стиль неонуар в кино что
Нео-нуар
Разговор о классическом нуаре погрузил нас в мрачные тени и глубокую ночь. Но выглянув оттуда, мы увидим яркий солнечный свет. Казалось бы, теперь всё позади. Но нет. Мы вышли из мрака только для того, чтобы опаляемые солнцем, оказались в ещё более диком месте. Там мы узнаем, что такое Тёмная сторона Луны. Эту экскурсию проведёт для нас нео-нуар.
К концу 50-х годов классический нуар всем успел надоесть. Рожденный «Мальтийским соколом», прошедший по «Бульвару Сансет», он в конце концов умер с «Печатью зла». За свое относительно недолгое существование жанр подарил нам десятки, если не сотни фильмов различного качества. На время мрачные частные детективы, женщины-вамп и пафосный голос рассказчика смолкли.
Однако поколение американских режиссеров вскоре сменилось. Пришли те, кто вырос на нуар-фильмах. И нуар получил новую жизнь в виде понятия «нео-нуар». Рискну сказать, что пришедший жанр оказался гораздо богаче, разнообразнее и смелее своего предшественника. В первую очередь за счёт того, что в Америке утратил свою актуальность Кодекс Хейса (этот моральный кодекс запрещал кинематографистам практически любые вольности на экране — от ругательств и наркотиков до секса и насилия).
Но и конечно, большую роль сыграли исторические события того времени (Вьетнам, Уотергейт, Карибский кризис, убийство Джона Кеннеди и т.д.). Америка стала менее устойчивой, у людей росли сомнения и упадочные настроения. А, как мы уже выяснили, что может лучше подходить для дурного расположения духа, чем нуар?
Пожалуй, первым (во всяком случае, одним из первых) фильмом в жанре нео-нуар стал «В упор» Джона Бурмена по роману Дональда Уэстлейка. История о гангстере Уокере (его имя мы так и не узнаем), которого ограбили, предали и бросили умирать лучший друг и собственная жена. Он возвращается, чтобы отомстить и вернуть свои деньги.
«В упор», режиссер Джон Бурмен
Здесь у нас история про мафию. Мрачная, аморальная, грубая. Но что отличает ее от обыкновенного нуара?
Во-первых, все дело происходит на солнечных пейзажах Сан-Франциско, а картинка наполнена сочными красками. Во-вторых, манера рассказа обладает чертами чего-то параноидального — монтаж скачет из одного времени в другое сериями вспышек (совсем не так очевидно, как в «Бульваре Сансет»), фильм наполнен концептуальными визуальными образами.
В-третьих, герой постоянно сталкивается с неудачей — к кому бы он ни обратился, никто не может удовлетворить его цель. Уокер со своими прямыми методами чужой в коварном и неоднозначном мире. И это чуть ли не главная черта всех нео-нуаров — бессилие. Неудача преследует героя всегда, как злой рок, и в конечном итоге он либо проигрывает борьбу с жестокой реальностью, либо победа достается слишком дорогой ценой.
Детектив Марлоу в «Долгом прощании» Роберта Олтмена мало того, что выделяется на фоне хиппарского разгульного мира 70-х своим ретроградством (классический костюм и автомобиль из 40-х), так вообще не может нормально вести расследования, ибо его всё время бьют, арестовывают или каким-то другим образом издеваются.
«Долгое прощание», режиссер Роберт Олтмен
Джейк Гиттс в «Китайском квартале» Романа Полански большую часть фильма ходит с разрезанным носом, потому что не смог себя защитить, а, в конце концов, хоть и приходит к разгадке таинственного дела, но слишком поздно, и это уже не помогает избежать трагедии.
«Китайский квартал», режиссер Роман Полански
Кстати, стоит отметить, что по антуражу нео-нуар может развиваться как во времена классического нуара (30-50-е годы), так и в любой другой эпохе, включая современность.
Например, «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта вообще происходит в будущем, полицейский Декард охотится за роботами, а кругом летающие машины, но тем не менее перед нами самый настоящий нео-нуар.
