стартап бизнес что это
Стартап — что это такое простыми словами: идеи, виды, инвесторы
В последние годы особую популярность набирает термин «стартап», при трактовании которого у многих часто возникает путаница. Тысячи предпринимательских проектов запускаются ежегодно, но только малая часть из них может называться стартапом. По сути, это творческое и инновационное начинание, которое предполагает внедрение на рынок принципиально нового продукта.
Содержание
Что такое стартап
В большинстве случаев этим термином называют недавно открывшееся предприятие, хотя это неправильно.
Главным отличием стартапа от малого бизнеса является новаторская основа идеи проекта и особенности его развития в условиях повышенных рисков. При этом необязательно это должно быть новое направление в бизнесе, это может быть необычное применение уже существующих технологий.
Наиболее точно можно определить, что стартап – это временная форма организации, развивающаяся в условиях неопределенности, нацеленная на масштабирование и превращение в крупную корпорацию. Условно стартапы можно разделить на несколько видов:
Еще одной особенностью стартапа является его стремительное развитие без географических ограничений. Недавно открывшееся кафе не предназначено для быстрого роста.
Успешно развивающийся стартап за короткий промежуток времени достигает колоссальных финансовых показателей.
Этапы роста стартапа
Мировая практика показывает, что каждое инновационное начинание проходит несколько стадий развития, причем процесс становления в различных направлениях отличается друг от друга.
Стадии превращения стартапа в стабильную компанию:
Pre-seed (посевной этап)
На первом этапе у основателей уже появилась идея, но нет четкого плана и понимания, что нужно для успешного запуска проекта.
Следующим шагом является анализ рынка, разработка маркетинговой стратегии и составление подробного плана. В некоторых случаях на данной фазе начинается поиск инвесторов.
Прототип
Происходит создание пробной модели продукта или технологии, которая создается для тестирования и демонстрации инвесторам в рабочем режиме.
Альфа-версия
Создатели переходят непосредственно к испытанию идеи, выявлению недостатков и их корректировке.
Закрытая бета-версия
Учитывая все промахи, создается усовершенствованный продукт для контрольного испытания. На данном этапе в обсуждении и оценке проекта участвуют пользователи, которые приглашаются для апробации продукта.
Открытая бета-версия
Происходит запуск проекта, осуществляется продвижение и выход продукта на большой потребительский рынок.
При этом следует определить стартап, как динамично развивающуюся структуру, маркетинговая стратегия которой может меняться в зависимости от реакции пользователей и других значительных факторов. Помимо вышеописанной модели развития стартапа, существует разработка развития, определенная Стивеном Бланком. Она включает 4 важных этапа:
Заключительным этапом является Exit Stage – выход стартапа. Существует несколько вариантов дальнейшего развития проекта:
Окончательный сценарий развития обговаривается еще на этапе появления стартапа.
Создание
В большинстве случаев стартап начинает зарождаться в умах молодых талантливых людей, способных генерировать смелые и уникальные идеи. По данным исследований, средний возраст стартапера –23-24 года.
Чаще это студенты-однокурсники, но встречаются и гении со школьной скамьи.
Главным критерием для создания перспективного проекта является сплоченная команда основателей проекта. Отмечается, что большая часть начинаний прекращают свое развитие на начальном этапе из-за пассивности и неслаженных действий разработчиков.
Для стартапа не подходит просто группа умных ребят. Необходимы такие качества, как амбициозность, неравнодушие к проекту, честность, открытость и заинтересованность. Драйв и энергетика – важные составляющие успешного создания проекта, люди с низкой энергетикой для инновационных начинаний не подходят.
В большинстве случаев начинатели являются коллегами или однокурсниками, что объясняет единство мышления и одинаковый набор знаний и навыков. Поэтому, важно привлечь в команду талантливого маркетолога для быстрого роста и успешного выхода стартапа из «стадии зародыша».
Решающее значение для стартапа имеет идея. Она обязательно должна носить инновационный характер. Под этим не подразумевается изобретение новой отрасли, но подход к бизнесу и применение привычных вещей должно кардинально отличаться от традиционной модели.
Идеально, если в запасе у команды будет несколько таких идей. Инновационный проект способен повернуть в другую сторону на любой стадии его развития. Именно способность быть гибкими и вовремя изменить курс, скорректировав или обновив идейное направление, отличает стартап от малого и среднего бизнеса.
