Это статья о музыкальном стиле. Об альбоме Pixies см. «Bossanova».
Босанова
Направление:
Содержание
Описание, история
Босанову часто ошибочно считают афро-бразильским «изобретением», тогда как это относительно недавний жанр, созданный преимущественно белыми музыкантами и поэтами — последователями идей битников. Признанными отцами и основоположниками босановы являются Жуан Жилберту и Антонио Карлос Жобим. Первой грамзаписью босановы считается песня «Довольно грустить» («Chega de Saudade») 1958, сочинённая Жобимом и исполненная Жуаном Жилберту, а наиболее известной и узнаваемой является песня «The Girl From Ipanema», исполненная Жуаном (гитара) и Аструд Жилберту (вокал), Антонио Карлосом Жобимом (рояль) и Стэном Гетцем (саксофон).
Происхождение названия «bossa nova» (буквально bossa — «шишка», «холмик», «горб»; nova — «новый») связывают с модным в конце 1950-х годов бразильским жаргонным словечком «bossa», которое означало примерно то же, что русское словечко «фишка»: особенность, яркая черта. Таким образом, название жанра следует понимать не буквально («новый горб» или «новая шишка»), а по существу: «новая „фишка“», «новый стиль».
Босанова появилась в Рио-де-Жанейро, в районе Ипанема — месте обитания обеспеченных людей. Первоначально босанова была смесью традиционных ритмов бразильской самбы и классического американского джаза, исполнявшейся на вечеринках и домашних концертах для образованной публики. Вскоре, однако, босанова перестала быть лишь «музыкой для избранных» и зазвучала в клубах, арт-кафе и просто на улицах бразильских городов. Целая плеяда талантливых авторов, среди которых особенно выделялись Антонио Карлос Жобим (псевдоним — «Том Жобим»), Луис Бонфа, Жуан Жилберту и Баден Пауэлл, быстро добилась всеобщего признания.
Считается, что первым успешным образцом босановы был альбом «Песня слишком сильной любви» («Canção do amor demais»), записанный Элизет Кардозу и Жуаном Жилберту в 1958 году. Первым настоящим хитом, благодаря которому босанова переступила национальные границы, была всемирно известная ныне «Девушка из Ипанемы» («Garota de Ipanema», «The Girl From Ipanema») Атонио Карлоса Жобима и Винисиуша ди Мораиша. Мировыми хитами стали также песни «Безрассудство» («Insensatez») и «Корковадо» («Corcovado»). Уже в 1962 году им рукоплескал нью-йоркский Карнеги-холл; в это же время первые грампластинки с записями босановы появились и в Европе. К началу 1970-х годов босанова стала визитной карточкой бразильской музыки, и даже в наши дни, когда художественные вкусы значительно изменились, не утратила своего значения международной эстрадной классики, о чём свидетельствует постоянный интерес к ней в различных странах мира, в том числе и в России. На данный момент босанова является одним из фундаментальных направлений современной школы джаза.
Происхождение названия «bossa nova» (буквально bossa — «шишка», «холмик», «горб»; nova — «новый») связывают с модным в конце 1950-х годов бразильским жаргонным словечком «bossa», которое означало примерно то же, что в современном русском языке слово «фишка»: особенность, яркая черта. Таким образом, название жанра следует понимать не буквально («новый горб» или «новая шишка»), а по существу: «новая „фишка“», «новый стиль».
Что такое босанова?
Музыка босанова
Неудивительно, что в самой музыке чаще всего можно встретить размерности, вроде бы и ровные (скажем, 4/4 или 2/4), но с явной долей так называемого свинга (смещения долей), когда в ритмической партии присутствуют всевозможные синкопы, причем, как многим кажется, в самых неподходящих для этого местах. Нередко в каждом такте можно встретить триоли, что автоматически приводит размерность композиции к 12/8. Иногда можно услышать даже совершенно нестандартные размеры вроде 7/8 или 9/8.
Если взглянуть шире, босанова – это сестра таких стилей, как сальса, самба, румба и байау. И, как уже понятно, эта музыка неразрывно связана с танцевальными школами (впрочем, как и все остальные бразильские ответвления). Сами же бразильцы не представляют себе звучание музыки без определенных движений в танце.