«Бегущий по лезвию», режиссер Ридли Скотт
И это любопытно. Так как развязывает нам руки в плане слияния разных жанровых направлений. «Сердце Ангела» — смесь классического нуарного антуража и оккультной истории про Сатану. «Город грехов» фактически соединяет нуар с чёрной комедией. «Кто подставил кролика Роджера» вообще доводит связь до парадокса — это гремучий симбиоз нуара и мультфильма.
Всё зависит от вашей фантазии.
В числе прочих, из заметных нео-нуаров можно вспомнить также «Секреты Лос-Анджелеса» (мой любимый, и детально рассматривающий работу полиции вместе с коррупцией), «Расплату» (ремейк фильма «В упор» от Брайана Хелгеленда), «Разговор»
Подавляющее большинство этих фильмов цветные. Причём, как правило, очень яркие. Даже «Город грехов», оставаясь в целом чёрно-белым, использует периодически агрессивные оттенки красного, жёлтого и синего. Полагаю, таким образом, сильнее подчеркиваются тёмные стороны человеческой души.
«Город грехов», режиссер Роберт Родригес
Очень важно понять, что нео-нуар снимает с нас все ограничения. Тематически он может быть о чем угодно. И человеческое грехопадение может доходить до бесконечности. Более того, ни один из постулатов классического нуара не является больше обязательным — можно и даже нужно их нарушать. Буквально играть в пинг-понг с правилами.
По этим причинам нео-нуар, конечно же, куда более актуален для современного автора, чем обыкновенный нуар. Прелесть жанра в том, что он достаточно выразителен, чтобы быть доступным широкому зрителю, и при этом вполне социален, чтобы сценарист и/или режиссёр мог говорить о тех вопросах, которые его беспокоят.
Резюмируем. Черты нео-нуара.
Так наше с вами путешествие по чёрным уголкам жизни заканчивается. Добро пожаловать назад. Надеюсь, полученный опыт нам пригодится!
Независимый режиссёр и сценарист. Мой профиль в социальных сетях ВКонтакте, Instagram и Patreon
Малиновый свет. Пять диких и стильных фильмов в жанре «неон-нуар»
Классический нуар — те самые темные и циничные криминальные драмы, где герой в плаще бродит по дождливому городу, — зародился в 1940-х. К концу 1950-х, с появлением цветной пленки, жанр эволюционировал в параноидальный и жестокий неонуар. А к XXI веку у него уже появился шумный и яркий младший брат — еще не оформившийся в самостоятельный жанр «неон-нуар». Это кино, в котором криминальные сюжеты с неоднозначными героями разворачиваются не в строгом полумраке, а под светом разноцветных ламп и с ретровейв-гудением на фоне. Вместе с VOKA выбрали пять самых диких и красивых неоновых нуаров.
«Только бог простит» (2013)
Датчанин Николас Виндинг Рефн заслуженно считается королем и главным популяризатором неона в современном кино. Если в его ранних работах и культовом «Драйве» — образцовом неонуаре про героя-молчуна, спасающего принцессу-соседку, — флуоресцентная палитра была лишь аккуратным украшением, то в «Только бог простит» Рефн довел неоновую эстетику до пиковых значений, граничащих с абсурдом. Этот медленный арт-триллер — один сплошной суровый и тревожный спуск в ад, где визуальная красота лишь сильнее подчеркивает моральное уродство персонажей.
Рефн, по сути, пересказывая миф о царе Эдипе языком жестоких азиатских боевиков, будто бы намеренно отказывается от всех составляющих приличного кино, кроме роскошных образов: балета потных окровавленных тел, желтого света, просачивающегося сквозь кирпичную кладку, пуль, в слоу-мо летящих через всю лапшичную, и караоке в финале. Если бы греческие трагедии случались в наше время, то именно так.
«Отвязные каникулы» (2012)
Заскучавшие в общаге подружки (среди них — в прошлом «диснеевские принцессы» Селена Гомес и Ванесса Хэдженс) натягивают балаклавы, вооружаются розовыми водяными пистолетами и в таком виде грабят ближайшую закусочную. Деньги им нужны, чтобы вырваться на майские во Флориду — на распиаренную телеканалом MTV большую молодежную тусовку. Уже успевшие одуреть от алкоголя, солнца и секса девушки все-таки попадаются полиции, но ненадолго. Из зала суда, куда подруг увезли в чем мать родила, их забирает местный рэпер-гангстер по прозвищу Пришелец, сверкающий серебряными зубами и томно шепчущий себе под нос: «Ка-ни-ку-лы».
