зольная 19 что там находится
10 новых станций БКЛ открыли в Москве: где они находятся и как выглядят
Руслан Давлетшин
Мэр Москвы Сергей Собянин совместно с президентом РФ Владимиром Путиным в режиме видео-конференц-связи во вторник, 7 декабря, открыли 10 новых станций Большой кольцевой линии метро. Участок от «Мневников» до «Каховской» соединил западные районы столицы с южными. Рассказываем, где появились новые станции и как они выглядят.
«Терехово»
Это первая станция на новом участке. Расположена она в середине Мневниковской поймы, на искусственном острове, рядом с одноименной деревней, снесенной в 2020 году. Также на этом острове находится станция «Мневники», открытая в начале 2021 года.
«Терехово» будет представлять собой конструкцию на глубине 22,5 метра с двумя береговыми платформами, между которыми поезда движутся в обоих направлениях. Кроме строительства самой станции, вокруг благоустроят территорию. В этом районе пока нет плотной жилой застройки и большого количества крупных объектов.
11 сентября по участку от «Терехова» до «Давыдкова» проехали первые поезда, а 30 октября станцию подключили к электросети.
Фото: Антон Гердо / Пресс-служба мэра и правительства Москвы
«Кунцевская»
Следующая станция БКЛ расположена в районе Кунцево, в Западном административном округе столицы. В отличие от одноименных станций Арбатско-Покровской и Филевской линий метро, она находится под землей на глубине 31 метра. С ее помощью можно быстрее добраться в центр или в Строгино, Красногорск, Можайск. Это будет крупный транспортно-пересадочный узел с пересадкой в рамках трех станций метро и станции Кунцево МЦД-1.
Архитектурно «Кунцевская» практически не отличается от «Терехова». Здесь присутствуют также две береговые платформы, колонны и три пролета.
Фото: mos.ru / Официальный сайт мэра Москвы
«Давыдково»
А вот эта станция с точки зрения оформления уже не типовая, в отличие от двух предыдущих. Ее интерьеры выполнены в синем, оранжевом, бежевом и сером цветах и посвящены работникам МЧС. Помимо всего прочего, «Давыдково» стало первой станцией, построенной в Можайском районе Москвы.
Расположена она вдоль Аминьевского шоссе, рядом с улицей Инициативной. Как и «Терехово», и «Кунцево», внутри она также с двумя береговыми платформами и является объектом мелкого заложения: 33 метра.
Фото: Михаил Колобаев / Пресс-служба мэра и правительства Москвы
«Аминьевская»
Следующие несколько станций — уже с одной островной платформой, как и большинство из них в столичной подземке. «Аминьевская» позволит полноценно пользоваться метро жителям района Очаково-Матвевское. Она расположена вдоль Аминьевского шоссе на пересечении с Очаковским шоссе, рядом с проспектом Генерала Дорохова, на глубине 14 метров. Выйти из метро можно на обе стороны транспортной магистрали.
В ближайшее время здесь также появится одноименная станция Киевско-Горьковского диаметра МЦД, который пройдет через центр Москвы и соединит микрорайон Железнодорожный в Балашихе с Апрелевкой.
Фото: Пресс-служба мэра и правительства Москвы / Максим Мишин
«Мичуринский проспект»
«Мичуринский проспект» стал четвертой станцией БКЛ, расположенной в Западном административном округе Москвы. Теперь жители района Очаково-Матвеевское могут быстрее попасть в центр и в район небоскребов «Москвы-Сити». С новой станции можно пересесть на Калининско-Солнцевскую линию метро. При этом и для второй кольцевой линии, и для желтой ветки наземный вестибюль общий.
Как сообщается на сайте Градостроительного комплекса Москвы, основным выразительным элементом станции стали потолочные конструкции с двумя чередующимися панелями со встроенными в нижнее ребро светильниками. В половине панелей, которые выполнены из светопрозрачного материала с тонким листом нержавеющей стали, вырезаны лазером китайские орнаменты. Белое стекло будет подсвечиваться спрятанными внутри светодиодами.