Танец босанова
Как танец Босса-Нова известна с 1960 года, а в 1962-м получила мировое распространение. Слияние с Джазом породило особый тип шагов. Основное движения танцуются в ритме «медленно – быстро – быстро», как в любой другой Самбе, но при этом после шага на счет «раз» выдерживается пауза на счет «два». Получается необычный по характеру, затянутый скользящий шаг, выполняемый на месте или в продвижении по залу.
Если посмотреть на музыкальную сущность стиля, нетрудно предугадать, что босанова является одновременно и стилем музыки, и танцем.
Движения, как и во всех других танцевальных школах, отточены и грациозны, хореография подчеркивает мягкость и гибкость тела. Что самое интересное, босанову можно танцевать как в паре, так и самостоятельно, без партнера или партнерши. Хотя и существует базовый набор движений, основное внимание которых уделено движению ног, рук и тазобедренных суставов, вариаций в танце можно придумать сколько угодно.
Босса нова Это статья о музыкальном стиле. Об альбоме Bossanova».
Босса-нова
Направление:
латиноамериканская музыка
Истоки:
самба, прохладный джаз
Место и время возникновения:
Бразилия 1950-е
Годы расцвета:
1960-е
Поджанры:
Бо́сса-но́ва (также босано́ва, порт. bossa nova ) — стиль бразильской музыки, представляющий своеобразную смесь прохладного джаза с различными местными ритмами, среди которых — байау и, в первую очередь, самба. Босса-нову часто ошибочно считают афро-бразильским «изобретением», тогда как это относительно недавний жанр, созданный преимущественно белыми музыкантами и поэтами — последователями идей хиппи. Признанным отцом и основоположником босса-новы является Антонио Карлос Жобим. Первой грамзаписью босса-новы считается песня «Довольно грустить» («Chega de Saudade») 1958, сочинённая Жобимом и исполненная Жуаном Жилберту.
Происхождение названия «bossa nova» (буквально bossa — «шишка», «холмик», «горб»; nova — «новый») связывают с модным в конце 1950-х годов бразильским жаргонным словечком «bossa», которое означало примерно то же, что русское словечко «фишка»: особенность, яркая черта. Таким образом, название жанра следует понимать не буквально («новый горб» или «новая шишка»), а по существу: «новая „фишка“», «новый стиль».
Босса-нова появилась в Рио-де-Жанейро, в районе Ипанема — месте обитания обеспеченных людей. Первоначально босса-нова была смесью традиционных ритмов бразильской самбы и классического американского джаза, исполнявшейся на вечеринках и домашних концертах для образованной публики. Вскоре, однако, босса-нова перестала быть лишь «музыкой для избранных» и зазвучала в клубах, арт-кафе и просто на улицах бразильских городов. Целая плеяда талантливых авторов, среди которых особенно выделялись Антонио Карлос Жобим (псевдоним — «Том Жобим»), Луис Бонфа, Жуан Жилберту и Баден Пауэлл, быстро добилась всеобщего признания.
Считается, что первым успешным образцом босса-новы был альбом «Песня слишком сильной любви» («Canção do amor demais»), записанный Элизет Кардозу и Жуаном Жилберту в 1958 году. Первым настоящим хитом, благодаря которому босса-нова переступила национальные границы, была всемирно известная ныне «Девушка из Ипанемы» («Garota de Ipanema») Тома Жобима и Винисиуша ди Мораиша. Мировыми хитами стали также песни «Безрассудство» («Insensatez») и «Корковадо» («Corcovado»). Уже в 1962 году им рукоплескал нью-йоркский Карнеги-холл; в это же время первые грампластинки с записями босса-новы появились и в Европе. К началу 1970-х годов босса-нова стала визитной карточкой бразильской поп-музыки, и даже в наши дни, когда художественные вкусы значительно изменились, не утратила своего значения международной эстрадной классики, о чём свидетельствует постоянный интерес к ней в различных странах мира, в том числе и в России. На данный момент босса-нова является одним из фундаментальных направлений современной школы джаза.
