стихотворение что ты тискаешь утенка
Что ты тискаешь утёнка
Что ты тискаешь утенка?
Он малыш, а ты — большой.
Ишь, задравши головенку,
Рвется прочь он всей душой…
Ты представь такую штуку, —
Если б толстый бегемот
Захотел с тобой от скуки
Поиграть бы в свой черед?
Взял тебя бы крепко в лапу,
Языком бы стал лизать,
Ух, как стал бы звать ты папу,
И брыкаться, и кричать.
Ты снеси утенка к утке,
Пусть идет купаться в пруд, —
Лапы мальчика не шутка,
Чуть притиснешь — и капут.
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
План-конспект урока по литературному чтению на тему:»Знакомство с названием раздела. Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка. «
Урок литературного чтения
Дата: 23.01.19 № 72 Класс 3-Б
Тема: Знакомство с названием раздела.
Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка. »
ознакомить учащихся с новым разделом, с произведениями Саши Чёрного «Что ты тискаешь утёнка?», ;
обучать правильному чтению стихов;
развивать память, речь, мышление.
Воспитывать любовь к чтению.
учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела, произведения;
читать стихотворение, отражая настроение;
находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения.
Организационный момент. СЛАЙД 1
Ваши мышцы все проснулись? Да.
Ваши губы улыбнулись? Да.
Речевая разминка. СЛАЙД 2
— Прочитайте стихотворение «Веселая путаница». Дается три минуты вам, чтоб всех расставить по местам!
— Ну, ребята, как делишки?
— Хорошо! — кричат мальчишки.
— Есть ли новости у вас?
— Есть! — и начали рассказ.
— Ходил я в цирк не так давно.
— Как было весело, смешно!
— Нахохотался я до слез.
— И вдруг пошел ко дну.
— Там пес кота в коляске вез.
— Там клоун был без головы.
— Играли в мяч морские львы.
Повторите все до точки,
Только — чур! — поодиночке.
— Отчего произошла путаница? Расставьте все по местам.
— Понравилось вам стихотворение?
— Прочитайте медленно (еще: начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп, начните читать быстро и постепенно замедляйте темп, прочитайте скороговоркой, выразительно).
Актуализация знаний. СЛАЙД 6
– С какими разделами уже познакомились?
– Если вы помните мы уже изучали раздел с названием «Поэтическая тетрадь».
Как вы думаете, о чём этот раздел, какие произведения могут быть помещены здесь?
IV. Работа по теме урока.
– Прочитайте, с чем мы познакомимся. Чему мы научимся? Чему мы будем учиться? (учебник с.45).
– Мы открываем первую страничку «Поэтической тетради 1». И начинают этот раздел стихи Саши Черного.
– Тема сегодняшнего урока «Знакомство с названием раздела. Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка. », «Воробей», «Слон». СЛАЙД 7
– Какие цели поставим на данном уроке? (Узнать об интересном человеке. Какие стихи он писал). СЛАЙД 8
– С егодня на уроке мы познакомимся с некоторыми стихами. Эти стихи написал поэт с необычным, но простым именем. Звали его – САША ЧЕРНЫЙ.
– Знакома ли вам эта фамилия? Знаете, ли вы произведения этого писателя?
– Наверное, вы уже догадались, что Саша Черный – это псевдоним писателя.
– Вспомните, что такое псевдоним?
Псевдоним – вымышленное имя, которым писатели, художники, артисты пользуются в публичных выступлениях.
– Настоящее его имя – Александр Гликберг. За свою не очень долгую жизнь он написал много стихотворений, рассказов, сказок. Когда вы станете старше, вы познакомитесь с прозой Саши Черного, а сегодня мы узнаем Сашу Черного-поэта.
– Саша Черный родился 1 октября. А тогда на календаре было 13 октября, в 1880 г. На Украине в городе Белая Церковь в еврейской семье управляющего аптекой. Семья переехала в Одессу, потом в Житомир.
– Счастливым детство Саши не назовешь. Мать, больную, истеричную женщину, дети раздражали. Отец, отличавшийся крутым нравом, не входя в разбирательство, их наказывал. Псевдоним «Саша Черный» возник спонтанно. В семье, где родился Гликберг Александр Михайлович, было пятеро детей. Двоих из них звали Сашами. Один был блондином, а другой – брюнетом. Чтобы не возникало путаницы, их стали звать, соответственно, Саша Белый и Саша Черный. Так что Александр не долго придумывал себе творческое имя.
– В Житомире учился в гимназии. Сбежал оттуда в 15 лет в Петербург. Исключён из Петербургской гимназии.
– Постоянно печатался во многих журналах. Читатели заучивали его стихи наизусть. Саша Черный сам о себе писал так: СЛАЙД 8
– «Беззаботный и беспечный, Как Барбос. »
– «Любит сказки, солнце, елки. »
– «У него есть белоснежный
Конь-Пегас, рысак крылатый,
И на нем поэт лохматый
Мчится в воду и в огонь…»
– С. Чёрный очень любил детей и много писал для них.
