служба маркетинга чем занимается
Отдел маркетинга: чем занимается, как устроен и с кем взаимодействует
Отдел маркетинга — это подразделение, которое полностью отвечает за взаимодействие компании со внешней средой. Они создают продукт по правильной цене для нужного потребителя, в нужном месте и в нужное время. Отдел маркетинга также несет ответственность за разработку рекламных акций и управление долгосрочными отношениями с покупателями.
Эту статью мы написали вместе с руководителем маркетингового отдела сети туристических агентств «Розовый Слон», Дарьей Щербаковой. Она рассказала нам не только про цели и задачи отдела маркетинга, но и про так, как и зачем образовался их отдел.
Цель и задачи отдела маркетинга
Глобальная цель любого маркетинга — сделать все возможное, чтобы компания продавала как можно больше товара или услуг и привлекала как можно больше клиентов. Это два параллельно связанных процесса, так как без одного, не будет и другого.
Задачи
Одной из основных задач отдела маркетинга считается формирование отношений между брендом и потребителями. Чтобы достигнуть необходимой цели, прежде всего нужно подружиться с целевой аудиторией: понять боли, предложить решение, сделать из обычного покупателя лояльного и прочее. Для того чтобы эти отношения создать в обязанности отдела маркетинга на предприятии входит большее количество дополнительных задач:
Структура отдела маркетинга
При масштабировании бизнеса становиться все больше и больше разных процессов и задач, которые нужно кому-то решать. Подразделение маркетинга в крупной компании может состоять из большого количество людей, которые как правило решают одну конкретную задачу. Вот список всех специалистов, которые могут работать в отделе маркетинга:
В малом или среднем бизнесе в маркетинге скорее всего будет 3-4 человека: кто-то занимается только интернет-рекламой и соцсетями, второй — оффлайн мероприятиями, а руководитель — аналитикой, мониторингом конкурентов и постановкой задач. Здесь распространённой ошибкой является передача большого объема задач на некомпетентного сотрудника, который попросту не сможет с ними справиться. Для малого бизнеса доступный вариант — решать часть вопросов самостоятельно силами сотрудников, которые способны их успешно решить, а остальное делегировать соответствующим компаниям и фрилансерам. Например, рекламное продвижение того же среднего бизнеса без проблем сможет курировать агентство на аутсорсинге.
В принципе, векторы у маленьких и больших организаций примерно одни и те же — разница в объемах рекламных кампаний и бюджете. Плюс в большой организации, скорее всего, будут выделять средства на обучение, повышение квалификации сотрудников, ведь маркетинг — динамичная и относительно молодая в нашей стране отрасль. То, что было эффективно год назад, в этом году уже может не сработать, и хороший маркетолог обязан «держать нос по ветру» и не бояться осваивать новое. В маленьком же бизнесе чаще работают маркетологи-самоучки, выходцы из менеджеров, кураторов, консультантов.
Взаимодействие отдела маркетинга с другими отделами
Продажи
Тесное взаимодействие происходит с отделом продаж. Отдел маркетинга показывает «что обещаем», а отдел продаж делает «как обещали». Если одно из звеньев подводит — вся работа насмарку. Либо о чудесном отделе продаж и качественном продукте никто не узнает, либо воодушевленный покупатель наткнется на некачественную работу продажников. И то, и другое — репутационные и финансовые потери компании.
Для достижения компании необходимого результата и маркетинг и продажи должны плотно сотрудничать друг с другом. Маркетологам необходимо анализировать диалог менеджеров по продажам и давать рекомендации, если что-то идет не так. Отделу продаж, в свою очередь учитывать обратную связь маркетинга и применять на деле.
Кадры
Качество работы маркетинга напрямую зависит от специалистов, которых нанимает HR-специалист или рекрутер. Процесс поиска и найма настоящих профессионалов необходимо проводить в тесном контакте с кадровой службой, начиная от удачного размещения объявления о вакансиях и заканчивая организацией дальнейших программ обучения и повышения квалификации сотрудников.
Финансовый отдел
Направление маркетинга взаимодействует с бухгалтерией, так как необходимо распланировать бюджет на рекламу, а также подсчитать прибыль, которую удалось получить за месяц, чтобы проанализировать эффективность работы.
