сторонники теории экономики предложения утверждают что снижение уровня налогообложения
Сторонники теории экономики предложения утверждают что снижение уровня налогообложения
Сторонники теории экономики предложения
Другие экономисты считают основным фактором усиления инфляции рост налогов. Снижение последних, по их мнению, обусловит антиинфляционный рост производства. Инфляция у сторонников теории экономики предложения выступает как стагфляция, поскольку высокие темпы роста цен рассматриваются ими на общем фоне увеличения безработицы и спада производства. Следует подчеркнуть, что авторы данной теории единодушны с монетаристами в том, что бюджетный дефицит вызывает инфляцию. Сердцевиной теории экономики предложения является так называемая кривая Лаффера, прослеживающая зависимость доходов государства от величины налоговых ставок. [c.39]
Основными идеями сторонников теории экономики предложения является перенос внимания на исследование совокупного предложения, поиск эффективных экономических стимулов и сокращение налогов. Экономические стимулы, такие, как вознаграждение за труд, сбережения, инвестиции и предпринимательство, оказывают влияние на те экономические переменные, которые, по мнению сторонников рассматриваемой теории, являются основой экономического роста. Действие этих стимулов находится в обратной зависимости от налоговых ставок. Высокие налоги снижают предложение труда и капитала, сдерживают предпринимательскую активность. Поэтому сокращение налогов будет способствовать увеличению предложения труда, капитала, повышению предпринимательской инициативы и ускорению экономического роста. [c.655]
Налоговая система, по мнению сторонников теории экономики предложения, должна быть инструментом управления совокупным предложением, а не совокупным спросом. [c.655]
Сторонники теории «экономики предложения» считают, что государственное регулирование, если оно необходимо, должно иметь долгосрочный характер и ориентироваться на стимулирование предложения товаров, капиталов и факторов производства. В частности, для обеспечения устойчивого экономического роста рекомендуется регулирование предложения кредитных ресурсов посредством налоговой политики. [c.7]
Суть теории экономики предложения изменения в совокупном предложении — это та активная сила, которая определяет и уровень инфляции, и уровень безработицы. Это означает, что экономические потрясения могут быть вызваны как изменениями на стороне предложения, так же и на стороне спроса. Кейнсианцы, делая акцент на решении проблемы спроса, упустили из вида политику, ориентированную на предложение, грамотное осуществление которой может преодолеть стагфляцию, или одновременный рост инфляции и рост безработицы. В этой связи сторонники теории экономики предложения придают большое значение воздействию налогов на совокупное предложение. Рассмотрим этот вопрос. [c.154]
Теория экономики предложения предусматривает снижение налогов и предоставление налоговых льгот корпорациям, так как, по мнению сторонников этого направления, высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и тормозят политику инвестирования, обновления и расширения производства. Другой важный аспект теории — обязательное сокращение государственных расходов. Ведь главный постулат теории — утверждение, что лучший регулятор рынка — сам рынок, а государственное регулирование и высокие налоги лишь мешают его нормальному функционированию. [c.56]
Сторонники экономики предложения усматривают истоки стагфляции в росте государственного сектора, особенно в отрицательном влиянии на-логово-трансфертной системы на экономические стимулы. Другие причины стагфляции — увеличивающийся налоговый клин между издержками производства и ценами товаров и чрезмерное государственное регулирование бизнеса. Опираясь на кривую Лаффера, сторонники теории предложения видят основное средство борьбы со стагфляцией в значительном снижении налогов, подобном тому, какое осуществила администрация Рейгана. Эмпирические факты породили серьезные сомнения в справедливости теории предложения. [c.387]
Основные предположения моделей реального бизнес-цикла состоят в том, что, во-первых, технические изменения есть важный для экономики в целом источник экономических потрясений (шоков) и, во-вторых, рыночной структурой, служащей средой распространения технических шоков, является совершенная конкуренция. Второе предположение такое же, как в модели Лукаса о несовершенной информации, однако первое предположение не имеет с этой моделью ничего общего. Идея о том, что основной источник колебаний бизнес-цикла следует искать в шоках спроса или в политических шоках, таких, как изменения денежного предложения, отвергается сторонниками теории реального бизнес-цикла. [c.582]
Сторонники этого направления развили количественную теорию денег, модели которой объясняют соотношение предложения денег, скорости обращения денег и других подобных факторов с общим уровнем цен в экономике. [c.204]