Выставка книг СЛАЙД 9
V. Физкультминутка. СЛАЙД 10
— Устали? Встали. Ножками потопали, ручками похлопали, поморгали и немножко покричали.
VI. Работа по теме урока.
– Вот одно из стихов Саши Черного. Послушайте. (Читает учитель стихотворение «Что ты тискаешь утенка. »)
– Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? С какой целью написал это стихотворение Саша Черный? (предупредить, какой хрупкий утенок.)
– Давайте прочитаем его еще раз.
– Все ли слова и выражения были понятны вам? СЛАЙД 11
– Как вы понимаете значения слов:
Тискаешь – давишь, прижимаешь, мнёшь.
Рвётся прочь – вырывается.
В свой черёд – в свою очередь, когда придёт время.
Брыкаться – отбиваться ногами; активно сопротивляться, упрямиться.
Капут – конец, гибель. (Высказывания детей)
— От имени кого написано стихотворение? К кому обращается поэт?
— Почему не надо тискать утёнка?
— Прочитайте, что предлагает представить автор вам.
— Прочитайте, что советует автор сделать с утёнком.
— Как взрослый разговаривает с ребёнком? Выберите подходящие слова:
Сердито;
Ругает его;
Дружелюбно;
Что-то советует. (Взрослый разговаривает с малышом дружелюбно, советует не тискать утенка.)
– А как вы разговариваем с младшим братиком или сестренкой, как вы общаемся с домашними животными? ( Дети говорят, у кого есть братики, сестрички, домашние животные и как они относятся к тем, кто меньше и слабее их).
– Что хотел сказать автор нам этими стихами? (Саша Черный хотел предупредить нас, чтобы мы относились к животным бережно, с любовью).
– Какой вывод можно сделать? К чему будем призывать всех людей?
ОБДУМЫВАЙ СВОИ ПОСТУПКИ!
– Как вы думаете, это веселые или грустные стихи? (Они веселые, но с грустной интонацией. Автор в шутливой форме показывает ребенку, как плохо утенку.)
Подготовка и выразительное чтение стихотворения. (Чтение цепочкой по строфам ).
— Мы прочитали три стихотворения Саши Чёрного. О ком они? Что их объединяет?
– Какие выводы вы сделали? СЛАЙД 14
ОБДУМЫВАЙ СВОИ ПОСТУПКИ!
УМЕЙ НАБЛЮДАТЬ ЗА ПРИРОДОЙ!
НЕ БУДЬ РАВНОДУШНЫМ!
I . Домашнее задание. СЛАЙД 15
Выучить стихотворение, которое больше понравилось. Нарисовать к нему иллюстрацию.
Саша Чёрный
Что ты тискаешь утёнка?
Он малыш, а ты — большой.
Ишь, задравши головёнку,
Рвётся прочь он всей душой.
Ты представь такую штуку, —
Если б толстый бегемот
Захотел с тобой от скуки
Поиграть бы в свой черёд?
Взял тебя бы крепко в лапу,
Языком бы стал лизать,
Ух, как стал бы звать ты папу,
И брыкаться, и кричать.
Ты снеси утёнка к утке,
Пусть идёт купаться в пруд.
Лапы мальчика не шутки,
Чуть притиснешь — и капут.
Воробей
Воробей мой, воробьишка!
Серый, юркий, словно мышка.
Глазки — бисер, лапки — врозь,
Лапки — боком, лапки — вкось.
Прыгай, прыгай, я не трону —
Видишь, хлебца накрошил.
Двинь-ка клювом в бок ворону,
Кто её сюда просил?
Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,
Так, вот так, ещё чуть-чуть.
Ветер сыплет снегом, злюка,
И на спинку, и на грудь.
Подружись со мной, пичужка,
Будем вместе в доме жить,
Сядем рядышком под вьюшкой,
Будем азбуку учить.
Ближе, ну ещё немножко.
Фурх! Удрал. Какой нахал!
Съел все зёрна, съел все крошки
И спасибо не сказал.
«Слоник, слоник, настоящий слон живой,
Отчего ты всё качаешь головой?»
— «Оттого что, потому что, потому, —
Всё я думаю, дружок, и не пойму.
Не пойму, что человек, такой малыш,
Посадил меня в клетушку, словно мышь..
Ох, как скучно головой весь день качать!
Лучше брёвна дали б, что ли, потаскать. »
«Слоник, слоник, не качай ты головой!
Дай мне лучше поскорее хобот свой.
Я принёс тебе из бархата слона,
Он хоть маленький, но милый. Хочешь? На!
Можешь мыть его, и нянчить, и лизать.
Ты не будешь головой теперь качать. »
Чему учит стихотворение «Что ты тискаешь утенка?» (главная мысль, идея)?
Поучительное и веселое стихотворение Саши Черного «Что ты тискаешь утенка. » учит детей бережному, чуткому обращению с природой и любви к птицам и животным. Поэт использует сравнение, чтобы передать образно, что может чувствовать маленький утенок в руках человека. Он говорит о том, что утенок, когда оказывается в руках человека, испытывает те же ощущения, как если бы человек оказался в лапах бегемота.
