староверы и православные в чем разница между ними
Староверы и православные в чем разница между ними
В чем заключаются различия между Православием и старообрядчеством?
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
Живое дерево должно приносить плоды. Поскольку назначение Церкви вести своих чад к спасению, то и оценивать нужно по тем духовным дарованиями, которые стяжали члены церковного сообщества. Сонм святых – плод Церкви. Святость со всей очевидностью доказывает, что жизнь Церкви благодатна, что в ней действует животворящая сила Святого Духа. Светильники не возможно скрыть под спудом. Наших святых знают православные, старообрядцы и даже нецерковные люди. Почему в старообрядчестве нет таких святых, как Тихон Задонский, Митрофан Воронежский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, великие Оптинские старцы, Ксения Петербургская и Матрона Московская и многие другие дивные угодники Божии?
В конце хочется привести пример. Давно хорошо знаю православную женщину, которая родилась в старообрядческой семье. Много лет назад она начала посещать православные храмы. Ее сестра (уже покойная) осталась человеком нецерковным: не молилась ни в старообрядческий храм, ни в православном. Когда она тяжело заболела (рак печени) и перед смертью пожелала исповедаться и причаститься, сестра ее Марина буквально на руках внесла ее в старообрядческий храм. Там посмотрели списки. В них Ирина не значилась. Исповедовать и причащать категорически отказались. Сестры вернулись домой. Возможности вести в православный храм уже не было. Марина поехала одна. Первым, к кому она обратилась, был отец Константин (несколько лет я знаком с этим священником). Он был занят, но оставил свои дела и поехал. Только по дороге Марина решилась сказать священнику, что везет его к сестре, которая крещена в старообрядчестве. Он без всяких колебаний продолжил путь, исповедал и причастил умирающую Ирину.
Чем отличаются староверы от православных христиан?
Староверы возникли на Руси после того, как патриарх Никон в XVII веке провел масштабные реформы, направленные на то, чтобы привести богослужения, обряды и саму церковную жизнь к единому образу. Не все согласились на перемены – часть прихожан и представителей духовенства оказались категорически против. Они заявили, что отказываются отступать от прошлых обычаев, сохраняя верность прошлым уставам и традициям.
Стороннему человеку достаточно сложно отличить православного христианина от старовера, так как различия многим могут показаться не такими уже принципиальными и значительными. Поэтому стоит подробнее рассказать о том, в чем заключается суть старообрядчества, чем они отличаются от православных.
В чем разница между православными христианами и староверами?
Православными христианами принято считать тех, кто признает учения официальной церкви – РПЦ. Старообрядцы тоже верующие, но они не согласились с реформами Никона, поэтому отошли от позиции официальной церкви.
Экспертами, специализирующимися на богословии, определено около десятка принципиальных моментов, по которым можно понять, в чем отличия между православными и староверами. Они касаются организации и проведения церковных церемоний, толкования Библии, внешнего вида, некоторых бытовых вопросов.
Фото: Flickr.com
Необходимо отметить, что и среди старообрядцев не существует однородности. Здесь выделяют определенные течения, представители которых отличаются уже между собой, оставаясь при этом старообрядцами. Отличия православных от старообрядцев заключается в следующем:
Это основные моменты, по которым можно отличить православного христианина от старообрядца. Остальные нюансы не такие существенные и принципиальные.
Допускается ли старообрядцам посещать православную церковь?
Старообрядцы могут беспрепятственно приходить в православный храм. Если они примут решение сами стать православными христианами, для этого потребуется принять таинство Миропомазание. Считается, что оно официально соединяет человек с его новым христианским верованием.
Более того, если старообрядец, не перешедший в православие, начнет в храме креститься двумя пальцами, ему никто не будет этого запрещать. В современном христианстве устоялось мнение, что не имеет принципиального значения креститься двумя или тремя перстами. Эти обряды официально признаны равночестными.
Единственный нюанс заключается в том, что, придя в православный храм и начав креститься двумя пальцами, когда все вокруг используют троеперстное знамение, для самого человека это будет не совсем красивым и нелепым.
Разрешено ли староверу становиться крестным для православного христианина?
Категорически отрицать такую возможность не следует, но возможной такая ситуация становится только в том случае, если старообрядец будет только одним из крестных родителей. Второй крестный обязательно должен быть представителем современной официальной православной церкви.