Иногда сложно добиться слаженной работы всех отделов компании из-за человеческого фактора. Появляются конфликты интересов и каждое направление начинает думать что он лучше знает, как делать свою работу. В этом случае остается надеяться, что в конфликт вступают не руководители. Иначе исправить ситуацию становится довольно сложно.
Как оценить эффективность отдела маркетинга
Естественно — одним из важных показателей эффективности маркетинга считается рост продаж. Достаточно сверить продажи по отношению с прошлогодней динамикой, чтобы понять насколько отдел маркетинга справляется со своей прямой задачей. Единственное, на показатели могут влиять кризисные моменты во всем мире, например, коронавирус. В таком случае удержание прошлогодней планки считается хорошим результатом.
К другим показателям эффективности отдела маркетинга относят:
Как появился отдел маркетинга и что изменилось в компании «Розовый слон»
Отдел маркетинга вырос из кураторской службы, которая координировала работу с B2B партнерами. С ростом числа партнеров стало понятно, что нужно нанимать новых сотрудников и делегировать задачи, так как один человек не в состоянии качественно развивать агентскую сеть, решать сиюминутные проблемы партнеров и заниматься продвижением в СМИ.
С разделением работы «на троих» стало проще, но само разделение далось тяжело. Необходимо давить в себе синдром «дай, я лучше сам», когда ты привлекаешь в команду новых людей. Появляется ощущение, что лучше сделать все самому, чем доверить задачу новому сотруднику. Кажется, что нет смысла вкладывать в развитие сотрудника силы и доверять какие-то сложные задачи, пусть лучше займется чем-то элементарным. Это так не работает.
С проблемами делегирования сталкивается не только маркетинг, но и любая другая сфера. Эксперт вспоминает исключительно свой опыт, так как новый отдел с новыми задачами и неопытным руководителем — это всегда сложно. Но, если держать в уме финальную цель, все постепенно проясняется. Возможно, на постановку какой-то задачи сотруднику и контроль выполнения уйдет больше времени, чем новоиспеченный руководитель изначально привык отводить для этого. Возможно, сотрудник «сделает не так» — это не смертельно, практическую любую задачу можно переделать или исправить. Зато во второй и третий раз этот же сотрудник, вооруженный алгоритмом, понимающий, как добиться результата, справится гораздо быстрее и лучше. А если нет — значит ему не место в вашей компании. Как говорили в одном хорошем фильме — «можно и зайца научить курить, нет ничего невозможного для человека с интеллектом!». Намного хуже все время пытаться сделать все самостоятельно, делегируя только самые простые задачи.
Когда в компании появилось подразделение маркетинга и удалось наладить коммуникацию, фирма из региональной сети турагентств превратилась в федеральную. «Розовый слон» стал на слуху в федеральных СМИ — к ним обращаются за экспертным мнением. Компания наконец смогла больше времени уделять соцсетям и получать таким образом конверсию в заявки, правдивую обратную связь, а также лояльных клиентов. С тех пор как компания расширила штат и построила отдел маркетинга, число постоянных клиентов выросло с 700 до почти 3000.
Статья за 30 секунд, вместо заключения
Построение полноценного отдела маркетинга — сложный и кропотливый процесс. Чтобы действительно получить от отдела маркетинга пользу, давайте еще раз резюмируем все вышесказанное:
Чем занимается отдел маркетинга? Функции и обязанности
Отдел маркетинга сейчас необходим почти каждой компании, ведь без изучения рынка продать товар с максимальной выгодой очень сложно. Чем занимается отдел маркетинга на самом деле и какие цели преследует?
Понятие термина
Отношение к маркетингу в среде бизнеса противоречивое. Большая часть предпринимателей и бизнесменов понимают необходимость внедрения определенных маркетинговых стратегий в свои компании, однако есть еще те, кто относится к понятию маркетинга негативно.
Чем занимается отдел маркетинга в принципе? И почему вокруг необходимости создания отдела мнения разделились?
На самом деле маркетингом занимаются все владельцы магазинов и предприятий. Просто те, кто думает, что не занимается маркетингом, на самом деле чаще всего занимаются плохим маркетингом. Или маркетингом в стиле «как придется».
Когда вы определяете цену на товар в своем магазине, когда вы думаете о том, как сбыть долго лежащий товар, когда вы принимаете решение о закупках того или иного товара, вы уже занимаетесь маркетингом.