До Кейнса классическая экономическая теория исходила из того, что экономическая система самопроизвольно стремится к полной занятости ресурсов, ибо обменный механизм обеспечивает равновесие спроса и предложения. Кейнс сконцентрировал свое внимание на агрегированных показателях (таких как национальный доход, потребление, сбережения и инвестиции) и разработал общую теорию, объясняющую формирование уровня экономической активности. Причину депрессии он видел в сокращении совокупного спроса. По мнению Кейнса, автоматического стимула к увеличению спроса не существует, поэтому требуется государственное вмешательство в экономику с целью повышения спроса и выхода из депрессии. Теория Кейнса приобрела многочисленных сторонников в США, Великобритании и других капиталистических странах и оказала существенное влияние на экономическую политику ряда стран. Идеи Кейнса в послевоенный период получили развитие в работах представителей неокейнсианства. [c.279]
В западных экономических теориях рынок труда — это рынок, где реализуется лишь один из прочих производственных ресурсов. Здесь можно выделить четыре основных концептуальных подхода к анализу функционирования современного рынка труда. В основе первой концепции лежат постулаты классической политэкономии. Ее придерживаются в основном неоклассики (Дж. Перри, М. Фелдстайн, Р. Холл), а в 80-х гг. ее поддерживали также сторонники концепции экономики предложения (Д. Гилдер, А. Лаффер и др.). Приверженцы этой концепции полагают, что рынок труда, как и все прочие рынки, действует на основе ценового равновесия, т. е. основным рыночным регулятором служит цена — в данном случае рабочей силы (заработная плата). Именно с помощью заработной платы, по их мнению, регулируется спрос и предложение рабочей силы, поддерживается их равновесие. Инвестиции в образование и квалификацию (в человеческий капитал) — это аналоги инвестиций в машины и оборудование. Согласно модели ценового равновесия, индивид инвестирует в квалификацию до тех пор, пока не понижается норма прибыли на эти вложения. Из неоклассической концепции следует, что цена на рабочую силу гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения, а безработица невозможна, если на рынке труда существует равновесие. [c.132]
Второй подход — немонетаристский — предусматривает необходимость возрождения отечественного Производства, обеспечивающего макроэкономическую стабилизацию. Этот подход рекомендуется сторонниками кейнсианства, теории экономики предложения и неоклассического синтеза российскими экономистами в лице Е.11рима-кова, С.Глазьева и др. предлагается более активное регулирующее воздействие государства, включая временное замораживание или сдерживание роста цен с целью предотвращения высокого уровня инфляции, участие в создании рыночной инфраструктуры, налоговое стимулирование производства, поддержка жизненно важных отраслей и производств, регулирование внешней торговли и валютных операций. [c.252]
Представители теории предложения полностью отвергают дефицит. По их мнению, монетаристы преувеличиваютспособность государства контролировать циркуляцию денег и управлять ею, ибо на практике денежная политика часто служит орудием кейнсианского регулирования кредита, производства и занятости, не предусматривает стабилизации денежных агрегатов, как того требует М. Фридмен, Тем более сомнительны их надежды на превращение бюджета всего лишь в инструмент денежной политики. Сторонники теории предложения советуют государству полностью перекрыть бюджетный канал непредвиденной инфляции, изменять предложение денег иными путями, минуя дефицит. Они выступают на самостоятельную, независимую от денежной, бюджетную политику, что, впрочем, вполне объяснимо. Ведь один из устоев теории предложения — твердая убежденность в высокой эффективности налогового стимулирования экономики. [c.146]
Теоретические высказывания А. Смита стали аксиомой не только для его последователей, но и для всех ученых-экономистов. Они были взяты на вооружение представителями теории предложения от снижения налогового бремени государство выиграет больше, нежели от наложения непосильных податей, на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог. Таким образом, сторонники теории предложения, развитой в начале 80-х годов в США М. Уэйденбаумом, А. Бернсом, Г. Стайном, А. Лаффером, руководствовались главной идеей, заключающейся в радикальном сокращении предельных налоговых ставок, понижая тем самым прогрессивность налогообложения, устанавливая оптимальную границу обложения. Рост налоговых ставок лишь до определенного предела поддерживает рост налоговых поступлений, затем этот рост немного замедляется и далее идет либо такое же плавное снижение доходов бюджета, либо их резкое падение. Таким образом, когда налоговая ставка достигает определенного уровня, губится предпринимательская инициатива, сокращаются стимулы к расширению производства, уменьшаются доходы, предъявляемые к налогообложению, вследствие чего часть налогоплательщиков переходит из легального в теневой сектор экономики. И наоборот, снижение налогов стимулирует развитие экономики. Это приводит к тому, что Доходы государства увеличиваются за счет расширения налоговой базы, а не за счет увеличения налоговой ставки и налогового бремени. [c.198]
