стихира что это такое
Стихира
Смотреть что такое «Стихира» в других словарях:
СТИХИРА — в богослуж. книгах песни, воспоминающие празднуемое церковью событие; поются на утренях и вечернях. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. СТИХИРА греч., от stichos, стих. Тропарь на утренях и вечернях.… … Словарь иностранных слов русского языка
стихира — ифимон, песнопения Словарь русских синонимов. стихира сущ., кол во синонимов: 3 • ипакои (2) • ифимон … Словарь синонимов
стихира́рь — стихирарь, я (церк. книга) … Русское словесное ударение
СТИХИРА — СТИХИРА, стихиры, жен. (греч. sticheron) (церк.). Церковное песнопение на библейские мотивы. «Пойте стройную стихиру.» А.Блок. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Стихира — (позднегреч. στιχηρόν, от греч. στίχος стихотворная строка, стих), в Православном богослужении гимнографический текст строфической формы, приуроченный к псалму (отсюда название). В стихирах проводится тема дня или воспоминаемого события. Число… … Википедия
Стихира — (греч. «многостишие») краткое церковное песнопение, поется со стихами псалмов. Первую половину псаломского стиха возглашает канонарх, вторую допевает хор, после чего поется стихира. В некоторых монастырях текст стихиры также построчно… … Православие. Словарь-справочник
стихира — ы; ж. [от греч. stichēra стихотворение]. Церк. Песнопение, исполняемое во время церковной службы. * * * стихира (греч. stichērá biblía стихотворные сочинения), жанр византийской и древнерусской гимнографии. * * * СТИХИРА СТИХИРА ( греч. ta… … Энциклопедический словарь
Стихира — краткое песнопение, которому на службе предшествует стих из псалма. Первая половина последнего возглашается канонархом, а вторую допевает хор. После этого поется стихира соответствующего гласа. Стихиры бывают на «Господи, воззвах», на… … Православная энциклопедия
Стихира — (греч. stixnron, мн. ч. stignra, от stixos ряд, строка, стих) жанр визант., а также славянской поэзии и церк. музыки; в Византии строфа с силлабич. стихосложением, представляющая лит. художеств. обработку текстов христ. письменности.… … Музыкальная энциклопедия
Значение слова «стихира»
[От греч. στιχηρά (мн. ч.)]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
СТИХИ’РА, ы, ж. [греч. stichēron] (церк.). Церковное песнопение на библейские мотивы. Пойте стройную стихиру. Блок.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
стихи́ра
1. филол. гимнографический текст строфической формы, приуроченный к псалму
2. муз. жанр византийской, а также славянской поэзии и церковной музыки ◆ Пойте стройную стихиру: // Царь отходит почивать! // Песня носится по миру ― // Будут ангелы вздыхать, //Над костром, кружа, рыдать А. А. Блок, «Угар», 1906 г. (цитата из НКРЯ)
3. истор. в Византии — строфа с силлабическим стихосложением, представляющая литературно-художественную обработку текстов христианской письменности
4. церк. в православном богослужении песнопение, написанное стихотворным размером или присоединяемое к стихам псалмов ◆ Перед началом стихир мать Агния незаметно кивнула пальцем сестре Феоктисте. Н. С. Лесков, «Некуда», 1864 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова хромосфера (существительное):
стихира
Полезное
Смотреть что такое «стихира» в других словарях:
СТИХИРА — в богослуж. книгах песни, воспоминающие празднуемое церковью событие; поются на утренях и вечернях. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. СТИХИРА греч., от stichos, стих. Тропарь на утренях и вечернях.… … Словарь иностранных слов русского языка
стихира — ифимон, песнопения Словарь русских синонимов. стихира сущ., кол во синонимов: 3 • ипакои (2) • ифимон … Словарь синонимов
