староверы и кержаки чем отличаются
Новое в блогах
О староверах кержаках
О староверах кержаках
Никогда эта тема меня не интересовала в молодые годы. И даже после того как мама сказала мне о том, что наши предки из староверов – «кержаки они». А вот лет пять назад составляла своё родовое древо для потомков – осталась я старшая в роду, кто бы мог заняться этим делом. Так и нашла около 150 потомков своего прапрадеда, кержака, Филиппа Черепанова.
Черепанова Эмма из Москвы спросила меня в письме, откуда да из каких мест проживания бежала семья моего пращура, Филиппа Черепанова. Вот то, что Черепановы были старообрядцы (староверы) и кержаки – это говорит обо всём. Вообще-то староверы – их там много разновидностей! Я перечислю несколько беспоповских толков, то есть староверы не приняли попа в своих обрядах: филипповцы, поморцы, федосеевцы, часовные (без алтаря), стариковцы (старики делают обряды), дьяковцы, оховцы (вздыхают о своих грехах, тем и каются), самокресты (сами себя крестят, окунаясь в воду) и ещё есть. Попы, как считали старообрядцы, это – приспособленцы, культработники от религии.
Все староверы и в наше время придерживаются древнего писания. Читают книгу Кормчия, написанную на древнеславянском языке. В ней прописано всё: кому, что и как делать нужно. Совсем недавно я листала её, немного читала про учителей и учеников да про родителей в дониконовской старообрядческой книге. В мои руки попала эта книга случайно. В какой-то семье старообрядцев умерла самая старая бабушка, оказалось, что эта книга больше никому не нужна. Её пытаются продать, но покупателей нет. Принесли её мне, а у меня денег таких нет, сколько за неё просят.
Кержаки – этническая группа русских старообрядцев. И это слово ясно даёт понять, откуда они родом. Название происходит от названия реки Керженец в Нижегородской области. Мама говорила, что из Центральной России наши староверы Черепановы. Я нашла на карте эту реку. Это были исконно русские земли. Жили люди по побережью реки Кержанец в скитах, свято чтили свою веру-религию, построенную на благочестивых порядках в жизни, придерживаясь родовых и родственных связей. Женились и брали в жёны только из семей староверов. Они жили своим хозяйством, своим трудом. Никаких не было у них документов, фотографий. Интересно, что и в наши дни пожилые старообрядцы пенсию от государства не берут.
Даже в наше время староверы своего лица посторонним не показывают, живя на заимках, например, на Алтае. В 2011 году ездили мы с мужем на Телецкое озеро. По пути заехали в селе Алтайское на базар. Торговцы сказали, что мёд хороший нужно покупать у староверов, но они в тот день свои продукты не привозили. Староверы ведут хозяйство, держат пасеки. Очень качественные продукты продают. Они общаются с миром посредством доверенного лица из местного населения. Дети в школу не ходят и не ходили, их учили дома старшие всему, что нужно было для жизни. Читать посторонние книги, газеты нельзя. А если вдруг от природы рождался поэт среди староверов, то писать стихи можно только про птичек, про небо, про деревья или реку. Про природу можно писать, а про любовь сочинять стихи нельзя, так как это – большой грех.
В 1720 году, а раскол церкви прошёл чуть раньше, когда многими верующими и кержаками были не приняты нововведения Никона по греческому образцу, так как он ввёл в процесс службы попа, у которого были свои слова, у дьякона свои, церковный хор своё поёт, и всё это они делают отдельно. Время службы затягивается, а у людей было хозяйство, работать надо было, чтобы жить. Корова же не будет ждать, когда окончится в церкви служба. Её во время кормить и доить нужно.
Никон начал строить роскошные церкви, деньги собирал на это с верующих. В монастырях монахи занимались виноделием, а где – вино, там нарушалось благочестие, которому придерживались люди старой веры. Много новшеств он внёс, которые не приняли многие старообрядцы, потому что они исходили от греков.
Всех, кто не принял никоновские порядки, притесняли, уничтожали с позволения царя, потому что царь и церковь в то время были заодно.
Когда расправились со староверами в близлежащих к Москве губерниях, очередь дошла до тех мест, где жили кержаки староверы, начался разгром Керженских скитов. Десятки тысяч кержаков бежали на восток, так как на запад уже сбежали в Польшу, Австрию и т.д. староверы из западных губерний. Бежали от введённых царём двойных подушных налогов, введённых царём в 1720 году, бежали от притеснений, убийств, поджогов.
