социальная парикмахерская что значит
Cоциальная парикмахерская
Парикмахерская – это довольно прибыльный и актуальный во все времена бизнес, который сейчас довольно-таки развит. Но для начинающих бизнесменов более привлекательным станет проект с минимальными вложениями. К такому проекту можно отнести социальную парикмахерскую, которая в настоящее время пользуется спросом. Салонов красоты в каждом городе очень много, но скорее всего, в них не наблюдается большого наплыва клиентов. Кроме того, при открытии каждый салон устраивает различные акции, дабы привлечь клиентов. А если человеку понравится мастер и его работа, то он будет приходить снова и снова. Поэтому целью открытия социальной парикмахерской является привлечение и удержание клиента с минимальными затратами.
Все люди любят удобство и стараются сэкономить свое время, поэтому большинство посещает парикмахерские, расположенные недалеко от места работы или проживания. Но только в том случае, если им нравится результат посещения салона. В итоге получается широкая клиентская база и стабильный доход. Так как привлечь народ в только что открывшуюся парикмахерскую? Установить социальные цены! Эти цены рассчитаны на социальную категорию людей, к которым относят школьников, пенсионеров, инвалидов, малоимущих, студентов и т.д. Социальная цена – это цена ниже средней. Выручка формируется благодаря количеству посетителей, т.к. пенсионеров, экономящих деньги, и студентов с полупустыми карманами очень много. У таких людей нет возможности выбросить на стрижку 500-1000 рублей, поэтому они стригутся и красятся в домашних условиях, несмотря на результат. Но если в парикмахерской на данные процедуры будут цены, доступные малообеспеченным людям, то конечно они лучше сходят в салон, чем испортят себе волосы дома.
Многие пенсионеры стригутся – «под расческу», но стоимость такой процедуры в некоторых салонах достаточно дорогая и приравнивается к стрижке с машинкой. Заплатив один раз кругленькую сумму, пожилой человек больше сюда не вернется.
Помещение под социальную парикмахерскую не должно быть слишком большим, вполне хватит 60 кв.м., где поместиться около восьми рабочих мест. Можно переоборудовать квартиру на первом этаже. Самые главные требования предъявляются к мастерам – они должны быть терпеливы, вежливы, а их работа должна быть качественной, аккуратной и быстрой. Цены следует устанавливать самые дешевые, и спустя некоторое время у вас отбоя не будет от желающих, т.к. благодарные посетители будут давать самую лучшую рекламу, рассказывая о хорошей и дешевой социальной парикмахерской своим родным, друзьям, соседям и коллегам. Но есть такая категория людей, думающих, что если цены дешевые, то значит, качество будет ужасное – их можно с легкостью переубедить, показав высокое качество услуг. Ведь дешево – это не всегда плохо.
После стрижки нам говорят: «Да какие же они бездомные?» Как работает первая в России социальная парикмахерская
Всегда и везде нас встречают по одежке – так уж устроено человеческое общество. Ухоженный, опрятный человек располагает к себе, вызывает уважение и доверие. И каждый раз, когда мы меняемся внешне, что-то меняется и внутри нас. Стоит только женщине надеть шпильки – и она уже чувствует себя настоящей леди, а мужчина, привыкший носить растянутые футболки, в деловом костюме даже заговорит увереннее, чем обычно. Но, конечно, первое, на что мы обращаем внимание – это лицо и прическа. Грамотно подобранная стрижка – это пятьдесят процентов успеха, подтвердит любой стилист. Но для кого-то даже просто вымыть голову с шампунем – уже роскошь.
Люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, больше думают о том, где найти еду и ночлег. Но именно из-за внешнего вида бездомных, как правило, сторонятся: не пускают в магазины, отказывают в оформлении документов и т.д. Парикмахер-стилист из Уфы Татьяна Овсяникова решила начать бороться с этой проблемой и помогать людям без определенного места жительства менять свою жизнь. 1 февраля женщина открыла при Никольском вокзальном храме волонтерский центр «Парикмахер добра». Это первая в Башкортостане и во всей России социальная парикмахерская, куда вот уже две недели регулярно приходят бездомные и малоимущие, у которых нет денег на то, чтобы подстричься.
Для Татьяны это не первый благотворительный проект. В 2014 году она посетила детский дом, где бесплатно подстригла всех желающих, затем стала помогать подопечным дома престарелых и мамам, воспитывающим детей с инвалидностью. По признанию Татьяны, к волонтерской деятельности ее подтолкнуло собственное горе: несколько лет назад врачи поставили ей страшный диагноз и сказали, что жить ей осталось не больше полутора лет. Эта новость стала для Татьяны тяжелым ударом, тем более что в тот момент она осталась одна с ребенком на руках. Но женщина не отчаялась, а решила искать спасения в помощи ближним. В итоге через два года болезнь чудесным образом отступила.