Маркетинг по сути — это совокупность всех действий, которые компания совершает на рынке. А задачей отдела маркетинга будет выстроить правильную стратегию действий на рынке, которая повысит продажи компании.
Маркетинг внутри компании или на аутсорте
Как и деятельность любого отдела, который не связан непосредственно c производством, отдел маркетинга можно вывести на аутсорс. Такой способ организации маркетинга компании предпочтителен в том случае, если нужно качественное внедрение новых стратегий, а также в том случае. когда постоянного маркетолога в штате оплачивать нецелесообразно.
Однако в большинстве случаев все же компании стоят перед необходимостью иметь штатного сотрудника, который даже при работе с нештатными специалистами, будет принимать ключевые решения по внедрению той или иной стратегии.
Это увеличивает возможность и эффективность контроля.
Каким компаниям необходим штатный маркетолог или отдел маркетинга
Любым производственным компаниям в современном мире просто необходим отдел маркетинга.
Но стоит заметить, что в большинстве случаев проще отслеживать эффективность продаж компании именно в том случае, если маркетингом целенаправленно занимается специально выделенный специалист, мотивация которого напрямую связана с его эффективностью.
Цели отдела маркетинга
Отдел маркетинга имеет следующие цели (в зависимости от целей, формируются обязанности отдела маркетинга в целом и каждого отдельного сотрудника):
Для чего существует отдел маркетинга компании
Какова его задача? Ключевой функцией отдела маркетинга является выстраивание отношений бренда и покупателя.
По факту, все, что делают маркетологи, делается только для этого.
Соответственно, исходя из основной функции можно выделить дополнительные:
Структура
Структура отдела маркетинга может сильно варьироваться в зависимости от типа компании, ее целей и функций. Как это выглядит на практике?
Отдел маркетинга на предприятии будет сильно отличаться от отдела маркетинга интернет-портала или издательства.
Чаще всего отдел маркетинга состоит из директора по маркетингу, аналитика и менеджера по продвижению продукции. При этом аналитик собирает данные по рынку, менеджер по продвижению составляет план сбыта на основе полученных данных. Также в некоторых случаях в отделе может присутствовать специалист по ассортименту товара и человек, специализирующийся исключительно на продвижении в сети интернет.
Сотрудников отдела маркетинга, как правило, делят на пять уровней, которые в некоторых компаниях присутствуют частично, а в некоторых полностью. Бывает, что в небольших компаниях организация отдела маркетинга такова, что один сотрудник совмещает в себе выполнение задач разных уровней.
Задачей руководителя будет координация действий сотрудников, их обеспечение загруженностью и контроль эффективности отдела маркетинга.
Эффективность отдела маркетинга
Отдел маркетинга должен постоянно повышать рост продаж за счет наиболее полного отслеживания и закрытия потребностей клиентов. Эффективность отдела маркетинга в разных компаниях будет рассчитываться по-разному. Однако есть и общие критерии, которые отражают суть проблемы. Следует отметить тот момент, что маркетологи сами по себе ничего не продают, они занимаются созданием оптимальных условий для проведения продажи.
Эффективность отдела маркетинга оценить можно по следующим критериям:
Обязанности директора по маркетингу или начальника отдела
Начальник отдела маркетинга руководит всем, чем занимается отдел маркетинга. Кратко описать его функции можно следующим образом:
Требования к сотрудникам
Требования к сотрудникам по маркетингу могут также в разных компаниях отличаться. Многое зависит от специфики поставленных задач. Например, чем занимается отдел маркетинга на предприятии по металлообработке будет отличаться от маркетинговых кампаний в магазине одежды. Чаще всего, основным требованием к работникам будет наличие профильного образования либо опыта в данной сфере, а также успешных кейсов. Однако это не всегда так. Должностная инструкция отдела маркетинга и его сотрудников может варьироваться в зависимости от специфики.
Знания, навыки и личностные качества, которыми должен обладать маркетолог:
Мотивация маркетолога
Коэффициент эффективности маркетолога, как правило, посчитать сложнее, чем аналогичный показатель у менеджера по продажам. Если у продавца все просто и считается по количеству звонков, вовлеченных клиентов и проданного товара и услуг, то эффективность маркетолога вычислить на первый взгляд сложнее.
Однако есть параметры, по которым можно оценить его эффективность:
Если рассматривать способ замотивировать маркетолога, то отлично зарекомендовавшим себя вариантом будет стандартный оклад + бонусная премиальная часть, которая считается исходя из показателей KPI.