Родовыми гнёздами бежали кержаки в Пермскую область, но и туда добирались царские и церковные гонцы-казаки, жгли поселения старообрядцев, убивали, сжигали заживо. Даже тех, кто давал приют беглецам. Поэтому кержаки вынуждены были бежать дальше, продвигаясь медленно, скрываясь на заимках, вдали от людей, ожидая зимы, пока лёд на реке встанет, чтобы можно было продвигаться в малонаселённые места Сибири. Кержаки являются одними из первых русскоязычных жителей Сибири. Обо всё об этом я прочитала в Интернете, а кто автор этой информации не помню. Сейчас много пишут о старообрядцах, раньше этого не было.
Из Керженских скитов рода Черепановых люди семьями дошли до Алтая. Здесь были незаселённые места, и можно было спрятаться. Но так как численность рода была большой, не все семьи шли «табуном» в Сибирь. Одни семьи раньше дошли, другие подтягивались, добирались позднее.
А потом пришли уже другие староверы после приказа царя о переселении в Сибирь. Но это были потомки тех староверов, которые смирились, подчинились Никону. Из Воронежской губернии приехали 20 семей староверов, были среди них и Черепановы, но это не кержаки, это те, кто принял изменения Никона.
В Быстром Истоке жили Черепановы, например, Максим Черепанов с женой Марфой пришли сюда в 1902 году. У него был брат Кузьма Черепанов. От них тоже пошли потомки: одни живут в Казахстане, другие в Канаде. Уехали из Быстрого Истока.
Потомки наших Черепановых сейчас тоже по всей России рассеяны, большинство из них и не знают, что родом их предки были из старообрядческих семей, и через что прошли их пращуры. Многими семьями потеряна связующая нить поколений, и живут они «как Иваны, не помнящие родства». Я пытаюсь связать эту нить хотя бы для потомков старовера, кержака Филиппа Черепанова от колена Иоанна.
Я думаю, что наши кержаки прибыли сюда раньше, чем казаки приехали сюда охранять российские рубежи. А иначе казаки бы их всех поубивали по приказу царя. Поскольку Черепановы жили обособленно, в свой круг никого не пускали, строили дома сообща и добротно, видно, что они были крепкими хозяевами, приехали с деньгами или взаимопомощь друг другу сказалась. Я видела огромный дом моего прапрадеда, Филиппа Черепанова, в 1954 году.
На другом берегу Истока стояли тоже дома Черепановых. В них жили потомки Бориса Филипповича. Я помню его по раннему детству. Он приходил к нам, к моему деду, Михаилу, который приходился Борису Филипповичу племянником. Борис Филиппович Черепанов – родной брат моего прадеда, Черепанова Иоанна Филипповича (Ивана), родился в 1849 году и, прожив долгую жизнь – 104 года, умер в семье своего внука, Владимира Андреевича Черепанова. Светлая ему память!
Во время Великой Отечественной войны в одном из этих домов жили мой дед, мама, я, потом – папа, после того как вернулся с фронта в 1945 году. Место за Истоком называлось Шубенка. Все родственники жили в одном районе в Быстром Истоке, на окраине, но село росло, дошло и до окраины. Дом на улице Красноармейской (я уже писала о нём), тот, в котором родилась мама и её братья и сёстры, я тоже видела. Спустя многие годы его перенесли в другое место, на окраину села со стороны увала. В нём была уже совхозная контора.
Откуда пришли старообрядцы, староверы, кержаки, «поляки» на Алтай?
«Алтайский край в лицах»: Рассказ о. Николы на «Катунь-24»
Об истории появления старообрядчества на Алтае рассказывает протоиерей Никола Думнов, настоятель барнаульского храма Покрова Пресвятой Богородицы Русской Православной Старообрядческой Церкви.
Ведущий программы «Алтайский край в лицах» на телеканале «Катунь 24» — Анатолий Корчуганов.
В чем феномен старообрядчества?