Типичные представители
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Босса нова» в других словарях:
Босса Нова — Bossa nova Жанр Комедия Режиссёр Бруну Баррету В главных ролях Эми Ирвинг Антони … Википедия
Босса-нова — Это статья о музыкальном стиле. Об альбоме Pixies см. «Bossanova». Босса нова Направление: латиноамериканская музыка Истоки: самба, прохладный джаз Место и время возникновения … Википедия
Босса-нову — Это статья о музыкальном стиле. Об альбоме Bossanova». Босса нова Направление: латиноамериканская музыка Истоки: самба, прохладный джаз Место и время возникновения: Бразилия 1950 е Годы расцвета … Википедия
Жилберту, Жуан — Жуан Жилберту Основная информация Полное имя … Википедия
Жилберту Жуан — Жуан Жилберту Полное имя João Gilberto Prado Pereira de Oliveira Дата рождения 10 июня 1931 Место рождения Жуазейру, Баия, Бразилия Профессии … Википедия
Жилберту Ж. — Жуан Жилберту Полное имя João Gilberto Prado Pereira de Oliveira Дата рождения 10 июня 1931 Место рождения Жуазейру, Баия, Бразилия Профессии … Википедия
Жуан Жилберту — Полное имя João Gilberto Prado Pereira de Oliveira Дата рождения 10 июня 1931 Место рождения Жуазейру, Баия, Бразилия Профессии … Википедия
Идеальная музыка для отдыха на пляже, соперничество с Битлз и кавер Фрэнка Синатры – краткая история босса новы.
Босса-нова — это музыкальный стиль, родившийся в конце 1950-х годов. Он появился под сильным влиянием самбы из Рио-де-Жанейро и джаза из Соединенных Штатов. Можно сказать, что босса-нова является главной причиной, почему Бразилия стала известна на весь мир. Как же так произошло и при чем тут Фрэнк Синатра? Давайте разбираться.
Рождение жанра
Говоря об искусстве, всегда важно знать контекст времени, в котором оно существует. Босса-нова появилась на закате военной диктатуры. Тогда было много разговоров о реформах и изменениях в лучшую сторону, так что Бразилия начинала привыкать к идее свободы. Все слушали самба, однако жанр стал устаревать из-за потери связи с нынешним свободным поколением. Так в 1950-х годах молодежь из южной зоны Рио-де-Жанейро начали изобретать новый жанр, подходящий для них.
Пожалуй, началом жанра босанова можно назвать день, когда появился первый хит. Таким треком стала песня Жоао Жилберто (João Gilberto) «Chega de saudade» в 1958 году.
Хит Жоао Жилберто впервые собрал все особенности жанра воедино. Впоследствии они превратились в характерные черты босановы: использование гармоний самбы и джазового мелодизма и разговорный и низкий тон голоса. Все вместе делало музыку максимально расслабленной, как и полагается в солнечном Рио.
Международный успех
Год спустя Жоао Жилберто выпустил свой первый LP «Chega de saudade», который громко заявил о существовании жанра на бразильской сцене. На пластинке множество треков были созданы в результате сотрудничества музыканта Тома Жобима (Tom Jobim) и композитора Винисиуса де Мораеса (Vinicius de Moraes). Однако на этом их совместная работа не закончилась. В 1962 году дуэт написал песню «Garota de Ipanema», которая, без сомнения, является одной из самых важных песен в истории бразильской музыки. И не только бразильской. В 2005 году Американская библиотека Конгресса сочла его одним из 50 великих музыкальных произведений человечества.
В 1962 году в Карнеги-холле в Нью-Йорке состоялся концерт, который объединил Тома Жобима и Жоао Жилберту, а также других артистов. Это дало признание жанра по всему миру. В 1963 году вышел совместный альбом Жоао Жилберту и саксофониста Стэна Гетза (Stan Getz) Getz / Gilberto LP. Их коллектив стал всемирно известный и даже получил премию «Грэмми» за альбом 1965 года.
А в 1967 году была записана английская версия знаменитой песни «Девушка из Ипанемы» Тома и Винисиуса. Ее исполнил сам Фрэнк Синатра. Интересный факт о треке: песня 96 недель занимала вторую позицию в Billboard Top 100, уступая лишь A Hard Day’s Night группы The Beatles. Кстати, в рейтинге самых перепеваемых песен дуэт также уступает лишь «битлам» и их Yesterday.