Знаменитый контркультурщик Хармони Корин снимает полуторачасовую экранизацию какого-то несуществующего трэп-альбома, в кислотных красках показывая самые сладкие и гадкие стороны американской мечты. В его «Отвязных каникулах» весь драйв и мрак угарной молодости и чистого гедонизма, в хаосе которого можно углядеть грустную историю о страхе взросления.
В фильме Корина есть, разумеется, и составляющие неон-нуара: атмосфера всеобщего морального упадка, криминальный сюжет и, конечно, неоново-флуоресцентные всполохи: чего стоят только светящиеся в темноте купальники главных героинь.
«Гость» (2014)
Перед тем как устроить разгром пандемического бокс-офиса с помощью Годзиллы и Кинг-Конга, режиссер Адам Вингард прославился дешевыми хоррорами и всяческими жанровыми экспериментами. «Гость» — как раз из последних. Какое-то время фильм притворяется драмой про благородного ветерана, но постепенно начинает уходить в разнос с гранатами, ножом-бабочкой и зеркальным лабиринтом, превращая нуарный шаблон о герое с двойной моралью в чистый фарс.
С эстетикой неона режиссер, к слову, обходится крайне бережно, оставляя ее только для самых эмоционально насыщенных, озвученных ретросинтезаторами боевых сцен. Причем делает он это весьма изобретательным образом: поскольку действие происходит не в привычном для неонуара мегаполисе, а в каком-то захолустье, цветовую палитру вместо светящихся вывесок создают обычные гирлянды, висящие на стенах баров и комнат.
Сюжет у «Гостя» следующий. На пороге у провинциальной семьи, переживающей потерю старшего сына-военного, вдруг объявляется улыбчивый блондин, представляющийся его сослуживцем. Парень останется переночевать, а потом начнет все активнее втираться в доверие к новым знакомым: поможет матери справиться с горем, младшему сыну — с хулиганами, дочери — с неуверенностью в себе. Впрочем, в глазах солдата с самого начала угадываются странные признаки безумия, которые, конечно же, потом дадут о себе знать.
«Озеро диких гусей» (2019)
Раз уж неонуару в принципе свойственно заимствование типичной азиатской фактуры залитых неоном грязных ночных городов, грех не вспомнить идеального представителя жанра с восточного континента. «Озеро диких гусей» — настоящий учебник по стилю неон-нуара, где все затемнено и потом снова красиво подсвечено чем только можно: вывесками, мигалками, сигаретами и даже кроссовками со светодиодами. В мрачной криминальной фантазии находится место фламинго, танцам теней и самому эффектному киношному убийству последних лет — при помощи зонтика.
Фильм участвовал в конкурсе позапрошлогоднего Каннского фестиваля, никаких призов там не получил, но зато, говорят, удостоился оваций стоя от Тарантино — для многих это маркер покруче любых «пальмовых ветвей».
«Вход в пустоту» (2009)
Француз-провокатор Гаспар Ноэ проверяет зрителя на прочность самым галлюциногенным синтезом картинки и звука из тех, что вообще можно увидеть в кино. Тема смерти красной нитью проходила практически во всех нуарных фильмах разных времен, но здесь режиссер все строит вокруг нее в самом буквальном смысле. «Вход в пустоту» — почти трехчасовое предсмертное видение наркомана, застреленного в туалете токийского клуба.
Душа главного героя отправится путешествовать по выжженной неоном японской столице, по пути выхватывая обрывки трогательных и болезненных воспоминаний из своей короткой жизни — в основном о любимой сестре. Эту трансцендентную мыльную оперу, отсылающую к «Тибетской книге мертвых», очень сложно описать понятными словами — разве что можно попросить представить, что вам делают гастроскопию посреди клубного танцпола, параллельно показывая «Космическую одиссею» Кубрика.
«Вход в пустоту» — из тех фильмов, которые можно либо любить, либо ненавидеть, при этом шанс на настоящее духовное перерождение после финала есть в обоих случаях.
VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве без рекламы, более 130 ТВ-каналов, новинки сериалов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации фильмов и сериалов по жанрам, настроению и новинкам.
Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.
Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Вундербай», УНН 192153894.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Стиль неонуар в кино что
Философия нуара: Нео/пост нуар
Всем ценителям психологических картин, пронизанных тревожной атмосферой: 10 фильмов от Art Traffic, которые можно отнести к современным формам нуара (постнуар, неонуар)
Прошлое героя в нуаре – это один из любимых его акцентов, поэтому они и напоминают собой руины, готические замки с тайнами или памятники (событию или добродетели). Абель Ганс говорил о кино, что оно способно придавать «самому ледяному облику вещей и существ величайшее из благ – жизнь», но нуар открыл особый способ оживления – через утраченное. Нуар в кино обрел выражение ностальгии не только в героях, которые очень часто несколько старомодны, придерживаются традиционных норм, но и в самой подаче образов. Очарование этого жанра уже не может быть связано с наивным и непосредственным переживанием: условность и драматизм классических сцен нами воспринимаются с иронией. Поэтому «зачаровывает нас именно некий взгляд, взгляд «другого» гипотетического, мифического зрителя 40-х, который, как мы предполагаем, мог слиться миром film noir». Очевидно, что такая отсылка к прошлому «всегда уже» вписана в само произведение, иными словами, даже первые зрители «Мальтийского сокола» были зачарованы двойственностью – своего отстраненного взгляда и взгляда воображаемого действительно верящего зрителя. Как замечает Жижек, иногда такой наивный взгляд вписан в сам сюжет фильма.
Нео-нуар дал этой ностальгии рефлексивное удвоение. Эти значимые для нуара и нео-, пост-нуаров наложения и метауровни верно ухватил Джеймисон, объясняя как работает ностальгический взгляд в кинематографе. Нео-нуар может располагать сюжет в прошлом, настоящем или будущем, но во всех случаях что-то в структуре рассказа и картинке будет напоминать о духе «ретро». Возьмем для примера «Бегущего по лезвию» (1982), «Темный город» (1998) и «Эквилибриум» (2002): три десятилетия подряд лучшие фильмы нуарной фантастики выглядят словно старая желтоватая фотография, хранящая не только воспоминания, но и какое-то тепло прошлого. Даже визуально в некоторым нео-нуарах ощущение такое, будто воздух пропитан сепией.
Джеймисон пишет: привычный ход ностальгии – это извлечение фрагмента прошлого из контекста времени и помещение его в пространство мифа, вневременное настоящее. Нуар органически связан с таким ходом, но только формально. Иными словами, его стилистика организована как создание ностальгической ауры у любого фрагмента (прошлое, настоящее, будущее), который мы рассматриваем уже как часть мифического прошлого. Без этой формальной рамки взгляда, например, «Машинист» — всего лишь странноватая история, а «Элемент преступления» — авторская фантазия о будущем. Однако очень сильная и сложная (часто негативная) связь героев с прошлым, а также тревога перед будущим создают своего рода future in the past или точнее сказать temps perdu («утраченное время»), которое вовлекает зрителя и заставляет его разделить ностальгические (ибо рассказанные) сожаления о том, что было, что происходит и что никогда не случится. Это ощущение утраченного времени соседствует с главной тональностью нуара – чувством рока и безысходности, поэтому само время события оказывается уже не столь важным. Тревога, пропитывающая текущий момент времени, может воплощаться в непосредственной напряженности ожидания. Корнелл Вулрич как раз одним из первых широко использовал сюжет, где герои знают, что по прошествии определенного времени случится что-то ужасное (они могут знать об этом, как Джон из «У ночи тысяча глаз» или не знать, как в рассказе «Ровно в три часа»).