Взаимодействие отделов
Для максимальной эффективности компании на рынке, отдел продаж и отдел маркетинга должны тесно взаимодействовать.
Маркетолог должен собирать информацию о поведении клиентов во время проведения реальных диалогов, а продавец прислушиваться ко всем рекомендациям маркетолога.
При этом во взаимодействии отдела маркетинга и отдела продаж должны учитываться следующие нюансы:
Не стоит выяснять, какой отдел важнее. Оба они действуют сообща и созданы для одной цели — налаживание отношений с клиентами. При этом отдел маркетинга выполняет стратегическое планирование, а отдел продаж — тактическую реализацию кампаний.
Интернет-маркетинг
Если еще десять лет назад об интернет-маркетинге мало кто знал и мало кто его использовал, то сейчас сложно представить себе компанию, которая бы не занималась продвижением своего товара в интернете.
В некотором роде интернет — это новый вид СМИ, где многое заимствованно из традиционных коммуникаций.
Но интернет-рынок отличается от классического. Преимуществом интернет-площадок для торговли является гораздо более простая аналитика продаж и заявок.
Современные аналитические веб-сервисы позволяют отследить воронку продаж поэтапно без наличия каких-либо специальных знаний и навыков.
Благодаря внедрению интернет-маркетинга, появилось множество направлений развития бизнеса и, соответственно, новых профессий для специалистов, составляющих отдел маркетинга. Это такие профессии, как:
А также в отделе маркетинга могут присутствовать копирайтеры и веб-дизайнеры, которые также помогают осуществлять то, чем занимается отдел маркетинга в компании.
Самые интересные примеры
Рассмотрим примеры эффективного использования маркетинга в различных организациях.
Чем занимается отдел маркетинга в компании Tefal? Отличный пример изучения рынка и влияния полученных данных — это изменение рекламной кампании Tefal под влиянием изучения рынка потребителей. Производители Tefal долгое время позиционировали свои сковородки как способ сэкономить на масле. Однако при проведении опросов и фокус-групп выяснилось, что покупатели видят основным преимуществом сковородки Tefal то, что благодаря тефлоновому покрытию, к ней не пригорает еда, а значит, она легко моется. И именно это было самым важным преимуществом сковороды в глазах покупателей. Благодаря полученной информации, концепцию рекламной кампании и позиционирование изменили, что позволило резко увеличить продажи.
Чем занимается отдел маркетинга на предприятии P&G? Было время, когда продажи порошка известного бренда Ariel не собирались сдвигаться с мертвой точки. Компания P&G заказала масштабное исследование о том, как люди ухаживают за своей одеждой. Выяснилось, что большая часть населения использует порошок лишь в 30 % случаев, пользуясь в 70 % услугами химчистки. При этом результаты исследования показали, что большая часть потребителей порошка работает по найму, и ходит на работу в костюмах, которые чистят в химчистке. Выяснилось также и то, что многие работают более эффективно, когда ходят на работу в повседневной одежде. И компания P&G разрешила сотрудникам ходить на работу в повседневной одежде пару дней в неделю. Новость широко осветили в прессе. Многие компании последовали этому примеру, и рынок стиральных порошков вырос на 20 %.
Мы изучили структуру отдела маркетинга. Как видим, это довольно важная тема. Зачастую, от правильной работы отдела маркетинга зависит благополучия компании.
Нужен ли вашей компании отдел маркетинга и чем занимается эта служба
Довольно часто маркетологов идентифицируют как PR-менеджеров или специалистов отдела сбыта. Однако их обязанности гораздо шире и включают в себя разработку стратегии развития всей компании, а также решение экономических вопросов. Чтобы разобраться, чем занимается отдел маркетинга и нужен ли он вашей компании, необходимо изучить этот вопрос подробнее.
Из этой статьи вы узнаете:
Чем занимается отдел маркетинга на предприятии и нужен ли он вам
Потребность в создании отдела маркетинга на предприятии зависит исключительно от того, осознает ли руководитель эту необходимость и готов ли он предоставить всю полноту соответствующих полномочий специалистам этого подразделения. Когда функционирование отдела основывается на принципе «не знаю, зачем, но все так делают», все начинания маркетологов окажутся напрасными, даже если они являются профессионалами высочайшего уровня.
Целесообразность создания подобной службы зависит от специфики вашего товара. Чем выше конкуренция в данной нише, тем выше потребность в отделе маркетинга.
Рекомендуемые статьи по данной теме:
В представленной ниже таблице вы найдете аргументы «за» и «против» создания отдела маркетинга на предприятии. Соотнеся их с потребностями собственной компании, вы сможете сделать вывод о том, нужно ли вам подобное подразделение.
4 стереотипа про отдел маркетинга в компании
Отсутствие у многих сотрудников компании понимания того, чем занимается отдел маркетинга, порождает стереотипы касательно его задач. Однако генерацией подобных стереотипов грешат и некоторые руководители, слабо представляющие себе назначение этого подразделения. В связи с этим на предприятии возникают определенные правила управления отделом маркетинга:
Поэтому получаемая от службы маркетинга информация воспринимается как недостаточно достоверная, а отклонения прогнозных значений лишь укрепляют уверенность топ-менеджмента в том, что подобным рекомендациям доверять не стоит. В результате менеджеры, не имеющие четких инструкций и алгоритмов действий, вынуждены полагаться не на маркетинговые показатели, а на собственный опыт и профессиональную интуицию.
Однако не все готовы отступить от привычного алгоритма действий. Итогом подобной инертности становится желание персонала отмахнуться от маркетологов, которые в свою очередь стремятся изменить такое положение дел и сформировать совершенно новое целостное управление по обратным связям из внешней среды.
Причиной возникновения стереотипов является не только отсутствие у персонала внятного понимания того, чем занимается отдел маркетинга, но и недостаточная теоретическая подготовка таких специалистов в учебных заведениях.
Основные задачи отдела маркетинга
В список основных задач отдела маркетинга входят:
Кроме того, данный список можно пополнить поиском необходимых партнеров для осуществления сделок, сотрудничества или подписания нужных контрактов. Нередко в задачи отдела маркетинга входит SMM-продвижение, а также ведение и наполнение корпоративного сайта.
Ключевые функции отдела маркетинга
Планирование маркетинговой деятельности
Маркетинговый план компании обязательно должен учитывать общую стратегию развития, согласно которой отдел маркетинга получает основную задачу (к примеру, освоение региональных рынков). Кроме того, определяется размер временных и финансовых инвестиций, необходимых для выполнения этой цели.
Когда компания планирует проведение акции, отдел маркетинга занимается:
Все планируемые мероприятия должны иметь прогнозируемые количественные результаты. Если ожидаемые показатели измерены, гораздо легче оценить эффективность проводимой кампании и скорректировать ее по мере необходимости.
Исследование рынка
Освоение рынка невозможно без знания его специфики. Изучение рынка можно осуществлять двумя способами:
Сбором и анализом информации о клиентах занимаются отделы маркетинга и продаж совместно. При этом отделу продаж делегируется задача по привлечению сведений о клиентах. Подготовку анкеты осуществляют маркетологи, они же впоследствии занимаются анализом и подготовкой основных выводов касательно деятельности компании на рынке.
Позиционирование
Позиционирование компании или продукта может осуществляться на основе портрета целевого потребителя и анализа конкурентов. Отдел маркетинга при этом занимается разработкой комплекса мер, которые позволят продукту или компании унифицироваться на рынке, заняв выгодную позицию относительно положения конкурентов.
Ценообразование
Формирование ценовой политики не может проводиться без участия отдела маркетинга, поэтому между финансовым департаментом и маркетологами должна быть налаженная тесная связь. Основная цена формируется на основе предложенной экономистами себестоимости, а ее корректировкой занимается отдел маркетинга, которые вносит изменения с учетом рыночных цен, ценовой политики конкурентов и выбранной стратегии предприятия.
Ассортиментная политика
На формирование ассортимента оказывают влияние потребности рынка, финансовое положение компании и цели реализуемой стратегии. Отдел маркетинга занимается анализом предпочтений клиентов и определением динамики спроса на те или иные единицы товарной группы.
Разработка новых идей
Именно отдел маркетинга помогает сформулировать «портрет идеального товара», который обладает качествами, необходимыми для его успешного внедрения на рынок. Чтобы выделить подобные приметы новинки, маркетологам нужно проводить круглые столы совместно с технологическим департаментом, отделом продаж, отделом развития и прочими. В процессе обсуждения разрабатывается дизайн продукта (и его упаковки) и система дистрибуции. Кроме того, отдел маркетинга занимается разработкой рекламной кампании.