Если в процессе анализа реакции потребителя на этапе первого испытания результаты не оправдывают ожидания, стартаповцы возвращаются в стадию посева, и проводят новые разработки.
Отрицательно влияет на стартап слепое следование идее, несмотря на то, что она не способна удовлетворить потребности покупателей. В таком случае создатели новаторства рискуют получить отказ финансирования, что неизбежно приведет к краху стартапа.
Воплощение
Начало пути инновационного проекта возможно после привлечения инвесторов. Отсутствие финансирования на раннем этапе является одной из причин гибели проекта. Вложение капитала в новаторские начинания относится к рискованным инвестициям, поэтому большая часть стартапов так и остается нереализованными.
Перед запуском проекта, проводится исследование, действительно ли существует у пользователей проблема, решаемая инновационным изобретением. Потому, если потребитель не готов платить за продукт, или на рынке существует аналогичный продукт, стартапу не дано перерасти в стадию масштабирования.
Если прогнозы подтвердились, и идея оказалась востребованной, разрабатывается маркетинговая стратегия, составляется подробный план, распределяются функции среди команды. Проводится тестовый выпуск продукта и усовершенствование, опираясь на реакцию целевой аудитории.
Одобрение пользователей становится отправной точкой для продвижения продукта и производства его для массового использования. Если все начальные стадии развития пройдены успешно и правильно, воплощение задуманного происходит семимильными шагами.
Окупаемость проекта
С точностью предугадать, за какой период времени доходы покроют затраты на инвестиции, нельзя.
Для оценки стартапа, который еще не приносит прибыль, используется несколько методов оценки будущего предприятия. Это оценочные листы, вычисление терминальной стоимости, при которой берется срок от 4 до 6 лет.
При этом инвесторы обращают внимание на:
В первую очередь инвесторы делают ставку на создателей проекта, так как хорошая команда сможет улучшить плохой продукт, а хороший продукт никак не повлияет на потенциал работников.
Количество времени для окупаемости вложений во многом зависит от самого проекта. Для одного будет достаточно одного года, а в другой сфере понадобится – 3-4 года. На этапе презентации стартапа перед инвесторами принято озвучивать срок – 3 года.
Масштабирование
Инновационные проекты отличаются от предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса стремительным ростом. Все они запускаются по «масштабируемой бизнес-модели». Например, мобильное приложение для обмена сообщениями Snapchat расширилось от 0 до 100 млн. пользователей за 5 лет.
По классификации, применяемой экспертами Силиконовой Долины, контрольные показатели успеха стартапа:
Когда молодая компания находится в процессе совершенствования и корректировки существующей бизнес-модели, темпы ее роста могут варьироваться в широком диапазоне. Как только стартап перестает расти, это свидетельствует о переходе компании в стадию зрелого бизнеса.
Как найти инвестора
Дойти до стадии масштабирования невозможно без значительных финансовых вливаний. Поэтому, стартаповцам важно как можно раньше заняться поиском инвесторов. Еще несколько лет назад начинатели могли найти финансовую поддержку в кругу друзей и семьи, а также собственные сбережения. Но в большинстве случаев этого было слишком мало.
Сегодня стартапам доступны несколько способов поиска инвестиций:
Посевные инвестиции
На стадии Pre-seed, когда кроме блестящей идеи создатели не могут ничего презентовать, мало, кто поверит в будущее проекта. На данном этапе возможна помощь родственников и частных инвесторов, которые сделают ставку на долгосрочную перспективу роста.
Венчурные инвесторы
Частные венчурные инвесторы путем комплексной оценки прибыльности проекта в будущем, вкладывают средства в перспективные инновационные проекты. Такие сделки часто остаются «в тени» и не разглашаются обеими сторонами.
Венчурные фонды
Распределяют инвестиционный капитал в стартап, который находится в развивающейся стадии. В таком случае имеется возможность просчитать будущий доход и учесть риски.
Бизнес-инкубаторы
Организации, специализирующиеся на поддержке одаренных предпринимателей, помогают стартаперам от разработки идеи проекта до его коммерциализации. Бизнес-инкубаторы предоставляют инвестиционные средства, помещение, консультантов.