Также старообрядец должен при этом пообещать, что не будет предпринимать попыток воспитать крещеного ребенка в традициях, противоречащих официальной православной религии.
Чем отличается православная церковь от старообрядческой
Православные христиане нынешнего времени иногда задаются вопросом о том, чем отличаются прихожане старообрядческой церкви от них. Чтобы научиться их различать, необходимо знать не так уж много особенностей.
Что такое старообрядческая церковь
Старообрядческой церковью называют общее количество разных организаций религиозного направления и течений богословья, которые возникли вследствие отделения от православной церкви. Данный раскол произошел во времена правления Патриарха Никона, который в 1650-1660 годах провел ряд богослужебных реформ, с которыми не согласилась часть служителей высокого ранга.
Православной церковью считается объединение верующих согласно религии восточной ветви христианства, которые принимают догматы Православной Церкви и подчиняются ее традициям.
Как началась история православной церкви
Само название Церкви – Православная – имеет глубокий смысл. В нем выражено такое понятие, как «правая вера», основой которой стали два столпа: Священное Писание и Священное Предание.
Существует еще несколько вариантов расшифровки данного слова, таких как «правильное прославление», «верное слово» и другие.
Кроме такого названия, существует и другое, греческое. Ортодоксия. При переводе слово звучит как единомыслие. То есть совокупность людей, которые мыслят и действуют одинаково.
Начало Русской Православной Церкви пришлось на 988 год, когда великим князем Киевским Владимиром было принято решение крестить Русь. Это представляет собой только официальный переход страны к Вере Христовой. В действительности по всей стране уже жили христиане, хотя неизвестно, в каких они были условиях.
При крещении Руси было произведено и формирование первых епархий. Это растянулось на несколько лет. Так сформировались в:
В стране стали случаться бунты. Князья ссорились и, постепенно меняя карту мира, создавали собственные епархии, чтобы не зависеть от соседей.
К началу реформы Никона на Руси существовало 13 епархий. В те времена, православная церковь Руси полностью зависела от Константинополя. Там совещались самые важные чины, оттуда присылали новых митрополитов, которые, будучи греками в большинстве своем, не очень заботились о развитии веры на русских землях.
Велись войны. Русь, а после и Московское Царство, конечно же, пытались подчинить себе как восточные соседи-язычники, так и западные соседи-католики. Появлялись новые епархии, которые исчезали в облаке нового воинского противостояния.
В РПЦ происходили изменения, которые не всем кинулись в глаза. И первое – это формирование Патриархии. Возглавляющий данную организацию патриарх имел огромный вес в стране. В 1652 году на патриарший престол взошел Никон.
Он решил провести реформу для укрепления православия русского и поднятия престижа веры. Сюда вошли:
Сравнение двух направлений
Казалось бы, и православные, и староверы – христиане одной ветви. И все же, между ними есть разница, которая часто вызывает в прихожанах и священниках негативные эмоции. Ряд отличий этих верований делают Православную Церковь настолько же далекой от старообрядцев, как и от католиков.
Обратите внимание, если вам придется увидеть старообрядческое служение, что для литургии в их церквях не используется агнец, хлеб для проведения Литургии. Православные священники используют его в процессе проскомидии. Обычай достаточно новый, поскольку возник в 19-м веке, соответственно, не может использоваться старообрядцами.
Те, кто следует старой традиции, начинают служение и оканчивают его земными поклонами. Кроме того, в течение всей службы они совершают земные поклоны. В православии начальные поклоны, как и конечные, не используются. Земные поклоны во время служения были заменены на поясные.
Перста
Первое, что отличает православного от староверного христианина, – это крестное знамение. Старовер, совершая его, складывает пальцы (персты) так, что знак этот у него производится всего лишь двумя пальцами. Для православного христианина это недопустимо. Данный символ для него заключает в себе осенение и обращение ко всем трем ипостасям Бога: Отцу и Сыну, и Святому Духу. В связи с этим, крестное знамение у православных производится тремя пальцами.
Образ Иисуса
Изменения касаются также образа Спасителя. В книгах и на изображениях Христа вместо Исус (как у староверов) стали использовать другую, более современную форму, которая выглядит как Иисус. При этом изменились и начертания, которые изображаются на кресте в верхней части. На иконах староверов данная надпись выглядит как ЦРЬ СЛВЫ (что должно обозначать Царь Славы) и ИС ХС (Исус Христос). Православные иконы на восьмиконечном кресте имеют надпись ИНЦИ (что расшифровывается как Иисус Назарей Царь Иудейский) и ІИС ХС (Иисус Христос).
