стиль нон фикшн что это
Стиль нон фикшн что это
Марина Козинаки, Евгения Спащенко, Саша Степанова и Ольга Птицева — 4 писательницы, ведущие подкаста «Ковен Дур» и авторы книги «В голос!». Недавно у девушек прошел вебинар в рамках курса «Цех № 1». Там они рассказали о том, как увлечь читателя и сделать так, чтобы он проглотил книгу от корки до корки — даже если вы пишете о сложных вещах.
Выбрали фрагмент из вебинара писательниц — с полезными советами и мыслями.
Ценности и посыл
Тема повествования — это то самое жгучее любопытство, которое живет в авторе и мотивирует его работать. Мы должны помнить, зачем мы рассказываем эту историю, зачем работаем с этим проектом, зачем вообще обращаемся к читателю. Мы должны хотеть делиться опытом и искать ключ к сердцу своего читателя. Важно делать это искренне, потому что читатель тонко чувствует фальшь. Быть искренним и честным нам помогают ценности, которые мы вкладываем в проект.
«Цех №1»
Ценности формируют посыл всего, что вы транслируете. Посыл — вектор повествования.
Какими бывают ценности?
Ценности бывают разными, потому что мы все очень разные. Главное — чтобы это было не какое-то сиюминутное и напускное, а что-то очень важное для вас. Когда ваша деятельность соответствует вашим ценностям, вокруг вас аккумулируется огромное количество союзников, которые разделяют эти ценности и смотрят на мир под схожим углом. Это дает опору, поддерживает в сложных ситуациях и помогает сохранить мотивацию. Ваша книга тоже должна быть основана на ваших ценностях.
Ценности необязательно формулировать в начале работы. Возможно, вы найдете правильные слова для них чуть позже. Но если вы уже сейчас можете решить для себя, какие установки подходят вашему проекту, это замечательно: так вы сможете быстрее собраться с мыслями и понять, в какую сторону идти. Попробуйте их записать.
Чтобы ценности не оставались просто списком на бумаге, их стоит преобразовать в конкретные посылы и решить, как именно вы будете добиваться соблюдения этих ценностей.
Композиция
Композиция — схема плана действий. Как только вы поймете, из каких частей состоит любая книга и ваша будущая книга в том числе, у вас будет схема плана действий. Многие механизмы работы с художественной прозы работают и с прозой нехудожественной.
Структура композиции
Есть композиция повествования и композиция повествования-рассуждения.
Композиция повествования — это:
Разберем историю, которая бы уложилась в эту композицию повествования.
Завязка. Все любят прогуливать школу. В детстве придумывают самые фантастические варианты, почему прогулял школу, и если сработало, то это воспоминание на всю жизнь.
Развитие. Как-то мы обсуждали с друзьями, как, кто и когда прогуливал школу. Все рассказывали какие-то фантастические истории. У одного соседи залили так квартиру, что шкаф перекрыл входную дверь, кто-то застрял в школьном заборе и опоздал на проверочную по физике. Но у меня была самая лучшая история. Меня просто невозможно обыграть в эту игру. Почему? Потому что однажды я не пошла в школу, потому что в моем поселке был белый медведь.
Кульминация. Я жила на Крайнем Севере. Однажды утром я встаю, выхожу на кухню из спальни и вижу свою сестру, которая не собирается в школу. Я говорю: «Послушай, почему ты не собираешься в школу?» Она говорит: «Выгляни в окно!» Я выглядываю в окно, а по детской площадке идет огромный белый медведь. Потому что на Севере, когда медведи голодные, они периодически приходят к людям в поселения и так лениво шарятся по помойкам. Понятное дело, что, когда медведь приходит в поселок, объявляется чрезвычайное положение: школа не работает.
И финал. Бывает, что место, где ты живешь, такое странное и необычное и дарует тебе кучу историй, которые ты всю жизнь будешь рассказывать и при любом удобном случае делиться. А еще подтверждать аргумент в любом споре.
Композиция повествования-рассуждения — это:
Структура нон-фикшн-книг
Структура композиции в нон-фикшн-книгах — гибрид двух видов повествования.
Расскажу на примере нашей книги.
1. Завязка — вводим читателя в проблематику. Мы рассказываем про историю нашего «ковендурского» объединения. Как мы познакомились, подружились, решили, что нам нужен подкаст. И как потом из желания записывать подкаст появилось желание записывать книжку. Это завязка нашего повествования.
2. Развитие + аргументация — делимся знаниями (теоретическая часть) и опытом (часть сторителлинга). Мы рассказываем, что в мире есть подкастинг. А еще о том, почему в России заниматься подкастом сейчас клево, это очень большая ниша. Начинаем собирать нашу теоретическую и опытную часть: говорим про то, как записывать подкаст, найти идею, научиться рассказывать истории, где искать гостя, как прописывать сценарий первого выпуска, на что записывать свой подкаст, о чем говорить и как публиковать.
3. Кульминация — сводим воедино все основные вопросы и противоречия. Мы опубликовали наш подкаст. Что делаем дальше? В книге мы рассказываем, как реагировать на первый выход своего первого эпизода, делимся своим опытом и мнением о разных платформах.
4. Вывод — ответы найдены, конфликты разрешены. В книге у нас идут главы, которые помогут нашим читателям после выхода первого эпизода чувствовать себя более уверенно. В этих главах мы рассказываем, как монетизировать подкаст и как работать с рекламодателями. Объясняем всё про личный бренд и про личные бренды, которые могут выстроить наши читатели. Говорим про работу по улучшению себя как оратора и подкастера.
5. Финал — место послесловия, в котором вы оставляете пространство для самостоятельного роста: вашего и читательского. Мы обозначаем новые вопросы для продолжения дискуссии вне книги — например, для того, чтобы читатель подписался на вас в соцсетях. Послесловие нашей книжки — письмо. Был как раз эпицентр первой ковидной волны, и подкасты тогда выросли в прослушивании. Возникла какая-то безопасная аудиообщность. И вот об этой общности, о ценности союзничества мы говорили в финале, заканчивая нашу большую работу.
По этой композиции вы можете разложить любую книжку, в том числе и художественную.
Логика повествования
Логика повествования — это важно. Когда перед вами оказывается рубрикатор, стоит задуматься, а как, собственно, это все рассказывать. Ведь иногда даже самая увлекательная история — казалось бы, рассказанная восхитительно — почему-то не трогает читателя и проходит мимо него. Причина одновременно простая и сложная.
Противная ящерица
Любая информация сначала попадает в рептильный мозг — самую древнюю часть человеческого мозга. Этот мозг кодирует информацию по простому принципу:
опасно — борись или беги
Важна не только та информация, которую вы передаете. Важно, насколько хорошо эта информация подготовлена для вашей рептилии, потому что она живет в каждом слушателе.
Готовим для ящерицы
Названия глав
Названия глав — крючок, на который западает читатель. Прочитать название главы быстрее, чем прочитать целую главу. Так что в ограниченный объем нужно уместить обещание самой полезной и неожиданной информации (а после обязательно выдать ее в главе, помните про читательские ожидания).
Что нужно добавить в название главы?
По материалам уроков курса «Цех № 1»
«Разговор с Кобюк, чей третий голос? ❗️ Влад Бахов, Андрей Малахов (нон-фикшн) расследование»
Вот ведь, русский язык пополняет свой запас новыми словами, отодвигая все дальше и дальше в историю истинно русские слова и выражения. И как понимать это всё без словаря?
Теперь зато я уже буду знать и поделюсь. Я еще делаю это параллельно. Открыла вопрос в Гугле и пишу, теперь знаю, что это.
Оказывается, это всего лишь документальная проза!
Сначала про ДП немного и про Н-Ф.
Википедия:
«Документальная проза — особый литературный жанр, для которого характерно построение сюжетной линии исключительно на реальных событиях, с редкими вкраплениями художественного вымысла. Примерами могут служить биографии чем-либо выдающихся людей, истории каких-либо событий, страноведческие описания, расследования громких преступлений.
Документальная проза основана на воспоминаниях очевидцев, документах. Также могут использоваться воспоминания самого автора. При этом авторская точка зрения проявляется в отборе и структурировании материала, а также в оценке событий. На суд читателя предлагается законченная версия событий, существенно дополняющая, а зачастую и опрокидывающая предлагавшуюся прежде. В документальной прозе широко используется публицистический стиль.
От журналистики (репортажа, очерка) документальная проза отличается бо́льшим периодом времени, прошедшим со времени описываемых событий, а также бо́льшим объёмом. От научно-исторических исследований документальная проза отличается воссозданием яркой, живой картины событий, психологического облика людей.
В последние несколько десятилетий термин «документальная проза» используется также для передачи на русском языке англоязычного понятия нон-фикшн (англ. non-fiction букв. «невымысел»), которое объединяет все разновидности литературы — за исключением литературы художественной, где действуют вымышленные персонажи. В категорию нон-фикшн входят научно-популярная, справочная, политическая, историческая литература, эссеистика и т. д.»
«Нон-фикшн
Нон-фикшн – термин, обозначающий все произведения нехудожественной, прикладной литературы.
Произведения категории нон-фикшн основаны не на вымысле, а на фактах. В связи с этим в категорию нон-фикшн попадает широкий спектр книжной продукции, включая кулинарные книги, мемуары, эссе, энциклопедии и словари, научно-популярную литературу, книги по психологии и личностному росту, философию и многое другое».
https://eksmo.ru/slovar/non-fikshn/
Всё чаще на просторах интернета встречается такой термин, как «нон-фикшн» (non-fiction). Обычно употребляют его в разговорах о литературе и литературных жанрах. Многочисленные списки книг, «которые нужно прочитать до 25/30/50/до конца жизни», тоже часто встречаются произведения в этом жанре. Что же такое нон-фикшн литература и в чём её отличие от фикшн (fiction)?
Что такое нон-фикшн литература
Нон-фикшн – это особый литературный жанр, для которого характерно построение сюжета исключительно на фактах или реальных событиях. В редких случаях в сюжетную линию могут быть введены незначительные вкрапления художественного вымысла, однако его количество не должно преобладать над документальностью.
Для произведений в жанре нон-фикшн важен автор. Именно через его видение мира, жизненный опыт, эстетический, религиозные, политические убеждения излагаются факты, которые в определённый момент жизни стали ему доступны.
Многие уже знакомы с нон-фикшн жанром, его ближайший аналог на телевидении – журналистское расследование (или журналистский репортаж).
Прямое изложение фактов и/или событий – это обычная статистика, но вот трансформация этой информации в литературное произведение, в котором все сухие факты обрастают интересными и достоверными подробностями – это признаки non-fiction.
Безусловно, грань между художественным вымыслом и изложением реальных фактов через восприятие автора очень тонкая. А потому многие путаются в терминологии и часто принимают за нон-фикшн произведения, которые им не являются.
Наиболее популярная литература, которая пишется в non-fiction жанре:
справочники и учебные пособия;
монографии;
энциклопедии;
путеводители;
публицистика;
биографии;
мемуары;
труды по истории науки и техники.
Темы в рамках жанра нон-фикшн
Обычно выбор темы для автора будущего произведения в жанре non-fiction будет зависеть от компетенции последнего. Если писатель много путешествует и умеет подмечать интересные детали во время таких путешествий, умело компонуя их в увлекательные рассказы, то, очевидно, ему следует попробовать себя в путевых заметках.
Для практикующего психолога будет интересно попробовать себя в написании книг по саморазвитию, личностному росту, умению строить отношения.
Сейчас психологические нон-фикшн книги на пике популярности. У каждого есть возможность найти «своего читателя» при условии наличия большого опыта в психологии.
Или, может быть, вы окружены множеством интересных людей, жизненные истории и успех которых достойны книги? Или вы сами смогли раскрутить свой личный бизнес и теперь знаете об этом всё? Тогда вам стоит попробовать себя в написании биографий, бизнес-тренингов, тренингов личностного роста.
