с чего начать изучение кинематографа
Как начать разбираться в кино?
Если вы не планируете получать образование в сфере киноиндустрии, то начать стоит с базовых вещей, которые можно делать самостоятельно. Вот 5 советов, которые могут быть вам полезны:
1. Смотрите больше фильмов
Как бы банально это не звучало, но «насмотренность» действительно помогает разбираться в кино намного лучше. Этот нехитрый принцип работает везде: от варки борща и до проектирования космических ракет.
Старайтесь охватить как можно больше жанров, стран и исторических эпох: от черно-белых французских драм 1930-40-ых годов, до голливудских блокбастеров 21 века. Посмотрите все фильмы из топа-250 Imdb и Кинопоиска, фильмы, получившие главные награды и премии киноиндустрии: «Оскар», «Золотой глобус», «Золотая пальмовая ветвь» и д.р. Смотрите студийное и артхаусное кино.
2. Изучите, по каким принципам работает кинематограф
Кто выделяет деньги на ту или иную картину? Как организуется процесс производства фильма? Как работает прокатная система? Как независимые режиссеры получают финансирование на свои проекты?
Получив ответы на эти и другие немаловажные вопросы, вы узнаете изнанку кино, и наконец поймете, по каким законам и правилам живет эта индустрия. Начать можно с Голливуда, а затем перейти к системе кинематографа других стран.
3. Прочитайте несколько книг по сценарному мастерству
Начать можно с «Истории на миллион долларов» Роберта Макки или «Киносценарий: основы написания» Сида Филда. Хорошим дополнением будет книга по сравнительной мифологии «Тысячеликий герой» Джозефа Кэмпбелла.
Из них вы узнаете, по каким принципам строится сюжет фильма, какие архетипы героев бывают и что такое дуга характера. Станет понятно, почему, например, у «1+1» сценарий отличный, а у фильма «Робин Гуд: Начало» — откровенный трэш.
4. Слушайте подкасты о кино, смотрите разборы фильмов на ютубе, читайте рецензии кинокритиков
Словом, интересуйтесь тем, что думают о том или ином фильме другие люди. Так вы узнаете что-то новое для себя, сможете сравнить свои впечатления с чужими или поучаствовать в дискуссии. Начать можно с подкаста Антона Долина «Истории кино», обстоятельных разборов фильмов и сериалов от Goblin’a и с очень подробного анализа трейлеров от Cut The Crap. Все это будет приближать вас к максимально объективным выводам.
5. Следите за новостями киноиндустрии
Весьма очевидный, но не менее важный совет. Здесь такой же принцип, как и в 4 пункте: старайтесь черпать информацию из разных источников для полноты картины. Идеально, если к русскоязычным ресурсам добавится парочка англоязычных (например: Deadline, Variety, Collider). Там часто появляются новости кино, которые затем публикуют на других площадках в интернете.
В заключение:
Прочитав эти советы не пытайтесь охватить сразу всё, дабы избежать каши в голове. Запаситесь терпением и втягивайтесь в процесс постепенно. А самое главное — получайте от этого удовольствие 🙂
8 онлайн-курсов для всех, кто хочет разбираться в кино и его истории
Советские режиссеры, cinema studies и школьники на экране
Чтобы наслаждаться и любить кино, необязательно много читать и заучивать сложную теорию. Однако иногда полезно расширить свои знания, и сегодня есть подходящий повод — 27 августа празднуют День российского кино. «Цех» сделал подборку из восьми онлайн-курсов (и бесплатных, и платных), которые помогут вам разобраться в мировой и российской истории кино.
Школьный фильм
Язык преподавания – русский
Многие из нас росли и воспитывались на советских фильмах о школьниках, учителях и подростковых проблемах. Как зарождался жанр, как выглядели герои на экранах, с какими переживаниями они сталкивались, как менялась одежда — на все эти вопросы вы найдете ответы, посмотрев этот курс. Вы также узнаете о том, как со временем трансформировалось школьное кино — например, есть ли что-то общее у «Физрука» и «Республики ШКИД»?
Cinema Studies
Восемь лекций философа и культуролога Александра Павлова о современных подходах к исследованию кинематографа. Вы сможете разобраться, отличается ли cinema studies от киноведения, а также узнаете, что такое паракинематограф, культовое кино, «грайндхаус» и как устроена теория хоррора.
Курс по истории отечественного кино
Стоимость – 1900 рублей
Язык преподавания — русский
Подробный курс киноведа и специалиста по герменевтике киноязыка Полины Задорожной. В нем вы сможете разобраться в типажно-монтажном и психологически-бытовом кино (не бойтесь, если ни один из этих терминов вам не знаком), узнаете об особенностях соцреализма, попробуете понять фильмы Андрея Тарковского и оцените тенденции современного российского кино.
Василий Шукшин: крупным планом
Язык преподавания — русский
Короткий курс, посвященный анализу творчества советского кинорежиссера, актера и писателя Василия Шукшина. Его однокурсниками были Андрей Тарковский и Андрей Кончаловский, многие сравнивали его подход с тем, как снимает Райнер Вернер Фасбиндер. Вы разберетесь в основных темах творчества Шукшина, а также узнаете интересные факты о так и неснятом фильме «Степан Разин».
Краткий курс по истории кино
Язык – английский, есть русские субтитры
Чтобы лучше понимать русскоязычный кинематограф, полезно знать контекст — например, что происходило в индустрии в это же время в других странах. Ведущий курса Крэйг в шестнадцати десятиминутных видео расскажет обо всех самых важных вехах развития кино. Кстати, один из эпизодов посвящен советской школе монтажа.
Как смотреть кино
Стоимость – 2480 рублей
Иногда мы отказываемся от просмотра фильма, потому что нам кажется, что он слишком длинный, занудный и заумный. Однако даже от сложного и очень серьезного кино можно получать удовольствие. Этот курс поможет вам сменить оптику зрителя и начать смотреть фильмы глазами сценариста, режиссера и монтажера.
Русская революция как зеркало
В этом курсе вы подробно рассмотрите, как на экране показывали революцию 1905-го, революции 1917-го и Гражданскую войну. Вы разберетесь, как в сюжетах переплетались реальные люди и мифические, нужно ли было режиссерам заботиться об исторической правде и что ждало киноиндустрию после напряженных лет.
Анализ фильма
Курс кандидата философских наук Виталия Куренного поможет разобраться в основных исторических, технических и теоретических аспектах кино. Лекции и упражнения отлично подойдут, если вы давно хотели подходить к просмотру фильмов более осознанно — например, анализировать приемы и сценарий.
Все самое важное и интересное собираем в нашем фейсбуке
Часть 1. 300 фильмов, которые нужно посмотреть, чтобы разбираться в кинематографе (Длиннопост)
1910-1920
1. Рождение нации (The Birth of a Nation), США, 1915, режиссер Дэвид Уорк Гриффит
2. Нетерпимость (Intolerance), США, 1916, Дэвид Уорк Гриффит
3. Кабинет доктора Калигари (Das Kabinett des Dr. Caligari), Германия, 1919, Роберт Вине
1920-1930
1. Носферату, симфония ужаса (Nosferatu, Eine Symphonie des Grauens), Германия, 1922, Фридрих Вильгельм Мурнау
2. Доктор Мабузе, игрок (Dr. Mabuse der Spieler), Германия, 1922, Фриц Ланг
3. Последний человек (Der letzte Mann), Германия, 1924, Фридрих Вильгельм Мурнау
4. Золотая лихорадка (The gold rush), США, 1925, Чарльз Спенсер Чаплин
5. Большой парад (The Big Parade), США, 1925, Кинг Видор
6. Метрополис (Metropolis), Германия, 1926, Фриц Ланг
7. Фауст (Faust), Германия, 1926, Фридрих Вильгельм Мурнау
8. Страсти Жанны Д’Арк (La passion de Jeanne d’Arc), Франция, 1927, Карл Теодор
9. Цирк (The Circus), США, 1927, режиссер Чарльз Спенсер Чаплин
10. Андалузский пес (Un chien andalou), Франция, 1928, Луис Бунюэль
1930-1940
1. На Западном фронте без перемен (All Quiet on the western front), 1930, Льюис Майлстоун
2. Голубой ангел (Der blaue Engel), Германия, 1930, Джозеф Штернберг
3. М (М), Германия, 1931, Фриц Ланг
4. Огни большого города (City Lights), США, 1931, Чарльз Спенсер Чаплин
5. Уроды (Freaks), 1932, США, Тод Браунинг
6. Франкенштейн (Frankenstein), США, 1931, Джеймс Уэйл
7. Ноль за поведение (Zero de conduit), Франция, 1932, Жан Виго
8. Кинг-Конг (King Kong), США, 1933, Мериан К. Купер, Эрнест Б. Шедсэк.
9. Аталанта (L’Atalante), Франция, 1934, Жан Виго
10. Мятеж на Баунти (Mutiny on the Bounty), США, 1935, Фрэнк Ллойд
11. Тридцать девять ступенек (The 39 Steps), Великобритания, 1935, Альфред Хичкок
12. Это случилось однажды ночью (It happenes one night), США, 1934, Фрэнк Капра
13. Невеста Франкенштейна (Bride of Frankenstein), США, 1935, Джеймс Уэйл
14. Новые времена (Modern times) 1936, Чарльз Спенсер Чаплин
15. Великая иллюзия (La grande illusion), Франция, 1937, Жан Ренуар
16. Дилижанс (Stagecoach), США, 1939, Джон Форд
17. День начинается (Le jour se leve), Франция, 1939, Марсель Карне
18. Унесенные ветром (Gone with the Wind), США, 1939, Виктор Флеминг
19. Правила игры (La regle du jeu), Франция, 1939, Жан Ренуар
20. Волшебник страны Оз (The wizard of Oz), США, 1939, Виктор Флеминг
21. Грозовой перевал (Wuthering heights), 1939, Уильям Уайлер
Осознанный просмотр: как научиться анализировать кинематограф
Любовь Карась
Большинство зрителей воспринимают кино как способ развлечься и получить эмоции. Однако такое пассивное восприятие ограничено и не позволяет увидеть скрытые автором смыслы, которые находятся, как правило, вне основного сюжета. Почему средняя длина кадра в «Мстителях» две секунды, а в фильмах Тарковского он не меняется в течение пяти минут? Зачем оператор делает круговорот с помощью камеры? Как создается эффект присутствия за счет звука? На эти вопросы отвечает лектор курса «Как смотреть кино» от образовательного проекта «Синхронизация» Данила Кузнецов.
Данила Кузнецов
Режиссер документального кино. Выпускник исторического факультета МГУ, аспирантуры института востоковедения РАН и Высших курсов сценаристов и режиссеров
Язык кино. Как понимать кино и получать удовольствие от просмотра
Кузнецов Данила
Издательство Бомбора, 2019
Что отличает пассивного зрителя от активного
Осознанный зритель от обычного отличается тем, что он готов проводить интеллектуальную работу
Альфреда Хичкока не воспринимали всерьез большую часть его жизни. Многие считали, что он снимает популярное развлекательное кино, комедийные шпионские триллеры, однако это заблуждение. Например, фильм «Окно во двор» рассказывает историю фотографа, который сломал ногу. Сидя в инвалидном кресле, он начинает следить за соседями от скуки. Это просто сюжет. Но на самом деле, этот фильм о том, как устроено кино на метафизическом уровне. Зритель точно так же прикован к креслу в зрительном зале, он не может двинуться, и смотрит на мир других людей сквозь рамку киноэкрана, которая похожа на оконную раму в комнате главного героя, через которую он познает мир.
Как подготовиться к просмотру фильма
У большинства крупных режиссеров, у тех же Хичкока, Бунюэля, Феллини — есть опубликованные автобиографии. В этих книгах можно найти ответы на многие вопросы. Режиссеры в них объясняют, что они хотели сказать той или иной работой, почему они вообще стали заниматься кино, как у них рождаются идеи, и как они выбирают для этого форму.
Зрительская задача заключается в том, чтобы от формы прийти к идее, и найти точку, из которой автор начал свой путь
Уровни анализа фильма
Драматургия
На верхнем уровне мы пытаемся понять, почему история рассказана таким образом, какую эмоцию вызывает главный герой и кто им является. История — самый базовый уровень любого фильма вне зависимости от того, есть ли у него глубина содержания. Более глубокий уровень анализа драматургии — это поиск тех идей, которые автор заложил.
Анализ изображения и звука
На этом этапе мы обращаем внимание на свет. В мелодрамах или комедиях чаще всего используется ровный свет. В фильмах ужасов, наоборот, свет часто контрастный, большую часть экрана занимает пугающая темнота, вызывающая тревогу у зрителя.
Далее нужно отметить цвет. Например, Мартин Скорсезе, в фильмах которого много агрессии, любит красный. И у него почти в каждом втором фильме можно найти сцену, которая целиком освещена только красным.
Есть и звуковая сторона кинематографа. Это, во-первых, речь актеров, нюансы произношения, акценты. Например, в фильме «8 с половиной» Федерико Феллини у каждого героя специфический акцент, по которому можно определить, из какой части Италии этот человек.
С музыкой примерно также — нужно искать контрапункт. Иногда бывает, что режиссер плохо поработал с актером, и последний неполноценно сыграл в грустной драматической сцене. В этом случае режиссер вставляет минорную музыку, которая напрямую воздействует на наши чувства, и мы начинаем эмоционально сопереживать актерам в гораздо большей степени.
Монтаж
Как анализировать фильм после просмотра
После этого стоит задать вопрос: какую идею автор хотел до нас донести этой историей, о чем на самом деле фильм? Как проявляется авторский персонаж, отражающий взгляды самого режиссера?
И далее мы движемся по этапам, о которых говорили ранее:
Какие особенности светового и цветового решений мы можем выделить?
Что интересного можно отметить в звуке? Были ли контрапунктные звуки? Насколько музыка соответствовала изображению?
Каков монтажный темп? Какие крупные планы были?
Как взаимодействуют кино и литература
Это был личный роман о писателе, который с женой и сыном устраивается зимой смотрителем в отель и начинает потихоньку сходить с ума. У Стивена Кинга главным злодеем был отель, населенный призраками. В конце главный герой, жертвуя собой, спасает жену и ребенка, так как Стивен Кинг рассказывал о своем алкоголизме, который он в итоге поборол. И свои переживания он отразил в завуалированной форме через роман «Сияние».
В любом случае очень интересный опыт — смотреть сначала фильм, а потом читать книгу, или наоборот. Тогда мы можем поставить себя на место режиссера и увидеть, что он оставил из романа, что убрал, а где выразил собственную позицию.
Данила Кузнецов ведет курс «Как смотреть кино» от образовательного проекта «Синхронизация». Промокод КИНО20 дает скидку 20% на этот курс.
10 лучших книг про кино которые научат разбираться в кино: от братьев Люмьер до Тарантино
Хотите узнать, как создавались киношедевры, научиться понимать, что именно хотел сказать режиссёр, открыть для себя малоизвестные факты о любимых лентах и посмеяться над байками из закрытого мира синематографа? Мы подобрали 10 интереснейших книг для тех, кто хочет знать о кино больше или даже стать к нему причастным. Все издания из нашей подборки вы найдёте в приложении МТС Библиотека.
1. «Тарантино. От криминального до омерзительного: все грани режиссёра». Том Шон
Квентин Тарантино — живой киноклассик. «Бешеные псы», «Криминальное чтиво», «Убить Билла», «Джанго освобождённый», «Омерзительная восьмёрка»… — сложно представить человека, который не смотрел эти и другие картины мастера. О гранях его творчества — если не всех, то очень многих рассказывается в книге Тома Шона. Здесь вы найдёте истории создания знаменитых фильмов Тарантино, качественные и редкие фотографии, интервью и комментарии от самого режиссёра, работающих с ним актёров и членов съёмочной группы.
2. «Питер Джексон и создание Средиземья. Всё, что вы можете себе представить». Иэн Нейтан
«Толкиенутым» ты можешь не быть (хотя… почему бы и нет?), но «Властелина колец» знать обязан. Шутка, конечно, однако хотя бы разовый просмотр трилогии режиссёра Питера Джексона о хоббитах, эльфах и орках — это, как ни крути, признак человека, знакомого не только с мировым кинематографом, но и с печатной классикой. «Властелин колец» — бессмертное литературное произведение. О том, насколько сложно было осуществить экранизацию эпоса, да ещё так, что даже рьяные поклонники творчества английского профессора в целом остались довольны, рассказывается в основанной на интервью с Джексоном книге Иэна Нейтана.
3. «Волшебные миры Хаяо Миядзаки». Сюзан Нейпир
Анимацию Хаяо Миядзаки многие зрители и даже критики сравнивают с волшебством. Настолько интересны сюжеты и глубоки затрагиваемые темы. своё находят в них и дети, и взрослые. Но без дополнительной информации нам, людям иного культурного кода, сложно понять образы и символы японского гения. Ключом может стать книга Сюзан Нейпир. Это биография известного режиссера-аниматора, в которой проводятся параллели с героями его картин. Кстати, на данный момент, это единственное произведение о творчестве великого мастера на русском языке.
4. «От братьев Люмьер до голливудских блокбастеров». Николай Никулин
Попытка (и весьма удачная!) рассказать читателям самое интересное об индустрии кино XX века, связи кинематографа с другими жанрами, разными людьми, историческими событиями. Прочитав эту книгу, вы узнаете были ли конкуренты у братьев Люмьер, когда те создавали свой первый фильм, почему именно творчество Сергея Эйзенштейна оказало влияние на кинематограф всего мира, какие отношения были у Стенли Кубрика с психоанализом, как это отразилось на его лентах и работах последователей, а также другие занимательные факты.
5. «Кино и история. 100 самых обсуждаемых исторических фильмов». Михаил Трофименков
Любое историческое кино неизменно вызывает споры не только специалистов, но и простых зрителей: а соответствует ли показанное действительности? Понятно, что чем выше срок давности событий, о которых снята картина, тем «ляпов» в ней больше. В книге Михаила Трофименкова, известного историка кинематографа и критика, представлен разбор ста самых известных мировых исторических лент, включая последние резонансные картины: «Утомлённые солнцем-2», «Матильду», «28 панфиловцев». Говорят, интересно будет не только тем, кто разбирается в истории, но и широкому кругу зрителей и читателей.
6. «Кино как универсальный язык». Камилл Ахметов
Книга о том, как не просто смотреть кино, а подмечать в нём неочевидные детали. Ведь в каждом фильме создатели говорят зрителю на скрытом языке. Его смысл можно чувствовать, угадывать, а можно попытаться точно понять. И это очень интересно! Профессионалы такому специально учатся, но и у обычного зрителя есть теперь возможность разгадывать зашифрованные в кинолентах послания. Недаром автор книги — преподаватель Московской школы кино. После прочтения можно осмыслить любимые картины. И, конечно, это замечательный повод пересмотреть их.
7. «Не по плану. Кинематография при Сталине». Мария Белодубровская
Вы никогда не удивлялись, что в непростое сталинское время, когда партийная верхушка полностью контролировала съёмочный процесс, создавались настоящие киношедевры? Многие фильмы актуальны и сегодня, игра актёров бесподобна, картины смотришь и веришь, что всё так и было, даже если на экране откровенная пропаганда. Этот феномен отчасти объясняет книга киноведа Марии Белодубровской. Написана она, кстати, на английском и в первую очередь для зарубежного читателя, ведь автор — преподаватель Висконсинского университета, издательством авторизован перевод. Получился эдакий взгляд на сталинское кино сквозь время и расстояние.
8. «Оттенки русского. Очерки отечественного кино»
Книга написана известным кинокритиком, главным редактором авторитетнейшего кинематографического журнала «Искусство кино» Антоном Долиным. В ней — наблюдения за отечественным кино последних лет. Все фильмы свежи в зрительской памяти, многие видели их по телевизору, специально ходил на премьеры, большинство хотя бы читали афиши и рецензии. Взгляд автора, конечно, субъективный, с ним можно не согласиться, но… читателю сложно будет это сделать. Ведь Долин профессионально разбирает «Трудно быть богом», «Нелюбовь», «Матильду» и другие резонансные картины.
Самое популярное кино в мире снимают в Голливуде. По работам американской «Фабрики грёз» можно отслеживать политические, культурные, религиозные и другие мировые тенденции. Но что если кино не отражает, а задаёт их? Андрей Болдырев в своей работе делает разбор, насколько Голливуд влияет на массы, особенно в нашей стране, можно ли в современных реалиях сопротивляться его воздействию и как именно.
10. «Расскажите вашим детям. Сто одиннадцать опытов о культовом кинематографе». Александр Павлов
В чём заключается культовость, когда это слово употребляют применительно к фильмам? Почему многие ленты, общепризнанно относящиеся к культовым, для массового зрителя могут оказаться непривычны и непонятны? Ответы на эти вопросы ищет Александр Павлов, он показывает свой взгляд на проблему и заставляет задуматься читателя. Монография будет интересна не только зрителям, любителям хорошего кино разных жанров и годов производства, но и культурологам, социологам, всем, кто пытается профессионально изучить феномен культового кино.
Бонус
«Как написать кино за 21 день». Вики Кинг
Вики Кинг — известная фигура в мировом киносообществе. Для коллег-сценаристов и других деятелей индустрии, включая, разумеется, новичков, она проделала очень полезную работу. Книге уже более 25 лет, но она более чем актуальна. В ней просто и понятно рассказывается не просто о том, как написать сценарий, а с чего начать в этом вопросе. Как вообще разобраться в своей идее, переложить её на бумагу так, чтобы работой заинтересовались и по ней получилось снять шедевр. Автор щедро делится профессиональными секретами.
Тысячи полезных книг про кино и не только всегда под рукой — в приложении МТС Библиотека.