Этот анализ позволит нам оценить некоторые аргументы, выдвигаемые экономистами — сторонниками теории предложения. Эти экономисты, как правило, подчеркивают роль налоговой системы в определении уровня потенциального объема выпуска. Они утверждают, что изменения в налоговой системе могут в значительной степени увеличить потенциальный объем производства и, следовательно, оказать огромное благотворное влияние на экономику. Один из их главных аргументов состоит в том, что высокое налогообложение доходов сокра- щает стимулы к труду и, следовательно, количество труда, предлагаемого при каждом уровне зарплаты, выплачиваемой фирмами. При снижении занятости объем производства также снижается по сравнению с уровнем, который мог бы быть достигнут при более низких налогах. [c.590]
В целом любую инфляцию можно рассматривать как результат взаимодействия денежных факторов (факторов спроса) и реальных факторов (факторов предложения). Первичным источником шоков спроса выступает дефицит государственного сектора экономики. В истории человечества самой частой причиной инфляции являлось финансирование дефицита государственного бюджета в результате эмиссии денежных властей. Если дефицит бюджета не покрывается напрямую путем денежной эмиссии, он может финансироваться косвенно, посредством увеличения государственного долга или инфляционного налога. Исследование другой основополагающей причины инфляции — шоков предложения — неразрывно связано с теориями долгосрочного экономического роста, моделей валютного курса и технологиями. Со стороны предложения инфляция может возникнуть из-за шоков производительности, удорожания импортных товаров или обесценения (девальвации) национальной валюты. Третьей ключевой причиной инфляции следует назвать инерционный фактор, когда цены изменяются под влиянием инфляционных ожиданий, жесткости экономических структур и других особенностей ценообразования, таких как широкая практика индексации на финансовом рынке и рынке труда. Наконец, к последней причине инфляции относятся социально-политические факторы. Например, сторонники новой политической экономии (new politi al e onomy), возникшей в конце 1990-х — начале 2000-х гг., считают, что в основе инфляции лежат специфика общественных институтов, политические процессы и национальная культура. Динамическим взаимодействием всех четырех описанных групп факторов можно объяснить инфляцию в любой экономике. [c.328]
Теория реального экономического цикла (ТРЭЦ) разделяет ряд позиций теории рациональных ожиданий относительно макроэкономической политики государства. ТРЭЦ исходит из предпосылки о гибкости цен и заработной платы как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде, независимости реальных показателей от номинальных. Сторонники ТРЭЦ отмечают, что в результате шоков производительности возникают циклические колебания в экономике. Источником колебаний являются технологические изменения, изобретение новых технологий, появление новых продуктов, совершенствование производственных процессов. Данные изменения ведут к увеличению предельной производительности труда и капитала, расширению предложения товаров и услуг и увеличению прибыли. [c.672]
СОВРЕМЕННЫЕ НЕОКЛАССИЧЕСКИЕ ДОКТРИНЫ. Во второй половине 1970-х гг. против Дж. М. Кейнса вслед за известным австрийским экономистом Фридрихом Хайеком выступили сторонники современных неоклассических доктрин (теории монетаризма, теории рациональных ожиданий, теории предложения). Сторонники этих теорий (М. Фридман, Дж. Хикс, Р. Солоу, М. Браун, Г. Саймоне, И. Фишер, Ф. Кейген, А. Шварц, Р. Селден, К. Бруннер и др.), являющиеся антиподами кейнсианства, возродили идею классиков о том, что рыночному капиталистическому хозяйству присуща особая устойчивость, делающая ненужным государственное вмешательство. Поэтому, считали они, государственные меры по стимулированию спроса не улучшают состояние экономики, а наоборот — ведут к появлению диспропорций и ухудшению экономической конъюнктуры, так как препятствуют воздействию стихийных выравнивающих механизмов конкуренции и ценообразования. Основной упор современные неоклассики, в особенности монетаристы, делали в отличие от кейнсианцев не на принцип эффективного совокупного спроса, а на принцип предложения, на то, чтобы отменить государственное регламентирование и регулирование предпринимательской деятельно- [c.611]
ТЕОРИЯ СТАГНАЦИИ (англ. Stagnation theory) — теория, согласно которой в экономике промышленно развитых стран наблюдаются циклы деловой активности в результате увеличения сбережений населения, так как люди наращивают богатство и сокращаются возможности для инвестирования денежных средств. Сторонники этой теории уверены, что в период бума государство должно обеспечить большие и волнующие общество инвестиционные возможности, например расчистку трущоб и т. д. Теория, предложенная во время Второй мировой войны в качестве объяснения Великой депрессии, не получила широкого распространения. [c.665]
Экономика предложения
Опубликовано 10.06.2021 · Обновлено 13.06.2021
Что такое экономика предложения?