А. Корчуганов: В чем заключается феномен старообрядчества? Вопрос более чем сложный, истоки которого уходят в глубины столетия: царь Алексей Михайлович, Никон, Аввакум, гонение и раскол Православной Церкви, разбросавший русских людей по всему миру. Так кто же они — старообрядцы, староверы, кержаки? — Этот вопрос я задал отцу Николе Думнову, священнику, окормляющему старообрядческую общину Барнаула.
Протоиерей Никола
Кто такие старообрядцы, староверы, кержаки?
О. Никола: «Мы обычно придерживаемся статистики, что 10% населения — это потомки старообрядцев, тех, кто когда-то был переселен и приехал на Алтай.
Вообще, конечно, эта история очень поучительная и занимательная. Как известно, старообрядцы после реформ патриарха Никона оказались диссидентами в государстве. Их откровенно звали раскольниками. И они вынуждены были претерпевать и гонения, и всевозможные ущемления со стороны государства, как светской власти, так и отчасти церковной власти, и вынуждены были селиться по окраинам Государства Российского.
Ко времени эпохи Екатерины II значительная часть старообрядцев жила в районе современной Белоруссии и Украины, тогда это были земли Польши. И Екатерина II, поскольку она заботилась о том, чтобы в государстве Российском поднять экономику, чтобы как-то жизнь улучшилась, она была за то, чтобы переселить старообрядцев из этих земель. Из-за границы переселить на многие пустующие земли России, в частности, Сибири. Известны ее выступления, в 1763 году в сентябре она выступила в защиту старообрядцев, была пламенная речь. И вскоре после этих событий было издано несколько государственных актов (манифестов — ред.), которые предписывали призывать, а в отдельных случаях понуждать старообрядцев переезжать в Россию. Им обещались какие-то льготы. И с того момента, с середины 60-х годов XVIII века (1764, 1765, 1766-е года) началось переселение. Эти переселения учеными обозначены как «выгонки». Вот о выгонках известно сейчас достаточно много. Я, конечно, не буду вдаваться так подробно, но скажу, что значительная часть населения семьями либо отдельными деревнями была переселена в Сибирь, в частности, на Алтай.
Откуда на Алтае старообрядцы-«поляки» и бухтарминские «каменщики»?
Здесь на Алтае этих переселенцев стали называть «поляками», поскольку:
— «Откуда прибыли?» — «С польских земель», — «Значит, поляки».
Например, в Восточном Казахстане их стали называть «каменщиками» (бухтарминские каменщики). Это были те же самые старообрядцы, которые селились с польских земель, современной Гомельщины, земель Украины — в общем, юга России. Если дальше — на Забайкалье, то этих же старообрядцев стали называть «семейскими», поскольку они проживали семьями.
Но в Сибири к тому времени уже были старообрядцы, которые как бы спонтанно сюда переселялись, бежали от гонений, притеснений. Они эмигрировали, бежали сюда (на Алтай) с нижегородских пределов. Там есть река Керженец, которая впадает в Волгу, и от этого стало название «кержаки».
— «Кто такие, откуда?» — «С Керженца» — «Кержаки, кержаки».
Поэтому название «кержаки» — это общепринятое название старообрядцев.
Понятно, что в интересах правительства было поднять на Алтае аграрную часть региона, поскольку здесь развивалась рудная промышленность, стояли войска, их надо было снабжать продовольствием, фуражом и прочим. И эту роль предложено было исполнять старообрядцам. Надо сказать, что старообрядцы умело воспользовались этим. Правда, было не без насилия, как это обычно бывает в российской истории: кнутом и пряником заставляли, насильно, под конвоем, где-то, может быть, некоторые добровольно ехали, особенно первые переселенцы. Когда они увидели здесь благодатные земли, они уже имели хорошие отзывы.
Освоение Алтая старообрядцами
С того момента — середина XVIII века — началась история освоения старообрядцами алтайских земель, Южной Сибири. Какая-то часть первоначально оказалась в степной зоне, поскольку это зона была близка к тому месту, где они родились, где они до этого проживали. Часть старообрядцев стала селиться в лесостепной зоне: это современный Залесовский район, потом Солтонский, Красногорский р-ны, предгорье Аи — Алтайский район. А далее — больше.