стихира́рь — стихирарь, я (церк. книга) … Русское словесное ударение
СТИХИРА — СТИХИРА, стихиры, жен. (греч. sticheron) (церк.). Церковное песнопение на библейские мотивы. «Пойте стройную стихиру.» А.Блок. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Стихира — (позднегреч. στιχηρόν, от греч. στίχος стихотворная строка, стих), в Православном богослужении гимнографический текст строфической формы, приуроченный к псалму (отсюда название). В стихирах проводится тема дня или воспоминаемого события. Число… … Википедия
Стихира — (греч. «многостишие») краткое церковное песнопение, поется со стихами псалмов. Первую половину псаломского стиха возглашает канонарх, вторую допевает хор, после чего поется стихира. В некоторых монастырях текст стихиры также построчно… … Православие. Словарь-справочник
Стихира — краткое песнопение, которому на службе предшествует стих из псалма. Первая половина последнего возглашается канонархом, а вторую допевает хор. После этого поется стихира соответствующего гласа. Стихиры бывают на «Господи, воззвах», на… … Православная энциклопедия
Стихира — (στιχηρά многостишие) так называется песнопение, состоящее из многих стихов, написанных одним размером и большею частью предваряемых стихами из Свящ. Писания. Название это перенесено с ветхозаветных поэтических писаний (книга Иова, псалмы… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Стихира — (греч. stixnron, мн. ч. stignra, от stixos ряд, строка, стих) жанр визант., а также славянской поэзии и церк. музыки; в Византии строфа с силлабич. стихосложением, представляющая лит. художеств. обработку текстов христ. письменности.… … Музыкальная энциклопедия
СТИХИРА
Стихира — вид тропаря — краткое песнопение, поется на стих псалма.
Смотреть что такое СТИХИРА в других словарях:
СТИХИРА
(στιχηρά — многостишие) — так называется песнопение, состоящее из многих стихов, написанных одним размером и большею частью предваряемых стихами из Свя. смотреть
СТИХИРА
стихира ж. Церковное песнопение на библейские сюжеты.
СТИХИРА
СТИХИРА
Стихира (στιχηρά — многостишие) — так называется песнопение, состоящее из многих стихов, написанных одним размером и большею частью предваряемых стихами из Свящ. Писания. Название это перенесено с ветхозаветных поэтических писаний (книга Иова, псалмы Давидовы, книга Притчей, Екклезиаст, Песнь Песней), которые у древних отцов церкви называются стихирами и по образцу и для замены которых стали составляться христианские С. Первым составителем С. называют константинопольского патриарха Анатолия, жившего в V в., — первым в том смысле, что более ранние христианские С. нам не известны. По различию стихов Свящ. Писания, предваряющих С., и эти последние различаются на три вида: 1) С. «на Господи воззвах»; они поются на вечерне после 140 псалма (Господи воззвах); 2) С. «стиховны» или «на стиховне», имеющие пред собою стихи из разных псалмов и вообще из книг Свящ. Писания соответственно воспоминанию дня и тому, к какому лику принадлежит святой. Эти С. поются в конце вечерни и в конце утрени, когда нет великого праздника. 3) С. «на хвалитех» — те, которые имеют перед собою стихи из так назыв. хвалитных псалмов (148, 149 и 150), в которых часто встречается слово: «хвалите». Поются в конце утрени. Церковным уставом положено петь С. по стихам, или канонархат, что и доныне совершается в монастырях. См. К. Никольский, «Обозрение богослужебных книг православной российской церкви по отношению их к церковному уставу» (СПб., 1858); П. Лебедев, «Наука о богослужении православной церкви» (М., 1890); Еп. Нестеровский, «Литургика или наука о богослужении православной церкви» (Курск, 1895).