Экономика предложения более известна некоторым как « рейганомика » или политика «просачивания вниз», которую поддерживал 40-й президент США Рональд Рейган.
Президент Рейган и его современники-республиканцы популяризировали противоречивую идею о том, что более значительное снижение налогов для богатых инвесторов и предпринимателей дает им стимулы для сбережений и инвестирования, а также дает экономические выгоды, которые просачиваются в экономику в целом.
Он часто цитировал афоризм «прилив поднимает все лодки», чтобы объяснить свою точку зрения на эту теорию.
Ключевые выводы
Понимание экономики предложения
Как и большинство экономических теорий, экономика предложения пытается объяснить как макроэкономические явления, так и – на основе этих объяснений – предлагать политические рецепты для стабильного экономического роста.
В целом теория предложения состоит из трех столпов: налоговой политики, политики регулирования и денежно-кредитной политики. Однако единственная идея, лежащая в основе всех трех столпов, заключается в том, что производство (то есть «предложение» товаров и услуг) является наиболее важным в определении экономического роста.
Теория предложения, как правило, резко контрастирует с кейнсианской теорией, которая, среди прочего, включает идею о том, что спрос может колебаться, поэтому, если отставание потребительского спроса влечет экономику к спаду, правительству следует вмешаться с помощью фискальных и монетарных стимулов.
Это единственное большое различие: чистый кейнсианец считает, что потребители и их спрос на товары и услуги являются ключевыми факторами экономики, в то время как сторонник предложения считает, что производители и их готовность создавать товары и услуги определяют темпы экономического роста.
Аргумент, что предложение порождает собственный спрос
В области экономики мы рассматриваем кривые спроса и предложения. На приведенной ниже диаграмме показано упрощенное макроэкономическое равновесие: совокупный спрос и совокупное предложение пересекаются, чтобы определить общий объем производства и уровни цен. (В этом примере выпуск может быть валовым внутренним продуктом, а уровень цен может быть индексом потребительских цен.)
Приведенная ниже диаграмма иллюстрирует предпосылку со стороны предложения: увеличение предложения (т. Е. Производства товаров и услуг) увеличит объем производства и снизит цены.
Предложение на самом деле идет дальше и утверждает, что спрос в значительной степени не имеет значения. В нем говорится, что перепроизводство и недопроизводство не являются устойчивыми явлениями.
Сторонники предложения утверждают, что, когда компании временно “производят перепроизводство”, будут созданы избыточные запасы, впоследствии цены упадут, а потребители увеличат свои закупки, чтобы компенсировать избыток предложения.
По сути, это означает веру в вертикальную (или почти вертикальную) кривую предложения, как показано на диаграмме ниже.
На приведенной ниже диаграмме мы иллюстрируем влияние увеличения спроса: цены растут, но объем производства не сильно меняется.
При такой динамике – когда предложение вертикально – единственное, что увеличивает выпуск (и, следовательно, экономический рост), – это увеличение производства товаров и услуг, как показано ниже:
Теория предложения Только увеличение предложения (производства) увеличивает выпуск
Три столпа
Из этой предпосылки вытекают три столпа со стороны предложения. Что касается налоговой политики, то сторонники предложения выступают за более низкие предельные налоговые ставки. Что касается более низкого предельного подоходного налога, то сторонники предложения полагают, что более низкие ставки побудят рабочих предпочитать работу отдыху (с разницей).
