стигматы что это значит
Стигматы внешние и внутренние
Начиная со Средних веков в истории можно найти случаи возникновения болезненных кровоточащих ран на теле некоторых последователей Христа.
Эти раны появляются на тех участках тела, где они были у Христа во время его распятия на кресте (кисти, ступни, голова, подреберье). Ни наука, ни религия, ни сами носители таких ран, называемых стигматами, не могут дать ответ на вопрос, каким образом и почему они появились.
СТРАСТИ ХРИСТОВЫ
Слово «стигматы» дословно переводится с греческого как «рана», «знак», «укол». За последние 800 лет насчитывается не так уж мало тех, кто имеет такие отметины, — около 406 случаев, но из них признаны католической церковью всего 60. Существуют даже статистические данные по этому загадочному явлению.
Например, определено, что 68% людей, носящих стигматы, — это католики. Интересно, что большинство случаев приходится на средиземноморский регион, но в наши дни география стигматов расширилась, они встречаются у корейцев, японцев, канадцев и аргентинцев. И 90% носителей стигматов — женщины.
Вспомним раны, которые были нанесены Христу во время распятия: четыре сквозные на руках и ногах, рана на правом боку от копья сотника, царапины на лбу от тернового венца, раны на спине от бичевания и след на плече от тяжелого креста, который он нес. Именно эти раны воспроизводятся на теле носителей стигматов.
Их называют внешними. Существуют еще и внутренние стигматы, которые мы не можем наблюдать, поскольку они появляются на внутренних органах. Так, в 1691 году при вскрытии тела Савеллы медики с удивлением обнаружили изображение распятия на его сердечной мышце!
Иногда внешние стигматы появляются как бы в зеркальном отражении, наоборот. Специалисты полагают, что это происходит оттого, что верующие воспринимали раны Христа как зрительный образ, находящийся перед ними.
Внешне стигматы могут быть самого разного вида: сквозные раны, поверхностные, наросты. Но все они формой похожи на следы гвоздей.
Возникают эти раны всегда неожиданно. Говорят, что наибольшее количество случаев приходится на Страстную пятницу. Перед тем как появляются видимые стигматы, человек испытывает сильную боль в местах их появления. Эта боль намного сильнее, чем боль от обычного ранения.
Это дает специалистам повод предположить, что здесь идет речь о поражении не только кожи и мягких тканей, но и нервов. Удивительная особенность этих ран состоит в том, что, несмотря на кровоточивость, от них исходит хоть и слабый, но приятный запах!
Медикам до сих пор не удается найти способ лечения стигматов и определить природу их возникновения.
РАЗДЕЛИВШИЕ СТРАДАНИЯ
Когда появились первые стигматы, сказать сложно, ведь свидетельства о них могли просто не дойти до наших дней. Возможно, они были у апостола Павла, иначе как можно толковать его слова: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем»? Но вот о том, что стигматиком был Франциск Ассизский, можно говорить с большой долей уверенности.
Франциск Ассизский, основавший францисканский орден, до сих пор является одним из самых почитаемых религиозных деятелей. Он вел аскетический образ жизни, обладал даром ясновидения. Осенью 1224 года во время молитвы на празднике Воздвижения Святого Христа на Альвернской горе он якобы увидел ангелов, направлявших яркие лучи к его телу.
В тех местах, где лучи касались кожи, возникла боль и появилось пять кровавых язв. Раны были расположены точно там же, где и у Христа. Это произошло за два года до его смерти. И до самого последнего дня стигматы кровоточили и причиняли монаху страшные муки.
А вот случай из куда более поздних времен. Тереза Ньюман родилась в 1898 году и была весьма болезненным ребенком. Она являлась носителем пяти стигматов: на ладонях, на боку и на лбу. Каждый раз, когда наступала пятница, она будто проходила путь Христа на Голгофу и при этом теряла до 1,5 литра крови и до 3,5 килограмма веса. Бывало даже, что девушка плакала кровавыми слезами. Однако к воскресенью стигматы бесследно исчезали с ее тела.
