуровневым комплексом, «структурными элементами которого, существующими и функционирующими на разных уровнях, являются отрасли, институты и нормы».

Основания деления права на отрасли

В основе деления права на отрасли находятся предмет и метод правового регулирования. Под предметом правового регулирования понимается совокупность общественных отношений, требующих правового воздействия. Другими словами, предмет правового регулирования составляют качественно однородные отношения, которые соответственно регулируются определенной группой юридических норм. Каждая отрасль права регламентирует свой особый участок (сферу) общественных отношений однопорядкового характера (однородных), своеобразие которых позволяет отличать одну отрасль права от другой. Но предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, так как общественные отношения разнообразны и часто одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и способами.

Вторым критерием отграничения одной отрасли права от другой является метод правового регулирования. Если предмет выступает материальным критерием отграничения отраслей права, то метод (формально-юридический критерий) помогает понять – как (каким способом) осуществляется правовое регулирование.

Под методом правового регулирования понимаются обусловленные предметом регулирования способы правового воздействия отрасли права на общественные отношения.

Метод правового регулирования реализуется в определенные общественные отношения с помощью таких способов правового регулирования, как дозволение, запрещение и обязывание:

Метод правового регулирования в основном принято подразделять на авторитарный и автономный.

Авторитарный метод (метод субординации) – это способ властного императивного воздействия на участников общественных отношений, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях и предписаниях. Этот метод характерен для таких отраслей как уголовное и административное право.

Автономный метод (метод координации) – это способ регулирования общественных отношений, основанный на дозволениях, предоставленных равноправным сторонам. Этот метод предоставляет субъектам правоотношения возможность усмотрения при вступлении в те или иные отношения и выбора варианта своего поведения. Он, например, характерен для отраслей гражданского и семейного права.

Принято также данные методы именовать в юридической литературе императивным и диспозитивным методами. Императивный метод основан на применении властных юридических предписаний, когда субъекты правоотношений вправе совершать только те действия, которые разрешены («запрещено все, кроме того, что дозволено»). Диспозитивный метод предоставляет возможность самим участникам отношений самостоятельно выбирать вариант своего поведения. Лица при этом вправе совершать любые действия, прямо не запрещенные законом («дозволено все, кроме того, что запрещено»).

Предмет и метод правового регулирования вместе позволяют упорядочивать системные образования права, выстраивать их во внутренне согласованные общности права. Любая система права в тоже время подразделяется на публичное и частное право, критерием подобной классификации является выполняемая нормами права в обществе роль и их целевое назначение.

Отрасли права. Краткая характеристика основных отраслей права

Отрасли права являются главным подразделением системы права, представляя собой совокупность юридических норм, институтов, подотраслей, регулирующих значительный круг однородных общественных отношений, объединенных общностью предмета и метода. Другими словами, отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих самостоятельную сферу сходных по характеру (однородных) общественных отношений. Так, например, отношения, связанные с имущественной сферой, регулируются нормами гражданского права, а отношения в сфере управления – административным правом, брачно-семейные отношения – семейным правом и др.

Отрасль права – наиболее крупное подразделение системы права. Качественная однородность, специфика той или иной области общественных отношений требуют формирования определенной отрасли права.

Если система права складывается из отраслей, то сами отрасли права складываются из подотраслей, институтов и норм права.

Все отрасли права, прежде всего, делятся на материальные и процессуальные. Материальные отрасли регулируют объем прав и обязанностей субъектов (гражданское, трудовое, уголовное право). Процессуальные отрасли регулируют порядок производства по гражданским и уголовным делам (гражданский, уголовный, арбитражный процессы). Процессуальные отрасли содержательно, функционально связаны с материальными, раскрывают порядок разрешения конфликтов, когда права и обязанности субъектов не могут реализоваться, например, из-за правонарушения. Это двусторонняя и взаимная связь.

Краткая характеристика основных отраслей права означает рассмотрение конкретного предмета и метода правового регулирования.

