стигматы что это такое
Стигматы
Немного истории
Иногда на теле человека появляются кровоточащие изображения – креста или надписей, причем порой на давно забытом древне-арамейском. Еще более удивительны случаи так называемого внутреннего стигматизма. Они куда более редки, просто потому, что выявить их можно только при вскрытии. Как это случилось с неким Савеллой в конце 17 века. На его сердце медиками было обнаружено изображение распятия.
Ни наука, ни церковные иерархи до сих пор не могут дать достоверного объяснения, по какой причине появляются эти раны. Точно известно лишь то, что лечить их бесполезно: стигматы либо не затягиваются, либо вскоре открываются вновь. В большинстве случаев они доставляют носителям серьезные страдания; стигматиков, у которых раны безболезненны, считанные единицы. Еще медики обратили внимание, что кровоточащие отметины часто издают слабый аромат, похожий на цветочный. Необъяснимым является и направление стекания крови: в каком бы положении ни находился истинный стигматик, кровь не стремится к земле под воздействием силы тяжести, а стекает к большим пальцам, как это происходило с Христом.
Первым стигматиком считается Франциск Ассизский, основатель францисканского ордена. Во время церковной церемонии в 1224 году у него открылись язвы, в точности соответствующие всем следам крестных страданий Иисуса. Они кровоточили до самой смерти монаха, доставляя ему сильную боль.
С тех пор уже почти восемь столетий периодически у людей появляются аналогичные раны. И стигматиков не так уж мало, их ряды насчитывают несколько сотен.
Точка зрения Рима
Изначально стигматиками становились исключительно католики, однако божественное происхождение ран Рим признавал очень редко. Каждый случай, о котором становилось известно, тщательно проверялся специальной комиссией. Канонизировались стигматики только после смерти; и нередко – многие десятилетия спустя после кончины. Ватикан признает, что стигматы могут быть чудом, но указывает на то, что многие их носители наносят себе раны самостоятельно. Да и самопроизвольное появление язв не всегда однозначно: среди таких случаев очень часто кровоточить начинают психически нестабильные люди. И если стигматы появляются у потенциального пациента психиатрической лечебницы, он никак не может называться блаженным, а тем более святым. Поэтому в состав проверочной комиссии обязательно включаются врачи.
Одним из последних на текущий момент кандидатом на канонизацию является отец Пио из Италии. Стигматы у него появились в 1918-м и не закрывались полстолетия, до самой смерти падре, после которой исчезли бесследно. Помимо стигматизма за священником были замечены различные чудеса. Он исцелял людей, признанных медиками безнадежными, мог мгновенно переместиться за сотни и тысячи километров, на исповеди видел всю жизнь прихожанина до малейших подробностей, обладал способностью предвидеть будущее. Еще при жизни итальянца, по настоянию Рима, он прошел несколько медицинских обследований и был признан душевно абсолютно здоровым. Так что, по мнению многих, канонизация падре Пио – вопрос времени.
Медицинский диагноз
Врачи уже довольно давно изучают стигматизм, пытаясь понять его природу и избавить носителей кровоточащих отметин от мучений.
Очень многие случаи стигматизма оказываются фальшивыми: люди физически калечат себя, будучи не совсем нормальными. К этой категории врач-англичанин Дингуолл отнес Марию де Пацци, жившую в 16 веке и причисленную к святым столетием позже. Стигматы у нее появились в 1585-м; изучив документы, относящиеся к делу, Дингуолл вынес вердикт: Мария регулярно ранила себя, ведомая фанатизмом и склонностью к мазохизму.
Однако медицина не отрицает того, что стигматы могут образовываться и сами. Врачи считают, что причинами их появления могут стать два отклонения в психике:
• Первый: истерия в сочетании с неврозом. Он достаточно редок, поэтому изучен мало. Больной при такой патологии способен во время обострения вызвать кровоточивость непосредственно через поры. Кожа при этом остается неповрежденной.
• Второй: «синдром Мюнхгаузена», проще говоря – имитация. В состоянии истерии больной принимает препараты, снижающие свертываемость крови, после чего наносит себе увечья.
Открытым остается и вопрос неизлечимости стигматов. Впрочем, если их появление обусловлено самовнушением, то им можно объяснить и трудности с лечением: люди просто не позволяют ранам зажить.