В XX веке самым известным стигматиком признан итальянский монах Пио (1887-1968). Он мог исцелять страждущих, имел дар предвидения и обладал способностью мгновенно переноситься на огромные расстояния. В год, когда Пио исполнилось 30 лет, на его теле появились стигматы, причинявшие монаху боль и мучения до самой смерти.
Он был вынужден постоянно обрабатывать гноящиеся раны. Удивительно, но сразу после кончины человека стигматы исчезли. Церковь не хотела признавать Божественное происхождение этих ран. Только после тщательного медицинского обследования, на основании которого у монаха не нашли никаких заболеваний, Ватикану пришлось уступить.
ДАР БОЖИЙ ИЛИ ДУШЕВНАЯ БОЛЕЗНЬ?
Ватикан всегда тщательно проверяет случаи возникновения стигматов на теле человека, к исследованиям привлекаются врачи и священники. Иногда проходит много лет, пока церковь признает стигматика, пусть даже после его смерти. Но сами стигматы и их чудесная природа священниками все же не отвергаются.
Существует гипотеза, что причиной появления стигматов является воздействие на психику особенно эмоциональных верующих церковной живописи и скульптуры, изображающих кровавые сцены распятия Христа. Мастера не скупились на детали, они достоверно изображали страдания Спасителя, его кровь, раны, что не могло никого оставить равнодушным.
Подобную гипотезу хорошо иллюстрирует история о Кпоретте Робертсон из Калифорнии. В 1972 году, когда девочке было 10 лет, она прочитала книгу о страданиях Иисуса, и та произвела на нее сильное впечатление. Через неделю после прочтения на левой ладони Клоретты появилась кровоточащая рана, затем еще четыре, которые исчезли без следа через 19 дней.
Стигматики вообще часто впадают в транс, что позволяет ученым выдвинуть версию о психосоматической природе феномена. Ведь, как правило, это происходит по схеме: религиозный экстаз — видения — стигматы. Поэтому католические священники полагают, что в основной массе случаев это работа для психиатра.
Что касается Русской православной церкви, то она вообще не желает обсуждать это явление, считая, что стигматы не имеют ничего общего с духовностью, что это проявление гордыни и происки дьявола.
Вторая: стигматы — имитация (синдром Мюнхгаузена). В этом случае больной может использовать лекарственные или химические препараты, препятствующие свертываемости крови. Он умышленно наносит себе раны, которые не перестают кровоточить.
Есть кое-что, служащее хорошим аргументом в пользу версии о самовнушении. Вспомните изображение распятия. Художники рисуют людей, прибитыми к кресту за ладони. Но ведь прибивали за запястья, ибо ладони не выдержали бы веса тела. А стигматы возникают именно на ладонях, что соответствует наиболее распространенной, но неправильной точке зрения.
Тем не менее, несмотря на все логические доводы, верующие считают стигматиков божьими людьми. Да и эксперты от науки и церкви тоже не могут однозначно высказаться за или против стигматизма. Ведь наряду с «обычным» происхождением стигматов есть случаи, не имеющие объяснения. Так что пока остается верить и теряться в догадках.
Стигматы
Немного истории
Иногда на теле человека появляются кровоточащие изображения – креста или надписей, причем порой на давно забытом древне-арамейском. Еще более удивительны случаи так называемого внутреннего стигматизма. Они куда более редки, просто потому, что выявить их можно только при вскрытии. Как это случилось с неким Савеллой в конце 17 века. На его сердце медиками было обнаружено изображение распятия.
Ни наука, ни церковные иерархи до сих пор не могут дать достоверного объяснения, по какой причине появляются эти раны. Точно известно лишь то, что лечить их бесполезно: стигматы либо не затягиваются, либо вскоре открываются вновь. В большинстве случаев они доставляют носителям серьезные страдания; стигматиков, у которых раны безболезненны, считанные единицы. Еще медики обратили внимание, что кровоточащие отметины часто издают слабый аромат, похожий на цветочный. Необъяснимым является и направление стекания крови: в каком бы положении ни находился истинный стигматик, кровь не стремится к земле под воздействием силы тяжести, а стекает к большим пальцам, как это происходило с Христом.