В интервью «МИР 24» Татьяна Овсяникова рассказала о том, как зародилась идея создать социальную парикмахерскую, какие внутренние перемены следуют за переменами внешними и что она планирует делать дальше.
Здесь каждый может осуществить свою мечту
– Татьяна, наверное, за эти две недели молва о вашей парикмахерской уже разнеслась по городу. Расскажите, много людей приходит? Кого больше – бездомных или людей из малообеспеченных семей?
– После того как прошла [информационная] поддержка в СМИ, волонтеров и парикмахеров стало откликаться намного больше. В первую очередь мы обслуживаем бездомных, которые регулярно приходят в столовую храма покушать. Мы работаем с понедельника по пятницу, в субботу и воскресенье я должна отдохнуть, это просто физически необходимо. И представляете, коллеги мне рассказывают: «Тань, ты представляешь, в субботу приходили бездомные!» То есть у них уже между собой пошла молва о том, что здесь бесплатно стригут.
– Люди, которые работают вместе с вами – это профессиональные парикмахеры или волонтеры? Как они относятся к своим клиентам, не возникает ли проблемы брезгливости?
– Так как мы работаем с бездомными, для многих парикмахеров это был сложный психологический момент: «А смогу ли я это сделать?» Но, на мое счастье, откликаются парикмахеры-профессионалы, готовые прийти и подстричь этих людей. Кроме того, стали откликаться люди, которые просто хотят попробовать себя в этой профессии. У многих в детстве была мечта стать парикмахером, но не дали, а тут такая прекрасная возможность – побыть парикмахером-волонтером! Каждый может здесь осуществить свою мечту – под моим руководством подстричь человека. Сегодня, например, ко мне придет девушка, которая в первый раз будет держать в руках ножницы. Кроме того, при храме есть один человек – Маркел Хусаинов, тоже бывший бездомный, которого я хочу обучить, чтобы он регулярно сам стриг людей и мог заменять меня.
– Ваш проект уникальный, такого еще никто не делал. Уже начали делиться опытом с коллегами?
– Да, поскольку это первый подобный опыт, к нам уже стали обращаться из других регионов, которые хотят реализовать такой же проект у себя. Вот уже на март запланирован один визит: девушка из Москвы прилетит к нам сюда, в Уфу, посмотрит, пообщается, и мы с ней хотим дальше развивать этот проект. И буквально только что ко мне обратилась другая девушка из Витебска, она тоже хочет перенять этот опыт.
Если человек после стрижки не вернулся, значит, он изменил свою жизнь
– А как сами бездомные реагируют на свое преображение? Это действительно способно изменить их жизнь?
– Если вы посмотрите наши фотографии в Instagram, то увидите эту разницу – до и после. Когда мы сажаем этих людей в кресло, стрижем, а затем фотографируем результат, все потом говорят: «Да какие же они бездомные?» Это ведь действительно важно – поместить человека в другие условия, показать, что с ним общаются на равных, к нему относятся, как к человеку, с уважением, и что ему готовы сделать красивую стрижку.
Если взять, например, опыт другого нашего района, то там парикмахер прямо на улице стрижет и бреет людей налысо – это одни условия. А здесь, при храме – совсем другие условия. Понимаете, это большая разница, когда человек, во-первых, приходит в храм, да к тому же, в специально оборудованное помещение, где его стригут, как в любом другом салоне – с искренним, человеческим отношением. И все эти бездомные приходят с надеждой изменить свою жизнь. Когда человек потерял надежду, он уже не идет в храм, а если он пришел – значит, он верит, что в его жизни случится тот момент, когда его услышат, увидят.
Вот что я могу сказать, исходя из моего опыта. Я уже год тут работаю и, например, есть женщина, которая регулярно ко мне приходит, чтобы подстричься. Значит, ей комфортно так жить, это ее нормальное состояние. Но есть ребята, которых я один раз подстригла и не увидела второй раз. Мне кажется, если человек после стрижки не вернулся, значит, он сделал шаги к изменению своей жизни.
– Расскажите про посетителей, которые вам особенно запомнились, оставили теплый след в душе.
– Никольский вокзальный храм, при котором действует наша парикмахерская, находится в южной части Уфы. И вот на той неделе произошел такой случай. Мы работаем, тут открывается дверь, заходит бездомный мужчина и бодро говорит: «Я к вам пришел из Черниковки!» А это северный район, вообще другой конец города. И весь этот долгий путь он прошел пешком после того, как увидел репортаж о нас по телевизору. И самое удивительное то, что этот человек пришел на невероятном позитиве. Стоит, улыбается и говорит: «Я вам даже баночку варенья принес!»
