злой дух что это
О злых духах и их влиянии на людей
Наверное, все мы часто сталкиваемся с мнением, что темные силы действуют на человека в связи с порчей или колдовством. При этом мало кто обращает внимание на то реальное их воздействие, коему человек подвергается вне всякой связи с магией. Значит, важно иметь правильное представление о самих темных силах и способах их влияния на людей.
Кто же такие демоны?
Это личностные, наделенные разумом, бесплотные существа, отпавшие от Бога, образовавшие особый, враждебный всему доброму мир. Лишившись духовного Неба, они находятся в сфере поднебесной или воздушной (см.: Еф. 2: 2) и обращают свое злобное внимание на мир людей.
Им принадлежит определенная власть в этом мире, поскольку венец творения – человек – в грехопадении уступил свое место царя мира лукавому обольстителю. В этой связи понятно, что темные силы способны причинять определенный вред. Так, в Священном Писании, в книге Товита, говорится о демоне Асмодее, убившем поочередно семерых мужей, за которых была выдаваема Сарра, дочь Рагуила (см.: Тов. 3: 8). В книге Иова повествуется, как под действием диавола огонь, представлявшийся сошедшим с неба, пожег принадлежавшие Иову стада овец вместе с пастухами (см.: Иов 1: 16). По наваждению темных сил начался также ураган, разрушивший дом, где собрались дети Иова, так что они все погибли (см.: Иов 1: 18–19). Правда, есть в этом повествовании одна особенность. Все случившиеся с Иовом и его семьей бедствия были попущены Богом, Который согласился для испытания праведника допустить подобное демоническое вредительство (см.: Иов 1: 6–12).
Вот на этом важно заострить внимание. Хотя влияние демонов на мир по силе своего разрушения может быть невероятно мощным, сами они зависимы от Бога и действовать могут только тогда, когда попускает Бог. Из Евангелия мы знаем, что даже чтобы войти в свиней, бесы вынуждены были рабски просить позволения у Спасителя (см.: Мф. 8: 31). Святитель Иоанн Златоуст по этому поводу изъяснял:
Это значит, что подлинной основой для нашей духовной жизни должен быть не страх перед падшими силами, а страх перед Богом, страх отпасть от Него посредством своих грехов, через что стать более доступными непосредственному воздействию падших ангелов.
Мир падших духов невидим для нас, однако способен проявлять свое существование. Более того, проявление это часто бывает именно там, где человек его вовсе не ожидает, например в возникающих мыслях, внутренних движениях души, желаниях. В житии святой мученицы Иулиании повествуется, как однажды во время молитвы ей явился диавол в виде светлого ангела и убеждал принести жертву бесам. Господь укрепил святую Иулианию, так что она осталась выше его искушений. Демон признался святой угоднице:
Злобные духи способны вкладывать в нас помыслы, которые мы воспринимаем как свои собственные. Это все те мысли, которые ведут ко греху и не дают обратиться к Богу. Мрачные демоны пытаются воздействовать на волю, возбуждая в нас порочные желания, приглушают в нас голос совести, призывая наслаждаться всецело земными благами, а после безрассудного вкушения, когда вскрывается вся пустота безбожной жизни, они же наводят на душу отчаяние.
Наивно думать, что демоны воздействуют на людей непременно в образе жутких призраков
Наивно думать, что демоны воздействуют на людей непременно в образе жутких призраков или в страшных формах одержимости. Влияние их на людей бывает самым разнообразным и не всегда внешне устрашающим. Например, подлинно страшное, что они делают, это то, что демоны препятствуют обращению человека к Богу, к жизни по Заповедям Евангелия. «Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его» (Мф. 13: 19), – изображал Господь в притче состояние тех людей, которые услышали благовестие, но не явили вовремя к нему усердия. Человек даже не подозревает, что некогда услышанное слово Истины, легшее ему на сердце, но не реализованное в жизни, было похищено лукавым. У неверующих, по слову апостола Павла, «бог века сего (то есть диавол. – о. В.Д.) ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования» (2 Кор. 4: 4). Это выражается в неспособности видеть и воспринимать Истину духовной жизни, а предпочитать ей мертвые сокровища мира земного.
Бесы, словно грамотные психологи, исследуют нас, на что мы более падки, и этим более всего искушают нас. Господь говорит: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26: 41). Без внутренней бдительности и постоянного обращения к Богу невозможно распознать козни лукавого.
Преподобный Антоний Великий учил, что всякого христианина, преуспевающего в духовной жизни, демоны вначале искушают через лукавые помыслы. Если подвижник окажется тверд, тогда нападают на него посредством мечтательных привидений. Затем принимают на себя вид прорицателей, дабы подвижник поверил им как будто предсказывающим правду.
Знаменитая болгарская предсказательница Ванга – яркий пример бесовского обольщения
Ярким примером подобного обольщения является знаменитая болгарская предсказательница Ванга (1911–1996). Как и у многих других подобных людей, появлению особых способностей Ванги предшествовала травма: когда двенадцатилетняя Ванга возвращалась с двоюродными сестрами в деревню, страшный ураган поднял ее в воздух и отнес далеко в поле. Там ее завалило ветками и песком, глаза у Ванги болели, и вскоре она ослепла. Через некоторое время у нее обнаружились «необычайные» способности. Она могла рассказать человеку его прошлое, открыть подробности, которые не знали даже близкие, определяла заболевания людей, часто предсказывала будущее. Свои способности она сама считала Божиим даром.
Кто же именно открывал ей сокрытые от простых смертных тайны?
Своей племяннице Красимире Стояновой Ванга объясняла, что видит высшие силы как прозрачные фигуры, подобно человеческим отражениям в воде, но чаще слышит их голос. Красимира Стоянова написала о своей тетушке несколько книг и в одной из них сообщает следующее:
Одним из излюбленных вражьих внушений является мнительность
Конечно, подобный вид обольщения – исключительный. Обыкновенно же люди претыкаются на самых мелких вещах: получше обустроить земную жизнь, забывая о собственной бессмертной душе; возводить на первое место себя и свои успехи, полностью игнорируя скорби и страдания ближних. Цель диавола – посеять в людях злобу, самооправдание и недоверие Богу. Одним из излюбленных вражьих внушений является мнительность: человек надумывает себе целые истории в связи с отдельными обстоятельствами собственной жизни, а в болезнях и неудачах видит не проявление Промысла Божия, а магическое наваждение недоброжелателя.
Но вот есть одна такая истина, которую стоило бы знать. Душе больше всего вредит непримиримая вражда к другим людям, и именно она чаще всего заставляет думать о колдовстве со стороны своего врага. Обычно в порче или колдовстве подозревают дальнего родственника, соседа, сотрудника по работе. Таким образом, создается пугливо-оккультное мировоззрение, в котором личные беды соединяются с обидой на предполагаемого зложелателя, в итоге христианство вытесняется из нашей бытовой, повседневной жизни мыслями о заговорах и поиском магической же защиты от них.
У старца Паисия Святогорца есть весьма полезные советы считающим, что их “сглазили”
У старца Паисия Святогорца есть весьма полезные в этой связи рассуждения:
Получается удивительная вещь: подлинным нападением врага является не чье-то колдовство или порча, а мнение о том, что приключившаяся беда наведена на тебя колдовством. В отношении же всех вообще искушений падших ангелов хочется напомнить слова Священного Писания: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире. Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь» (1 Пет. 5: 8–11).
1 Иоанн Златоуст, святитель. Толкование на святого Матфея Евангелиста // Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений. Т. 7. Кн. 1. М., 1993. С. 318.
2 Жития святых в изложении святителя Димитрия Ростовского. Т. 12. Декабрь. Минск, 2004. С. 1023.
3 Евагрий, авва. Наставления о подвижничестве // Добротолюбие. Т. 1. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1993. С. 630–631.
4 Афанасий Великий, святитель. Житие преподобного отца нашего Антония // Афанасий Великий, святитель. Творения: В 4-х т. Т. 3. М., 1994. С. 207.
5 Стоянова Красимира. Ванга ясновидящая и исцеляющая. М., 1998. С. 11–12.
8 Паисий Святогорец. Слова. Т. 3. Духовная брань. М., 2003. С. 204–205.
Как злой дух Саула мог быть от Господа Бога — Он же добр?
В 1 Книге Царств 19:9 есть слова «Но злой дух от Господа напал на Саула». Как может дух от Бога быть злым, ведь в Нем нет зла? Я просмотрел несколько переводов указанного отрывка, они одинаковы. Злой дух Саула был от Бога? Объясните, пожалуйста, что под этим подразумевается?
Злой дух от Бога — как такое возможно?
Великолепный вопрос. Я, конечно же, не могу обвинять вас в том, что поднятая тема показывает видимое противоречие в Священном Писании. Однако противоречием это является лишь на первый взгляд. Объясню, почему.
Прежде всего, я полностью согласен с вашим утверждением, что Бог не создавал ничего злого. Фактически, цитируя самого Бога, все, что Он создал, является хорошим (Бытие 1:31). В действительности «очень хорошим».
Тем не менее очевидно, существует зло. Добавьте к этому то, что мы узнаем из Евангелия от Иоанна 1:3, что ничего не сотворено без Бога (на самом деле, без Его Сына Иисуса). Таким образом, создается головоломка: если зло реально и существует, а все созданное хорошо, то где выход из видимого противоречия?
Ответ здесь. Почти все, что создал Бог, подчиняется Ему. Птицы, атомы, звезды повинуются Богу. Ваш питомец может не повиноваться вам, но он повинуется Богу. Однако есть два исключения, о которых мы знаем — это два существа, созданные Богом, у которых есть свободная воля, — люди и ангелы.
Причина существования зла не в том, что Бог сотворил его, а в том, что Он в своей бесконечной любви и силе создал существо (человека), которое имеет возможность выбирать. Мы решили восстать, и это мы принесли зло в мир. Более того, Бог позволяет нам продолжать совершать злые поступки. Почему? Потому что у нас есть свободная воля! Почему у нас есть свободная воля? Потому что Бог любит нас и потому, что Он хочет, чтобы мы любили Его. Любовь, по определению, требует выбора, здесь нельзя хитрить или заставлять. Бог дает свободу демонам и самому сатане.
Мы видим в Евангелиях, что Иисус дает «свободу» демонам: Он позволил демонам войти в свиней, когда они выбрали это (Евангелие от Матфея 8:28-34). Может показаться странным, что Бог позволил демонам продолжить творить зло, но мы должны помнить, что Он точно также позволяет делать зло нам. Кто из нас может утверждать, что не делал злых дел? И кто из нас будет обвинять Бога в этом? Лично я рад, что Бог дал мне не только жизнь, но и свободу воли. Но, если мы свободны, тогда мы не можем обвинять Бога в наших злых действиях. Со свободой приходит ответственность. На самом деле, мы должны благодарить Бога за то, что Он создал нас и что дал возможность любить Его или не любить. Бог умоляет нас выбрать жизнь!
И, наконец, вернемся к вашему вопросу. Я думаю, что в 1 Книге Царств 19:9 Бог не ЗАСТАВЛЯЛ злого духа войти в Саула, а лишь ПОЗВОЛИЛ ему войти в него. Чтобы проиллюстрировать это и поддержать мою интерпретацию, мы можем использовать отрывок из Книги Иова 1:6-12. Здесь Бог не принуждает сатану и его ангелов искушать Иова, однако Он позволяет им это делать. Он дает им разрешение.
С библейской точки зрения, Бог является независимым. Бог контролирует. Поэтому, когда автор в 1 Книге Царств говорит нам, что злой дух пришел «от Господа», он не говорит, что Бог приказал духу захватить Саула — он, по сути, говорит, что суверенный Бог позволил злобному духу сделать это. Я также верю, что демоны могут делать только то, что мы, прямо или косвенно, позволяем им делать. Саул уже шел дорогой своей гордости, которая, в сущности, дала разрешение злым духам прийти и выполнить свою работу.
Надеюсь, я полностью ответил на ваш вопрос про злой дух у Саула.
злой дух
Смотреть что такое «злой дух» в других словарях:
Злой Дух — Злой Дух: Злой Дух (группа) Злой дух (фильм) См. также Злой дух Ямбуя (фильм) Злой дух Ямбуя (роман) … Википедия
злой дух — нечистая сила, лукавый, нечистый дух, дьявол Словарь русских синонимов. злой дух сущ., кол во синонимов: 9 • асмодей (3) • … Словарь синонимов
Злой дух — Народно поэт. и мифол. Бес, чёрт, дьявол. Мне скучно. Поговорим о старине. О чём же, Таня? Я, бывало, хранила в памяти немало Старинных былей, небылиц, Про злых духов и про девиц (Пушкин. Евгений Онегин). Торжеством его искусства была одна… … Фразеологический словарь русского литературного языка
Злой дух Ямбуя — Жанр Киноповесть Режиссёр Борис Бунеев В главных ролях Кинокомпания Киностудия им. М. Горького Страна СССР … Википедия
ЗЛОЙ ДУХ ЯМБУЯ — «ЗЛОЙ ДУХ ЯМБУЯ», СССР, киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1978, цв., 94 мин. Киноповесть. По одноименной повести Г.А.Федосеева. События происходят в начале 20 х годов, во время первых геодезических исследований малодоступных районов Восточной Сибири. Во … Энциклопедия кино
Злой Дух (группа) — У этого термина существуют и другие значения, см. Злой Дух. Злой Дух (группа) … Википедия
Злой дух Ямбуя (фильм) — Это статья о фильме. О литературном произведении см. статью Злой дух Ямбуя (роман) Злой дух Ямбуя Жанр Приключения Драма Триллер … Википедия
Злой дух (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Злой Дух. Злой дух Չար ոգի Жанр драма Режиссёр Патвакан Бархударян, Михаил Геловани … Википедия
Злой дух Ямбуя (роман) — Это статья о романе. О фильме см. статью Злой дух Ямбуя (фильм). Злой дух Ямбуя Жанр: Роман Автор: Федосеев, Григорий Анисимович Язык оригинала: русский Отдельное издание: 1966 … Википедия
Вендиго (злой дух) — Вендиго (Виндиго) в мифах оджибве (чиппева) и некоторых других алгонкинских племён дух людоед. Он живёт на севере, подстерегает людей и нападает на них. Первоначально воспринимался как символ ненасытного голода, впоследствии стал служить… … Википедия
Злой Дух
См. также
Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью. |
Полезное
Смотреть что такое «Злой Дух» в других словарях:
злой дух — нечистая сила, лукавый, нечистый дух, дьявол Словарь русских синонимов. злой дух сущ., кол во синонимов: 9 • асмодей (3) • … Словарь синонимов
злой дух — Злой (нечистый) дух Бес, дьявол … Словарь многих выражений
Злой дух — Народно поэт. и мифол. Бес, чёрт, дьявол. Мне скучно. Поговорим о старине. О чём же, Таня? Я, бывало, хранила в памяти немало Старинных былей, небылиц, Про злых духов и про девиц (Пушкин. Евгений Онегин). Торжеством его искусства была одна… … Фразеологический словарь русского литературного языка
Злой дух Ямбуя — Жанр Киноповесть Режиссёр Борис Бунеев В главных ролях Кинокомпания Киностудия им. М. Горького Страна СССР … Википедия
ЗЛОЙ ДУХ ЯМБУЯ — «ЗЛОЙ ДУХ ЯМБУЯ», СССР, киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1978, цв., 94 мин. Киноповесть. По одноименной повести Г.А.Федосеева. События происходят в начале 20 х годов, во время первых геодезических исследований малодоступных районов Восточной Сибири. Во … Энциклопедия кино
Злой Дух (группа) — У этого термина существуют и другие значения, см. Злой Дух. Злой Дух (группа) … Википедия
Злой дух Ямбуя (фильм) — Это статья о фильме. О литературном произведении см. статью Злой дух Ямбуя (роман) Злой дух Ямбуя Жанр Приключения Драма Триллер … Википедия
Злой дух (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Злой Дух. Злой дух Չար ոգի Жанр драма Режиссёр Патвакан Бархударян, Михаил Геловани … Википедия
Злой дух Ямбуя (роман) — Это статья о романе. О фильме см. статью Злой дух Ямбуя (фильм). Злой дух Ямбуя Жанр: Роман Автор: Федосеев, Григорий Анисимович Язык оригинала: русский Отдельное издание: 1966 … Википедия
Вендиго (злой дух) — Вендиго (Виндиго) в мифах оджибве (чиппева) и некоторых других алгонкинских племён дух людоед. Он живёт на севере, подстерегает людей и нападает на них. Первоначально воспринимался как символ ненасытного голода, впоследствии стал служить… … Википедия
Злой дух что это
Самое раннее упоминание о Лилит относится к III тысячелетию до нашей эры и связано с известным эпосом о Гильгамеше. Здесь слово «Лил» означает ветер, поэтому Лилит может, как ветер, влетать и вылетать через открытые окна и летать по воздуху, как птица.
Иудаизму и христианству присущ дуализм, противопоставляющий два противоположных начала: добро и зло, истинный путь и ложный, добрых ангелов и злых. И эти два противоположных начала предстают в разных вариантах и разных образах, в том числе и в противопоставлении Лилит и Евы :
«Лилит, ее потомки и приверженцы, игнорируемые во все времена мужчинами и женами, пыталась вывести человечество из болота заблуждений. Но всегда существовала и Ева, очень похожая на Лилит внешне, но которая пыталась соединить несоединимое…
Внешний облик этого духа может постоянно меняться, поэтому этимология слова «лилит» имеет несколько значений: от демона и злого духа, суккуба и инкуба до ночи и ветра. В русском переводе Библии с греческого (Септуагинты) имя Лилит ни разу не упоминается, а переводится в единственном месте (Ис. 34:14) как полу-осел, полу-человек.
В переводе с еврейского языка, а не с греческого, этот стих читается так: «И будут встречаться (там) степные звери с дикими кошками, и козел будет перекликаться с другим; там отдыхать будет Лилит и покой находить себе».
Речь идет о суде над Идумеей (Эдомом), основателем которой является Едом, сын патриарха Исаака, продавшего свое первородство за чечевичную похлёбку. Согласно словам пророка Исайи, эта страна превратится в пустыню, где будут жить злые духи, гиены, демоны, стервятники, а также Лилит.
Ненормальная сексуальность, которой наделен этот злой дух, является своего рода приманкой для мужчин, которым трудно устоять перед соблазном, тем более, что Лилит, при всей своей гиперсексуальности, не хочет иметь детей, у нее нет и не может быть мужа, т.к. она хочет оставаться свободной как птица, не желая связывать себя никакими узами.
Плещут волны перебойно,
Небо сине, солнце знойно,
Алы маки под окном,
Жизнь моя течёт спокойно,
И роптать мне непристойно
Ни на что и ни о чём.
Только грустно мне порою,
Отчего ты не со мною,
Полуночная Лилит,
Ты, чей лик над сонной мглою,
Скрытый маскою — луною,
Тихо всходит и скользит.
(Ф.Сологуб. Лилит)
Анализ легенд об этом злом духе показывает, что Лилит в своем большинстве – это молодые несовершеннолетние девушки, которые, будучи сексуально неудовлетворенными, летают в поисках мужчин, чтобы соблазнять их.
Ненормальная сексуальность этих девушек проявляется в том, что они не могут и не хотят иметь детей и Лилит сближается в этом с еще одним злым духом из аккадско-шумерской мифологии – Ламашту. Это женщина-демон, появляющаяся из подземного царства, чтобы похитить детей. На некоторых амулетах она стоит верхом на осле.
В славянской мифологии и демонологии есть образ, подобный Лилит. Это русалка. Она тоже соблазняет и умерщвляет. Русалка – воплощение сил плодородия, поэтому появляется она в самый расцвет природы – в Семикову неделю (по-другому «русальную» ) и уходит в день начала Петрова поста («русальское заговенье»).
Не случайно русалок называли в некоторых регионах России фараонками: по легенде в них превратились те самые войска фараона, преследователи Моисея и евреев при переходе через Чермное море.
Русалка, как и Лилит, не женщина, а злой дух, который с легкой руки литераторов обретает черты роковой красавицы, дивно прекрасной и чарующей, раскачивающейся на деревьях, расчесывающей свои длинные волосы, заманивающей и убивающей.
Расчесывание русалкой своих длинных волос подобно колдовскому действию, которое меняет окружающий мир, внося в него непогоду, дождь и бурю, а появление у воды русалки неминуемо несет с собой беду. Лилит – та же русалка, тот же злой дух, только в другой традиции – с особенностями восточной ментальности и культуры.