Первым стигматиком считается Франциск Ассизский, основатель францисканского ордена. Во время церковной церемонии в 1224 году у него открылись язвы, в точности соответствующие всем следам крестных страданий Иисуса. Они кровоточили до самой смерти монаха, доставляя ему сильную боль.
С тех пор уже почти восемь столетий периодически у людей появляются аналогичные раны. И стигматиков не так уж мало, их ряды насчитывают несколько сотен.
Точка зрения Рима
Изначально стигматиками становились исключительно католики, однако божественное происхождение ран Рим признавал очень редко. Каждый случай, о котором становилось известно, тщательно проверялся специальной комиссией. Канонизировались стигматики только после смерти; и нередко – многие десятилетия спустя после кончины. Ватикан признает, что стигматы могут быть чудом, но указывает на то, что многие их носители наносят себе раны самостоятельно. Да и самопроизвольное появление язв не всегда однозначно: среди таких случаев очень часто кровоточить начинают психически нестабильные люди. И если стигматы появляются у потенциального пациента психиатрической лечебницы, он никак не может называться блаженным, а тем более святым. Поэтому в состав проверочной комиссии обязательно включаются врачи.
Одним из последних на текущий момент кандидатом на канонизацию является отец Пио из Италии. Стигматы у него появились в 1918-м и не закрывались полстолетия, до самой смерти падре, после которой исчезли бесследно. Помимо стигматизма за священником были замечены различные чудеса. Он исцелял людей, признанных медиками безнадежными, мог мгновенно переместиться за сотни и тысячи километров, на исповеди видел всю жизнь прихожанина до малейших подробностей, обладал способностью предвидеть будущее. Еще при жизни итальянца, по настоянию Рима, он прошел несколько медицинских обследований и был признан душевно абсолютно здоровым. Так что, по мнению многих, канонизация падре Пио – вопрос времени.
Медицинский диагноз
Врачи уже довольно давно изучают стигматизм, пытаясь понять его природу и избавить носителей кровоточащих отметин от мучений.
Очень многие случаи стигматизма оказываются фальшивыми: люди физически калечат себя, будучи не совсем нормальными. К этой категории врач-англичанин Дингуолл отнес Марию де Пацци, жившую в 16 веке и причисленную к святым столетием позже. Стигматы у нее появились в 1585-м; изучив документы, относящиеся к делу, Дингуолл вынес вердикт: Мария регулярно ранила себя, ведомая фанатизмом и склонностью к мазохизму.
Однако медицина не отрицает того, что стигматы могут образовываться и сами. Врачи считают, что причинами их появления могут стать два отклонения в психике:
• Первый: истерия в сочетании с неврозом. Он достаточно редок, поэтому изучен мало. Больной при такой патологии способен во время обострения вызвать кровоточивость непосредственно через поры. Кожа при этом остается неповрежденной.
• Второй: «синдром Мюнхгаузена», проще говоря – имитация. В состоянии истерии больной принимает препараты, снижающие свертываемость крови, после чего наносит себе увечья.
Открытым остается и вопрос неизлечимости стигматов. Впрочем, если их появление обусловлено самовнушением, то им можно объяснить и трудности с лечением: люди просто не позволяют ранам зажить.
Православное мнение
В отличие от католиков, православные церковные деятели крайне негативно относятся даже к обсуждению стигматизма. Объяснение этому простое: в православии считается, что стигматы – это механическое копирование, подражание Христовым ранам, а вера требует духовного подвига и совершенствования. Так что стигматы – это не больше, чем гордыня, можно сказать даже богохульство.
Данное мнение сформировалось далеко не на пустом месте. В каноне Нил Синайский призывал не желать видеть ни ангелов, ни самого Христа. Он считал, что такое видение может свести с ума и обмануть слабого человека, который примет «волка за пастыря» и начнет поклоняться врагам-демонам.
