старик не сумел ответить что он будет делать с кладом

Старик не сумел ответить что он будет делать с кладом

Чехов Антон Павлович

Пастухи были не одни. На сажень от них, в сумраке, застилавшем дорогу, темнела оседланная лошадь, а возле нее, опираясь на седло, стоял мужчина в больших сапогах и короткой чумарке, по всем видимостям господский объездчик. Судя по его фигуре, прямой и неподвижной, по манерам, по обращению с пастухами, лошадью, это был человек серьезный, рассудительный и знающий себе цену; даже в потемках были заметны в нем следы военной выправки и то величаво-снисходительное выражение, какое приобретается от частого обращения с господами и управляющими.

Овцы спали. На сером фоне зари, начинавшей уже покрывать восточную часть неба, там и сям видны были силуэты неспавших овец; они стояли и, опустив головы, о чем-то думали. Их мысли, длительные, тягучие, вызываемые представлениями только о широкой степи и небе, о днях и ночах, вероятно, поражали и угнетали их самих до бесчувствия, и они, стоя теперь как вкопанные, не замечали ни присутствия чужого человека, ни беспокойства собак.

В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум, без которого не обходится степная летняя ночь; непрерывно трещали кузнечики, пели перепела, да на версту от отары, в балке, в которой тек ручей и росли вербы, лениво посвистывали молодые соловьи.

Объездчик остановился, чтобы попросить у пастухов огня для трубки. Он молча закурил и выкурил всю трубку, потом, ни слова ни сказав, облокотился о седло и задумался. Молодой пастух не обратил на него никакого внимания; он продолжал лежать и глядеть на небо, старик же долго оглядывал объездчика и спросил:

— Никак Пантелей из Макаровской экономии?

— Из Ковылевского участка.

— Далече. Под скопчину отдаете участок?

— Разное. И под скопчину, и в аренду, и под бакчи. Я, собственно, на мельницу ездил.

Большая старая овчарка грязно-белого цвета, лохматая, с клочьями шерсти у глаз и носа, стараясь казаться равнодушной к присутствию чужих, раза три покойно обошла вокруг лошади и вдруг неожиданно, с злобным, старческим хрипеньем бросилась сзади на объездчика, остальные собаки не выдержали и повскакали со своих мест.

Когда собаки успокоились, старик принял прежнюю позу и сказал покойным голосом:

— А в Ковылях, на самый вознесенев день, Ефим Жменя помер. Не к ночи будь сказано, грех таких людей сгадывать, поганый старик был. Небось слыхал.

Молодой пастух повернулся на бок и пристально, подняв свои черные брови, поглядел на старика.

Старик что-то вспомнил. Он быстро поднялся на колени и, пожимаясь, как от холода, нервно засовывая руки в рукава, залепетал в нос, бабьей скороговоркой:

Источник

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемgenerator-mc.ucoz.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Подчинение придаточных Последовательное [ ], (что), (если). Старик не сумел ответить, что он будет делать с кладом, если найдет его. Параллельное (когда),» — Транскрипт:

2 Подчинение придаточных Последовательное [ ], (что), (если). Старик не сумел ответить, что он будет делать с кладом, если найдет его. Параллельное (когда), [ ], (что). Когда я писал, мне хотелось в какой-то мере объяснить то, что было тогда на душе у меня. Однородное [ ], (что) и (что). Получили известие, что Волга встала и что через нее потянулись обозы.

3 Алгоритм рассуждения Если впервые окажешься в горах, то невольно присмиреешь от того величия, каким полны молчаливые отвесные скалы. Найдите главное предложение. Задайте вопросы к придаточным. От одной части или последовательно задаются вопросы? Следовательно или параллельное подчинение, или однородное? Одинаковые вопросы или разные? Раз разные, то это параллельное подчинение.

4 Алгоритм рассуждения Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина. Найдите главное предложение. Задайте вопросы к придаточным. От одного предложения ставятся вопросы к придаточным или от разных? Если от разных, то это последовательное подчинение.

