с чего начать изучение кино
Как начать разбираться в кино?
Если вы не планируете получать образование в сфере киноиндустрии, то начать стоит с базовых вещей, которые можно делать самостоятельно. Вот 5 советов, которые могут быть вам полезны:
1. Смотрите больше фильмов
Как бы банально это не звучало, но «насмотренность» действительно помогает разбираться в кино намного лучше. Этот нехитрый принцип работает везде: от варки борща и до проектирования космических ракет.
Старайтесь охватить как можно больше жанров, стран и исторических эпох: от черно-белых французских драм 1930-40-ых годов, до голливудских блокбастеров 21 века. Посмотрите все фильмы из топа-250 Imdb и Кинопоиска, фильмы, получившие главные награды и премии киноиндустрии: «Оскар», «Золотой глобус», «Золотая пальмовая ветвь» и д.р. Смотрите студийное и артхаусное кино.
2. Изучите, по каким принципам работает кинематограф
Кто выделяет деньги на ту или иную картину? Как организуется процесс производства фильма? Как работает прокатная система? Как независимые режиссеры получают финансирование на свои проекты?
Получив ответы на эти и другие немаловажные вопросы, вы узнаете изнанку кино, и наконец поймете, по каким законам и правилам живет эта индустрия. Начать можно с Голливуда, а затем перейти к системе кинематографа других стран.
3. Прочитайте несколько книг по сценарному мастерству
Начать можно с «Истории на миллион долларов» Роберта Макки или «Киносценарий: основы написания» Сида Филда. Хорошим дополнением будет книга по сравнительной мифологии «Тысячеликий герой» Джозефа Кэмпбелла.
Из них вы узнаете, по каким принципам строится сюжет фильма, какие архетипы героев бывают и что такое дуга характера. Станет понятно, почему, например, у «1+1» сценарий отличный, а у фильма «Робин Гуд: Начало» — откровенный трэш.
4. Слушайте подкасты о кино, смотрите разборы фильмов на ютубе, читайте рецензии кинокритиков
Словом, интересуйтесь тем, что думают о том или ином фильме другие люди. Так вы узнаете что-то новое для себя, сможете сравнить свои впечатления с чужими или поучаствовать в дискуссии. Начать можно с подкаста Антона Долина «Истории кино», обстоятельных разборов фильмов и сериалов от Goblin’a и с очень подробного анализа трейлеров от Cut The Crap. Все это будет приближать вас к максимально объективным выводам.
5. Следите за новостями киноиндустрии
Весьма очевидный, но не менее важный совет. Здесь такой же принцип, как и в 4 пункте: старайтесь черпать информацию из разных источников для полноты картины. Идеально, если к русскоязычным ресурсам добавится парочка англоязычных (например: Deadline, Variety, Collider). Там часто появляются новости кино, которые затем публикуют на других площадках в интернете.
В заключение:
Прочитав эти советы не пытайтесь охватить сразу всё, дабы избежать каши в голове. Запаситесь терпением и втягивайтесь в процесс постепенно. А самое главное — получайте от этого удовольствие 🙂
Осознанный просмотр: как научиться анализировать кинематограф
Любовь Карась
Большинство зрителей воспринимают кино как способ развлечься и получить эмоции. Однако такое пассивное восприятие ограничено и не позволяет увидеть скрытые автором смыслы, которые находятся, как правило, вне основного сюжета. Почему средняя длина кадра в «Мстителях» две секунды, а в фильмах Тарковского он не меняется в течение пяти минут? Зачем оператор делает круговорот с помощью камеры? Как создается эффект присутствия за счет звука? На эти вопросы отвечает лектор курса «Как смотреть кино» от образовательного проекта «Синхронизация» Данила Кузнецов.
Данила Кузнецов
Режиссер документального кино. Выпускник исторического факультета МГУ, аспирантуры института востоковедения РАН и Высших курсов сценаристов и режиссеров
Язык кино. Как понимать кино и получать удовольствие от просмотра
Кузнецов Данила
Издательство Бомбора, 2019
Что отличает пассивного зрителя от активного
Осознанный зритель от обычного отличается тем, что он готов проводить интеллектуальную работу
Альфреда Хичкока не воспринимали всерьез большую часть его жизни. Многие считали, что он снимает популярное развлекательное кино, комедийные шпионские триллеры, однако это заблуждение. Например, фильм «Окно во двор» рассказывает историю фотографа, который сломал ногу. Сидя в инвалидном кресле, он начинает следить за соседями от скуки. Это просто сюжет. Но на самом деле, этот фильм о том, как устроено кино на метафизическом уровне. Зритель точно так же прикован к креслу в зрительном зале, он не может двинуться, и смотрит на мир других людей сквозь рамку киноэкрана, которая похожа на оконную раму в комнате главного героя, через которую он познает мир.
Как подготовиться к просмотру фильма
У большинства крупных режиссеров, у тех же Хичкока, Бунюэля, Феллини — есть опубликованные автобиографии. В этих книгах можно найти ответы на многие вопросы. Режиссеры в них объясняют, что они хотели сказать той или иной работой, почему они вообще стали заниматься кино, как у них рождаются идеи, и как они выбирают для этого форму.
Зрительская задача заключается в том, чтобы от формы прийти к идее, и найти точку, из которой автор начал свой путь
Уровни анализа фильма
Драматургия
На верхнем уровне мы пытаемся понять, почему история рассказана таким образом, какую эмоцию вызывает главный герой и кто им является. История — самый базовый уровень любого фильма вне зависимости от того, есть ли у него глубина содержания. Более глубокий уровень анализа драматургии — это поиск тех идей, которые автор заложил.
Анализ изображения и звука
На этом этапе мы обращаем внимание на свет. В мелодрамах или комедиях чаще всего используется ровный свет. В фильмах ужасов, наоборот, свет часто контрастный, большую часть экрана занимает пугающая темнота, вызывающая тревогу у зрителя.
Далее нужно отметить цвет. Например, Мартин Скорсезе, в фильмах которого много агрессии, любит красный. И у него почти в каждом втором фильме можно найти сцену, которая целиком освещена только красным.
Есть и звуковая сторона кинематографа. Это, во-первых, речь актеров, нюансы произношения, акценты. Например, в фильме «8 с половиной» Федерико Феллини у каждого героя специфический акцент, по которому можно определить, из какой части Италии этот человек.
С музыкой примерно также — нужно искать контрапункт. Иногда бывает, что режиссер плохо поработал с актером, и последний неполноценно сыграл в грустной драматической сцене. В этом случае режиссер вставляет минорную музыку, которая напрямую воздействует на наши чувства, и мы начинаем эмоционально сопереживать актерам в гораздо большей степени.
Монтаж
Как анализировать фильм после просмотра
После этого стоит задать вопрос: какую идею автор хотел до нас донести этой историей, о чем на самом деле фильм? Как проявляется авторский персонаж, отражающий взгляды самого режиссера?
И далее мы движемся по этапам, о которых говорили ранее:
Какие особенности светового и цветового решений мы можем выделить?
Что интересного можно отметить в звуке? Были ли контрапунктные звуки? Насколько музыка соответствовала изображению?
Каков монтажный темп? Какие крупные планы были?
Как взаимодействуют кино и литература
Это был личный роман о писателе, который с женой и сыном устраивается зимой смотрителем в отель и начинает потихоньку сходить с ума. У Стивена Кинга главным злодеем был отель, населенный призраками. В конце главный герой, жертвуя собой, спасает жену и ребенка, так как Стивен Кинг рассказывал о своем алкоголизме, который он в итоге поборол. И свои переживания он отразил в завуалированной форме через роман «Сияние».
В любом случае очень интересный опыт — смотреть сначала фильм, а потом читать книгу, или наоборот. Тогда мы можем поставить себя на место режиссера и увидеть, что он оставил из романа, что убрал, а где выразил собственную позицию.
Данила Кузнецов ведет курс «Как смотреть кино» от образовательного проекта «Синхронизация». Промокод КИНО20 дает скидку 20% на этот курс.
Часть 1. 300 фильмов, которые нужно посмотреть, чтобы разбираться в кинематографе (Длиннопост)
1910-1920
1. Рождение нации (The Birth of a Nation), США, 1915, режиссер Дэвид Уорк Гриффит
2. Нетерпимость (Intolerance), США, 1916, Дэвид Уорк Гриффит
3. Кабинет доктора Калигари (Das Kabinett des Dr. Caligari), Германия, 1919, Роберт Вине
1920-1930
1. Носферату, симфония ужаса (Nosferatu, Eine Symphonie des Grauens), Германия, 1922, Фридрих Вильгельм Мурнау
2. Доктор Мабузе, игрок (Dr. Mabuse der Spieler), Германия, 1922, Фриц Ланг
3. Последний человек (Der letzte Mann), Германия, 1924, Фридрих Вильгельм Мурнау
4. Золотая лихорадка (The gold rush), США, 1925, Чарльз Спенсер Чаплин
5. Большой парад (The Big Parade), США, 1925, Кинг Видор
6. Метрополис (Metropolis), Германия, 1926, Фриц Ланг
7. Фауст (Faust), Германия, 1926, Фридрих Вильгельм Мурнау
8. Страсти Жанны Д’Арк (La passion de Jeanne d’Arc), Франция, 1927, Карл Теодор
9. Цирк (The Circus), США, 1927, режиссер Чарльз Спенсер Чаплин
10. Андалузский пес (Un chien andalou), Франция, 1928, Луис Бунюэль
1930-1940
1. На Западном фронте без перемен (All Quiet on the western front), 1930, Льюис Майлстоун
2. Голубой ангел (Der blaue Engel), Германия, 1930, Джозеф Штернберг
3. М (М), Германия, 1931, Фриц Ланг
4. Огни большого города (City Lights), США, 1931, Чарльз Спенсер Чаплин
5. Уроды (Freaks), 1932, США, Тод Браунинг
6. Франкенштейн (Frankenstein), США, 1931, Джеймс Уэйл
7. Ноль за поведение (Zero de conduit), Франция, 1932, Жан Виго
8. Кинг-Конг (King Kong), США, 1933, Мериан К. Купер, Эрнест Б. Шедсэк.
9. Аталанта (L’Atalante), Франция, 1934, Жан Виго
10. Мятеж на Баунти (Mutiny on the Bounty), США, 1935, Фрэнк Ллойд
11. Тридцать девять ступенек (The 39 Steps), Великобритания, 1935, Альфред Хичкок
12. Это случилось однажды ночью (It happenes one night), США, 1934, Фрэнк Капра
13. Невеста Франкенштейна (Bride of Frankenstein), США, 1935, Джеймс Уэйл
14. Новые времена (Modern times) 1936, Чарльз Спенсер Чаплин
15. Великая иллюзия (La grande illusion), Франция, 1937, Жан Ренуар
16. Дилижанс (Stagecoach), США, 1939, Джон Форд
17. День начинается (Le jour se leve), Франция, 1939, Марсель Карне
18. Унесенные ветром (Gone with the Wind), США, 1939, Виктор Флеминг
19. Правила игры (La regle du jeu), Франция, 1939, Жан Ренуар
20. Волшебник страны Оз (The wizard of Oz), США, 1939, Виктор Флеминг
21. Грозовой перевал (Wuthering heights), 1939, Уильям Уайлер
8 онлайн-курсов для всех, кто хочет разбираться в кино и его истории
Советские режиссеры, cinema studies и школьники на экране
Чтобы наслаждаться и любить кино, необязательно много читать и заучивать сложную теорию. Однако иногда полезно расширить свои знания, и сегодня есть подходящий повод — 27 августа празднуют День российского кино. «Цех» сделал подборку из восьми онлайн-курсов (и бесплатных, и платных), которые помогут вам разобраться в мировой и российской истории кино.
Школьный фильм
Язык преподавания – русский
Многие из нас росли и воспитывались на советских фильмах о школьниках, учителях и подростковых проблемах. Как зарождался жанр, как выглядели герои на экранах, с какими переживаниями они сталкивались, как менялась одежда — на все эти вопросы вы найдете ответы, посмотрев этот курс. Вы также узнаете о том, как со временем трансформировалось школьное кино — например, есть ли что-то общее у «Физрука» и «Республики ШКИД»?
Cinema Studies
Восемь лекций философа и культуролога Александра Павлова о современных подходах к исследованию кинематографа. Вы сможете разобраться, отличается ли cinema studies от киноведения, а также узнаете, что такое паракинематограф, культовое кино, «грайндхаус» и как устроена теория хоррора.
Курс по истории отечественного кино
Стоимость – 1900 рублей
Язык преподавания — русский
Подробный курс киноведа и специалиста по герменевтике киноязыка Полины Задорожной. В нем вы сможете разобраться в типажно-монтажном и психологически-бытовом кино (не бойтесь, если ни один из этих терминов вам не знаком), узнаете об особенностях соцреализма, попробуете понять фильмы Андрея Тарковского и оцените тенденции современного российского кино.
Василий Шукшин: крупным планом
Язык преподавания — русский
Короткий курс, посвященный анализу творчества советского кинорежиссера, актера и писателя Василия Шукшина. Его однокурсниками были Андрей Тарковский и Андрей Кончаловский, многие сравнивали его подход с тем, как снимает Райнер Вернер Фасбиндер. Вы разберетесь в основных темах творчества Шукшина, а также узнаете интересные факты о так и неснятом фильме «Степан Разин».
Краткий курс по истории кино
Язык – английский, есть русские субтитры
Чтобы лучше понимать русскоязычный кинематограф, полезно знать контекст — например, что происходило в индустрии в это же время в других странах. Ведущий курса Крэйг в шестнадцати десятиминутных видео расскажет обо всех самых важных вехах развития кино. Кстати, один из эпизодов посвящен советской школе монтажа.
Как смотреть кино
Стоимость – 2480 рублей
Иногда мы отказываемся от просмотра фильма, потому что нам кажется, что он слишком длинный, занудный и заумный. Однако даже от сложного и очень серьезного кино можно получать удовольствие. Этот курс поможет вам сменить оптику зрителя и начать смотреть фильмы глазами сценариста, режиссера и монтажера.
Русская революция как зеркало
В этом курсе вы подробно рассмотрите, как на экране показывали революцию 1905-го, революции 1917-го и Гражданскую войну. Вы разберетесь, как в сюжетах переплетались реальные люди и мифические, нужно ли было режиссерам заботиться об исторической правде и что ждало киноиндустрию после напряженных лет.
Анализ фильма
Курс кандидата философских наук Виталия Куренного поможет разобраться в основных исторических, технических и теоретических аспектах кино. Лекции и упражнения отлично подойдут, если вы давно хотели подходить к просмотру фильмов более осознанно — например, анализировать приемы и сценарий.
Все самое важное и интересное собираем в нашем фейсбуке
Как начать разбираться в кино: списки фильмов, сайты и лекции, которые вам помогут
Сегодня кино — одно из главных медиаразвлечений. О фильмах и актерах ведутся ожесточенные споры на форумах и в социальных сетях, по статистике только в Голливуде выходит около 600 фильмов в год. Возникает проблема: как начать разбираться в кино, чтобы уметь отличать достойные фильмы от неудачных, понимать отсылки, подмечать визуальные детали, видеть глубже сюжета и узнавать почерк хороших режиссеров.
Кино стоит просмотра, ведь это произведения с уникальными историями и интерпретациями, неиссякаемый источник познания быта и культуры разных стран и народов, невероятный коктейль из фотографии, литературы, живописи, музыки, театра и цирка. Киноленты развивают мозг и творческие способности.
Какие фильмы посмотреть, чтобы начать разбираться в кино
Вряд ли кто-либо в мире сможет пересмотреть все существующие фильмы. Оно и ни к чему, ведь далеко не все они заслуживают внимания. Разбираться в кино — про другое, про умение смотреть, ориентироваться в разных жанрах и режиссерах, разбираться в штампах и приемах, воспринимать классические и авторские фильмы, быть готовым к сюрпризам. Это нелегкий труд, но его можно облегчить с помощью различных подборок:
Их созданием занимаются кинокритики и киноведы, которые регулярно смотрят сотни новых и старых кинолент с целью определить их эстетическую и культурную значимость. Эти списки могут публиковаться лично экспертами или вместе с культурными изданиями и организациями. Они претендуют на максимальную объективность. Порой достаточно внимательно посмотреть и разобрать лишь несколько лент из таких списков, чтобы существенно вырасти в понимании киноискусства.
Универсальные топы и списки
Чтобы не запутаться в большом количестве списков лучших фильмов, мы выбрали для вас несколько подборок, которые не стоит пропускать:
Наш топ-50, основанный на этих источниках:
Не менее интересны и полезны списки, которые публикуются на сайтах для выставления оценок кинолентам. Классические киноресурсы — IMDb или «Кинопоиск». Для тех, кто более современен, подойдут Letterboxd и MUBI. Стоит и самому создать профиль на одном из этих сайтов, чтобы отмечать увиденное, искать интересные фильмы и узнавать много информации о кино.
Топ-50 фильмов из списков IMDb и «Кинопоиск» (мы убрали фильмы, которые были в предыдущем списке):
Фильмографии известных режиссеров
Конечно, не существует механизма выявления лучших постановщиков. Какие-то издания руководствуются только собственным вкусом, другие полагаются на оценки кинокритиков. Мы выбрали лучшие имена, которые можно увидеть во многих списках.
Среди классиков выделяются: Робер Брессон, Жан-Люк Годар, Говард Хоукс, Майкл Пауэлл, Луис Бунуэль, Альфред Хичкок, Орсон Уэллс, Стэнли Кубрик и Федерико Феллини.
Среди советских постановщиков знамениты: Сергей Эйзенштейн, Андрей Тарковский, Алексей Герман — старший, Михаил Калатозов и Сергей Параджанов.
В числе лучших режиссеров современности: Кристофер Нолан, Лав Диас, Джеймс Кэмерон, Гаспар Ноэ, Уэс Андерсон, Йоргос Лантимос, Клинт Иствуд, Стивен Содерберг, Алехандро Гонсалес Иньярриту и Илья Хржановский.
В топе российских режиссеров: Андрей Кончаловский, Никита Михалков, Сергей Бодров — старший, Тимур Бекмамбетов, Андрей Кравчук, Николай Лебедев, Федор Бондарчук, Антон Мегердичев, Леван Габриадзе и Марюс Вайсберг.
Важные фильмы в хронологическом порядке
Если вас интересует способ изучения кинематографа в хронологическом порядке, пролистайте любые списки, которые можно ранжировать по году выпуска киноленты. Один из сайтов с такой функцией They Shoot Pictures, Don’t They. Еще один хороший вариант — списки рекомендованных фильмов для студентов киношкол и абитуриентов разных стран.
Шедевры современного кинематографа
Новые фамилии и даже направления появляются постоянно. Заметить их помогут те же списки.
Стоит заглянуть, например, на сайт CriticsTop10. Там ежегодно появляется Топ-50 лент, по версии авторов тематических сайтов и критиков популярных изданий. Для этой подборки учитывают все списки, опубликованные онлайн за последний год.
На They Shoot Pictures, Don’t They можно увидеть список лучших фильмов XXI века. Сейчас лидируют «Любовное настроение», «Малхолланд Драйв» и «Один и два».
Кроме того, большинство уважающих себя изданий и кинокритики накануне Нового года подводят собственные итоги, из которых можно узнать, что стоит посмотреть.
Лучшие образцы жанрового кино
Что посмотреть, чтоб разбираться в русском кино
Самый авторитетный список, который поспособствует знакомству с российским кинематографом, — 20 лучших фильмов по версии Гильдии киноведов и кинокритиков России.
Что посмотреть, чтоб разбираться в зарубежном кино
Мы также собрали для вас список качественных классических зарубежных фильмов:
А вот топовые новинки (фильмы 2020 года):
Лекции и каналы по истории кино
В сети много ресурсов по истории кино, например журналы «Искусство кино» и «Сеанс», сайты Cineticle, Kinovoid, «Синематека», Cineticle.
Курсы, лекции и выставки, которые также вам пригодятся:
По словам кинокритика Антона Долина, всего полвека назад киноманы могли посмотреть все существующие фильмы. Сегодня же мы едва успеваем ознакомиться с новинками месяца. Вот почему важно разбираться в кино и уметь выбирать ленты для просмотра. Только так можно не утонуть в море информации и смотреть качественное кино.
Кино — тайна с множеством отсылок и метафор. И это, безусловно, огромное удовольствие — познавать новое, распутывать клубок, созданный режиссерами и их коллегами. Хорошие фильмы переполнены визуальными метафорами и многочисленными цитатами. Находить их словно добывать драгоценный камень. Впрочем, есть и простые жанровые фильмы, которые открывают новые приемы киноповествования. И если вы хотите понять их, выбирайте, что вам интересно, и приступайте к просмотру. Приятного путешествия!