Нон-фикшн литература гораздо более разноплановая и многообразная, чем многим кажется. Она включает в себя следующие актуальные тематики:
саморазвитие и личностный рост;
эзотерика;
финансы;
бизнес;
мемуары и биографии;
религия;
философия;
путешествия, путевые заметки;
политика;
искусство и творчество;
фитнес;
бьюти;
отношения;
кулинария и другие виды хобби.
Это далеко не полный список возможных нон-фикшн тематик. Поскольку границы жанра всё ещё подвижны, к нему каждый год добавляются всё новые и новые подходящие темы.
Для литературы в жанре нон-фикшн свойственно применение следующих литературных приёмов:
преобладание разговорной, «живой» речи в диалогах персонажей;
сценарий чётко выстроен;
частое употребление «я» и выражение личного мнения автора произведения;
особенное внимание к деталям в поведении героев, нарочитое подчёркивание их статуса.
Русский читатель наверняка уже знаком с произведениями литературы, написанными в non-fiction жанре, ещё со школы:
«Фрегат Паллада» И.А. Гончарова – отличный пример описания подробного путешествия автора в Японию в качестве посла;
«Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищева – классический пример путевых заметок, подробная фиксация на деталях быта и жизни людей из разных слоёв общества, политические рассуждения, личный опыт и т.д.
Если брать во внимание более современную литературу, то самым, пожалуй, удачным примером нон-фикшн автора был Стивен Хокинг – физик-теоретик, космолог и человек, который популяризировал науку в любительских кругах. Именно благодаря ему многие люди, не связанные с наукой, заинтересовались физикой, космосом и его изучением.
В чем разница между fiction и non-fiction?
Основное различие кроется в самих названиях этих жанров:
Фикшн (fiction) – это практически вся художественная литература. К этой категории относится все произведения, в которых преобладает вымысел, фантазия, выдумка. К категории фикшн произведений относят басни, романы, рассказы, пьесы, стихи, повести и т.д.
Нон-фикшн (non-fiction) – это нехудожественная литература, в которой практически нет места художественному вымыслу или фантазии. К этой категории литературных произведений относят учебники, критические произведения, мемуары, журналистские труды и т.д.
Хотя, конечно, понятия «выдумка» или «художественный вымысел» не имеют под собой какой-то чёткой теоретической основы, а потому реальность и фантазия часто проникают друг в друга, размывая жанровые границы non-fiction и fiction произведений. Так что при определении жанра придётся обращать внимание на другие литературные приёмы и достоверность фактов.
Список нон-фикшн издательств Рунета
Существует несколько основных издательств, в которых принимаются для печати книги в жанре non-fiction:
Миф;
Эксмо;
Бомбора;
АСТ;
Альпина Паблишер;
Альпина Нон-фикшн;
Питер;
Азбука-Бизнес/Азбука-Аттикус.
Прежде чем принять ту или иную рукопись для печати, в издательстве её тщательно проанализируют. В ней должны быть задатки коммерческого успеха, она должна быть интересной для читателя. В некоторых случаях в произведение будут внесены коррективы.
Если вы получили отказ от издательства или хотите, чтобы ваше «детище» вышло в неизменном виде, то вы можете обратить внимание на электронную публикацию на ресурсах самиздата:
Ридеро;
СамИздат;
ЛитНет;
ВаттПад;
Проза.ру;
Стихи.ру.
Нон-фикшн литература с каждым днём становится всё популярнее. Она сумела объединить в себе настолько разноплановые произведения, что даже самый заядлый и придирчивый читатель сможет найти что-то для себя.
Что такое нон-фикшн книги?
Всё чаще на просторах интернета встречается такой термин, как «нон-фикшн» (non-fiction). Обычно употребляют его в разговорах о литературе и литературных жанрах. Многочисленные списки книг, «которые нужно прочитать до 25/30/50/до конца жизни», тоже часто встречаются произведения в этом жанре. Что же такое нон-фикшн литература и в чём её отличие от фикшн (fiction)?
Что такое нон-фикшн литература
Нон-фикшн – это особый литературный жанр, для которого характерно построение сюжета исключительно на фактах или реальных событиях. В редких случаях в сюжетную линию могут быть введены незначительные вкрапления художественного вымысла, однако его количество не должно преобладать над документальностью.
Для произведений в жанре нон-фикшн важен автор. Именно через его видение мира, жизненный опыт, эстетический, религиозные, политические убеждения излагаются факты, которые в определённый момент жизни стали ему доступны.
Многие уже знакомы с нон-фикшн жанром, его ближайший аналог на телевидении – журналистское расследование (или журналистский репортаж).
Прямое изложение фактов и/или событий – это обычная статистика, но вот трансформация этой информации в литературное произведение, в котором все сухие факты обрастают интересными и достоверными подробностями – это признаки non-fiction.
Безусловно, грань между художественным вымыслом и изложением реальных фактов через восприятие автора очень тонкая. А потому многие путаются в терминологии и часто принимают за нон-фикшн произведения, которые им не являются.
Наиболее популярная литература, которая пишется в non-fiction жанре:
Темы в рамках жанра нон-фикшн
Обычно выбор темы для автора будущего произведения в жанре non-fiction будет зависеть от компетенции последнего. Если писатель много путешествует и умеет подмечать интересные детали во время таких путешествий, умело компонуя их в увлекательные рассказы, то, очевидно, ему следует попробовать себя в путевых заметках.
Для практикующего психолога будет интересно попробовать себя в написании книг по саморазвитию, личностному росту, умению строить отношения.
Сейчас психологические нон-фикшн книги на пике популярности. У каждого есть возможность найти «своего читателя» при условии наличия большого опыта в психологии.
Или, может быть, вы окружены множеством интересных людей, жизненные истории и успех которых достойны книги? Или вы сами смогли раскрутить свой личный бизнес и теперь знаете об этом всё? Тогда вам стоит попробовать себя в написании биографий, бизнес-тренингов, тренингов личностного роста.
Нон-фикшн литература гораздо более разноплановая и многообразная, чем многим кажется. Она включает в себя следующие актуальные тематики:
Это далеко не полный список возможных нон-фикшн тематик. Поскольку границы жанра всё ещё подвижны, к нему каждый год добавляются всё новые и новые подходящие темы.
Для литературы в жанре нон-фикшн свойственно применение следующих литературных приёмов:
Русский читатель наверняка уже знаком с произведениями литературы, написанными в non-fiction жанре, ещё со школы:
Если брать во внимание более современную литературу, то самым, пожалуй, удачным примером нон-фикшн автора был Стивен Хокинг – физик-теоретик, космолог и человек, который популяризировал науку в любительских кругах. Именно благодаря ему многие люди, не связанные с наукой, заинтересовались физикой, космосом и его изучением.
В чем разница между fiction и non-fiction?
Основное различие кроется в самих названиях этих жанров:
Хотя, конечно, понятия «выдумка» или «художественный вымысел» не имеют под собой какой-то чёткой теоретической основы, а потому реальность и фантазия часто проникают друг в друга, размывая жанровые границы non-fiction и fiction произведений. Так что при определении жанра придётся обращать внимание на другие литературные приёмы и достоверность фактов.
Список нон-фикшн издательств Рунета
Существует несколько основных издательств, в которых принимаются для печати книги в жанре non-fiction:
Прежде чем принять ту или иную рукопись для печати, в издательстве её тщательно проанализируют. В ней должны быть задатки коммерческого успеха, она должна быть интересной для читателя. В некоторых случаях в произведение будут внесены коррективы.
Если вы получили отказ от издательства или хотите, чтобы ваше «детище» вышло в неизменном виде, то вы можете обратить внимание на электронную публикацию на ресурсах самиздата:
Нон-фикшн литература с каждым днём становится всё популярнее. Она сумела объединить в себе настолько разноплановые произведения, что даже самый заядлый и придирчивый читатель сможет найти что-то для себя.
Современный нон-фикшн, что это: одноразовое чтиво или серьезная литература?
Когда «слезоточивые» любовные романы и захватывающие детективы, леденящие мистические новеллы и фантастические повести наскучили, приходит время литературы нон-фикшн. Что это за жанр, популярность которого, согласно сведениям книгоиздателей, растет с каждым годом? Какие у него особенности и для кого он интересен? Постараемся ответить на все поставленные вопросы в этой статье.
Жанры литературы: что это такое?
Самая общая классификация всей литературы – это подразделение ее на художественную и всю остальную – non-fiction (нон-фикшн). В произведениях, таких как романы, повести, пьесы, рассказы, относимых к художественной литературе, обязательно есть вымышленные персонажи и придуманный сюжет. Они бывают поэтическими и прозаическими. В свою очередь, все художественные литературные произведения подразделяются на такие категории, как интеллектуальная проза и жанровая литература.
В отличие от художественной, нон-фикшн литература не использует вымышленные истории, сюжеты и персонажей, и она представлена:
учебниками;
словарями;
энциклопедиями;
монографиями;
публицистикой;
биографиями;
мемуарами и другими формами.
Что же такое non-fiction?
Давайте рассмотрим определение нон-фикшн, что это такое. Как уже говорилось, в такой литературе нет вымышленных событий и фактов, так как это художественно-публицистический литературный жанр, в котором автор через призму своего эстетического, этического и образного восприятия, документально и реалистично излагает факты, представляет персонажей и события. Так как это литература, то есть искусство владения словом, писатель использует композиционную организацию текста и различные приемы раскрытия образов, представленных в произведении. Таким образом, нон-фикшн – это литературное творчество, жестко привязанное к конкретным и реальным фактам жизни.
Когда появилась non-fiction?
В большинстве источников временем появления самого термина «нон-фикшн» и первого произведения, относимого к этому жанру, считается 1965 год, когда вышла в свет книга «Хладнокровное убийство» Трумена Капоте. Относительно того, когда появился термин, спорить не станем, но вот, как их принято сегодня называть, травелоги, или путевые заметки (такие как радищевские «Путешествия из Петербурга в Москву», «Фрегат «Паллада»» И.А. Гончарова или герценовские «Былое и думы») созданы были задолго до второй половины XX столетия. Вот только зачитываясь ими, мы не догадывались, что это русские лучшие нон-фикшн книги!
Спорить не будем, а назовем несколько современных классиков этого жанра. Прежде всего, следует упомянуть Стивена Хокинга, одного из наиболее известных современных физиков-теоретиков. Благодаря его книгам в жанре научный нон-фикшн большая часть землян узнало о черных дырах и их свойствах.
Капоте с «Хладнокровным убийством» считается классиком романа-репортажа. Томас Вулф с нашумевшими во второй половине прошлого века книгами-исследованиями «The Electric Kool-Aid Acid Test» и «The Kandy-Kolored Tangerine-Flake Streamline Baby» создал новое направление экспериментальной и исследовательской документальной прозы.
Виды non-fiction
Находящийся на пересечении журналистики и художественной литературы жанр нон-фикшн имеет несколько классификаций, однако мы рассмотрим ту, что обычно используется в книгоиздательской «кухне»:
биографии и мемуары;
документальные хроники;
эссе;
путевые заметки (травелоги);
критика;
научные исследования;
учебники;
самоучители;
словари;
энциклопедии;
техническая документация.
Тенденцией последнего времени являются электронные издания нон-фикшн, позволяющие оперативно получить интересующую информацию.
Особенности жанра
Мы уже касались, правда, слегка поверхностно, особенностей жанра нон-фикшн. Что это такое? Кратко перечислим основные характеристики:
— отсутствие вымышленных сюжетов и героев;
— рассказ о событиях идет через личностное мировосприятие автора;
— использование различных художественных и драматических приемов;
— построение композиции произведения по драматическому принципу «сцена за сценой».
Кто это издает?