Первичное публичное предложение
IPO – это предложение продажи акций неограниченному числу лиц с целью привлечения денежных средств.
Идеи для стартапа
Уникальная и востребованная идея на 50% определяет успех стартапа. Особую ценность имеют нововведения в следующих областях:
Видеоблоггинг
Ведение блога с целью дальнейшей реализации бизнес-проекта – неудачная идея для стартапа. Сотни проектов с различной тематикой уже успешно реализованы на YouTube. А создание аналогичного продукта, чтобы повторить чужой успех, – сомнительная перспектива.
Гораздо интереснее продвижение новаторских технологий для обучения каким-либо навыкам или школьным предметам, что может стать интересным миллионам зрителей не только в рамках страны, но и всего мира.
Мобильные приложения
Одно из самых перспективных направлений на сегодняшний день. В век информационных технологий современному человеку не обойтись без мобильного телефона и других гаджетов. Создание полезных приложений способно значительно облегчить жизнь потребителя. Это могут быть различные мессенджеры для общения, программы для учета денежных средств и другие разработки. Главное, чтобы новое приложение было инновационным и уникальным.
Интернет проекты
Сфера информационных технологий – одна из самых востребованных для развития стартапа.
Интернет насчитывает миллионы пользователей по всему миру. Всемирная паутина позволяет заводить знакомства и общаться с людьми из разных уголков с помощью социальных сетей. Facebook, Twitter тоже когда-то были стартапами. Создать новаторский проект можно не только с целью общения, спросом пользуются серверы для быстрого поиска нужной информации и другие.
Новый продукт или технология
Изобретение, не имеющее аналогов в мире, претендующее на большую популярность среди потребителей – идеальная идея для инновационного проекта. При этом необходимо рассчитывать, что новшество станет незаменимым атрибутом для большого количества пользователей. Новинка может относиться к любой отрасли, главное, чтобы потребители были готовы платить за это деньги.
Наверное, самым ярким примером стала разработка и выпуск первого персонального компьютера Apple II, который осуществили Стивен Джобс и его компаньон Возняк. Это был первый массовый продукт знаменитой в будущем корпорации.
Интересные идеи ресторанов и кафе
Бизнес-идеи для стартапа в ресторанном бизнесе могут иметь несколько направлений: новый подход к обслуживанию, изобретение необычных блюд, наличие роботов-помощников. Кроме того, популярны различные приложения, с помощью которых посетитель кафе может узнать об акциях и предложениях кафе, заполнить анкету по номеру чека, чтобы улучшить качество обслуживания и получить скидку во время следующего посещения.
Например, Menuforyou, где посетители просматривают меню и совершают заказ в электронном виде, на планшете. При этом на табло показан рейтинг блюд и предпочтения посетителей в виде лайков под описанием блюда. Такой подход к обслуживанию с легкостью увеличил средний чек на 15%.
Сельскохозяйственный бизнес
Инновации появляются во всех отраслях, и сельское хозяйство не исключение. Агробизнес всегда остается востребованным. Люди всегда будут есть натуральные продукты и пить молоко. Но стартапы в этой области имеют длительный срок окупаемости, что отпугивает инвесторов.
Несмотря на это, в мировой практике существуют примеры успешного развития стартапа в сельхоз бизнесе:
Советы стартаперам
Для создания стартапа, который «доживет до зрелого возраста», важно проработать каждую стадию проекта, не упуская ни одной детали. Для этого можно воспользоваться следующими советами:
Создайте то, что было бы полезно для вас
Работая над идеей, задумайтесь, чего не хватает лично вам и можно ли без этого обойтись. Разрабатывая продукт, продумайте все до малейших мелочей, «заразитесь» идеей, и работайте над тем, что вам действительно интересно. Вспомните основателей интернет-платформы Houzz, они создали этот проект, потому что сами испытали трудности во время ремонта.
Сплотите команду профессионалов
Именно правильный выбор сотрудников уже дает гарантии дальнейшего продвижения и развития команды. Подбирайте идейных, креативных, амбициозных людей, которые будут «гореть» общим делом.