Сами иконы могут тоже выглядеть по-разному. Старообрядцы продолжают творить их в стиле, который сформировался в Древней Руси и Византии. Образы Православной Церкви немного отличаются, приняв веяния иконописцев запада.
Еще одна особенность иконописного мастерства – литье образов. В православии это категорически запрещено. Староверы же нередко пользуются данным методом обработки материалов для создания икон.
Символы веры
«Символ Веры» – одна из главных православных молитв. Читая ее ежедневно, христиане открывают душу свою и помыслы о Вере своей, дабы быть ближе к Нему. Как оказалось, данная молитва у православных христиан несколько отличается от того варианта, который привычен для старообрядцев.
Православная «Верую» звучит намного мелодичней, ее слова не мешают друг другу, не спотыкаются. Противопоставление понятий происходит без лишних связок. В старообрядческой форме данные связки присутствуют. Не заметить их невозможно. Понятия «рожденна, несотворенна», как это использовано в православной молитве, у староверов звучит как «рожденна, а не сотворенна».
Кроме этого, староверы не принимают утверждение православных о необходимости исповедоваться Духу Святому, поскольку он – истинная суть. Православный вариант указывает лишь на «Бога истинна от Бога истинна», что говорит лишь об Отце и Сыне.
Староверы — это те, кто верит «неправильно»?
Староверы: история раскола
На самом деле, староверы, их обычаи и традиции далеки от ложных представлений о том, что «староверы – это те, кто до сих пор приносит жертвы Зевсу и Перуну». Причиной раскола в свое время послужила реформа, которую решили провести царь Алексей Романов и патриарх Никон (Минин). Староверы и их отличие от православных началось с разницы в осенении крестным знамением. Реформа предлагала изменить двуперстие на трехперстие, упразднить земные поклоны, позднее реформа затронула все формы устава Церкви и порядка богослужения. Вплоть до эпохи правления Петра I в церковной жизни происходили изменения, которые староверы, ценившие старые обычаи и традиции восприняли как посягательство на традиционный и правильный, с их точки зрения, религиозный уклад.
Протопоп Аввакум призывал сохранить старую веру, в том числе, старообрядческий крест, и пострадать за «старую веру», если потребуется. Не принимали реформу патриарха Никона и в Соловецком монастыре, насельники монастыря обратились к царю Алексею Романову с челобитной в защиту старой веры. Староверы в России сегодня — это последователи тех, кто в XVII веке не принял реформу.
Кто же такие староверы и, в чем их отличие от православных, в чем разница между двумя традициями?
Староверы сохранили позицию древней Церкви по поводу исповедания святой Троицы, воплощения Бога Слова, а также двух ипостасей Иисуса Христа. Старообрядческий крест представляет собой восьмиконечный крест внутри четырехконечного. Такие кресты встречаются и в Русской Православной Церкви, наряду с Сербской Церковью, поэтому считать старообрядческий крест исключительно старообрядческим все же нельзя. При этом на старообрядческом кресте нет изображения Распятия.
Староверы, их обычаи и традиции во многом пересекаются с традициями тех, кто отнесся к реформе благосклонно и принял ее. Староверы — это те, кто признает крещение погружением, каноническую иконопись… При этом для Богослужения используются лишь церковные книги, изданные до 1652 года, при патриархе Иосифе или ранее. Имя Христа в этих книгах пишется, как Исус, а не Иисус.
Образ жизни
Считается, что в быту староверы очень скромны и даже аскетичны, а их культура полна архаики. Многие староверы носят бороды, не употребляют спиртных напитков, учат старославянский язык, а некоторые носят в повседневной жизни традиционную одежду.
«Поповцы» и «Безпоповцы»
Чтобы узнать о староверах больше и понять, кто они надо знать также и то, что сами староверы делят себя на «поповцев» и «безпоповцев». И, если «поповцы» признают трехчинную старообрядческую иерархию и таинства древней Церкви, то «безпоповцы» уверены — после реформы благочестивая церковная иерархия была утеряна, а потому многие таинства упразднились. Староверы-«безпоповцы» признают только два таинства и их главное отличие от православных заключается в том, что таинствами для них являются только Крещение и Исповедь, а разница между староверами-«безпоповцами» и староверами часовенного согласия заключается в том, что вторые также признают таинствами Евхаристию и Большое освящение воды.