Сначала заявку на грант отмели – не восприняли всерьез
– Сложно ли вам было оборудовать при храме профессиональную парикмахерскую? Как все выглядело изначально?
– Прежде чем родился этот проект, я целый год ходила в этот храм и раз в месяц стригла там людей без определенного места жительства. Сначала у меня не было своей комнаты, и я стригла в фойе храма. Там стояло старенькое трюмо и стульчик, и вот в таких условиях я стригла там людей – прямо на проходе, меня все время кто-нибудь задевал. И через полгода отец Павел [Тихонов, протоиерей Никольского вокзального храма] сказал: «Татьяна, ну что вы у нас [стрижете] на проходе, мы же вам мешаем! Давайте посмотрим вам какую-нибудь комнату». Тогда мы стали искать помещение поближе ко входу, где есть коммуникации, чтобы можно было в будущем подвести воду, потому что для нас это было важно. И мы подобрали такое помещение.
Проходит буквально два-три дня, и вдруг, ни с того, ни с сего – не знаю, как это назвать – чудом или случайностью – мне звонит мой знакомый и говорит: «Тань, приезжай, забирай парикмахерское оборудование: три рабочих кресла и мойку. Я тебе их дарю, просто так». Я спросила у отца Павла, как он посмотрит на то, что я это оборудование привезу в нашу комнату в храме, он благословил. Конечно, он понимал, что стричь человека в парикмахерском кресле гораздо удобнее, чем на стульчике. И что особенно важно – у нас наконец-то появилась мойка для мытья головы. Понимаете, я парикмахер с 20-летним стажем – я могу и в темноте подстричь. Но у меня же была задумка при храме обучить человека, чтобы он регулярно стриг посетителей. А чтобы его обучить, нужны специальные условия. Сейчас у нас есть все для того, чтобы грамотно и качественно оказывать парикмахерские услуги: свет, кресла, мойка, все санитарные нормы соблюдены.
– Но сделать финальный ремонт и подвести коммуникации вам помог уже грант от мэрии, верно?
– Да. В июле мы привезли в комнату все необходимое оборудование. И в этот момент одна знакомая рассказала мне, что городская администрация объявила конкурс грантов. Сумма финансирования должна была быть в пределах 200 тысяч рублей. Мы с моей знакомой подсчитали, что на реализацию проекта понадобится около 170 тысяч рублей. Мы подробно расписали всю эту историю, и через два месяца стало известно, что мой проект набрал максимальное количество баллов и был признан лучшим.
Самое интересное: когда меня уже пригласили в городскую администрацию на подписание договоров по грантам, заместитель начальника управления мне сказал: «Если честно, когда мы рассматривали вашу заявку, мы сначала отмели ее, не восприняли всерьез. Вместе с вами в конкурсе участвовал еще один проект, связанный с бездомными, но там речь шла о бесплатном питании. И мы хотели поддержать именно этот проект, где кормят людей. Но потом мы подумали: сегодня накормили человека, завтра накормили – это кардинально не изменит его жизнь, он постоянно будет хотеть кушать. И тогда мы снова стали смотреть на ваш проект и поняли, что он действительно уникален. Ведь если человека не просто побреют налысо где-то на улице, а сделают ему хорошую, модную стрижку, то он уже сможет пойти оформить документы в паспортный стол, устроиться на работу и так далее. Он будет себя чувствовать намного более социальным».
Когда тебе осталось полтора года, включается совсем другая скорость
– Скажите, а сложные работы вы выполняете? Например, если бездомный мужчина попросит сделать модную стрижку, как в крутом барбершопе, а женщина закажет окрашивание – такое возможно? Или с такими запросами к вам в принципе не приходят?
– Конечно, это возможно! Ведь я сама профессионал с большим стажем и у меня школа профессионального обучения, поэтому мы делаем очень стильные и красивые прически. Посмотрите наши видео в Instagram и убедитесь в этом. Если у человека волосы позволяют и есть желание, то мы с радостью сделаем ему актуальную, современную стрижку. Кстати, у нас был один очень интересный момент. Мужчина, который пришел из Черниковки, с другого конца города, сказал: «А я в 85-м году тоже учился на парикмахера! Давайте, стригите меня под бокс/полубокс!» Я говорю: «А вы знаете, что сейчас люди так уже не стригутся? Время поменялось – на дворе 2021 год, и мужчины сейчас носят другие стрижки». И для него это был такой культурный шок. Таким образом, люди, приходя в парикмахерскую, начинают больше общаться и возвращаются в настоящее время. Они же все в каком-то периоде застряли, а тут как раз есть возможность вернуться к человеческому общению, влиться в современное общество.