Дальше началась эпоха Николая I. Это эпоха уже притеснений, гонений, обложения налогом. И тогда старообрядцы вынуждены были здесь уже скрываться, бежать в горы, в горную часть Алтая, современная знаменитая Уймонская долина — Усть-Коксинский район. Вот такая шла миграция по всему Алтаю. Строили дома, жилье, храмы строили, часовни, занимались земледелием. Причем интересно, те исследователи, которые бывали в тех временах, поражались той скорости, с которой осваивались эти все некогда целинные земли. Некоторые гражданские чиновники цинично признавались: «мы думали что вы здесь», — грубо говоря, «сдохнете, а у вас так все развилось: хлеба хорошие, даже лучше чем у остальных». И причем, у старообрядцев был интересен статус: они не имели статус ссыльных, хотя они фактически были ссыльными, а были государевы люди. Но все равно действовал принцип кнута и пряника: с одной стороны были какие-то льготы, а с другой стороны — шло притеснение, они были раскольниками, дискриминировались с позиции светских властей.
Старообрядческий центр на Алтае
Старообрядцев на Алтае значительно больше. Здесь когда-то было четыре благочиния до известных репрессий 30-х годов. Было значительное количество храмов, приходов, священников. Конечно, здесь без преувеличения был центр старообрядчества (местный — ред.). И хотя формально административная столица была в Томске, и там же была резиденция старообрядческого епископа, тем не менее, поднимался вопрос, с тем чтобы перенести на Алтай резиденцию епископа, поскольку значительная часть приходов была здесь.
А. Корчуганов: Храм старообрядцев находится на улице Партизанской, а новый строится на улице Георгия Исакова. Именно сюда приезжал владыка Корнилий — предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви в конце июля 2014 года.
Кержаки — старообрядцы Сибири
Кержаки — представители старообрядчества, носители культуры северорусского типа. Являются этноконфессиональной группой русских. В 1720-х годах после разгрома Керженских скитов бежали на восток в Пермскую губернию, спасаясь от политических и религиозных преследований. Всегда вели довольно замкнутый общинный образ жизни из-за строгих религиозных правил, традиционной культуры.
Кержаки — это одни из первых русскоязычных жителей Сибири. Здесь народ был основой алтайских каменщиков, они противопоставляли себя «расейским» (российским) более поздним переселенцам Сибири. Но постепенно из-за общего с ними происхождения почти полностью были ассимилированы. Позже кержаками называли уже всех старообрядцев. В глухих местах по сей день есть кержацкие заимки, которые практически не контактируют с внешним миром.
Где живут
С Урала народ расселился по всей Сибири, до Дальнего востока и Алтая. В Западной Сибири народ основал села в Новосибирской области: Козловка, Макаровка, Бергуль, Морозовка, Платоновка. Последних двух уже не существует. Сегодня потомки кержаков проживают в России, за рубежом.
Название
Этноним «кержаки» происходит от наименования реки Керженец, которая располагается в Нижегородской области.
Численность
По причине советских преобразований общества, влияния на него таких факторов как коллективизация, атеизм, раскулачивание, индустриализация, многие потомки кержаков перестали соблюдать древние традиции. Сегодня они относят себя к общерусскому этносу, живут не только по всей территории России, но и за рубежом. По переписи населения, проведенной в 2002 году, к кержакам себя причислили лишь 18 человек.
Религия
Народ верил в Святую Троицу православной церкви, но в своей религии сохранял веру в различных нечистых духов: домовых, водяных, леших и пр. «Мирским» — приверженцам официального православия — не позволяли молиться на свои иконы. Вместе с христианской верой народ использовал множество тайных древних обрядов.
Каждое утро начиналось с молитвы, которую читали после умывания, затем принимали пищу, занимались делами. Перед началом всякого дела тоже произносили молитву, осеняли себя двуперстием. Перед сном возносили молитвы и только потом отходили ко сну.
Кержаки готовили по старинным рецептам. Варили различные кисели, из первых блюд ели толстые кержацкие щи на квасу с ячменной крупой. Из кислого теста делали открытые пирожки «соковые шаньги», которые смазывали конопляным соком. Из круп и репы варили каши.
Во время поста пекли рыбные пироги, примечательно, что рыбу использовали целую, а не потрошенную. Ее только чистили, натирали солью. Ели такой пирог всей семьей, на нем делали круговой надрез, снимали верхнюю «крышку», пирог разламывали на куски, рыбу ели из пирога вилками. Когда верхняя часть была съедена, тянули за голову и убирали ее вместе с костями.