Конституционное право – отрасль права, устанавливающая основы конституционного строя, правовое положение личности, форму правления и государственного устройства. Преобладающий метод правового регулирования – императивный. В конституционном праве сосредоточены основные правовые режимы, находящие детализацию в других отраслях права. «Конституционное право регулирует отношения, складывающееся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр. Другие же отрасли права воздействуют на общественные отношения в какой-либо области жизни. Так, предметом трудового права являются трудовые отношения, финансового права – финансовые отношения, гражданского права – имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения».

Административное право – регулирует отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, т.е. в процессе исполнительно-распорядительной деятельности государства; преобладающий метод – императивный. Административное право является публично-правовой отраслью. Административно-правовые отношения складываются «в сфере организации и функционирования исполнительной власти, государственного управления и местного самоуправления, а также в процессе внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности иных государственных органов».

Гражданское право – является совокупностью норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения; основной метод – диспозитивный. Подотраслями гражданского права являются: вещное право, обязательственное право, личные неимущественные права, право интеллектуальной собственности, наследственное право. Гражданское право составляет основу всего частноправового регулирования. «Общие нормы и принципы гражданского права могут применяться для регулирования любых отношений, входящих в частноправовую сферу, если на это счет отсутствуют прямые предписания специального законодательства. Это касается семейного права, а также ряда институтов трудового, природоресурсного, экологического права».

Уголовное право – регулирует общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступлений, устанавливая определенную систему наказаний и освобождения от наказания. Преобладающий метод регулирования – императивный. Уголовное право является совокупностью норм, «определяющих преступность и наказуемость деяния, основания уголовной ответственности, виды наказаний и иных принудительных мер, общие начала и условия их назначения, а также освобождение от уголовной ответственности и наказания».

Уголовно-исполнительное право – отрасль, которая регулирует условия и порядок назначения и отбывания наказания, устанавливает виды исправительных учреждений в соответствии с характером и степенью тяжести совершенного преступления, порядок функционирования учреждений уголовно-исполнительной системы, права и обязанности осужденных и др. «Основанием возникновения уголовно-правового отношения является факт совершения деяния, предусмотренного уголовным законом, а уголовно-исполнительного – обвинительный приговор суда; уголовно-правовое отношение возникает в момент совершения указанного деяния, уголовно-исполнительное – с момента вступления обвинительного приговора в силу».При этом указывается, что субъектами уголовно-правового отношения являются лицо, совершившее общественно опасное деяние и государство, а субъектами уголовно-исполнительного отношения– осужденный и учреждения, исполняющие наказания.

Уголовно-процессуальное право – совокупность норм, регулирующих порядок производства по уголовным делам (дознания, следствия, судебного разбирательства). Уголовный процесс является деятельностью правоохранительных органов «по раскрытию преступлений, изобличению виновных и привлечению их к уголовной ответственности».Уголовный процесс является формой жизни уголовного закона.

Гражданско-процессуальное право – является совокупностью норм права, регулирующих порядок процедурных (процессуальных) действий по гражданским делам. В рамках гражданского процесса выделяют в основном исковое производство, производство по делам, возникающим из публично-правовых отношений и особое производство (по установлению фактов, имеющих юридическое значение, дела об усыновлении, о восстановлении прав по утраченным документам и др.). «Гражданское процессуальное право представляет собой совокупность гражданских процессуальных норм, регламентирующих правоприменительную деятельность судов общей юрисдикции по защите оспариваемых или нарушенных субъективных прав граждан, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, а также организаций, как пользующихся, так и не пользующихся правами юридических лиц».Таким образом, предметом гражданского процесса как специальной деятельности суда в определенной процессуальной форме, является рассмотрение в суде конкретных гражданских дел. Другими словами, гражданское процессуальное право «регулирует порядок осуществления гражданского процесса, выступающего в качестве основного элемента данной отрасли права. Российское гражданское процессуальное право относится не к частному, а к публичному праву, поскольку правосудие в Российской Федерации осуществляется от имени государства».Наиболее тесно гражданское процессуальное право связано с материально-правовыми отраслями частного права: гражданского, трудового, семейного и др.