– Татьяна, я знаю, что вы начали заниматься волонтерством, когда у вас возникли серьезные проблемы со здоровьем. Как вы сейчас себя чувствуете?
– Сейчас все в порядке, слава Богу. Если честно, чем больше я работала с людьми, помогала им, делала разные социальные проекты, тем лучше я себя чувствовала. Вообще, у меня 29 таких направлений – я работаю и с матерями особенных детей, и с сиротами, и с пожилыми.
– Как вам удается столько всего успевать?!
– Можно все успеть. Когда у тебя ограниченное количество времени и ты знаешь, что тебе осталось полтора года, то там включается совсем другая скорость. Сейчас я понимаю, что на самом деле мир замечательный, добрый, и общество людей в трудную минуту не бросает. И чем усерднее я работала, тем больше врачи смотрели на меня и удивлялись. Они говорили мне: «Таня, ты меняешься! Состояние здоровья, анализы – все показатели улучшаются!» Таким образом, помогая людям, можно спасти себя.
Организация парикмахерских для малообеспеченных слоёв населения
Организация парикмахерских для малообеспеченных слоёв населения
Рынок парикмахерских услуг достаточно насыщен, но привлекательным бизнесом все равно остается дело с минимальным вложением. Социальная парикмахерская — новая актуальная ниша. Салоны красоты в новых микрорайонах открывают почти в каждом доме. Многие люди стараются посещать только определенную парикмахерскую.
Просмотр содержимого документа
«Организация парикмахерских для малообеспеченных слоёв населения»
Организация парикмахерских для малообеспеченных слоёв населения
Аннотация. Обозначены основные проблемы в сфере подготовки кадров для эффективного ведения бизнеса. Представлен опыт КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства» по созданию и реализации компетентностных моделей подготовки выпускника к предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность; компетентностная модель; профессиональная готовность к предпринимательской деятельности.
Организация парикмахерских для малообеспеченных слоёв населения
Рынок парикмахерских услуг достаточно насыщен, но привлекательным бизнесом все равно остается дело с минимальным вложением. Социальная парикмахерская — новая актуальная ниша. Салоны красоты в новых микрорайонах открывают почти в каждом доме. Многие люди стараются посещать только определенную парикмахерскую.
Жильцы заходят в салон, расположенный ближе всего к их месту обитания, и если все устраивает, они становятся регулярными посетителями. Клиентская база собирается и бизнес процветает. Привлечь посетителей в недавно открывшийся салон, находящийся около других парикмахерских позволит предложение услуг для определенной категории граждан по социальным ценам. По статистике эта категория составляет до 30% населения, а с практичной точки зрения — это сумасшедший спрос.
К данной «социальной» категории людей относятся студенты, школьники, малоимущие, пенсионеры, экономные и рациональные люди. В социальных парикмахерских в среднем вдвое меньше цены, чем в соседних салонах. Количеством посетителей собирается большая касса, а чистая выручка превышает любую выручку салона красоты. Вокруг много пенсионеров, нуждающихся в услугах парикмахерских и экономящих деньги. Столько же и студентов, и малоимущих. Они все либо оттягивают визит в парикмахерскую до последнего, либо стригутся самостоятельно.
Некоторые люди стригутся под расческу, что занимает 3-5 мин, а стоимость такой стрижки взимается как за полноценную. Организация социальной парикмахерской требует помещения от 60 кв.м и расположение до 8 рабочих мест. Мастера должны быть универсальными и работать быстро, качественно и аккуратно. Это высоко ценится посетителями. Должны быть самые дешевые в городе цены. Если не произойдет расширение, со временем будут обеспечены завалы работы, и обслуживать всех желающих не станет возможным.
Информация о дешевой и качественной парикмахерской разлетается мгновенно. Клиентская база расширится посетителями из других районов. Это значит, что клиент откажется от похода в близлежащую парикмахерскую, и запланирует стрижку в социальной парикмахерской. Главное — качество оказываемых услуг. Социальная парикмахерская востребована в любом месте. Дешевле не значит хуже.
Главная цель социальной парикмахерской оказание услуг гражданам пожилого возраста, инвалидам и малоимущим семьям. Парикмахерская предоставляет, как регулируемые и социально-значимые, так и предпринимательские услуги.