Анализируйте рынок
В случае, если при запуске проекта, вы заметили потенциал в другом направлении, не бойтесь повернуть в нужную сторону, изменить стратегию и бизнес-план. Вначале Twitch не создавался, как видеостриминговый сервис.
Но обратив внимание на всеобщую увлеченность просмотрами компьютерных игр, основатели сделали упор на это направление. В 2018 году сервис посещали 15 млн. уникальных посетителей в день.
Не бойтесь рисковать
Определившись с идеей, не бойтесь начать действовать. По-настоящему рискуют те, кто не делает ничего. Начните с небольших шагов, и испытайте продукт или технологию в деле. Создатели многих инновационных проектов не до конца верят в успех, но все равно действуют и часто добиваются колоссальных результатов.
Протестируйте изобретение
В роли потребителей могут выступить друзья и знакомые. Насколько блестящей не казалась бы идея ее основателям, прислушайтесь к мнению со стороны. Для экспертной оценки задействуйте сотрудников компании, обсудите вместе недостатки, усильте достоинства.
Следите за ценообразованием
Начиная выпуск продукции, не устанавливайте слишком низкую цену с целью завлечь покупателя дешевизной и быстрее опробовать инновацию в действии. Существует вероятность того, что люди в дальнейшем не будут платить вам те суммы, которые представляют реальную стоимость новинки.
Привлекайте инвесторов
Добиться выхода стартапа в стадию зрелого бизнеса, без крупных капиталовложений вряд ли возможно.
Поэтому, кропотливо отнеситесь к выбору инвесторов, ярко и емко презентуйте свой проект, подтвердите потенциал начинания. Хорошее финансирование станет главным двигателем стартапа на пути быстрого развития.
Вывод
Исходя из вышесказанного, можно определить, что стартап – это проект, главной целью которого является повышение качества жизни людей. Именно идея выступает движущей силой, а не стремление заработать побольше денег. На начальном этапе startup потребует максимальных затрат сил и внимания создателей. Но максимальную отдачу нельзя обеспечить без амбициозной команды. Ищите идею, и если она будет стоящей, а работа старательной, это буквально озолотит вас, как бы фантастично это не звучало.
Стартап: чем отличается от бизнеса
Мода на стартапы не проходит. Мы продолжаем слышать истории о том, как университетские ботаники запираются в гараже и придумывают сумасшедшие штуки, которые переворачивают мир. А офисные работники как и раньше бросают свои костюмы и бегут покупать билеты в Стартаплэнд.
Но стартапом в классическом понимании можно назвать не каждый финансовый проект. Считается, что это проект с инновациями и изобретениями. Не обязательно. Разбираем, стартап: что это такое простыми словами и как его превратить в успешный бизнес.
Главное про стартапы
Стартап — это новая компания или бизнес, который запущен недавно. Наиболее точный термин дал профессор из Стэнфорда Стив Бланк. Он говорит, что стартап — временная организация, созданная для поиска удачной, повторяемой и масштабируемой бизнес-модели.
Стартап не = инновации и изобретения. Главная задача — это поиск привлекательной и новой модели хозяйственной деятельности, а технологии (не всегда новые) — просто инструмент.
Например, Uber — вырос как мобильный софт для поиска водителей и вызова такси. Создатели не внедряли никаких инноваций, службы такси и мобильные приложения придумали до них. Но в Uber придумали бизнес-модель — онлайн-заказ такси с возможностью выбора и отслеживания водителя. Насколько она оказалась успешной мы знаем.
Задача стартапа — вырасти в бизнес. Стартапы отличаются от обычных компаний. Вообще отличий очень много, но главное: стартаперы ищут перспективную модель бизнеса, а обычные предприниматели ее уже ее нашли и используют. То есть, задача проекта — стать хорошим бизнесом.
Стартап — это эксперименты. Бизнесмен Эрик Райс придумал понятие «бережливого стартапа» (Lean Startup). Это концепция предпринимательства, для которой характерно проведение экспериментов и итеративный выпуск продуктов для сокращения цикла разработки. Иными словами, успешные стартаперы больше экспериментируют и так добиваются результата. Так они лучше понимают модель своего бизнеса, быстрее определяют аудиторию и проверяют продукт на соответствие рынку. Не сработало — пробуем новое.
Какие бывают стартапы
Классические и инновационные.
На деле встречаются три типа стартапов.
