стиль боро в одежде что это такое
Стиль «Боро» или японские заплатки — новый тренд в рукоделии
Японский дизайн часто стремится к динамике и асимметрии. Он выдает дорогие материалы за дешевые и наоборот. Стиль Боро объединяет заплатки, вышивку и лоскутное шитье в немыслимых формах. Японские заплатки придумали жители самых бедных районов японских городов еще в 16 веке. С одной стороны, одежду шили из самых дешевых лоскутов ткани. С другой — даже в этом японцы нашли определенную эстетику.
Самые первые вещи в стиле Боро шили из грубой пеньковой ткани хлопковой нитью. Вышивка делала одежду плотнее и теплее. Зародившись в самые бедных семьях, со временем Боро переросло в вид искусства, а самые ценные экземпляры одежды передавались из поколения в поколение как семейное сокровище.
Из-за бедности, некоторые японцы были вынуждены ходить в одних и тех же нарядах и на официальные мероприятия, положенные для людей их статуса, и на работу. Поэтому их одежда должна была быть практичной, удобной, но красивой. Ведь потерять лицо — самое страшное для жителя страны Восходящего Солнца.
Японские заплатки обычно шьют из плотной ткани, используя крупные стежки, расположенные в разных направлениях. Для разных лоскутов можно использовать нити разных цветов и толщины.
Заплатки могут быть классическими прямоугольными, удлиненными или других форм. Отделка хорошо смотрится и на одежде и в интерьере.
Вещи Боро не являются дешевыми, поскольку предполагают множество ручной работы.
Если вас покорил этот стиль, но вы не готовы тратиться на дорогую дизайнерскую вещь, постарайтесь освоить его самостоятельно. Вышивка бора отлично подходит для джинсовой ткани и вельвета.
Если боитесь сразу браться за крупные вещи, начните с аксессуаров.
Вот несколько примеров работ в стиле Боро для вдохновения.
Заплатка, не всегда признак нищеты. Модные заплатки в японском стиле Боро и Сашико
Похоже Япония не отпускает меня. Культура японцев всегда удивляет и притягивает своей философией, стилем, сложностью простоты и особо глубоким прочтением этого мира. Даже в искусстве этот народ познал дзен.
Боро и Сашико. Заплатка, как искусство.
Экспонаты из Amuse Museum. Chuzaboro Tanaka Collection (фото взято из интернета)
Так что же такое Боро, а что Сашико?
Сашико и Боро здесь сочетаются с окрашиванием Шибари
Продукция именитого японского дизайнера MUTSU (фото из интернета)
Японская версия рукодельной «раскраски» (фото из сети)
Традиционная игла для сашико достаточно длинная, 5 см. Вместе с ней японцы используют специальный наперсток, изготовленный из кожи и металла, чтобы проталкивать иглу сквозь ткань. Длины одной нити должно хватать ровно на один ряд. Заметные узелки не допускаются, даже на изнанке.
От теории к практике
Конечно, чтобы боро/сашико были идеальными нужен опыт. Это только на первый взгляд кажется, что всё просто. В этом я убедилась сама. Свое боро и сашико я сделала на обычных джинсах из денима. Взяла белую хлопковую нить из остатков своей пряжи и обычную длинную иглу.
Нанесла рисунок, который задумала. У меня он арочный. И приступила к вышиванию.
Вязальные нитки, конечно, слегка толстоваты для сашико, но зато фактурно
Рисунок по джинсовке получился кривоват, но он потом все равно выстирается
Процесс настолько затягивает, что на одном орнаменте я не остановилась, добавила еще и акцент в виде рыбки. Получилось довольно интересное сашико.
Боро я тоже импровизировала из остатков ткани, а вернее старых хлопковых рубашек. Я просто вырезала квадраты (всего их 4) и простегала их уже красной хлопковой нитью. Меня результат порадовал!