Эксперименты с ностальгическим повествованием ведут к тому, что хронология событий сильно усложняется: прошлое то само врывается в настоящее, то приходится его с огромным усилием вытягивать из памяти или реконструировать по небольшим фрагментам. Нелинейное повествование также призвано погрузить зрителя в сложность и запутанность самого мира, которая порождает у героев чувство дезориентации. И, на мой взгляд, у ностальгической ауры главным образом две задачи. С одной стороны, она показывает нетривиальность объектов, попадающих в сферу притяжения наших желаний и фантазий. С другой стороны, она работает смягчающим фильтром, который убеждает нас, что радикальное вторжение фантазматического как будто бы уже пережито, ассимилировано. В кино эти акценты можно увидеть в разнице нуар-фильмов о травме, с элементом трагического измерения и драматических сюжетов, в которых конфликт имеет опосредованное (например, в качестве некоторой морали) разрешение.
Как бы мы ни старались от прошлого нельзя избавиться, поэтому временами проблема стоит с точностью до наоборот – как встретиться и пережить это прошлое? И в этом плане, возможно прав Деррида, как-то заметивший, что кинематографический сеанс – это своего рода сеанс спиритический. И он является наиболее оптимальным способом «вызвать обитающих в себе призраков перед собой: на экран».
1. «Синий бархат» (1986) Дэвид Линч
2. «Человек, которого не было» (2001) Джоэл Коэн, Итан Коэн
3. «Разговор» (1974) Фрэнсис Форд Коппола
4. «Город грехов» (2005) Роберт Родригес
5. «Клют» (1971) Алан Пакула
6. «Дзифт» (2009) Явор Гырдев
7. «Связь» (1983) братья/сестры Вачовски
8. «Драйв» (2011) Николас Виндинг Рефн
9. «Семь» (1995) Дэвид Финчер
10. «Китайский квартал» (1974) Роман Полански
1. «Синий бархат» (1986) Дэвид Линч
Психосексуальный неонуар мастера Дэвида Линча. Кроме следования традициям жанров «черного фильма», триллера и саспенса (с легкими реверансами в сторону маэстро Альфреда Хичкока), режиссер еще воспроизводит конструкцию «жестокой мелодрамы», где герой должен выбирать между мучительным влечением к сексапильной, загадочной женщине и тихим, благонравным браком с кроткой, хорошо воспитанной средней американочкой, которая мечтает о семейном уюте. Невероятно странный – так характеризовали этот фильм после его выхода на экраны, так его характеризуют и сейчас, спустя 30 лет. Изабелла Росселлини, Деннис Хоппер и Кайл Маклахлен разыграли историю, вызывающую весь спектр чувств: от отвращения и недоумения до желания засесть за учебник психологии и судебно-медицинской криминалистики.
2. «Человек, которого не было» (2001) Джоэл Коэн, Итан Коэн
Неонуарная экзистенциальная притча братьев Коэнов, снятая по их же сценарию. Одна из самых значительных работ двух режиссеров, которая не только развивает их излюбленные мотивы в жанре неонуара (правильнее было бы именовать это «экзистенциальным нуаром»), но и продолжает ту эстетическую линию взаимоотношений придуманного и реального, что лучше всего было выражено в «Бартоне Финке» десятилетием ранее. Но теперь авторы предприняли более тонкую и изощренную стилизацию времени, сняв с помощью британского оператора Роджера Дикенса практически идеальное черно-белое кино, которое вполне может быть принято непрофессионалами и обычными зрителями за типичный образец давних кинематографических творений.
Действие картины разворачивается в 1949 году, в небольшом городе Санта-Роза, в Калифорнии. Повествование ведется от лица Эда Крейна, вечно меланхоличного и печального мужчины лет 40, работающего в цирюльне. В одно хмурое утро он получает предложение от незнакомца изменить всю свою жизнь. Учитывая, что Эду терять особо нечего, он соглашается.
3. «Разговор» (1974) Фрэнсис Форд Коппола
Великий режиссер получил за «Разговор» с Джином Хэкменом «Золотую пальмовую ветвь», а заодно обеспечил преемственность классического нуара и поздних образчиков этого жанра, переосмыслив по ходу понятие «частный детектив» и предвосхитив общество, где на каждом перекрестке по видеокамере, а сотовый оператор кому надо отдаст распечатку ваших интимных разговоров. В итоге – место в Национальном реестре фильмов.
4. «Город грехов» (2005) Роберт Родригес
Экранизация в стиле нуар четырех графических романов Фрэнка Миллера из цикла «Город грехов», поставленная режиссером Робертом Родригесом совместно с самим Миллером. Фильм был задуман как художественный эксперимент по максимально адекватному переносу на большой экран визуальной стилистики и сюжетов графических романов Миллера средствами игрового (не анимационного) кинематографа. Один из эпизодов фильма поставил специально приглашенный Квентин Тарантино.
5. «Клют» (1971) Алан Пакула
Классика Нового Голливуда и один из стилеобразующих примеров неонуара. Первая часть неформальной «трилогии паранойи» американского режиссера Алана Пакулы. Джон Клют (Дональд Сазерленд) расследует исчезновение своего знакомого. Единственный ключ — письмо покойного в адрес нью-йоркской «девушки по вызову» (Джейн Фонда). Клют поселяется рядом с ее квартирой и устанавливает круглосуточное наблюдение за домом. Вечером девушке кто-то звонит и дышит в трубку. Время от времени на крыше раздаются шаги. Бывшие подруги Бри одна за другой умирают при сомнительных обстоятельствах.
«Клют» стал визитной карточкой оператора Гордона Уиллиса, прозванного впоследствии «князем тьмы» за способность работать при крайне тусклом освещении. Помимо затемнения, Уиллис использует в фильме немало нестандартных приемов работы с изображением. Тени сгущаются, нагнетается ощущение клаустрофобии и тотального отчуждения. И только истинный носитель зла отгорожен от мира прозрачными стеклянными поверхностями.
6. «Дзифт» (2009) Явор Гырдев
Болгарский фильм «Дзифт» является одним из самых типичных представителей неонуара. Картина рассказывает о событиях, которые произошли всего за одну ночь с парнем по кличке Моль. Он вышел из тюрьмы, в которой провел 15 лет по ложному обвинению. Теперь он хочет найти бриллиант, ради которого все это время терпел тюремную жизнь. Он совсем чужой в этом изменившемся и умчавшемся вперед мире.
До сих пор критики и историки кино спорят, как в Болгарии, где почти не развита киноиндустрия, мог появиться такой точный, стилистически выверенный фильм. Важно понимать, что режиссер снимал не просто кино, которое ему нравится, а следовал жестким рамкам жанра, которому более семидесяти лет. Оператор снимал картину на три типа камер: действие, которое происходит в шестидесятых, снято на 35 мм; сцены, которые происходят до тюрьмы, — на 16 мм, а сюрреалистический бред и фантазии главного персонажа — на 8 мм.
7. «Связь» (1983) братья/сестры Вачовски
Первый фильм семейного предприятия Вачовски — которые тогда еще были братьями и еще не были «создателями «Матрицы»». К реинкарнации нуара эти двое подошли с уже тогда заметной гендерной фигой в кармане, к тому же модной по меркам девяностых: подружка мафиози втягивает в свой хитрый план не какого-то простака, а крепко сбитую Джину Гершон, которая шпатлюет стены в соседней квартире. История любовницы гангстера, пожелавшей ограбить своего дружка, снабжена неплохим саспенсом в лучших традициях Альфреда Хичкока, и в итоге превращается в настоящую кровавую баню, напоминающую уже, в свою очередь, фильмы Тарантино. При этом «Связь» сложно упрекнуть в плагиате — картина вполне самодостаточна, да и к тому же в ней есть одно очень важное свойство — непредсказуемость. Нельзя не отметить потрясающую Дженнифер Тилли — именно в первом фильме братьев Вачовски можно увидеть ее самую лучшую роль настоящей роковой женщины, определяющей жанр нуар. Элементы жанра в «Связи» не сильно заметны, но хорошо знакомый с «черным кино» зритель моментально найдет в фильме черты классические нуара.
8. «Драйв» (2011) Николас Виндинг Рефн
Криминальный неонуарный триллер с Райаном Гослингом в главной роли. Фильм является победителем Каннского кинофестиваля 2011 года в номинации «Лучшая режиссура». Картина посвящена именитому чилийскому постановщику Алехандро Ходоровски и в некоторых моментах заимствует экзистенциальные элементы его работ. По жанру «Драйв» — это мощный неонуар, с отлично переданной стилистикой «нуара 70-80-х», молчаливым героем-самураем, выплеском зверского насилия, адскими злодеями, заставляющий вспомнить «Таксиста» Скорсезе и остальную классику жанра. В фильме раскрывается двойная жизнь молодого гонщика. Днем он работает каскадером, выполняя трюки на съемочных площадках Голливуда, а по ночам ведет рискованную игру. Но что это за игра?
9. «Семь» (1995) Дэвид Финчер
Американский триллер в стиле неонуар, снятый Дэвидом Финчером по сценарию Эндрю Кевина Уокера (по его словам, он стал «циничным любовным письмом Нью-Йорку»). Несмотря на пессимизм продюсеров, которые считали, что сценарий слишком мрачен, и всячески пытались переделать концовку, фильм вышел в прокат практически без изменений. Лента рассказывает о расследовании двумя детективами-напарниками серии убийств, которые связаны с семью смертными грехами. В главных ролях: Брэд Питт, Морган Фримен, Гвинет Пэлтроу и Кевин Спейси.
Фильм знаменит нарисованной в нем беспросветной картиной неназванного нуарового города. Создатели фильма ставили перед собой задачу показать город «замусоренный, грязный, опасный, подчас депрессивный». Многие интерьеры представляют собой обшарпанные комнаты с отклеивающимися обоями и тускло мерцающими желтыми абажурами. По словам художника-постановщика Артура Маркса, «мы создали задник, отражающий нравственное разложение тех людей, которые здесь обитают». Почти все сцены плохо освещены. Цветовая гамма темная и олигохромная, ее составляют немногие близкие друг другу тона — белый, кремовый, серый, грифельный, охристый, бежевый, коричневый, черный и грязно-кислотная зелень. Монтажом занимался Ричард Фрэнсис-Брюс. По его словам, он придерживался пожеланий Финчера: в фильме не должно было быть плавных переходов, фильм должен быть резким, но эта резкость должна быть достаточно эстетичной. Некоторые киноведы прослеживают в фильме все тенденции, знаменующие переход от нуара к неонуару в кинематографе.
10. «Китайский квартал» (1974) Роман Полански
Вышедшая в 1974 году лента стала своеобразным катализатором возвращения интереса к стилю нуар, который угас где-то в конце 50-х (последним фильмом своего рода киноведы называют «Печать зла» Орсона Уэллса) и созданию новых произведений, заимствующих и преображающих его элементы. Может возникнуть впечатление, что из всех наиболее значимых картин, представляющих нео-нуар, работа польского кинематографиста заимствует из классических работ больше других. Используя особенности антикварного стиля, постановщик видоизменяет его, создавая новый, полный более мрачного и неопределенного мироощущения, которое было бы невозможно отобразить на пленку во времена кодекса Хейса.
Сценарист Роберт Таун воспроизводит в своем тексте многие сюжетные ходы, характерные для романов Рэймонда Чандлера и Дэшила Хэммета (двух ключевых авторов «черной» литературы). Прежде всего «Китайский квартал» во многом реминисцентен «Мальтийскому соколу» Джона Хьюстона, первому представителю классического кинонуара, коим Полански явно вдохновлялся. Тогда восходящая звезда Голливуда Джек Николсон в образе ироничного детектива Джейка Гиттиса вызывает в памяти культовую роль Хамфри Богарта, а Фэй Даннауэй в образе Эвелин Кросс – характерную для классических «черных» фильмов femme fatale, роковую женщину, затягивающую героя в свою игру. Ну и помимо всего, в роли хитроумного миллионера Ноя Кросса предстает тот-самый-Джон-Хьюстон, присутствие которого окончательно не оставляет сомнений в том, что Полански снял не фильм, а одно большое любовное письмо великому жанру.
Материал подготовлен сообществом @arttraffic2