Весной, когда все запасы заканчивались, начинался Великий пост, в этот период ели свежую зелень, листья с побегами полевого хвоща, горькую репку (сурепку), квашеную сныть, собирали в лесу орехи. Летом, когда начинался сенокос, заготавливали ржаной квас. На нем делали зеленую окрошку, редьку, пили с ягодами. В Успенский пост собирали урожай овощей.
Внешность
Одежда
Очень долго народ сохранял приверженность к традиционной одежде. Женщины носили косоклинные сарафаны из тканей (дубасы). Шили их из крашеного холста, сатина. Надевали легкие холщовые шабуры, кожаные коты.
Жизнь
Издавна занимаются земледелием, выращивают зерновые культуры, овощи, коноплю. Есть на огородах кержаков даже арбузы. Из домашних животных разводят овец, в Уймонской долине — маралов. Народ очень преуспел в торговле. На продажу идут продукты животноводства, продукция на основе рогов марала, которая считается очень полезной и целебной.
Из ремесел распространено ткачество, изготовление ковров, пошив одежды, изготовление аксессуаров, украшений, предметов быта, сувениров, плетение корзин, изготовление деревянной, берестяной посуды, гончарное, кожевенное производство. Из конопли делали мешковину, из семян отжимали масло. Занимались пчеловодством, плотничеством, кладкой печей, художественной росписью. Все свои навыки старшие передавали молодому поколению.
Жили в основном большими семьями по 18-20 человек. В одной семье проживало три поколения семьи. Семейные устои в кержацких семьях всегда были крепкими. Главой был мужчина-большак, помогала ему хозяйка-большуха, которой подчинялись все снохи. Молодая невестка без ее разрешения не делала ничего по дому. Продолжалось такое послушание, пока у нее не родится ребенок или молодые не отделятся от родителей.
Детям с раннего возраста прививали любовь к труду, уважение к старшим, терпение. Никогда не воспитывали криком, использовали поучительные пословицы, притчи, прибаутки, сказки. Народ говорил: чтобы понять, как человек жил, нужно знать, как он родился, сыграл свадьбу, умирал.
Жилище
Кержаки строили рубленые избы, с двускатными крышами, в основном стропильными. Сруб жилища состоял из пересекающихся бревен, уложенных одно на другое. В зависимости от высоты и способа соединения бревен делали разные соединения в углах избы. К строительству жилища подходили основательно, чтобы оно стояло веками. Огораживали избу и двор деревянным забором. В качестве калитки были две доски, одна — снаружи забора, вторая — изнутри. Сначала поднимались по первой доске, переступали верхушку забора и спускались по другой доске. На территории двора располагались постройки, помещения для скота, хранения инвентаря, орудий труда, корм для скота. Иногда строили дома с крытыми дворами, делали навесы для сена «балаганы».
Обстановка внутри избы была разной, в зависимости от достатка семьи. В доме были столы, стулья, скамьи, кровати, различная посуда и утварь. Главное место в избе — это красный угол. В нем стояла божница с иконами. Обязательно божница должна располагаться в юго-восточном углу. Под ней хранились книги, лестовки — тип четок старообрядцев, выполненных в виде ленты из кожи или другого материала, сшитого в виде петли. Лестовку использовали для подсчета молитв и клонов.
Не в каждой избе были шкафы, поэтому вещи вешали на стены. Печь делали каменную, устанавливали в одном углу, немного отступая от стен во избежание пожара. По бокам печи делали два отверстия для сушки варежек, хранения серянок. Над столом были небольшие полочки-шкафчики, где хранили посуду. Освещали дома, используя следующие приспособления:
С чистотой жилища у кержаков было тесно связано понятие о красоте. Грязь в избе для хозяйки была стыдом. Каждую субботу женщины с раннего утра начинали уборку, тщательно все мыли, чистили песком для запаха древесины.
Культура
Важное место в фольклоре кержаков занимают лирические протяжные песни, сопровождаемые очень своеобразным ведением голоса. Именно они являются основой репертуара, к нему можно отнести некоторые свадебные, солдатские песни. Много у народа плясовых, хороводных песен, поговорки, пословицы.
У кержаков, проживающих в Белоруссии, существует своеобразный певческий стиль. На их культуру повлияла жизнь в этой стране. В пении легко можно расслышать белорусский диалект. В музыкальную культуру переселенцев вошли и некоторые жанры танцевальной музыки, например, крутуха.