Кстати, одна из теософских школ на Западе разделяет точку зрения православных. Ее сторонники считают, что стигматы – это сатанинские отметины, которыми «награждены» гордецы, стремящиеся сравниться с Богом. По мнению этого богословского направления, стигматики должны учиться смирению, молиться и просить прощения у Господа до тех пор, пока раны не закроются.
За столетия, отделяющие нас от времен Франциска Ассизского, официально зарегистрировано 406 носителей стигматов. Из них признаны Ватиканом блаженными или святыми только шесть десятков, причем 90% носителей стигматов – женщины. Это укрепляет медиков во мнении, что первопричиной появления ран является истерия – женщины к ней склонны гораздо больше мужчин.
За последнее столетие картина стигматизма сильно изменилась. Если раньше «раны Христовы» открывались только у католиков, то сейчас стигматиками становятся люди самых разных конфессий, порой даже не верующие. Хотя значительное количество носителей все же ярые сторонники католицизма, принадлежащие к одному из религиозных орденов, чаще – францисканскому и доминиканскому.
Сильно изменилась и возрастная категория, стигматы появляются даже у детей. Причем зарегистрирован случай появления кровавых надписей на теле годовалого младенца. Он поставил в тупик всех: столь маленький ребенок явно еще не успел ознакомиться с христианством, а уж тем более – так сильно проникнуться им. Да и психических отклонений врачи у малыша не обнаружили. Поначалу родители были заподозрены в нанесении увечья ребенку. Но надпись была безболезненной, а мама с папой оказались атеистами, перепугавшимися непонятного явления и моментально доставившими отпрыска в больницу. Позже семье пришлось переехать и скрывать свое новое место проживания: фанатики слишком настойчиво пытались попасть на «встречу» с чудо-ребенком. Правда, говорят, что ватиканская комиссия следит за продолжением истории.
Несмотря на множественные фальсификации со стороны неуравновешенных личностей и медицинские подозрения, верующие продолжают считать стигматиков Божьими людьми, даже если они не признаны таковыми церковью. Уважение к носителям «ран Христовых» усиливается тем, что некоторым из них приписывается целый ряд сверхспособностей. Наиболее часто упоминается умение левитировать. Впрочем, достаточно и ран, которые пахнут не кровью, а ладаном.
Скептикам же остается ждать, пока загадки стигматиков не будут разгаданы либо наукой, либо церковью. И на всякий случай не слишком громко их осуждать: ведь, возможно, их раны действительно обусловлены проявлением высшей воли.
Значение слова «стигмат»
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
стигма́т
1. болезненная кровоточащая рана, открывающаяся на теле отдельных католических подвижников — под влиянием религиозной экзальтации — на тех участках тела, на которых предположительно располагались раны Христа, полученные им при распятии на кресте
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова расцветить (глагол), расцветили:
Ассоциации к слову «стигмат»
Синонимы к слову «стигмат»
Предложения со словом «стигмат»
Цитаты из русской классики со словом «стигмат»
Понятия со словом «стигмат»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «стигмат»
Сила самовнушения достаточно велика для того, чтобы спровоцировать ожог второй степени или ложную беременность, рассасывание спаек и религиозные стигматы.
Франциск, получающий стигматы, такой любящий и набожный, что по мне кажется самой превосходной живописной работой изо всех других в этой церкви, поистине прекрасных и достойных восхваления.
Внешними проявлениями этих признаков служат так называемые стигматы преступности: неправильное строение черепа, асимметрия лица, притупленная чувствительность, неспособность краснеть, склонность к татуировке (!) и т. д.
Голос подсознания
Интернет Радиостанция
Свежие записи
Свежие комментарии
Рубрики
важное
Стигматы, дар или проклятье
Считается, что первым носителем стигматов был святой Франциск Ассизский. Стигматы на нем появились в 1224 году, во время праздника Воздвижения Святого Креста. Легенда утверждает, что святому Франциску явился в видении ангел, который пятью лучами света иссек стигматы на руках и ногах подвижника.