5 Среди предложений 712 найдите СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ с однородными придаточными (7) Артист же, вышедший на сцену, сам становится рабочим инструментом. (8) Личность артиста, его лицо, голос, его мысли, понимание людей являются главным материалом искусства, и в этом великая необычность театра. (9) Трудно представить, но искусство актёра результат огромной подготовительной работы, которая проводится задолго до премьеры спектакля. (10) Актёры, приступая к репетициям, как геологи, уходят в поиск, только ищут они не золото, а объяснение поступков своих героев. (11) Необходимо понять, как такой человек существует в безбрежном мире, как он ходит, ест, прикасается к разным предметам, как он плачет, страдает, улыбается… (12) А чтобы актёр мог выполнить такую сложную задачу, необходимо, в первую очередь, ответить на множество других вопросов: кто? что? когда? почему? 11

6 Среди предложений 1015 найдите сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением придаточных (10) Но есть чешуйки оптические, они бесцветны и покрыты тончайшими рёбрышками, лучи света «преломляются» в них, и крыло сверкает радужным, металлическим блеском зелёным, огненным, ярко- синим! (11) Тропические бабочки иногда напоминают уже не цветы, а редкие драгоценности. (12) Стоит вглядеться и в крылышки невзрачных ночных бабочек, которые прилетают на свет летними вечерами. (13) В лупу можно увидеть, насколько красив и сложен рисунок на крыльях и что сверкают на них серебром и золотом узоры, как на драгоценной парче. (14) Очень интересны радужные «сложные» глаза бабочек и свёрнутые спиралью хоботки, при помощи которых эти насекомые питаются нектаром цветов. (15) Разве не чудо, что бабочки, как в настоящей сказке, в течение жизни испытывают полное перевоплощение! 13

7 Среди предложений 6 7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательной связью. (6) Уже знаешь, что ждет за поворотом, потому что потерял им счет, но сердцу не прикажешь, и оно снова и снова замирает в груди, и ты упрямо надеешься успеть понять, додумать, написать. (7) Но уже ничего не вернешь, и неразгаданные мысли, ненаписанные романы и невстреченные встречи, что призрачным роем еще вьются вокруг, уже для других. 6

9 Найдите СПП, в состав которого входят 3 однородных придаточных 1.Однажды в невеселый час Кюхельбекер напишет мужу старшей сестры, известному ученому и педагогу, что в Лицее все ему немило, что друзей нет и дел нет. 2.Верь также мне, что мы во всех почти случаях жизни сами бываем орудием собственного нашего счастья или злоключения. 3.Не плачь обо всем и во всякое время, плаксивое лицо, точно как и слишком грустное расположение духа, нимало не сочетается с юношеским возрастом. 1

10 Найдите СПП с последовательным подчинением придаточных 1.Довольно рано общество осознало, что музейные собрания можно использовать в целях идеологического воздействия. 2.И часто не замечаем, как он красив, какие тонкие нюансы помогает выразить. 3.Ты невольно сдерживаешь шаг, стараешься ступать тихо, говорить шепотом, чтобы не потревожить святую тишину залов, где со всех сторон смотрит на тебя история. 3

11 Найдите СПП с параллельным подчинением придаточных 1.Если ты увидел греющуюся на солнце змею и начинаешь тыкать в нее палкой или ворошить той же палкой муравейник, гнездо ос, неудивительно, что они нападут на тебя. 2.Лес – это дом для человека, даже больше, чем дом, и правила поведения в нем должны быть не менее строгими, чем в собственном доме. 3.Я в этом крае, где жарко ночью, где изнывают под солнцем дни, дружу с верблюдами и людьми. 1

12 Найдите СПП с последовательным подчинением придаточных 1.Вся трудность состоит в том, чтобы явилось зерно и чтобы оно попало в благоприятные условия. 2.Не составили исключение те курсы этики, которые приходилось изучать в вузах, чтобы после окончания экзаменов прочно вычеркнуть из памяти. 3.Вы заметите, что эти старинные книги защищены прекрасными переплетами и представляли из себя истинное сокровище. 2