Традиционное для Японии сочетание синего с красным
Скажу вам честно, что в планах у меня уже есть пару проектов, которые хочу реализовать. Этот японский дуэт меня вдохновил! Посмотрите, какое яркое разнообразие сегодня представляет это направление вышивки и разумной «утилизации» остатков ненужной одежды.
Современный вариант кимоно (Фото из интернета)
Попробовав один раз, вы обязательно пополните свой гардероб либо аксессуаром, либо апгрейдом вещи, которую не знали куда деть и с чем носить, ведь выбросить жалко. Ох уж эти мудрые японцы!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Японские заплатки, или «Boro» в дизайне одежды. Часть первая: история
На современной улице все чаще встречаются люди в рваных и штопанных вещах, с декоративными заплатками на истрепанных локтях и коленях. Это, так называемый, «бомж стайл». Многие любят его и носят.
Но все ли знают откуда ноги растут? А растут они из древнейшей японской техники «боро», которая появилась еще до XV века, в эпоху Эдо и использовалась до начала Сева (XIX век). Само слово «боро» обозначает обрывки, тряпки, а техника происходит от бедных слоев японского общества.
По сути, это одежда, состоящая из многочисленных сшитых друг с другом тряпок и лоскутов цвета индиго. Именно в этот, самый легко доступный цвет и красили ткань, а шили из нее крестьяне подобие кимоно, хакама, оби и чехлы на футоны. Использовали они самый доступный и в то же время самый грубый материал — конопляную пеньку.
Поэтому силуэт был грубым. Изяществом данный костюм не обладал.Бедняки не могли себе позволить разнообразие, они работали и отдыхали в одном и том же одеянии, что приводило к быстрому изнашиванию даже такую грубую ткань. После того, как одежда была сделана, ее поддерживали на протяжении всей жизни владельца, а порой и даже больше. Отсюда и возникает эстетика многочисленных заплаток из различных лоскутов — того, что было под рукой.
Чтобы хоть как-то исправить положение, японцы начали расшивать лоскутную одежду цветной нитью, вышивкой и разнообразными вставками. Для теплоизоляции появилась традиция прошивать конопляную ткань хлопковой нитью, на ее основании были изобретены многообразные техники орнаментального шитья: sashiko, hizhinasi или kogin.
Со временем «боро» переросло в нечто большее: для бедных крестьян такие предметы быта стали проводником семейных традиций, они передавались из поколения в поколение.
Только в стране, где развито такое эстетическое мировоззрение, как «ваби-саби» — «скромная простота» (ваби — воздержанность и саби, букв. «ржавчина», — винтаж), мог возникнуть и так успешно развиваться подобный стиль.
На сегодняшний день множество коллекционеров со всего света покупают за большие суммы хорошо потертые винтажные чехлы футонов и рваные рабочие одежды как произведения искусства и вешают на стену на манер дорогущих шелковых кимоно.
В Нью Йорке даже есть магазин, который специализируется на японском текстиле вообще и на «боро» в частности.
А есть те, кто за не меньшие деньги приобретают современные аналоги «боро», чтобы носить самим и шокировать публику.
Надеюсь, что вам понравится эта завораживающая «нищета».
Публикация на основе статьи «Японские заплатки или boro: Japanese folk fabric (трафик).
mila_lova
Официальный дневник Милы Ловы
Узнаем историю техники и посмотрим подборку современных вещей определенно вписывающихся в стилистику Бохо.
История
Само слово «боро» означает буквально «обрывки, тряпки» и достаточно ясно говорит о сути подобной техники: это одежда, состоящая из многочисленных сшитых друг с другом тряпок и лоскутов. Несложно догадаться, что традиция происходит из беднейших слоев японского общества.
Сотни лет назад японские крестьяне и ремесленники начали шить себе подобия кимоно и оби. Разумеется, и речи не заходило о дорогих материалах вроде шелка, из которых шили кимоно для аристократии. Да что там — даже хлопок считался тканью редкой и дорогой.