Финансовое право – это совокупность норм, регулирующих отношения в сфере формирования государственного и местных бюджетов, их реализацию, контроль за порядком исчисления и взимания налоговых платежей и в целом – отношения по накоплению и распределению финансовых потоков. Финансовая деятельность государства включает в себя деятельность по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Оно регулирует общественные отношения, возникающие в финансовой деятельности государства для обеспечения его задач и функций.Финансовое право включает в себя прежде всего бюджетное право и бюджетный процесс, правовое регулирование государственных и муниципальных доходов и расходов, порядок банковской деятельности, денежных расчетов, валютное регулирование и др. Н.И.Химичева определяет, что финансовое право является «совокупностью норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач».

Семейное право – это отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения, устанавливает права и обязанности супругов, родителей, детей, опекунов, попечителей и других субъектов по отношению друг к другу и к обществу и государству в целом. Оно подробно регулирует порядок заключения и расторжения брака, имущественный и другие режимы совместной деятельности сторон, основанные на факте заключения брака или на основе иных фактов, подпадающих под соответствующие методы регулирования (алиментные отношения, отношения по признанию отцовства (материнства), охрана прав несовершеннолетних детей, законный и договорной режим раздела имущества, отношения по воспитанию детей и попечению за нетрудоспособными родителями, другими родственниками). М.В.Антокольская отмечает, что «семейное право регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между супругами, родителями и детьми, к которым приравниваются усыновленные и усыновители, а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, – между другими родственниками и иными лицами. Семейное право определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей».Семейное право на современном этапе детально регулирует семейные правоотношения, брак, правоотношения родителей и детей, алиментные обязательства, усыновление, опеку и попечительство над несовершеннолетними, семейные отношения с участием иностранного элемента.

Трудовое право – объединяет нормы, которые устанавливают порядок трудовых отношений, заключения и расторжения трудового договора, отношения социального партнерства, режим рабочего времени и времени отдыха, оплаты и нормирования труда, гарантии и компенсации, трудовой распорядок и охрану труда, материальную ответственность сторон трудового договора, порядок защиты прав работников, порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, особенности регулирования труда отдельных категорий работников и ответственность за нарушение трудового законодательства. Трудовое право «регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе функционирования рынка труда, организации и применения наемного труда. В своей совокупности эти отношения и составляют основные элементы (ядро) предмета трудового права России».В систему трудовых правоотношений входят также отношения по организации труда и управления трудом, трудоустройству, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и др.

Земельное право – отрасль, регулирующая отношения по поводу владения, пользования и распоряжения землей. Оно включает в себя порядок регулирования права собственности и иных вещных прав на землю, правовые основы землепользования. Основным предметом регулирования земельного права являются: государственное управление земельным фондом, охрана земель, а также правовые режимы земель сельскохозяйственного назначения, режим земель поселений и предоставленных для целей недропользования, земель лесного фонда, водного фонда, земель запаса и особо охраняемых территорий.

Экологическое право – представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы, т.е. специфически экологические отношения по поводу рационального использования и охраны природных ресурсов, режим особо охраняемых природных объектов и др. Экологическое право как отрасль права определяет экологические функции государства, экологические права и обязанности граждан, право собственности на природные ресурсы, право природопользования и его виды, юридическую ответственность и др.

Предпринимательское право – комплексная отрасль права, определяющая порядок ведения предпринимательской деятельности (связанной с получением прибыли) для граждан и юридических лиц, организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, государственное регулирование (налоговое, правовое), договорные отношения, способы обеспечения обязательств, правовое регулирование несостоятельности (банкротства) предпринимателей, ответственность за нарушение договорных обязательств, правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и др. Предметом предпринимательского права является «нормативно определенная комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность норм и институтов, регулирующих общественные отношения в области предпринимательской деятельности».Субъектами предпринимательской деятельности являются индивидуальные предприниматели, государственные предприятия, производственные кооперативы, коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в соответствии с учредительными документами.

Коммерческое право (торговое) право регулирует отношения, возникающие в сфере торговли, т.е. предметом регулирования коммерческого права является порядок осуществления торговой деятельности.

Жилищное право – является системой правовых норм, регулирующих отношения в связи с использованием жилых помещений государственного, ведомственного, муниципального и частного жилищных фондов, порядок найма жилья и проживания, отношения по управлению жильем, приватизации жилья, ответственности за нарушение жилищного законодательства.