Традиции
Одним из строгих религиозных правил кержаков является перекрещивание стакана, когда его принимали из чужих рук. Они верили, что в стакане могут находиться злые духи. После мытья в бане обязательно переворачивали тазы, в которые могли вселиться «банные черти». Мыться нужно до 12 часов ночи.
Крещение детей проводилось в холодной воде. Браки у народа строго разрешались только с единоверцами. Одной из особенностей кержаков является отношение к правде и данному слову. Молодым всегда говорили следующие слова:
Если кержак позволял себе сказать скверное слово, спеть похабную частушку, он позорил не только себя, но и всю родню. Про такого всегда брезгливо говорили: «С этими же устами да за стол сядет». Очень неприличным у народа считалось не поздороваться даже с человеком, которого мало знаешь. После того, как поздоровался, нужно приостановиться, даже если очень торопишься или занят, побеседовать с человеком.
Из пищевых особенностей следует отметить, что народ не употреблял в пищу картофель. Его даже называли по-особенному «чертово яблоко». Кержаки не пили чай, только горячую воду. Очень осуждалось пьянство, верили, что в организме хмель держится 30 лет, а умирать пьяным очень плохо, не увидишь светлого места. Осуждалось и считалось грехом курение. Курящих людей не подпускали к святым иконам, все старались общаться с ним как можно меньше. Про таких говорили: «Кто курит, тот хуже собак». Не садились за один стол с «мирскими», не пили, не ели из чужой посуды. Если во время приема пищи в дом входил иноверец, вся еда на столе считалась опоганенной.
В семьях кержаков существовали следующие правила: все молитвы, знания, заговоры обязательно нужно передать по наследству своим детям. Старшим по возрасту людям, свои знания передавать нельзя. Молитвы обязательно нужно учить наизусть. Посторонним их рассказывать нельзя, кержаки верили, что от этого молитвы теряют свою силу.
Очень важными для старообрядцев были традиции, тесно связанные с трудовой деятельностью. В них заложено уважение к труду, которое считается благим для земли и природы. Тяжелая жизнь кержаков, гонения, способствовали бережному отношению к земле, как к высшей ценности. Сильно осуждали лень, нерадивых хозяев. Часто таких выставляли напоказ перед большим количеством народа. Всегда заботились об урожае, здоровье семьи, скота, старались передать будущему поколению весь свой жизненный опыт. Грехом считалось сесть за грязный «поганый» стол. Каждая хозяйка перед приготовлением пищи крестила посуду, вдруг по ней прыгали черти. Если в дом приходил посторонний, после него обязательно мыли пол, вытирали дверные ручки. Гостям посуду подавали отдельную. Все это связано с правилами личной гигиены. В результате в деревнях кержаков не было эпидемий.
После работы проводились специальные обряды, которые возвращали человеку потраченные силы. Землю назвали матерью, кормилицей, хлебородницей. Кержаки считают природу живым существом, верят, что она понимает человека, помогает ему.
Трепетное отношение было у народа к огню и воде. Леса, травы и вода были в их понимании святыми. Верили, что огонь очищает тело, обновляет душу. Купание в целительных родниках считалось вторым рождением, возвращением к изначальной чистоте. Воду, которую приносили домой, набирали в речках против течения, если она предназначалась для лекарства, брали по течению, при этом произносили заговор. Кержаки никогда не пили воду из ковша, обязательно наливали ее в кружку, стакан. Строго запрещено у народа на берег реки выливать грязную воду, вывозить мусор. Выливать воду можно было только ту, которая использовалась для мытья икон, она считалась чистой.
Грехом считалось плакать, причитать на похоронах, народ верил, что покойный утонет в слезах. 40 дней после похорон нужно навещать могилу, говорить с усопшим, вспоминать его хорошим словом. Связаны с похоронной традицией родительские дни поминовения.
Кержаки, которые живут сегодня, продолжают соблюдать религиозные обряды. Много времени старшее поколение уделяет молитвам. Много в домах старообрядцев старинных икон. По сей день народ старается сохранить свои традиции, обряды, религию, нравственные устои. Они всегда понимают, что надеяться надо только на себя, свои умения и трудолюбие.