Социально-значимые услуги парикмахерской предоставляются с 20% скидкой следующим категориям граждан:
-участники, инвалиды ВОВ;
-вдовы погибших (умерших) УВОВ;
-ветераны ВОВ (труженики тыла);
-жертвы политических репрессий;
-бывшие узники фашистских лагерей;
-ликвидаторы аварии на ЧАЭС;
-ветераны боевых действий;
-инвалиды, в том числе дети-инвалиды;
Услуги социальной парикмахерской могут предоставляться на дому следующим категориям граждан:
-участникам и инвалидам ВОВ
-инвалидам I группы
-гражданам, находящимся на надомном обслуживании
Порядок и условия оказания социальных услуг социальной парикмахерской.
График работы устанавливается директором парикмахерской.
Режим работы парикмахерской предусматривает разъездной характер работы по населенным пунктам в сельской местности, а также выходы на дом по заявкам граждан.
Социальная парикмахерская вправе оказывать услуги организациям и учреждениям (Детский дом, Дом – интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов и т.д.) на основании заключенного контракта между сторонами. Оплата производится путем перечисления денежных средств на внебюджетный счет учреждения, согласно акта выполненных работ.
Предоставление услуг социальной парикмахерской может осуществляться:
Парикмахерами, принятыми на работу по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием по внебюджетной деятельности;
Работниками учреждения, принятыми на работу в соответствии со штатным расписанием, при условии письменного согласия работника и на основании дополнительного соглашения к трудовому договору.
Оплата труда работников, оказывающих услуги социальной парикмахерской осуществляется за счет средств поступивших на лицевой внебюджетный счет учреждения в счет оплаты предоставленных ими услуг.
Для определения стоимости социально – значимых и предпринимательских услуг, учреждение составляет калькуляцию на каждый вид услуг.
Учреждение определяет перечень клиентов, которым дополнительные социальные услуги предоставляются на льготных условиях.
Порядок оплаты услуг социальной парикмахерской.
Услуги социальной парикмахерской предоставляются гражданам на основании документа, удостоверяющего личность (паспорт и др.) и документа подтверждающего право на социальное обслуживание (пенсионное удостоверение, удостоверение многодетной матери и др.).
Расчеты между гражданами и учреждением за оказанную услугу производятся согласно Прейскуранта цен, утвержденного приказом директора учреждения.
Средства, поступившие в кассу учреждения от оплаты услуг социальной парикмахерской, зачисляются на внебюджетный лицевой счет учреждения и направляются в равных долях на дальнейшее развитие социального обслуживания и стимулирования труда работников.
Состояние и тенденции развития социальных парикмахерских
Темпы роста объемов реализованных социальных парикмахерских услуг значительно изменились, и на данный момент подотрасль уверенно занимает важное место на рынке бытового обслуживания населения, представляя 3,7% от общего объема бытовых услуг (рисунок 1).
За период 2012-2017 гг. в городе было открыто 12 новых социальных парикмахерских, создано 80 рабочих мест (таблица 1).
Такое расхождение обусловлено тем, что порядка 11-12% опрошенных москвичей, испытывающих потребность в услугах парикмахерских, в силу ряда причин не пользуются ими (оценка значимости причин приведена в таблице 2). Ликвидация данного дисбаланса и является одной из основных задач реализации перспективной программы развития и совершенствования парикмахерских услуг в столице.
Как видно из таблицы, главным препятствием для потребителей услуг, относящихся к группам населения с низким и отчасти со средним уровнем доходов, являются высокие цены на услуги парикмахерских. Это выдвигает на первый план в данной программе проблему обеспечения ценовой доступности этого вида услуг для всех групп населения за счет разумного компромисса между ценой и качеством услуги при обязательно высоком уровне самого обслуживания, развития оптимальной типологии предприятий, ориентированных на группы населения с разным уровнем достатка, а также за счет реализации мер по социальной поддержке наиболее малообеспеченной части горожан.
Также необходимо отметить, что существующая сеть предприятий
Целенаправленное и скоординированное развитие данных направлений совершенствования сферы парикмахерских услуг в Москве должно стать основой реализуемых Правительством города мероприятий по оптимизации работы данной подотрасли как непременного элемента общего комплекса развития муниципальной сферы услуг.
2. Организация сферы парикмахерских услуг
2.1. Ассортимент, качество и цены
При таком соотношении доходов и цен возникает ситуация, когда значительная группа населения не может воспользоваться услугами парикмахерских или вынуждена ограничивать число своих посещений, а загрузка парикмахерских, по оценкам руководителей предприятий, составляет в среднем 48%, что является одним из самых низких показателей в сфере бытового обслуживания.