Православное мнение
В отличие от католиков, православные церковные деятели крайне негативно относятся даже к обсуждению стигматизма. Объяснение этому простое: в православии считается, что стигматы – это механическое копирование, подражание Христовым ранам, а вера требует духовного подвига и совершенствования. Так что стигматы – это не больше, чем гордыня, можно сказать даже богохульство.
Данное мнение сформировалось далеко не на пустом месте. В каноне Нил Синайский призывал не желать видеть ни ангелов, ни самого Христа. Он считал, что такое видение может свести с ума и обмануть слабого человека, который примет «волка за пастыря» и начнет поклоняться врагам-демонам.
Кстати, одна из теософских школ на Западе разделяет точку зрения православных. Ее сторонники считают, что стигматы – это сатанинские отметины, которыми «награждены» гордецы, стремящиеся сравниться с Богом. По мнению этого богословского направления, стигматики должны учиться смирению, молиться и просить прощения у Господа до тех пор, пока раны не закроются.
За столетия, отделяющие нас от времен Франциска Ассизского, официально зарегистрировано 406 носителей стигматов. Из них признаны Ватиканом блаженными или святыми только шесть десятков, причем 90% носителей стигматов – женщины. Это укрепляет медиков во мнении, что первопричиной появления ран является истерия – женщины к ней склонны гораздо больше мужчин.
За последнее столетие картина стигматизма сильно изменилась. Если раньше «раны Христовы» открывались только у католиков, то сейчас стигматиками становятся люди самых разных конфессий, порой даже не верующие. Хотя значительное количество носителей все же ярые сторонники католицизма, принадлежащие к одному из религиозных орденов, чаще – францисканскому и доминиканскому.
Сильно изменилась и возрастная категория, стигматы появляются даже у детей. Причем зарегистрирован случай появления кровавых надписей на теле годовалого младенца. Он поставил в тупик всех: столь маленький ребенок явно еще не успел ознакомиться с христианством, а уж тем более – так сильно проникнуться им. Да и психических отклонений врачи у малыша не обнаружили. Поначалу родители были заподозрены в нанесении увечья ребенку. Но надпись была безболезненной, а мама с папой оказались атеистами, перепугавшимися непонятного явления и моментально доставившими отпрыска в больницу. Позже семье пришлось переехать и скрывать свое новое место проживания: фанатики слишком настойчиво пытались попасть на «встречу» с чудо-ребенком. Правда, говорят, что ватиканская комиссия следит за продолжением истории.
Несмотря на множественные фальсификации со стороны неуравновешенных личностей и медицинские подозрения, верующие продолжают считать стигматиков Божьими людьми, даже если они не признаны таковыми церковью. Уважение к носителям «ран Христовых» усиливается тем, что некоторым из них приписывается целый ряд сверхспособностей. Наиболее часто упоминается умение левитировать. Впрочем, достаточно и ран, которые пахнут не кровью, а ладаном.
Скептикам же остается ждать, пока загадки стигматиков не будут разгаданы либо наукой, либо церковью. И на всякий случай не слишком громко их осуждать: ведь, возможно, их раны действительно обусловлены проявлением высшей воли.
Стигматы внешние и внутренние
Начиная со Средних веков в истории можно найти случаи возникновения болезненных кровоточащих ран на теле некоторых последователей Христа.
Эти раны появляются на тех участках тела, где они были у Христа во время его распятия на кресте (кисти, ступни, голова, подреберье). Ни наука, ни религия, ни сами носители таких ран, называемых стигматами, не могут дать ответ на вопрос, каким образом и почему они появились.
СТРАСТИ ХРИСТОВЫ
Слово «стигматы» дословно переводится с греческого как «рана», «знак», «укол». За последние 800 лет насчитывается не так уж мало тех, кто имеет такие отметины, — около 406 случаев, но из них признаны католической церковью всего 60. Существуют даже статистические данные по этому загадочному явлению.
Например, определено, что 68% людей, носящих стигматы, — это католики. Интересно, что большинство случаев приходится на средиземноморский регион, но в наши дни география стигматов расширилась, они встречаются у корейцев, японцев, канадцев и аргентинцев. И 90% носителей стигматов — женщины.
Вспомним раны, которые были нанесены Христу во время распятия: четыре сквозные на руках и ногах, рана на правом боку от копья сотника, царапины на лбу от тернового венца, раны на спине от бичевания и след на плече от тяжелого креста, который он нес. Именно эти раны воспроизводятся на теле носителей стигматов.
Их называют внешними. Существуют еще и внутренние стигматы, которые мы не можем наблюдать, поскольку они появляются на внутренних органах. Так, в 1691 году при вскрытии тела Савеллы медики с удивлением обнаружили изображение распятия на его сердечной мышце!
Иногда внешние стигматы появляются как бы в зеркальном отражении, наоборот. Специалисты полагают, что это происходит оттого, что верующие воспринимали раны Христа как зрительный образ, находящийся перед ними.
Внешне стигматы могут быть самого разного вида: сквозные раны, поверхностные, наросты. Но все они формой похожи на следы гвоздей.
Возникают эти раны всегда неожиданно. Говорят, что наибольшее количество случаев приходится на Страстную пятницу. Перед тем как появляются видимые стигматы, человек испытывает сильную боль в местах их появления. Эта боль намного сильнее, чем боль от обычного ранения.
Это дает специалистам повод предположить, что здесь идет речь о поражении не только кожи и мягких тканей, но и нервов. Удивительная особенность этих ран состоит в том, что, несмотря на кровоточивость, от них исходит хоть и слабый, но приятный запах!
Медикам до сих пор не удается найти способ лечения стигматов и определить природу их возникновения.
РАЗДЕЛИВШИЕ СТРАДАНИЯ
Когда появились первые стигматы, сказать сложно, ведь свидетельства о них могли просто не дойти до наших дней. Возможно, они были у апостола Павла, иначе как можно толковать его слова: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем»? Но вот о том, что стигматиком был Франциск Ассизский, можно говорить с большой долей уверенности.
Франциск Ассизский, основавший францисканский орден, до сих пор является одним из самых почитаемых религиозных деятелей. Он вел аскетический образ жизни, обладал даром ясновидения. Осенью 1224 года во время молитвы на празднике Воздвижения Святого Христа на Альвернской горе он якобы увидел ангелов, направлявших яркие лучи к его телу.
В тех местах, где лучи касались кожи, возникла боль и появилось пять кровавых язв. Раны были расположены точно там же, где и у Христа. Это произошло за два года до его смерти. И до самого последнего дня стигматы кровоточили и причиняли монаху страшные муки.
А вот случай из куда более поздних времен. Тереза Ньюман родилась в 1898 году и была весьма болезненным ребенком. Она являлась носителем пяти стигматов: на ладонях, на боку и на лбу. Каждый раз, когда наступала пятница, она будто проходила путь Христа на Голгофу и при этом теряла до 1,5 литра крови и до 3,5 килограмма веса. Бывало даже, что девушка плакала кровавыми слезами. Однако к воскресенью стигматы бесследно исчезали с ее тела.
В XX веке самым известным стигматиком признан итальянский монах Пио (1887-1968). Он мог исцелять страждущих, имел дар предвидения и обладал способностью мгновенно переноситься на огромные расстояния. В год, когда Пио исполнилось 30 лет, на его теле появились стигматы, причинявшие монаху боль и мучения до самой смерти.
Он был вынужден постоянно обрабатывать гноящиеся раны. Удивительно, но сразу после кончины человека стигматы исчезли. Церковь не хотела признавать Божественное происхождение этих ран. Только после тщательного медицинского обследования, на основании которого у монаха не нашли никаких заболеваний, Ватикану пришлось уступить.
ДАР БОЖИЙ ИЛИ ДУШЕВНАЯ БОЛЕЗНЬ?
Ватикан всегда тщательно проверяет случаи возникновения стигматов на теле человека, к исследованиям привлекаются врачи и священники. Иногда проходит много лет, пока церковь признает стигматика, пусть даже после его смерти. Но сами стигматы и их чудесная природа священниками все же не отвергаются.
Существует гипотеза, что причиной появления стигматов является воздействие на психику особенно эмоциональных верующих церковной живописи и скульптуры, изображающих кровавые сцены распятия Христа. Мастера не скупились на детали, они достоверно изображали страдания Спасителя, его кровь, раны, что не могло никого оставить равнодушным.
Подобную гипотезу хорошо иллюстрирует история о Кпоретте Робертсон из Калифорнии. В 1972 году, когда девочке было 10 лет, она прочитала книгу о страданиях Иисуса, и та произвела на нее сильное впечатление. Через неделю после прочтения на левой ладони Клоретты появилась кровоточащая рана, затем еще четыре, которые исчезли без следа через 19 дней.
Стигматики вообще часто впадают в транс, что позволяет ученым выдвинуть версию о психосоматической природе феномена. Ведь, как правило, это происходит по схеме: религиозный экстаз — видения — стигматы. Поэтому католические священники полагают, что в основной массе случаев это работа для психиатра.
Что касается Русской православной церкви, то она вообще не желает обсуждать это явление, считая, что стигматы не имеют ничего общего с духовностью, что это проявление гордыни и происки дьявола.
Вторая: стигматы — имитация (синдром Мюнхгаузена). В этом случае больной может использовать лекарственные или химические препараты, препятствующие свертываемости крови. Он умышленно наносит себе раны, которые не перестают кровоточить.
Есть кое-что, служащее хорошим аргументом в пользу версии о самовнушении. Вспомните изображение распятия. Художники рисуют людей, прибитыми к кресту за ладони. Но ведь прибивали за запястья, ибо ладони не выдержали бы веса тела. А стигматы возникают именно на ладонях, что соответствует наиболее распространенной, но неправильной точке зрения.
Тем не менее, несмотря на все логические доводы, верующие считают стигматиков божьими людьми. Да и эксперты от науки и церкви тоже не могут однозначно высказаться за или против стигматизма. Ведь наряду с «обычным» происхождением стигматов есть случаи, не имеющие объяснения. Так что пока остается верить и теряться в догадках.
Стигматы
История явления
Формы и особенности проявления стигматизма
1. Внешние. Таких проявлений подавляющее большинство. Встречаются кровоточащие раны на руках и ногах, раны на лбу, как от тернового венца, раны на боку под ребрами, отметина на плече от несения креста, иногда наблюдались следы бичевания, а также различного рода графические изображения (например, в форме креста на лбу). Уже в наше время в 2002 году у молодого католического священника (род. 24 января 1971) из храма Святой Матери Божией в Загребе появился такой стигматический знак.
2.Внутренние. Наблюдались довольно редко и с точки зрения современной науки наименее доказательны. Внутренние стигматы были обнаружены у Е. Савеллы. В 1691 году после ее смерти медиками было произведено вскрытие, которое показало, что стигматы открылись на сердечной мышце в форме распятия.
3. Особенности месторасположения стигм. В ходе наблюдения и изучения было установлено, что у ряда стигматизированных святых расположение ран на теле не совпадают с их расположением на теле Христа. В ряде случаев располагались в инвертированном виде (раны, которые на Распятии изображены слева, у носящего стигматы проявлялись справа.) Это означало, что восприятие было направлено непосредственно на конкретный зрительный образ (картина, Распятие в храме), которое находилось прямо перед верующим.
4. При лечении методами современной медицины стигматов врачам не удавалось добиваться положительной динамики в лечении кровоточащих ран. Был отмечен интересный факт: у наблюдаемых стигматов раны не издавали зловонного запаха, иногда издавали запах духов.
Механизм проявления стигматизма
Анализируя явления стигматизма, исследователями была выявлена общая закономерность проявления феномена, которую условно можно назвать «триада стигма». Было замечено, что алгоритм появления стигм у носителей явления практически не меняется из века в век. Последовательность триады стигмы незамысловата и включает в себя следующую хронологическую последовательность: «религиозный экстаз – видения – стигматы».
Причины возникновения феномена
Достаточно вспомнить шедевры европейского изобразительного искусства: Ганс Мемлинг «Распятие Христа», Иероним Босх «Несение креста со Св. Вероникой», Дуччо «Распятие», Антонелло да Мессина «Распятие», Ганс Мемлинг «Распятие Христа», Лукас Кранах Старший «Распятие», что бы почувствовать и понять психологию средневекового искусства. Психологическая посылка исходила из того, что натуралистические изображения страданий и мучений Христа, всех событий Священной истории должны вызывать у верующих особые эмоциональные состояния вплоть до религиозного экстаза. Католическая система регламентации художественной практики западноевропейского средневековья предполагала, что художник не только показывает общее изображение страданий Спасителя и других библейских персонажей, но и обращает большое внимание на детальное изображение ран, капель крови, эмоционального состояния. Такая практика способствовала колоссальному психологическому воздействию на верующих.
Отношение к стигматам в православии и католицизме
Отношение католической церкви к стигматам можно охарактеризовать как сдержано – выжидательное. В католицизме стигматы почитаются как особо ублажившие Создателя подвижники. На протяжении всей истории существования феномена официальный Ватикан весьма настороженно относится к фактам их появления у лиц, их имевших. Официальный сайт Ватикана http://www.vaticanstate.va/IT/homepage.htm не предоставляет никакой информации о стигматах, их количестве и о самой процедуре канонизации таких лиц. Закономерно возникает вопрос: почему не все стигматы прошли процедуру канонизации? Наверняка вопрос останется без ответа. В разрозненных источниках в интернете содержится информация, что после смерти стигмата до момента канонизации должно пройти иногда до 100 лет. Священники и медицинские эксперты, назначаемые Ватиканом, тщательно изучают каждый случай появления стигматов, принимая во внимание все детали «за» и «против».
В Ватикане вопросами причисления к лику святых занимается Конгрегация по канонизации святых (лат. Congregatio de Causis Sanctorum). Конгрегация руководит процессами:
— проверка католической ортодоксальности сочинений, если таковые имеются;
— оценка проявленных добродетелей;
— наличие факта чуда, произошедшего после смерти кандидата по молитвам к нему (это требование необязательно для мучеников).
2. Канонизации, в ходе которой происходит причисление праведника к лику святых.
3. Присвоения титула Учитель Церкви.
Конгрегация по канонизации святых готовит беатификационные и канонизационные материалы в три этапа:
1. Оказание помощи епархиальному епископу и предоставление разрешения на начало беатификационного (канонизационного) процесса;
2. Изучение представленного материала о добродетелях или мученичестве кандидата, о продолжительности его почитания;
3. Организация дискуссий и голосование. Ходатайство Конгрегации о беатификации или канонизации направляется папе римскому, который принимает окончательное решение.
Возглавляет конгрегацию по канонизации святых префект Паоло Родари.
Православие, в отличие от католицизма, в понятие «ношение язв Христовых» вкладывает совершенно другое значение. В православной традиции ношение язв Господа Иисуса Христа совершается у христиан тремя способами:
1. сердечной любовью к Богу;
2. мученичеством (например, у апостолов и христианских мучеников);
3. добровольным самоумерщвлением (заковывание себя железными поясами и веригами, которые облеклись в колючие власяницы).
Стигматы с точки зрения современной медицины
Для современной медицины нет ничего священного и неприкосновенного. Любое явление объективной действительности рассматривается с точки зрения медицинской патологии или нормы. Стигматы не являются исключением. С точки зрения современной психиатрии стигматы имеют признаки кровоточивости неврогенного происхождения, которая в свою очередь разделяется на:
1. Невропатическую или истерическую. Эти виды патологии на практике встречаются достаточно редко, поэтому патогенез (механизм зарождения и развития болезни и отдельных её проявлений) заболевания остается не достаточно изученным. Клиницисты отмечают связь патологии с истероидными реакциями и психопатизацией личности больного.
2. Имитационную или синдром Мюнхгаузена
Это заболевание впервые было описано в 1951 г. R. Asher. Синдром получил название в честь известного мечтателя и фантазера, сочинителя невероятных историй барона Мюнхгаузена.
Суть явления. Это искусственно вызываемое кровотечение (имитация) – одно из проявлений истерического невроза или других нарушений психики. Больные имитируют склонность к кровоточивости приемом больших доз химических веществ и лекарственных средств, угнетающих активность свёртывающей системы крови, путем повреждения слизистых оболочек или какими-либо иными способами. При имитационной кровоточивости человек может произвольно воспроизводить у себя подчас весьма тяжелый геморрагический синдром.
Этот вид патологии характерен для так называемых псевдо стигматов, когда кровоточащие раны являются результатом имитации кровотечений.
Подводя итоги, следует сказать, что феномен стигматов реально существует.
Литература:
1. Antoine Imbert-Gourbeyre. Monograph «L»Hypnotisme et la Stigmatisation». (1899)
2. Dr. Pierre Janet. Bulletin de l»Institut psychologique international, Paris.1901.
3. Ian Wilson. Stigmata: An Investigation In to the Mysterious Appearance of Christ»s Wounds in Hundreds of People from Medieval Italy to Modern America. Harper & Row Publishers. 1989.
4. Johann Joseph Von Gorress. The Stigmata: A History Of Various Cases (1883). Kessinger Publishing. 2008.
5. Omer Englebert. St. Francis of Assisi: A Biography. Servant Books. 1965.
6. Андрей Кураев. Вызов экуменизма. М., 1997.
7. Быков А.А. И.Лойола. Его жизнь и общественная деятельность. СПб., 1890. С. 28
8. Воробьев А. И. (ред.). Руководство по гематологии. М.: Ньюдиамед. 2005. т.3.
9. Глаголев С. С. Сверхъестественное Откровение и естественное богопознание вне Церкви. Харьков. 1900.
10. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. /Пер. с англ. М., 1910. С. 337.
11. Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения: В 5 т. Т. 1. 3-е изд. СПб., 1905. С. 559.
12. Леон Шерток. Непознанное в психике человека. Прогресс. М. 1982.
13. Лодыженский М.В. Свет Незримый. Пг., 1915. С. 129.
14. Откровения блаженной Анжелы. М., 1918.
15. Преп. Григорий Синаит. Главы о заповедях и догматах. Гл. 131 // Добротолюбие. М., 1900. Т. 5. С. 214.
16. Преп. Нил Синайский. 153 главы о молитве. Гл. 115 // Добротолюбие: В 5 т. Т. 2. 2-е изд. М., 1884. С. 237.
17. Филип К. Дик. Стигматы Палмера Элдрича. СПб.: Домино, 2010.
18. Христианство. Словарь. (Под общ. ред. Л.Н.Митрохина и др.) М., 1994.
19. Словарь средневековой культуры. М., 2003.
20. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989.
Знаменитые католические женщины-стигматики
Что такое стигматы? Стигматы — это кожные наросты или раны, соответствующие ранам, полученным Иисусом при распятии.
Но вот если продолжить расспросы и уточнить, кто является носителем стигматов, откуда они берутся, что собой представляет стигматизация как явление, наверняка мы не услышим толковых ответов.
За несколько десятков веков, прошедших с тех пор, как впервые был описан случай стигматизации, наши знания об этом явлении не стали глубже.
Примечательным является то, что в средние века стигматиками были в основном женщины, а в современном мире их носителями чаще являются мужчины. Расширилась география появления стигматов — если раньше они появлялись только в Италии, то теперь стигматики живут и в других европейских странах, и в Америке, и даже в Японии и Корее.
Какие бывают стигматы? Различают подражательные (или изобразительные), символические стигматы, стигматы на внутренних органах. К подражательным относятся стигматы, воспроизводящие раны на теле Христа — небольшие раны на лбу от тернового венца, четыре сквозные раны на руках и ногах, рана на правом боку, а также следы бичевания и синяк на плече от несения креста. Дополняют картину кровавый пот и кровавые слезы.
Стигматизация — явление очень загадочное. Несмотря на то, что феномен стигматизации подтвержден многочисленными документальными источниками, он продолжает оставаться спорным. До сих пор досконально неизвестно, является ли появление стигматов результатом самовнушения человека либо же это все-таки божественное вмешательство? Чудо ли это или бред сумасшедшего?
За сотни лет официально признано полинными около 400 случаев появления стигматов. В этой статье мы расскажем о самых известных женщинах-стигматиках, признанных католической церковью и прошедших медицинское обследование.
Вероника Джулиани
Вероника (в крещении Урсула) родилась 27 декабря 1660 г. в Италии.
С детства уже был виден ее характер: девочка отличалась упрямством и неконтролируемыми вспышками гнева, но в то же время она была необыкновенно благочестива, священники отмечали в ней признаки мистической благодати.
В 1677 г. она поступила в капуцинский монастырь, спустя два года уже стала там учительницей послушниц, ас 1716 г. — настоятельницей. В монастыре она жила в большой строгости. В Великую пятницу в 1697 г. на ее теле появились стигматы. Церковь сначала не поверила в их подлинность, и Веронику подвергли жестоким испытаниям.
Особенно усердствовал отец-иезуит Кривели. Но смирение и послушание матушки Урсулы, ее желание уподобиться распятому Христу, готовность к страданиям и ясность духа заставили даже самых больших скептиков поверить ей.
Обычно ее изображают как капуцинку со стигмами и в терновом венце, с обручальным кольцом на пальце и раненым младенцем Иисусом.
Вероника утверждала, что раны ее кровоточат не только снаружи, но и внутри. Она даже нарисовала то, что, по ее мнению, было отпечатано на ее сердце — крест, терновый венец, три гвоздя, мечи и букву X.
Вероника Джулиани умерла в монастыре 9 июля 1727 г. Вскрытие, произведенное двумя врачами в присутствии священника, показало, что на ее сердце действительно были рубцы, похожие на крест, а одна лопатка была изогнута, как будто на ней в течение долгого времени носили что-то тяжелое.
В 1804 г. она была причислена к лику блаженных, а в 1839-м — к сонму святых.
Анна Катерина Эммерих
Анна Катерина родилась в 1744 г. Уже в детстве ей являлись Иисус и Иоанн Креститель, в своих видениях она переживала жизнь Иисуса, и после каждого такого случая рана на ее груди, по форме напоминавшая крест, становилась все глубже и отчетливее. Но то были не стигматы.
Стигматы появились у Анны Катерины лишь в 1799 г. — вокруг головы вдруг образовалось кольцо из мелких кровоточащих ранок, а через три года появились и другие раны — на ладонях, на ступнях и на боку.
Кровотечение так ослабило женщину, что она слегла и с 1813 г. уже не вставала с постели. Ее врач рассказывал: «Ее стигмата была невероятной: раны в ее руках, ногах, боках и голове достигали полдюйма в диаметре».
Очевидцы утверждают, что в течение последних 12 лет она ела только облатки с католической Мессы.
Эммерих ежедневно посещали видения. Она утверждала, что видела своего ангела-хранителя, а также крестные страдания Иисуса. Она видела мельчайшие подробности распятия и чувствовала все, что чувствовал Христос.
Ее рассказы о страданиях Христа чрезвычайно подробны, она описывает множество деталей, которых не было в Евангелиях, причем давала их в собственной трактовке, заявляя, что Иисус «корчился и трепетал, как жалкий червь», что он «кричал сдавленным голосом и молил о пощаде», а также рассказывала, что рана на плече доставляла Иисусу наибольшие страдания.
Впрочем, можно ли верить словам Анны Катарины, неизвестно, так как тут есть и другой фактор. Ее рассказы записывал немецкий поэт Клемен Брентано, горячо верующий католик, и сегодня невозможно установить, где слова Эммерих, а где выдумки Брентано.
С уверенностью можно сказать только одно: книга «Скорбные страсти нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа», выпущенная Брентано спустя девять лет после смерти Анны Катерины Эммерих, построена явно не на знании евангелических текстов.
Доминика Лазари
Доминика родилась в 1815 г. в Италии. Когда девочке было 13 лет, умер ее отец. Это событие так потрясло ее, что она совсем перестала есть, сильно ослабла и вскоре заболела. Несколько недель врачи бились за ее жизнь и все-таки заставили Доминику принимать пищу.
Когда девушке исполнилось 18 лет, ее на несколько часов случайно заперли на мельнице в полной темноте. В результате с Доминикой случился припадок, и остаток жизни она провела в постели полупарализованной и с явными признаками психического расстройства — она не могла выносить шума, света, отказалась от пищи. Попытки насильственным образом накормить ее заканчивались рвотой.
В 1734 г. у нее появились раны, соответствующие ранам распятого Христа. Стигматы на ее руках и ногах были сквозными и, как рассказывали ее лечащие врачи, раны были столь велики, что сквозь них легко можно было просунуть палец.
Доктор Грегори Касс из Лиссабонского Центрального госпиталя указывал еще на одну интересную особенность Доминики: в каком бы положении она ни находилась, кровь, вместо того, чтобы стекать вниз, шла по направлению к большим пальцам и по ним, как будто Лазари была распята на кресте.
Раны на лбу Доминики, похожие на раны от тернового венца, появились лишь однажды, и случилось это в присутствии врачей. Царапины образовались внезапно, из них потекла кровь, а через некоторое время они исчезли.
В таком положении — со стигматами и без еды — Доминика Лазари прожила еще 14 лет и скончалась в возрасте 33 лет.
Луиза Лато
Луиза родилась в семье рабочего в Шарльруа (Бельгия) в 1850 г. В 13 лет девочка попала под копыта коровы, после чего не вставала с постели, так как ее внутренние органы были сильно повреждены.
Когда девушке исполнилось 18 лет, ей было видение, после которого она поднялась с постели.
Это событие произошло в Великую пятницу, и с тех пор каждую пятницу наблюдались кровотечения на бедре, затем на голенях, кистях, плечах и на лбу. Это событие вызвало большое волнение в среде католического духовенства, объявившего ее стигматы чудесными.
Таким образом, можно сказать, что Луиза избавилась от одной болезни, но взамен у нее появились стигматы. Поднявшись, она начала работать на ферме, выполняя несложные операции. Но силы ее быстро угасали, так как с появлением стигматов она совсем перестала есть, любой прием пищи вызывал у нее сильную рвоту.
Девушка снова слегла. Ее обследовали врачи, но объяснения отказу организма принимать пищу они не нашли. С 1871 г. Луиза ничего не ела и не пила, но при этом выглядела вполне здоровой.
Бельгийская медицинская академия, выслушав доклад доктора Варломона, наблюдавшего Луизу в 1874-1875 гг., пришла к выводу, что девушка одержима нервной болезнью, известной под названием «стигматизации»
Умерла Луиза Лато в возрасте 33 лет, произошло это внезапно, так что она едва успела причаститься.
Тереза Нойман
Тереза Нойман родилась в 1898 г. в маленьком селении в Коннерсрейте (Бавария). Она была старшей из детей Нойманов. Тереза с детства считалась святой. Она не пропустила ни одной мессы и всегда прилежно молилась, стоя на коленях перед распятием или Мадонной.
Когда девушке было 20 лет, в доме начался пожар. Тереза попыталась погасить его и в результате сильно пострадала.
А всего через месяц после этого события она упала с лестницы, получив сильнейшее сотрясение мозга, в результате которого была парализована и почти полностью ослепла. Соседи решили, что это испытание веры для всей семьи.
Семь лет спустя болезнь вдруг отпустила Терезу, она встала с постели и прозрела, а годом позже, в Великую пятницу 1926 г., Терезе было видение, в котором ей явилась ее святая, после чего девушка мгновенно исцелилась от своего недуга, однако приобрела новый: на ее теле появились стигматы — копия ран Иисуса, полученных им на кресте.
С тех пор каждую пятницу до самой смерти в 1962 г. Тереза впадала в транс, в котором она переживала события, происходившие на Голгофе, и у нее появлялись кровавые слезы, кровавый пот, глубокие кровоточащие раны на теле — на руках, на ногах и на лбу. Через неделю раны заживали.
Терезу неоднократно обследовали специалисты — доктора, журналисты, ясновидящие, и ни у кого из них не возникло сомнения в том, что ее раны реальны, что бы ни было источником их возникновения. В том, что сама Тереза не могла их себе нанести, убедились в первые же годы.
Появление стигмат на теле Терезы пытался объяснить доктор Альфред Лехлер. В 1933 г. он выпустил книгу, в которой описал опыты, проведенные с австрийской девочкой. Во время сеансов гипноза у нее появлялись классические стигматы кровавый пот, кровавые слезы, разрезы на лбу, распухало плечо. Однако сам доктор признал, что искусственно вызванные стигматы и по интенсивности, и по стойкости, и по четкости уступают настоящим.
В 1927 г. Терезе вновь было видение, в котором ей было сказано, что она должна отказаться от еды и воды, чтобы жить. Она выполнила наказ, поэтому теперь ее считают своей бретарианцы (не путать с преторианцами и вегетарианцами, от англ. breath — «дыхание»). Это движение ратует за отказ от еды.
Бретарианцы считают, что люди были вечными, пока не начали есть. Пища лишала человека крыльев, приблизила к земле. Они категорически против распространенной поговорки «святым духом сыт не будешь», и в качестве примера приводят как раз Терезу Нойман.
Люди не могли поверить в то, что можно жить без еды и воды, поэтому епископ Регенсбургский в 1960 г. назначил комиссию, которая должна была удостовериться в правдивости таких данных. В течение 10 дней четыре монахини днем и ночью следили за Терезой. Она ничего не ела и не пила, но вес ее оставался неизменным. Медицина этот феномен до сих пор объяснить не смогла.
Глава движения бретарианцев Уайли Брукс считает, что питаться можно исключительно энергией солнца и химическими элементами из воздуха, что отказ от еды усиливает производство гормонов роста, замедляющих старение, и стимулирует разнообразные экстрасенсорные явления, в том числе ясновидение, что можно наблюдать у других известных женщин-стигматиков — Св. Дидвины Шидамской, блаженной Елизаветы Ренской, Св. Екатерины Сиенской, блаженной Анжелы из Фолинье.