Копирка. Классический проект, ставший успешным после того, как слизал и немного доработал чужую успешную идею. Так делают все социальные сети.
Например, Вконтакте: идею Павлу Дурову подкинул его приятель — он учился в США, где набирал популярность Фэйсбук. Если плагиат и имел место, зато какой успешный.
Новичок-агрессор. Классический проект, который использует известную технологию, но предлагает более выгодные условия и за счет этого откусывает аудиторию у конкурентов.
Например, Biglion — платформа скидок и купонов. Чтобы конкурировать с действующими игроками, проекту пришлось договариваться с компаниями о скидках до 90%. На каких условиях и что при этом зарабатывает стартап остается загадкой. Но сегодня это один из крупнейших скидочных сервисов в России.
Темная лошадка. Проект, перспективы которого не поддаются оценке из-за отсутствия рынка. Часто инвесторы отказываются от перспективных идей, а потом кусают локти. Например,
Чем стартап отличается от обычного бизнеса
Ключевое отличие, напомним, это отсутствие четкой бизнес-модели — стартапы находятся в поисках и выбрали путь тестирования идей. Но в жизни отличий гораздо больше. Остановимся на них подробнее.
Новизна
Какие идеи эксплуатирует компания?
Обычный бизнес | Стартап |
Работает по старой схеме и не претендует на уникальность. Его вид хозяйственной деятельности давно обкатан, а спрос, поведение рынка и заработок предсказуемы. Бизнес — это готовые решения. Никто не назовет стартапом кофейню или парикмахерскую. | Фокусируется на новизне и инновациях. Ему жизненно необходимо создавать что-то новой или улучшать уже существующее. Идеальная цель проекта — внедрить новую технологию, разработать новый продукт или категорию товаров. |
Размеры
До каких пор может вырасти предприятие?
Обычный бизнес | Стартап |
Растет до тех пор, до которых решит владелец. Традиционный бизнес всегда работает на определенную аудиторию и обычно может масштабироваться только путем физического присутствия на определенной территории. Чтобы продуктовый магазин обслуживал людей в другом районе, нужен новый продуктовый магазин. Или сервис доставки. | Целится на неограниченную долю рынка. На момент запуска проект вообще едва ли знает, сколько сможет охватить аудитории и до каких масштабов может развиться. Обычно стартаперы собираются работать до тех пор, пока не станут лидером отрасли. |
Динамика развития
Как быстро развивается и масштабируется компания?
Обычный бизнес | Стартап |
Развивается с той скоростью, с какой позволяют инвестиции. Основная задача — выход на окупаемость и извлечение прибыли. Пока предприятие проходит точку безубыточности и выходит «в ноль», может пройти 2–3 года. А потом предприниматели начинают думать о развитии и его темпах. | Не имеет времени на раскачку, проекту нужно как можно скорее найти ключ к быстрому продвижению на рынке. Для этого стартапы тестируют новые идеи и стараются быстрее найти масштабируемую модель бизнеса. Стартаперы пытаются найти идею, которую можно масштабировать сразу и по всей планете. Или хотя бы стране. |
Доходы
Как быстро окупится и сколько можно заработать?
Финансирование
Где брать деньги на запуск?
Обычный бизнес | Стартап |
Учреждается за счет личных средств предпринимателей. Иногда несколько партнеров работают в складчину. Иногда привлекают заемные средства, а для крупных проектов находят инвесторов. Но бизнес все равно стремится к самостоятельности и старается как можно быстрее отдать долги. | Обычно все начинается на личные деньги создателей и деньги семьи. Если их мало, а идею решили озвучить публично — могут использовать краудфандинг. Но и его часто недостаточно — тогда идут к инвесторам. Инновационные стартапы не удается развивать органически, за счет прибыли и оборотных средств — они требуют капитала со стороны. Хотя бывают исключения. |
Технологичность
Какие технологии использует компания и использует ли вообще?
