здравый человек это что
Словари
Обладающий хорошим здоровьем; здоровый I 1..
Разумный, правильный, толковый, реалистичный.
Морфология: здра́в, здра́ва, здра́во, здра́вы; нар. здра́во
Здравый смысл подсказывает: чем больше сотрудничества и чем меньше конфронтации, тем лучше для обеих держав. | Правосудие и здравый смысл требуют, чтобы закон защищал человека от государства, пораженного безумием фанатизма или самомнения.
2. Если в словах, поступках человека есть здравый смысл, значит, в его словах, поступках есть определённая логика, есть нечто разумное, правильное.
Мне кажется, в твоем предложении есть здравый смысл, мы попробуем сделать всё именно так.
3. Если человек в здравом уме (и твёрдой памяти), значит, он психически здоров, нормален.
В таких случаях принимайте обычные здравые меры предосторожности. | Так часто у него бывают здравые суждения, которые не приходят на ум другим.
5. Здравым в книжной речи называют не больного человека.
Я позабочусь, чтобы ваш сын был в безопасности, и доставлю его вам здравым и невредимым.
ЗДРА́ВЫЙ, здравая, здравое; Здрав, здрава, здраво.
1. Рассудительный, толковый, правильный, основанный на рациональном, отношении к кому-чему-нибудь (книжн.). Здравый ум. Здравая критика. Здравый смысл (рассудок). Здраво (нареч.) рассуждать.
2. То же, что здоровый 1 в 1 знач., употр. только в некоторых выражениях. Здрав и невредим. В здравом уме и твердой памяти.
1. Толковый, рассудительный, трезвый (в 3 знач.). З. ум. Здравая мысль. З. смысл (рассудок). Здраво (нареч.) судить о чём-н.
2. В нек-рых выражениях: то же, что здоровый 1 (в 1 знач.). Здрав и невредим (устар. и ирон.). В здравом уме и твёрдой памяти кто-н. (хорошо соображает, всё помнит).
1. Разумный, правильный. З-ые рассуждения. В его словах есть з. смысл.
1. Разумный, правильный.
Здравый ум. Здравые суждения.
Может быть политика здравая и может быть политика гибельная. Салтыков-Щедрин, Помпадуры и помпадурши.
То же, что здоровый (в 1 знач.).
С одра восстал я телом здрав, Но сердцем болен. Баратынский, Бал.
здра́вый, здра́вая, здра́вое, здра́вые, здра́вого, здра́вой, здра́вых, здра́вому, здра́вым, здра́вую, здра́вою, здра́выми, здра́вом, здра́в, здра́ва, здра́во, здра́вы, здра́вее, поздра́вее, здра́вей, поздра́вей
здравый
Здравый смысл подсказывает: чем больше сотрудничества и чем меньше конфронтации, тем лучше для обеих держав. | Правосудие и здравый смысл требуют, чтобы закон защищал человека от государства, пораженного безумием фанатизма или самомнения.
Мне кажется, в твоем предложении есть здравый смысл, мы попробуем сделать всё именно так.
Возникает вопрос — сколько раз нормальный человек в здравом уме и твёрдой памяти может посмотреть этот плохой фильм? | Как это человек в здравом уме может быть против науки? | Я, нижеподписавшийся, признаю, что действовал в здравом уме и твёрдой памяти.
В таких случаях принимайте обычные здравые меры предосторожности. | Так часто у него бывают здравые суждения, которые не приходят на ум другим.
Я позабочусь, чтобы ваш сын был в безопасности, и доставлю его вам здравым и невредимым.
Полезное
Смотреть что такое «здравый» в других словарях:
здравый — Бодрый, крепкий, сильный; дюжий, закаленный, ражий, выносливый, сносливый, дееспособный, работоспособный; гигиенический (гигиеничный). Здоровый, нормальный, трезвый, умный, разумный, логичный, здравомысленный, здравомыслящий, благорассудительный … Словарь синонимов
ЗДРАВЫЙ — ЗДРАВЫЙ, здравая, здравое; Здрав, здрава, здраво. 1. Рассудительный, толковый, правильный, основанный на рациональном, отношении к кому чему нибудь (книжн.). Здравый ум. Здравая критика. Здравый смысл (рассудок). Здраво (нареч.) рассуждать. 2. То … Толковый словарь Ушакова
ЗДРАВЫЙ — ЗДРАВЫЙ, ая, ое; здрав. 1. Толковый, рассудительный, трезвый (в 3 знач.). З. ум. Здравая мысль. З. смысл (рассудок). Здраво (нареч.) судить о чём н. 2. В нек рых выражениях: то же, что здоровый 1 (в 1 знач.). Здрав и невредим (устар. и ирон.). В… … Толковый словарь Ожегова
здравый — заимств. из цслав. См. здоровый … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Здравый — прил. 1. устар. Обладающий хорошим здоровьем; здоровый I 1.. Ant: больной 2. перен. Разумный, правильный, толковый, реалистичный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
здравый — здравый, здравая, здравое, здравые, здравого, здравой, здравого, здравых, здравому, здравой, здравому, здравым, здравый, здравую, здравое, здравые, здравого, здравую, здравое, здравых, здравым, здравой, здравою, здравым, здравыми, здравом,… … Формы слов
здравый — наразумный … Словарь антонимов
здравый — Заимств. из ст. сл. яз. (с неполногласием ра < or в исходном *sъdorvъ). См. здоровый … Этимологический словарь русского языка
здравый — Это слово, перешедшее в современный язык из старославянского, восходит к общеславянскому корню, давшему слова из ряда здоровый, дерево, дрова. Первоначальное значение ( здоровый ) со временем переосмыслилось в разумный … Этимологический словарь русского языка Крылова
здравый — здр авый … Русский орфографический словарь
Здравомыслие
Быть подлинно здравомыслящим уже означает много знать.
Люк де Клапье Вовенарг
Здравомыслие является неоспоримым преимуществом человека перед другими животными, и если вы, уважаемые читатели, будете его в себе развивать, а его нужно развивать, то оно даст вам преимущество и над другими людьми. Именно обладание здравым смыслом делает нас разумными существами, способными принимать наиболее адекватные решения в различных ситуациях. Что такое здравомыслие? Умение мыслить ясно, четко, адекватно обстоятельствам, а также способность здраво и толково рассуждать – это и есть здравомыслие, здравый смысл, благодаря которому мы, люди, способны ориентироваться в окружающей среде, правильно оценивать различные жизненные ситуации и принимать разумные решения. Помимо этого, здравомыслие – это способность мыслить, опираясь на свой практический жизненный опыт, а также на общепринятые морально-нравственные принципы. Это позволяет человеку, с одной стороны, поступать в соответствии со своими собственными интересами, которые он очень хорошо понимает, а с другой, учитывать интересы и мнение других людей, чтобы без необходимости не конфликтовать с ними.
Тем не менее, одного только здравого смысла человеку недостаточно для того, чтобы подняться до уровня научного и философского понимания окружающей его действительности. Но при этом, здравомыслие позволяет людям достаточно адекватно и практично воспринимать реальность, сбрасывать различные пропагандистские штампы и противостоять всевозможным надуманным идеологическим схемам. А таковых в нашей жизни, к сожалению, немало. Поэтому без здравого смысла очень легко запутаться в том, что такое хорошо и что такое плохо. Благодаря здравомыслию мы можем вполне удовлетворительно разобраться во множестве жизненных ситуаций, не обладая целостными знаниями о действительности и таким образом избежать очевидных и совершенно ненужных нам ошибок. Давайте посмотрим, что еще может нам дать здравый смысл, как он в нас проявляется и как его в себе развить.
Проявление здравомыслия
Первым делом стоит сказать, что здравомыслие проявляется по-разному. Совсем необязательно, что здравомыслящий человек всегда будет вести себя очень логично, и следовательно, весьма предсказуемо. Мы с вами живем в таком мире, в котором логика некоторых людей не всегда выглядит, скажем так, логичной, но при этом, она может быть весьма эффективной. Иной раз, поведение и мысли человека кажутся абсолютно нелогичными и абсурдными, не способными привести его к чему-то хорошему. Однако потом выясняется, что этот человек видел гораздо дальше остальных, он мыслил более масштабно и дальновидно, учитывая массу деталей, просчитывая различные последствия своих поступков и решений. И в итоге, он пришел к тому, чего на самом деле хотел, принимая различные решения, делая различные ходы, которые другим не казались правильными и логичными. Другими словами, то, что вначале кажется абсурдным и нелогичным, со временем может оказаться вполне разумным и правильным. И здравомыслие в таком случае проявляется в способности человека мыслить далеко наперед.
Главная, с моей точки зрения задача здравомыслящего человека – это умело использовать имеющиеся у него знания, причем те знания, в достоверности которых он больше всего уверен. Природа нас всех наградила способностью мыслить, то есть, перерабатывать имеющуюся у нас информацию и генерировать новую. Вопрос лишь в том, на какие знания мы опираемся, когда пытаемся что-то понять и что-то выяснить. А полностью уверенными мы можем быть только в тех знаниях, которые мы проверили своим собственным опытом. Да и то, правильные выводы из своего опыта могут делать не все. Тем не менее, именно личный опыт дает человеку отличную базу проверенных знаний, с помощью которых он может, во-первых, проверять знания из других источников, а во-вторых, использовать их для построения логической структуры мира, чтобы таким образом догадываться о том, что и как в нем может быть устроено. Наш опыт – это фундамент нашего здравомыслия. Вот почему я раньше работал с людьми бесплатно, до того момента, пока обо мне не узнало достаточно много людей и помогать им всем на безвозмездной основе я просто физически уже не мог. Вот почему я брался и берусь за решение самых разных проблем, которые, пусть и косвенно, но все же входят в сферу моей компетенции. И многие из них я успешно решаю. Опыт – вот что мне нужно. Большинство людей обычно все меряют деньгами, и предпочитают работать преимущественно ради денег. И лишь немногие могут что-то делать, выполнять какую-то работу, ради того, чтобы чему-то научиться и получить бесценный опыт.
Поэтому чем наш опыт богаче – тем прочнее основа нашего здравомыслия, тем больше у нас возможностей решать самые разные задачи более эффективно. А чужой опыт, в виде знаний, в виде информации, которую мы можем получить из самых разных источников, конечно, будет намного богаче, но без проверки его здравым смыслом, без его тщательного анализа, он не более чем мусор. Потому что сами знаете, мы живем в таком мире, в котором очень много неправды, заблуждений и просто некачественной информации. Быть уверенным в такой информации нельзя, а просто верить во что-то, что невозможно проверить и доказать – не самое лучшее решение для здравомыслящего человека. Ведь не секрет, что даже научные статьи, написанные авторитетными авторами, могут оказаться не только ошибочными, с точки зрения тех выводов, которые в них сделаны, но и намеренно лживыми. О том, почему такое происходит, почему наука не всегда служит истине, мы поговорим с вами в других статьях. А пока, просто возьмем для себя на заметку, что никакой информации полностью доверять нельзя. Так чему же или кому же нам тогда доверять в этом мире? Ответ прост – своему собственному опыту. От него нужно отталкиваться, при анализе различной информации, которую вы получаете из внешнего мира. Это ведь тоже, согласитесь, здравый смысл – никому и ничему не доверять, кроме себя. Ведь здраво мыслить, значит мыслить в том числе и критически.
Помимо критического мышления, здравый смысл идеально сочетает в себе логику и интуицию, когда в одном случае, мы можем спокойно изучать причинно-следственные связи и приходить к определенным умозаключениям, а в другом, обращать внимание на свои эмоции и чувства из которых вытекает интуиция, являющаяся стартовой площадкой для любого логического шага. Ведь наше мышление питается интуицией, а интуиция вытекает из эмоций, которые в свою очередь являются реакцией на внешние или внутренние раздражители. Таким образом, здравомыслящий человек должен уметь, прежде всего, прислушиваться к себе, чтобы понимать, какие внешние и внутренние факторы определяют его эмоциональное состояние и как следствие, его мышление. Ведь как мы знаем, человека очень легко переключить с одного вопроса на другой, с одной темы на другую и таким образом можно управлять его мышлением. И делается это с помощью эмоций, которые направляют логику в том или ином направлении. Если вы будете думать о том, о чем вас побудили думать, а не о том, о чем вам нужно думать, учитывая вашу ситуацию, то кто же в таком случае будет управлять вашим мышлением? Очевидно, что не вы. Так вот, используйте свой здравый смысл, для определения того, чем будет занята ваша голова сегодня, сейчас, завтра, послезавтра. И не позволяйте другим людям и обстоятельствам, через эмоции управлять вашим мышлением. Сами пробуждайте в себе нужные эмоции, посредством погружения себя в соответствующую информационную среду, либо в спокойную, либо в ту, которая вам в данный момент нужна, а затем начните прислушиваться к своей интуиции, которая подскажем вам – в каком направлении нужно мыслить. Я так часто делаю, когда мне необходимо разобраться в какой-нибудь непростой задаче, а нужной мне информации при этом недостаточно, или она слишком противоречивая. И должен сказать, что часто интуиция меня не подводит. По крайней мере, она помогает мне думать, искать разные решения, в том числе и новые, а не двигаться по заранее кем-то предусмотренной для таких случаев колее. Так что я считаю – действовать не по шаблону, не по заранее кем-то заготовленной схеме, когда этого не нужно делать – это проявление здравого смысла. И прислушиваться к своей интуиции – это тоже проявление здравомыслия.
Кстати, имейте в виду, что здравомыслящие люди далеко не всегда, не всем и не везде нужны. Мы с вами знаем из истории, да и по нашей сегодняшней действительности это хорошо видно, что против здравого смысла часто ведется явная и неявная борьба, призванная подавить в человеке здравомыслие и превратить его, ну, можно сказать, в послушную куклу, или в бездумный автомат, способный безоговорочно выполнять приказы других людей. В этом нет ничего необычного и тем более нового. Здравый смысл всегда мешал одним людям командовать другими людьми и таким образом паразитировать на них и использовать их в своих целях. Поэтому со здравомыслием всегда боролись прежде всего те люди, которые хотели видеть вокруг себя – не нормальных, рассудительных, умных, а значит и равных им людей, а покорную, серую массу, которой можно легко управлять. Вот поэтому, некоторые умные люди, обладающие достаточным разумом для того, чтобы не показывать своих истинных умственных способностей и тем самым не навести на себя беду, могут вести себя демонстративно неразумно и глупо, тогда как в действительности со здравомыслием у них полный порядок, и когда надо, они примут правильное, прежде всего для самих себя, а также и для дорогих им людей, решение. В такой вот маскировке, тоже, как видите, проявляется здравый смысл, причем достаточно ярко, с точки зрения его здравости. Потому что играть нужную роль в той или иной ситуации – очень непросто. Для этого, как минимум, нужно понимать, какую именно нужно играть роль. Мы с вами, уважаемые читатели, должны понимать, что здравомыслие не только дает нам определенные возможности по оценке той или иной ситуации, в целом действительности и отдельно взятых людей, но и накладывает на нас немалую ответственность за наше поведение и принимаемые нами решения. Нельзя, или лучше сказать, не нужно выглядеть чрезмерно умным тогда, когда надо казаться достаточно глупым, причем не только ради своего блага, но и ради блага многих других людей. Так что прикинуться дурачком, когда это надо, когда это выгодно – это проявление здравого смысла.
В жизни существует масса примеров того, как здравый смысл помогает людям принимать правильные решения. Вот очень хороший пример – допустим, кто-то предлагает вам что-то хорошее, выгодное, что вам нужно, что вы хотите, в чем вы нуждаетесь. И какое желание в этот момент у вас возникает? Принять это что-то хорошее, согласиться с этим человеком, пойти ему навстречу, начать сотрудничать с ним и так далее, правильно? И вроде бы все логично – вам предлагают что-то хорошее, вам предлагают выгоду – вы от нее не отказываетесь, а принимаете. Ибо зачем отказываться от того, что принесет вам пользу. Но вот тут-то и вступает в действие здравый смысл, который заставляет нас задаться простым и естественным вопросом – а зачем это нужно другому человеку? Зачем ему что-то хорошее и выгодное нам предлагать, какой у него в этом интерес? Что, просто так что ли он это делает? Такого не бывает. Нет, о том, что в этом мире есть добрые люди, мы все конечно знаем. Мы даже могли ни раз встречать таких людей в своей жизни и сами можем такими людьми быть. И тем не менее, мы ведь знаем и о том, что человек существо эгоистичное, хитрое, склонное к манипуляциям людьми и обману ради собственной выгоды. Это одна из сторон нашей натуры. А раз так, тогда откуда нам знать, что это, якобы выгодное для нас предложение, которое другой человек нам делает, действительно может оказаться для нас хотя бы более или менее полезным? Откуда нам знать, что нас не заманивают в мышеловку сыром? Ведь безоглядно доверять другим людям – это безрассудство. Вот здравомыслие позволяет нам, уж если не в полной мере задуматься над подобными предложениями, то хотя бы почувствовать что-то неладное, что-то, не совсем логичное. Точнее, оно позволяет человеку прислушаться к своей интуиции и затем уже подумать над теми сомнениями, которые она в нем вызывает. Ведь сколько людей обманывали и обманывают с помощью заманчивых предложений, которые им делают всевозможные мошенники. А ведь если прислушиваться к здравому смыслу каждый раз, когда кто-то пытается вас чем-то хорошим и выгодным заманить в ловушку, то обмануть вас станет значительно сложнее. Здравый смысл будет отрезвлять вас каждый раз, когда кто-то попытается вас обмануть, воздействуя на ваши эмоции и чувства.
Также здравый смысл очень полезен при оценке риска, который не должен быть неоправданным и безответственным. Здравомыслие в данном случае позволяет над этим просто задуматься. Ведь с одной стороны – человеку не нужно бездумно рисковать, а с другой, так называемое, разумное выжидание – не должно становиться промедлением, когда человек неоправданно бездействует. Можно сказать, что здравомыслие помогает человеку в каждой ситуации найти так называемую золотую середину, придерживаясь которой он будет уберегать себя от опасных для него крайностей. Риск – дело, конечно, благородное, но насколько мне известно, благодаря имеющейся у меня статистике, большинство людей, потерпевших ту или иную серьезную неудачу – оказались неспособными адекватно оценивать риски. Эмоции овладевали этими людьми в тот момент, когда они принимали откровенно ошибочные решения, которые являлись неоправданным риском с их стороны. Так что здравый смысл – это хороший отрезвитель для горячих голов, любящих или привыкших действовать на эмоциях.
Я также считаю, что здравомыслящий человек – это очень спокойный человек, умеющий контролировать свои эмоции и не дающий им волю даже в самых критичных ситуациях. Ведь чрезмерная эмоциональность является свидетельством недостаточной разумности человека. А говоря о здравомыслии, мы все-таки в первую очередь о мышлении человека говорим, а не об эмоциях, которые хоть и позволяют задействовать интуицию, все же в значительно меньшей степени полезны в ситуациях, требующих рационального и ответственного подхода. Спокойствие – признак мудрости, как говорили древние, и признак здравомыслия, как говорю я.
Как достичь здравомыслия
А вот теперь давайте поговорим о том, как достичь здравомыслия. Частично здравомыслие является врожденным качеством, так как природа в целом хорошо настроила мозг человека на работу в этом мире. Человеку остается только развивать имеющиеся у него способности, чтобы выйти за пределы своей природной сущности и соответствовать требованиям жизни. Обратите внимание на детей – они постоянно задают взрослым вопросы, они любознательны. А любознательность – это тоже признак здравомыслия, хоть я и не упомянул об этом выше. Да и рассуждают многие дети очень неплохо для своего возраста и при тех знаниях, которыми они обладают. Так что природа наградила нас прекрасной способностью познавать мир, изучать его законы и закономерности, искать ответы на свои вопросы, придумывать самые разные решения различных задач. Но разумеется, этого недостаточно.
Действительно полное здравомыслие развивается в людях в процессе получения жизненного опыта и знаний. Причем жизненный опыт, как я уже сказал выше – является для человека той базой, от которой он отталкивается, критически воспринимая все получаемые им в жизни знания из самых разных источников, включая других людей. Вообще здравомыслие людей формируется по-разному. В одном случае человек может быть очень образованным, начитанным, может многое знать и затем проверять практикой, жизнью, полученные знания, обретая таким образом здравомыслие. А в другом случае, здравомыслие человека может формироваться исключительно на основе его жизненного опыта, который у него может быть очень насыщенным. Я бы даже так сказал – тяжелая жизнь, боль, страдания, в гораздо большей степени способствуют формированию здравого смысла, нежели излишний комфорт и обилие удовольствий в жизни человека, даже если он при этом получает хорошее образование. То есть, тепличные условия не способствуют формированию здравого смысла, если только находящийся в этих условиях человек не занимается активно саморазвитием, в самом широком смысле этого слова. Другими словами, мотивация у человека должна быть к тому, чтобы стремиться к здравомыслию, чтобы развивать его в себе.
Вообще, друзья, надо постоянно стремиться узнавать что-то новое, чтобы кругозор ваш был как можно шире, а ваш внутренний мир богаче. Читайте хорошие книги, общайтесь с умными людьми, — с умными, подчеркиваю, смотрите обучающие курсы, а также занимайтесь интересными и полезными делами, желательно, связанными с коммуникациями с людьми. Все это поможет вам обогатить, разнообразить, усложнить и детализировать свою картину мира. И эта картина мира, соприкасаясь в некоторых местах с вашим жизненным опытом, то есть, с проверенными вами лично знаниями, позволит вам правильно и максимально точно, насколько это возможно, идентифицировать действительность. А это в свою очередь позволит вам принимать осмысленные, а следовательно, и правильные решения. В целом, работая над собой, подчиняя себе свои эмоции, свою природную сущность – вы развиваете в себе здравомыслие. Так что не ленитесь – занимайтесь собственным развитием и со здравым смыслом у вас будет полный порядок.
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ — ВЕЛИЧАЙШАЯ МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ
Нормальное мышление, здравомыслие, здравый смысл — это всё чрезвычайно важные понятия, обозначающие мыслительную норму. ВООБЩЕ ЗДОРОВЬЕ характеризует нормальное состояние человеческого организма, а ЗДРАВОМЫСЛИЕ — нормальное состояние человеческого мышления.
Могут спросить: в чем разница между здравомыслием и мышлением вообще?
Понятие здравомыслия указывает на то, что мышление, как и человек вообще, может быть здоровым, нормальным, а может быть нездоровым, больным, ненормальным, патологическим. Если есть здравомыслие, то есть и ненормальное, болезненное, больное, патологическое мышление. В последнем случае мы имеем в виду не столько больное мышление в психиатрическом, медицинском смысле, сколько ненормальное мышление, существующее в пределах психического здоровья или на грани психического здоровья и болезни. Психически здоровый человек может мыслить (размышлять, рассуждать), опираясь не на здравый смысл, а на что-то другое, например, подчиняясь воле чувств, предаваясь безудержной фантазии или желая удивить, поразить воображение обывателя.
Здравомыслящее поведение — ядро осмысленного поведения. Осмысленным мы находим все то, что освещено светом разума, мышления. Здравый же смысл мы видим не в том, что является просто осмысленным, а в том, что соответствует нашим представлениям о жизни-здоровье как в масштабах отдельного “я”, так и в масштабах коллективного “я” разных уровней (семьи, коллектива, нации, человечества). Человек, например, может осмысленно (из-за тягот жизни) пойти на самоубийство, но оправдать этот его поступок с позиции здравого смысла никак нельзя. Лишающий себя жизни — тем более лишается здоровья, а это отнюдь не здравое поведение.
Здравый смысл — величайшая мыслительная ценность, обозначающая границы нормального, здорового мышления, здравомыслия. Регулирующая роль здравого смысла очевидна. Опираться на здравый смысл — значит держать в узде свое мышление, эмоции, воображение, волю, т.е., с одной стороны, направлять мышление в нужное русло, а, с другой, не позволять ему “растекаться по древу”.
Здравомыслие — это когда человек не торопится делать выводы и одновременно не затягивает с выводами, в меру рассудителен и в меру безрассуден, в меру осторожен и в меру смел, в меру верит и в меру не верит, в меру сомневается и в меру не сомневается, в меру надеется и в меру не надеется, в меру боится и в меру не боится.
(“В понятии здравого смысла момент согласованности и сбалансированности сохранился. Обладающий развитым здравым смыслом обычно редко впадает в крайности. Он умеет согласовывать свои слова и поступки. Поскольку он координирует свои действия и обычно не теряет головы в экстремальных или сложных ситуациях, о нем говорят, что он человек “здравый”. Очевидно, что тот, кто обладает здравым смыслом, не даст легко увлечь себя научными и философскими идеями, которые недостаточно им продуманы и осмыслены”. — В. Шаповалов. Здравый смысл, философия и наука. — В: “Здравый смысл”, 1997, № 3. С. 36.)
Здравомыслие — это самооценка в меру, не выше, но и не ниже.
Здравомыслие — это трезвый взгляд на вещи, на жизнь, не через розовые очки, но и не через черные; это взгляд глазами с нормальным зрением, ни опьяняюще-романтический, прекраснодушный, ни цинически-разочаровывающий, мрачный.
Здравомыслящий человек по возможности мыслит логически, не любит парадоксы. Парадоксальное мышление — это либо манерное, либо больное мышление, либо то и другое. В первом случае человек играется, играет в мышление, работает на публику. Ж. Лабрюйер чисто по-французски высмеял такое мышление. “Парадоксальный ум, — говорил он, — относится к уму оригинальному так же, как жеманство к грации”. Во втором случае человек находится на грани психического заболевания, его мышление-сознание близко к тому, чтобы быть разорванным, раздвоенным.
С другой стороны, здравомыслящий человек не увлекается логикой до последнего, оставляет место для интуиции, фантазии, полета мысли. Исключительно логично мыслящий человек — рассудочен, нуден в общении (зануда), педант, пунктуалист, действующий как автомат-робот и попадающий от этого обычно впросак.
Здравомыслие — мера во всем, даже в том, чтобы соблюдать меру.
Разница между здравомыслием и здравым смыслом не по содержанию, а в их отнесенности к разным объектам. Здравомыслие, здравая мысль — это непосредственная нормативная оценка мышления, мысли. Здравый смысл — это опосредованная нормативная оценка мышления, мысли — через оценку того, что человек говорит, делает. Здравый смысл мы ищем не в самом мышлении, а в словах и поступках человека. На это указывают такие выражения: “в том, что он говорит, есть здравый смысл”; “в делах своих, в решениях и предложениях опираться на здравый смысл”; “выступать с позиции здравого смысла”; “он делает так вопреки здравому смыслу”; “противоречит (не противоречит) здравому смыслу”.
ПРОТИВ ОЦЕНКИ ЗДРАВОГО СМЫСЛА КАК ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЛИШЬ В “СТЕНАХ ДОМАШНЕГО ОБИХОДА”
Здравый смысл порой оценивают как нечто сугубо ограниченное, действующее лишь “в стенах” домашнего обихода. Длительное время в нашей стране господствовала точка зрения Ф. Энгельса, отождествлявшая здравый смысл с метафизическим (т.е. антидиалектическим) мышлением.
Ф. Энгельс писал: “Этот (метафизический — Л.Б.) способ мышления кажется нам на первый взгляд совершенно очевидным потому, что он присущ так называемому здравому смыслу. Но здравый человеческий смысл, весьма почтенный спутник в четырех стенах своего домашнего обихода, переживает самые удивительные приключения лишь только он отважится выйти на широкий простор исследования. Метафизический образ мышления, хотя и является правомерным, и даже необходимым в известных областях, более или менее обширных, смотря по характеру предмета, рано или поздно достигает тех пределов, за которыми он становится односторонним, ограниченным, абстрактным и запутывается в неразрешимых противоречиях, потому что за отдельными вещами он не видит их взаимной связи, за их бытием — их возникновения и исчезновения, из-за их покоя забывает их движение, за деревьями не видит леса. ” (Анти-Дюринг. Введение.)
Это пренебрежение здравым смыслом дорого обошлось нашей стране. Безумные утопические проекты последователей К. Маркса — Ф. Энгельса в России, большевиков-коммунистов, стоили гигантских материальных и людских жертв. Ф. Энгельс был безусловно неправ, когда оценивал здравый смысл столь односторонне.
Пренебрежение здравым смыслом — это пренебрежение умственным здоровьем. Ведь здравый смысл — отнюдь не нечто ординарное, обыденное, консервативное. Здравый смысл — здоровое мышление! А здоровое мышление, здравомыслие действует везде! И в “стенах домашнего обихода”, и в незнакомых ситуациях, и в экстремальных условиях. Руал Амундсен первым дошел до Южного полюса и остался жив. А Роберт Скотт дошел лишь вторым и на обратном пути погиб. Почему? Потому что в действиях Амундсена было больше здравого смысла, чем в действиях Скотта. Амундсен воспользовался испытанным средством передвижения в полярных странах — собачьими упряжками. Скотт же решил попробовать таких экзотических животных как пони (карликовые лошади).
К сожалению, подобное понимание здравого смысла (как чего-то ординарного) проникает в справочные издания.
Вот что, например, писал в энциклопедическом словаре русский философ В. С. Соловьев:
«Здравый смысл — термин неопределенный и большею частью употребляемый во зло; должен означать нормальное состояние и правильное действие умственных сил человека. Нормальны, вообще, те суждения и взгляды, которые соответствуют истинному значению вещей, логически выводимому из достоверных данных. Но так как действительные мнения большинства людей определяются не столько разумением предметной истины, сколько предрассудками, привычкой, внушениями страстей и требованиями материальных интересов, и так как всякий человек, чувствуя и признавая свои физические слабости и недуги, не сомневается, однако, в своем умственном здоровье и в правильности своего образа мыслей, то в результате получается такое понятие здравого смысла, которое не имеет прямого отношения к истинным нормам, а выражает лишь средние мнения и обычные интересы людской толпы, в данных условиях места и времени. Такой З. смысл направлен вообще к охранению наличного состояния общественной жизни и мысли, против всего, что двигает людей вперед и возвышает их духовный уровень. Во имя такого З. смысла осуждались, например, нравственное учение Сократа, астрономическая система Коперника, предприятие Колумба; тем же З. смыслом защищалось сожигание ведьм и еретиков, употребление пыток и т. д. Этот неоспоримый исторический опыт внушает законное недоверие к простым ссылкам на З. смысл; всякую такую ссылку следует проверять определенными нормами истины и справедливости, и в случае противоречия с ними — решительно отвергать, как самозванное притязание.»
В изданной в наше время немарксистской “Краткой философской энциклопедии” можно прочитать:
(Это же отмечал в 1935 г. Б. Рассел: «среди преемников Юма здравомыслие означало поверхностность, а глубина — некоторую степень сумасшествия». — Б. Рассел. Происхождение фашизма.)
Большое заблуждение представлять здравый смысл как что-то поверхностное. Здравый смысл нужен и при разработке абстрактных научных теорий, и в глубокомысленных философских рассуждениях. Относительно последних можно даже сказать: нет глубокомыслия там, где нет здравого смысла. А то, что считают глубокомысленным, но противоречащим человеческому здравому смыслу, на самом деле не является таковым. Ведь глубокомыслие путают порой с туманными, неясными, сложными выражениями, рассуждениями.
Здравый смысл бывает ординарным и неординарным. Ординарно здравомыслящий человек может не понять неординарно здравомыслящего. И наоборот, для неординарно здравомыслящих людей ординарное здравомыслие может показаться пресным, скучным, серым.
В любом случае пренебрежительно-уничижительное отношение к здравому смыслу как таковому — симптом нездравомыслия, того, что у человека не всё в порядке с головой.
ПРЕДЕЛЫ ЗДРАВОГО СМЫСЛА
Здравомыслие — фундамент, основа для принятия разумных решений. Как здоровье нужно человеку для полноценной, деятельной жизни, так и здравомыслие нужно ему для полноценного, деятельного мышления.
С другой стороны, здравомыслие необходимо, но недостаточно. Здесь опять можно сравнить его со здоровьем вообще. Здоровье само по себе не гарантирует человеку полноценной, полнокровной жизни. Оно лишь условие, предпосылка такой жизни. Если здоровый человек ведет себя очень скромно, “не хватает звезд с неба” (субъективный фактор) или “в тисках обстоятельств” (объективный фактор), то он не реализует себя в полной мере как творческое, деятельное существо.
Точно так же и здравомыслие. Оно лишь условие, предпосылка для творческого мышления, для полета мысли. Оно отнюдь не гарантирует принятие разумных решений, не защищает в полной мере человека от ошибок.
Можно продолжить аналогию здравомыслия со здоровьем. Как здоровье не бывает абсолютным, идеальным (а лишь практическим), так и здравомыслие не бывает идеальным. Абсолютно здравомыслящих людей не бывает!
РАЗНОКАЧЕСТВЕННОСТЬ И РАЗНОКОЛИЧЕСТВЕННОСТЬ ЗДРАВОМЫСЛИЯ
Далее, как здоровье разное у разных людей, индивидуализировано и типологизировано, так и здравомыслие разное у разномыслящих людей, индивидуализировано и типологизировано. Говорят о разном качестве и разном количестве здоровья. Точно также можно говорить о разном качестве и количестве здравомыслия.
Разнокачественность здравомыслия обнаруживается прежде всего в следующем. У одного человека оно логически ориентировано (хороший “логик”), у другого — интуитивно ориентировано (с хорошей интуицией), у третьего — одинаково (сильно, средне, слабо) выражены логическая и интуитивная составляющие мышления. Сравните: здоровье Аполлона и здоровье Геркулеса, здоровье крестьянина и здоровье горожанина.
Далее, разнокачественность здравомыслия выражается в различном соотношении конструктивной (позитивной, утвердительной) и критической (скептической) составляющих мышления. У одних здравомыслящих людей больше выражена конструктивная (утвердительная) составляющая мышления, а у других — критическая, скептическая составляющая мышления. Конечно, при нарушении баланса конструктивного и критического мышления мы можем наблюдать нездравомыслие: в одном случае догматизм, легковерие, фанатизм, в другом — всеразрушающий скептицизм, недоверчивость, болезненная мнительность.
(Когда говорят о здоровом скептицизме, то имеют в виду, что человек, с одной стороны, не догматик, не фанатик, а, с другой, в меру скептичен, не злоупотребляет скепсисом).
Разноколичественность здравомыслия выражается в том, что один человек в большей степени здравомыслящ, другой — в меньшей. Сравните: крепкое и слабое здоровье.
Далее, один и тот же человек может быть здравомыслящим в решении относительно простых задач, касающихся, например, быта, удовлетворения органических потребностей, и нездравомыслящим при решении сложных задач, требующих от человека широты мышления, обширных познаний. Верующий-фанатик может нормально мыслить в пределах своего дома, семьи, хозяйства и патологически мыслить в более широком контексте социального поведения, например, делая выбор в пользу террора, убийства, самоубийства и т.п.
ЗДРАВОМЫСЛИЕ МОЖНО РАЗВИВАТЬ И КОРРЕКТИРОВАТЬ
Здравомыслие не является чем-то данным от природы, от бога. Это — развивающаяся категория. Оно может развиваться и само по себе, и в результате сознательных усилий.
Естественным образом здравомыслие развивается по мере взросления человека. Здравомыслие ребенка весьма ограничено, неразвито, буквально является комнатно-домашним. Такого здравомыслия не хватает для того, чтобы вести самостоятельную жизнь. Здравомыслие взрослого человека — это развитое здравомыслие. Благодаря ему взрослый человек способен к самостоятельной жизни.
В свою очередь, у взрослых людей здравомыслие может быть развито в большей или меньшей степени и в разных направлениях. У всех взрослых имеется некоторое базовое здравомыслие (как основной обмен веществ в организме). Над ним надстраиваются и развиваются специализированные здравомыслия — в зависимости от того или иного вида профессиональной деятельности. Здравомыслие философа — одно, здравомыслие ученого — другое, здравомыслие художника — третье, здравомыслие политического деятеля — четвертое и т.д. Очень разнятся между собой здравомыслие крестьянина и горожанина.
Здравомыслие нуждается в постоянной подпитке и тренировке. Оно уменьшается как шагреневая кожа, если человек бездействует, не эксплуатирует свой мозг. Для здравомыслия нужен труд мысли! Вместе с тем, чем образованнее и культурнее человек, тем при прочих равных условиях развитее его здравомыслие.
НЕЗДРАВОМЫСЛИЕ, БОЛЬНОЙ СМЫСЛ
non compos mentis (лат.) — не в здравом уме
Как помимо здоровых людей есть много болеющих, больных, инвалидов, так и помимо здравомыслящих есть много людей с болезненным, больным или даже инвалидным мышлением. Мыслительные патологии также многообразны, как многообразно здравомыслие.
В количественном плане патологическое мышление можно подразделить на болезненное, больное и инвалидное. В качественном плане патологическое мышление можно подразделить на догматическое и сверхкритическое, сверхлогическое (рационалистическое) и сверхинтуитивное (иррационалистическое).
Пример иррационального мышления — мистическое умонастроение.
Нездравомыслие не всегда бывает выражено явно. Порой его трудно распознать. Человек может обладать литературным талантом, красно говорить и при этом источать ядовитые мысли. Известен также феномен ложной мудрости.
Говорят: рыба гниет с головы. Последствия от нездравомыслия бывают весьма печальные. В наше время, когда взаимовлияние людей значительно усилилось, нездравомыслие отдельных философов, писателей, политиков может быть губительным для многих людей, чревато негативными социальными последствиями.
ОТСЛЕЖИВАТЬ, ИЗУЧАТЬ, ИЗОБЛИЧАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ БОЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ И, НАПРОТИВ, РАЗВИВАТЬ, ПРОПАГАНДИРОВАТЬ ФИЛОСОФИЮ ЗДРАВОГО СМЫСЛА — ДВУЕДИНАЯ ЗАДАЧА, ОТ РЕШЕНИЯ КОТОРОЙ ЗАВИСИТ СУДЬБА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
— Из книги «Как мы думаем? Введение в философию мышления». Текст книги см. на моем сайте.