Поэтому шили такие костюмы, например, из конопляной пеньки, которой на японских островах было навалом. Из соображений теплоизоляции появилась традиция прошивать конопляную ткань хлопковой нитью, более того — на ее основании были изобретены сотни разных техник орнаментального шитья: sashiko, hizhinasi или kogin.
Боро — это в первую очередь история практичности. Крестьяне не могли позволить себе шить новую одежду по каждому удобному случаю, они работали и отдыхали в одном и том же костюме, который постоянно приходилось укреплять и зашивать. Именно поэтому появилась эстетика многочисленных заплаток и нашивок из разных тканей — использовали то, что было под рукой. Со временем боро стало больше, чем одеждой — для бедных крестьян именно такие предметы быта стали проводником семейных традиций и истории, и они передавались из поколения в поколение.
По сути, боро, как и любой ярко выраженный этнический элемент, — отличный способ индивидуализировать собственный внешний вид. На фоне того, как быстро тиражируется любая интересная вещь, такие изыски смотрятся почти что экстравагантно.
Впрочем, боро — не для ленивых: любая вещь, стилизованная под эту технику, поистине уникальна, поскольку создается вручную и, естественно, стоит приличных денег. Конечно, в первую очередь великолепно эксплуатируют тематику именно японские марки. Это и специализирующаяся на дениме Blue Blue, и марка Sri, и те же Visvim, а также пара десятков брендов, о которых за пределами Страны восходящего солнца никто и не слышал. Но главным популяризатором боро, пожалуй, стоит называть токийский бренд Kapital.
Дизайнеры марки Kapital подходят к концептуальной стороне своего дела с практически маниакальной дотошностью — все коллекции создаются на основе культурного наследия с разных континентов: узоры навахо, традиции аммонитов, эскимосов, шотландцев, милитари и, конечно же, боро и сасико.
Надо признаться, что техника Боро хоть и самобытна, но достаточно сложно вписывается в современный гардероб. Дизайнеры используют лоскутную технику с осторожностью и комбинируют с привычными представителями стиля casual.
Из-за изначального цвета (индиго) и плотности материала (конопля), в современной моде для Боро используют в основном деним. Джинса как нельзя лучше подходит — это и синий цвет и плотность и красивая потрепанность лоскутов.
Так же для создания вещей в этом стиле подходит плотный трикотаж, хлопок, лен. Но самое главное — вам понадобится или много времени и терпения, потому что каждая вещь создается в ручную.
И напоследок девушки:
Думаю, многие такой стиль назвали бы скорее «божм-стайл», но согласитесь, с Бохо они всё же родственники.
Предыдущий пост про тенденции моды на сезон зимы 2013 был посвящен стилю нью-гранж и обзор закончился вещами из мужской коллекции Джуниа Ватанабе, японского модельера, давно участвующего в парижских неделях моды.
Да, эта коллекция вполне вписывается в стиль гранж. Обыграна идея заплаток, пиджаков не со своего плеча, винтажных тканей.
Сегодня я хочу сделать шаг в сторону и показать второе дно этой коллекции, её этническую составляющую.
Сейчас боро стали предметом антиквариата, который трудно найти, их коллекционируют. В Париже в прошлом году была выставка боро. Любопытно, но их даже носят и монтируют с современной одеждой.
Посмотрите, как оделась в боро девушка.
Но это еще не всё.
При изготовлении боро применяется техника окраски «шибори», чтобы тряпочки были разнообразно красивы несмотря на два цвета в основе : индиго и цвет некрашеной ткани, то есть белый.
Вышивка «сашико» популярна теперь и у нас, есть книги, в которых можно прочесть уроки по японскому способу художественно стегать.
Простежка традиционно делается белая на темно-синем (индиго) фоне пунктиром. Сейчас для изготовления многослойного изделия применяются новые материалы, современные утеплители, флизелин. Флизелин или водорастворимую бумагу, если не нужна лишняя жесткость, легко расчертить по линейке и затем стегать прямо по линиям рисунка. На лицевой стороне у вас будет рисунок без следов карандаша.