Обычный бизнес | Стартап |
Часто предприниматели обходятся без сложных технологических решений. Для традиционного бизнеса достаточно OkoCRM. Компании покрупнее в дополнение покупают софт для ведения бухучета. Если бизнес ведется в интернете, подключают коллтрекинг, инструменты аналитики и прочие маркетинговые фишки. Чего-то нового не отработанного практикой не используют. | Обычно технологии ложатся в основу проекта — без них не построить новую бизнес-модель. Большинство стартапов технологичны. Они внедряют новые технологии или строят вокруг продукт, который станет основой хозяйственной деятельности. Например, обычная теплица — простой сельскохозяйственный бизнес. А домашняя теплица, в основе которой прибор для регулирования подачи воды, удобрений и измерения микроклимата — стартап. Потому что внедрили новую технологию и теперь продают ее фермерам. |
Срок жизни предприятия
Как долго будет существовать компания?
Обычный бизнес | Стартап |
По данным Сбербанка, 70% малых предприятий живут 3 и более года. В среднем по миру до рубежа в 5 лет доходит примерно половина компаний, а треть проживает 5–10 лет. При этом ежемесячно открывается 56 тысяч новых бизнесов, а 25 тысяч закрывается. Неплохие показатели в сравнении со стартапами. | Срок жизни рядового проекта гораздо короче, чем у обычной компании. 20% предприятий закрываются уже в первый год жизни. А 90% в принципе терпят неудачу, не достигают поставленной задачи и закрываются в первые 3 года. Этот показатель немного выше у тех, кто получает венчурное финансирование — проваливаются 75%. |
Команда
Сколько сотрудников потребуется?
Образ жизни
Насколько сильно пересекаются работа и личная жизнь?
Обычный бизнес | Стартап |
На старте занимает все свободное время предпринимателя. Иногда бизнес отбирает у людей вообще все время и превращается в их образ жизни. Но это редкость. Обычно после наладки базовых бизнес-процессов руководитель делегирует часть полномочий подчиненным и оставляет себе только функции контроля. Когда все стабильно работает, баланс переваливает в пользу личной жизни или нового бизнеса. | У рядового стартапера нет времени на барбершоп, красивые закаты на Бали и что там еще думают обыватели. Пока проект не превратится в полноценный бизнес, личной жизни не может быть л в принципе. А если есть инвесторы и они ждут результатов, не будет времени даже на сон. Все силы и деньги идут на запуск и тестирование нового продукта. Баланс между личной жизнью и работой приходит только с успехом. |
Стратегия выхода
Что произойдет в итоге, чем закончится предприятие?
Обычный бизнес | Стартап |
Тут все просто. Если бизнес успешный, он продолжает работать и приносит деньги, продается или переходит по наследству. Если модель не сработала — предприятие закрывается, ООО или ИП ликвидируется. | Имеет два варианта развития событий. Если идея не сработала или закончились деньги — проект сворачивается. Если продукт оказался успешным, обычно появляются крупные инвесторы и несут деньги с предложением крупной сделки. Тогда стартаперы продают свои доли и выходят из проекта. А если не продают — продолжают развиваться, выходят на биржу и проводят IPO. |
Как развиваются стартапы
Перед выходом на рынок любой проект проходит несколько ступеней. Иногда автор идеи может сознательно пропустить несколько стадий, если позволяет ситуация. Главное — перед запуском определить, что будет со стартапом после того, как он привлечет инвестиции. Уход в традиционный бизнес, продажа или запуск на фондовом рынке — эти моменты нужно продумать до встречи с «ангелами». Потенциальные инвесторы должны понимать риски и рассчитывать хоть на какую то рентабельность вложений.
Статистика не радует инвесторов. Первое, о чем они спросят стартаперов — на каком этапе развития находится проект и как он долго существует. Если предприятию не больше года, шанс получить финансирование выше — молодые и активно растущие проекты получают больше внимания и считаются более перспективными. Но цифры инвестиций все равно низкие — например,венчурные фонд, даже когда у предприятия есть MVP, дают деньги всего 0,05% от общего количества проектов.
1. Pre-seed
Этап, на котором создатели четко представляют идею, но еще не знают, как ее реализовать и развить для получения прибыли. На этой стадии предприятию нужно подтвердить существование проблемы и того, что предлагаемый продукт ее решит. Если бизнес ничего не исправляет, скорее всего, у него плохое начало.
Еще один обязательный шаг этого этапа — определение ЦА. В идеале стартаперы должны проанализировать боли клиентов, их индивидуальные проблемы и предложить для них решение.