Что касается более низких ставок налога на прирост капитала, они считают, что более низкие ставки побуждают инвесторов продуктивно размещать капитал. При определенных ставках сторонник предложения даже будет утверждать, что правительство не потеряет общие налоговые поступления, потому что более низкие ставки будут более чем компенсированы более высокой базой налоговых поступлений – из-за большей занятости и производительности.
В вопросе о регуляторной политике сторонники предложения обычно объединяются с традиционными политическими консерваторами – теми, кто предпочел бы меньшее правительство и меньшее вмешательство в свободный рынок.
Это логично, потому что сторонники предложения – хотя они могут признать, что правительство может временно помочь, совершая покупки, – не думают, что этот индуцированный спрос может либо спасти рецессию, либо оказать устойчивое влияние на рост.
Третий столп – денежно-кредитная политика – вызывает особые споры. Под денежно-кредитной политикой мы имеем в виду способность Федеральной резервной системы увеличивать или уменьшать количество долларов в обращении (т. Е. Когда больше долларов означает больше покупок потребителями, тем самым создавая ликвидность).
Кейнсианец склонен думать, что денежно-кредитная политика является важным инструментом для настройки экономики и работы с бизнес-циклами, тогда как сторонник предложения не думает, что денежно-кредитная политика может создавать экономическую ценность.
Хотя оба согласны с тем, что у правительства есть печатный станок, кейнсианец считает, что этот печатный станок может помочь решить экономические проблемы. Но сторонник предложения думает, что правительство (или ФРС), вероятно, создаст проблемы со своим печатным станком только следующими способами:
При чем тут золото?
Поскольку сторонники предложения рассматривают денежно-кредитную политику не как инструмент, который может создавать экономическую ценность, а скорее как переменную, которую нужно контролировать, они выступают за стабильную денежно-кредитную политику или политику умеренной инфляции, привязанную к экономическому росту – например, 3% к 4 % роста денежной массы в год.
Этот принцип является ключом к пониманию того, почему поставщики часто выступают за возврат к золотому стандарту, что на первый взгляд может показаться странным (и большинство экономистов, вероятно, действительно считают этот аспект сомнительным).
Идея не в том, что золото является чем-то особенным, а скорее в том, что золото является наиболее очевидным кандидатом в качестве стабильного «средства сбережения». Сторонники предложения утверждают, что, если бы США привязали доллар к золоту, валюта была бы более стабильной, и колебания валютных курсов привели бы к меньшим разрушительным последствиям.
В качестве инвестиционной темы теоретики со стороны предложения говорят, что цена на золото – поскольку оно является относительно стабильным средством сбережения – дает инвесторам « опережающий индикатор » или сигнал для направления доллара. Действительно, золото, как правило, рассматривается как инфляция хеджирования. И хотя исторические данные вряд ли идеальны, золото часто давало первые сигналы относительно доллара.
Часто задаваемые вопросы по экономике предложения
Почему это называется экономикой предложения?
Это называется экономикой предложения, потому что теория считает, что производство («предложение» товаров и услуг) является наиболее важным макроэкономическим компонентом в достижении экономического роста.
В чем противоположность экономики предложения?
Противоположностью теории предложения является кейнсианская экономика, которая считает, что спрос на товары (расходы) является ключевым фактором экономического роста.
Что такое рейганомика?
Рейганомика – это термин, обозначающий экономическую политику президента Рональда Рейгана, которая была сосредоточена на снижении налогов для богатых, полагая, что это приведет к сбережениям и увеличению инвестиций, которые дадут экономические выгоды, которые дойдут до всей экономики. Рейганомика также сосредоточилась на увеличении военных расходов и дерегулировании внутренних рынков.
Кейнсианская экономика – со стороны предложения или спроса?
Кейнсианская экономика – это экономика спроса, которая считает, что спрос в экономике является ключевым фактором роста. Увеличение или уменьшение спроса на товары и услуги влияет на то, сколько производителей предложения вносят в экономику.
