закваска фарисейская что это
Толкование Евангелия на каждый день года.
Вторник 8-й седмицы по Пятидесятнице
Сказал Господь Своим ученикам: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской. Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли. Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали? Ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали? как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской? Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского.
Христос призвал учеников беречься закваски фарисейской и саддукейской. Они забыли взять хлеб, и думают, что Он выговаривает им за это. Господь упрекает их за маловерие, за отсутствие рассудительности, напоминая о двух чудесах умножения хлебов, как бы говоря им, что отсутствие хлеба не должно их беспокоить. Господь запретил им это делать, как раньше запретил бесноватому, запретил ветру, и когда Петр противился Его слову о предстоящем Ему Кресте, запретил ему. И в этом слове – отражена борьба Христа с искусителем в течение всего Его служения.
Закваска фарисейская и саддукейская, против которой Христос предупреждает нас, – их учение. Что имеет в виду Христос, предупреждая против дурного влияния учения фарисеев и саддукеев? Берегитесь, говорит Он, такой духовности, которая смотрит только на внешние поступки и забывает о внутреннем состоянии сердца человека. Таковы были фарисеи. Вся религия для них заключалась в соблюдении внешней обрядности и внешней чистоты. Берегитесь, говорит Христос, ставить материальное слишком высоко в вашей системе ценностей, и не связывайте ваших надежд на перемены жизни с переменами внешних политических обстоятельств, не думая о перемене сердца. Таковыми были саддукеи.
Господь созидает новый Израиль, а не реформирует старый. Новое вино должно быть налито в новые мехи. Законнические предания не совместимы с новизной жизни Духа Святого. «Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали?» Если раньше Он давал всему народу пищу с таким избытком, неужели не даст теперь Своим ученикам необходимого? Мы часто стоим в растерянности перед сегодняшними нашими нуждами, потому что не помним, как должно, прежних даров Божественной силы и милости, явленных нам. Если с нами Господь, если мы с Господом, мы не должны беспокоиться ни о чем. «Как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам», – говорит Он. Мы должны стыдиться нашей медлительности в разумении того, что ради нас совершает Господь. Его пища и питие – творить волю Отца. «Тогда они поняли», потому что Христос учит, открывая ум к уразумению Своего слова. Такое научение истине дороже всего. И память об этом должна быть для нас важнее всего.
Столь близкие Господу люди были сосредоточены на земных переживаниях и не понимали Его! Разве не так мы порой слушаем Бога – когда Он говорит с нами в Писании, в проповеди и даже в молитве? Наши личные заботы заслоняют то, что Он говорит, и мы слышим лишь то, что относится к нашим сегодняшним обстоятельствам. Когда Христос говорит нам взять наш Крест и идти за Ним, Он не имеет в виду просто наши каждодневные трудности, но – величие и жертвенность всего Его и нашего пути. Забыть взять в дорогу нужное для тела не является сутью нашей духовной жизни. Когда Господь говорит с нами, мы должны слушать со всем нашим вниманием, всякое отложив житейское попечение, как поем мы во время Херувимской за Божественной литургией.
Православная Жизнь
Скажу сразу: от нее нужно избавляться.
Проблема в том, что уберечься от закваски фарисейской и саддукейской (Мф. 16:5) трудно. Блаженный Феофилакт Болгарский называет фарисейской закваской смесь слова и испорченной жизни. Искажение христианского учения и лицемерный образ жизни, лукавство и страшная гордость, помноженная на высокое самомнение, забота о соблюдении совсем ненужных «старческих преданий» и в то же время – развращенность сердца красочно могут дать представление о сути той самой закваски.
Как же должны забродить мысль и дух человека, чтобы на выходе превратиться в описанную выше субстанцию? Да, можно все списать на слабую человеческую природу, а можно и на губительную привычку приспосабливаться. Крест или хлеб – это когда выбор стоит между уютом для тела и нервной системы и верности убеждениям, жить с которыми в нашем мире далеко не всегда оказывается уютно. Простые правила христианской жизни, такие как пост и молитва, яркое утверждение о «неуютности» нашей религии подтверждают.
Бог дал человеку творческое начало, а значит, люди способны менять среду под себя. Да, именно так, потому что приспособленец создает для себя все условия, чтобы влиться в новую для него реальность с наименьшими потерями. Мышление приспособленца в Церкви обретает знакомые по евангельским описаниям формы: он адаптирует слова Писания под собственное удобство. Естественно, человеку с таким образом мысли легче интерпретировать Священное Писание в выгодном для себя ключе. Конечно же, для этого иногда приходится серьезно извернуться и пораскинуть мозгами, ведь некоторые слова Спасителя настолько конкретны, что обход их в поисках личного толкования похож на прогулку по минному полю. Но неофарисеи находят способ с этим справиться. Чаще они делают личную выборку фраз Священного Писания на все случаи жизни, остальную часть Книги игнорируя для построения своего «религиозного» мировоззрения.
Христианство чуждо лукавства. Да – это да, нет – это нет. Прямота и честность, простота и мудрость, легкость сердца и мирное состояние чужды неофарисею. Он уже слишком привык жить в обществе спектакля, поэтому церковное пространство им рассматривается как еще одна сцена с новыми декорациями. Себя здесь нужно показать с лучшей стороны, в соответствии с правилами хорошего тона. Святость считается критерием уважения? Хорошо, поиграю в святого. Но жить буду как раньше. По-старым, языческим (на самом деле!) законам, к которым так привык. Где я, а где Евангелие…
Жить по духу очень трудно. Все время отвлекаешься от работы над садом души, да уж, честно сказать, не особо-то эта работа и спорится. С грехами сколько ни борись – они как лернейская гидра, на месте вроде бы побежденного рождается несколько новых. Не получается быть святым, а только хочется закричать то ли от отчаяния, то ли от чувства глубокого сокрушения: Боже, милостив буди мне, грешному! А что еще остается, если без Бога не можем ничего путевого делать? Если есть чем и гордиться, так это количеством собственных грехов, которые тяжким камнем давят на сердце. Сколько ни пытаешься подражать Христу – все время выходит жалкая пародия. В общем, все с грехом пополам…
Быть честным с Богом и с самим собой (а это уже начало покаяния), адекватная самооценка духовного состояния и доброе отношение к ближним, изучение Писания и Предания без фильтров и попыток адаптации под себя – вот рецепт того, как уберечься от фарисейской закваски. Посмотрите на Христа Распятого. Вспомните боль и страдание Спасителя, Искупившего род человеческий. В Его подвиге, во всей Его жизни нет места злу, лицемерию, притворству, гордыне и самомнению. Только чистота и святость, добро и любовь, искренность и смирение. Нам трудно хоть на йоту подражать Спасителю. Но мы можем попытаться. Пусть это и неудобно, но именно стремление к уподоблению Богу делает нас людьми. А религиозное притворство и приспособленчество уродуют образ Божий в нас. Берегитесь закваски фарисейской!
О закваске фарисейской и саддукейской. (Мф. 16:5–12)
ПЕРЕПРАВИВШИСЬ НА ДРУГУЮ СТОРОНУ, на другой берег моря Галилейского, УЧЕНИКИ ЕГО ЗАБЫЛИ ВЗЯТЬ ХЛЕБОВ. Господь со скорбью видел, что они уже забыли о недавних чудесах умножения хлебов, и, не обличая их прямо, обращает их мысль на более важное, на ту опасность, которая грозит им от фарисейского учения, от лукавства и лицемерия.
ИИСУС СКАЗАЛ ИМ: СМОТРИТЕ, БЕРЕГИТЕСЬ ЗАКВАСКИ ФАРИСЕЙСКОЙ И САДДУКЕЙСКОЙ, закваски этих двух самых опасных сект, Мне столь враждебных. Но ученики не поняли этого предостережения: ОНИ ЖЕ ПОМЫШЛЯЛИ В СЕБЕ И ГОВОРИЛИ: ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО ХЛЕБОВ МЫ НЕ ВЗЯЛИ, – вот, и Он упрекает нас, что не позаботились запастись хлебами у людей благочестивых в Галилее, а купить хлеб у фарисеев или саддукеев будет все равно, что купить его у нечистых Самарян или Гадарян. Так мало понятливы были в духовном рассуждении эти рыбари, – будущие столпы Церкви Христовой! «Они заботились еще об иудейских очищениях, – говорит святитель Златоуст, – они наблюдали фарисейскую разборчивость в пище и даже чудесами Господа мало вразумлялись. Потому Господь строго укоряет их в маловерии»: УРАЗУМЕВ ТО, что они помышляют, ИИСУС СКАЗАЛ ИМ: ЧТО ПОМЫШЛЯЕТЕ В СЕБЕ, МАЛОВЕРНЫЕ, ЧТО ХЛЕБОВ НЕ ВЗЯЛИ? «Еще ли окаменено у вас сердце? Имея очи, не видите? имея уши, не слышите?» ( Мк. 8:17–18 ). «Видишь ли, – говорит святитель Златоуст, – сильное негодование? Ибо нигде ранее не видно, чтобы Он так укорял их. Для чего же делает это? Для того, чтобы опять отвергнуть их предрассудок относительно пищи. Ибо и кротость не везде уместна. Смотрите же, как Он был строг и вместе с тем снисходителен, ибо едва не извиняется перед ними за то, что укорил их с такой силой, когда говорит: ЕЩЕ ЛИ НЕ ПОНИМАЕТЕ, неужели вы еще не разумеете, И НЕ ПОМНИТЕ, неужели забыли О ПЯТИ ХЛЕБАХ, предложенных НА ПЯТЬ ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК, И СКОЛЬКО КОРОБОВ ВЫ НАБРАЛИ? НИ О СЕМИ ХЛЕБАХ, предложенных НА ЧЕТЫРЕ ТЫСЯЧИ, И СКОЛЬКО КОРЗИН ВЫ НАБРАЛИ? Где же вера ваша в Мое о вас отеческое попечение? КАК НЕ РАЗУМЕЕТЕ, ЧТО НЕ О ХЛЕБЕ СКАЗАЛ Я ВАМ (не хлебной закваски нужно беречься): БЕРЕГИТЕСЬ ЗАКВАСКИ ФАРИСЕЙСКОЙ И САДДУКЕЙСКОЙ? С благоговейным страхом выслушали ученики эти строгие упреки Господа и не посмели спросить Его, что Он разумел под закваской. Но это и без объяснений стало для них понятно: ТОГДА ОНИ ПОНЯЛИ, ЧТО ОН ГОВОРИЛ ИМ БЕРЕЧЬСЯ НЕ ЗАКВАСКИ ХЛЕБНОЙ,НО УЧЕНИЯ ФАРИСЕЙСКОГО И САДДУКЕЙСКОГО. Ложь в учении, лицемерный образ жизни, лукавство, страшная гордость и самомнение, мелочная забота о соблюдении всяких, вовсе не нужных старческих преданий, вроде омовений, разборчивости в пище, и в то же время развращенность сердца, – вот та закваска, от которой Господь предостерегал Своих учеников.
«Смотрите, – говорит святитель Златоуст, – сколько доброго произвела укоризна. Так и мы не должны всегда давать поблажки подчиненным, равно не должны искать того, чтобы начальники наши давали нам поблажки, потому что для души человеческой необходимы оба эти врачевства – и строгость, и снисходительность. Для того-то и Бог в целой вселенной так распоряжается, что иногда употребляет строгость, а иногда снисходительность».
Духовное значение закваска фарисейская
Христос говорит о закваске фарисейской в Евангелиях, и, называет эту закваску лицемерием:
1. Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: БЕРЕГИТЕСЬ ЗАКВАСКИ ФАРИСЕЙСКОЙ, КОТОРАЯ ЕСТЬ ЛИЦЕМЕРИЕ. (Св. Евангелие от Луки 12:1)
Многие читающие Библию, знают значение термина «лицемерие», и по языку общения между людьми, они не придают этому термину значения, но, то-же ли значение имеет Писание, этот вопрос не приходит читающим даже в голову, так как все уверены в том, что они всё правильно понимают. На самом же деле, в Писании, этот термин не имеет отношения к человеческим отношениям, так как, Писания, повествуют нам о Боге, а это есть повествование о уме, и повествование о безбожии, это есть повествование о безумии, то есть о Боге и о противнике Бога, следовательно, лицемерие есть примеривание на себя лиц, а лицом в Писании называются заповеди Бога, а это означает, что, человек, являясь лицемером, примеряет на себя не какие-либо маски, а исполнение заповедей и повелений Бога, то есть, показывает собой и своим поведением исполнение того, что повелел исполнять Сам Бог, то есть, это есть, лицемер показывает не лицо, а поведение, то есть исполнение того, что написано в Писаниях. Кто-то скажет:»Всё верно». Всё, да не всё. Бог является заветом, так как, Он, и явил себя Аврааму(Бытие 17:3-4) и духом, то есть умом, так как человек Божий есть чело живущее свой век с умом. А богопротивники названы в Писании безбожниками и безумцами, то есть, челом, живущим свой век без Бога, а значит и без ума. Лицемер же, показывая самим собой исполнение заповедей и повелений Бога, показывает правильное их исполнение, но по самому определению лицемера, он мерит лица, но по сути, он, не является таковым, показывая маску, а сам за ней скрывает свою сущность. Следовательно, лицемер, исполняет заповеди и повеления Бога не верно, так как сам не верит в то, что показывает. Из этого следует вывод, что, лицемер, показывает не отношения между Богом и им, а отношения между человеком и человеком, то есть, это не истинное исполнение служения Богу, а лишь видимость, которая есть заискивание перед людьми, а не искреннее служение Богу, чем и приводит людей в заблуждение, так как Апостол Павел говорит:
10. У ЛЮДЕЙ ЛИ Я НЫНЕ ИЩУ БЛАГОВОЛЕНИЯ или у Бога? ЛЮДЯМ ЛИ УГОЖДАТЬ СТАРАЮСЬ? ЕСЛИ БЫ Я И ПОНЫНЕ УГОЖДАЛ ЛЮДЯМ, ТО НЕ БЫЛ БЫ РАБОМ Христовым.
(Послание к Галатам 1:10)
То есть, Апостол Павел ясно показывает нам, что, угождать и заискивать перед людьми не означает служить Богу. А лицемер, не зная этого, всем своим видом и текстами из Писания утверждает ложное учение. На самом же деле, лицемер обманом уводит людей в ложь, так как учит служению человеку, а не Богу, а нам написано, что:
5. Так говорит Господь: ПРОКЛЯТ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ НАДЕЕТСЯ НА ЧЕЛОВЕКА И ПЛОТЬ ДЕЛАЕТ СВОЕЮ ОПОРОЮ и которого сердце удаляется от Господа.
(Иеремия 17:5)
Посему, человек угождающий человеку, есть человек надеющийся на свидетельство человека перед Богом, что и означает надеющегося человека на человека, которого надеющийся и делает своею опорою, а это приводит только к проклятию, а не к исполнению заповедей и повелений Бога, чем и раздражает Бога, так как Бог этого не заповедовал. Следовательно, человек угождающий человеку есть лицемер проклятый Богом, собой показывающий ложное учение чем и ведущий людей в погибель. Такова суть закваска фарисейская. А истинно верующий человек, знает, что, служение Богу есть знание и распространение ума, то есть распространение Самого Бога, а так-же и Его истины, то есть учения, учения Бога, которым и является Сам Иисус Христос.
Христиане.Онлайн
Христианский сайт, статьи, проповеди, видео
ЗАКВАСКА ФАРИСЕЙСКАЯ, САДДУКЕЙСКАЯ, ИРОДОВА
«Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской».
(Матф 16:6, 11—12. Мрк. 8:15)
Такое предостережение Иисуса прозвучало для Апостолов, которые
вскоре должны стать лидерами Церкви. И они только что прослушали раз-
говор Иисуса с духовными вождями иудеев, которые просили показать им
знамение. Иисус был безжалостен в оценке их праведности: «род лукавый
и прелюбодейный… знамения ищет», «Вожди слепые», «лицемеры». И в
Его предостережении ученикам звучало: не станьте такими, когда вы буде-
те духовными вождями народа Божьего. Всё начинается с малого.
Закваска производит незаметное, но действенное влияние. Её, как пра-
вило, требуется не много, но… «Малая закваска заквашивает всё тесто»
Гал. 5:9. Да и что такое закваска? Щ
Это бурная деятельность микроорганизмов, проще микробов,
действующих на незримом уровне. В духовном плане — та же аналогия.
Христос предостерегал, будущих отцов Церкви от болезни, поражающей
людей наделённых властью.
Фарисеи
В них, несомненно, было что-то доброе. Но пороки перекрывали всё.
23 глава Матфея — это портрет фарисея.
А. Между и словами и делами — пропасть. (Зстих)
Б) Любят проехать за чужой счёт (4 стих).
В) Любят показную святость (5, 14 стих).
Г) Хотят почёта (6—7 стих).
Д) Они липовые миссионеры (15 стих).
Е) Имеют туманное представление о подлинных духовных ценностях
(16—22 стих).
Ж) Красивая религиозность и внутренняя гниль (27—28 стих).
Саддукеи
Политизированная прослойка духовных руководителей. Они были
под сильным эллинистическим влиянием (далеким от религиозности).
Они — модернисты своего времени (отвергали воскресение и жизнь
после смерти).
Прожил 70 лет. 33 года был правителем Иудеи. Его особенности:
Б) Убирал с дороги всех, в ком видел или предполагал врагов (жену,
сыновей, и даже младенцев Вифлеема).
Старался угодить высшему начальству — Кесарю, называя его име-
нем дворцы и храмы.
Похоже, что ученики Христа избежали закваски фарисеев, саддукеев
и Ирода. И не только Апостолы. Первые триста лет для этой закваски были
неподходящие условия. В годы преследований и гонений мало было же-
лающих становиться вождями и лидерами церквей. Это было смертельно
опасно. Но пришла свобода, и она стала питательной средой для закваски.
Так было всагда. Это так зримо сегодня. Пока атеизм держал нас
на голодном пайке и гноил наших духовных вождей в ссылках, пресло-
вутая закваска не давала о себе знать. Но, с наступлением перестройки
потянулись к власти многие, и уже можно рисовать портрет неофарисея.
Но он будет копией того, кто обрисован нам в 23 главе Матфея, только
пропасть между красивыми словами и делом стала ещё глубже, да мис-
сионеры, уже не обходят, а объезжают море и сушу, и строчат липовые отчеты о количестве обращённых. И если их суммировать за несколько
лет, то вся Россия уже обратилась несколько раз.
А современные саддукеи — модернисты уже отвергли многие еван-
гельские чудеса, и в погоне за цифрами и спонсорской поддержкой на-
столько эллинизировали служение, что вовсе размыли границу между
церковью и миром, превращая богослужение в этакое религиозное шоу.
А иродов метод расчищать себе дорогу от возможных конкурентов, бо-
лезненная подозрительность и заискивание перед высоким начальством?
Поверьте, я насмотрелся на это за время работы в должности зам. Пред-
седателя союза. Забывают о предостережении Иисуса. А если и помнят, то
относят к кому-то. Или просто не видят себя, пока не услышат «Фарисей
слепой, очисти прежде внутренность чаши» (Мтф. 23:26). А если нет, то
Господь по ревности своей допустит новые гонения, чтобы уничтожить
закваску.