зимний дворец что внутри
Зимний дворец в Санкт-Петербурге
Будем честны: несмотря на то, что Зимний дворец — обязательное место к посещению (это известно абсолютно всем), мало кто бывает в Эрмитаже больше двух-трёх раз за жизнь. При этом большинство визитов проходит с горящими глазами и желанием осмотреть сразу всё, поэтому многие красоты остаются за кадром. Исправим это недоразумение и расскажем, на что смотреть, чтобы увидеть и запомнить не только коллекции Эрмитажа, но и сам дворец.
Как попасть внутрь Зимнего дворца
Искать Зимний дворец долго не придётся: он находится в сердце города, на Дворцовой площади. Чтобы попасть внутрь, нужно купить билеты в Эрмитаж, коллекция которого выставляется во дворце уже больше ста лет.
Если всё-таки боишься пройти мимо, рассмотри Зимний дворец на фото.
Пока что билеты можно купить только онлайн, но на ближайший месяц всё уже распродано.
Сейчас в связи с эпидемиологической обстановкой билеты в Эрмитаж можно купить только онлайн и только на определенные сеансы и маршруты. При этом все билеты на ближайший месяц уже раскуплены, а новые надо караулить. Тем не менее, надеемся, что такой режим долго не продлится и скоро мы снова сможем посещать любимый музей когда захочется, а в первый четверг месяца ещё и бесплатно.
Краткая история Зимнего дворца
XVIII-XIX века
Знакомый нам Зимний дворец — пятый по счёту. До него зимние резиденции строили уже четыре раза и Петр I, и Анна Иоанновна, и даже заказчица действующего здания Елизавета Петровна.
Дворец зимний пятой версии начали строить в 1754 году, когда Елизавета Петровна решила увеличить площадь и высоту действующего на тот момент дворца. За проект взялся великий Растрелли и занимался им вплоть до отстранения в 1762 году Екатериной II, как раз вступившей на престол. За восемь лет работы знаменитый архитектор успел построить здание, но вот интерьерами уже занимались другие мастера.
Начинаем заново!
В 1837 году пожар уничтожил интерьеры Зимнего дворца и всё пришлось отделывать заново. Возможно, поэтому в Дворце переплетаются два стиля: пышное елизаветинское барокко в экстерьере и французское рококо в интерьере.
Пятая версия Зимнего дворца наконец пришлась всем по вкусу. Дворец стал официальной зимней резиденции императоров аж до 1904 года, пока Николай II не перенёс её в Царское Село.
XX век
После нескольких лет затишья (примерно до 1915 года) во дворце закипела жизнь: сначала в здании работал госпиталь имени царевича Алексея Николаевича, потом размещалось Временное правительство, а с 1920 по 1941 года в здании располагалось сразу два культурных заведения: музей Революции и Эрмитаж.
Изначально дворец был цвета охры, даже нежно-жёлтым — прямо как закат на этой фотографии.
В годы войны в здании устроили бомбоубежища, здесь же укрывали коллекции Эрмитажа и других музеев Ленинграда. Здание выкрасили в серый цвет, но это не спасло его от бомбардировок: многие залы были повреждены и после войны долго реставрировались. Кстати, о цвете: мы привыкли видеть Зимний дворец бирюзовым, но изначально он был цвета охры и даже нежно-жёлтым — есть несколько фото (фотошоп) и рисунков, где можно посмотреть на дворец в другом цвете, но сила привычки берёт своё, и старый цвет кажется неуместным.
На что обратить внимание при посещении — топ-5 интерьеров Зимнего дворца
Иорданская лестница
Вообще-то она называлась Посольской — именно по ней во дворец поднимались международные послы, но теперь она больше известна под вторым названием. Иорданской лестницу прозвали за то, что по ней императорская семья спускалась к проруби («Иордани») на праздник Крещения Господня. Прорубь была в Неве, конечно же.