СТИХИРА
СТИХИРА
СТИХИРАв богослуж. книгах песни, воспоминающие празднуемое церковью событие; поются на утренях и вечернях.Словарь иностранных слов, вошедших в состав р. смотреть
СТИХИРА
СТИХИРА
СТИХИРА
СТИХИРА
1) Орфографическая запись слова: стихира2) Ударение в слове: стих`ира3) Деление слова на слоги (перенос слова): стихира4) Фонетическая транскрипция сло. смотреть
СТИХИРА
СТИХИРА
СТИХИРА
сущ. (греч. τὰ στιχηρά то, что написано стихами, стихотворение) песнопения, приуроченные к воспоминанию празднуемого события или к прославлению. смотреть
СТИХИРА
СТИХИРА
(греч. многостишие) богослужебное песнопение, состоящее из множества стихов, которые написаны одним размером и предваряются, как правило, стихом из Св. Писания. Стихиры исполняются во время богослужения на вечерне (после псалма СLX Господи воззвах. ), в конце вечерни и утрени, если нет великого праздника, и в конце утрени после псалмов СLVIII, СLIX и СL. смотреть
СТИХИРА
стихира стихи́ра»песнопение для заутрени и вечерни в православной церкви», народн. стихе́р (Мельников 2, 102), русск.-цслав. стихира (минея 1095 г., ча. смотреть
СТИХИРА
-ы, ж. Церковное песнопение на библейский сюжет, мотив.[От греч. στιχηρά (мн. ч.)]Синонимы: ипакои, ифимон, песнопения
СТИХИРА
СТИХИРА
(1 ж); мн. стихи/ры, Р. стихи/рСинонимы: ипакои, ифимон, песнопения
СТИХИРА
СТИХИРА
СТИХИРА
СТИХИРА
(греч. многостишие) песнопение, состояшее из мн. стихов, написанных одним размером. первокачально это ветхозаветные поэтич. писания, по образцу к-рых оставлялись затем и христ. С. Первым автором С. был константиноп. патриарх 5 в. Анатолий. смотреть
СТИХИРА
Ударение в слове: стих`ираУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: стих`ира
СТИХИРА
Стих Стах Стихира Стр Страх Таир Таис Тир Тирс Сити Ситар Сатир Сати Сари Тис Рита Риа Рахит Триас Хир Ириса Арх Арт Аистих Аист Аир Хит Астр Ахи Ирита Иса Истра Итр Раис Раст Рахис Рис Трас. смотреть
СТИХИРА
многостишие — песнопение, состоящее из многих стихов, написанных одним размером. Первоначально это ветхозаветные поэтические писания, по образцу которых составлялись затем и христианские С. смотреть
СТИХИРА
стихи́ра (церк. песнопение)Синонимы: ипакои, ифимон, песнопения
СТИХИРА
— похвальная песнь в честь праздника или святого.Синонимы: ипакои, ифимон, песнопения
СТИХИРА
-и, ж. Церковна пісня з біблійним сюжетом.
СТИХИРА
СТИХИРА
стихи’ра, стихи’ры, стихи’ры, стихи’р, стихи’ре, стихи’рам, стихи’ру, стихи’ры, стихи’рой, стихи’рою, стихи’рами, стихи’ре, стихи’рах
СТИХИРА
СТИХИРА стихиры, ж. (греч. sticheron) (церк.). Церковное песнопение на библейские мотивы. Пойте стройную стихиру. Блок.
Стихира
Стихи́ра (от греч. στιχηρόν – многостишие) – богослужебное песнопение, состоящее из нескольких стихов, написанное, в оригинале, одним стихотворным размером, поющееся за богослужением после стихов из Священного Писания.
Число стихир на Всенощном бдении зависит от праздника, чем важнее праздник, тем больше стихир. Стихиры обычно различают по названию псалмов, с которыми они связаны (стихиры на «Господи воззвах», стихиры на «Хвалитех»), или по месту их чтения на службе (на литии, на стиховне).
Современный церковный Устав знает несколько видов стихир, различая их по месту, занимаемому ими в круге суточного богослужения. Это:
1. Стихиры на «Господи воззвах»
Это те церковные песнопения, что припеваются к отдельным стихам вечернего псалма «Господи воззвах» (точнее псалмы 140, 141, 129 и 116). В описании синайской утрени, то есть повествовании о посещении патр. Иерусалимским Софронием и Иоанном Моском преподобного Нила Синайского, уже упоминаются припевы на «Господи воззвах» (VI–VII вв.). Они называются в данном случае «тропарями». Название «стихира» еще долго не было твердо установившимся. В XV в., например, св. Симеон Солунский называет еще стихиры «тропарями». Полные списки Савваитского и Студийского уставов уже пользуются термином «стихира».
Древние стихиры были короче. Это видно особенно по первым стихирам на «Господи воззвах» в Октоихе. Вообще со временем размер отдельных стихир непомерно возрастает, что особенно заметно в наших славянских, в частности русских, произведениях.