Период рождения идеи продукта – это время, чтобы найти «армию поклонников», неважно, что продукта еще нет. Не бойтесь рассказывать свою идею, страшась, что ее украдут – никто не воплотит мечту лучше, чем ее создатель.
2. Seed
Смешанный этап, на котором с одной стороны изучают рынок, конкурентов и составляют план развития, а с другой — занимаются разработкой продукта. Если недостаточно ресурсов — занимаются поиском инвесторов. В завершение этой стадии стартаперы должны понимать перспективы выхода на рынок, полезность предложенного решения и востребованность у целевой аудитории. О доходах пока речь не идет.
3. Minimum Viable Product
MVP — это стадия создания рабочего прототипа с базовым функционалом. Продукт должен как минимум решать основную проблему пользователей, обвесы и фишки — на более поздних стадиях. Задача в том, чтобы показать работоспособность идеи на случай, если появятся инвесторы. Если это приложение для подбора авиабилетов с лучшим маршрутом — оно должно подбирать авиабилеты с лучшим маршрутом. Если это микроволновый ракетоноситель — он должен взлетать и нести грузы. На этом же этапе продукт дают попробовать аудитории и собирают обратную связь.
4. Альфа-версия
На этой стадии полируют детали — оптимизируют продукт под требования рынка. Задача разработчиков: убрать невостребованный функционал и сконцентрироваться на ключевых фишках, доработать продукт. Полезным будет отклик аудитории на прототип — люди расскажут, что больше всего понравилось, а какие функции оказались лишними. Отбирается фокус-группа, на которой проводится исследование.
5. Product/Market Fit
Закрытая бета-версия для ограниченного пула потребителей, более широкого, чем альфа-версия. Помогает подтвердить, что у продукта есть рынок — решение востребовано, люди готовы его покупать или использовать, если предусмотрено некоммерческое распространение и монетизация. Отклик ЦА собирается повторно, в продукт вносятся доработки.
6. Scale
Запуск открытой потребительской версии — рост и расширение. Этап, на котором проект ведет активную хозяйственную деятельность, используя набранные обороты и известность, приобретенную на закрытой версии. Еще чуть-чуть и проект начнет получать прибыль — недалеко до полноценного бизнеса.
7. Maturity
Превращение проекта в полноценный бизнес — стадия зрелости стартапа. Активное масштабирование, которое не прекращается.
Схема развития классического стартапа — от идеи и до результата. Многие проекты пропускают отдельные этапы. Например, сразу запускаются после получения минимально жизнеспособного продукта. Так можно, если продукт и правда жизнеспособный. Но если что-то пойдет не так, продукт вернут на доработку. В итоге проект вообще может закрыться.
Кто и как финансирует стартапы
Успешные стартапы редко когда вырастают без привлечения стороннего капитала. Отличный пример — софт от Zoho — проект стартовал на деньги создателя, полученные от другого бизнеса, и сразу начал получать прибыль. Но таких примеров единицы. Если разработку и тестирование еще можно сделать собственными силами, то выход на рынок — дорогое удовольствие, маркетинг требует серьезных вложений. Обычно идут к инвесторам. Есть разные варианты привлечения инвестиционного финансирования. Рассмотрим основные.
Бутстрэппинг
Метод образован от слова bootstrap. Предполагает повышение эффективности использования собственных средств, привлечения заемного капитала и денег кредиторов, что является признаком стартапа с хорошими перспективами. Обычно своих денег и денег кредиторов хватает на разработку MVP. Пока на запуск не нужен крупный капитал, бутстреппинг позволяет стартаперам оставаться независимыми от внешних инвесторов. Если продукт не начинает приносить прибыль уже на этом этапе, а дальнейший коммерческий запуск и продвижение придется все равно искать инвесторов. Но бывают и исключения.
FFF-инвесторы
Проект Будист запустился на деньги семьи создателей. Это такой «социальный будильник», который помогает людям вставать по утрам. Сразу после запуска и выхода на рынок он победил на конкурсе проектов Harvest и предложения от инвесторов посыпались сами по себе. Теперь он часть международного проекта Wakie.com.
