святки что это такое
Святки: инструкция по проведению
Святки – это период от Рождества Христова до Крещения Господня. Это период радости и веселья, массовых гуляний и народных традиций. Как правильно, «по-православному», провести святки? Какие святочные традиции соблюдать нужно, а какие нет? Какие из них соответствуют церковному Преданию, а какие имеют откровенно языческое происхождение? Давайте разбираться.
Достойно встретить Рождество
Празднику Рождества Христова предшествует сорокадневный пост, цель которого – подготовить верующих к достойной встрече родившегося в мир Спасителя. Ушедший XX век усугубил этот пост тем, что теперь он стал включать в себя и столь любимый многими Новый год. Но вот и это искушение пройдено. Как встречать Рождество?
Самое важное в праздновании дат церковного календаря – это участие в богослужении. Нельзя быть христианином «в душе», мы должны реализовывать свою веру делами, молитвой и, самое главное, участием в таинстве Евхаристии. Приходите на Рождество в храм, исповедуйтесь, причаститесь – вот главное, что необходимо сделать в этот праздник.
Нести свет Рождества
Господь говорил в Евангелии о милосердии: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). Православные христиане, «свет миру», призваны помогать ближнему. К сожалению, в нашем мире есть люди, лишенные крова, больные и обездоленные. Постарайтесь в эти дни навестить не только родственников и друзей, но и тех, кому очень важно внимание и забота. Ведь свет Христова Рождества должен сиять в этом мире для всех!
Не впадайте в крайности
Апостол Павел пишет, что «всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12). Радоваться и веселиться – хорошо и полезно каждому человеку, в том числе и православному. Но надо знать во всём меру. Объестся мясом после поста – это уже не радость, а крайность. Равно как недопустимой для православного христианина крайностью является злоупотребление алкоголем.
Сейчас во многих городах проходят «народные гулянья». И тут надо быть бдительным: насколько эти мероприятия вообще допустимы для православного человека?
Не гадайте
Святки – это особое время борьбы добра и зла. Лукавые силы, постоянно искушающие человека, не дремлют и особенно активно «работают» в это время. Любое гадание по своей сути является обращением к бесам. И именно в святки бесы активно «отвечают» на вопросы всяких гадателей и прорицателей. Гадание – это не народная «забава», гадание – это серьезное и осмысленное обращение к бесовским силам.
Всем, кто хочет погадать на святках (да и вообще в любое время), напомню 61 правило VI Вселенского собора, которое гласит: «Предающиеся волшебникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восходят им открытия, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно и так именуемых обаятелей, деятелей предохранительных талисманов и колдунов».
Такие вот последствия у «безобидной народной забавы».
Колядовать или нет?
Еще одной народной традицией является колядование, то есть хождение по домам со славлением родившегося Христа и, само собой, получением подарков. С одной стороны, прекрасная традиция. Люди ходят по домам, поздравляют друг друга, поют и веселятся.
Но колядка колядке рознь. Есть очень хорошие и абсолютно христианские тексты. Как правило, это или сами церковные песнопения, или же тексты, написанные по их мотивам. Но есть колядки с явно нехристианским содержанием. Например:
Кто даст пирога,
Тому двор живота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом.
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Гроб да лопата,
Корова горбата!
Согласитесь, в высшей степени странный текст, особенно в день Рождества Христова! Просто какие-то проклятия, как бы сказали сейчас, «наведение порчи».
Еще одна вещь, которая смущает православного христианина в колядках. Все-таки славление Христа по домам – это шествие христиан. Есть странная традиция надевать самые странные и страшные наряды: вывернутые шубы, козлиные головы и рога и многие другие атрибуты, прямо ассоциирующиеся с лукавыми силами. Такое «колядование» – это уже не прославление Христа, а настоящий парад нечисти!
Всегда радуйтесь
«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5, 16–18) – говорит нам Священное Писание. Всех ещё и ещё раз с великой радостью Рождества Христова! Главное только, в любой радости быть внимательным. Иначе можно «по случайности» предать родившегося в мир Спасителя.