Наследие босановы
История босановы имела начало, но не имела конца. Можно считать, что жанр перестал существовать в 60-е годы послевоенного переворота. Тогда в песнях стало больше социальных тем. Однако на самом деле хиты босса новы продолжают пользоваться успехом и сегодня, а имена артистов-основателей до сих пор знают как и те, кто застали рождение жанра, так и текущее поколение. К тому же даже артисты нового поколения не забывают главные хиты и часто делают на них ссылки в своем творчестве. Например, главная певица бразильского фанка Анитта, в одном из своих новых хитов использовала сэмпла из того самого трека «Девушка из Ипанемы».
Где и когда родилась босса-нова? Стиль Жуана Жилберту
Босса-нова — это удивительный стиль бразильской музыки, возникший из смеси джаза и латиноамериканских ритмов. Основной ритм босса-новы опирается на ритм самбы, в гармоническом же отношении она имеет много общего с джазом.
В 1950−60-х годах слово bossa использовалось для обозначения чего-либо нового, свежего, необычного, таким образом, словосочетание bossa nova буквально означает «новый стиль» или «новая фишка».
В 1956 году бразильский композитор Антонио Карлуш Жобим и автор текстов Винисиуш де Мораиш встретились для того, чтобы вместе создать основной стандарт босса-новы, воплотившийся в результате в песнях «Garota de Ipanema» («Девушка из Ипанемы»), «Desafinado», «Chega de Saudade» («Довольно грустить») и «Corcovado». Но на тот момент слушатели не смогли оценить по достоинству новый стиль, потому что он мало чем отличался от традиционной самбы. Своё признание босса-нова получила благодаря бразильскому певцу и гитаристу Жуану Жилберту, который в 1958 году вдохнул в песни Антонио Карлуша Жобима и Винисиуша де Мораиша новый ритм и добавил новую вокальную интерпретацию.
Ещё до встречи с создателями песен Жуан Жилберту путём долгих тренировок вырабатывал свой собственный стиль пения и игры на гитаре. Особенностью его пения было опережение или, наоборот, запаздывание партии голоса по отношению к партии гитары. Отец и остальные родственники не поняли, что Жуан создал новый стиль в музыке, и высмеяли его. Но уже в 1958 году босса-нова зазвучала не только по всей Бразилии, но и за её пределами.
Чувственный негромкий голос Жилберту проникает до самых глубин души, даря удивительное спокойствие и умиротворение, в то время как его гитара следует сложному ритму. Голос и гитара следуют как бы в разных направлениях, однако переплетаясь друг с другом. Босса-нова — это воплощение лета, солнца и беззаботности. Своим появлением она открыла новую страницу в истории музыки. Главным инструментом в босса-нове считается классическая гитара, она создаёт основной ритм. Простейший вариант босса-новы может быть исполнен лишь с помощью голоса и гитары. Для более красочного исполнения часто используется фортепиано и ударные.
Первой была записана песня «Chega de Saudade» («Довольно грустить»), именно с неё началось движение босса-новы по всему миру и расцвет карьеры Жуана Жилберту. Далее были записаны «Garota de Ipanema» («Девушка из Ипанемы»), «Corcovado», «Insensatez» («Безрассудство»). В 1962 году босса-нова захлестнула США, особенной популярностью пользовались записи Жуана Жилберту в совместном исполнении с известным джазовым музыкантом Стэном Гетцем. В это же время босса-нова появилась и в Европе. Пик популярности босса-новы приходится на 1958−63 годы, в этот период были созданы самые известные мировые хиты в этом стиле.
В последующие десятилетия, когда волна популярности босса-новы спала, многие композиторы и исполнители не раз еще обращались к этому музыкальному стилю, черпая в нем вдохновение для создания новых, более современных композиций. Возникли производные от босса-новы: босса-электрика, техно-босса. Но классическая босса-нова и сегодня звучит во многих уголках земного шара.
Основными исполнителями босса-новы считаются Жуан Жилберту, Элис Режина, Аструд Жилберту, Майса, Карлуш Лира, Нара Леан. Интерес к босса-нове не угасает и по сей день, и хотя записи этого направления найти сложнее, чем, например, классический джаз, они вполне доступны. Босса-нова имеет свой характер, сочетающий в себе изысканность джаза и завораживающий латиноамериканский ритм. Нежные, лиричные композиции в стиле босса-новы никого не оставят равнодушным, они способны подарить луч солнца даже в самый серый день.