В конце XX века «староверами» стали называть себя неоязычники, поэтому староверы в России сегодня — это не только противники реформы, но и сторонники различных религиозных объединений и сект. Тем не менее, неправильно полагать, что настоящие староверы, их обычаи и традиции каким-то образом связаны с язычеством.
О староверах на Правмире:
Фильмы о староверах:
Православные
Старообрядцы считают, что истинно православной является именно их вера, а всех принявших никонианскую реформу называют нововерцами, никонианами. Долгое время и сам термин «старообрядчество» не использовался, закрепился он только в конце XIX века.
Староверы который век продолжают жить бок о бок с РПЦ, несмотря на непримиримость. Но далеко не все знают, в чём же заключаются их разногласия. Приведём самые важные.
«Никита Пустосвят. Спор о вере». В. Перов
Два и три перста
Реформа патриарха Никона в XVII веке, расколовшая верующих на православных и старообрядцев, установила новый порядок крестного знамения. До введения новых правил было принято креститься двумя сложенными пальцами, символизирующими две ипостаси Спасителя — истинного Бога и истинного человека. Никон и Вселенская Православная Церковь заменили двуперстие на троеперстие — символ Святой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа. Объяснялось это тем, что к тому времени в Риме были обнаружены останки первых мучеников-исповедников христианства, у которых пальцы были сложены для трехперстного крестного знамения. Никон же своей реформой стремился унифицировать принятые на Руси церковные обряды и книги с греческими того времени. Староверы не приняли нового порядка и тогда и сейчас налагают крестное знамение двумя сложенными пальцами.
Ещё несколько различий существует в вопросе креста. После реформы церкви восьмиконечный крест заменили на четырёх- и шестиконечный, и старообрядцы, конечно, не признали и этого, их крест может быть только восьмиконечным. Кроме того, на табличке распятия у староверов пишется «Царь Славы», а у православных — I.Н.Ц. I. Нательные крестики староверов, получаемые при крещении, не могут изображать Христа, и во время богослужения в своей церкви они складывают руки на груди крестом.
Кроме того, древлеправославие предписывает при таинстве крещения троекратное полное погружение в купель, а современные каноны РПЦ допускают крещение путём обливания и частичного погружения.
Церковная служба
В отличие от православных старообрядцы строго следуют и определенной системе поклонов во время службы. Реформа Никона предписала заменить так называемые земные поклоны («метания» — от греческого слова «метанойя», покаяние) на поясные. Староверы этому указу не последовали и по-прежнему кланяются четырьмя поклонами: обычным — поклоном до груди или до пупа; средним — в пояс; малым земным поклоном и великим земным поклоном (так называемая «проскинеза»).
После раскола русской церкви старообрядцы остались верны давнему обычаю совершать крёстный ход по часовой стрелке (посолонь), а православные, последовавшие за Никоном, совершают ход противосолонь, то есть в обратную сторону.
Вместо двойного произнесения слова «аллилуия» православные стали произносить его трижды — как символ Святой Троицы. В пику «никонианам» староверы утверждают, что дважды произносимое «аллилуия» вместе со «слава Тебе, Боже» и есть прославление Троицы, так как слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский древнееврейского слова «аллилуиа» — «хвалите Бога».
Старообрядцы не приняли и многоголосного стиля пения, сохранив так называемое крюковое пение, по способу записи мелодии особыми знаками — «знаменами» или «крюками».
Староверы
Внешний вид чёток
Старообрядчество отличается от православия и молитвенными чётками. Православные чётки могут состоять из разного количества бусин. Чаще всего используются чётки с 33 бусинами — по числу земных лет жизни Иисуса Христа, либо с количеством, кратным 10 или 12. Старообрядческие чётки представляют из себя ленту со 109 «бобочками», то есть «ступенями», разделёнными на неравные группы. Лестовка символически означает лестницу с земли на небеса.
Символ веры, Исус или Иисус
Реформа церкви изменила и написание имени Сына Божьего — вместо принятого до этого Исус, буква «и» стала удвоенной. Таким образом длинное «и» более соответствовало греческому особому знаку для протяжённости звука и Вселенской практике для произношения имени Спасителя. Старообрядцы остались верны традиционному «Исус».