Современный устав знает ежедневное употребление стихир на «Господи воззвах». Количество их варьирует в зависимости от степени важности празднуемого события: 6, 8 или 10. В день собора арх. Гавриила (26 марта) поется и одиннадцатая стихира с припевом «Творяй ангелы своя духи…» и только на день Великого Канона, то есть в среду 5 седмицы Великого Поста, к обычным 6 стихирам добавляются еще и особые 24, поемые особым же напевом, так что в этот день на «Господи воззвах» поются всего 30 стихир, и так было издавна. Студийский и Евергетидский Типиконы имели на воскресение только 8 стихир; Студийско-Алексеевский устав – 9.
Из современных нам 10 стихир воскресной вечерни (точнее, поемых на Великой вечерне в субботу) можно отметить три группы, а именно:
Первые 3 воскресные стихиры, наиболее краткие и, следовательно, более древние. Как замечает Скабалланович, их нельзя приписывать св. Иоанну Дамаскину, как это обычно, по традиции, делается, так как они проще по содержанию, чем песнопения Дамаскина и, кроме того, в некоторых уставах студийских, в которых «стиховные стихиры» подписываются именем Дамаскина, эти первые три на «Господи воззвах» называются «древние».
Вторую группу стихир на «Господи воззвах» составляют т.н. «Анатолиевы» стихиры. Что значит это прилагательное сказать не легко. Предполагают некоторые, что это означает имя автора, Анатолия, студийского игумена IX в., или патриарха Константинопольского V века. В пользу этого мнения говорит то, что в Октоихе 4 гласа эти стихиры прямо надписаны: «творение Анатолиево». Но, как говорит Скабалланович, греческое слово άνατολικά едва ли может быть переведено, как это делается в славянских книгах на полях: «Анатолиевы»; это по гречески было бы Áνατολιακά, причем имя автора в надписании всегда выражается родительным падежом, а не прилагательным. Правильнее было бы поэтому читать эти стихиры, как «восточные», как это делается в некоторых редакциях богослужебных книг. Очевидно, это анонимные стихиры, названные так потому, что вошли, вероятно, впервые в службу в восточных Иерусалимских уставах, и не были известны в древнейших студийских типиках. Их не было и в Евергетидском Типике, но зато они попали в итало-сицилийские. «Восточные» стихиры несколько длиннее и содержательнее, чем первая группа.
Третью группу стихир на «Господи воззвах» в субботу вечера составляют т.н. стихиры Павла Аморрейского (Основателя Евергетидского монастыря †1054). В греческих книгах этих стихир не положено. Содержание их покаянное. Они, в сущности, по уставу, и не могут почти быть исполнены на «Господи воззвах», так как всегда имеются стихиры святого Минеи или отдания, или предпразднества, которые и вставляются, вместо стихир Павла Аморрейского. В наших печатных Октоихах они появились очень поздно, в самом конце XVIIв.
Последняя стихира в ряду стихир на «Господи воззвах», поемая обычно на «и ныне», носит особое наименование «Догматика», или иногда просто «догмата». Автор их, по-видимому, св. Иоанн Дамаскин. По содержанию они великолепны и исключительно богаты. Они служат лучшим подтверждением того, что наше богослужение, по своему внутреннему содержанию, есть храмовое исповедание в слух народа наших догматов, нашего вероучения и нравоучения.
Скабалланович прекрасно устанавливает взаимную связь содержания всех восьми догматиков.
Таким образом, при внимательном слушании этих поучительных стихир, христианин во время богослужения посвящается в таинственные глубины нашей веры.
2. Литийные стихиры
Они поются при выходе священнослужителей в притвор на литию. В некоторых праздничных последованиях положены особые литийные стихиры, которые и поются. Но в обычный воскресный (недельный) день, когда нет никаких стихир на литии, они заменяются храмовыми стихирами, т.е. в честь храмового святого.
Устав не указывает, какие именно. В службе 1 гласа добавлено, что поются, кроме храмовой стихиры, и стихиры Павла Аморейского (что и понятно, так как на своем месте на «Господи воззвах» они обычно вытесняются дневными стихирами Минеи), или что настоятель изволит.
3. Стихиры «на стиховне» или «стиховны»
Они названы так потому, что присоединяются не к повседневному псалму, а к особым стихам, приуроченным к данному дню или празднику. По Симеону Солунскому они названы так, ибо литийные стихиры не имеют стихов. В субботу вечера, например, к стиховнам служат припевом стихи:
(«Господи воззвах», на вечерне или «Всякое дыхание» на утрене)
«Господь воцарися, в лепоту облечеся.
Ибо утверди вселенную, яже не подвижится.
Дому Твоему подобает святыня. Господи, в долготу дний».
В будние дни:
«К Тебе возведох очи мои. Живущему на небеси. Се яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своей: тако очи наши ко Господу Богу нашему, дондеже ущедрит ны».
«Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко по многу исполнихомся уничижения. Наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих, и уничтожения гордых».
На Успение Пресвятой Богородицы:
«Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея».
«Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея».
«Стиховные» стихиры поются не только на вечерне, но также и на повседневной утрене, и в таком случае они имеют стихи:
«Исполнихомся заутра милости Твоея, Господи, возрадовахомся и возвеселихомся: во вся дни наша возвеселихомся. За дни, в няже смирил ны еси, лета в няже видехом злая, и призри на рабы Твоя, и на дела Твоя, и настави сыны их».
«И буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи».
На вечерне стиховные стихиры торжественнее и значительнее по своему содержанию, чем стихиры на «Господи воззвах». Также и на праздники, в частности, на Пасху, на Рождество и др.
Происхождение «стиховен» достаточно древнее. В синайской утрене VII века уже имеется одна стиховна, называемая там «Тропарь на Свете Тихий или на Сподоби Господи». «Стиховнами» они названы в уставах IX в. и встречаются уже в том же числе, что и в наше время. Воскресные стиховны, называемые «стихирами по алфавиту», напоминают первую главу трех стихир на «Господи воззвах». Приписываются они св. Иоанну Дамаскину, как о том свидетельствуют уставы студийские в южно-итальянской редакции и типики грузинские. Некоторые греческие иерусалимские уставы их именуют «восточные по алфавиту» (Доказательство того, что anatolika – не Анатолиевы, а восточные.).
4. Хвалитные стихиры
Хвалитные стихиры названы по имени «хвалитных псалмов» ( Пс.148, 149, 150 ). Эти псалмы призывают всю тварь к торжественному прославлению Господа, почему и приуроченные к ним стихиры по содержанию торжественны и полны славословия. В архитектонике нашего суточного круга это особенно заметно и показательно. Вечерня начинается с покаянно-скорбных стихир на «Господи воззвах»; несколько более величественны стихиры «стиховные», однако, все это в тонах ветхозаветных, прообразовательных, как и соответствует вечернему богослужению. Утреня, начинающаяся тринитарной доксологией «Слава Святей, Единосущной…» и по существу уже более близкая к новозаветному благовестию, нарастает в своем настроении через весь канон и чтения, и к моменту хвалитных достигает своего апогея. Это – самая торжественная часть утрени.
Это заключительная часть утренней синагогальной молитвы (Скабалланович). С древнейших времен она входила в состав христианского утреннего богослужения, чему доказательством служит их наличие и в римо-католической утрени в виде laudes и у всех восточных диссидентов: коптов, армян, несториан, иаковитов. В утреннем богослужении VII века эти стихиры уже присутствуют под именем «тропарей». Позднейшие типики, как Константинопольский Студийский, так и Савваитский Иерусалимский их содержат. Воскресные стихиры предписаны даже в увеличенном числе – восемь.
Как особенно торжественные, эти стихиры имеют свой нарочитый «славник» в воскресные дни и свое всегда одно и то же «и ныне» – «Преблагословенна еси…» «Славник» носит особое наименование «евангельской» стихиры, так как подобно эксапостиларию (о чем ниже), он пересказывает содержание утреннего воскресного Евангелия. Автором их считают императора Льва VI Мудрого (886–911). Если почему-либо при сочетании праздника, имеющего свой «славник», евангельская стихира уступает ему место, то все же она не отпускается совсем. Ее положено исполнить в конце утрени, перед оглашением преп. Феодора Студита.