Основными причинами сложившейся ситуация являются:
— рост себестоимости услуг при резком (в 3-5 раз) увеличении в ее составе доли, приходящейся на коммунальные платежи, аренду помещений, начислений на зарплату и платежей по различным налогам. Действующие ставки арендной платы для парикмахерских (180 руб./кв. м) не дифференцированы по территории города. Они не учитывают значительных различий в рентабельности предприятий, расположенных в центре и на окраинах, и не оказывают стимулирующего воздействия на создание предприятий в отдаленных новых районах жилой застройки;
— высокие стартовые цены выкупа прав аренды или собственности на нежилые помещения; как правило, в недостроенных зданиях и в отдаленных районах, а также общая нехватка нежилых помещений для открытия новых предприятий отрицательно сказываются на развитии подотрасли и усилении конкурентной борьбы за потребителя как важного фактора регулирования цен и повышения качества обслуживания;
— парикмахерские испытывают неравную конкуренцию со стороны индивидуалов, большая часть из которых не зарегистрирована и не выплачивает налоги со своей деятельности; имеет место также «теневой» оборот в самих парикмахерских и косметических салонах. Эти факторы негативно сказываются на себестоимости и ценах на парикмахерские услуги.
Данные проведенных социологических исследований свидетельствуют о том, что порядка 12% потребителей не удовлетворены качеством услуг парикмахерских, а 38% считают, что цена на парикмахерские услуги не соответствует их качеству и объему работ. Последний показатель самый высокий среди всех подотраслей бытового обслуживания, причем это мнение практически полностью совпадает у потребителей со средним и низким уровнем доходов, пользующихся услугами обычных парикмахерских и салонов.
Это означает, что данный тип предприятий является наиболее проблемным и требует особого внимания при разработке программы развития подотрасли.
Обращает на себя внимание мнение руководителей о необходимости расширения ассортимента и повышения качества услуг своих предприятий как важнейших условий для привлечения дополнительного контингента потребителей. С точки зрения парикмахерского бизнеса, факторы ассортимента и качества также тесно связаны с положением, которое занимает данная фирма в иерархии предприятий сферы парикмахерских и косметических услуг, с контингентом клиентов и, как следствие, с уровнем рентабельности.
2.2. Модели потребления
В структуре денежных расходов населения Москвы на оплату товаров и услуг на долю парикмахерских приходится в среднем 0,08% (21,1 тыс. руб. в расчете на одного жителя в 1996 г.). Однако эта средняя величина по-разному распределяется между группами населения с различным уровнем доходов.
Результаты проведенных социологических исследований позволяют выделить три основные группы потребителей, в семейных бюджетах которых абсолютные размеры и доля расходов на оплату парикмахерских и косметических услуг занимают принципиально разное место:
— низкодоходная или малообеспеченная (со среднедушевым доходом до 700 руб. в месяц на 1 члена семьи), удельный вес которой в общей численности населения составляет по данным официальной статистики (за 9 месяцев 1997 г.) порядка 31%;
Соответственно можно выделить три модели потребления парикмахерских услуг различными слоями населения Москвы, относящимися к указанным доходным группам:
1 модель. В рамках первой модели реализуются базовые парикмахерские услуги, максимально дешевые. Это модель потребления малообеспеченных групп населения, пользующихся этой услугой достаточно редко (раз в 2-3 месяца и реже).
При этом средняя стоимость услуги составляет 25 рублей. Таким образом, первая модель по существу представляет собой форму социальной защиты низкодоходных групп населения. В ней можно выделить группу пенсионеров с пенсией 300-350 рублей в месяц, которые нуждаются в особой социальной защите, вплоть до предоставления ряда услуг на безвозмездной основе.
Частота использования этой модели наиболее высокая: 2-3 раза в месяц. При этом средняя стоимость услуги достаточно высока и колеблется в пределах 200-600 рублей.
Анализ показывает, что дальнейшее совершенствование парикмахерского обслуживания в рамках указанных моделей связано с решением следующих основных проблем:
2.3. Типы предприятий и предпринимателей
Указанные выше модели реализуются в рамках по крайней мере пяти типов предприятий и предпринимателей.
Каждый клиент имеет собственного мастера, обслуживание производится в салоне или на дому у клиента. Мастера, как правило, имеют квалификацию международного класса и проходят подготовку в специализированных учебных центрах, стажируются в зарубежных салонах.
Эта группа предприятий ориентируется на наиболее широкий круг клиентов, относящихся в основном к среднему классу (40-50% жителей города).
В Барнауле имеются 18 центров социального обслуживания. При 12 центрах предоставляются бесплатные парикмахерские услуги пенсионерам и инвалидам, посещающим отделения дневного пребывания и обслуживаемым на дому отделами социального обслуживания. В год обслуживается около 5000 человек.
65% действующих парикмахерских по договоренности с районными Управами предоставляют малообеспеченным жителям Москвы парикмахерские услуги по льготным ценам (талонам). Стоимость услуги не превышает 20-25 руб. В год обслуживается около 100000 человек.