Кейнсианская экономика считает, что если потребительский спрос снижается, то ответственность за увеличение расходов и вмешательство с помощью фискальных и монетарных стимулов лежит на правительстве.
Чем отличаются экономики со стороны предложения и спроса?
Экономика со стороны предложения считает, что производители и их готовность создавать товары и услуги определяют темпы экономического роста, в то время как экономика со стороны спроса считает, что потребители и их спрос на товары и услуги являются ключевыми факторами экономики.
У экономики предложения есть яркая история. Некоторые экономисты рассматривают предложение как полезную теорию. Другие экономисты настолько категорически не согласны с теорией, что отвергают ее как не предлагающую ничего особенно нового или спорного в качестве обновленного взгляда на классическую экономику.
Основываясь на трех столпах, рассмотренных выше, вы можете увидеть, как нельзя отделить сторону предложения от политических сфер, поскольку это подразумевает снижение роли правительства и менее прогрессивную налоговую политику.
Теория экономики предложения
Суть концепции сторонников экономики предложения, ее преимущества и критика. Социально-экономические предпосылки для пересмотра в 80-е годы системы налогообложения. Роль фискальной политики и ее воздействие на экономику. Смысл теории кривой Лаффера.
Рубрика | Экономика и экономическая теория |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 02.11.2009 |
Размер файла | 20,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Как и монетаристы, сторонники экономики предложения выступают за либеральные способы управления экономикой. Они критикуют методы прямого, непосредственного регулирования со стороны государства. И если все же приходится прибегать к регулированию, то это рассматривается как неизбежное зло, снижающее эффективность и связывающее инициативу и энергию производителей. Взгляды представителей этой школы на роль государства весьма схожи с позицией австро-американского экономиста Фридриха фон Хайека (1899—1992), настойчиво проповедовавшего свободное рыночное ценообразование.
Экономика предложения выступает за сокращение налогов в целях стимулирования инвестиций. Предлагается отказаться от системы прогрессивного налогообложения (получатели высоких доходов являются лидерами в обновлении производства и повышении производительности), снизить налоговые ставки на предпринимательство, заработную плату и дивиденды. Снижение налогов увеличит доходы и сбережения предпринимателей, понизит уровень процентной ставки, в результате будут расти накопления и инвестиции. Для получателей заработной платы снижение налогов увеличит привлекательность дополнительной работы и дополнительных заработков, возрастут стимулы к работе, увеличится предложение рабочей силы.
Рекомендации представителей этой школы по расширению предложения капитала и рабочих рук используются в экономических программах США и других стран Запада.
В своих рассуждениях теоретики экономики предложения опираются на так называемую кривую Лаффера. Ее смысл в том, что снижение предельных ставок и вообще налогов обладает мощным стимулирующим воздействием на производство. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается: раз выпускается больше продукции, то и налогов собирается больше. Это происходит не сразу. Но по идее расширение базы налогообложения способно компенсировать потери, вызванные снижением налоговых ставок. Как известно, снижение налогов явилось составным элементом программы Рейгана.
В разработке и распространении теории большая роль принадлежит Американскому институту предпринимательства, являющемуся, по словам И. Стоуна, «вашингтонской фабрикой мысли, которую, пожалуй, можно считать ведущим источником консервативных идей».
Представители экономики предложения являются сторонниками идей экономического либерализма. В теоретическом плане концепция характеризуется применением принципов микроэкономического подхода к анализу таких макроэкономических проблем, как накопление капитала и государственные финансы. При этом основное внимание уделяется воздействию налогов и налоговой политики на экономическую активность, корректировке системы регулирования, смещению целей и приоритетов экономической политики и модификации методов достижения этих целей. Представители экономики предложения требуют ликвидации «вредных» форм регулирования, уменьшения регламентирующей и регулирующей деятельности государства, а также укрепления рыночных основ предпринимательства.
Экономическое процветание общества теоретики экономики предложения связывают с защитой частной собственности и с совершенствованием механизма цен, с созданием дополнительной системы мер по повышению конкурентоспособности рыночной экономики, перестройкой системы социально-экономических и политических отношений в соответствии с интересами предпринимательства.
Но теоретики не стремятся полностью устранить государство из экономики. Они ведут речь о его преобразовании, создании «государства социального страхования», целью которого является улучшение положения всех американцев, создание справедливой социально-экономической организации, которая открывает простор для реализации индивидуальных устремлений и основана на принципе «равных возможностей», позволяющем обеспечить условия для эффективного функционирования экономики.
При этом идеологи экономики предложения считают, что условием, необходимым для процветания общества, является обеспечение богатства, права неограниченного владения собственностью, предпринимательской активности. Поэтому, признавая, что масса людей живет в нищете, они выступают за увеличение совокупного богатства общества посредством накопления капитала, за содействие богатым людям в реализации их устремлений, за сохранение рыночной системы хозяйствования, свободной системы цен, которая является механизмом, передающим информацию, необходимую для координации экономической деятельности; создающим стимулы для ее реализации, для распределения труда и капитала; обеспечивающим всеобщее изобилие, распространяющееся и на низшие классы.
В связи с этим одной из актуальных задач, по мнению теоретиков экономики предложения, является устранение внешних для рыночной системы хозяйствования препятствий свободному движению цен, связанных главным образом с системой налогообложения. По их мнению, оно вызывает нежелательное вмешательство в рыночный механизм.
Социально-экономическими предпосылками для пересмотра в 80-е годы системы налогообложения явились сильные негативные последствия высокого уровня налоговых ставок. Во-первых, высокие налоги обусловили эффект ускорения инфляции издержек. Это связано с тем, что большая часть налогов со временем трансформируется в издержки предпринимателей и перекладывается на потребителей в форме более высоких цен. Рост цен, в свою очередь, вызывает сокращение объемов производства, смещая кривую совокупного предложения влево.
Во-вторых, высокие налоги, обусловив рост производственных издержек и инфляцию, привели к снижению эффективности производства, сокращению вознаграждений, получаемых рабочими и предпринимателями после выплаты налогов. Это, в свою очередь, отразилось на внедрении нововведений и размерах инвестирования.
Теоретики экономики предложения осуществляют пересмотр модели налогового регулирования, строя свои рассуждения на положении о необходимости обеспечения изменений в совокупном предложении факторов производства.
Главной предпосылкой изменений в совокупном предложении являются сбережения, увеличение которых вызывает сокращение потребительского спроса, расширение размеров накопления и инвестиций. Стимулирование сбережений теоретики связывают с воздействием на соответствующую относительную «цену», которая отражает привлекательность потребления по сравнению со сбережением. В результате центральным моментом становится воздействие на размер реально получаемых инвесторами доходов, на сбережения через изменения ставок налогов. Так определяется основной способ влияния на распределение потребления во времени, а также дохода на сберегаемую и расходуемую части.
Данные положения позволили теоретикам экономики предложения обосновать вывод, что одним из условий, обеспечивающих рост сбережений и расширение инвестиционной деятельности, выступает низкий уровень налогов. Для теоретического доказательства стимулирующего воздействия низких налоговых ставок они использовали бюджетную концепцию А. Лаффера. По его мнению, движущей силой экономического роста выступает заинтересованность хозяйственных агентов экономической деятельности, ориентированной на рынок. Если эта деятельность выгодна им, то воспроизводство будет осуществляться интенсивными темпами. Если же успешное функционирование рынка будет сталкиваться с усиливающейся дискриминацией в виде более высоких и прогрессивных налогов, то экономическая активность будет падать.
Главной переменной величиной у Лаффера являются предельные ставки. Он считает, что если предельные ставки достигают достаточно высокого уровня, то сокращаются стимулы для предпринимательской инициативы и расширения производства, падают прибыли, усиливается процесс уклонения от уплаты налогов, следовательно, снижаются и общие налоговые поступления. Сокращение предельных налоговых ставок, напротив, вы высвобождает частную инициативу, обеспечивает рост производства, приток дополнительных поступлений в бюджет, возможность его сбалансирования.
Анализ последствий снижения налогов для государственных финансов осуществляется на основе «кривой Лаффера». Считая, что налоговые поступления являются продуктом налоговой ставки и налоговой базы, Лаффер проследил графическую взаимосвязь между ними. Это позволило ему обосновать вывод о том, что эффект воздействия изменения норм обложения на бюджетные поступления зависит от величины эластичности выпуска продукции по налоговой ставке. Когда ее величина достигает минус единицы, налоговые поступления начинают падать. Таким образом, по мере роста норм обложения от 0 % до 100 % поступления в государственный бюджет растут от нуля до некоторого максимального уровня, а затем снижаются до нуля в связи с тем, что более высокие налоговые ставки сдерживают экономическую активность и налоговая база сокращается.
По мнению Лаффера, сокращение налогов для экономики может дать тройной эффект: во-первых, способствовать преодолению дефицита государственного бюджета в связи со снижением масштабов уклонения и неплатежа налогов, повышением стимулов к производству и увеличению занятости, уменьшением правительственных трансфертных платежей (например, на пособия по безработице); во-вторых, обеспечивать расширение налоговой базы вследствие увеличения предложения рабочей силы и капитала, т.е. расширения объемов производства; в третьих, обусловливать перевод ранее используемых рынком труда и капитала из низкооплачиваемой в сравнительно высокооблагаемую сферу хозяйственной деятельности в связи с улучшением распределения ресурсов по сферам и повышением эффективности экономики.
Признавая, что эффективность снижения налогов зависит от «набора» мероприятий бюджетно-налоговой политики, неоклассики для обеспечения долговременного неинфляционного роста экономики предлагают осуществлять сокращение налоговых ставок одновременно со снижением государственных расходов. По их мнению, это обеспечит «эффект замещения» и погасит действие «эффекта дохода».
Таким образом, по сравнению с неокейнсианцами, которые строили механизм налогового регулирования на изменениях уровня налогов (снижения их как средства проведения антициклической политики, повышения в годы оживления и подъема с целью сдерживания деловой активности), неоклассики формируют его на основе широкомасштабного и целенаправленного снижения общего уровня налогов для поддержания высокого уровня сбережений и инвестиций, а также расширения общих налоговых поступлений.
Авторы теории предложения используют концепции различных школ, включая английскую, американскую, западногерманскую. Их теоретические источники восходят к работам Ф. Найта, Г. Саймонса, Л. Мизеса, В. Ойкена. Ведущими авторитетами для них являются Ф. Хайек, М. Фридмен, У. Бернc, М. Уэйденбаум, Г. Стайн. Большое влияние на формирование экономической концепции предложения оказала работа Ф. Хайека «Новые исследования в области философии, политики и истории идей» (1978), а также монетарная теория М. Фридмена. Отсюда прежде всего были восприняты основные оценки современного состояния капиталистической экономики, толкования причин её неустойчивости, негативное отношение к сложившейся на основе кейнсианства практике государственного регулирования. Основателями теории экономики предложения явились американские экономисты А. Лаффер, Р. Мандель, М. Фелдстайн, Дж. Гилдер, М. Эванс и другие. Приверженцами этой концепции и ее внедрения в экономическую практику выступили экономисты-практики, тесно связанные с администрацией США.
Экономическая теория предложения вызвала резкую критику со стороны известных западных авторов. По словам Дж. Гэлбрейта, экономическая теория предложения носит более чем преходящий характер, являясь «временным отклонением в государственной политике». Он убежден, что эта теория вместе с монетаризмом будет «отвергнута и даже сейчас отвергается опытом и здравым смыслом».* Низкую практическую эффективность экономики предложения отмечает американский экономист Б. Босворт. Хотя, по его мнению, проблема предложения ресурсов заслуживает большего внимания, авторы не сумели разработать обоснованных рекомендаций по ее реализации. Исключение составляет лишь рост инвестиций в результате налоговой реформы 1981 г. В целом же экономическая политика администрации США в 80-е годы имела серьезные просчеты. Так, например, несмотря на принятые меры по стимулированию сбережений, их доля в ВНП фактически не изменилась Босворт считает, что эти просчеты рейганомики связаны главным образом с гиперболизацией налоговых льгот корпорациям в ущерб другим методам государственного регулирования экономики. Авторы популярного в США и других странах учебника «Экономикс» П. Самуэльсон и У. Нордхауз убеждены в том, что оздоровление американской экономики связано не с предложением, как утверждают неоклассики, а со спросом.
Список использованной литературы
1. История экономических учений: Курс лекций.-Мн.:Академия управления при Президенте Республики Беларусь,2004.- 280 с.
2. История экономических учений: учеб. пособие для студ. ВУЗов.- Мн.: Выш. шк., 1984.- 351 с.