В простой и ясной форме изложения поэт учит детей понимать, что животные и птицы требуют к себе внимательного отношения, с утенком нельзя играть, как с игрушкой, нужно отпустить его в родную стихию на волю в пруд, где его дом и привычная среда обитания.
Бедная птичка лежала в пустой кормушке, видимо, в голодном обмороке. Мальчик вернул его к жизни, выходил. А потом выпустил на волю. А когда мальчику захотели подарить щенка, он отказался. Сказал, что он пока не готов. (Хотя я думаю, это неправдоподобно.)
В подтверждение приведу последние строки стихотворения, которые убедительно выражают данную мысль:
Хотят ко дню рожденья
Мне подарить щенка,
Но я сказал: «Не надо!
Уйду на рассвете.
Никто и не вспомнит
Отрекшись от мира, в котором живу
Уйду на рассвете..
В каком же ты мире?
Пусть все пропадёт
Растает, исчезните, иссохнит умрет
Теперь все не важно
Когда не горит больше внутренний свет
Уйду на рассвете..
Запри крепко дверь
Ромео Джульетте, чужим стал теперь
Она умерла, отгорела до тла
Запри крепко дверь, посиди, погрусти
Но грусть не поможет
Пустым взглядом в окно
Стихотворение «Шепот,робкое дыханье» было написано поэтов в 1850 году. Тогда молодые люди состояли еще в отношениях.
Цетральной частью произведения является свидание двух влюбленных. В стихе поэт описывает внутреннее душевное состояние возлюбленных, тесно переплетающееся с пейзажной лирикой.
В первых строках стихотворения поэт описывает завораживающие звуки любви:
«шепот, робкое дыханье». Разговор между двумя влюбленными дополняют «трели соловья». Соловей часто красиво поет гуляющим парочкам в пору любви (весной и начале лета). Затем поэт описывает «сонный ручей». Эти строки показывают, что действие происходит ночью.
Затем страсть в стихах нарастает, влюбленные целуются: «И лобзания, и слезы». Но на милом лице появляются слезы, потому что заря прерывает свидание возлюбленных.
Жанром стихотворения является элегия. В этом произведении все-таки грусти больше, чем радости.
В стихе поэт использует метафоры: «тени без конца», «сонный ручей».
Страсть же в произведении передана при помощи эпитетов:«милое лицо»,»«дымные тучки»».
История создания произведения
Пробежавшая искра, вспыхнувшая между поэтом и Еленой разгоралась стремительно. Любовная история стала предметом пересудов и осуждения в обществе. Известный лирик уже имел свою семью и его связь с юной девушкой считалась аморальной. Но чувства Елены были настолько сильны, что она не прервала свою любовную связь. Юная девушка пожертвовала своим положением в обществе.
Аморальная связь Тютчева продолжалась 14 лет. Елена родила ему трех детей. Нервные переживания, из-за осуждения женщины обществом, надорвали ее здоровья и она умерла, от чахотки.
На долгие годы Елена стала музой для поэта. Всю силу своей страсти к любимой лирик отобразил в многочисленных стихах, посвященных Денисьевой. Многие произведения были объеденены в сборник «Денисьевский цикл». В этот сборник вошло и стихотворение: «Последняя любовь».
Тема
В каждой строчек произведения чувствуются сильные и нежные переживания поэта. Но это не любовные переживания юноши. В стихе слышаться эмоции переживания, видавшего жизнь, человека.
Целью любви зрелого человека является: нежность, желание заботиться о своей любимой.
Автор понимает, что эта любовь его последняя и она обречена к непониманию со стороны общества. Поэтому в произведение звучат тоскливые, грустные нотки.
Саша чёрный «что ты тискаешь утёнка?» читать
КТО? «Ну-ка, дети! Кто храбрее всех на свете?» Так и знал — в ответ все хором Нараспев: «ЛЕВ!» «Лев? Ха-ха… Легко быть храбрым, Если лапы шире швабры. Нет, не лев, не слон… Храбрее всех, малыш, — МЫШЬ! Сам вчера я видел чудо, Как мышонок влез на блюдо И у носа спящей кошки Не спеша поел все крошки. ВОТ!»
Родился 1 октября 1880 года в Одессе, в семье аптекаря. Учился в Житомирской гимназии. В 1905 году переехал в Петербург и стал сотрудничать в сатирических журналах. Первый сборник стихов «Разные мотивы» в 1906 году был задержан цензурой. Один год жил в Германии, где слушал лекции в одном из немецких университетов. В 1908-1911 годах активно сотрудничал в журнале «Сатирикон»
О том, что Саша Чёрный — блестящий сатирик, знают, пожалуй, все. О том, что Саша Чёрный — оригинальный детский поэт, известно далеко не каждому. А между тем, это именно так. Самый знаменитый сборник его детских стихов увидел свет в 1921 году в Данциге, где поэт жил после того, как эмигрировал из России. Республика Польша Гданьск в 1308—1466 и 1793—1945 годах носил название Да нциг,— город в северной Польше, шестой по населению в стране Назывался сборник «Детский остров». Это была не первая книга, написанная Сашей Чёрным для детей. Ещё на родине он участвовал в альманахе «Жар-птица». Здесь же выходили его книги «Тук-тук» (1913), «Живая азбука» (1914).
И всё же только за границей Саша Чёрный стал по-настоящему детским поэтом. Он создал свой стихотворный остров для тысяч русских ребятишек, оказавшихся с родителями в эмиграции. Это был заповедный уголок потерянной России, где звучал родной язык — гибкий, яркий, живой; где поэт придумывал игры и забавы и, не скупясь, дарил их своим юным соотечественникам. Пройдут долгие десятилетия, прежде чем «Детский остров» вернётся на родину и навсегда станет неотъемлемой частью нашей общей детской поэзии.
Стихов для самых маленьких у Саши Чёрного немного. Но они есть. «Приставалка», «Застенчивый таракан», «Трубочист», «Про девочку, которая нашла своего Мишку», «Колыбельная для куклы», «Скрут», «Крокодил», «Зелёные стихи», «Хрюшка», «Воробей», «Жеребёнок», «Кто?» — любое из этих стихотворений вполне доступно маленькому слушателю. А их своеобразный ритм и ни на кого не похожая интонация запомнятся надолго.
ПРИТИСНЕШЬ – конец, гибель, от немецкого –kaputt; В СВОЙ ЧЕРЁД КАПУТ – в свою очередь, когда придёт время; – прижмёшь;
Какие две темы обсуждаются в стихотворении? Как эти две темы распределяются по строфам?
1 1 2 2
Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение стихотворения С.Черного «Что ты тискаешь утенка» Выразительное чтение стихотворений «Приставалка», «Застенчивый таракан», «Трубочист», «Про девочку, которая нашла своего Мишку», «Колыбельная для куклы», «Скрут», «Крокодил», «Зелёные стихи», «Хрюшка», «Воробей», «Жеребёнок» и других подготовить наизусть по выбору (по желанию). Автор презентации: Егорова Алла Владимировна, учитель начальных классов МАОУ гимназии №29 г.Томска
Саша Черный Что ты тискаешь утенка
Презентацию на тему Саша Черный Что ты тискаешь утенка можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Окружающий мир.
Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.
Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 11 слайдов.
Слайд 1
КТО? «Ну-ка, дети! Кто храбрее всех на свете?» Так и знал — в ответ все хором Нараспев: «ЛЕВ!» «Лев? Ха-ха… Легко быть храбрым, Если лапы шире швабры. Нет, не лев, не слон… Храбрее всех, малыш, — МЫШЬ! Сам вчера я видел чудо, Как мышонок влез на блюдо И у носа спящей кошки Не спеша поел все крошки. ВОТ!»
Слайд 2
Родился 1 октября 1880 года в Одессе, в семье аптекаря. Учился в Житомирской гимназии. В 1905 году переехал в Петербург и стал сотрудничать в сатирических журналах. Первый сборник стихов «Разные мотивы» в 1906 году был задержан цензурой. Один год жил в Германии, где слушал лекции в одном из немецких университетов. В 1908-1911 годах активно сотрудничал в журнале «Сатирикон»
Александр Михайлович Гликберг 1880 — 1932
Слайд 3
О том, что Саша Чёрный — блестящий сатирик, знают, пожалуй, все. О том, что Саша Чёрный — оригинальный детский поэт, известно далеко не каждому. А между тем, это именно так. Самый знаменитый сборник его детских стихов увидел свет в 1921 году в Данциге, где поэт жил после того, как эмигрировал из России.
Гданьск в 1308—1466 и 1793—1945 годах носил название Да́нциг,— город в северной Польше, шестой по населению в стране
Назывался сборник «Детский остров». Это была не первая книга, написанная Сашей Чёрным для детей. Ещё на родине он участвовал в альманахе «Жар-птица». Здесь же выходили его книги «Тук-тук» (1913), «Живая азбука» (1914).
Слайд 4
И всё же только за границей Саша Чёрный стал по-настоящему детским поэтом. Он создал свой стихотворный остров для тысяч русских ребятишек, оказавшихся с родителями в эмиграции.
Это был заповедный уголок потерянной России, где звучал родной язык — гибкий, яркий, живой; где поэт придумывал игры и забавы и, не скупясь, дарил их своим юным соотечественникам.
Пройдут долгие десятилетия, прежде чем «Детский остров» вернётся на родину и навсегда станет неотъемлемой частью нашей общей детской поэзии.
Слайд 5
Стихов для самых маленьких у Саши Чёрного немного. Но они есть.
«Приставалка», «Застенчивый таракан», «Трубочист», «Про девочку, которая нашла своего Мишку», «Колыбельная для куклы», «Скрут», «Крокодил», «Зелёные стихи», «Хрюшка», «Воробей», «Жеребёнок», «Кто?» — любое из этих стихотворений вполне доступно маленькому слушателю. А их своеобразный ритм и ни на кого не похожая интонация запомнятся надолго.
Слайд 6
Что ты тискаешь утенка? Он малыш, а ты — большой. Ишь, задравши головенку, Рвется прочь он всей душой…
Ты представь такую штуку,— Если б толстый бегемот Захотел с тобой от скуки Поиграть бы в свой черед? Взял тебя бы крепко в лапу, Языком бы стал лизать, Ух, как стал бы звать ты папу, И брыкаться, и кричать.
Ты снеси утенка к утке, Пусть идет купаться в пруд,— Лапы мальчика не шутка, Чуть притиснешь — и капут.
Что ты тискаешь утенка
Слайд 8
Слайд 9
Какие две темы обсуждаются в стихотворении?
Как эти две темы распределяются по строфам?
Слайд 10
Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение стихотворения С.
Черного «Что ты тискаешь утенка» Выразительное чтение стихотворений «Приставалка», «Застенчивый таракан», «Трубочист», «Про девочку, которая нашла своего Мишку», «Колыбельная для куклы», «Скрут», «Крокодил», «Зелёные стихи», «Хрюшка», «Воробей», «Жеребёнок» и других подготовить наизусть по выбору (по желанию). Автор презентации: Егорова Алла Владимировна, учитель начальных классов МАОУ гимназии №29 г.Томска
Литературное чтение «саша черный «что ты тискаешь утенка»». Саша Чёрный «Что ты тискаешь утЁнка
Оборудование: учебник чтения для 3 класса (Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г.), презентация.
Я предлагаю вам послушать удивительное стихотворение:
– Верно. Я попрошу вас открыть учебники на стр. 45.
Дети открывают учебники на нужно странице. Ученик читает надпись над картинкой.
– Смотрите, вверху страницы изображен портрет. Это портрет поэта Саши Черного. Вы уже знакомы с этим поэтом?
– Хорошо. Я вам немного расскажу об этом поэте. Настоящее имя Саши Черного – Александр Михайлович Гликберг. Он родился 10 октября 1880 года в Одессе. В семье, где рос мальчик, было пять детей, двое из которых были Саши: один блондин, т. е. Белый, а другой брюнет, т. е. Черный. Отсюда и пошел псевдоним поэта.
В 10 дет Саша поступил в гимназию, где ему было сложно учиться и его неоднократно отчисляли за неуспеваемость. Уже в 15 лет он сбежал из дома, начал бродяжничать и оказался совсем без денег. Мать с отцом перестали помогать ребенку. Вскоре о Судьбе Саши узнал один журналист и написал об этом статью, которая попала в руки житомирскому чиновнику.
Чиновник был растроган этой историей и забрал юношу к себе в дом. Так Саша оказался в Житомире.
Не окончив гимназию и там из-за конфликта с директором, его призвали на военную службу, где отслужил 2 года. После армии он устроился на работу в газету «Волынский вестник», но редакция вскоре закрылась. Поняв, что ему по душе литература, молодой человек переехал в Петербург и начал писать стихи.
Творчество Александра Михайловича можно назвать и нежным, ласковым, и ироничным, сатирическим. С детьми он говорит на взрослом языке. С одним из его стихотворений мы сегодня и познакомимся. Но перед этим я предлагаю вам сделать речевую разминку.
Уже барабанит! Уже барабанит!
Что ты тискаешь утенка?Он малыш, а ты — большой.Ишь, задравши головенку,
Рвется прочь он всей душой…
И брыкаться и кричать.
– Давайте обратим внимание на знаки препинания. Какие знаки нам встречаются?
– Правильно. Какая же интонация должна быть в первой строчке стихотворения?
– Какое необычное слово встретилось нам в этой строке?
– Скажите, что означает это слово?
– Теперь посмотрим на вторую строку. У нас появились антонимы. Кто может их прочесть?
– Назовите мне другие антонимы, которые вы знаете.
– Молодцы! Обратим внимание на последнюю строчку. Автор использовал слово «душа». Как вы понимаете это слово? Что такое душа?
– Душа – это наши чувства, переживания. Это наше сознание. Как вы думаете, душа есть только у человека? Или она есть у всего живого?
– Верно. Душа есть у всех живых существ. Поэтому, как вы думаете, утенку нравится, что мальчик его тискает?
– Верно. Представим, что у нас на ладонях сидит маленький утенок. Давайте его погладим. А теперь давайте сожмем нашего утенка. Что будет, если мы его сдавим? Тогда давайте пересадим нашего утенка на парту.
– Так раз душа есть у всех живых существ, значит, как нужно к ним относится?
– Правильно. Прочитайте первую строфу нашего стихотворения.
– Переходим к следующей строфе. Какой знак препинания нам встречается?
– Значит, какую интонацию хотел передать автор?
– Верно, тире показывает нам, что интонация должна быть поучительной. И действительно, давайте представим, что толстый бегемот захотел нас обнять и лизнуть языком? Разве нам будет приятно?
– Конечно, нам будет неприятно, мы даже испугаемся этого бегемота. Давайте прочтем вторую строфу с поучительной интонацией.
– Отлично. Смотрите, в последней строчке следующей строфы у нас еще одно необычное слово. Какое?
– Какие синонимы есть у слова «брыкаться»?
– Скажите, первые две строчки третей строфы нужно читать с такой же интонацией? Или с другой?
– А последние две строчки этой строфы?
– Почему же у нас меняется интонация?
– В конце этой строфы мы видим еще один знак препинания – «. ». Что значит само по себе многоточие?
– А восклицательный знак?
– Давайте прочитаем и третью строфу.
– А тут мы встречаем слово «снеси». Как можно было бы заменить это слово?
– Почему же тогда Саша Черный использовал именно это слово, а не другое?
– Именно. В стихотворении всегда должна быть рифма. А к кому автор просит отнести утенка?
– Как вы думаете, почему он просит отнести утенка именно к утке, а не просто отпустить?
– Так почему же поэт взял именно это слово?
– В конце мы видим слово «капут». Вы знаете, что оно обозначает?
– Правильно, слово «капут» пришло к нм из немецкого языка и означает гибель или конец.
– Какую интонацию вы использовали бы, читая эту строфу?
– Верно. Давайте прочтем ее.
– Трогать, мять, сжимать и т. д.
Представили, что на ладонях сидит утенок. Повторяют за учителем.
– Дергаться, вырываться, извиваться и т.д.
– Отнеси, принеси, понеси и т.д.
– Потому что если использовать другое слово, но пропадет рифма.
– Потому что утка – это мама утенка. А рядом с мамой будет не так страшно.
Что ты тискаешь утенка? Черный Саша
Что ты тискаешь утенка?
Он малыш, а ты — большой.
Ишь, задравши головенку,
Рвется прочь он всей душой…
И брыкаться, и кричать.
Ты снеси утенка к утке,
Пусть идет купаться в пруд.
Лапы мальчика не шутки,
Чуть притиснешь — и капут.
План анализа стихотворения Что ты тискаешь утенка?
Напишите пару слов о личности автора стихотворения
Напишите доминирующие направления его поэзии, укажите факты биографии автора связанные с сюжетом произведения анализ которого вы производите. Определите место стихотворения в творчестве поэта. Укажите дату написания стихотворения.
Определите жанр
Выделите ведущую тему стихотворения
Определите сюжет
В стихотворении есть выраженный сюжет, если автор описывает образы событий (укажите какие именно события); без выраженного сюжета — автор описывает только образы чувств (какие именно чувства).
Раскройте тему стихотворения
Для этого можно попробовать разделить стихотворение на смысловые блоки и проследить развитие темы произведения и изменения его характера в каждом отдельно взятом блоке.
Укажите с какой целью его написал автор, предположите какое у автора в этот момент было настроение, какие автор переживал эмоции в процессе написания произведения, какие ощущения и ассоциации вызывает это стихотворение у вас.
Приведите примеры схожих произведений автора. Выделите проблематику стихотворения, задавая вопросы к тексту и подтексту произведения, зачастую проблематика скрыта в подтексте произведения но иногда и указана напрямую.
После того как мы уже провели часть анализа мы можем перейти к художественным средствам, с помощью которых автор создал образы в произведении.
Выявим организацию поэтической речи. «Размер стихотворения»:
Как вы видите отличия состоят в количестве слогов в строке и размещении ударения, которое составляет ритм стиха в целом.
Определим какую рифму использовал автор
Проведем анализ лексики
Для этого выделим из текста произведения специальные изобразительные средства:
Проведем анализ синтаксиса
Выявим специальные синтаксические средства — стилистические фигуры:
Анализ фонетического строя речи или поэтической фонетики:
В завершающей стадии анализа можно сказать в целом о лирике автора и пояснить как творчество поэта повлияло на ваше мировоззрение и жизнь в целом
Саша Черный — Цитаты и афоризмы, фразы и высказывания
Каждый вечер перед сномПрячу голову в подушку:Из подушки лезет гномИ везет на тачке хрюшку,А за хрюшкою дракон,Длинный, словно макарона…За драконом — красный слон,На слоне сидит ворона,На вороне — стрекоза,На стрекозке — тетя Даша…Чуть прижму рукой глаза —И сейчас же все запляшут!Искры прыгают снопом,Колесом летят ракеты,Я смотрю, лежу ничкомИ тихонько ем конфеты.Сердцу жарко, нос горит,По ногам бегут мурашки,Тьма кругом, как страшный кит,Подбирается к рубашке…Тише мышки я тогда.Зашуршишь — и будет баняНяня хитрая — беда.Всё подсмотрит эта няня!«Спи, вот встану, погоди!»Даст щелчка по одеялу,А ослушаешься — жди
И нашлепает, пожалуй!
