за что отвечает пусковой конденсатор в кондиционере
Покупка пускового конденсатора кондиционера
Пусковой конденсатор кондиционера расположен в цепи компрессора. Иногда он выходит из строя. О видах конденсаторов и их значении читайте дальше.
Зачем нужен пусковой конденсатор кондиционеру?
Бытовые кондиционеры, как правило, не отличаются высокой мощностью. Поэтому их запитывают от однофазной электрической сети с напряжением 220 Вольт. Чаще всего они работают на асинхронных двигателях, снабженных вспомогательной обмоткой. Другое их наименование двухфазные.
Обмотки в моторах устроены так, чтобы магнитные полюсы их располагались перпендикулярно друг другу.
В обмотках различны значения номинальных токов и численность витков, а значит сопротивление. Однако мощность их равнозначна.
К ним и присоединяют конденсатор, именуемый фазосдвигающим. Его функция в передвижении фазы и вращении магнитного поля по кругу.
В цепь подключаются два конденсатора кондиционера: пусковой и рабочий. Самые современные модели обходятся лишь последним.
Рабочий конденсатор кондиционера подключен постоянно в цепь, а пусковой подключается только на 3 секунды, пока запускается компрессор. Далее реле отключает его.
Таким образом, рабочий конденсатор увеличивает коэффициент полезного действия и обеспечивает рабочий момент для пуска мотора.
Кондиционеры повышенной мощности работают на компрессорах с 3-фазными двигателями асинхронного типа, конструкция которых не предусматривает использование конденсаторов.
Покупка конденсатора кондиционера
Для того чтобы купить конденсатор кондиционера, необходимо знать его напряжение и мощность.
Основная задача конденсатора: это создать круговое магнитное поле при номинальной нагрузке, не допуская вытягивания поля в форму овала.
Формулу подсчета можно посмотреть в справочнике. Хотя на практике чаще используется соотношение:
Купить конденсатор кондиционера нужно той же емкости, что уже установлен производителем, так как его параметры точно рассчитаны в заводских условиях.
Проверяется работа пусковых конденсаторов кондиционера с помощью измерителя емкости. Замена требуется, когда расхождение с номиналом составляет 10% и более. Емкость нового конденсатора может быть чуть больше или равной вышедшего из строя, но не меньше.
Виды пусковых конденсаторов компрессора
Пусковые конденсаторы компрессора кондиционера выпускаются номиналом от 25 до 100 микрофарад с шагом 5 микрофарад.
Для наружных блоков неинверторных систем создаются специальные сдвоенные пусковые конденсаторы.
Пусковой и рабочий конденсаторы кондиционера
Мы продолжаем цикл статей из серии «Сделай сам». Сегодня поговорим о конденсаторах.
Во-первых, давайте договоримся не путать элементы, присутствующие в любом кондиционере: конденсатор и конденсер. Конденсер – элемент замкнутой системы, по которой циркулирует хладагент, это, собственно, радиатор, т.е. змеевик с оребрением, предназначенный для лучшего охлаждения газообразного хладагента в наружном блоке любой холодильной системы (например, кондиционера). Часто конденсер называют конденсатором. По сути правильно, ведь в нем хладагент из газообразного состояния начинает конденсироваться в жидкое (если быть совсем точным, паровая смесь охлаждается и подготавливается к тому, чтобы превратиться в жидкость под большим давлением).
Конденсатор в электрической цепи выполняет, в общем, ту же функцию, но для электричества. Говоря простым языком, электричество собирается в конденсаторе, чтобы при необходимости быть использованным, но как бы в больших количествах, чем оно находится в сети питания 220 В.
Если в кондиционере не пускается компрессор (т.е. кондиционер может работать просто как вентилятор, не охлаждая; неработающий компрессор можно определить по отсутствию характерного шума-гудения наружного блока, хотя при этом внутренний блок, кажется, работает нормально, но не охлаждает), первым делом подозрение падает на отсутствие напряжения питания. Если после теста мы выясняем, что питание 220 В на подводящих клеммах есть, то следующим в очереди будет рабочий (пусковой) конденсатор. Как было сказано выше и как следует из названия, пусковой конденсатор конденсирует энергию и использует большую силу тока, чтобы запустить компрессор, т.к. запуск требует больших энергозатрат. Сначала разберём маркировку, параметры и условное обозначение конденсаторов на схеме.
Условное обозначение конденсаторов на схемах
Графическое обозначение на схеме ясно из рисунка, буквенное обозначение – С и порядковый номер на схеме.
Основные параметры конденсаторов
Ёмкость конденсатора – параметр, который обозначает, какую энергию способен накопить конденсатор, а также ток который он способен пропустить через себя. Измеряется в Фарадах с множительной приставкой (нано, микро и т.д.).
Используемые номиналы рабочих и пусковых конденсаторов 1 мкФ (μF) – 100 мкФ (μF), чаще всего в быту встречаются конденсаторы емкостью 35 мкФ (μF) – 75 мкФ (μF).
Номинальное напряжение конденсатора – суть напряжение, при котором конденсатор способен надёжно и долговременно работать, сохраняя свои параметры. Производители конденсаторов указывают на его корпусе напряжение и соответствующую ему гарантированную наработку в часах, например:
Проверка пускового и рабочего конденсаторов
Проверить конденсатор можно с помощью измерителя ёмкости конденсаторов, такие приборы выпускаются как отдельно, так и в составе мультиметра- универсального прибора, который может измерять много параметров. Рассмотрим проверку с помощью мультиметра:
— отключаем питание кондиционера;
— разряжаем конденсатор, путём закорачивания его выводов, например отверткой;
— снимаем клемму (любую);
— устанавливаем прибор на измерение ёмкости конденсаторов;
— соединяем щупы к выводам конденсатора;
— считываем значение ёмкости.
Ручку переключателя режимов ставим в режим измерения ёмкости конденсаторов. На корпусе конденсатора считываем значение его ёмкости и ставим заведомо больший предел измерения на приборе, например, номинал 30 мкФ (μF), а мы на приборе ставим 200 мкФ (μF). На втором фото – прибор с автоматическим выбором предела измерений.
Если замеренный параметр не соответствует указанному на корпусе конденсатора, то его необходимо заменить и если нужно подобрать аналог.
Замена и подбор пускового/рабочего конденсатора
Если имеется оригинальный конденсатор, то необходимо поставить его на место старого и всё. Полярность не имеет значения, то есть выводы конденсатора не имеют обозначений плюс «+» и минус «-» и их можно подключить как угодно.
ВНИМАНИЕ! Запрещается применять электролитические конденсаторы (узнать их можно по меньшим размерам, при той же ёмкости, и обозначению плюс и минус на корпусе).
Для этих целей выпускаются неполярные конденсаторы для работы в цепи переменного тока, которые имеют удобное крепление и плоские клеммы, для быстрой установки.
Такая замена абсолютно равноценна одному конденсатору большей ёмкости.
Проверка и замена пускового конденсатора
Проверка и замена.
Для чего нужен пусковой конденсатор?
Пусковой и рабочий конденсаторы служат для запуска и работы элетродвигателей работающих в однофазной сети 220 В.
Поэтому их ещё называют фазосдвигающими.
Условное обозначение конденсаторов на схемах
Графическое обозначение на схеме показано на рисунке, буквенное обозначение-С и порядковый номер по схеме.
Основные параметры конденсаторов
Ёмкость конденсатора-характеризует энергию,которую способен накопить конденсатор,а также ток который он способен пропустить через себя. Измеряется в Фарадах с множительной приставкой (нано, микро и т.д.).
Самые используемые номиналы для рабочих и пусковых конденсаторов от 1 мкФ (μF) до 100 мкФ (μF).
Номинальное напряжение конденсатора- напряжение, при котором конденсатор способен надёжно и долговременно работать, сохраняя свои параметры.
Известные производители конденсаторов указывают на его корпусе напряжение и соответствующую ему гарантированную наработку в часах,например:
Проверка пускового и рабочего конденсаторов
Проверить конденсатор можно с помощью измерителя ёмкости конденсаторов, такие приборы выпускаются как отдельно, так и в составе мультиметра- универсального прибора, который может измерять много параметров. Рассмотрим проверку мультиметром.
У всех приборов разное обозначение режима измерения конденсаторов, основные типы ниже на картинках.
В этом мультиметре режим выбирается переключателем, его необходимо поставить в режим Fcх.Щупы включить в гнёзда с обозначением Сх.
Переключение предела измерения ёмкости ручное. Максимальное значение 100 мкФ.
У этого измерительного прибора автоматический режим, необходимо только его выбрать, как показано на картинке.
Измерительный пинцет от Mastech также автоматически измеряет ёмкость, необходимо только выбрать режим кнопкой FUNC, нажимая её, пока не появится индикация F.
Для проверки ёмкости, считываем на корпусе конденсатора её значение и ставим заведомо больший предел измерения на приборе. (Если он не автоматический)
К примеру, номинал 2,5 мкФ (μF), на приборе ставим 20 мкФ (μF).
Если номинал не соответствует указанному на корпусе конденсатора, то его необходимо заменить и если нужно подобрать аналог.
Замена и подбор пускового/рабочего конденсатора
Если имеется оригинальный конденсатор, то понятно, что просто-напросто необходимо поставить его на место старого и всё. Полярность не имеет значения, то есть выводы конденсатора не имеют обозначений плюс «+» и минус «-» и их можно подключить как угодно.
Если нужного номинала нет, то его можно получить параллельным соединением конденсаторов. Общая ёмкость будет равна сумме двух конденсаторов:
Собщ=С1+С2+. Сп
То есть, если соединить два конденсатора по 35 мкФ, получим общую ёмкость 70 мкФ, напряжение при котором они смогут работать будет соответствовать их номинальному напряжению.
Такая замена абсолютно равноценна одному конденсатору большей ёмкости.
Если во время замены перепутались провода, то правильное подключение можно посмотреть по схеме на корпусе.
Типы конденсаторов
Для запуска мощных двигателей компрессоров применяют маслонаполненные неполярные конденсаторы.
Корпус внутри заполнен маслом для хорошей передачи тепла на поверхность корпуса. Корпус обычно металлический, аллюминиевый.
Самые доступные конденсаторы такого типа CBB65.
Для запуска менее мощной нагрузки, например двигателей вентиляторов, используют сухие конденсаторы, корпус которых, обычно, пластмассовый.
Наиболее распространённые конденсаторы этого типа CBB60, CBB61.
Клеммы для удобства соединения сдвоенные или счетверённые.
Важные теплообменники — за что отвечают конденсор и испаритель системы кондиционирования автомобиля?
Работа автомобильного кондиционера основана на переходе хладагента из одного агрегатного состояния в другое: при испарении хладагента поглощается тепло из салона машины, а при последующей конденсации хладагента это тепло рассеивается в атмосферу. Эти процессы происходят в двух теплообменниках, установленных в салоне (испаритель) и во фронтальной части автомобиля (конденсор).
Качество охлаждения салона, нагрузка на компрессор и многие другие параметры в значительной степени зависят от того, насколько эффективно эти два теплообменника выполняют свою функцию.
Основное назначение конденсора — обеспечивать конденсацию предварительно сжатого компрессором газообразного хладагента. Поскольку при сжатии температура хладагента значительно повышается, процесс конденсации невозможен без отвода тепла во внешнюю среду. Как раз этим и занимается конденсор.
Главной его особенностью по сравнению с другими теплообменниками (радиатором двигателя, испарителем, интеркулером и т. д.) является возможность работать под значительно более высоким внутренним давлением — до 34 бар. Этой особенностью, а также необходимостью преобразовывать хладагент из газообразного состояния в жидкое, обусловлен ряд нюансов конструкции конденсоров.
В конденсорах DENSO используется высококачественный алюминий, обладающий максимальной теплопроводностью, благодаря чему обеспечивается эффективный теплообмен с внешней средой. К тому же алюминий не подвержен коррозии и достаточно пластичен. Последние два качества обеспечивают надежную защиту алюминиевых конденсоров DENSO от протечек и других механических повреждений.
Для конденсоров DENSO была разработана конструкция с большим количеством каналов охлаждения сверхтонкого сечения. Такой дизайн обеспечивает значительно большую поверхность охлаждения, что позволяет хладагенту быстрее и эффективнее переходить в жидкое состояние. Сверхтонкие каналы не требуют значительного увеличения толщины стенок для подержания работы при высоком давлении, в силу чего конденсор, оставаясь эффективным и надежным, отличается компактностью и легкостью.
Значительная часть современных конденсоров DENSO оснащена встроенным ресивером осушителем. Раньше автовладельцу периодически приходилось менять осушитель в силу несовершенства используемых для абсорбирования влаги материалов. Встроенные осушители служат гораздо дольше и меняются только в случае разгерметизации системы кондиционирования, например, при проведении ремонта автомобиля или замене компонентов самой системы. Кроме того, такое решение повышает герметичность контура охлаждения
В зависимости от необходимой производительности конденсоры DENSO доступны в двух-, трех- или многоконтурном исполнениях, благодаря чему обеспечивается надлежащее соотношение теплообмена, площади рассеивания и производительности для каждого конкретного варианта применения. Такой подход возможен потому, что инженеры DENSO разрабатывают решения для кондиционирования индивидуально для каждой модели автомобиля в строгом соответствии с требованиями производителя, в силу чего конденсоры, равно как и другие компоненты систем кондиционирования DENSO, обладают оригинальным качеством и максимально легко интегрируются в конструкцию автомобиля.
По функционалу испаритель — полная противоположность конденсора: в нем происходит переход хладагента из жидкого состояния в газообразное за счет нагрева и испарения хладагента. Нагреваясь и испаряясь, хладагент собирает тепло из салонного воздуха, проходящего через ребра испарителя, и переносит это тепло дальше по системе для последующего выведения в атмосферу в конденсоре. При этом воздух, прошедший через испаритель, охлаждается и понижает температуру в салоне автомобиля
Функционал испарителя предопределил конструкцию агрегата — его каналы толще, чем в конденсоре, а работа при низком давлении не требует увеличения прочности стенок каналов. Важной особенностью работы испарителя является низкая температура его поверхности (по сравнению с температурой воздуха как снаружи, так и внутри автомобиля). Из-за этого испаритель может покрываться конденсатом, небольшие лужицы которого можно наблюдать под машиной при ее долгой стоянке с включенным кондиционером.
Наличие конденсата требует усиленной защиты испарителя от коррозии. Помимо этого, необходимо свести к минимуму риск возникновения и размножения бактерий, которые неизбежно появляются во влажной среде, окружающей испаритель. Для решения этой проблемы на поверхность испарителей DENSO наносится особое покрытие. Оно препятствует росту бактерий и появлению неприятного запаха в салоне. Высококачественный алюминий, применяемый в конструкции испарителя, надежно противостоит коррозии. Таким образом обеспечивается долгая и беспроблемная работа одного из самых труднодоступных элементов системы кондиционирования. В некоторых случаях для доступа к испарителю может понадобиться разборка половины салона автомобиля.
Слаженная и правильная работа всех элементов системы кондиционирования — залог ее долгой жизни. Эффективное отведение тепла в атмосферу конденсором снижает нагрузку на компрессор, от площади и производительности испарителя во многом зависти комфорт в салоне. Чем быстрее охлаждается салон, тем реже система будет включать компрессор на полную мощность, что также положительно влияет на долговечность всех узлов. Качественные теплообменники от DENSO — это гарантия того, что кондиционер будет исправно и быстро охлаждать салон автомобиля на протяжении долгих лет. Эти и другие компоненты системы кондиционирования DENSO для рынка послепродажного обслуживания автомобилей можно подобрать в нашем электронном каталоге.
Проверка и замена пускового конденсатора
Для чего нужен пусковой конденсатор?
Пусковой и рабочий конденсаторы служат для запуска и работы элетродвигателей работающих в однофазной сети 220 В.
Поэтому их ещё называют фазосдвигающими.
Условное обозначение конденсаторов на схемах
Графическое обозначение на схеме показано на рисунке, буквенное обозначение-С и порядковый номер по схеме.
Основные параметры конденсаторов
Ёмкость конденсатора-характеризует энергию,которую способен накопить конденсатор,а также ток который он способен пропустить через себя. Измеряется в Фарадах с множительной приставкой (нано, микро и т.д.).
Самые используемые номиналы для рабочих и пусковых конденсаторов от 1 мкФ (μF) до 100 мкФ (μF).
Номинальное напряжение конденсатора- напряжение, при котором конденсатор способен надёжно и долговременно работать, сохраняя свои параметры.
Известные производители конденсаторов указывают на его корпусе напряжение и соответствующую ему гарантированную наработку в часах,например:
Проверка пускового и рабочего конденсаторов
Проверить конденсатор можно с помощью измерителя ёмкости конденсаторов, такие приборы выпускаются как отдельно, так и в составе мультиметра- универсального прибора, который может измерять много параметров. Рассмотрим проверку мультиметром.
У всех приборов разное обозначение режима измерения конденсаторов, основные типы ниже на картинках.
В этом мультиметре режим выбирается переключателем, его необходимо поставить в режим Fcх.Щупы включить в гнёзда с обозначением Сх.
Переключение предела измерения ёмкости ручное. Максимальное значение 100 мкФ.
У этого измерительного прибора автоматический режим, необходимо только его выбрать, как показано на картинке.
Измерительный пинцет от Mastech также автоматически измеряет ёмкость, необходимо только выбрать режим кнопкой FUNC, нажимая её, пока не появится индикация F.
Для проверки ёмкости, считываем на корпусе конденсатора её значение и ставим заведомо больший предел измерения на приборе. (Если он не автоматический)
К примеру, номинал 2,5 мкФ (μF), на приборе ставим 20 мкФ (μF).
Если номинал не соответствует указанному на корпусе конденсатора, то его необходимо заменить и если нужно подобрать аналог.
Замена и подбор пускового/рабочего конденсатора
Если имеется оригинальный конденсатор, то понятно, что просто-напросто необходимо поставить его на место старого и всё. Полярность не имеет значения, то есть выводы конденсатора не имеют обозначений плюс «+» и минус «-» и их можно подключить как угодно.
Если нужного номинала нет, то его можно получить параллельным соединением конденсаторов. Общая ёмкость будет равна сумме двух конденсаторов:
То есть, если соединить два конденсатора по 35 мкФ, получим общую ёмкость 70 мкФ, напряжение при котором они смогут работать будет соответствовать их номинальному напряжению.
Такая замена абсолютно равноценна одному конденсатору большей ёмкости.
Если во время замены перепутались провода, то правильное подключение можно посмотреть по схеме на корпусе или здесь: Схема подключения конденсатора к компрессору
Типы конденсаторов
Для запуска мощных двигателей компрессоров применяют маслонаполненные неполярные конденсаторы.
Корпус внутри заполнен маслом для хорошей передачи тепла на поверхность корпуса. Корпус обычно металлический, аллюминиевый.
Самые доступные конденсаторы такого типа CBB65.
Для запуска менее мощной нагрузки, например двигателей вентиляторов, используют сухие конденсаторы, корпус которых, обычно, пластмассовый.
Наиболее распространённые конденсаторы этого типа CBB60, CBB61.
Клеммы для удобства соединения сдвоенные или счетверённые.