Бизнес-ангелы
Это частные инвесторы, которые заходят в проект на ранних стадиях в обмен на долю бизнеса или процент прибыли. Обычно к ангелам идут, когда есть MVP и результаты тестов — чтобы было что показать. Деньги используют на запуск массового производства, расширение команды, доработку бизнес-модели, масштабирование бизнеса, продвижение и рекламу.
Посевные инвестиции
Предусмотрен переход от частных вложений к финансированию венчурными фондами. Обычно венчурные инвесторы работают с инновационным сектором и технологическими компаниями. Они могут дать больше ангелов, но и требования у них выше. Например, могут попросить не только долю в бизнесе, но и позиции в управлении проектом — им важен не возврат инвестиций и сиюминутная прибыль, а перспективы и успешные продажи. Обычно деньги идут на масштабирование и ускорение роста бизнеса.
Публичное предложение
Выход на фондовый рынок и публичная продажа акций компании — превращение в гиганта. Речь не идет о финансировании запуска или продвижения, продукт уже работает и активно присутствует на рынке. IPO помогает привлечь более крупные инвестиции для масштабирования, выхода на новые рынки, запуска новых продуктов на базе компании.
3 из 4 стартаперов пытаются запуститься за счет собственных средств. Идеальный рецепт — получать ресурсы от нескольких источников, включая деньги семьи и заемные средства. По мере развития проекта растет и количество источников. А потом продукт выходит на окупаемость и финансирует сам себя.
Как избежать ошибок
Обычно стартаперы вдохновлены идеей. Но нужно смириться: скорее всего вы ошибетесь. Тем не менее, есть много вариантов повысить шансы на успех.
При работе над MVP адаптируйтесь и меняйте приоритеты в зависимости от потребностей своей аудитории. Стартап тогда успешен, когда он не боится тестировать новые идеи, видоизменять концепцию и направленность проекта. Не получилось — давайте делать что-то новое. Вот несколько выводов, которые сделали коллеги из Startup Genome Project:
При запуске продукта не спешите масштабироваться. Главная ошибка стартаперов — преждевременное масштабирование. Запустили MVP — и сразу развиваться, без должного тестирования, проверки гипотез и доработок. Получается недостаточно эффективный продукт и лишние телодвижения. В Startup Genome Project посчитали, что непоследовательные проекты:
ТОП-20 причин неудачного запуска проекта
В прошлом году исследователи из CBInsights проанализировали сотню мертвых проектов и выделили 20 причин, которые к этому привели. Фонд Adventures Lab проанализировал это исследование и сделал инфографику: ТОП 20 ошибок при запуске стартапов. Мы приводим ее ниже.
Компании редко терпели неудачу из-за одной проблемы. Ошибки были комплексными, как и результаты исследования, поэтому при общем сложении у вас не получится 100%. Главный вывод, который сделали в CBInsights: причина провалов кроется в неспособности создать продукт, который будет полезен людям. Даже имея крутую идею, продумав маркетинг-стратегию, создав позитивную репутацию и собрав опытную команду, ваш проект может быть никому не нужен.
Самая распространенная причина — отсутствие спроса на продукт. В комплексе с другими ошибками 4 из 10 стартаперов начинают заниматься разработкой продукта без полноценного исследования рынка. Другие причины: нехватка денег, непрофессионализм команды, слабый маркетинг и пр. Изучите инфографику, чтобы не допускать очевидных ошибок.
Где лучше запускать стартап
Там, где есть наибольшая плотность ресурсов — маркетологов, разработчиков, инженеров и инвесторов — бизнес-ангелов и венчурных капиталистов. Самый правильный выбор — крупные города: Москва, СПб, Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Тюмень, Волгоград и пр.
Если вы готовы следовать за мечтой, вот вам глобальный рейтинг экосистем для стартаперов за 2020 год от Startup Genome. В первой тройке как обычно Силиконовая долина, Нью Йорк и Лондон. При этом ребята отмечают качественный скачок азиатских стран — на них приходится 10 позиций в ТОП-30. Изучите этот рейтинг внимательно, если ищите место для бизнес-миграции.
Второй год подряд семь лучших экосистем остаются неизменными. Кремниевая долина традиционно занимает первое место с 2012 года. Нью-Йорк и Лондон входят в ТОП-3 второй год подряд. В 2015 году 13 место в рейтинге занимала Москва, но с тех пор она не попадает в список.