Раньше лестница называлась Посольской, так как по ней поднимались послы иностранных государств. Фото: Marco Rubino / Shutterstock.com
Лестница сильно пострадала при пожаре 1837 года, но архитектор Стасов приложил немало усилий, чтобы не только восстановить её, но и сохранить замысел Растрелли. Первое, на что ты обратишь внимание, — как много света в зале. Этого эффекта архитекторы смогли добиться благодаря двум рядам больших окон, выходящих на Неву и Малый эрмитаж, а также ряду ложных окон из зеркал. Из-за освещения это одно из популряных мест у желающих запечатлеть дворец на фото.
Будь готов к тому, что глаза начнут разбегаться при виде всей этой красоты: вокруг множество алебастровых статуй (Мудрости и Правосудия, Величия и Изобилия, Верности и Справедливости, Меркурия и Музы); cтены украшены позолоченной лепниной, балюстрада выполнена из белого мрамора, сдвоенные колонны — из серого сердобольского гранита, а потолок украшает плафон «Олимп» кисти Гаспаро Дициани, который, между прочим, был одним из основателей Венецианской школы искусств.
Наверняка послы поднимались по лестнице очень медленно — глаза слепило от всей этой роскоши.
Петровский зал
Его же называют Малым тронным. Изначально на этом месте был Казачий зал, но Николай I задумал превратить Зимний дворец в памятник истории имперского периода развития России и отвёл это помещение для почестей Петра I.
Зал появился в 1833 году, но пробыл в первоначальном виде недолго. После пожара Стасов заменил обивку стен с розового на пунцовый бархат, к которому прибил 900 (!) бронзовых орлов.
Внимание к деталям
В 2018 году во время реставрации лазером в зале почистили серебряную вышивку, а ткань заменили на точно такую же: её создали по сохранившимся образцам на той же мануфактуре («Дом Prelle»), где и изготовляли больше 150 лет назад.
Внимание в зале приковывает ниша, в которой стоит трон — она оформлена как триумфальная арка и украшена картинами, изображающими великого императора во время Северной войны. Трон из серебра с позолоченными элементами был выполнен петербургскими мастерами.
Информация под кодовым названием «Дворец. Фото. Must-have»: в зале есть обворожительные серебряные бра, которые пережили пожар и были перенесены сюда из тронного зала Марии Фёдоровны.
Петровский зал. Фото: vserg48 / Shutterstock.com
Лоджии Рафаэля
О появлении этой достопримечательности в интерьерах дворца есть целая легенда: осенью 1778 года императрица Екатерина II почувствовала недомогание и решила развеять хандру изучением альбома с гравюрами, до которого раньше не доходили руки. В этом альбоме она увидела, как ученики Рафаэля по рисункам великого мастера расписали Ватикан.
Галерея с лоджиями состоит из 13 частей, в каждой из которой по четыре эпизода Ветхого и Нового заветов. Императрица была настолько впечатлена этими работами, что тут же поклялась повторить их в своём любимом дворце. Добро Папы Римского было получено, итальянский мастер выписан в российскую столицу, работа закипела. Точной копии всё-таки не получилось — размеры не соответствуют оригиналу, но в остальном всё вышло прекрасно. Даже пожар и две мировые войны не смогли уничтожить красоту.
Весь Зимний дворец фото- и видеогеничен, но эти лоджии — что-то невероятное, обязательно сделай пару кадров!
Военная галерея 1812 года
За эту галерею нужно благодарить Александра I и один из залов Виндзорского дворца, который вдохновил императора увековечить генералов Отечественной войны 1812 года.
Всего в галерее больше трёхсот портретов генералов плюс несколько изображений императора и его союзников. При этом все портреты военных лидеров рисовались с натуры, если это было невозможно — использовались портреты, выполненные при жизни генерала. Интересно, что когда не нашли изображения 13 умерших героев, отведенные под их портреты места подписали и затянули зеленым шелком.
В галерее больше 300 портретов генералов плюс несколько изображений императора и его союзников. Фото: Popova Valeriya / Shutterstock.com
Ещё один удивительный факт: во время пожара убранство Военной галереи было уничтожено полностью, но ни один из портретов не пострадал.
Малахитовая гостиная
Парадная гостиная Александры Фёдоровны, супруги императора Николая I, создана Брюлловым после пожара на месте Яшмовой гостиной. В интерьере, по желанию императрицы, использовался малахит — самый модный на тот момент полудрагоценный камень.
Писатель Башуцкий, когда рассказывал о восстановлении дворца после пожара, выразил свой восторг такими словами: «Войдя в этот храм богатства и вкуса, недоумеваешь, чему удивляться: роскоши материалов или роскоши мысли художника Брюллова».
Малахитовая гостиная. Фото: volkova natalia / Shutterstock.com
Выглядит гостина действительно потрясающе. Колонны, пилястры и камины выполнены в технике «русская мозаика»: тонкие пластины камня наклеивали на основу, стыки заполняли малахитовым порошком, затем выравнивали шлифовкой. Добавь к этому позолоченные элементы вокруг и поймешь, почему именно эта гостиная стала любимой у императорской семьи.
В Зимнем дворце больше 1000 комнат — про все не расскажешь, и уж точно не успеешь все рассмотреть даже за пять посещений. Тем приятнее будет возвращаться и каждый раз открывать для себя что-то новое в любимом музее, которому повезло находиться в таком важном здании. И не останавливай себя в желании запечатлеть дворец на фото — эти снимки действительно потом хочется пересматривать.
Интерьеры Зимнего дворца — фото, описание
На протяжении веков ценители прекрасного восхищаются интерьерами Зимнего дворца. Эти удивительные примеры классического искусства знамениты во всем мире. Роскошное великолепие убранства поражает воображение, не оставляя равнодушным никого. В нем картины, орнаменты, скульптуры – является свидетелем царской эпохи начиная с 1762 г., момента, когда было начато строительство.
Иорданская лестница
Первоначальное название — «Посольская». Она задумывалась как главная парадная лестница дворца, по которой осуществляли прием послов иностранных государств. Она служила проводником в парадные залы, и являла собой высокохудожественный пример архитектуры.
Свое нынешнее название «Иорданская» лестница получила немного позже, в связи с одним обычаем царской семьи. Каждый праздник Крещения Господня царственные особы спускались по ней к Неве, где проводился обряд освящения. Прорубь с чудотворной водой называлась Иордань.
Лестница построена в стиле русского барокко. Мрамор, из которого изготовлены ступени и резная балюстрада, привезен из местечка Каррара в Апуанских Альпах.
Над ней под сводами расположены плафоны с изображениями древнегреческих богов, стены отделаны фигурами из золотой лепнины, а массивные гладкие колонны верхней балюстрады возвышаются величественной статью.
Петровский (Малый тронный) зал
Посвящен памяти великого русского императора Петра I. Верхняя половина стен украшена полотнами, на которых изображены сражения Северной войны (П. Скотти и Б. Медичи). В нише, которая напоминает Триумфальную арку, находится картина «Петр I с аллегорической фигурой славы».
Главный архитектор Малого тронного зала О. Р. Монферран, который приступил к работе в 1833 году. В 1837 г. случился пожар и восстановлением интерьера занимался Василий Стасов.
Стены обиты лионским бархатом, расшитым серебряными вставками. В отделку вписаны вензель императора (с 2-мя латинскими буквами «Р»), двуглавые орлы, символы русского государства, и короны.
Зал с часами «Павлин»
Год создания Павильонного зала – 1858. Архитектор Андрей Штакеншнейдер соединил в нем ренессансные, готические и восточные мотивы. Большие окна «в пол» выходят во внутренний двор с висячими садами и имеют вид на Неву.
Весь интерьер наполнен белым мрамором, который придает помещению воздушного шарма, а изысканные хрустальные люстры в большом количестве делают его еще более светлым. На потолке и арочной аркаде нашли отражение орнаменты, выполненные из позолоченных элементов.
Екатерина II в конце XVIII в. приобрела для Павильонного зала золотые часы «Павлин». Основой являются фигуры павлина, совы и петуха. Их создатель Джеймс Кокс снабдил устройство приспособлением, которое приводило птиц в движение. И этот механизм по сей день в рабочем состоянии.
Зал Рафаэля
Прообразом послужила расписанная Сикстинская капелла в Ватикане. Их созданием занимался архитектор Дж. Кваренги в 1870-х гг. Очень чуткая к прекрасному, императрица Екатерина II пожелала иметь у себя в России все самое роскошное. И, с ходом времени, в городе на Неве была сделана копия части дворца папы римского.
Галерея состоит из 13 отделов и, в общей сложности протянулась на 65 м. В каждой из них изображены по 4 библейских эпизода Ветхого и Нового Заветов.
Мы переехали в Анталию. Все подробно рассказываем в нашей группе в контакте: https://vk.com/antalya2. Также смотрите наши видео на YouTube: https://youtu.be/Ox-vg2P2kJo
Интересен факт, что на данный момент лоджиями Рафаэля можно полюбоваться только в Эрмитаже, потому что оригинал творения в Ватикане недоступен для глаз туристов.
Про другие дворцы Санкт-Петербурга вы можете почитать в статье по ссылке.
Георгиевский зал
Другое название – Большой тронный зал. Он был создан в начале 1840-х гг. Василием Стасовым, который опирался на заложенный ранее стиль Дж. Кваренги. Здесь нашел применение белый каррарский мрамор, которым отделано все пространство помещения и колонны.
С обеих сторон в зал проникает внешний свет. Бронзовые украшения, покрытые слоем золота, обрамляют великолепное убранство. Это место проведения всех официальных церемоний и приемов императорских времен.
Трон выполнен в Лондоне по заказу Анны Иоанновны. Над ним возвышается барельеф «Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона».
Военная галерея 1812 года
Создана проектировщиком Карлом Росси в 1826 г. Это событие приурочено к победе России в Отечественной войне 1812 г.
На стенах — огромное число портретов русских генералов, сражавшихся с Наполеоном и участвовавших в военных походах 1813-1814 гг. Авторы картин: Дж. Доу, А.В. Поляков и В.А. Голике. Центральное место отведено императорам союзникам Александру I, Фридриху Вильгельму III и Францу I.
Гербовый зал
Был создан в конце 1830-х гг. Василием Стасовым и предназначался для торжественных приемов. У входа в зал расположились скульптуры древнерусских воинов со знаменами и щитками с названиями губерний. Эти изображения сохранились и на люстрах.
Сочетание белого и золотого, высокая колоннада и фриз, венчающий зал – делают интерьер очень торжественным. В центре находится чаша из авантюрина, изготовленная екатеринбургскими мастерами.
Александровский зал
Создан А. Брюлловым после 1837 г. и посвящен памяти Александра I. Интересное сочетание готики и классицизма, белая лепнина на голубом фоне стен, медальоны с обрисовкой событий 1812, 1813 и 1814 гг., коллекция европейского серебра – придают помещению неповторимый шарм.
Сам император изображен в виде древнеславянского божества Родомысла.
Зал большой чаши
«Царица ваз» весит почти 20 тонн и является самой большой каменной вазой в мире и выполнена из цельной глыбы зеленой яшмы. Автор — Авраам Мельников, начавший подготовительные работы, в феврале 1828 г. Процесс создания занял почти 2 десятка лет.
Внутри чаша отделана резным орнаментом. Она установлена на пьедестале цельного камня, который был обнаружен позже. Официальной датой завершения работ и доставления чаши в Зимний дворец считается 1843 г.
Будуар
Эта комната – часть покоев Марины Александровны, жены Александра II, нарядный вид которой был создан в 1853 г. Г. Боссе. Художественный стиль «рококо» подразумевал ткани яркого шелка с металлической нитью и мягкую мебель в золоченом оформлении.
Теперь вы знаете в каких роскошных интерьерах жила царская семья. Попасть в Зимний дворец, можно в любое время года и лично насладиться красивыми и невероятными видами.
Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Я не буду. Я не буду такой, как все: Я останусь такой, как есть; И желания нет совсем Вдру.
Доменико Морелли (Domenico Morelli),1826-1901гг.Италия. *****.
—Фотоальбом
—Видео
—Новости
—Музыка
—Рубрики
—Ссылки
—Метки
—Всегда под рукой
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
Парадные залы и интерьеры Зимнего Дворца
Парадные залы и интерьеры Зимнего Дворца
Зимний дворец — в прошлом главный императорский дворец России, расположенный по адресу: Дворцовая площадь, 2 / Дворцовая набережная, 38. Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754—1762 годах итальянским архитектором Бартоломео Франческо Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах. Начиная с советского времени в стенах дворца размещена основная экспозиция Государственного Эрмитажа.
Зимний дворец и Дворцовая площадь образуют красивейший архитектурный ансамбль современного города и являются одним из главных объектов российского и международного туризма.
Парадная анфилада Зимнего дворца начинается от Иорданской лестницы и ведет к Георгиевскому (Большому Тронному) залу и Большой церкви Зимнего дворца. Залы, сохранившие свою историческую отделку, дают представление о парадных дворцовых интерьерах XIX в.
В XVIII веке лестницу называли Посольской, затем она получила название Иорданской, так как по ней во время праздника Крещения Господня спускался крестный ход к Неве, где во льду вырубалась для освящения воды прорубь — иордань. Во времена Ф.-Б. Растрелли лестница была деревянной, колонны облицованы розовым искусственным мрамором. Уничтоженная пожаром 1837 года, лестница была воссоздана В. П. Стасовым, которому удалось сохранить основной замысел Растрелли, но с определёнными изменениями. Вместо колонн из розового искусственного мрамора были установлены сдвоенные колонны серого сердобольского гранита; вместо кованых золочёных решёток перил появилась мраморная балюстрада; воинские атрибуты в тимпанах ложных окон также носят классицистский, а не барочный характер. К тому же ведущим цветом лестничного пространства вместо розового стал белый. На кронштейнах стены установлены алебастровые статуи: Мудрость и Правосудие (работы А. Теребенёва), Величие и Изобилие (раб. Н. Устинова), Верность и Справедливость (раб. Н. Леппе), Меркурий (раб. А. Мануйлова), Муза (раб. И. Германа). В центральной нише нижней площадки — мраморная скульптура неизвестного мастера XVIII века, Аллегория Государства. На потолке размещён плафон кисти Гаспаро Дициани «Олимп», взамен сгоревшего кисти Валериани.
Первый зал так называемой Восточной анфилады Зимнего дворца был создан в 1833—1834 гг. Огюстом Монферраном. После завершения строительства, в 1834 г. на стенах Фельдмаршальского зала в шести из семи ниш разместили портреты российских фельдмаршалов. В марте 2012 года оформление зала было полностью восстановлено. На место были возвращены портреты Паскевича-Эриванского, Суворова-Рымникского, Голенищева-Кутузова-Смоленского, Потёмкина-Таврического, Румянцева-Задунайского, Дибича-Забалканского. Седьмая ниша, как и по сложившейся традиции в XIX веке, — пустует[.
Петровский (Малый тронный) зал
Создан в 1833 году по проекту О. Монферрана. Посвящён памяти Петра I. Верхнюю часть стен украшают изображения победных для России петровских баталий — «Полтавский бой» и «Битва при Лесной», выполненные Б. Медичи и П. Скотти. Декор насыщен имперскими символами — двуглавыми орлами, коронами и латинскими вензелями «PP» — Peter Primus — Петр Первый. В глубине большой ниши, перекрытой конхой, между двумя яшмовыми колоннами находится портрет Петра I с аллегорической фигурой Минервы. Трон, стоящий на возвышении под картиной, был заказан для императрицы Анны Иоанновны и изготовлен в Англии в 1731 году мастером Н. Клаузеном.
Зарянко С.К. Зал Петра Великого (Малый тронный).
Воссоздан В. П. Стасовым после пожара 1837 года для торжественных церемоний в стиле позднего русского классицизма. У входа в зал расположены скульптурные группы древнерусских воинов со знамёнами, на древках которых были закреплены щитки с гербами российских губерний. Кроме того, гербы губерний расположены на позолоченных бронзовых люстрах.
С конца XVIII века на месте Гербового зала располагалась Белая галерея, отделанная по проекту Ю. М. Фельтена. В царствование Екатерины II здесь проходили пышные придворные балы.
В 1796 году Павел I на месте Белой галереи устроить Траурную залу для торжественного прощания со своими усопшими родителями. В первой трети XIX века первоначальное предназначение Белой галереи вернулось. В ней вновь шумели дворцовые маскарады, парадные приёмы и балы. Однако в 1830 году император Николай I решил придать ей иное смысловое значение. Главная идея нового проекта — прославление могущества Российской империи.
А. Ладюрнер. Гербовый зал Зимнего дворца. 1834 г.
Военная галерея 1812 года
Георгиевский (Большой тронный) зал
Создан в 1787—1795 годах по проекту Джакомо Кваренги. По указанию императора Николая I при восстановлении зала после пожара 1837 года архитектором В. П. Стасовым использовался белый каррарский мрамор, доставлявшийся из Италии. Над тронным местом — мраморный барельеф «Георгий Победоносец, поражающий дракона», вып. итальянским скульптором Франческо дель Неро по рисункам Стасова (1842 г.). В этом зале проходили официальные церемонии и приёмы. В советское время тронное место к 1930 г. было разобрано, а в 1948 г. на месте трона была установлена созданная в 1937 г. большая физическая карта Советского Союза из 45 000 полудрагоценных и драгоценных камней. В 1989 г. карта была демонтирована и перевезена в Горный музей. К 2000 г. трон вместе с балдахином был восстановлен на прежнем месте.
Пикетный (Новый) зал
Завершает Большую Анфиладу. Был создан Владимиром Стасовым после пожара 1837 года на месте лестничной клетки и двух небольших комнат для развода внутреннего караула — пикета, отсюда и название зала.
Зал посвящён истории русской армии и стал логическим завершением общей панорамы, расположенной в Галерее Отечественной войны 1812 года и Фельдмаршальском зале. В зале дежурили гвардейцы, этим определяется строгость и военная тематика в оформлении интерьера. Отделка зала — рельефы, на которых изображены шлемы, шиты, копья, доспехи, медальоны со сценами сражения.
С 1979 года зал был закрыт, 25 лет в нём хранились музейные фонды отдела Востока, ковры и другие предметы искусства. 9 декабря 2004 года Пикетный зал вновь открылся для посетителей.
Э. П. Гау. Пикетный зал
По замыслу архитектора А. Брюллова, этот зал должен был увековечить память об императоре Александре I. В северном торце зала был установлен большой портрет императора в рост в массивном позолоченном подрамнике до пола, а заднее пространство завешено малиновой парчовой драпировкой с вышитыми по ней золотыми двуглавыми орлами. В настоящее время все это обрамление утрачено и в зале экспонируется коллекция западноевропейского серебра XVII—XVIII вв. в массивных витринах-шкафах, совершенно нарушающих пространственное восприятие.
Э. П. Гау. Александровский зал Зимнего Дворца 1861 г.
Покои императрицы Марии Александровны
Белый зал, Золотая гостиная, Зеленая столовая, Малиновый кабинет, Будуар и Синяя спальня входили в апартаменты императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра II. Убранство интерьеров было выполнено по проектам А.П. Брюллова в 1841 г. В 50–60-е гг. XIX столетия декор жилых комнат был изменен архитекторами А.И. Штакеншнейдером и Г.А. Боссе согласно личным пожеланиям императрицы.
Существующее ныне убранство покоев императрицы Марии Александровны, после проведенной в 1950–60 гг. реставрации, дает представление о жилых дворцовых интерьерах второй половины XIX века.
Белый (или Танцевальный) зал
Белый зал создан А. П. Брюлловым к свадьбе будущего императора Александра II в 1841 году на месте трех гостиных
Интерьер, выдержанный в белых тонах, отличается богатством пластического декора. В центральной части зала помещены фигуры древнеримских богов; колонны с коринфскими капителями увенчаны фигурами, олицетворяющими искусства
Золотая гостиная
Золотая гостиная спроектирована А. П. Брюлловым в 30-е — 40-е гг. XIX в. для великой княгини, а впоследствии и императрицы Марии Александровны, отделана А. Штакеншнейдером только в 1863 г. В оформлении гостиной использованы элементы стиля московской архитектуры XVII века — модное веяние в русском искусстве XIX века. Первоначально вместо сплошного золочения настенных панелей было более изящное золочение барельефных узоров на беломраморном фоне. Мебель выполнена по рисункам Штакеншнейдера ещё до окончательной отделки зала и сохранилась до наших дней. После убийства 1 марта 1881 года Александра II, именно здесь, в окружении избранных членов Государственного Совета, новый император Александр III решал судьбу российской конституции и реформ, которые решено было приостановить.
A.Н. Воронихина Виды залов Эрмитажа и Зимнего Дворца в акварелях середины 20-го века Москва Искусство 1983
Малиновый кабинет.
Интерьер Малинового кабинета в апартаментах императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, был создан архитектором А.И. Штакеншнейдером. Стены затянуты штофом малинового цвета. В отделку интерьера включены медальоны с нотами и музыкальными инструментами, атрибуты искусств в лепнине и росписях. В зале экспонируются предметы прикладного искусства, мейсенский фарфор, посуда и фигурки по модели И.И. Кендлера. В Малиновом кабинете хранится резной золоченый рояль XIX века с росписью Э.К. Липгарта.
Будуар
Будуар, созданный в 1839 году А. П. Брюлловым, был коренным образом переделан в 1853 году архитектором Г. А. Боссе. Он выполнен в духе так называемого «второго рококо» (вычурное подражание декоративной отделке интерьеров середины XVIII века). В глубине этой небольшой комнаты устроена ограниченная узорчатой бронзовой решеткой ниша с приподнятым на одну ступеньку полом. Ниша отделана аркой прихотливой формы, поддерживаемой двумя кариатидами. Стены разделены на широкие и узкие панно, которые были обтянуты гранатовым с малиновым оттенком брокателем. Вокруг панно — резные золоченые рамы с затейливым, вычурно извивающимся орнаментом, которым обработан и потолок. В убранство будуара включено семь разного размера зеркал, украшающих стены, мраморный камин и потолок. Многочисленная легкая резная золоченая мебель состоит из диванчиков, кресел, стульев и стульчиков. При последней реставрации будуара, законченной в 1961 году, были восстановлены наборный пол и позолота.
Э.П.Гау. Будуар. 1861 год
Синяя спальня
И заодно интерьер ванной комнаты.
Ванная комната в покоях императрицы Марии Александровны в акварели Гау Э. П.
современный вид синей спальни.
Зелёная столовая
Интерьер Зеленой столовой в апартаментах императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, был создан архитектором А.И. Штакеншнейдером. Небольшое помещение оформлено в стиле французского рококо: нежно-зеленая окраска, зеркала и живопись в рокайльных рамах.(источник)
Большой (Николаевский) зал
К. А. Ухтомский. Николаевский зал. 1866
При восстановлении дворца после пожара В. П. Стасов придал Большому залу более строгий и величавый вид. Зодчий сохранил мощный коринфский ордер и пропорции интерьера, но, сняв портики у входов, удлинил зал. Этот зал является самым впечатляющим по размерам интерьером Зимнего дворца — его площадь 1103 м². После смерти Николая I в 1855 г. в одном из юго-восточных простенков был установлен большой конный портрет императора работы Ф. Крюгера с золочёным двуглавым орлом над рамой, а зал стали именовать «Николаевский». После 1930 г. судьба портрета неизвестна. Зал использовался для придворных балов, церемоний и банкетов. В 1915—1917 гг. в зале располагался покой военного госпиталя Красного Креста. Во время Великой Отечественной войны снарядом в Большом зале было разрушено перекрытие и поврежден наборный паркет, пострадали роспись и лепка. Работы по реставрации интерьвера закончились в мае 1958 года. Начиная с послевоенных лет зал традиционно используется для временных выставок, многие из которых стали этапными для культурной жизни страны. Во время подготовки таких выставок зал (а иногда и вся Невская анфилада) закрыт для посетителей.
Как и первые парадные залы — Аванзал и Большой зал — Концертный зал трижды изменял свой вид. Его название объясняется тем, что после реконструкции конца XVIII века он предназначался для концертов. Восстановлен архитектором В. П. Стасовым после пожара 1837 года. Назначение этого зала подсказывается его отделкой: во втором ярусе установлены изваяния античных муз и богинь работы скульптора И. Германа, а в декоративно гризайльную роспись падуги, соединяющей потолок и стены, включены аллегорические фигуры с атрибутами искусств. В концертном зале располагается богатая эрмитажная коллекция русского серебра XVII — начала XX века, центром которой является уникальный для России памятник середины XVIII столетия — серебряная рака Александра Невского.
Зичи Михай. Бал в Концертном зале Зимнего дворца во время официального визита шаха Насир-ад-Дина в мае 1873 года
Малая (Белая) столовая
В 1894 году, в связи с женитьбой цесаревича Николая Александровича, впоследствии Николая II, ряд помещений в северо-западном ризалите Зимнего дворца, куда входила смежная с Малахитовой гостиной Малая столовая, переделывался под руководством А. Ф. Красовского (по другим сведениям — Г. Ф. Мельцера). Новое оформление столовой соединяло черты классицизма, барокко и рококо. Элегантная мебель несет в себе черты стиля рококо. В то же время в зале находятся и изделия XX века: английская люстра с музыкальным механизмом, французские часы, русское стекло. На окнах — шпалеры, вытканные на Петербургской мануфактуре в XVIII веке. На камине — бронзовые часы, стрелки которых остановлены на 2 часах 10 минутах, когда в столовой в ночь с 7 на 8 ноября (по новому стилю) 1917 года было арестовано Временное правительство.
Столовая входила в жилую анфиладу семьи Николая II. Прежде на её месте находилась Помпейская столовая (начата в 1836, завершена в 1839, арх. А. Брюллов), отделанная в стиле древнеримского интерьера I в. н. э.,
В ночь с 25 на 26 октября 1917 года при штурме Зимнего дворца именно в Малой столовой было арестовано заседавшее здесь Временное правительство. О данном событии напоминает мемориальная доска, установленная в столовой в 1957 году на каминной полке.
Библиотека Николая II
Библиотека, относившаяся к личным покоям последнего русского императора, была создана в 1894 – 1895 годах архитектором А.Ф. Красовским. В убранстве библиотеки широко использованы мотивы английской готики. Кессонированный потолок, выполненный из орехового дерева, украшен четырехлопастными розетками. Книжные шкафы расположены вдоль стен и на хорах, куда ведет лестница. Интерьер, декорированный панно тисненой золоченой кожи, с монументальным камином и высокими окнами в ажурных переплетах, вводит посетителя в атмосферу Средневековья. На столе – скульптурный фарфоровый портрет последнего русского императора Николая II.
Здание дворца имеет 1084 комнаты, 1945 окон, 117 лестниц (включая потайные). Длина по фасаду со стороны Невы — 210 метров, со стороны Адмиралтейства — 175 метров, высота 23,5 метра.