Святки
Как в Российской империи отмечали Рождество Христово и Новый год
Сегодня Новый год – это ставший уже анекдотом салат «Оливье» (кстати, с настоящим «Оливье» имеющий мало общего), разгуляй до утра с неизменной головной болью на следующий день – вернее, вечер, канонады из пиротехники… Елки ставятся в городах чуть не в первых числах ноября, и тогда же повсеместно в изобилии появляется очередной «символ года» – уродливое животное, обрастающее тут же своей сомнительной мифологией. К Рождеству, которое по календарному казусу оказалось посленовогодним праздником, все подарки подарены, разносолы съедены, елки осыпались…
А как традиционно в России праздновали Рождество Христово – главный зимний праздник – и Новый год? Об этом нам напоминает статья из журнала «Живая история» (2015. № 7), выпускаемого Музеем современной истории России.
Рождество
В полях сугробы снеговые,
Но брось же, колокол, свой крик –
Родился Иисус; – Мария
Над Ним склоняет милый лик.
Узорный полог не устроен
Дитя от холода хранить,
И только свесилась с устоев
Дрожащей паутины нить.
Дрожит под легким одеяньем
Ребенок крохотный – Христос,
Осел и бык, чтоб греть дыханьем,
К Нему склонили теплый нос.
На крыше снеговые горы,
Сквозь них не видно ничего…
И в белом ангельские хоры
Поют крестьянам: «Рождество!»
Теофиль Готье, 1861. Пер. Николая Гумилева
Святки
Это была череда праздников, начинавшаяся Рождеством (25 декабря по действовавшему тогда юлианскому календарю), затем – Новый год, в народе по-другому именуемый Васильевым днем (1 января), и наконец Крещение (6 января).
В старину готовились к праздникам заранее, самый главный день подготовки приходился на Сочельник – 24 декабря. Даже в нерелигиозных семьях, где пост соблюдался нестрого, в Сочельник обычно постились. В купеческих и мещанских домах пост соблюдался строже, чем в дворянских, в том числе и обычай не есть до «первой звезды».
После богослужения простой люд традиционно отправлялся колядовать, то есть ходить по соседским домам с песнями, прославляющими Рождество Спасителя. Само название – колядки – имеет гораздо более древнее происхождение: оно восходит к временам, когда славяне пели песни в честь языческого бога Коляды. Теперь колядками славили Христа и, как в древности, желали хозяину дома богатства и благополучия. Впрочем, коренные москвичи не употребляли слова «колядовать» – говорили «славить». Каждая семья ожидала христославов, приготавливая для них угощение. Обычно это были «козули» – пряники в форме коровы или козы, которые символизировали животных, находившихся в хлеву во время рождения Иисуса Христа.
Каждый считал посещение церкви в Рождество своим не только личным, но и общественным долгом
В сам день Рождества было обязательно попасть в церковь, и тут в городах возникала проблема переполненности церквей, и в домовых храмах различных учреждений вводили специальные билеты на праздничное богослужение. У некоторых появлялась еще одна предпраздничная забота – билеты на заутреню в церковь достать. Каждый уважающий себя житель считал посещение церкви в этот день своим не только личным, но и общественным долгом.
Новогодняя елка
Главный реформатор новогодних гуляний в России – Петр I – ввел традицию пышно отмечать Новый год: с танцами, песнями, запуском шутих и фейерверков, украшением домов и общественных зданий хвойными ветвями. Обычай же наряжать рождественскую елку появился значительно позднее – в 30-х годах XIX века, в царствование императора Николая I. При императоре Александре III было положено начало традиции посещения многочисленных елок членами императорской семьи. Ежегодно 25 декабря после фамильного завтрака император с детьми и великими князьями приезжал в манеж Кирасирского полка на елку для нижних чинов Собственного Его Величества конвоя, Сводно-гвардейского батальона и Дворцовой полиции. На следующий день елка повторялась для чинов, бывших накануне в карауле. Императрица Мария Федоровна лично раздавала солдатам и казакам подарки. Для офицеров праздник устраивался 26 декабря в Арсенальном зале Гатчинского дворца. Напротив бильярда стояли елка и стол с подарками, после раздачи даров всех угощали чаем. Александр III считал своим долгом разделить рождественские праздники с людьми, обеспечивавшими его личную безопасность.
К концу XIX века предписания Петра I об украшении домов хвойными ветками не соблюдались. Единственными зданиями, где эта традиция сохранилась, были, как ни странно, кабаки. Перед Новым годом у ворот питейных заведений или на их крышах ставились елки, привязанные к колу. Стояли они там до следующего года и были своеобразным «фирменным» знаком питейных заведений. Иногда вместо елок ставили молодые сосенки. Этот обычай продержался в течение XVIII и XIX веков. Есть мнение, что ругательство «елки-палки» связано именно с этим отличительным знаком распивочных. Все остальные здания украшали по-разному – флагами и лентами, вдоль улиц ставили и зажигали плошки с жиром, а с появлением электричества стали покупать или брать в аренду электрические гирлянды.
Приготовление елки было делом особенным. Украшалась она либо канонично – после всенощной, либо до всенощной
В самом конце XIX века в крупных российских городах появляются многочисленные елочные базары. Один из основных в Москве располагался на Театральной площади (прямо перед Большим театром). Выбор елки был особой традицией, с прогулкой по базару и почти обязательной покупкой сбитня и калача. Приготовление елки было делом особенным. Украшалась она либо канонично – после всенощной, либо до всенощной. После того как празднество заканчивалось, игрушки снимали с елки и раздавали детям. Как писала столичная пресса, один из петербургских богачей заказал «искусственную елку вышиною в 3,5 аршина, которая была обвита дорогой материею и лентами… Верхушка елки была испещрена ленточками разных цветов; верхние ветви ее были увешаны дорогими игрушками и украшениями: серьгами, перстнями и кольцами; нижние ветви – цветами и конфетами и разнообразными фруктами. Комната, где находилась елка, была освещена большими огнями; повсюду блистала пышность и роскошь. После угощения детей заиграла музыка. По окончании вечера пустили детей срывать с елки все то, что висело на ней. Детям позволялось влезать на дерево; кто проворнее и ловчее, тот пользуется правом брать себе все, что достанет, но так как елка была высокая и не многие отваживались влезать, то им помогали их сестрицы: они подставляли стулья и указывали на самые заманчивые для них вещи».
Детские подарки под елкой были обязательны. В многодетных дворянских семьях традиционной была игра в «передачу»: подарки завертывались в несколько слоев бумаги. Разворачивать их надо было постепенно, передавая подарок тому, чье имя значилось на очередной обертке. После всенощной на елке ненадолго зажигали свечи для детей, а вокруг дерева водили хороводы. Детские праздники устраивались и на второй и третий день Рождества. Со временем елочные украшения стали более изысканными, появились определенные правила украшения рождественской ели. Ее верхушку венчала Вифлеемская звезда. Всевозможные фигурные пряники и печенье (часто по-прежнему в форме животных) сменили обязательные во времена средневековья вафли. Потом все упростилось, на еловых ветках стали развешивать разноцветные игрушки, фонарики, корзинки. А еще позже пришла мода на игрушки из папье-маше, фарфора, тисненого картона, стекляруса и приклеенного бисера, прозрачного и матового стекла.
Рождественские гуляния
До революции выходными – не рабочими – днями были 25 и 26 декабря, 1 и 6 января. Промежуточные дни были рабочими. В первый день Рождества и на 1 января у всех сословий в обычае были походы друг к другу «с поздравлением». В дворянской среде был обычай устраивать торжественные новогодние светские рауты: представители знати «при полном параде» совершали короткие визиты, разъезжая по городу от дома к дому и поздравляя хозяев. И если для одних это был один из вариантов развлечения, то для других такой обычай стал «праздничной повинностью». Эту сторону с юмором и даже сарказмом описал Антон Чехов в своих рассказах «Новогодняя пытка» и «Новогодние великомученики».
«В приемном покое, полежав часа полтора и выпив целую склянку валерьяны, чиновник приходит в чувство… Узнают, что он титулярный советник Герасим Кузьмич Синклетеев.
– Что у вас болит? – спрашивает его полицейский врач.
– С Новым годом, с новым счастьем… – бормочет он, тупо глядя в потолок и тяжело дыша.
– И вас также… Но… что у вас болит? Отчего вы упали? Припомните-ка! Вы пили что-нибудь?
– Но отчего же вам дурно сделалось?
– Ошалел-с… Я… я визиты делал…
– Много, стало быть, визитов сделали?
– Не… нет, не много-с… От обедни пришедши… выпил я чаю и пошел к Николаю Михайлычу… Тут, конечно, расписался… Оттеда пошел на Офицерскую… к Качалкину… Тут тоже расписался… Еще помню, тут в передней меня сквозняком продуло… От Качалкина на Выборгскую сходил, к Ивану Иванычу… Расписался…
– Еще одного чиновника привезли! – докладывает городовой.
– От Ивана Иваныча, – продолжает Синклетеев, – к купцу Хрымову рукой подать… Зашел
Поздравить… с семейством… Предлагают выпить для праздника… А как не выпить? Обидишь, коли не выпьешь… Ну, выпил рюмки три… колбасой закусил… Оттеда на Петербургскую сторону к Лиходееву… Хороший человек…
– Пешком-с… Расписался у Лиходеева… От него пошел к Пелагее Емельяновне… Тут завтракать посадили и кофеем попотчевали. От кофею распарился, оно, должно быть, в голову и ударило… От Пелагеи Емельяновны пошел к Облеухову… Облеухова Василием звать, именинник… Не съешь именинного пирога – обидишь…»
К концу XIX века появился еще один способ поздравить с праздником – отправить почтовую открытку
К концу XIX века появился еще один способ поздравить с праздником – отправить почтовую открытку. Сразу возникла традиция дарения открыток. Первая такая открытка появилась в России к Пасхе 1897 года, и уже через пару лет отечественный рынок был заполнен сотнями разнообразных пасхальных и рождественских сюжетов. С выпуском русскоязычных поздравительных открыток отечественный ассортимент становится самым разнообразным в Европе.
На Святки, пока высший свет веселился на балах и маскарадах, простые горожане развлекались на катальных горах, которые часто стояли потом до Масленицы, и в балаганах, где давались незамысловатые представления. В Петербурге они располагались в основном на Царицыном лугу или на Марсовом поле, в Москве – под Новинским монастырем (район нынешнего Новинского бульвара), потом переместились на Девичье поле (сейчас это Хамовники). В Москве на Соборной площади появлялась традиционная елка, в Манеже играли самодеятельные концерты, на Воробьевых горах организовывали фейерверк, а городская знать бронировала места в популярных ресторанах. Так, если в период новогодних празднеств в Москве гостил император, главный новогодний бал устраивался в Большом Кремлевском дворце в первых числах января.
Традицию новогодних фейерверков на Воробьевых горах еще в 1891 году завел московский ресторатор Степан Крынкин. Его кабак с незамысловатым названием «У Крынкина» располагался на нынешней улице Косыгина, метров на 150 левее смотровой площадки. После реконструкции в 1904 году по всему периметру здания вытянулась длинная терраса со столиками, гости которой могли видеть всю Москву. Именно для увеселения посетителей владелец решился проводить новогодние пиротехнические шоу, которые благодаря расположению кабака было видно и из центра города. Местная публика в новогоднюю ночь сплошь состояла из богатых замоскворецких семей.
Со временем Новый год стал «обрастать» своими традициями. Вечер накануне Нового года стали называть «щедрым». Обильный праздничный стол, по народному поверью, как бы обеспечивал благополучие на весь предстоящий год и считался залогом богатства семьи. Поэтому его стремились украсить всем тем, что хотели бы иметь в достатке в своем хозяйстве. А вот традиция пить шампанское, как гласит легенда, появилась после разгрома наполеоновской армии. В 1813 году русскими были опустошены винные погреба мадам Клико. Мадам не очень-то этому противилась и вроде бы даже сказала, что «Россия покроет убытки». Это действительно и произошло, так как вино Дома Клико оказалось превосходным и его часто стали выписывать в Россию. Французское шампанское «Мадам Клико» с тех пор стало неизменным атрибутом новогодних празднеств.
Наталья Рогожина,
кандидат исторических наук
Святки — что это за праздник? История с традициями и обрядами
В христианской традиции есть особый праздничный период, который длится с Сочельника (с момента появления первой звезды) до Богоявления включительно.
Этот особый период называется Святками и приурочен он к зимнему солнцестоянию.
Праздничный период, длящийся 12 дней, имеет как христианские, так и языческие традиции.
Святки — что это за праздник и как его отмечают
Двенадцать дней после празднования Рождества вплоть до начала Крещения называются святыми днями, поскольку они освящены особыми традициями, связанными с прославлением Христа.
В этот период люди ходят в гости к родственникам, пожилым и больным людям, дарят подарки с наилучшими пожеланиями.
К этому моменту пост уже закончен, люди готовят разнообразную еду, накрывают праздничный стол, празднуют всей семьёй и угощают близких и друзей.
Рождественские праздники всегда начинались с обрядов колядования. Молодежь переодевалась в костюмы и обходила всю деревню с особыми рождественскими песнями.
Коляда и Овсень, персонажи славянских песен, должны были дать крестьянам богатый урожай и семейное счастье, а также изгнать из поселения злых духов. Поэтому раньше колядники старались обойти как можно больше домов, исключая те дома, где кто-либо умер.
Также люди устраивали шумные мероприятия, разводили костры, играли в различные игры. У девушек раньше в это время было принято гадать.
Согласно поверьям, злые силы бродят по земле восемь дней после рождения Иисуса Христа и пугают прохожих. Поэтому люди придумали традицию одевать страшные маски, чтобы пугать и развлекать всех, кого встретили по пути.
Ряженье — ещё одна традиция, проводимая во время Святок. Это, своего рода, развлекательные представления, во время которых люди переодевались и изменяли свой облик так, чтобы никто их не узнал. В таком виде они устраивали сцены и игры, чтобы веселить народ. Эта забава сохранилась ещё с языческих времён.
Во многих культурах зимнее солнцестояние считается началом нового астрономического года. С этого момента дни становятся длиннее, а древние люди считали, что это означает рождение Нового года.
Они думали, что в этот период вся судьба на предстоящий год определяется. Поэтому к Святкам относились с особым уважением и вниманием.
Первая неделя Святок называется святой неделей и включает в себя празднование Рождества. Вторая неделя называется «страшной».
Славянские народы считали, что злые силы особенно опасны в эту неделю. Этот период включает в себя всевозможные гадания, а также прогулки и игры на свежем воздухе.
Славяне все это время пировали до крайности, в надежде, что следующие 12 месяцев будут плодотворными. Для русских крестьян, которые круглый год трудились на полях.
Празднование становилось долгожданным перерывом от изнуряющей работы, ведь во время Святок не принято было работать, заниматься рукоделием и шитьем, заключать бракосочетание и т.д.
История праздника Святки кратко
Святки — христианский праздник, но к нему присоединились различные традиции со времен язычества. Все эти традиции унаследованны от предков.
Так, до того момента, как было принято христианство в Древней Руси, Святки назывались праздником Святовита (по славянской мифологии, это был бог войны и победы).
Также бытует мнение, что это слово имеет корни от старославянского «Святки», что означает — «душа предков».
Любимое популярное развлечение этого периода — наряжаться и ходить колядовать с песнями. Коляда (древний языческий бог) символизировал начало новой жизни и обновление природы. Церковь не могла искоренить эти традиции, поэтому приняла обряд колядования, слегка изменив его: в песнях стали упоминать Иисуса и восхвалять его.
В ночь на Коляду люди зажигали огонь, устраивали пляски и песнопения, катили с горы горящее колесо. Дети ходили со звездой ручной работы (она символизировала восходящее солнце) по деревням.
Стучали в двери, поздравляли всех, пели народные праздничные песни — «колядки» и получали за это подарки. У песен «колядок» нет авторов, так как они были сочинены народом, но они всегда добрые и искренние.
Что можно и нельзя делать на Святки
В святочные дни существуют поверья о том, что можно и нужно делать и о том, чего делать категорически не рекомендуется.
Так, не желательно на протяжении этих дней заниматься подсчётом денег (особенно, мелких), чтобы не навлечь на семью неудачи и беды. Также раньше нельзя было в Святки заниматься шитьем и вязанием.
Считалось, что это может навлечь лишние хлопоты. Наконец, многие верили, что если в этот период совершить крупную сделку либо купить что-то ценное или крупное, то нечистая сила все обязательно испортит.
Разумеется, Церковь считает, что в подобные поверья не стоит верить, так как они необоснованные.
Считается хорошим признаком на протяжении Святок дарить подарки знакомым, друзьям и близким, а заодно и получать подарки. Это поможет привлечь в свою семью достаток.
Единственное, чего по мнению Церкви не стоит делать во время Святок – это проводить гадания и подобные ритуалы. Это грешное занятие, для верующих вообще неприемлемо заниматься подобными делами.
Лучше вместо этого праздновать святые дни с родными и близкими, гулять и устраивать различные зимние развлечения, например, катания с горок и создание снеговиков всей семьёй.
Какого числа Святки в 2021 году
По традиции, Святки празднуются в одно время – это период с Сочельника до Богоявления. Поэтому, в 2021 году праздники приходятся на период с 6 января по 19 января (по новому стилю).
Длительность Святок составляет 12 дней, то есть, весь рождественский период.
Традиции и обряды на Святки по дням
Раньше в дни Святок были определенные традиции, которые соблюдало все население от мала и до велика. Дети тоже зачастую участвовали во многих обрядах.
6 января
Этот день называется Сочельником, или Святым вечером. С самого утра люди начинают готовиться к празднику: приготавливают еду (12 блюд), приводят в порядок дом, кормят скотину (если есть), возвращают долги.
При этом важно, чтобы в этот день вся семья была в сборе, так как было раньше поверье, что если член семьи в Сочельник отсутствует, то весь год у него будет суматоха. Для умерших ставили блюдца с узваром и сочивом на окно.
В вечернее время семья выходила на улицу, чтобы изучать звёзды. Если небо было звездным, то по примете весь год будет плодородным.
После того, как в небе появлялась на первая звезда, можно было садиться за стол. Начинать трапезу нужно было с сочива.
7 января
День празднования Рождества раньше был насыщен традициями: приготовление пышного стола, «посевание», выпекание калачей и изготовление различных фигурок из теста.
Также в этот день раньше подбирали особую одежду: одна должна быть новой и светлой.
13 января
Этот день называют Щедрым вечером. Раньше обязательно устраивали пир, готовили праздничные блюда из мяса (в частности, из свинины) и устраивали народные гуляния – щедровки. Рекомендовалось в этот день готовить щедрую кутью и накрывать богатый стол.
14 января
В ночь на 14 число празднуется Старый Новый год. Принято было, чтобы мужчины с утра проводили обряд «посевания».
Хозяйки же старались избавиться от старой и ненужной одежды – сжигали её. Также женщины брали в этот день три свечи и обходили с ними дом, чтобы изгнать из дома все плохое и увести беды подальше.
18 января
«Живица-Сочельник», «Водяная Коляда», «Крещенский Сочельник» — это все относится к названиям этого дня. Основные традиции и обряды – запастись в полночь крещенской водой, приготовить голодную кутью, очиститься от грехов, нырнув в прорубь.
В этот день завершаются святочные веселья и колядования. Раньше девушки в этот день гадали на замужество с помощью кутьи.
19 января
Богоявление и Крещение Господне. Этот день сохранил важную традицию – приготовление кутьи и соблюдение строгого поста. Нельзя заниматься домашними работами и нельзя с кем-либо ссориться.
Употребление алкоголя в этот день тоже под запретом. Девушки проводили активно обряд красоты: умывались в освящённой воде, чтобы весь год не было проблем с красотой и кожа оставалась чистой.
Народные приметы и поверья на праздники Святки
Существовала раньше примета, связанная с охотой во время Святок: считалось, что того, кто охотился, в ближайшем году будет ждать беда.
Пасмурная погода, метель и сильный снегопад на Крещение – знак, что урожай будет хорошим и плодородным. Если же погода в Крещение ясная, то хорошего урожая можно не ждать.
Если каша на Старый Новый год получилась особенно вкусной, то считалось, что в семье будет удача и благополучие.
Звёздное небо с 13 на 14 число знаменовало предстоящий богатый год.
Старинные святочные гадания
В это странное время завеса между миром людей и миром сверхъестественного становится тоньше, а магия усиливается. Поэтому раньше во время Святок были распространены всевозможные гадания.
Обычно это делали девушки, которые пытались узнать о своем суженом. Существовало много способов узнать будущее: по воску, яблокам, карточкам, глядя в зеркало.
Молодые девушки собирались ночью в бане и снимали крестик, чтобы узнать, за кого они выйдут замуж и как скоро. Ясной ночью можно было сделать и такой ритуал: взять зеркало и повернуть его к небу так, чтобы оно отражало луну.
Далее нужно пристально смотреть на него, пока изображение не начнет размываться и размножаться. Количество маленьких лун в зеркале показывало, насколько большой будет семья.
Раньше часто предсказывали будущее с помощью свечного воска и чаши с водой. По каплям воска определяли будущее.
Основные гадания можно было разделить на три группы: гадания на урожай, на семью и на любовь.
Во времена Святок любовные ритуалы были самым популярным способом развлечения для многих юношей и девушек. Несмотря на то, что Церковь не одобряла (и до сих пор не одобряет) подобные действия.
Молодые люди все равно гадали всеми возможными способами. И сегодня некоторые тоже гадают на Святки, так как уверены, что в этот период можно получить ответ на любой вопрос.
Elena
Друзья, понравилась статья! Поделитесь ею с друзьями! Всего один клик по кнопке соц. сетей, и готово! Это поможет мне сделать сайт еще более полезным и интересным для Вас!
Один комментарий:
Мы тоже соблюдаем в семье святочные традиции. Ходим в гости к родным, колядуем, гадаем о погоде на предстоящий год и, конечно же, освящаем воду на Крещение.