Что ты тискаешь утенка?Он малыш, а ты — большой.Ишь, задравши головенку,Рвется прочь он всей душой…Ты представь такую штуку, —Если б толстый бегемотЗахотел с тобой от скукиПоиграть бы в свой черед?Взял тебя бы крепко в лапу,Языком бы стал лизать,Ух, как стал бы звать ты папу,И брыкаться, и кричать. Ты снеси утенка к утке,Пусть идет купаться в пруд,—Лапы мальчика не шутка,
Чуть притиснешь — и капут.
Я глотнул двойную дозу…
И ночь неслышно обходит дом.
Пахнет сеном и теплом.Кто там ходит? Кто там дышит?Вьюга пляшет за селом.Ветер веет снег на крыше.Фыркнул добрый старый конь —К сену тянется губами.Смотрит вниз, в глазу — огонь…Кто там бродит под столбами?Поросенок! Хрю-хрю-хрю…Рыльцем в стружках взрыл горбинкуИ рысцой бежит к ларюПочесать об угол спинку.Две коровы вперебойВсё жуют, вздыхая, жвачку.А теленочек рябойВ уголке бодает тачку.Мышь гуляет по стене.Гуси крикнули в клетушке…Что приснилось им во сне?Май? Зеленые опушки?Ветер чуть скрипит крючком.Тишь и тьма. Шуршит солома.Пахнет теплым молоком.
Хорошо тому, кто дома!
Солнце брызжет, солнце греет.Небо – василек.Сквозь березки тихо веетТеплый ветерок. А внизу все будки, будкиИ людей – что мух.Каждый всунул в рот по дудке –Дуй во весь свой дух! В будках куклы и баранки,Чижики, цветы…Золотые рыбки в банкеРаскрывают рты. Все звончее над шатрамиВьется писк и гам.Дети с пестрыми шарамиТянутся к ларькам. «Верба! верба!» — в каждой лапкеБархатный пучок.Дед распродал все охапки –Ловкий старичок! Шерстяные обезьянкиПляшут на щитках.«Ме-ри-кан-ский житель в склянкеХодит на руках!!» Пудель, страшно удивленный,Тявкает на всех.В небо шар взлетел зеленый,А вдогонку – смех! Вот она какая верба!А у входа в ряд –На прилавочке у серба
На скамейке в Александровском садуКотелок склонился к шляпке с какаду:«Значит, в десять? Меблированные «Русь»…»Шляпка вздрогнула и пискнула: «Боюсь».— «Ничего, моя хорошая, не трусь!Я ведь в случае чего-нибудь женюсь!»Засерели злые сумерки в саду,Шляпка вздрогнула и пискнула: «Приду!»Мимо шлялись пары пресных обезьян,И почти у каждой пары был роман.Падал дождь, мелькали сотни грязных ног,
Выл мальчишка со шнурками для сапог.
Зеленая елка, где твой дом?— На опушке леса, над тихим холмом.Зеленая елка, как ты жила?— Летом зеленела, а зимой спала.Зеленая елка, кто тебя срубил?— Маленький, старенький дедушка Памфил.Зеленая елка, а где он теперь?— Курит дома трубку и смотрит на дверь.Зеленая елка, скажи — отчего?— У него, у дедушки, нету никого.Зеленая елка, а где его дом?— На каждой улице, за любым углом…Зеленая елка, а как его позвать?
— Спросите-ка бабушку, бабушку и мать…
Поэт: Саша ЧерныйТемы: Стихи про Рождество
И сердца глухие толчки…
Поэт: Саша ЧерныйТемы: Лирические стихи
Середина мая и деревья голы…Словно Третья Дума делала весну!В зеркало смотрю я, злой и невеселый,Смазывая йодом щеку и десну.Кожа облупилась, складочки и складки,Из зрачков сочится скука многих лет.Кто ты, худосочный, жиденький и гадкий?Я?! О нет, не надо, ради бога, нет!Злобно содрогаюсь в спазме эстетизмаИ иду к корзинке складывать багаж:Белая жилетка, Бальмонт, шипр и клизма,Желтые ботинки, Брюсов и бандаж.Пусть мои враги томятся в Петербурге!Еду, еду, еду — радостно и вдруг.Ведь не догадались думские ЛикургиЗапрещать на лето удирать на юг.Синие кредитки вместо Синей ПтицыУнесут туда, где солнце, степь и тишь.Слезы увлажняют редкие ресницы:Солнце… Степь и солнце вместо стен и крыш.Был я богоборцем, был я мифотворцем(Не забыть панаму, плащ, спермин и «код»),Но сейчас мне ясно: только тошнотворцем,Только тошнотворцем был я целый год…Надо подписаться завтра на газеты,Чтобы от культуры нашей не отстать,Заказать плацкарту, починить штиблеты(Сбегать к даме сердца можно нынче в пять).К прачке и в ломбард, к дантисту-иноверцу,К доктору — и прочь от берегов Невы!В голове — надежды вспыхнувшего сердца,
В сердце — скептицизм усталой головы.