В четвертой группе, по оценкам экспертов, получают парикмахерские услуги не более 1-2% от общего числа жителей города.
5 группа. Пятую группу составляют 3-5 тысяч частно практикующих парикмахеров и косметологов. В основном они предоставляют базовые парикмахерские и косметические услуги, не требующие сложного оборудования.
Индивидуальные предприниматели в сфере парикмахерских услуг обязаны иметь патент. Однако для этой группы не созданы механизмы проверки квалификации, а также контроля качества и безопасности предоставляемых услуг.
Основные проблемы развития различных типов предприятий состоят в следующем:
3. Задачи развития парикмахерских услуг
В рамках реализации поставленных задач потребуется решить следующие вопросы:
— поддержка и развитие частнопредпринимательской деятельности;
— обеспечение защиты прав потребителей по безопасности и качеству предоставляемых услуг;
— обеспечение высококвалифицированными кадрами предприятий сферы парикмахерских услуг;
— создание благоприятных условий для дальнейшего развития предпринимательской инициативы в сфере парикмахерских услуг, развитие конкуренции на рынке бытовых услуг;
— создание механизма по реализации ценовой доступности парикмахерских услуг для малообеспеченных граждан;
— повышение роли и ответственности районных Управ в обеспечении населения парикмахерскими услугами.
В этой связи необходимо реализовать комплекс организационных и экономических мер, которые позволяют районным Управам более предметно заниматься сферой услуг.
4. Перспективы развития парикмахерских услуг
4.1. Прогноз развития сферы парикмахерских услуг
Программа развития и совершенствования парикмахерских услуг в г. Москве на 1998-2000 гг. разработана на основе прогнозируемых оценок темпа роста объемов реализации данного вида услуг в сопоставимых ценах к 2000 г. на уровне 185-195% при среднегодовом темпе прироста порядка 24%.
В соответствии с расчетными показателями, подготовленными Департаментом потребительского рынка и услуг совместно с префектурами, за этот период предполагается открыть 61 новое предприятие по оказанию парикмахерских услуг на 915 рабочих мест и реконструировать 103 предприятия на 1545 рабочих мест (таблица 6, рис. 2 и 3). Расчетные размеры производственных площадей новых предприятий в целом по городу составляют 3,7 тыс. кв. м.
В этой связи, исходя из реального спроса населения на парикмахерские услуги и необходимости достижения нормативного уровня обеспечения услугами по районам, префектурам административных округов, определить комплекс мер, направленных на создание новых, реконструкцию и модернизацию действующих парикмахерских.
Финансирование развития сферы парикмахерских услуг осуществляется за счет собственных средств предприятий.
4.2. Основные направления развития парикмахерских услуг
4.2.1. Развитие инфраструктуры
В предстоящие три года за счет открытия новых предприятий и развития конкуренции необходимо решить вопросы существенного повышения качества парикмахерских и косметических услуг.
Финансирование создания новых и реконструкции действующих предприятий в сфере парикмахерских услуг должно осуществляться за счет средств самих предприятий.
По предварительным данным, на создание новых и реконструкцию действующих предприятий в ближайшие три года будет направлено около 40 млн. рублей из средств предприятий и инвесторов, заинтересованных в развитии сферы парикмахерских услуг. Окончательные объемы капитальных вложений уточняются при разработке окружных и районных программ развития сферы парикмахерских услуг как составной части бытового обслуживания населения на период 1998-2000 годов.
Необходимо взять под особый контроль создание предприятий в новых районах массовой жилой застройки, а также парикмахерских, предоставляющих услуги по социально доступным ценам. Для таких предприятий необходимо первоочередное выделение нежилых помещений на условиях целевого конкурса и предоставление кредитов Москомзайма на льготных условиях при наличии рекомендации Департамента потребительского рынка и услуг.
В целях поддержки развития указанных видов услуг возможно в рамках соответствующих окружных программ долевое финансирование создания новых и сохранения имеющихся рабочих мест за счет средств Фонда занятости, финансирование создания малых предприятий в новых районах массовой жилой застройки за счет средств, выделенных в городском бюджете на поддержку малого предпринимательства, и внебюджетных фондов префектур и Управ.
Это определяет следующие задачи:
1. Реализация требований утвержденного в 1998 году Государственного стандарта по качеству и безопасности парикмахерских услуг.
2. Разработка проекта ГОСТа на косметические услуги и утверждение его в установленном порядке.
В порядке эксперимента возможно применение международных ГОСТов на протяжении 2-3 лет на московском рынке бытовых услуг.
3. Создание системы обязательной сертификации парикмахерских услуг.