Есть, правда, утверждение, что первое свидетельство о стигматах относится к гораздо более ранним временам — к первым годам христианства. В одном из посланий святого апостола Павла говорится, что Павел «после распятия Христа обрел раны, как и Иисус». Слова Павла можно Толковать как дословно, в смысле обретения им стигматов, так и метафоРически. Однако это единственное свидетельство из первых веков христианства — после этого около тысячи лет о появлении стигматов ничего не было слышно.
Существует несколько версий по поводу того, почему стигматы начали появляться только в начале нынешнего тысячелетия. Первая из них связывает появление стигматов с обострившимися в XI-XII веках теологическими спорами. После оформления раскола христианства в 1054 году на католическую и православную церкви, католики провозгласили так называемую «доктрину Воскресения». Теологические размышления сосредоточились на разработке идей человеческой природы Иисуса Христа. Был установлен новый церковный праздник Тела Христова (Corp Christi) — в воспоминание земной, телесной жизни Спасителя, от Рождества до распятия. Именно к этому времени и относятся первые сведения о появлении стигматов.
Другая теория объясняет распространение стигматов общей напряжённостью и экспрессивностью церковного искусства той поры. В моду вошли натуралистические, полные кровавых сцен изображения страст Христовых, весьма впечатлявшие и возбуждавшие эмоции верующих. Eщё одна гипотеза предполагает, что миряне, особенно женщины, чувствовали себя исключенными из таинства претворения хлеба и вина в теле кровь Христову. Эта обида усугублялась общим мнением о коррумпированности церкви. Появление стигматов укрепляло мирян в мнении, что Христос сам пасет свое стадо, дает верующим непосредственный контакт с Телом Христовым.
Французский врач Амбер-Гурбе в XIX веке описал около 300 случаев стигматизма, основанных на исторических записях и современных ему известиях, однако большинство его сообщений признаны сегодня недостоверными. Он был фанатичным католиком и создавал свой труд как энтузиаст, без критического подхода. По сегодняшним оценкам специалистов, за последние 800 лет можно назвать 406 относительно достоверных случаев стигматизма. Большинство носителей стигматов были католиками (68 процентов), остальные — членам различных религиозных сект.
Если раньше стигматы появлялись в основном на жителях средиземноморских стран, преимущественно Италии, то сегодня среди носителей стигматов есть японцы, корейцы, по крайней мере четыре американца, аргентинец, канадец.
Тысячи людей веруют, что стигматы — дар Божий. Есть и другое мнение — одна из теософских школ считает, что стигматы — знак сатаны. В католической церкви есть течение, которое провозглашает святым отца Пио — итальянского священника, носителя стигматов. С ним связано немало сверхъестественных случаев, включая многочисленные рассказы о способностях отца Пио к биолокации, мгновенному перемещению за тысячи километров из одной точки планеты в другую. Случаи чудесных исцелений, творимых отцом Пио, по мнению его адептов, позволяют считать его Божьим избранником.
Можно легко предположить, что эти особы с нестабильной психикой сами себе наносят раны, однако стигматизм на самом деле является более сложным явлением. Дело в том, что большинство стигматиков не помнят, когда и при каких обстоятельствах у них на теле появились раны. И существуют многочисленные доказательства того, что стигматы, как их не лечи, вновь и вновь появляются на теле носителя и в тех же самых местах. Несколько экспериментов, проведенных доктором Марко Марнелли (Италия) с носительницей стигматов Ло Бьянко, показали, что залеченные стигматы способны многократно появляться на ее руках вновь, причем каждый раз, когда стигматы начинали проступать на ее теле, Ло Бьянко впадала в транс и видела в этом состоянии четки и крест. Уже упоминавшийся отец Пио видел в трансе самого себя. Американка Этель Чапмен приобрела стигматы в виде следов от гвоздей на ладонях, будучи в больнице, где в бессознательном состоянии видела сцену собственного распятия.
И светские, и церковные эксперты считают, что однозначно относиться к феномену стигматизма нельзя. Большинство стигматов имеют.. совершенно обыкновенное происхождение, но многие случаи стигматизма действительно невозможно объяснить рационально. Это очень сложный феномен, где сплелись и физические, и психосоматические, и сверхъестественные причины. Возможно, этот феномен когда-нибудь будет объясни. А пока люди верят в чудо…
Самоповреждение или чудо?
Глеб Поспелов об истории и современном медицинском представлении о стигматах
На протяжении многих веков среди богословов, философов, медиков, верующих и атеистов кипят споры о том, что такое стигматы и какова их природа. Сам термин «стигматы» имеет греческое происхождение (stigmatos) и переводится как «знак», «пятно», «метка», «рана». Во времена Римской империи этим словом обозначалось клеймо на теле раба или преступника. Современное значение термина иное.
В настоящее время известно, что феномен стигматов существует и имеет под собой медицинскую основу. В этой статье рассмотрим стигматы с разных позиций, не ущемляя чувств сторонников и противников божественности этого феномена.
История стигматизма
Некоторые исследователи полагают, что первым стигматом был апостол Павел — автор «Деяний апостолов». В Послании к Галатам, 6:17 апостол Павел пишет: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем». Эти слова апостола можно толковать как дословно, в смысле обретения им стигматов, так и метафорически. В любом случае это единственное упоминание о стигматизме периода раннего христианства. После этого более тысячи лет о появлении стигматов ничего не было известно.
Цифры
Не существует однозначного ответа на вопрос: сколько за всю историю было носителей знаков страданий Христа? По разным оценкам исследователей этого явления, за последние 778 лет можно назвать 406 относительно достоверных случаев появления стигматов. 68 % носителей стигматов были католиками, обычно членами религиозных орденов, в частности, доминиканцами и францисканцами. Остальные — членами различных религиозных сект. 90 % стигматов зафиксировано у женщин. Явлению стигматизма подвластны все возрасты. Иногда они проявляются даже у детей. Пример: Клоретта Робинсон, афроамериканка из Окленда (США). В возрасте 10 лет у Клоретты на уроке религии из ступней, груди и лба пошла кровь. В ходе медицинского обследования было установлено, что девочка физически была абсолютно здорова, росла и воспитывалась в глубоко религиозной католической семье. Всё свободное время от приготовления уроков читала Библию.
Стигматы с внешними проявлениями
Встречаются наиболее часто. Могут иметь самые различные очертания и глубину. Летописи свидетельствуют, что стигматы бывают в виде наростов, синяков или пятен, глубоких, иногда сквозных кровоточащих ран на руках и ногах; ран на лбу, как от тернового венца; раны на боку под ребрами; отметины на плече от несения креста; иногда наблюдались следы бичевания, а также различного рода графические изображения, например, в форме креста на лбу. Есть примеры появления крестообразных рубцов на месте ранения копьем на правом или левом боку. Например, у известной ясновидящей Екатерины Эммерих (1744–1824) на груди с годами выступила своеобразная рана, напоминающая крест.
Стигматы внутренней локализации
В этом случае мы имеем дело с внутренними кровотечениями или появлением на внутренних органах отметин в виде религиозной символики. В исторических документах указывается, что в 1659 году, во время причастия некой Екатерины Савеллы, в церкви блеснули пять лучей, поразивших женщину. После отхода Савеллы в мир иной в 1691 году в присутствии духовенства было произведено официальное вскрытие, которое подтвердило наличие на сердце стигматов в виде пяти точек, образующих распятие. Наблюдаются такие явления редко и с точки зрения современной науки малодоказательны.
Незримые стигматы
Наименее доказуемый и реже всего признаваемый случай. Человек при этом жалуется на боли или разнообразные физические ощущения в «религиозно значимых» частях тела. Известна история Екатерины Сиенской (во время визита в Пизу, 1 апреля 1375 года) — будущая святая лишь испытывала острую боль на месте ран Христа. Интересно, что в 1471 году папа Сикст IV специальной буллой (основной средневековый папский документ) запретил писать ее изображения со стигматами по причине противостояния между францисканцами, отрицавшими ее стигматы, и доминиканцами, которые стигматы отстаивали. Папа Урбан VIII в 1630 году отменил этот запрет, указав, что стигматы в виде отметин на изображениях возможны, но они не должны кровоточить.
Католики за
Однако на протяжении всей истории феномена официальный Ватикан настороженно относится к фактам их появления. Официальный сайт Ватикана не предоставляет никакой информации о стигматах, их количестве и о самой процедуре канонизации таких лиц. Возникает вопрос: почему не все стигматы прошли процедуру канонизации? В разрозненных источниках в Интернете содержится информация, что после смерти стигмата до момента канонизации должно пройти иногда до 100 лет. Священники и медицинские эксперты, назначаемые Ватиканом, тщательно изучают каждый случай появления стигматов, принимая во внимание все детали за и против.
Например, итальянский историк Серджио Луццато предполагал, что падре Пио из Пьетрельчины (1887–1968, канонизирован как святой 16 июня 2002 г.) — последний из зарегистрированных людей со стигматами, — для их создания пользовался фенолом. Серджио приводил показания аптекарши, у которой он якобы его купил. Дело в том, что фенол, будучи крайне токсичным веществом с высокой проникающей активностью, — попадая на кожу, способен вызывать химические ожоги, которые могут перерасти в язвы. Свидетельство историка даже исследовалось Ватиканом, однако не было признано заслуживающим доверия. Агостино Джемелли, врач-францисканец, один из основателей Католического университета Святого Сердца, — называл отца Пио «невежественным, искалечившим себя психопатом, эксплуатирующим народную доверчивость».
Православные против
В отличие от католической, Русская Православная церковь к стигматам относится отрицательно. «Восточная» ветвь христианства, которая включает и православие, предполагает, что вектор мистического мировосприятия должен быть обращен прежде всего на внутренний мир верующего, где идет незримая борьба души с темными началами. При этом все внешние эффекты отходят на задний план, ибо не могут определять духовного выбора человека.
С точки зрения канонического православия, в появлении стигматов, которые являются просто механическим повторением ран Христовых, нет никакого смысла. Стигматы рассматриваются как вызов, проявление гордыни, чисто чувственное явление, не имеющее никакого отношения к Богу, а иногда просто как богохульство. Такая позиция имеет свое каноническое обоснование. Ученик Иоанна Златоуста, христианский святой Нил Синайский (Нил Постник) (ум. ок. 450), предупреждает: «Не желай видеть чувственно Ангелов, или Силы, или Христа, чтоб с ума не сойти, приняв волка за пастыря и поклонившись врагам-демонам».
Православие, в отличие от католицизма, в понятие «ношение язв Христовых» вкладывает совершенно другой смысл — символический. Ношение язв Христовых подразумевает:
А медицина?
Являются ли стигматы болезнью? Поводом для анализа феномена стигматов со стороны психиатров и психологов послужили факторы, указывающие на взаимосвязь стигматов с особенностями человеческой психики:
Особенности расположения стигм
В ходе изучения было установлено, что у некоторых расположение ран на теле не совпадает с их расположением на теле Христа. В ряде случаев знаки располагались в «зеркальном» виде: раны, которые на Распятии изображены слева, у носящего стигматы проявлялись справа. Это означало, что восприятие было направлено непосредственно на конкретный зрительный образ (картина, распятие в храме), который находился перед верующим.
Механизм проявления
Была выявлена общая закономерность проявления феномена, которую условно можно назвать «триада стигма». Замечено, что алгоритм появления стигм не меняется из века в век. Он включает в себя следующую хронологическую последовательность: «религиозный экстаз — видения — стигматы».
С точки зрения современной психиатрии появление подавляющего большинства стигматов можно свести к трем причинам:
Невропатические, или истерические
Кровоточивость неврогенного происхождения в ХХ веке изучали отечественные врачи-клиницисты, наиболее известным из которых является профессор Юрий Иванович Лорие (1959). Глубоко исследовал феномен «невротической кровоточивости» российский гематолог, член-корреспондент РАМН Зиновий Соломонович Баркаган.
У пациентов с этими расстройствами выделяются капельки крови из неповрежденной кожи или слизистых оболочек, возможны кровавые слезы, пот, спонтанные кровотечения из‑под ногтей, из надбровных дуг, ушной раковины, мочеиспускательного канала.
При сверхценной фиксации пациента на религиозной тематике — выделение крови из кожи происходит в тех местах, где, по преданию, при распятии Христа были вбиты гвозди. Судя по всему, таких больных можно в первую очередь отнести к истинным стигматам. Диагностировать эту патологию помогает расспрос самого обследуемого или знающих его лиц, констатация наличия психопатологических изменений личности, присутствие религиозного фанатизма у больного, наличие в катамнезе болезни «триада стигма».
Данные виды патологии на практике встречаются достаточно редко, поэтому патогенез недостаточно изучен. Клиницисты отмечают связь патологии с истероидными (конверсионными) реакциями и психопатизацией личности больного.
Кровоточивость зачастую прекращается спонтанно, даже на длительные сроки — и так же спонтанно возобновляется. При лечении стигматов методами современной медицины (переливания крови, плазмы, тромбоцитарной массы, кровезамещающих растворов) врачам практически не удавалось добиться улучшения в лечении кровоточащих ран: через некоторое время после терапии кровоточивость возобновлялась.
Имитационные, или синдром Мюнхгаузена
Это заболевание впервые было описано в 1951 году английским эндокринологом и гематологом Ричардом Ашером. Синдром получил название в честь известного мечтателя и фантазера, сочинителя невероятных историй барона Мюнхгаузена.
Суть заключается в том, что пациент искусственно вызывает кровотечение, имитирует его путем самоповреждения. Это расстройство объясняется как одно из проявлений истерического невроза или других нарушений психики. Больные могут имитировать склонность к кровоточивости приемом больших доз химических веществ и лекарственных средств, угнетающих активность свертывающей системы крови, путем повреждения слизистых оболочек или какими‑либо иными способами. При имитационной кровоточивости человек может провоцировать у себя вполне реальный и тяжелый геморрагический синдром.
В этом случае говорят о «псевдостигматах» — явлении, когда кровоточащие раны являются результатом имитации кровотечений.
Интерпретативные
Мне не раз приходилось сталкиваться со случаями, когда больной, высказывающий бредовые идеи религиозно-мистического содержания, получал какую‑то реальную физическую травму, однако истолковывал ее как «божий промысел или знак». Великолепно помню пациента, приятного, улыбчивого мужчину средних лет с окладистой бородой и добрыми лучистыми глазами. Больной с полной уверенностью называл себя Богом. На мой вопрос, как же он это понял, пациент с добрейшей улыбкой рассказывал:
— Представьте, захожу я в храм вечерком, после службы… Оглядываюсь, а повсюду — мой образ на меня же и глядит! И словно пение ангелов раздается в голове… А когда пришел домой — смотрю, а на лбу прыщ вскочил… и руки такие красные и почесываются… Я сразу понял, что это — знаки, как у Христа.
Стигматы могут рассматриваться с точки зрения медицинской патологии или нормы. В медицинскую классификацию вполне укладываются почти все официально описанные случаи стигматов, в том числе признанные римско-католической церковью. Скажем, стигматизация Екатерины Сиеннской, как, впрочем, и большинство других эпизодов, с моей точки зрения, носит выраженный истерический характер. Существование стигматов как частного случая невротической кровоточивости дает нам, врачам, крайне важную информацию: влияние психики на тело в целом и систему крови в частности может быть намного больше, чем мы привыкли думать.
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.