В науке также принято деление отраслей права на профилирующие (главные, базовые отрасли), специальные (регулирующие особые сферы отношений) и комплексные (соединяющие в себе разнородные институты специальных и профилирующих отраслей). Путем создания комплексных отраслей права (предпринимательского, коммерческого, экологического и др.) происходит дальнейшая дифференциация отраслевого регулирования правоотношений.

Система права находится не только в относительно стабильном состоянии, но и в процессе постоянного становления, нахождения определенного баланса в правовом регулировании общественных отношений. Например, в процессе становления находятся такие отрасли права, как конституционно-процессуальное, административно-процессуальное и др.

Институты права

Институт права – это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений. Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт права – вид отношений. Понятие «род» шире понятия «вид». Тем самым, институт права входит в соответствующую отрасль права в соответствии с предметом и методом правового регулирования.

В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Например, в отрасль уголовно-процессуального права включаются институты возбуждения уголовного дела, предъявления обвинения, применения мер пресечения, предварительного слушания, судебного разбирательства и др. Например, отрасль трудового права включает в себя институты охраны труда, трудового договора, материальной ответственности и др.

Каждый институт является относительно обособленным блоком отрасли. Правовые институты могут объединяться в подотрасли права. Подотрасль права – это уже не институт, но еще не отрасль права. Например, авторское, изобретательское, жилищное право являются подотраслями гражданского права, налоговое право является подотраслью финансового права и т.д. Институт в свою очередь может делиться на субъинституты (регулирующие конкретную разновидность общественных отношений в рамках определенного института). Суть субъинститутов состоит в возможности дальнейшей дифференциации, делении институтов. Например, институт преступлений против жизни, здоровья и достоинства личности делится на субъинституты преступлений – против жизни, против здоровья и т.д. Не каждый институт права имеет хотя бы один субъинститут.

Институты права можно классифицировать по следующим основаниям:

В последнее время принято говорить о проблеме комплексного института права, который может постепенно объединяться с единым институтом в рамках определенной отрасли права или специализироваться и делиться в дальнейшем, соединяясь с институтами родственных отраслей права. Таким образом создаются комплексные отрасли права. Это во многом обусловливается на современном этапе растущей функциональной взаимосвязью между отраслями права.

Система права и правовая система

При рассмотрении понятия «система права» необходимо отграниваться от понятия «правовая система». Правовая система – более широкое понятие, представляющая собой совокупную связь права, правовой идеологии и юридической практики. Категория «правовая система» приобретает большое значение для характеристики национальной правовой системы конкретного государства или группы государств (правовых семей).

В зависимости от того, какой из элементов правовой системы играет решающую роль в правом регулировании, выделяют семьи правовых систем: романо-германскую, англосаксонскую (общего права), славянскую, мусульманскую и др.

Первичным элементом системы права выступает юридическая норма, из норм складываются правовые институты (различные блоки права), из них складываются отрасли права (наиболее крупные подразделения права). В своей совокупности отрасли права и составляют право в целом или систему права конкретной страны.

Правовую систему нельзя отожествлять с правовой надстройкой, которая характеризует место права по отношению к экономике и представляет собой совокупность правовых взглядов, норм, отношений, юридических учреждений, которые обусловлены экономическим развитием (базисом). Правовая система в отличие от правовой надстройки характеризует взаимосвязь правовых явлений и отношений, их функциональное назначение. В качестве элементов правовой системы кроме права, правовой идеологии, юридической практики часто называют правосознание, юридическую науку (доктрину), правовую культуру, юридическую технику, правоотношения. Например, правосознание оказывает существенное влияние на нормотворческую деятельность и юридическую практику, но само обусловлено правом как основным элементом правовой системы. Юридическая практика (правотворческая и правоприменительная) оказывает обратное воздействие на право, формируя и корректируя его. Поэтому происходит дальнейшее совершенствование юридической науки, законодательства и правовой культуры.