В соответствии с постановлением Правительства РФ услуги парикмахерских подлежат обязательной сертификации на соответствие требованиям безопасности.
В связи с этим необходимо совместно с Госстандартом РФ завершить разработку системы сертификации данных услуг, а затем утвердить ее в установленном порядке.
4. Контроль за проведением обязательной сертификации услуг парикмахерских.
Должны быть созданы центры экспертизы для оказания квалифицированной правовой помощи потребителям услуг при возникновении конфликтов и рассмотрении жалоб клиентов.
Также крайне необходимо разработать под руководством Департамента потребительского рынка и услуг единые правила предоставления населению парикмахерских услуг.
4.2.3. Поддержка развития предпринимательства
Предоставление нежилых помещений для вновь создаваемых предприятий, оказывающих парикмахерские услуги, производить согласно Генеральному плану развития Москвы и проектов детальной планировки массовой жилой застройки на условиях целевого конкурса по согласованию с префектурами.
Принимая во внимание, что территориальная доступность парикмахерских для населения связана с дефицитом помещений, префектурам административных округов предусмотреть первоочередное предоставление предпринимателям нежилых помещений для их развития.
2. Издание специального сборника «Все парикмахерские Москвы».
4.2.4. Подготовка кадров
При создании высокопрофессиональной подотрасли парикмахерских услуг первоочередное значение имеет необходимость качественного образования как первоначального, так и последующего.
Основные направления развития профессионального образования:
— качество профессионального обучения;
— требования к профессиональному обучению;
— цели и задачи профессионального образования.
Для этого предусматриваются:
1. Формирование системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров подотрасли парикмахерских и косметических услуг.
2. Создание координационного совета по профессиональному обучению.
3. Организация профессионального центра подготовки кадров по следующим направлениям:
а) базовое образование;
б) повышение квалификации;
в) дополнительное экономическое образование;
г) проведение обязательной аттестации специалистов;
д) подготовка кадров для осуществления сертификации.
4. Создание центра экспертизы качества парикмахерских услуг.
6. Поддержка и проведение конкурсов, фестивалей профессионального мастерства различного уровня.
4.2.5. Поддержка малого предпринимательства, профессиональных союзов и объединений
1. Продолжить работу по консолидации отрасли по профессиональному признаку. Уже созданы: Союз парикмахеров Москвы, Совет парикмахеров и косметологов, Гильдия парикмахеров, РОО «Содружество парикмахеров».
Начать работу по консолидации 3-5 тысяч индивидуальных мастеров, оказывающих парикмахерские и косметические услуги на дому.
2. Необходимо осуществить систему мер, направленных на поддержку предпринимателей и коммерческих структур в сфере парикмахерских услуг путем льготного кредитования. Особенно это относится к предприятиям 2 группы.
Должны быть созданы более благоприятные условия для организации собственного дела в сфере парикмахерских услуг и облегчения начального периода функционирования новых предприятий. В частности, целесообразно ввести целевое финансирование в форме льготных кредитов, которые могут предоставляться через территориальные фонды занятости, поскольку связаны с созданием новых рабочих мест прежде всего в отдаленных районах и трудоустройством неработающих женщин.
4.2.6. Механизмы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения
1. Формирование механизмов использования внебюджетных фондов для финансирования сферы парикмахерских услуг.
2. Создание муниципальных парикмахерских там, где это необходимо, или при центрах социальной защиты населения по мере изыскания средств на эти цели.
Другим вариантом может быть выделение лимита обслуживания социально не защищенных москвичей в существующих парикмахерских по установленным районными управами расценкам. В настоящее время эта форма наиболее активно используется в районах.
5. Реализация программы и задачи государственного
Программой предусматривается, что центр тяжести работы по организации работы парикмахерских переместится в районы, а финансирование будет осуществлено за счет средств самих предприятий.
В частности, в порядке эксперимента в рамках 2-3 районов предлагаются следующие меры:
1. Передать в аренду нежилые помещения общей площадью 150-200 квадратных метров для организации муниципальных парикмахерских.
При этом имеется в виду, что необходимые производственные площади префектуры и территориальные агентства Москомимущества изыщут непосредственно в округах на площадях имеющихся нежилых помещений, занятых предприятиями сферы услуг.
Необходимо также в установленном порядке вернуть для развития отрасли нежилые помещения, переданные (проданные) ранее различным организациям с условием использования их для сферы парикмахерских услуг, если такое условие не соблюдается.
В целом основные направления деятельности городских властей по развитию сферы парикмахерских услуг, связанной с улучшением территориальной и ценовой доступности данного вида бытового обслуживания, их качества и безопасности, сводятся к следующему: