страх что дети заболеют
Предчувствие болезни ребёнка. Навязчивые мысли мешают мне жить
Почитайте, пожалуйста, условия консультации.
То, что у Вас- это невротические проявления в форме навязчивых мыслей. Иными словами, Вы- личность с повышенной тревожностью. В данном случае Вы тревожитесь за здоровье своего ребенка, но думаю, что если вспомните, то увидите, что тревожность в принципе Вам свойственна.
А предчувствия есть у всех в той или иной степени в зависимости от жизненного опыта и восприятия человеком ситуаций. И дальше кто-то к предчувствиям относится ровно и спокойно, не фокусируясь на них длительное время, а кто-то имеет тенденцию на них зацикливаться и искать разные «знаки» и символы.
Карина, я постаралась ответить на Ваш вопрос к консультации.
Что-то Вам важно еще выяснить в результате нашего общения?
Готовы поговорить о своем страхе?
Здравствуйте! Да, я готова поговорить о своём страхе.
Хочу выяснить, страх ли это так проявляется, либо на самом деле могу чувствовать?
Карина, страх- это точно. А вот что касается «могу чувствовать»- это про что? Вы говорите о каких- то сверхъестественных способностях?
И что именно ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ? Как проявляется это чувствование? Где оно находится? Ведь чувствовать- это ощущать.
Расскажите про своего старшего сына.
Каким он родился? В срок? Роды прошли благополучно?
Есть ли у него какие-то проблемы со здоровьем в настоящем времени?
Болел ли он чем-то более серьезным, чем ОРВИ ранее?
Почему именно лейкоз? Что для Вас означает это заболевание? Насколько Вы сами с ним знакомы?
Я не могу объяснить, что я чувствую, какая-то тревога, что в ближайшем будущем это произойдёт, насчёт способностей нет, я не думаю, что это оно, просто каждый день ощущение, что это произойдёт и он заболеет.
Я. И почему именно лейкоз, не знаю. Я не сталкивалась с этой болезнью среди знакомых и родных, но много читала. Сын родился в срок, было кесарево, прошло хорошо. Ему почти 4 года, болел простудными заболеваниями раза 4-5 за всю жизнь. В настоящее время главная его проблема это задержка речи, мы посещаем логопеда
И ещё, что именно я чувствую.
Как будто вот предчувствие, что он заболеет, что это случится именно со мной, прям какая-то уверенность что-ли в этом
Карина, Ваш сын здоров- это главное!
Правильно ли я понимаю, что под «чувством и ощущением» Вы подразумеваете ни что иное, как МЫСЛЬ о том, что мальчик может заболеть лейкозом и ОБРАЗЫ, которые Вы при этом представляете. И вот они-то Вам покоя и не дают.
А уже мысли и образы порождают тревогу и страхи.
То есть, ребенок здоров, а Вы живете в ожидании того, то он заболеет. Абсолютно деструктивная модель мышления, которая причиняет Вам массу страданий.
Когда Вы смотрите на своего сына, общаетесь с ним, играете, что происходит с Вами? Могли бы попробовать описать. Это могут быть мысли, эмоции, телесные ощущения.
Да, верно, в голове всякие образы, как мы в больницах, как ему делают химиотерапию и так далее.
Когда я смотрю на сына, я испытываю страх, страх за его Здоровье, что он заболеет и его у меня не будет, также чувство жалости испытываю, чувство, что я не в силах уберечь его от такой болезни.
Еще меня беспокоит то, что насчёт младшего сына такого нет, я могу спокойно говорить о его будущем, строить планы.
Да, верно, в голове всякие образы, как мы в больницах, как ему делают химиотерапию и так далее.
Вы рядом в картинках. Чем при этом занимаетесь Вы сами? Какую роль, функцию выполняете? Что делаете? Как себя ведете? Какие эмоции испытываете? Вы видите себя справляющейся с ситуацией, сильной? Или как-то иначе?
В картинках. Я просто рядом. Чувствую, что страдаю. Не справляюсь с ситуацией и думаю, что лечение не поможет
Не справляетесь с ситуацией- это значит, с Вами происходит что?
Вы думаете, что лечение не поможет и что тогда?
Не справляюсь с ситуацией для меня значит я страдаю, не могу принять это.
Лечение не помогает и нас отправят домой «умирать»
Вы не можете принять то, что происходит.
Лечение не помогает, вы дома, «умираете».
Как Вы это делаете? Что происходит, опишите, пожалуйста.
Насколько Вам страшно сейчас? Как себя чувствуете?
У меня в голове «картинки» только болезни и как мы в больнице. Потом, в случае если лечение не помогает у меня нет образов никаких.
Страшно сейчас ужасно, эти мысли постоянно, не могу ничем отвлечься, вот уже пару раз плакала из-за этого сегодня. Голова болит и аппетита нет. Обычно мысли были и были, это не сказывалось на состоянии физическом, а сегодня и физически плохо. Ночью просыпалась пару раз и первая мысль-рак, лейкоз.
У меня в голове «картинки» только болезни и как мы в больнице. Потом, в случае если лечение не помогает у меня нет образов никаких.
Картинки прерываются. О чем это говорит для Вас, Карина?
Как справиться с тревогой за здоровье ребенка
Когда ребенок заболевает, особенно – с высокой температурой, у многих мам сжимается сердце: вдруг что-то серьезное? Воображение рисует страшные болезни, в голову лезут мрачные мысли. Как бороться с разрушающим чувством тревоги и где найти грань между бдительностью и мнительностью? Рассказывает Алена Кизино – психолог, руководитель отдела психологической помощи детского хосписа «Дом с маяком».
Шаг первый: признать свои чувства
Тревога родителей неизбежно влияет на то, как дети воспринимают мир: доверять ему или бояться? Наше беспокойство отнимает у ребенка уверенность в своих силах, не дает ему взрослеть и развиваться.
Взрослые не способны обезопасить детей от всех напастей, которые произойдут в будущем, однако родители могут научить ребенка справляться с возможными проблемами, если преодолеют собственные страхи.
Первое, что стоит сделать, – признать свои негативные чувства. Далеко не всем удается сказать: «Я очень боюсь за своего ребенка». Особенно часто такая проблема возникает у отцов, которые стыдятся того, что волнуются за детей.
Шаг второй: найти свой страх
За тревогой всегда стоит страх. Важно понять, что именно его вызывает. Это может быть не только сам страх потерять ребенка, но и другие страхи: одиночества, беспомощности, осуждения и даже страх быть плохой матерью или отцом.
Страх осуждения. Нам с детства внушают, что мы должны соответствовать чьим-то ожиданиям (мамы и папы, учителей). Следствие этого – неуверенность в себе, страх быть (или считаться) плохими родителями. Помните, невозможно на 100% соответствовать образцу, придуманному другими людьми (например, «у хороших родителей дети не болеют / не получают двойки»).
Страх беспомощности. Чувство бессилия перед будущим особенно страшит людей, привыкших все контролировать. От своей тревоги они подчас уходят в гиперлюбовь и гиперопеку, беспрестанно водят детей к врачам, пичкают лекарствами. За этим стоит желание удостовериться в своих силах: я контролирую ситуацию.
Шаг третий: взять эмоции под контроль
Чтобы направить тревогу в рациональное русло, обдумайте, что вы можете сделать для своего ребенка и для себя.
Для ребенка. Способны ли взрослые повлиять на то, чтобы их ребенок болел как можно реже? Во многом – да. Для этого надо обеспечить ребенку здоровый образ жизни, найти хорошего педиатра и следовать его рекомендациям. В большинстве случаев этого будет достаточно.
Для себя. Если раз за разом после визита к педиатру выясняется, что со здоровьем ребенка все в порядке, а ваше беспокойство не утихает, это повод обратиться к психологу.
«Страх за здоровье ребёнка — это постоянный стресс»: как перестать бояться рака и других болезней
Родители переживают за своих детей. Это нормально, так и должно быть. Но что делать, если страх появляется из ниоткуда и становится вечным спутником, который мешает жить и родителю, и ребёнку? Психолог Татьяна Субычева в блоге БФ «Живи» объясняет, как избавиться от страха перед опасными болезнями, в том числе — перед раком.
О причинах страха онкологических заболеваний, последствиях и путях преодоления мы поговорили с ведущим психологом Службы помощи онкологическим больным «Ясное утро» Татьяной Субычевой.
Чем опасны страхи?
Вообще тревога за здоровье ребёнка — нормальное состояние. Но гипертрофированный, иррациональный страх разрушает. Канцерофобия (боязнь рака) — одна из форм такого разрушения.
Страх подавляет волю, к нему постоянно обращены все мысли. Это длительный непрекращающийся стресс, который негативно влияет на организм — на психическое и физическое состояние. Человек страдает от упадка сил, отсутствия энергии. Теряется мотивация к любым действиям. Возникает опасность депрессии.
Стоит ли говорить, что страх за здоровье ребёнка может еще больше усугублять проблему? Мама, страдая излишней мнительностью, как правило, начинает искать малейшие проявления болезни у ребенка, спорить с врачами, если те не подтверждают её догадок. И если ребёнок впечатлительный и у него тесная связь с родителями, а они к тому же не могут сдержать своё тревожное состояние — такой страх может передаться и ребёнку.
Страх начинает проявляться чрезмерными ограничениями свободы. В такой ситуации у ребёнка нет возможности накопления личного практического и социального опыта (рак, кстати, многие даже сегодня считают заразным заболеванием и ограничивают детей в общении).
«У меня запасного ребёнка нет»: почему безопасность детей стала новой одержимостью родителей
Во взрослом возрасте для некоторых детей гипертрофированная тревожность родителей может обернуться отсутствием воли и мотивации к чему-либо (так называемая, «выученная беспомощность»).
Другая форма проявления страха онкологических заболеваний — боязнь медицинских обследований. Родители избегают показывать ребёнка врачам, страшась услышать «это». И тогда возникает риск упустить возможность начать лечение на ранних стадиях, если диагноз подтверждается. Страх обращения к врачам может сыграть негативную роль, так как в лечении онкологических заболеваний время — значительный фактор.
Почему мы боимся рака?
Рак (любой, не только детский) до сих пор остаётся табуированной темой. Эту болезнь предпочитают не обсуждать. Она ассоциативно связана с негативными эмоциями и фатальным исходом — неизбежностью мучительной смерти. Возможно, эта негласная закрытость отчасти происходит из тех времен, когда болезнь была мало изучена, а уровень диагностики не позволял в большинстве случаев выявить рак на ранних стадиях. Тогда большинство онкологических пациентов были обречены, в обществе существовала традиция скрывать от них и от окружающих правду о диагнозе.
Табуированность темы, нежелание людей погружаться в негатив косвенно способствует тому, что открытой профессионально-компетентной информации о злокачественных заболеваниях недостаточно.
Люди в основном опираются не на открытые источники или компетентное мнение специалистов, а на личный опыт — опыт болезни близких или знакомых
Прогрессивные разработки в мировой онкологии последних лет, прорывные научные исследования, открытия инновационных диагностических и терапевтических методик, связанных как с лечением, так и с облегчением симптоматики, позитивные тренды онкологической статистики в целом — все это остаётся «за кадром» общественного знания.
Такая «информационная глухота» спровоцировала большую часть существующих до сих пор мифов о раке, среди которых оказался и миф о том, что рак неизлечим.
Глисты, ясенец, борщевик и выгребные ямы. Педиатр — о том, как уберечь ребёнка от летних опасностей
Но рак сегодня — это не приговор. Да, его лечение сопряжено со многими трудностями, а причины возникновения до сих пор не определены однозначно. Та или иная форма рака, выявленная на ранних стадиях, считается излечимой в той или иной степени (особенно это касается детской онкологии и детской онкогематологии). Но, к сожалению, большинство людей, опираясь на домыслы, не имея доступа к компетентной информации, продолжают жить в устаревшем «информационном бункере», внутри своих страхов.
Как бороться со страхом?
Именно грамотная информация, полученная от врача или другого специалиста в качестве ответа на причину страха, может стать нейтрализатором тревожного состояния и стресса, опасного и для взрослого, и для ребёнка.
Фонд «ЖИВИ» уже семь лет оказывает помощь детям с онкогематологическими заболеваниями. Мы стараемся делать жизнь маленьких пациентов проще и радостней. Поддержать деятельность фонда и поучаствовать в судьбе тяжелобольных детей можно на нашем сайте.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
«Панически боюсь за ребенка»
Бояться за ребенка — это нормально. Он может заболеть, воткнуть гвоздь в розетку, залезть на окно – да мало ли в жизни угрожающих ситуаций! Но иногда страх становится чрезмерным и навязчивым.
В таком случае родители видят угрозу даже там, где ее нет. Им повсюду мерещатся опасности, смертельные инфекции и стихийные бедствия. Они заставляют чадо сто раз на дню мыть руки («Ты знаешь, сколько микробов на коже?»), запрещают гладить соседского котенка («Кошки непредсказуемы: могут броситься»), уговаривают носить шапку даже летом («Вдруг простудишься? У тебя ушки слабые»). Спрашивается, что же заставляет их так «трястись» над ребенком?
3 причины чрезмерного страха
Чем это вредно для вас
Но вы скажете, это же нормально – беспокоиться о ребенке, защищать от опасностей, заботиться о его здоровье. Так и есть, но все дело в «дозировке» страха. Если он стал чрезмерным, навязчивым, и вы не можете от него отделаться, имеет смысл посоветоваться с психологом. Ведь жить в состоянии вечной тревоги – удовольствие то еще. Ваш мозг «выцепляет» лишь пугающие моменты, а позитивные остаются незамеченными. Так и до депрессии недолго!
Чем это вредно для ребенка
Ваша тревожность способна передаться и наследнику. Он может вырасти замкнутым, недоверчивым, мнительным, не приспособленным к жизни (вы же постоянно стелете ему соломку). Да и болеть наверняка будет чаще, чем сверстники. Американские ученые установили, что причиной аллергии у детей (и как следствие – нарушений в работе иммунной системы) может стать… излишняя чистоплотность их матерей. Пытаясь защитить ребенка от вредных микробов, они так рьяно надраивают дом чистящими средствами, что «обогащают» воздух различной химией. Как говорится, за что боролись.
Главная проблема родителей, испытывающих чрезмерный страх за ребёнка, состоит в неумении разделять опасности на гипотетические и реальные, — считает доцент кафедры клинической и специальной психологии МГПУ, кандидат психологических наук Мария Баулина. — Потенциально возможных опасностей всегда в десятки раз больше, чем тех, с которыми может столкнуться ребёнок. Тревожиться нужно лишь о последних, а первые – просто иметь в виду.
Как обрести душевное спокойствие
Если у Вас остались вопросы, Вы можете задать их врачу-педиатру или другим специалистам онлайн в приложении Доктис.
Детский многопрофильный медицинский центр для детей от 0 до 18 лет
Детский многопрофильный медицинский центр для детей от 0 до 18 лет
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК БОИТСЯ?
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК БОИТСЯ?
5-7 лет – возраст страхов у детей. В это время чего-то боятся практически все. Обычно дети боятся врачей, темноты, больших собак и т.д.
Характер детской тревожности также зависит от психологической конституции. Так же, как и у взрослых, среди детей встречаются более или менее впечатлительные. Кто-то мечтает о подвигах и бросается в любую драку, а другому – лишь бы с книжкой в уголочке посидеть. Очевидно, что, в том случае, если ребёнок изначально обладает тонкой душевной организацией, он будет больше подвержен страхам, чем кто-то другой.,
Как правило, любой страх начинается с конкретной ситуации. Например, бояться врачей ребенок начал после того, как испытал боль при лечении.
Бывает, что дети подсознательно воспринимают страхи или тревожность, напряжение в отношениях родителей и демонстрируют взрослым их же страхи, но своим детским способом.
Большое значение также имеет характер детско-родительских отношений. Если они слишком отстранённые или, наоборот, тяготеют к симбиозу, или амбивалентны, это тоже может приводить к нарастанию тревожности и напряжению у ребёнка, появлению страхов.
ЧТО ПОМОЖЕТ МАЛЫШУ СПРАВИТСЯ СО СТРАХАМИ:
Сказкотерапия. Выберете сказку или мультфильм с сюжетом сходным с проблемой малыша и обсудите его с ребенком.
Придумайте собственную сказку, где главный герой справляется со своим страхом и становиться победителем. Важно через сказку показать малышу иные способы поведения и решения волнующих вопросов, которые помогут ему выйти из позиции «жертвы».
Для проработки темы страха также хорошо использовать методы арттерапии. Допустим, ребёнок боится врачей, или непосредственно перед каким-то неприятным событием (если вы видите признаки беспокойства у ребёнка) можно предложить нарисовать то, чего он боится. «Когда ты боишься, как это выглядит? Нарисуй!»
Потом опробуйте «позвучать»: «А если бы твой страх мог говорить, что бы он сказал? А ты что хочешь ему сказать? Что ты с ним хочешь сделать?»
Например, сделать маленьким или превратить во что-то хорошее, или просто порвать листочек тем самым уничтожить стах.
Обязательно спросите малыша, каким он хочет быть? Смелым хочет? Что ему в этом поможет? Например, волшебный меч или волшебное платье. Попросите ребенка нарисовать себя смелого обладающего этом волшебным предметом в той ситуации где это необходимо.
Очень полезно регулярно обсуждать с ребенком что его беспокоит, объяснять почему происходят те или иные события, рисовать их или лепить, а в конце всегда говорить, что он со всем справится, все будет хорошо, что вы его любите и всегда поможете.
Ещё очень здорово обыграть болезненную ситуацию. Это можно сделать и с помощью игрушек, которые назначаются на главные роли. Во время игры демонстрируйте ребенку желаемое поведение и показывайте как это он может сделать сам. Обязательно во время этой игры оказывать ребёнку эмоциональную поддержку: обнимайте, хвалите его.
Так же важно помочь малышу создать новый позитивного образа себя «Я-смелый». Регулярно обращайте внимание на проявления храбрости в поведении ребенка, и подкрепляйте их соответствующими замечаниями, рассказывайте о них другим (так, чтобы ребенок слышал) и т.д. Таким образом, вы сознательно создаёте ресурсные состояния у ребёнка, к которым он может обращаться в сложные моменты своей жизни.
Таким образом, ваша помощь ребенку состоит из двух частей
Вы помогаете ему разобраться, что его пугает или беспокоит, даете этому понятное объяснение и рассказываете, что будет происходить дальше. Проигрываете варианты решения через сказку, рисунок, лепку или театральный постановку, в которой ребенок находит новый способ поведения и выходит победителем.
Создаете эмоционально-позитивную основу и новый образа «Я-смелый» через применение соответствующих поведенческих моделей.
И самое важное, Вы сами должны быть спокойны и счастливы, только при этом условии ваш ребенок будет тоже спокоен, весел и успешен.
Полезные книги по теме:
Б. Дорис «Жила была девочка, похожая на тебя…»
Е. В. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии»
В. Оклендер «Окна в мир ребёнка»
С. Прокофьева «Машины сказки»
Дж. Дональдсон и Аксель Шеффлер «Груффало» и «Дочурка Груффало»
И мультфильмы:
«Ничуть не страшно» и «Ахи-страхи»
«Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»
Статья написана с использованием материалов работы Анны Бравославской.
Жукова Александра Анатольевна
Психолог, дипломированный тренер. Опыт работы с детьми 22 года..
Диагностика психического развития детей и подростков: возрастные нормы психического развития, диагностика интеллекта и личностной сферы. Индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми: снижение тревожности и страхов, формирование коммуникативных навыков, коррекция самооценки, помощь при адаптации к новым условиям, подготовка к школе