Таким образом, прослеживаются взаимосвязи между структурными элементами правовой системы. Система права выступает одним из базовых элементов правовой системы. Правовые системы современности рассматриваются в рамках или национальных правовых систем (российская, германская), или в рамках объединенных (родственных) систем международного характера, например, российская правовая система является составной частью романо-германской или славянской правовой системы. Как и внутри романо-германской системы выделяют группу романского права (Франция, Италия, Испания, Швейцария, Бельгия и др.) и группу германского права (Германия, Австрия, Венгрия и др.). Внутри англосаксонской правовой системы различают английскую и американскую модель. Другими словами, составные элементы, входящие в правовые системы неодинаковы и их дифференциация позволяет осуществлять подобную классификацию.

Внутригосударственное и международное право

Внутригосударственное право как система национального права устанавливается конкретными государствами, но в основном в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Процессы глобализации правосознания и права приобретают все большую значимость, хотя этот процесс протекает неравномерно и зависит как от внутренних, так и от международных факторов.

Международное право представляет собой систему юридических принципов и норм, выражающих согласованную волю участников международных отношений и регулирующих их взаимодействие.

Институты международного права формируются путем согласования позиций участников международных отношений. Международное право не входит в систему внутригосударственного права, оно занимает наднациональное положение. С другой стороны, международное и внутреннее право взаимосвязаны между собой. Международные принципы и нормы, международные договоры в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены внутренним законодательством, то применяются правила международного договора. Конституции многих государств содержат нормы, в соответствии с которыми любое лицо может обратиться в межгосударственные органы по защите прав человека, при этом вступают в действие принципы международного процессуального права. «Существует два основных подхода к решению вопроса о соотношении международного права и внутригосударственного: монистический, согласно которому международное и внутригосударственное право рассматриваются как части единой системы, и дуалистический, согласно которому международное и внутригосударственное право – это две различные правовые системы».

Международное право делится на международное публичное и международное частное право. Первое – регулирует отношения между государствами и международными организациями, второе – гражданско-правовые отношения с участием иностранного элемента (иностранных физических и юридических лиц).

Соотношение системы права и системы законодательства

Если система права выступает как внутренняя форма права (его строение по отраслям и институтам), то система законодательства как внешняя форма права, как система нормативно-правовых актов, в которых отрасли и институты права выражены (С.А. Комаров).

Система права характеризует взаимосвязи между ее основными элементами, так же как и система законодательства. Систему права и систему законодательства различают по следующим основаниям:

Несовпадение системы права и системы законодательства связано с тем, что систематизация законодательства осуществляется при наличии уже сложившейся системы права, например, появлению кодексов предшествует образование соответствующих отраслей права.

Систематизация нормативно-правовых актов

Систематизация нормативно-правовых актов является деятельностью, направленной на упорядочение и совершенствование правовых норм. Она тесно связана с правотворчеством, при ее осуществлении не вносятся изменения, дополнения в регулирование общественных отношений, не происходит создание новых норм права. В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы. Систематизация необходима для устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения коллизий и ликвидации пробелов в праве.

Нормативно-правовые акты создаются различными правотворческими органами государства, они имеют неодинаковую юридическую силу, несовпадающее временное действие, распространяются на различных субъектов и на неодинаковую территорию действия. С течением времени количественное их использование создает определенные трудности и противоречия. Систематизация законодательства позволяет оптимизировать процесс правового регулирования. В настоящее время используются следующие основные виды систематизации: учет и регистрация нормативно-правовых актов, инкорпорация, консолидация, кодификация.

1. Учет и регистрация законодательства представляет собой первичную систематическую деятельность по сбору, сохранению и поддержанию в контрольном состоянии всего массива нормативно-правовых актов. Кроме того, данный вид систематизации позволяет создать определенную поисковую систему законодательства. Учет осуществляется всеми субъектами правоотношений, государственными органами и юридическими лицами для удовлетворения собственных потребностей. Совокупность нормативно-правовых актов, взятых на учет, составляет информационный фонд, в котором эти акты хранятся в определенном порядке. В государственных органах учетом и поиском нормативной информации занимаются специальные службы (кодификационные бюро и др.). Наиболее простой вид учета законодательства – это фиксация нормативных актов в специальных журналах (журнальный учет). Такой учет может вестись по хронологическому, алфавитно-предметному или системно-предметному принципам. Другой формой является картотечный учет (совокупность карточек, располагающихся по определенной системе). В карточках фиксируются основные реквизиты акта или полный его текст. Карточки могут объединяться в определенные разделы, отделы и другие подразделения. Следующей формой учета законодательства является ведение контрольных текстов действующих нормативных актов (внесение в тексты официальных изданий нормативно-правовых актов отметок об их изменении, дополнении, отмене). В последнее время все более активно используется автоматизированный учет законодательства.