Поэт: Саша ЧерныйТемы: Стихи про Санкт-Петербург
Всем добрым знакомым с отчаянием посвящаюИтак — начинается утро.Чужой, как река Брахмапутра,В двенадцать влетает знакомый.«Вы дома?» К несчастью, я дома.В кармане послав ему фигу,Бросаю немецкую книгуИ слушаю, вял и суров,Набор из ненужных мне слов.Вчера он торчал на концерте —Ему не терпелось до смертиОбрушить на нервы моиДешевые чувства свои.Обрушил! Ах, в два пополудниМозги мои были как студни…Но, дверь запирая за нимИ жаждой работы томим,Услышал я новый звонок:Пришел первокурсник-щенок.Несчастный влюбился в кого-то…С багровым лицом идиотаКричал он о «ней», о богине,А я ее толстой гусынейВ душе называл беспощадно…Не слушал! С улыбкою стаднойКивал головою сердечноИ мямлил: «Конечно, конечно».В четыре ушел он… В четыре!Как тигр я шагал по квартире,В пять ожил и, вытерев пот,За прерванный сел перевод.Звонок… С добродушием ведьмыВстречаю поэта в переднейСегодня собрат именинникИ просит дать взаймы полтинник.«С восторгом!» Но он… остается!В столовую томно плетется,Извлек из-за пазухи кипуИ с хрипом, и сипом, и скрипомЧитает, читает, читает…А бес меня в сердце толкает:Ударь его лампою в ухо!Всади кочергу ему в брюхо!Квартира? Танцкласс ли? Харчевня?Прилезла рябая девица:Нечаянно «Месяц в деревне»Прочла и пришла «поделиться»…Зачем она замуж не вышла?Зачем (под лопатки ей дышло!)Ко мне направляясь, сначалаОна под трамвай не попала?Звонок… Шаромыжник бродячий,Случайный знакомый по даче,Разделся, подсел к фортепьяноИ лупит. Не правда ли, странно?Какие-то люди звонили.Какие-то люди входили.Боясь, что кого-нибудь плюхну,Я бегал тихонько на кухнюИ плакал за вьюшкою грязной
Над жизнью своей безобразной.
Мы — лягушки кваксы.Ночь чернее ваксы…Шелестит траваКва!Разевайте пасти, —Больше, больше страсти!Громче! Раз и два!Ква!Красным помидоромМесяц встал над бором.Гукает сова…Ква!Под ногами кочки.У пруда — цветочки.В небе — синева.Ква!Месяц лезет выше.Тише-тише-тише,Чуть-чуть-чуть-едва:
Поэт: Саша ЧерныйТемы: Стихи для детей
Сохранить ссылку на эту страничку:
Урок 79. Знакомство с названием раздела. С. Черный «Что ты тискаешь утенка. »
Цели: ознакомить учащихся с новым разделом, с произведени-гм Саши Черного «Что ты тискаешь утенка. »; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
— Прочитайте стихотворение «Веселая путаница». Дается три минуты вам, чтоб всех расставить по местам!
— Прочитайте медленно (еще: начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп, начните читать быстро и постепенно замедляйте темп, прочитайте скороговоркой, выразительно).
III. Актуализация знаний. Введение в тему
— Откройте с. 44 учебника. Рассмотрите рисунки. Кто из героев вам знаком? Расскажите о нем кратко. (Рассказы детей.)
Книг на свете очень много. Удивительные приключения случались с этими героями. Вы можете прочитать о них. На уроках литературного чтения мы продолжаем знакомство с писателями, с разнообразием книг.
— Прочитайте, с чем мы познакомимся. Чему мы научимся? Чему мы будем учиться?
— Проверим, как вы запомнили: с чем мы познакомимся? (Со стихотворениями Саши Черного, А. Блока, С. Есенина.)
— Чему мы научимся? Чему мы будем учиться? (Дети дают ответы согласно тексту на с. 45 учебника.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Знакомство со стихотворением «Что ты тискаешь утенка. »
— «Что ты тискаешь утенка?» Так начинается стихотворение Саши Черного. Как вы думаете, о чем оно? (Предположения детей.)
Урок 80. С. Черный «Воробей», «Слон»
Сегодня с нами будут разговаривать беззащитные животные. Об этом хорошо написал поэт Саша Черный.
Знаете ли вы что-нибудь об этом писателе? Какие произведения читали? Саша Черный (1880—1932) — поэт, прозаик, переводчик.
Он много писал для детей (сборники «Голубая книжка», «Детский остров», книга стихов «Тук-тук», «Живая азбука», загадки, два тома книг для чтения «Радуга. Русские поэты»).
IV. Проверка домашнего задания
(Выразительное чтение стихотворения Саши Черного «Что ты тискаешь утенка?.».)
— Отгадайте загадку в пословицах. О ком идет речь?
• Против сотки их довольно одного ястреба.
• Он землю видит, когда ест, небо — когда пьет.
• Он под кровлю, а сова на ловлю. (Воробей.)