Анализ маркетинговой деятельности
Без отчета маркетологов маркетинговое мероприятие не может считаться завершенным. Этот документ должен включать в себя сведения о подведенных итогах (сколько новых клиентов привлекли, насколько увеличился объем продаж, насколько выросли доходы), а также информацию о тех методах, которые использовались во время проведения (рекламные кампании, промоушен, другая маркетинговая активность).
Подобные отчеты способны продемонстрировать динамику развития, если проводить анализ схожих мероприятий в долгосрочной перспективе.
Вас также может заинтересовать: Виды интернет-маркетинга
Обязанности сотрудников отдела маркетинга
Начальник отдела маркетинга
Начальник отдела маркетинга занимается оперативным контролированием процесса разработки маркетинговых, рекламных и PR-кампаний, а также их координацией. Целью подобных мероприятий является реализация стратегии компании по получению прибыли, завоеванию и удержанию рынков.
Основные направления деятельности:
К претендентам на позицию руководителя отдела маркетинга предъявляются следующие требования:
Менеджер-маркетолог
Менеджер-маркетолог занимается планированием и проведением маркетинговых кампаний предприятия.
Основные направления деятельности:
К претендентам на позицию менеджера-маркетолога предъявляются следующие требования:
Менеджер по PR, работе со СМИ и спецпроектам
Менеджер по PR, работе со СМИ и спецпроектам занимается формированием и поддержанием положительного имиджа предприятия.
Основные направления деятельности:
К претендентам на позицию менеджера по PR, работе со СМИ и спецпроектам предъявляются следующие требования:
Менеджер по рекламе
Менеджер по рекламе занимается подготовкой и проведением комплексных рекламных кампаний предприятий, а также других востребованных в фирме видов рекламы.
Основные направления деятельности:
К претендентам на позицию менеджера по рекламе предъявляются следующие требования:
Вас также может заинтересовать: Виды рекламы в маркетинге
С кем и как взаимодействует отдел маркетинга
Эффективная работа отдела маркетинга невозможна без слаженного и координированного взаимодействия с другими смежными подразделениями.
Подобное взаимодействие основано на предотвращении ситуаций срыва заказов, связанных с возникновением непредвиденных обстоятельств (к примеру, нехватка комплектующих или сырьевых материалов). Кроме того, маркетологи должны держать сотрудников коммерческого отдела в курсе касательно заключенных и планируемых к заключению договоров.
При подобном взаимодействии отдел маркетинга обязан осознавать степень рисков, возникающих в случае предоставления ошибочных прогнозов касательно объемов будущих заказов. Заниженный или завышенный прогноз может привести к неверному финансированию.
Разумеется, маркетологи не должны знать все тонкости бухгалтерского учета, однако разбираться в основных приёмах калькуляции издержек и производства они обязаны. Разработка маркетингового бюджета невозможна без этих умений, а их практическое применение позволяет заниматься эффективной координацией расходования средств.
В конечном итоге, именно работа отдела маркетинга позволяет судить о деятельности самой компании. Для того чтобы исполнение маркетингового бюджета соответствовало поставленным целям предприятия, маркетологам необходимо не только знать показатели расходов и доходов, но и уметь их контролировать.
Поскольку взаимодействие с контрагентами (маркетинговыми и креативными агентствами, службами по маркетинговым исследованиям и пр.) невозможно без заключения и подписания договоров, координирование подобных процессов обязательно должно осуществляться юридическим отделом.
Юридическая служба располагает значительным объемом шаблонов нормативно-правовых актов, которые регулируют все аспекты экономической и хозяйственной видов деятельности предприятия (разработка нового продукта, условия и правила производства, хранения и транспортировки, условия продажи, определение цены, реклама и пр.).
Хорошие кадры определяют эффективное функционирование любого подразделения, в том числе, и отдела маркетинга. Руководитель маркетинговой службы взаимодействует с отделом кадров в случае возникновения потребности в найме персонала или повышении квалификации имеющегося. Кроме того, тесное взаимодействие отделов кадров и маркетинга необходимо на этапе подготовки инструктажа и программы обучения нанятых специалистов-новичков.
