знак погоня что значит
Кого догоняет «Погоня»? Разговор с историком о старых и новых гербах Беларуси
Государственная символика — один из инструментов пропаганды. Власть и граждане страны всегда наделяют такие символы определенным контекстом, который может значительно различаться в зависимости от социальной, политической или экономической обстановки и множества других факторов. И чем больше разница в трактовке, тем острее возникающее напряжение. Ослабить его может лишь понимание базовых ценностей, в верности которых никто не сомневается. Например — исторической ценности символов. Не так давно мы изучили бывшие и нынешние белорусские государственные флаги, обсудили их сакральный смысл, символизм и то, как они вписываются в исторический контекст жизни страны. Сегодня вместе с историком Владимиром Ляховским мы поговорим о гербах.
О чем тут речь?
Кто это?
Владимир Ляховский — историк, архивист. Кандидат исторических наук, доцент. Исследует историю белорусского национального движения и белорусской политической эмиграции межвоенного периода. Автор свыше 200 публикаций, 2 авторских монографий, 1 коллективной монографии. Лауреат премии имени Льва Сапеги, почетный член Национального исторического музея Беларуси. Награжден медалью имени Франтишка Богушевича Белорусского ПЕН-центра.
Как рождаются гербы
— Давайте для начала определимся с тем, что такое герб, какое значение он имеет и какова его актуальность сейчас?
— Герб — это продукт Средневековья. Начиная с XII столетия он был связан с рыцарским сословием и знатным католическим духовенством. Герб, составленный по определенным геральдическим правилам, переходил по наследству от поколения к поколению. В дальнейшем родовые ветви разрастались и герб уже отождествлялся с принадлежностью дворянина к той или иной фамилии (роду). Так формировалась родовая солидарность.
С развитием торговых отношений в Европе начиная с ХІІІ столетия гербы присваиваются ремесленным и торговым корпорациям, а с утверждением Магдебургского права — городам. В период становления абсолютизма модифицированные родовые гербы правящих династий Англии, Франции (до Великой революции 1789 г.), Австрии, Швеции и других монархий постепенно начинают ассоциироваться с государственными символами этих стран.
Вместе с тем историю формирования национально-государственной символики европейских народов нельзя назвать однолинейной. Тут можно проследить несколько вариаций. У греков, попавших после падения Византийской империи в 1453 г. под османское владычество, мобилизационная роль православной церкви по сохранению национально-культурной идентичности нашла отражение на современном гербе Греции в виде белого равностороннего креста на лазуревом геральдическом щите. У чехов, поляков, венгров, сербов, черногорцев и болгар, в определенный исторический период утративших свою независимость, их древние государственные символы олицетворяли борьбу за восстановление своего национального суверенитета. У финнов, хорватов и отчасти румын формирование национально-государственных символов связано с автономными образованиями, существовавшими на территориях этих стран под протекторатом соседних полиэтнических королевств и империй.
Иначе обстояло дело с так называемыми «неисторическими нациями» (латышами, эстонцами, словаками, словенцами и др.). Их гербы были созданы после приобретения государственной независимости и включали в себя, как правило, элементы гербов исторических областей и провинций, относящихся к территории новообразованных государств.
Большинство литовцев причисляют себя к «исторической» нации, считая Великое княжество Литовское своей «национальной империей», хотя последнее утверждение нужно оспорить. ВКЛ — крупнейшее государственное образование в Европе в XIV—XVIII вв., созданное взаимными усилиями предшественников белорусского, литовского, украинского и других народов. Государственно-политическое, правовое и культурное наследие ВКЛ по праву принадлежит всем народам, формировавшим его.
Другое дело, что у белорусов, абсолютное большинство которых издавна исповедовали православие или относили себя к униатам, местная политическая элита ВКЛ (магнатерия и знатное дворянство) в XVI—XVII вв. начала массово переходить в католичество и постепенно ополячилась. Возникший культурный и языковой разлом после краха Речи Посполитой был усугублен обрусительской политикой царского режима. Это повлияло на то, что у белорусов до сих пор очевидна размытость национального самосознания и чувство исторической принадлежности к ВКЛ и его символам долгое время было во многом нивелировано. Все начало постепенно меняться с конца XIX — начала ХХ столетия, когда возникшее белорусское национальное движение заявило о возвращении белорусов к своим историческим корням, связанным с древнебелорусскими государственными образованиями IX—XIII вв. и ВКЛ.
— Какой еще смысл, кроме идентификационного, вкладывали представители национально-освободительных движений молодых европейских наций в XIX—ХХ стст., легитимизируя свою старосветскую символику?
— Молодые зарождающиеся нации ищут свою историческую преемственность, тем самым желая доказать или подтвердить, что их государственность имеет более древнее происхождение, чем это считалось ранее. Ученые и любители истории в летописях и древних актах начинают выявлять упоминания и изображения древних гербов местных князей, исторических областей или городов, имеющих непосредственное отношение к национальной истории. Таким образом создавался миф об исторической нации. Выявленный древний герб постепенно мифологизируется, становится символом борьбы за независимость страны. Говоря о мифе, мы вкладываем в это понятие конструктивный смысл. Это некий визуальный образ, который уже прочно ассоциируется с нарождающейся политической нацией.
Откуда ведет свои корни «Погоня»
— Тогда давайте ближе к нашей истории. Как символика ВКЛ стала маркером белорусской нации?
— Герб в образе вооруженного всадника на коне появляется на белорусских землях уже в XIII веке. Он был присущ многим европейским странам. Мы все сейчас знаем его как герб «Погоня».
Известный белорусский исследователь-геральдист Анатолий Титов отмечает, что «Погоня» наряду с изображением «Колюмн» («Гедиминовыми столбами») уже присутствует на печатях великого князя литовского в годы правления Витеня (1296—1315). Шестиконечный крест на щите конника связывают с периодом правления Владислава II Ягайло (1362—1434). Считается, что последний заимствовал его после бракосочетания с польской королевной Ядвигой, дочерью и внучкой представителей Анжуйской династии венгерских королей, у которых этот символ являлся неотъемлемым геральдическим элементом их родового герба. Ягайло считал важным отметить свое родство со столь знатной королевской династией.
— Почему именно «Погоня»? Кто и кого догоняет? Всадник убегает или преследует?
— Большинство ученых считают, что «Погоня» олицетворяла собой ответные военные действия великих князей и воевод ВКЛ на военные набеги тевтонцев и крымских татар на приграничные территории государства. Как правило, такие вражеские нападения были связаны с захватом пленников, материальных ценностей и последующим отходом на свою территорию. Обратная военная операция — погоня — символизировала возвращение награбленного, освобождение из неволи своих людей.
— В какой момент «Погоня» стала официальным символом ВКЛ?
— Как отмечают белорусские историки Алексей Шаланда и Вячеслав Носевич, «Погоня» окончательно закрепляется в качестве государственного символа ВКЛ в первой половине XVI века. Именно в этот период она отображается на Острой браме города Вильно (столицы ВКЛ) — одних из въездных ворот города, возведенных в 1503—1522 гг.
Герб присутствует на титульной странице Статута ВКЛ 1588 г. — главного свода законов древнего белорусско-литовского государства, просуществовавшего до 1839 г. Тогда же «Погоня» отображается на государственных монетах ВКЛ, на гербах многих белорусских городов, получивших Магдебургское право, которое обеспечивало городским магистратам широкое самоуправление. После Люблинской унии 1569 г., провозгласившей создание федеративной Речи Посполитой, на государственном гербе нового государственного образования «Погоня» соседствует с польским королевским орлом.
«Погоня» и Российская империя
— Что стало с «Погоней», когда Беларусь и Литва в конце XVIII в. вошли в состав Российской империи? С ней каким-то образом боролись царские власти?
— Со времен правления императора Павла I в число титулов российских самодержцев всегда официально входил и «великий князь литовский». «Погоня» была законодательно интегрирована с местной геральдикой, общеимперскими символами. Она присутствовала на гербах большинства белорусских губерний (Виленской, Гродненской и Витебской), а также многих городов Беларуси. Также следует отметить, что солдаты и офицеры отдельных гвардейских воинских частей императорской армии, сформированных на территории бывшего ВКЛ (таких, например, как лейб-гвардии Литовский полк), на своих киверах носили кокарды с изображением «Погони» на фоне российского двуглавого орла.
На официальный статус «Погони» по большому счету никак не повлияли антироссийские сепаратистские восстания 1830 и 1863 гг., несмотря на использование восставшей местной шляхтой и крестьянами-косиньерами на своих знаменах двуединого символа старой Речи Посполитой.
Проблема тут заключалась в другом. Начиная со 2-й половины ХIX века деятели литовского национального движения, пользуясь поддержкой местных иерархов католической церкви, представителей своей многочисленной эмиграции и диаспоры, через школьное образование, независимую прессу и литературу на литовском языке активно внедряли в массовое сознание литовцев постулат, что Великое княжество Литовское и его государственные символы — это исконно литовское историческое и культурное наследие. Малограмотные белорусские крестьяне, составлявшие абсолютное большинство населения края, в основном православного вероисповедания под влиянием обрусительной политики идентифицировали себя или как «русских», или как «тутэйшых» и в своей массе не связывали себя с ВКЛ и «Погоней».
Изображение всадника на тогдашних губернских и городских гербах они воспринимали как официоз и не считали своим. Даже когда в начале XX века в Российской империи началось брожение умов, грянули революционные события 1905—1907 гг., представители белорусского движения на манифестациях и собраниях не использовали герб «Погоня», они шли в народ с красными флагами и транспарантами.
Популяризация ВКЛ и «Погони» в окружении национально ориентированной белорусской интеллигенции началась уже после Первой российской революции на страницах газеты «Наша Нива» (1906—1915) — прежде всего благодаря публикациям и изданию первой популярной «Истории Беларуси» (1910) романтика-самоучки Вацлава Ластовского. Именно под его влиянием поэт Максим Богданович, классик белорусской литературы, сочинит в 1915 г. свое знаменитое стихотворение «Пагоня» («Старадаўняй Літоўскай Пагоні не разбіць, не спыніць, не стрымаць»).
Тем не менее до Первой мировой войны это почти никак не отразилось в умах и сердцах простых белорусов. «Крестьянство, — констатировал известный белорусский писатель Змитрок Бядуля, — за исключением небольшой его части, которая реализовывалась через белорусскую прессу, жило своей жизнью. В нем естественно и равномерно сохранялся источник исконной белорусской повседневности. Ни одно правительство не смогло вырвать его из этого состояния. Но тогда же малотиражная еженедельная газета „Наша Нива“ также не смогла поднять в крестьянстве национальное самосознание, необходимое для белорусского возрождения».
Герб «мужицкой республики» не прижился
— Но все равно мы подходим к одному из важнейших для «Погони» периодов.
— Все изменилось с началом «Великой войны» (1914—1918). Она стала мощным катализатором этнополитических и этнокультурных процессов в Центральной и Восточной Европе, включая Беларусь. Змитрок Бядуля рассказывает: «Белорусское движение в период „Нашей Нивы“ не смогло сделать то, что империалистическая война сделала за два года. Лучшим агитатором по пробуждению белорусских крестьянских масс от сна была сама жизнь — ненормальная, перевернувшая все. Это неспокойное время было лучшей живой агитационной книгой для белорусских крестьянских масс».
В 1915 г. в Вильно в условиях кайзеровской оккупации белорусские, литовские и польские политические деятели провозглашают создание Конфедерации Великого княжества Литовского. На напечатанном меморандуме Конфедерации ВКЛ можно видеть герб «Погоня». Инициаторы создания этой организации — белорусы братья Антон и Иван Луцкевичи — были ориентированы на создание межгосударственной белорусско-литовской унии, рассчитывая, что кайзеровская Германия в итоге проиграет войну и этот момент можно будет использовать, чтобы провозгласить независимость нового государственного образования. Но история пошла по несколько другому сценарию.
В феврале 1917 г. в результате Февральской революции в Российской империи пал царский режим. Идея белорусской автономии быстро трансформировалась в желание белорусских радикалов создать независимую Белорусскую Народную Республику, которая была провозглашена 25 марта 1918 г. Новая генерация белорусских национальных деятелей, выросших в условиях Российской империи и выдвинутых на политическую авансцену революционными событиями 1917 г., слабо ориентировалась в исторических реалиях прошлого своей родины. Формируя институты и символику БНР, они взяли за основу повседневные атрибуты крестьянской трудовой деятельности: сноп, грабли и косу. Такое сочетание можно увидеть на печати Народного секретариата Беларуси, которой заверялись первые официальные документы БНР. Представители Польской Рады земли Минской иронизировали по этому поводу, называя БНР «мужицкой республикой».
Одновременно в феврале того же 1918 г. белорусские деятели, находящиеся в Вильно, провозглашают создание региональной виленской Белорусской Рады во главе с Антоном Луцкевичем. Наряду с бело-красно-белым флагом своим символом новая организация избирает герб «Погоня».
В апреле 1918 г. находящийся в Киеве известный белорусский общественный деятель, историк и экономист Митрофан Довнар-Запольский настаивает, чтобы гербом БНР стала «Погоня». Он создал в украинской столице Белорусскую торговую палату, которая фактически спасла правительство БНР от финансового краха. На печати этой посреднической торговой организации был утвержден герб «Погоня». За замену символики БНР также ратует руководитель Минского народного представительства Роман Скирмунт. 15 мая 1918 г. Рада БНР постановляет утвердить герб «Погоня» в качестве государственного символа республики. В последующем «Погоня» становится символом не только белорусского правительства в изгнании, но и всей межвоенной и послевоенной белорусской политической эмиграции и диаспоры.
Работая в Германии, правительство БНР и ее дипломатическая миссия в Берлине нашли финансовые средства для печатания своих дипломатических и заграничных паспортов в одной из германских типографий (около 10 тыс. экземпляров). Хотел бы отметить высокое качество печати этих документов. Они выглядят гораздо солиднее первых паспортных свидетельств Украинской Народной Республики и независимой Литвы.
Однозначного и точного ответа на этот вопрос поставить нельзя. Существует множество мнений, теорий и даже ЛЕГЕНД на этот счёт.
Ну, а если обратиться к более историческим теориям её возникновения, то многие выдвигают тезисы о том, что герб пришёл из Западной Европы, где похожие символы существовали и до возникновения Литвы, другие, находят близость Погони с печатью полководца Александра Невского. Как бы там ни было, Князь Витень, который восседал на престоле ВКЛ с 1293-1316 году был первым Литовским Князем, который использовал этот символ. Как гласит Густынская Летопись, оригинал которой потерян:
«Витен нача княжити над Литвою, измысли себе герб и всему князству Литовскому: рыцер збройны на коне з мечем, еже ныне наричут Погоня»
Скорее всего, эта печать изображала самого Витеня, так как другие «Погони» всё время отличались различными деталями и чаще всего, отображали самих князей. Достаточно сравнить Герб Ягайло 1416 года и Герб Витовта 1416 года.
Окончательно Погоня утвердилась как государственный символ уже при князе Ольгерде, использовавший этот герб, как свою печать. Точно также его использовали вышеупомянутые Ягайло и Витовт.
Считается, что юридически, данный герб был закреплён на землях Великого Княжества Литовского только в Статуте 1566 года, где впервые и упоминался как «Погоня», а в Статуте 1588 данный герб был изображён на титульном листе.
«Теж мы господарь даем под гербом того паньства нашего Великого князства Литовского, Погонею, печать до каждого повету».
После объединения Королевства Польского и ВКЛ и создания нового государства – Речи Посполитая ( с перев. на русский «Общее Дело» ), герб был одним из главных символов этого государства наравне с белым орлом Польши. Погоня изображалась на главных символах РП – флаге и гербе, а также была главным символом многих воеводств: Минского, Виленского, Брестского, Витебского, Полоцкого и многих других.
После 3-его раздела Речи Посполитой, когда все земли Великого Княжества Литовского перешли в состав Российской Империи, герб Погоня не канул в лету, а наоборот, продолжал использоваться на этой территории. Она присутствовала на многих гербах городов и губерний, нагрудных знаках некоторых гусарских полков и даже на большом гербе Российской Империи 1882 года.
Во время восстания 1863-1864 года, восставшие использовали свой собственный символ, где была изображена Погоня, вместе с Польским орлом и Архангелом Михаилом.
В начале 20-ого века, после падения Российской Империи, герб погоня стал символом белорусской национальной идеи и различных подпольных организаций.
В 1918 году была объявлена Белорусская Народная Республика, где герб стал главным символом нового государства наравне с бело-красно-белым флагом.
После неудачной попытки провозглашения своей независимости, символ Погоня продолжал использоваться как символ Независимой Беларуси и её национальной идеи, некоторых культурных и политических организаций ( Товарищество белорусской школы, Наивысшая и Народная Рады БНР ) а также использовался белорусами во время Слуцкого Восстания 1920 года.
Во время начала Великой Отечественной Войны и оккупации Беларуси, белорусские коллаборационистские организации использовали бело-красно-белый флаг и Герб Погоню как свои символы. Нацистами это было официально разрешено. К сожалению, у многих белорусов и детей войны это оставило больной отпечаток в памяти.
В будущем, именно эта причина станет главным аргументом смены Погони и бело-красно-белого флага на изменённый вариант флага и герба БССР.
Практически до развала СССР Погоня и бело-красно-белый флаг фактически были под запретом. Эти символы использовались только белорусскими диаспорами за границей, а также Радой БНР в изгнании.
Время шло, Советский Союз прекратил своё существование и Беларусь стала действительно независимой.
Только в 1991 году 19 сентября 1991 г. Верховный Совет БССР принял Закон «О названии Белорусской ССР», в соответствии с которым она стала называться «Республика Беларусь», а государственными символами Республики Беларусь стали бело-красно-белый флаг и Герб Погоня.
За утверждение Погони, как государственного герба Республики Беларусь проголосовало 204 депутата, 25 воздержалось и никто не проголосовал против. Главными лоббистами новой символики были партия Белорусский Народный Фронт и постоянная комиссия по образованию, культуре и сохранению исторического наследия, во главе которой был белорусский поэт Нил Гилевич.
Это вызвало неоднозначную реакцию у белорусского населения. Некоторые заваливали Верховный Совет гневными письмами и обращениями, другие наоборот поддержали, как например Василь Быков.
Откуда взялись бело-красно-белый флаг и Погоня
Как можно заметить, вопросы по поводу этих символов возникают достаточно часто, в том числе и на пикабу. Вопросы вопросами конечно, но вот ответы на них, они либо заведомо не полны, либо скатываются к «власовскому триколору». Ну что ж, давайте разбираться и проведем не большой экскурс в историю. А история между тем интересная. Экскурс по идее должен быть конечно большой, но пересказывать целые страницы из википедии или отдельные страницы не особо известных книг, я не буду. Я думаю, большинство в состоянии пройти и ознакомиться с историческими событиями самостоятельно.
Итак, до новейшего времени (ну т.е. с 1914 г.) нет ни одного документально подтвержденного факта использования белорусами бело-красного-белого флага и герба Погоня. Все эти рассказы про древность не более чем инсинуации, более того у флага даже есть официальный создатель, Клавдий Степанович Дуж-Душевский, человек крайне интересный, был арестован в свое время поляками, советами, немцами, снова советами.
Государственными эти символы стали при Белорусской народной республике. Государство это просуществовало около 10 месяцев, с 9 марта 1918 по 3 декабря 1918, на территории оккупированной немцами Белоруссии. Как водится, то что территория была оккупирована, нисколько не помешало провозглашению о независимости, так 25 марта 1918 года была принята 3-я Уставная грамота:
«Теперь мы, Рада [Совет] Белорусской Народной Республики, сбрасываем с родного края последнее ярмо государственной зависимости, которое насильно набросили российские цари на нашу свободную и независимую страну.С этого времени Белорусская Народная Республика провозглашается Независимым и Свободным Государством. Сами народы Белоруссии, в лице своего Учредительного Сейма, примут решение о будущих государственных связях Белоруссии».
Но националисты не были бы националистами, если бы уже через месяц не отправили кайзеру Вильгельму телеграмму следующего содержания:
«Рада [Совет] Белорусской Народной Республики, как избранный представитель белорусского народа, обращается к Вашему Императорскому Величеству со словами глубокой благодарности за освобождение Белоруссии немецкими войсками из-под тяжёлого гнёта, чужого господствующего издевательства и анархии.Рада Белорусской Народной Республики декларировала независимость единой и неделимой Белоруссии и просит Ваше Императорское Высочество о защите на подконтрольной ей территории для укрепления государственной независимости и неделимости страны в союзе с Германской империей.
Только под защитой Германской империи страна видит лучшее будущее.»
Такие вот «независимые», справедливости ради надо отметить, что не все руководство БНР одобряло такие вот действия.
Тем не менее, данное государство существовало больше декларативно, чем на деле. Управляла всем германская военная администрация, которая подношений не оценила, и независимость БНР не признавала. Да потом в эмиграции еще существовали сторонники и «государственные деятели БНР», но для нашего рассказа это уже не существенно.
Далее перейдем к периоду ВОВ. Но тут все очень и очень просто, данные символы использовали белорусские коллаборационисты.
Хотелось конечно добавить фоточек про то, как эти флаги соседствуют с портретом Гитлера, их благо достаточно, но не буду.
Вот здесь, мы подходим к одному важному моменту, к российскому триколору. И видим разницу, триколор не был утвержден пропагандисткой машиной нацисткой германии в качестве официального символа, триколор не охранялся Третьим рейхом на наряду со своим собственным знаменем. Здесь скорее подойдет Андреевский флаг. Однако, покажите мне российских националистов, использующих его? Почему немецкие идеологи одни разрешали использовать символы, а другие нет? Ответ очевиден, им нужно было играть на чувствах национальной гордости и той самой независимости. А что триколор, что Андреевский флаг мало на это подходит.
Ну и последний раз эти символы официально применялись с 1991 года, здесь тоже думаю все понятно. Это время расцвета национальных настроений в бывших республиках нерушимого. Однако даже в то время большая часть населения относилось к нему негативно, против новых государственных символов выступали и ветеранские организации, в итоге в 1995 году был проведен референдум, где в числе прочего был поставлен вопрос об отказе от новых символов. Где большинство населения проголосовало за.
Выводы я думаю каждый сам для себя сделает. Лично мой: протесты конечно протестами, однако, когда в твоей стране в самые страшные годы погибла одна десятая часть населения, выходить под флаги тех, кто этому способствовал, ну такое себе.
Для особо нежных тэг: политика. Я конечно понимаю, что пост утонет в минусах борцов за правду, однако дело это не меняет.
Вот мне как беларусу конечно обидно что эта символика запорота во вторую мировую, но вы же сами подумайте, у беларуси за всю историю проблема с символикой была в целом, юзают что было.
Ну и последний раз эти символы официально применялись с 1991 года
Флаг не виноват, что его использовали коллаборационисты. Это вещь, она не может сказать своему хозяину, нет, не бери меня, ты меня не достоин. Его считают национальным, потому что олицтворяет цвета нашей нации, которая очень поздно начала формироваться, в 19 веке, как раз таки к началу создания первой белорусской государственности. ДА, в те времена государственность была слаба, людям не было никаких дел до флагов и пагонь, лишь бы выжить. Но это наша история, и других флагов тогда не было. Лучше флага для Беларуси попросту нет.
белорусского оппозиционеров. появились союзники https://www.youtube.com/watch?v=Sgub6EgeTpI и от себя. скажи кто у тебя друг. я скажу кто ты
. писал что ничего русофобского тут нет, это лишь символ Беларуси без Лукашенко.
Хотелось конечно добавить фоточек про то, как эти флаги соседствуют с портретом Гитлера, их благо достаточно, но не буду.
Что значит не буду? Давай добавляй.
+++ Еще напрягает что этот флаг похож на флаг гнусной русофобской Польши.
Вообщем, и флаг неправильный, и герб неправильный, и народ неправильный. Все по знакомой с 2014 года методички.
Надо же, я вчера тоже комментила про флаг, под которым убивали в Хатыни.
ТС следует своим власовским флагом озаботиться лучше и византийским гербом, да и греческим названием страны
ТС не очень силен в истории. Почитай хотя бы великих русских историков Ключевского и Соловьева.
И видим разницу, триколор не был утвержден пропагандисткой машиной нацисткой германии в качестве официального символа
Вот это расследование, пулитцера можно взять.
В Витебске доктор получила штраф из-за наклейки с гербом Литвы на авто
12 ноября Октябрьский районный суд Витебска рассмотрел дело об административном правонарушении по ст. 24.23 КоАП. Пульмонолога Марину Бурблис признали виновной в нарушении закона о массовых мероприятиях и оштрафовали на 1450 рублей за наклейку герба Литвы на багажнике автомобиля, сообщает «Віцебская вясна».
Изображение использовано в качестве иллюстрации. Фото: limpalipdukai.lt / viciebskspring.org
Дело рассматривал судья Владимир Цариков.
Согласно рапорту сотрудника Октябрьского РУВД Витебска, информация об автомобиле с «Погоней» на багажнике поступила 14 октября. 20 октября, машину осмотрели и составили акт осмотра.
На первом судебном заседании, которое состоялось 2 ноября, муж Марины Бурблис объяснил, что крышка багажника была заменена. Ее привезли из Литвы, мужчина показал в суде переписку с продавцом.
В качестве свидетеля в суде выступил непосредственный начальник женщины — исполняющий обязанности заведующего первым терапевтическим отделением Витебской городской центральной поликлиники Вадим Парфентьев. Он положительно охарактеризовал свою подчиненную. По его словам, Марина Бурблис с начала пандемии в составе бригады выезжала к больным коронавирусом. Сейчас она также работает в «красной зоне».
Судья Цариков спрашивал, обсуждала ли доктор политические вопросы на работе и стоял ли у нее в кабинете бело-красно-белый флажок. Заведующий отделением ответил, что ничего не видел, политические темы в отделении не обсуждаются.
Адвокат Марины заявил, что символ «Погони» не признан экстремистским и не запрещен, его нельзя интерпретировать только как символ протеста. В этой ситуации произошло лишь «совпадение, а не массовая акция». Он пояснил, что женщина не снимала герб Литвы с багажника, чтобы не повредить покрытие автомобиля.
Также адвокат попросил в случае признания Марины Бурблис виновной не отправлять ее в тюрьму, так как ей нужно помогать пациентам с COVID-19.
Судья Владимир Царыков признал врача виновной и оштрафовал на 50 базовых величин (1450 рублей). Приговор не вступил в силу и может быть обжалован в областном суде.
Ответ на пост «Ох-ты-ж-мать-перемать. »
Художественный фильм про Александра Мамкина не снят.
Александр Мамкин летал за линию фронта не за иконой. Он вывозил детей из окруженных фашистами партизанских отрядов. Всего он сделал девять ночных рейсов и вывез 90 человек. А всего в тот момент было вывезено около 200 человек. Ниже-кадр из кинохроники, где заснят Александр Мамкин, забирающий детей из окруженного партизанского отряда:
Последний, девятый полет:
В очередном полёте ночью 11 апреля 1944 года Мамкину предстояло эвакуировать на Большую землю 13 человек — семь детей в кабине штурмана, в специальном грузовом контейнере под фюзеляжем ещё трёх детей и воспитательницу, а в подвешенных под нижними консолями крыла торпедообразных контейнерах — двух тяжелораненых партизан.
На рассвете, подлетая к линии фронта, самолёт был обстрелян зенитками, а над самой линией фронта — атакован немецким ночным перехватчиком: на этот раз осколки снарядов прошили двигатель, и тот загорелся, а лётчик был ранен в голову. Линию фронта тяжелораненый лётчик пересёк, управляя горящим самолётом. Согласно инструкции, ему следовало набрать высоту и покинуть горящую машину с парашютом, но он, имея живых людей на борту, не сделал этого. От загоревшегося мотора пламя добралось до кабины пилота — тлела одежда, плавились шлемофон и лётные очки. Но Мамкин продолжал удерживать в повиновении трудно управляемый самолет, пока не нашел подходящую площадку на берегу озера Болныря уже за линией фронта в расположении частей Красной Армии, где самолёт и совершил посадку, выкатившись на лёд озера. К тому времени прогорела даже перегородка, отделяющая кабину пилота от пассажиров, и на некоторых детях начала тлеть одежда. При аварийной посадке лётчика выбросило из кабины самолёта в снег, и он потерял сознание.
Прибывшие на место посадки бойцы Красной Армии доставили лётчика в госпиталь, но ожоги и ранение были слишком сильны. Через шесть дней, 17 апреля 1944 года, Александр Мамкин скончался в госпитале. Все пассажиры самолета (13 человек) в этом последнем для лётчика рейсе остались живы.
Под Минском нашли захоронение более 8 тысяч жертв Великой Отечественной войны
Генеральная прокуратура Белоруссии установила место массового захоронения времен Великой Отечественной войны с останками более восьми тыс. человек, сообщается на сайте ведомства.
В рамках расследования уголовного дела о геноциде вблизи урочища Уручье в Минском районе было обнаружено место погребения жертв фашистских расстрелов.
По информации прокуратуры, существует не менее семи таких мест захоронений в близи урочища Уручье, где были убиты свыше 38 тыс. человек.
«Согласно архивным данным, с 1941 по 1944 год немецко-фашистские оккупанты свозили сюда и расстреливали мирных жителей, военнослужащих из Минска и его окрестностей. Хоронили людей в заранее выкопанных ямах глубиной до 5 м», — говорится в сообщении. По информации заместителя Генерального прокурора Белоруссии Алексея Стука, в уничтожении мирного населения также принимали участие и различные коллаборационистские формирования, состоящие из националистов Латвии, Литвы, Украины.
Ранее под Ростовом было найдено захоронение 150 останков жертв нацистов.
В Брестской области найден самолет с телом советского летчика
Недалеко от деревни Полятичи Кобринского района поисковики историко-патриотическо-технического отряда «Авиапоиск-Брест» установили место падения самолета времен Великой Отечественной войны и подняли его. В нем находилось тело советского летчика.
Годы поиска в полях и архивах.
Первая отрывочная информация об этом самолете поступила в отряд «Авиапоиск-Брест» еще шесть лет назад. Житель деревни Бадчи Леонид Гелах сообщил о том, что по рассказам его родителей в годы войны недалеко от деревни упал советский истребитель. Выехав с поисковиками в поле, Леонид Иванович приблизительно показал это место. Визуально участок падения было не определить.
Ушедший на большую глубину в грунт самолет найти не просто, а специального оборудования в то время у отряда не было. В апреле 2017 года провели разведку местности, нашли несколько фрагментов от самолета, по которым установили, что принадлежат они не истребителю, а советскому скоростному бомбардировщику СБ. Точку тогда на карте пометили, а с подъемом решили повременить до того времени, как будут приобретены необходимая техника и приборы. И это время пришло. В начале нынешнего года Леонид Иванович вновь напомнил поисковикам о долге.
Оформив необходимые разрешительные документы на проведение поисковых работ в Кобринском райисполкоме, заручившись поддержкой директора предприятия «Кобринское ПМС» Василия Пивчика, директора ОАО «Кобринская птицефабрика» Ивана Идельчука, на территории которых должен был проходить подъем самолета, отряд приступил к работе. Больших надежд на положительный результат не было. Рядом с уточненным местом падения самолета пролегал мелиоративный канал, и была вероятность, что обломки уже подняли при проведении работ. Но всё оказалось непредсказуемо.
Чтоб завершился их полет…
Бойцы отряда «Авиапоиск-Брест» говорят так: «Когда ожидаешь многое, не получаешь ничего. Когда не ожидаешь ничего – получаешь всё». В первый же день оборудование для определения предметов на глубине, которым благодаря неравнодушным к сохранению памяти о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны людям сейчас располагает отряд, помогло определить очень точно не только район, но и саму точку поиска.
Примечательно, что работы по подготовке к подъему скоростного бомбардировщика СБ начались 17 сентября. В этот день в Ганцевичах, что расположены в полутора сотнях километров от деревни Полятичи Кобринского района, хоронили, провожая в последний полет двух летчиков другого самолета, найденного также отрядом «Авиапоиск-Брест». Штурман лейтенант Николай Яковлевич Паншин 1909 года рождения и стрелок-радист младший сержант Николай Андреевич Лосев 1919 года рождения были членами экипажа бомбардировщика ДБ-3ф из состава 212-го дальнего бомбардировочного авиационного полка и погибли, выполняя боевое задание 24 июня 1941 года.
Всего же за 10 лет работы, бойцами отряда и их добровольными помощниками обнаружены места падения 55 самолетов, найдены и установлены имена 50 летчиков, не вернувшихся с боевых заданий.
Парни из отряда «Авиапоиск-Брест» признаются: самое тяжелое в поиске это не изнурительный порой физический труд, а мгновения перед началом работ по подъему самолета. Казалось бы, все подготовлено, предусмотрено, учтено, но груз ответственности перед теми, кто поверил, пошел навстречу, поддержал и помог, столь велик, что мышцы рук еще до использования лопаты наливаются свинцом и неистово стучит сердце… Наконец начинается работа. Снят верхний пласт грунта, уже глубина раскопа больше двух метров, а фрагментов самолета нет… Неужели «пустышка»?! Не может быть! Проверили работу поисковой «рамки» – норма, сигнал сильный и стабильный.
Решили копать до предела… Еще глубже в синюю глину уходит ковш экскаватора, и вдруг на поверхности мутной жижи появляются масляные разводы, а под ними часть лопасти воздушного винта – значит, не ошиблись в расчетах! Еще через несколько минут работы из ямы на поверхность подняли одну из стоек шасси, редуктор с лопастями.
Пылающее небо 1941-го.
140 сбап входил в состав 47-й смешанной авиадивизии Орловского военного округа. 23 июня 1941 года полк был передан в подчинение Западного фронта и перебазировался на аэродром Зубовка под Оршей. На вооружении полка были самолеты СБ и Пе-2. К боевым действиям 140 сбап приступил уже 24 июня. Выписка из оперативной сводки № 3 штаба 47-й смешанной авиадивизии за 24 – 25 июня: «140 сбап 24 июня 1941 с 17.55 до 18.05 последовательными ударами 2-х девяток атаковал колонну танков противника в районе: Грудополь, Мисловиды, Ивацевицы, мост через реку Щара. 8 самолетов 2 АЭ не возвратились на аэродром. 25 июня 1941-го 6 самолетами доразведка Картуз-Березы в период 12-16 часов последовательными ударами 2-х девяток атакованы танки и автомашины у станции Михалин, танки и пехота на автомашинах на шоссе восточнее Картуз-Березы, группу танков 5 км западнее Картуз-Березы. Потери за 24-25 – не вернулись на свой аэродром 15 самолетов. К 24 часам 25.6.41 части дивизии базируются на прежних аэродромах 140 сбап в составе 27 СБ на аэродроме Зубово, из них исправных 18, не исправных 9, в готовности 2».
Первые дни Великой Отечественной в попытке остановить продвижение немецких войск были трагическими для советской бомбардировочной авиации. Вынужденная действовать по складывающейся обстановке, без разведки и прикрытия истребителей, она несла большие потери.
Уже потом, когда после следственных действий сохранившееся в болоте тело летчика было передано в морг Кобрина, а фрагменты самолета, обнаруженные в раскопе, были вывезены в Брест для подготовки к передаче в фонды мемориального комплекса «Брестская крепость-герой», среди них был найден хорошо сохранившийся комсомольский билет. Погибший в небе Беларуси в далеком 1941-м летчик оказался уроженцем села Викодвора Ивановской области, младшим сержантом Петром Александровичем Шмыговым. Парню было всего 20 лет. 81 год он считался пропавшим без вести. Брестчане связались с российскими поисковиками из отряда «Вымпел», Евгением Агафоновым, командиром поискового отряда «Небо Родины», Дмитрием Артюхом из общественного объединения «Поисковое объединение «Часовые Памяти», и те в течение нескольких дней нашли его родственников.
– То, что будет установлена судьба еще одного воина, пропавшего без вести, то, что он будет похоронен с достойными его подвига почестями, все это заслуга не только поисковиков, – говорят бойцы отряда «Авиапоиск-Брест». – Это результат работы десятков людей, каждый из которых на своем месте в свое время внес свой вклад в одно общее дело. Это тоже наша с вами Победа!
Электрофорсаж
В одном из дворов Минска
Интересная история из США
Владелец джипа был где-то неподалеку и пустился в погоню за хулиганом. Догнал он его на улице Эллери.
Испытатель
Внимание сотрудников ГАИ на трассе Минск-Витебск привлек BMW X5 М без номеров, который, как сообщает пресс-служба УВД Мингорисполкома, сильно (. ) превысил скорость.
Шайтан-водила попытался оторваться от гаишников, разогнавшись до 250 км/ч. В башке явно что-то оторвалось, т.к. «гонщик» пробовал таранить служебное авто, но сотрудникам удалось избежать столкновения.
Любитель скорости скоро понял, что не сможет скрыться по трассе, и решил свернуть к лесу. Но гаёвые и милиция блокировали выезды и водиле пришлось остановиться.
Боевик
Эпиграф: Много вранья слышал, сам вру, но, чтобы такое вранье – в первый раз(с)
Что сказать в заключение? Это был тот случай, когда радуешься, что в боевике ни разу не выстрелили. Такая вот история.