Сама станция является подземной и находится на глубине 19 метров, тогда как станция желтой ветки частично находится на поверхности.
Фото: Пресс-служба мэра и правительства Москвы / Максим Мишин
«Проспект Вернадского»
Станция с таким названием уже есть в Московском метрополитене. Каких-либо архитектурных особенностей по сравнению с предшественниками у нее нет: трехпролетная, мелкого заложения, с одной платформой. Она расположена на улице Удальцова на пересечении с проспектом Вернадского на глубине 16 метров.
В плане интерьера она задумана в стиле хай-тек. Под землей пассажиры могут увидеть индивидуальный образ, основанный на сочетании геометрических форм теплого монохрома отделки потолка, пола, колонн и графически яркой темы путевой стены. В зоне пересадки этот образ переходит в такую же тему из цветного стеклянного ограждения пересадочных ходков.
Предполагается, что благодаря открытию станции улучшится транспортная доступность города для студентов и сотрудников МГУ. С «Проспекта Вернадского» на БКЛ можно пересесть на одноименную станцию Сокольнической, красной линии.
Фото: stroi.mos.ru / Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
«Новаторская»
Такая же типовая станция, как и три предыдущие. Она расположена на глубине 11 метров. Отличие — в деталях интерьеров. Основной ее фишкой стал «пламенеющий» подвесной потолок. Такой эффект дает триплекс из разноформатных панелей с цветной пленкой оранжевого цвета трех оттенков.
Построили «Новаторскую» на границе Западного и Юго-Западного административных округов Москвы, рядом с улицей Новаторов и Ленинским проспектом. В шаговой доступности от нее находятся Воронцовские пруды. В перспективе здесь планируется организовать пересадку на станцию «Улица Новаторов» Троицкой линии, строительство которой началось в 2019 году.
Фото: Пресс-служба мэра и правительства Москвы / Владимир Новиков
«Воронцовская»
Она расположена чуть южнее Воронцовского парка и одноименной усадьбы, в Обручевском районе Юго-Западного административного округа Москвы, на глубине 23 метров. Ее потолок над одной островной платформой украшен в виде Млечного Пути. В общей сложности он состоит из 11 600 тарелок. Причем впервые в истории столичного метро в отделке был использован кварцевый агломерат — искусственный камень, износоустойчивый из-за отсутствия пустот.
Что касается практического применения, то с «Воронцовской» будет организована пересадка на станцию «Калужская» Калужско-Рижской линии, что в перспективе ее разгрузит.
Фото: Пресс-служба мэра и правительства Москвы / Владимир Новиков
«Зюзино»
Из совсем новых «Зюзино» стало последней станцией, впервые открытой в 2021 году. Станция «Каховская», замыкающая новый участок, как известно, работала в составе подземки с 1969 по 2019 год.
Будущее мчится по диаметрам: один из самых масштабных транспортных проектов отметил свое двухлетие
Она расположена на глубине 17,5 метра, и пересесть с нее на другие линии не получится. Тем не менее с практической точки зрения она улучшит транспортную доступность для жителей районов Зюзино и Черемушки, расположившись на улице Каховке и Севастопольском проспекте. Административно она принадлежит двум районам: Зюзино и Черемушки.
В плане отделки ее отличие от предшественников кроется в необычном потолке. Его украсили алюминиевые пластины разных размеров со встроенными светильниками. Благодаря этому он похож на пчелиные соты и объемные кубы. В остальном эта станция типовая, с островной платформой.
Фото: Пресс-служба мэра и правительства Москвы / Владимир Новиков
«Каховская»
Самая старая станция из всех на БКЛ открылась после двух лет реконструкции. Когда-то ее запускали в составе Замоскворецкой линии, но затем вместе с «Каширской» и «Варшавской» выделили в отдельную ветку протяженностью 3,3 километра. Теперь их вместе включили в состав Большой кольцевой линии. Но не все сразу. Восточный участок с «Каширской» и «Варшавской» откроют позже.
«Каховская» в целом сохранила свой исторический облик. На ней только обновили облицовку и сделали станцию удобнее для маломобильных пассажиров. Также построят соединительную линию в депо «Замоскворецкое», которое будет обслуживать БКЛ.
Фото: Пресс-служба мэра и правительства Москвы / Владимир Новиков
Полностью Большая кольцевая линия метро будет готова в 2022 году. Всего она будет включать в себя 31 станцию и станет самым протяженным маршрутом подземки в мире. Его длина составит 70 километров. 18 станций уже открыты, 9 — еще предстоит открыть, а 4 («Нижегородская», «Лефортово», «Авиамоторная» и «Электозаводская») — работают в составе Некрасовской линии и позже будут включены в состав БКЛ. Таким образом, у жителей столицы появилась возможность быстрее передвигаться по городу, минуя загруженные автомобильные магистрали и не заезжая в центр. Полный круг БКЛ можно будет проехать за 90 минут.
Вместо недостроя на Дальневосточном проспекте появится бизнес-центр
Недостроенное здание на углу Зольной улицы и Дальневосточного проспекта станет бизнес-центром с гостиницей. Ранее его пыталась возвести группа «Росстройинвест», но затем бросила это дело.
Строительство офисного здания на Дальневосточном проспекте между Зольной улицей и улицей Еремеева изначально, с 2013 года, вело ООО «Балтинвестстрой», входящее в группу компаний «Росстройинвест». По задумке автора проекта гендиректора ЗАО «Ярра проект» Михаила Копкова, должны были быть возведены две стеклянные башни, соединенные переходом, а также малоэтажная секция — «нос корабля».
В ходе строительства стало известно о снижении этажности: вместо 35 — 23. Сам Михаил Копков выступал против этой корректировки.
В 2015 году очевидцы стали замечать снижение темпов строительства. Официальный представитель «Росстройинвеста» тогда в комментарии «Канонеру» это опровергал. Тем не менее в итоге работы стали и объект был законсервирован, а девелопер не исключал возможности продажи.
Теперь у проекта появился новый владелец. В марте очевидцы заметили и сообщили «Канонеру», что на объекте появилась техника, позднее смонтировали башенный кран.
Здание будет достроено в том виде, на какой разрешение в свое время получил «Балтинвестстрой» (сейчас это разрешение продлено). Помимо бизнес-центра класса B+, в здании планируют разместить четырехзвездочную гостиницу и оздоровительный центр. Строительство объекта планируют закончить к 2022 году.
Обновление. По данным службы строительного надзора, актуальное разрешение на строительство, выданное в январе 2020 года, действует до августа 2022-го. Застройщик — АО «Ритейл». Проектировщик — ЗАО «Ярра проект». Максимальная высота здания — 23 этажа.
Около 100 приехавших из ЮАР людей находятся в обсерваторе с подозрением на COVID-19
Около 100 человек, приехавших в Россию из ЮАР, находятся в обсерваторе с подозрением на коронавирус, 24 из них госпитализированы. Об этом сообщила руководитель Роспотребнадзора Анна Попова в интервью телеканалу «Россия-1».
«Любое недомогание, повышение температуры — основание для того, чтобы человек был госпитализирован. Вот сейчас из общего количества приезжих там почти под сотню, госпитализировано уже из обсерватора в стационар 24 человека. В основном госпитализированы, потому что положительный ПЦР, но и есть среди них люди, у которых ПЦР пока отрицательный, но клинические проявления появляются», — рассказала Попова (цитата по ТАСС).
По ее данным, на сегодняшний день в России было выявлено два случая заражения новым штаммом омикрон.
Ранее Попова подписала постановление, согласно которому все лица, которые прибывают в РФ из африканских стран, будут обязаны сдать два ПЦР-теста на коронавирус. В соответствии с документом, все лица обязаны соблюдать режим самоизоляции на протяжении 14 дней с момента прибытия в Россию. Также в постановлении указаны сроки прохождения обследований. «Первое обследование — в течение двух дней со дня прибытия на территорию РФ. Второе обследование — с 10 по 12 день со дня прибытия на территорию РФ», — сообщается в документе.
Руководитель Роспотребнадзора также сообщала, что, согласно наблюдениям, положительные результаты ПЦР-тестов при заражении новым штаммом коронавируса омикрон появляются на вторые сутки после прилета в Россию. В первый день было зафиксировано много отрицательных тестов. Именно поэтому глава ведомства призвала всех внимательно следить за здоровьем и указала на необходимость повторного обследования.
Штамм омикрон был обнаружен на юге Африки в первой декаде ноября. По данным Всемирной организации здравоохранения, у этого варианта вируса 32 мутации — больше, чем у всех известных ранее. Эти изменения увеличивают заразность омикрона, усиливают его связываемость с рецепторами, потенциально повышают уровень проникновения в клетки человека и влияют на увеличение инфекционности, отметила Попова.
Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту
Хотите скрыть рекламу? Оформите подписку и читайте, не отвлекаясь
Наши проекты
Контакты
Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту
Ведомости в Facebook
Ведомости в Twitter
Ведомости в Telegram
Ведомости в Instagram
Ведомости в Flipboard
Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна
Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021
Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна
Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
Пентхаус на помойке
Как организована застройка на местах свалок, золоотвалов и скотомогильников
Смольный активно раздает под жилищное строительство земли, еще недавно исключенные из хозяйственного оборота на долгие десятилетия. Городские власти можно понять: в Петербурге все меньше свободных пятен под застройку, а объемы возводимого жилья снижаются. Экологические нормы активно правят под застройщика, а контроль за их исполнением очень щадящий. Разумеется, город должен как-то осваивать пустоши и выводить из центра промышленные предприятия. Но не является ли рекультивация проблемных территорий формальной? И нет ли связи между ростом заболеваемости петербуржцев и возводимым на проблемных территориях жильем?
Город выбирает большую из зол
Если сравнить карты Петербурга 1995 и 2015 годов, окажется, что многие территории, обозначенные 20 лет назад как свалки, ныне застроены. На местах несанкционированных мусорных кладбищ выросли жилые комплексы «Морской фасад» и «Балтийская жемчужина». На территории Приморской свалки растут новые кварталы Туристской и Яхтенной улиц. Более того, и сегодня на сайте Фонда имущества Петербурга можно отследить продажу земель, на которых в советские времена строить не решались.
Фонд активно распродает участки вдоль Дальневосточного проспекта, которые до середины 1980-х служили золоотвалом ТЭЦ-2. Например, участок 2,4 га севернее пересечения с улицей Коллонтай ушел по итогам торгов за 978 млн руб. при начальной цене 338 млн. Участок площадью 3ганапротив дома № 7, литера А, по Дальневосточному проспектупри стартовой цене в 723 млн руб. проданза 1,37 млрд руб. На каждый лот претендовало три – пять компаний, а превышение продажной цены над стартовой в два-три раза ясно говорит об интересе инвесторов. Город зарабатывает на этом без усилий и быстро, что особенно важно в кризис. В официальных материалах Фонда имущества говорится, чтопоусловиям торговпобедитель обязан в месячный срок после заключения договора перечислить 50% от суммы в бюджет Петербурга.
Уже вся левая сторона Дальневосточного, служившая золоотвалом, ныне застроена. На пересечении с улицей Коллонтай в одну сторону уходят гипермаркеты «Карусель», «Касторама», «Леруа Мерлен», в другую – многоэтажные жилые дома. Граждане бойко покупают здесь жилье, а золоотвал их не слишком тревожит. На интернет-форумах фон обсуждений проблемы позитивно-обнадеживающий. Самый распространенный аргумент: в городе вообще вредно жить, а автовыхлопы опаснее свалок.
«Лет 15 назад лично там ходил. Выглядел золоотвал в виде луж, покрытых серой массой. При попытке пройтись по этим лужам не проваливаешься, а начинаешь качаться. По периметру рос тростник и камыш. Место это как раз напротив «Карусели». В районе, где сейчас что-то копают. По плану на этом месте сад, школа и поликлиника».
«Можете почитать тему в группе соседнего комплекса, там действительно ходили и замеряли уровень радиации и вроде как все в пределах нормы».
«Рекультивация все-таки проведена. Да и растительности здесь было много для зоны отчуждения. Конечно, я и сам сомневаюсь в качестве рекультивации. Особенно глядя на текущее состояние площадки под строительство школы».
У форумчан красной нитью проходит мысль: если бы застройка представляла опасность, экологи и журналисты давно бы все уши прожужжали. Тем не менее существующая критика проектов толком не анализируется.
Петербургский инженер Евгений Кривошеев выступил с утверждением, будто еще недавно существовали экологические требования, разрешавшие возведение объектов на месте бывших свалок лишь через 50 лет для промышленного и через 80 лет – для жилищного строительства. Правда, мы не нашли подобных ограничений в ГОСТах советской поры.
«Таких норм никогда не существовало, – пояснил «Новой» главный специалист Российского геоэкологического центра (РГЭЦ) Андрей Горький. – Нормальный экологический контроль в Петербурге сформировался только в 1990-е годы, но в начале нынешнего века его стали разрушать в интересах строительных фирм. Раньше правом проводить изыскания на строительство обладали всего десяток организаций, а чтобы претендовать на лицензию, требовалось много лет проработать на субподряде. Сегодня только в Ленобласти изысканиями занимаются полторы тысячи фирм. Получение допуска оформляется в течение трех дней и стоит 10 тысяч рублей. Стоимость изысканий в общей смете строительства составляет 1–2% вместо 5–8% в прошлые времена».
Кто же контролирует подготовку земли под строительство? В Роспотребнадзоре сообщили, что это функцию у него забрали несколько лет назад и на контроле остались только две городские организации: Комитет по градостроительству и архитектуре (КГА) и Госстройнадзор. В ответ на запрос «Новой газеты» в Госстройнадзоре признали, что «законодательство о градостроительной деятельности не предусматривает специальной разработки проектов рекультивации земель при строительстве объектов капитального строительства». То есть застройщик сам нанимает одну из сотен фирм, выводы которой подшивает к общему пакету проектной документации. Если контролирующая организация оспорит эти выводы, то заказчик нанимает нового исполнителя. Фокус в том, что город не может проверять каждый проект, это очень дорого.
Корреспондент позвонил наугад в несколько фирм, предлагающих услуги по «инженерной подготовке участков строительства». Стандартный химический анализ почвы оценивает содержание нефтепродуктов, бензопирена, мышьяка, ртути, меди, свинца, цинка, никеля, кадмия. Результаты исследования сопоставляются с предельно допустимыми концентрациями (ПДК) в данном регионе, на основании чего рассчитывается суммарный коэффициент загрязнения почвы.
«Стоимость можем рассчитать, если вы нам карту местности пришлете, – сообщил представитель фирмы. – Если надо известняк долбить, то 2 тысячи рублей за погонный метр, если суглинки – 1600. Отсюда и количество скважин определяется».
В сумме инженерные изыскания могут обойтись в 150–200 тыс. руб. за гектар. Пространство, разбитое на участки между Дальневосточным проспектом, улицами Коллонтай, Бадаева и Зольной, занимает не менее 100 га. И если структуры Смольного захотят перепроверить документацию застройщиков, им придется потратить около 20 млн руб. И это лишь одно из десятков пятен под застройку в Петербурге.
Для застройщика же главную проблему представляют собой расходы на рекультивацию. По данным Российского геоэкологического центра, «мощность техногенных грунтов» в некоторых районах Петербурга составляет 2–7 метров, достигая иногда 10 метров. Допустим, нужно выкопать и вывезти грунт на площади в те же 100 га и глубиной в 5 метров. Это пять миллионов кубов. В КамАЗ с наращенными бортами влезает 10 кубометров. Значит, потребуется 500 тысяч рейсов, не считая расходов на мусорный полигон, экскаваторы и т. д. И застройщик весьма заинтересован доказать, что золоотвал трогать опасно, а вывоз грунта не требуется.
Земля под комплексом гипермаркетов «Леруа Мерлен», «Карусель», «Касторама», расположенных между Дальневосточным проспектом, улицами Коллонтай и Складской, тоже когда-то была золоотвалом. В Госстройнадзоре она именуется кварталом № 16. В 2010–2011 гг. здесь прошли инженерно-геологические изыскания: пробурили 42 скважины общим объемом 460,5 м, провели компрессионные и сдвиговые испытания. В ответе на запрос «Новой» замначальника службы В. П. Захаров сообщает, что проектными решениями предусмотрены мероприятия по удалению и замене зольных грунтов и подстилающих их торфов. Но ничего не сказано об объемах реально замененного грунта.
Наш вопрос об участке вдоль Дальневосточного по другую сторону ул. Коллонтай в Госстройнадзоре проигнорировали. Визуально он выглядит целиной, на которой возводят многоэтажки среди камышей и болот, хотя обычно комплексно рекультивированная территория выглядит иначе. Сомневается в проведении рекультивации и Андрей Горький. А на форумах можно встретить тревожные наблюдения жителей, окна которых выходят на строительную площадку: «Серую массу выгребли как попало и засыпали песком. А вода все равно в котлован поступает, хотя уже, похоже, сваи начали вбивать».
С северо-востока граница золоотвала ограничена улицей Бадаева. В июле 2008 г. ООО «Чевакино», входящее в холдинг «Лидер Групп», приобрело на торгах участок площадью 2,1 гас полной документацией за 1,01 млрд руб. – это в 3,5 раза дороже стартовой цены. «Полная документация» означает, что город обеспечил землю всеми коммуникациями и подготовил проект планировки. Еще во время торгов представитель Фонда имущества Николай Ботвин заявил о том, что раньше на участке находился золоотвал ТЭЦ, но территория приведена в порядок. Однако год спустя «Чевакино» решило отказаться от участка, поскольку золоотвал оказался «живым». Директор по маркетингу и продажам «Лидер Групп» Виталий Виноградов считал, что строить на этом месте объекты жилого назначения невозможно. В 2010 г. стороны судились и быстро пришли к мировому соглашению с аннулированием сделки.
Поскольку участок заброшен и по сей день (корреспондент обнаружил на его месте автомойку), похоже, золоотвал здесь действительно существует. Глава «Лидер Групп» Руслан Юсупов разговаривать с журналистом отказался. Зато в материалах арбитражного суда сохранились заявления участников процесса. Представитель КУГИ утверждал, что они о золоотвале не знали, а «лишь готовили документацию для торгов». А Фонд имущества утверждал, что его задача лишь провести торги. И это дает представления о том, как организован контрольСмольного за строительством в проблемных местах.
Согласно официальной информации, участок площадью 40 гектаров между Дальневосточным проспектом, улицами Коллонтай, Еремеева и проектным продолжением Союзного проспекта на территории золоотвала ТЭЦ-2 приводился в порядок в 2011–2012 гг. На рекультивацию земли и проведение инженерных сетей город выделил огромную сумму – 2,4 млрд руб. Тем удивительнее, что конкурсный отбор проходил в форме электронного аукциона. В профильных изданиях сообщалось, что на его подготовку ушел всего месяц, а за десять дней до проведения в конкурсную документацию были внесены изменения, ужесточившие требования к исполнителю. В итоге единственным участником, допущенным к конкурсу, оказалась группа компаний «Мегамейд». Тогдашний глава КГА Вячеслав Семененко в разъяснениях к конкурсу отметил, что едва ли не самое сложное – соблюсти экологические требования, а 25% от суммы подряда придется потратить на вывоз загрязненного грунта.
Насколько эффективно контролировался процесс, сказать непросто. С одной стороны, вСМИ сообщалось, будто финансовым блоком «Мегамейда» руководила Евгения Логунова, сестра главы городского Центра госэкспертизы (одного из подразделений Госстройнадзора) Станислава Логунова.С другой – после отставки Логунова в ноябре 2012 г. его работу высоко оценил глава Госстройнадзора Леонид Кулаков: «Станислав Игоревич достиг тех результатов, которых от него ждали руководство города и сами застройщики, заказчики экспертизы. За три года были в два раза сокращены сроки подготовки замечаний по проектам, увеличено количество положительных заключений после первичной экспертизы с 38% в 2009 до 65% в 2011 г., сокращено количество личных визитов, упрощен документооборот».
Разумеется, не нужно видеть в чиновниках коррупционеров, особенно когда за халатность можно запросто сесть в тюрьму. Ставя подпись под разрешением на жилое строительство на золоотвале (а значительная часть новых квартир на Дальневосточном предназначена для очередников – ветеранов и многодетных семей), госслужащий должен быть убежден, что ему за это ничего не грозит.
«В Петербурге действуют одни из самых невыполнимых в мире экологических норм: они подчас в сотни раз жестче европейских, – говорит Андрей Горький. – Как следствие, нормы содержания свинца превышены на 70% городской территории. Де-юре, где бы чиновник ни санкционировал застройку, ему можно предъявить претензии. Но этот же абсурд и наделяет его иммунитетом: раз все нарушают закон, значит, и спрашивать не с кого. А если бы в Петербурге применялись европейские нормы, которые очень похожи и в Германии, и в Финляндии, то оказалось бы, что у нас далеко не весь город мертвая зона. А есть 15–18 проблемных мест, которыми нужно заниматься. Но это не всегда в чиновничьих интересах».
Что такое золоотвал и как с ним бороться?
Территорию вдоль Дальневосточного проспекта обычной свалкой не назовешь: после войны здесь существовал скотомогильник, а золоотвал пополнялся аж с конца 1950-х годов. Находящаяся неподалеку ТЭЦ-2 до начала перестройки работала на угле, после сгорания которого остается огромное количество золы. Смесь золы с водой (пульпу) по трубам отводят на территорию, обвалованную глиной для гидроизоляции. После испарения воды сухой остаток также закрывают глиной, поскольку при сжигании угля концентрация тяжелых веществ в золе увеличивается в сотни раз.
«По вредному воздействию золоотвал относится к третьему классу опасности, а сами вещества, содержащиеся в золе, – к наивысшим: первому и второму классам, – говорит эколог Ольга Медведева. – На Дальневосточном зашкаливают концентрации ртути, кадмия, мышьяка и свинца. Я уже не говорю о рассказах старожилов, будто в этот же золоотвал неофициально подхоранивали химические отходы с соседнего предприятия «Пигмент». Нужна дискуссия специалистов о том, что делать дальше. Возможно, золоотвал не нужно вскрывать и вывозить, поскольку при этом тучи вредной пыли разносятся на километры вокруг. Существуют технологии, при которых свалки покрывают слоем специальных глин, которые сейчас добываются при строительстве метро и выбрасываются».
Опасный Петербург
Исследования различных экологических организаций позволяют выделить ряд неблагополучных мест в городе. Показательно, что радиационный фон, который граждане измеряют дозиметрами, может быть в норме. Главной проблемой является содержание тяжелых металлов в почве, определить которое можно лишь путем сложных лабораторных анализов. И опасными могут оказаться места, про которые в жизни не подумаешь.
На территории Детского парка имени 9 января находится старая свалка отходов завода «Красный химик», которая приравнена геологами к разряду рудных месторождений марганца. А вокруг заброшенного стрельбища в Сосновском лесопарке концентрация свинца в 270 раз выше нормы.
Ряд экологов считает безумием предложение создать парк на территории снесенного ГИПХа между Тучковым и Биржевым мостами. Ведь институт десятилетиями сливал отходы «под себя» и почва там загрязнена на глубину около пяти метров. То есть ради парка придется вывезти полмиллиона кубов грунта и завезти новый.
Повышенное содержание диоксинов отмечено близ квартала «Балтийская жемчужина» в районе улиц адмирала Трибуца и адмирала Черокова. Экологи предполагают, что ранее здесь присутствовало много несанкционированных свалок и загрязнение связано со сжиганием свалочных масс. На Канонерском и Турухтанных островах существуют могильники золы. А на бывшем мусорном полигоне к юго-западу от пересечения улицы Латышских Стрелков и Российского проспекта построят базу гордости города – хоккейного клуба СКА.
Почва для смерти
В начале 2000-х годов загрязнение почв в Невском районе Петербурга подробно изучалось специалистами Российского геоэкологического центра – филиала ФГУП «Урангео». Сегодня они говорят, что ситуация вряд ли изменилась. Во всяком случае, выборочные пробы приносили схожие результаты вплоть до 2008 года, когда городские структуры прекратили мониторинг петербургских земель (сейчас его точечно проводит Роспотребнадзор на федеральные деньги).
Доклад РГЭЦ (имеется в распоряжении редакции) констатирует превышение в почвах Невского района всех элементов I(наивысшего) класса токсической опасности. Максимальные концентрации свинца, в 10 и более раз превышающие ПДК, связаны с золоотвалом ТЭЦ-2 и несанкционированной свалкой, расположенной южнее Народной улицы. Содержание ртути в 9 раз выше, в чем фоновых почвах, а среди трех главных причин – тот же золоотвал. По мышьяку есть ореолы, превышающие ПДК в 5 раз, по кадмию – в 7 раз.
Не менее важно, что прослеживается взаимосвязь между загрязнением почв и ростом заболеваемости жителей. По оценке завкафедрой коммунальной гигиены Медицинского университета имени Мечникова Кирилла Фридмана, из-за проникновения в организм грязной пыли (в том числе фрагментов почвы) люди умирают так же часто, как от курения – в 25% случаев. Только из-за превышения нормы свинца в почве в Петербурге ежегодно заболевает 3 тысячи детей – астма, болезни бронхов. В том же Невском районе анализ заболеваемости по поликлиникам позволяет выявить эпицентр – между АО «Пигмент» и Яблоновской свалкой, то есть злополучный золоотвал вдоль Дальневосточного проспекта.
Необходимо защищать территорию от укатывания в асфальт. Сколько бы модных кустарников ни сажали в клумбы, это не поможет. Только почва абсорбирует загрязнители воздуха, переводит влагу в грунтовые воды. В 2007 году Закон «О городских почвах» принят в Москве, зато юридический комитет Смольного забраковал похожую инициативу депутата ЗакСа Татьяны Захаренковой, уже согласованную профильными комитетами – по земельным ресурсам, природопользованию и благоустройству.
Нельзя сказать, что город ничего не делает: например, в 2014 г. в Петербурге рекультивировано 18 тысяч кв. м загрязненных земель. Другое дело, что качество рекультивации сомнительное. Чиновник Комитета по природопользованию Дмитрий Крутой признает, что со свалки на Ташкентской улице и с полигона ТБО «Новоселки» вывозятся отходы III класса опасности и ниже, а самые вредные оставлены. Хотя город уже потратил на рекультивацию этих двух объектов 300 млн руб.