Планово-экономический отдел занимается подготовкой и передачей маркетологам построенных прогнозов касательно объемов продаж, информации о ценовых изменениях, методических материалов для грамотного планирования, а также представляет на утверждение калькуляции расходов проводимых маркетинговых мероприятий.
Взаимодействие в данном случае заключается в передаче маркетологами документации, необходимой для балансовых отчетов, а также документов, требуемых при подготовки командировки сотрудника. В свою очередь, бухгалтерия отправляет всю информацию касательно командировочных расходов, расчетные листы на выдачу зарплаты и пр. Подобный документооборот выглядит рутинным, однако без него невозможно представить эффективную деятельность всех отделов компании.
Какие проблемы могут возникнуть у руководства с отделом маркетинга
Проблема №1. У владельца/руководства нет понимания маркетингового процесса.
Если руководство компании имеет слабое представление о том, чем занимается отдел маркетинга, разъяснить специфику маркетингового инструментария может быть очень сложно. Многие собственники отталкиваются от расхожего мнения о том, что весь спектр маркетинговых процессов сможет осуществлять всего один специалист.
Проблема №2. Нет понимания базового функционала.
Когда базовый функционал является «дремучим лесом», это может породить снижение эффективности исполнения всех процессов отдела маркетинга:
Проблема №3. Отсутствует профессиональное образование в сфере современных технологий маркетинга, интернет- и контент-маркетинга.
Большинство интернет-маркетологов занимаются самообразованием. Это объясняется спецификой сферы маркетинга, которая постоянно изменяется и развивается. Появляющиеся практически ежедневно новые инструменты требуют незамедлительного применения. Поэтому построение теоретических обучающих постулатов может быть затруднено, а за пятилетний срок вузовского обучения все приобретенные знания устаревают практически сразу после получения диплома.
Проблема №4. Маркетолог не понимает, кто является целевой аудиторией компании.
Такое явление может периодически возникать даже у опытных маркетологов. Недостаточность знаний об особенностях целевой аудитории или отсутствие понимания специфики эталонного покупателя затрудняют дальнейшую маркетинговую работу.
Чтобы предотвратить подобные ситуации, маркетолог должен заниматься:
Проблема №5. Отсутствует связь между отделом маркетинга и отделом продаж.
Если между маркетологами и отделом продаж отсутствует тесное взаимодействие, подобный разрыв может негативно сказаться на деятельности всей компании. Обратная связь по лидам, предоставляемая сейлз-менеджерами, обеспечивает открытость в выделении признаков целевой аудитории и продуктовых ниш. Если же ее нет, в выборку могут попасть нецелевые потребители, что приведет к искажению результатов, а также к временным и инвестиционным потерям.
Вас также может заинтересовать: Продвижение нового сайта
Интернет-продажи и отдел маркетинга
Интернет-продажи постепенно завоевывают рынок. Именно поэтому любой бизнес-проект сегодня не может успешно существовать без собственного качественного сайта, отвечающего требованиям юзабилити.
Если руководитель или собственник компании имеют слабое представление о специфике интернет-рекламы и не считают нужным финансировать данное направление, это может привести к потере привлекательности корпоративного сайта в глазах потенциальных покупателей, а значит, к снижению продаж.
Если вы осознаете всю мощь рекламы в сети, опытный специалист по маркетингу сможет обеспечить хорошее развитие компании даже с небольшими инвестициями в эту сферу. В зависимости от возможностей и масштабов предприятия, маркетолог может быть один, занимаясь всем спектром маркетинговых задач (один специалист может быть эффективен только в том случае, если вам необходимо обеспечить поисковое продвижение и контекстную рекламу).
Однако с точки зрения временных затрат гораздо эффективнее привлечь опытную команду, которая сможет работать слаженно.
Качественное продвижение сайта осуществляется группой, в которую входят:
Но пусть вас не пугает перспектива найма такого большого количества специалистов и обеспечения их рабочих мест. Работой нескольких человек может заниматься один (например, контент-менеджер успешно справится с работой копирайтера).
Если же привлечение даже 4 человек из 7-ми все равно вам не по карману, часть работ можно передать сторонним маркетинговым организациям по аутсорсингу. Но не стоит забывать о том, что этот процесс должен обязательно координироваться вашим штатным специалистом по маркетингу, в противном случае результат может оказаться непредсказуемым, а эффективность продвижения приблизится к нулю.