Затем по изнанке делается вторая простежка рабочей нитью, которая зацепляет стежки. Шов подтягивается и немного присобирается. Это дает объем, который и создавал раньше дополнительное тепло боро. Теперь вышивальщицы либо используют присборивание либо нет в зависимости от целей.
.
Стеганая поверхность боро становилась по прихоти мастеров полем для затейливых геометрических узоров.
Боро вдохновляет сейчас на создание новых вариантов по мотивам.
Даже на создание носков в стиле «боро».
Японские заплатки, или «Boro» в дизайне одежды. Часть третья: штопка
Продолжаем тему японских заплаток:
После просмотра готовых образцов в технике боро, возможно, вам захочется исполнить самим подобный шедевр. В этом случае будет полезным ознакомиться с приемами японской стежки. Из сложностей лишь аккуратность и терпение!
Самый распространенный вид — мелкий ручной стежок sashiko. Sashiko означает «маленькие удары», глагол Sasu — «проколоть». Стежок использовали для уплотнения ткани и соединения лоскутов, это придавало прочность и красоту. Цвет нити варьируется от белого до темно-синего.
Стежки прокладываются насквозь, они должны быть одинаковыми по размеру и пропускам. Основное правило — никогда не пересекать стежки, всегда оставлять расстояние на перекрестках орнамента.
Традиционная игла для sashiko достаточно длинная, около 2 дюймов, ширина равномерна по всей длине. Нить крученая без блеска. Японцы используют специальный наперсток из металла или кожи. Носится он на ладони прямо под средним пальцем, чтобы подтолкнуть иглу через плиссированную ткань.
Хотя, конечно, можно и без него.
Начиная работу вам необходимо отрезать нить такой длины, чтобы хватило выполнить ряд вышивки, двигаясь от одного края изделия к другому. Обернув ее дважды вокруг кончика иглы, а затем протянув иглу через эти витки спирали, образуйте квилтузел на конце нити.
Затем возьмите свою ткань и нанизывайте ее на иглу без протягивания нити. Выполнив таким образом произвольное, удобное для вас количество стежков, протолкните наперстком иглу и протяните нить. То есть обыкновенный шов «вперед иголку».
Узоры стежки могут быть различными:
Amimon — рыболовная сеть, обещает хороший улов.
Yabane — стрелки, символ воина.
Musubi Кикко — панцирь черепахи, счастливое число три (треугольник и шестиугольник) для долголетия.
Kogin — следующий вид вышивки, который использовался только на полуострове Tsugaru расположенном на северной части острова Хонсю. Самый бедный и самый мерзлый участок Японии. Видимо поэтому дешевую и перелатанную ткань украшали таким сложным рисунком. Ткань бралась цвета индиго, а переплетение было неравномерным, чтобы получить удлиненный ромб.
Hishizashi — разновидность kogin, но ткань бралась более светлая, и очень часто в одной вышивке использовалось три и более цветов нитей. Зародилась в Nanbu в префектуре Аомори.
А это приемы штопки совсем похожие на те, что раньше изучали в школе на урока домоводства. Только нитки разноцветные, а не в тон ткани:
Для облегчения задачи можно использовать заплатки из небеленой ткани с рисунком «крестиком» — самый распространенный вид штопки после параллельных линий.
Такой штопкой можно усилить колени и локти.
Свитер можно залатать тканью с традиционными рисунками или с фактурой похожей на штопку.
Растрепанный манжет — тоже не повод выкинуть вещь.
По себе скажу, что попробовав один раз, остановиться тяжело. Конечно, штопать носки приходилось часто и раньше, но удовольствие не то, что от «боро».
Возможно, для рукодельных мастериц нашего сообщества латание драных джинс покажется примитивом. Однако в свете кризиса (в равной степени как производства, так и перепроизводства) данное традиционное искусство имеет как практический, так и воспитательный смысл. Я так думаю. И, наверное, не я одна.
Спасибо за внимание! Творческих вам успехов!