2. Инкорпорация – представляет собой объединение нормативно-правовых актов в сборник без изменения их содержания. Происходит создание унифицированных сборников, при этом каждый из нормативных актов сохраняет свое юридическое значение. При инкорпорации объединение норм права происходит как правило по внешним признакам (хронологическому и предметному), т.е. по времени принятия и определенной тематике. Хронологическая инкорпорация означает «приведение нормативных актов в определенный порядок в процессе их официального опубликования», «предметная инкорпорация – более сложный вид систематизации, в результате которой создаются тома Собрания действующих нормативных актов высших органов государственной власти и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направленностью». Инкорпорация – самый простой вид систематизации, но она может охватывать все законодательство по определенному предмету регулирования (генеральная инкорпорация). Но если она охватывает лишь часть законодательства, то является частичной инкорпорацией. Инкорпорацию осуществляют систематизирующие органы (министерство юстиции), не имеющие полномочий отменять, изменять или устанавливать правовые нормы. При этом осуществляется внешняя обработка нормативного акта, не затрагивающая его нормативного содержания. Сохранение неизменным нормативного содержания акта – составляет основное отличие инкорпорации от консолидации и кодификации как более сложных видов систематизации. Результатом инкорпорации является издание различных сборников и собраний законов. Инкорпорация подразделяется на официальную, официозную и неофициальную. Официальная инкорпорация означает упорядочение правотворческим органом норм путем издания сборников действующих нормативно-правовых актов, носящих официальный характер. Официозными являются собрания, которые осуществляются по поручению правотворческого органа. Неофициальная инкорпорация означает внешнюю обработку законодательства, которая осуществляется различными организациями без специальных на то полномочий правотворческих органов.

3. Консолидация – форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение (устранение множественности нормативно-правовых актов). Здесь нормативные акты объединяются по признаку отношения к определенному виду деятельности (медицина, образование, транспорт). Как форма компромиссной систематизации, консолидация сочетает в себе элементы инкорпорации и кодификации. Консолидация является формой укрупнения множества разрозненных норм в единый акт без изменения их содержания. Она получила большое распространение за рубежом (кодексы автомобильных дорог, кодексы сберегательных касс и др.). То, что консолидационный акт является сводным нормативно-правовым актом, сближает его формально с кодификацией, но то, что он по существу не вносит ничего нового в регулирование определенных отношений, сближает его с инкорпорацией. Консолидация выступает в основном как промежуточный этап перед кодификацией.

4. Кодификация – это форма систематизации нормативно-правового материала, носящая завершающий характер, связанная с приданием правовому регулированию комплексного системного характера (внешняя и внутренняя обработка нормативного материала). В результате кодификации создается новый сводный акт путем внутренней переработки действующего законодательства и внесения в него существенных изменений. Кодификация заменяет ранее действующие нормы и связана с изданием нового законодательного акта. Кодификационной деятельностью занимаются только компетентные государственные органы. Различают всеобщую, отраслевую и специальную кодификацию. Всеобщая кодификация связана с образованием сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства. Отраслевая кодификация является объединением нормативного материала в определенной отрасли или подотрасли законодательства. Специальная кодификация предполагает объединение норм определенного правового института или нескольких институтов (Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ и т.д.). В результате кодификации создается новый нормативно-правовой акт сводного характера. Кодификационный акт становится основным по сравнению с другими актами в определенной сфере правового регулирования. Эти акты рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Кодификационные акты подразделяются на основы законодательства, кодексы, уставы, положения, правила.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *