запор у ребенка 5 лет что делать комаровский
Ребенок боится ходить в туалет: Как справиться с детским психологическим запором
Многие родители сталкиваются с намеренной задержкой стула у детей из-за неприятных, болезненный ощущений во время хождения на горшок.
Ситуация обретает формат замкнутого круга. Ребенок не ходит в туалет долго — в результате ему больно. Запоминает боль — снова долго не ходит в туалет (уже терпит намеренно). В итоге ребенок боится ходить в туалет «по-большому». Так повседневный естественный процесс провоцирует целый комплекс неприятностей, сложностей и превращается в серьезную нервотрепку для детей и родителей.
Из-за стресса у ребенка вся семья может переселиться к туалету и забыть все другие темы разговоров.
Термин «психологический запор» в официальной медицине не встречается. Эта проблема входит в симптомокомплекс, который называется соматоформной дисфункцией вегетативной нервной системы (СДВНС). В МКБ-10 заболевание включено в группу невротических расстройств. Да-да, проблемы с горшком в данном случае относятся не к расстройствам ЖКТ, а к неврозу, вызванному неправильной работой вегетативной нервной системы и замедленному созреванию органов пищеварения. Это функциональное, а не органическое нарушение. Однако надо помнить, что диагноз выставляется после исключения органической патологии.
У ребенка медленнее, чем у остальных, созревают клетки слизистой. Как следствие, пища медленнее движется по кишечнику, травмируются мышцы и слизистая — отсюда и болевой синдром.
Так называемый «психологический запор» представляет собой расстройство по типу ферментативной недостаточности. У ребенка медленнее, чем у остальных, созревают клетки слизистой. Как следствие, пища медленнее движется по кишечнику, травмируются мышцы и слизистая — отсюда и болевой синдром. Страх боли формирует у ребенка желание отсрочить хождение в туалет. Боль часто ассоциируется с положением сидя, поэтому ребенок может ходить в туалет в положении стоя (в памперс или штаны).
Диагноз СДВНС не грозит ничем страшным. Расстройство не представляет опасности для жизни и не влечет за собой ухудшения физического здоровья, однако доставляет существенные неудобства и может портить качество жизни.
Нарушения обычно возникают или усугубляются под влиянием острых стрессов и хронических психотравмирующих ситуаций, могут быть стойкими, постоянными или проявляться периодически.
На что обратить внимание, если у ребенка страх ходить в туалет
Другие симптомы невроза. Родители могут не обратить внимание, но если ребенок плохо ходит в туалет из-за невротического состояния, у него будут и другие проявления: повышенная тревожность, эмоциональная лабильность, неустойчивость сна, сниженная стрессоустойчивость, капризность, плаксивость (при этом плач часто переходит в истерики), низкая самостоятельность, склонность к протестам. Такие дети очень зависимы от близких, стараются привлекать их во все свои дела, не любят оставаться одни. Также могут наблюдаться другие соматические жалобы.
Связь со стрессом и переменами в жизни. Подумайте, после каких событий могла возникнуть эта проблема? Ребенок впервые пошел в садик или в школу? Какие-то изменения в домашней жизни? С какими стрессами ребенок сталкивался перед тем, как болезнь манифестировала? Какие стрессовые факторы продолжают действовать?
Проблема со стулом может оказаться соматизированным проявлением депрессии или субдепрессии, может быть связана со сложностью адаптации и волнением. Иногда усиление симптомов можно наблюдать осенью и весной — классическое время для обострения всех психосоматических расстройств, когда дискоординация вегетативных центров особенно выражена.
Такие дети очень зависимы от близких, стараются привлекать их во все свои дела, не любят оставаться одни.
Ребенок отказывается от определенных продуктов. Такие дети часто очень избирательны в своем рационе. Они имеют устойчивую тягу к определенным продуктам и настойчивое отвержение к другим — тем, которые сложнее переваривать. Они инстинктивно отказываются от продуктов, которые могут вызвать у них неприятные ощущение в ЖКТ. Это также показатель незрелости системы.
Наследственность. Имеет значение наследственный фактор. Если у кого-то из родителей или близких родственников наблюдались похожие или другие психосоматические симптомы, если у кого-то из них реактивная нервная система, пониженная стрессоустойчивость, нервозность — это может частично объяснять и симптоматику ребенка.
Как помочь ребенку решить деликатную проблему
Если ребенок не ходит в туалет по-большому по психологической причине, вам предстоит комплексная работа с участием гастроэнтеролога, психолога, налаживание режима питания и умеренные физические нагрузки.
Развивать у ребенка самостоятельность. Как мы уже говорили, для детей с повышенной невротизацией характерна повышенная зависимость от близких людей, манипулятивное взаимодействие. Вам предстоит работать над развитием навыков самостоятельности. С минимальным участием родителей ребенок должен научиться делать простейшие бытовые дела: укладываться спать, наводить порядок в своей комнате, оказывать посильную помощь по дому.
С минимальным участием родителей ребенок должен научиться делать простейшие бытовые дела: укладываться спать, наводить порядок в своей комнате, оказывать посильную помощь по дому.
Повышение уровня самостоятельности активизирует вегетативные центры. Так ребенок научиться брать ответственность на себя, сталкиваясь с какими-то событиями, станет увереннее в себе и спокойнее.
Заняться умеренной физической активностью. Физическая активность полезна не только для хорошей перистальтики, но и для правильной реакции организма на выброс адреналина. Спортивные кружки и секции, зарядки по утрам, во-первых, стабилизируют гормональный фон, а во-вторых, учат наш организм справляться с повышением уровня гормонов. Адреналин выделяется при спортивных нагрузках, организм постепенно учится реагировать на него без бурных невротических реакций.
Поработать над рационом питания. Набор продуктов и блюд для ребенка нужно подбирать вместе с гастроэнтерологом. Фастфуд и продукты, которые могут вызывать аллергию, могут спровоцировать проблемы с ЖКТ. Повышенная нагрузка на пищеварительную систему вызывает соматический симптом — далее рефлексы запускают психологическую составляющую.
Спокойно реагировать на проблему. Если родственники реагируют на ситуацию слишком ярко, постоянно спрашивают, почему ребенок терпит по-большому, это может усилить невротизацию.
Что делать, если лучше не становится
Если коррекция психолога, гастроэнтеролога и перечисленные выше изменения режима существенно не улучшают ситуацию в течение 2–4 недель, стоит обратиться к неврологу и психотерапевту.
Для снятия проблемной симптоматики и купирования невротических состояний специалисты могут назначить ребенку лекарственные препараты и лечение по методикам рефлекторной саморегуляции: работа с дыханием, гимнастика, вегетостабилизирующие комплексы упражнений. В школьном возрасте популярны нейрофизиологические тренинги, которые повышают стрессоустойчивость.
Помните, отсутствие помощи может перерасти в соматическую патологию более сильного характера или в патологию других органов.
Симптомы, причины и лечение запоров у детей
Запоры довольно часто случаются не только у взрослых, но и у детей.
Особенно актуальной проблема становится, когда ребенок начинает ходить в детский сад – там дети приучаются к новому режиму дня и рациону питания, постоянно находятся в коллективе и могут стесняться ходить «по-большому» вне дома. И не всегда малыши рассказывают об этом маме.
Да и сами родители могут вовремя не заметить сбой в работе кишечника у сына или дочки – в частности, из-за банального незнания, сколько раз ребенок определенного возраста должен ходить на горшок.
Сколько раз считается нормой?
Младенцы на грудном вскармливании могут иметь стул после каждого кормления – до 10-12 раз в день крошечными порциями (по чайной ложке) и 1 раз в неделю в большом объеме. Дети на искусственном вскармливании должны очищать кишечник хотя бы раз в сутки.
С 4-6 месяцев нормальным считается стул 2 раза в день. [1]
Малыши с 1,5 до 3-х лет должны опорожнять кишечник не реже 6 раз в неделю, дети старше – не реже 3-х раз. [2]
Как распознать запор у ребенка?
Из-за скопления переваренной пищи и газов животик у ребенка начинает болеть. Самые маленькие детки реагируют на это плачем, ведут себя беспокойно и плохо спят.
Кал становится жестким, «сухим», и процесс дефекации причиняет ребенку боль. Малыш начинает тужиться, но не может опорожнить кишечник до конца.
Если запор становится систематическим, визит к педиатру обязателен. Длительные проблемы со стулом (около 3 месяцев) могут говорить о хроническом заболевании.
Почему возникает задержка стула?
В большинстве случаев к запорам приводят функциональные сбои:
Еще один фактор, который часто провоцирует запоры – привычка сдерживаться. У детей от года процесс дефекации сознательный и контролируется центральной нервной системой. Поэтому, когда ребенок стесняется ходить в туалет в некомфортных условиях, например, начав посещать детский сад, у него может начаться запор. Последующая болезненность испражнения может со временем спровоцировать хронические запоры. Поэтому родителям важно правильно настроить малыша в период его адаптации в садике.
Разовые случаи запора могут случаться из-за того, что ребенок съел что-то закрепляющее, перенес повышение температуры тела из-за болезни или перегрелся в жару. В таком случае правильный питьевой режим и сбалансированное питание быстро помогут наладить работу кишечника.
Профилактика и лечение запоров
Международные эксперты выступают за комплексный подход к лечению запоров. Он включает себя три основных пункта:
Важно, чтобы с раннего возраста в рационе ребенка присутствовали продукты, содержащие клетчатку, и стоит контролировать употребление закрепляющих овощей и фруктов – например, картофеля, черники, айвы. Следите, чтобы ежедневно малыш выпивал достаточное количество чистой воды. Соки, чай – не в счет.
Независимо от возраста, ребенку нужно много двигаться. Младенцам полезен стимулирующий массаж – кишечник активизируют сгибания ножек. Детям постарше полезны подвижные игры и занятия спортом – во многие секции принимают детей в возрасте 4-6 лет.
Слабительный эффект препарата основан именно на удержании воды внутри кишечника, благодаря чему его содержимое становится мягче, увеличивается в объеме и легко выводится организмом. При этом вероятность побочного действия на организм ребенка минимальна, препарат выводится в неизменном виде.
За счет того, что Форлакс® работает мягко и бережно, не стимулируя дополнительно перистальтику кишечника, эффект проявляется через сутки-двое, что соответствует физиологичной норме.
Лечение запоров у детей в возрасте от 6 месяцев до 8 лет препаратом Форлакс® проводится по схеме:
Правильные привычки следует формировать с детства. Достаточное количество воды, здоровая еда, активные игры и внимательное отношение к своим потребностям – вот залог здоровья кишечника.
Ну, а если потребуется решить проблему запора, Вас поддержит Форлакс®.
Автор – Елена Олейникова
На правах рекламы. RUSFRL14/08/2017
опубликовано 04/09/2017 11:03
обновлено 04/09/2017
Запор у ребенка — причины, лечение задержки стула у детей 2-3, 4-5 лет
Самочувствие ребенка во многом зависит от работы желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Родители должны контролировать как часто малыш испражняется и какой у него стул.
Запор у ребенка 2-5 лет встречается не редко. Чтобы помочь крохе справиться с этой проблемой, важно понимать причину ее возникновения, без устранения которой лечение будет малоэффективным.
Как понять, что у ребенка запор?
В норме ребенок в возрасте старше 2 лет опорожняется ежедневно. Стул детей в возрасте 4-5 лет может быть до 3-4 раз в неделю, что также является нормой, если дефекация происходит естественным путем, не вызывает боли и других дискомфортных ощущений.
Если стул отсутствует более 2-3 дней и появились вышеперечисленные признаки, то вероятнее всего у ребенка запор.
Причины запора у детей
Все причины задержки стула можно подразделить на несколько групп.
Задержка стула у детей старше 2 лет чаще всего связана с нарушением в питании и питьевом режиме. Причины следующие:
К распространенным функциональным причинам запора у детей 2 лет относится подавление позывов в туалет. Например, такое возможно при приучении крохи к горшку. Если родители чрезмерно давят на ребенка, то у него появляется страх дефекации, из-за чего он сдерживает позывы. Аналогичная ситуация может произойти, когда малыш начинает посещать детский сад или школу. Он испытывает психологический дискомфорт при опорожнении вне дома, поэтому сдерживает акт дефекации. В результате каловые массы затвердевают и создают своеобразную пробку.
Примечание! Намеренное подавление ребенком позывов в туалет — серьезная проблема, поскольку в целом нарушается моторика кишечника, из-за чего могут появиться более серьезные нарушения.
Посещение детского сада, повышенные умственные нагрузки, неблагоприятная психологическая атмосфера в семье — это стрессовые факторы, которые могут стать причиной запора, диареи и даже нарушения функционирования ЖКТ.
Если у ребенка запор, то нужно обязательно провериться на заболевания ЖКТ, поскольку они могут нарушать перистальтику кишечника.
Примечание! При сильных сокращениях мышц кишечных стенок, когда становится невозможным продвижение каловых масс наружу, говорят о спастическом запоре, при полном расслаблении стенок — об атоническом.
Органические причины задержки стула:
К более редким причинам относится муковисцидоз, эндокринные и метаболические нарушения.
Чем опасен запор и какой врач его лечит?
Хронические и часто повторяющиеся запоры приводят к осложнениям, поэтому важно вовремя начать лечение. Несвоевременное опорожнение кишечника вызывает интоксикацию организма, плохой сон, кожные высыпания, анальные трещины и геморрой.
Лечить задержку стула должен врач. Если у ребенка нет заболеваний ЖКТ, то помощь может оказать педиатр. В противном случае нужно обратиться к гастроэнтерологу.
Перед посещением врача следует вести мониторинг опорожнения кишечника: время и день дефекации, консистенция стула, сопутствующие патологические симптомы. Это поможет составить максимально точную клиническую картину.
На приеме доктор проведет пальпацию живота, спросит о рационе ребенка, внимательно выслушает жалобы. Если он заподозрит органические нарушения, назначит дополнительное обследование:
После обследования врач составляет комплексную лечебную программу.
Задержка стула может доставлять существенный дискомфорт ребенку, поэтому первоочередная задача доктора — вызвать дефекацию. Сделать это можно с помощью клизмы или слабительных препаратов.
Примечание! Слабительные средства должен назначать врач, поскольку их неправильный прием может вызвать привыкание, привести к диарее.
Помимо первой помощи, необходимо устранить причину запора и нормализовать работу кишечника, чтобы предупредить возникновение подобной проблемы в будущем. Как будет выглядеть лечение органических патологий, зависит от их вида. Схема подбирается индивидуально для каждого маленького пациента.
Основное лечение обязательно дополняют правильным питанием, соблюдением клинических рекомендаций, которые выглядят так:
Если вылечить все заболевания ЖКТ, нормализовать режим и рацион питания, то стул ребенка станет регулярным.
3 шага для лечения запоров у детей.
3 шага для лечения запоров у детей.
У детей основные причины запоров связаны не с анатомическими аномалиями или органическими повреждениями. Чаще всего эти причины связаны с поведением или питанием ребёнка.
Норма
Как определить, что у вашего ребёнка запор? Частота опорожнения кишечника сильно меняется, она уменьшается с возрастом: маленькие дети ходят на горшок несколько раз в день, но к школьному возрасту частота стула приближается к частоте взрослого человека. Тем не менее у 90% детей кишечник опорожняется хотя бы раз в день. И даже если у ребёнка стул бывает не каждый день — совершенно не обязательно бить тревогу. Однако, стоит обращать внимание на малыша и знать, что не считается нормальным такие симптомы:
Боль при дефекации;
Боли в животе;
Кровь в стуле;
Чувство неполного опорожнения кишечника;
Твёрдый стул;
Напряжение;
Недержание кала;
Потеря веса;
Рвота;
Проблемы с ростом и развитием.
Не нужно дожидаться присутствия всех симптомов прежде чем надумаете показать дитя врачу.
Причины
Органические расстройства, вызывающие запоры встречаются редко, они включают в себя:
Дети могут задерживать стул если испражнение становится болезненным. Как вариант, дети удерживают стул, чтобы не прерывать свои занятия.
Когда дети задерживают стул вода реабсорбируется из кала в стенки толстой кишки, что вызывает застой и делает дефекацию ещё более болезненной. Иногда, вопреки усилиям, «проскакивают» небольшие кусочки кала и вызывают «недержание кала» или энкопрез.
Как лечить запор у детей
К сожалению, если запор становится хроническим, его лечение требует много времени. Не существует «волшебной пилюли», зато требуется время, терпение и усилия чтобы оставить запор в прошлом. Однако это вполне достижимо.
Лечение состоит из трёх этапов: очистка кишечника, смягчение будущего стула и изменение поведения.
Шаг 1: Очистка
Дают слабительное «полиэтиленгликоль»: это безвкусный и почти без запаха порошок, его можно смешивать с питьём и он хорошо переносится. Принимают один-два раза в день до достижения эффекта.
В качестве слабительного прописывают минеральное масло: в расчёте от 15 до 30 мл на год возраста в день. Дети его не любят из-за противного вкуса.
В качестве крайней меры используют клизмы. Прежде чем их применять надо посоветоваться с врачом.
Шаг 2: Изменение питания
Ребёнок покакал. Что делать дальше? Если он будет питаться так же, как раньше или будет по прежнему удерживать стул проблема будет повторяться. Вот некоторые рекомендации относительно того что можно есть и что лучше есть не следует:
Пищевые волокна : съедать 5 порций фруктов и / или овощей в день.
Фрукты / овощи с более высокими источниками волокна: выбирать абрикосы, чернослив, сливы, изюм, горох, фасоль, брокколи.
Избегайте бананов : у некоторых они могут вызывать запор.
Продукция из 100% цельной пшеницы: хлеб, макаронные изделия, лепешки и т.д.
Богатые пищевыми волокнами зерновые.
Используйте коричневый рис вместо белого риса.
Нерассасывающиеся углеводы (они удерживают воду в ЖКТ и смягчают стул): чернослив, груши, яблочный сок.
Пейте больше воды.
Увеличьте физическую активность: это увеличивает активность толстой кишки.
Не стоит:
Белые углеводы и простые сахара (конфеты, белый хлеб, газированные напитки и т.д.).
Быстрое питание: не чаще одного раза в неделю.
Шаг 3: Изменение поведения
Теперь, когда запор у ребёнка прекратился и вы изменили его питание остался ещё один важный шаг. Нужно изменить поведение ребёнка. И это может оказаться самым непростым.
Вот некоторые рекомендации:
сделайте большой плакат и повесьте так, чтобы он был виден ребёнку (не гостям!),
придумайте систему вознаграждения. Например: за каждое каканье — звезда. За определённое количество звёзд ребёнок может выбрать новую игрушку. Или что-то подобное.
У него появится стимул посидеть 10 минут на унитазе после еды или после ванны. Ели не получилось — всё равно поощрите.
Не ждите быстрых результатов, избегайте негатива, не расстраивайтесь из-за возможных рецидивов. После достижения успеха слабительное (если ребёнок его принимал) прекращайте давать не резко, а постепенно.
Если есть подозрения, что запор имеет органические причины или если описанные методы не приносят успеха обязательно обращайтесь к гастроэнтерологу.
Клиническая картина аскаридозa и энтеробиозa у детей на современном этапе
В чем заключаются трудности диагностики гельминтозов? Какова терапия гельминтозов? На фоне глобальных экологических изменений, широкого применения иммунных, антибактериальных и прочих лекарственных препаратов, частых нарушений адаптационных процессов
В чем заключаются трудности диагностики гельминтозов?
Какова терапия гельминтозов?
На фоне глобальных экологических изменений, широкого применения иммунных, антибактериальных и прочих лекарственных препаратов, частых нарушений адаптационных процессов (болезни адаптации), постоянного стресса, повышения уровня образованности и культуры населения многие давно известные заболевания человека изменили свою клиническую картину. Некоторые симптомы практически перестали встречаться, другие, наоборот, стали выходить на первый план. Это относится и к заболеваниям, вызываемым гельминтами, в частности, круглыми паразитическими червями (нематодами). В умеренном поясе наиболее широко распространенные нематоды — аскарида и острицы.
Гельминты могут вызывать нарушения функции желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), быть причиной аллергических (или псевдоаллергических) реакций или усугублять их, вызывать интоксикацию, а также быть фактором, ослабляющим иммунитет [2]. В настоящее время редко встречаются случаи массивной инвазии, когда диагностика не вызывает затруднений, а клубки гельминтов вызывают обтурации кишечника, — значительно чаще гельминты стали являться причиной развития аллергических проблем. При этом гельминтозы относятся к тем заболеваниям, которые трудно диагностировать в связи с объективными и субъективными трудностями (длительные периоды отсутствия яйцекладки, возможность отсутствия среди паразитирующих особей самок, вероятность технических ошибок). Поэтому важно знать клиническую картину данных заболеваний, чтобы иметь возможность назначать углубленное обследование или эффективную терапию по совокупности косвенных признаков, даже не имея прямых доказательств наличия гельминтоза.
С целью оценить клиническую картину при нематодозах проанализированы жалобы, анамнез и результаты осмотра 150 детей, у которых были обнаружены аскариды (116 детей), острицы (27 детей), аскариды и острицы (7 детей). Гельминты выявлены стандартными методами: обнаружение яиц аскарид в фекалиях методом мазка или яиц остриц в соскобе на энтеробиоз, а также визуальное обнаружение аскарид или остриц в фекалиях, рвотных массах или при оперативном или эндоскопическом вмешательстве в брюшной полости или в области прямой кишки [3].
Среди детей было 67 мальчиков, 83 девочки. Распределение по возрасту представлено в табл. 1. Преобладали дети младшего дошкольного возраста (от одного до трех лет), их количество составило 63%. Именно в этом возрасте — наибольшие эпидемиологические предпосылки появления нематодозов.
У 150 детей с доказанными инвазиями аскаридами и/или острицами отмечались следующие клинические проявления.
У 107 детей (71,3%) были аллергические проблемы: кожные высыпания, диатез, атопический дерматит, нейродермит — у 99 (66%), из них у 18 эти проблемы носили периодический характер, у двух детей, кроме кожных высыпаний, отмечались конъюнктивиты; у десяти (6,7%) отмечалась доказанная пищевая аллергия на какие-то продукты с высоким уровнем специфических IgE в сыворотке крови; у шести детей (4%) отмечался астматический компонент или был установлен диагноз бронхиальная астма.
У 113 детей (75,3%) отмечались нарушения функции желудочно-кишечного тракта: неустойчивый стул, непереваренный стул, наличие в кале «зелени», слизи — у 66 (44%); запоры или склонность к запорам — у 55 (36,7%), у 17 детей (11,3%) отмечался неустойчивый стул со склонностью к запорам, т. е. периоды нормального или разжиженного стула чередовались периодами запоров; метеоризм, проявляющийся повышенным газообразованием, вздутием живота, урчанием, отрыжками, проявлялся у 30 детей (20%); тошнота, рвота, регургитация отмечались у 29 детей (19,3%).
У 60 (40%) детей, которые по возрасту могли пожаловаться на боли в животе, отмечался болевой абдоминальный синдром: чаще всего отмечались так называемые «летучие боли», которые возникали независимо от еды, периодически, как правило, без конкретной локализации или локализованные вокруг пупка (в параумбиликальной зоне). Такие боли проходили сами по себе без медикаментов или на фоне приема сорбентов, спазмолитиков, некоторым детям нужно было какое-то время полежать; болевой синдром такого характера отмечался у 54 детей (36%). У восьми детей (5,3%) боли в животе носили постоянный характер, часто были связаны с едой (возникали после еды), были интенсивными, часто требовали медикаментозного лечения и госпитализации для исключения острой хирургической патологии; одному ребенку была проведена по этому поводу аппендэктомия, и в аппендиксе с катаральными изменениями обнаружены аскариды; у двух детей отмечался болевой абдоминальный синдром обоих типов.
У 66 детей (44%) отмечались нарушения аппетита: у 54 (36%) аппетит был чаще снижен или избирательный; у 12 (8%) — повышен (ребенок постоянно хочет есть). Часто на вопрос об аппетите родители отвечали «когда как», т. е. были периоды нормального аппетита и снижения или повышения аппетита. В оценке данного показателя не обходится без большой доли субъективности, т. к. родители по-разному оценивают аппетит своих детей.
Бруксизм (скрежетание зубами) — симптом, который часто связывается с глистными инвазиями, но фактически является неспецифическим признаком интоксикации центральной нервной системы и может сопровождать любые хронические интоксикации — отмечался у 25 детей (16,7%).
Нарушения ночного сна отмечались у 81 ребенка (54%): беспокойство к вечеру, затруднения засыпания — у 15 детей (10%); беспокойный ночной сон (вскрикивания, постанывания, метания во сне, пробуждения, плач, бессонница, кошмарные сновидения) — у 76 (50,7%). Некоторые родители старших детей затруднялись охарактеризовать ночной сон ребенка, т. к. ребенок спит в другой комнате. Проблемы с засыпанием и ночным сном — важный симптом глистных инвазий, т. к. известно, что кишечные нематоды (в том числе аскариды и острицы) часто активизируются именно ночью.
У 54 детей (36%) отмечались зуд и/или покраснения в области заднего прохода (анальная эскориация) — у 43 детей (28,7%); зуд — у 38 (25,3%); оба симптома — у 27 (18%). Анальная эскориация и зуд считаются симптомами энтеробиоза (острицы), но при этом из 54 детей, у которых отмечались данные симптомы, энтеробиоз был доказан у 17 детей (31,5% от числа детей с этими симптомами). У других 37 детей (68,5% от числа детей с данными симптомами) было доказано наличие аскаридоза, но ни визуально, ни в анализах не были обнаружены острицы. Это может свидетельствовать либо о том, что в данных случаях присутствовали острицы, которые не были диагностированы, т. е. гельминтоз был смешанным, либо о том, что анальная эскориация и зуд — симптомы, характерные не только для энтеробиоза, но и аскаридоза.
У 29 детей (19,3%) отмечались признаки общего ослабления иммунитета: часто или длительно болеющие дети (по общепринятой классификации Monto J. et al., 87) — 18 детей (12%); рецидивирующие стоматиты, гингивиты отмечались у 13 детей (8,7%); кариес зубов — у шести (4%); рецидивирующие гнойные заболевания кожи или слизистых — у трех (2%).
У 15 детей (10%) имелись результаты исследования иммунного статуса по крови: у 13 детей было снижено количество Т-клеток; у всех 15 детей было снижено количество Т-хелперов, причем у шести из них — существенно; у 12 детей было снижено хелперно-супрессорное соотношение; у семи детей отмечалось снижение уровня IgA (секреторный иммуноглобулин), в том числе у трех — существенное, у остальных же восьми детей уровень IgA в сыворотке крови был либо нормальным, либо повышенным; у шести детей отмечалось снижение количества лимфоцитов, в том числе у одного ребенка была выраженная лимфо- и нейтропения. Эти результаты подтверждают известные данные о том, что аскариды и острицы угнетающе влияют на функции иммунитета, а также что у людей с ослабленным иммунитетом большая вероятность появления гельминтоза [1].
У 49 детей (32,7%) отмечались различные симптомы, которые также можно связать с воздействием гельминтов на организм: «географический» язык — у 12 детей (8%); отставание в физическом развитии, недостаточная прибавка в весе или похудание за какой-то период времени — у 21 ребенка (14%); болезненный вид (синева под глазами, бледность) выявлен при осмотре у семи детей (4,7%); неприятный запах изо рта, особенно по утрам, отмечался у десяти детей (6,7%); повышенная утомляемость, астенический синдром — у восьми детей (5,3%); эмоциональная лабильность, капризность, раздражительность ребенка — у четырех (2,7%), причем этот показатель субъективен, как и оценка родителями аппетита; гиперсаливация — еще один симптом, который обычно ассоциируют с гельминтозами, отмечался у трех детей (2%); различные проявления гиповитаминозов, в том числе рахит — у пяти детей (3,3%). Нередко при осмотре выявлялись изменения кожного покрова в виде «гусиной кожи».
У большинства детей отмечалось более одного симптома. Обобщенные данные по клинической картине представлены в табл. 2.
Терапия во всех случаях состояла из двух этапов: сначала — антигельминтная терапия, причем назначались два разных препарата (декарис и вермокс) с интервалом три — пять дней между ними, чтобы максимально охватить различные стадии жизни гельминтов; через некоторое время после антигельминтной терапии — препараты для микробиологической и функциональной коррекции. Соответственно оценивались результаты противоглистной терапии, результаты всего лечения, а также катамнез в течение шести месяцев после терапии. В большинстве случаев улучшение наступало быстро в процессе лечения. У 36 детей только после антигельминтной терапии существенно уменьшились или полностью исчезли аллергические проявления, у 39 детей после первого этапа терапии нормализовалась работа ЖКТ, у 41 ребенка сразу прекратились боли в животе, по остальным симптомам также наступало улучшение после противоглистных препаратов. Это подтверждает то, что симптомы были вызваны наличием гельминтов.
У 92 детей после всего лечения не было никаких жалоб; о 37 нет данных об изменениях состояния в процессе и после лечения; у 16 детей эффект был неполным, т. е. какие-то симптомы сохранялись и после окончания лечения; у четырех детей эффект от терапии оказался нестойким, поскольку возникли рецидивы после окончания лечения; у трех детей эффекта от терапии не было.