Источник

Задание №66. Расставить недостающие знаки препинания.
1. Старик не сумел ответить что он будет делать с кладом если найдёт его (Ч.).
2. Я чувствовал что у меня в душе происходит что-то неладное и боялся что выражение моего взгляда или лица может выдать меня (Ч).
3. Катя не ответила и не пришла хотя знала что я уезжаю надолго и что может быть мы не увидимся никогда (Кав.).
4. Всем стало ясно что если не принять решения немедленно то будет поздно.
5. Он знал что когда в тихую погоду туман поднимается кверху непременно надо ждать затяжного дождя (Арс.).
6. Очевидно что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением (П.).
7. Она сказала ему что если он болен то надо лечиться (Л.Т.).
8. Было так темно что на самом близком расстоянии невозможно было определить предметы (Л.Т.).
9. Хотя снегу не было сверху над головой не виднелось ни одной звёздочки(Л.Т).
10. Солнце ярко блеснуло ему в глаза так что больно стало глядеть (Дост.).
Дня через три пришёл ко мне Афанасий и спросил не надо ли послать за доктором(Ч.).
Гостю поставили в зале на диване и чтобы ему не было темно зажгли лампу(Ч.).
Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-нибудь зверь тревожно нюхал воздух (М.Г.)
Я зачитался до того что когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце не сразу понял кто это звонит и зачем (М.Г.)
В доме к моему немалому удивлению было тихо и если бы не яркий огонь в окошке то можно было бы подумать что там уже все спят (Абр.).
Когда-то Бунин сказал мне что если бы он был очень богат то не стал бы жить на одном месте заводить хозяйство квартиру библиотеку гардероб а путешествовал бы по всему земному шару (Кат.).
Утром когда я открыл глаза и почувствовал что пароход идет полным ходом и что в открытый люк течет теплый легкий ветерок с прибрежий я вскочил с койки снова полный бессознательной радости жизни.
Солнце уже садилось когда я наконец выбрался из леса и увидел перед собой небольшое село.
Человек который приходил утром больше не появился.
Думаю что если не поленишься то напишешь не дурно (Ч.).
Над долиной где мы ехали спустились тучи (Пришв.).
Чтобы не заблудиться в лесу надо знать приметы.
Отец объяснил мне что этот вечер называется так потому что он не похож на все остальные.
Он был поэтом бедняков несмотря на то что короли считали за честь пожать его сухощавую руку.
Когда тоска хорошо писать (К. Паустовский).
И хотя солнце уже село в чаще деревьев все еще было душно.
Окно было приоткрыто и если встать прижавшись к стене почти зарывшись в плющ можно было заглянуть в комнату.
Он желал чтобы ветер выл не так уныло и чтобы дождь стучал не так сердито (М.Лермонтов).
Однако если маленькие пташки давно уже уснули сычи и филины только начали просыпаться.
Каждый раз когда приближалась осень начинались разговоры о том что многое в природе устроено не так как нам бы хотелось (К. Паустовский).

Расставьте необходимые знаки препинания.
На тёмно-сером небе кое-где мигают звёзды влажный ветерок изредка набегает лёгкой волной слышится сдержанный неясный шёпот ночи…(Т.).
Я выглянул из кибитки всё было мрак и вихрь (П.).
Я верю под одной звездою мы с вами были рождены (Л.).
Дохнул осенний хлад дорога промерзает (П.).
Печален я со мною друга нет(П.).
Совесть потеряешь другой не купишь.
Звали её долго так и не отозвалась.
Уж небо осенью дышало уж реже солнышко блистало короче становился день…(П.).
День выдался на редкость хороший было тихо светло и в меру холодно (Арс.).
Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений без последних не может быть ни понятий ни определений а стало быть и поводов к обогащению языка (Ч.).
Вдали от дороги среди зелёных и пышных трясин чернел покосившийся крест там много лет назад утонул в болоте охотник.
Пашню пашут руками не машут.
Светает пора вставать.
Слово молвит соловей поет.
Вдруг я чувствую кто-то берет меня за руку (И. Тургенев).
Он видит богатырь убит (П.).
Не спеши языком торопись делом.
Мелкий дождь сеет с утра выйти невозможно (И.Тургенев).
Погода была ужасная ветер выл мокрый снег падал хлопьями (П.).
Сыр выпал с ним была плутовка такова (И. Крылов).
Не плюй в колодец пригодится воды напиться.
Знай я ремесло жил бы в городе.(М. Горький).
Звонче жаворонков пенье ярче вешние цветы сердце полно вдохновенья небо полно красоты (А.К. Толстой).
Он стиснул зубы надо бороться (А.Н.Толстой).
Ночью в доме было как осенью в ноябре ревела буря и стегал дождь по крыше (М. Пришвин).
Спокойствие и уверенность старика Акимов объяснял только одним опасность миновала (Г. Марков).
Мир кормит война истощает мир растит война истребляет.
Сосна дерево долговечное иные сосны доживают до двухсот и более лет (Л. Асеева).
Слышу я звенит синица средь желтеющих полей (И. Тургенев).
Погода утихла тучи расходились перед ним лежала равнина (П.).

Источник

Старик не сумел ответить что он будет делать с кладом

Задание 1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания, составьте схемы спп, определите виды придаточных предложений.

1) Мы вышли на поляну где рос огромный дуб.

2) Молодость привлекает тем что имеет будущее.

3) Он пошел туда где узкой полоской чернел лес.

4) Хотя я недавно читал эту книгу плохо помню её содержание.

5) Когда идешь в дальнюю дорогу то уже не разбираешь погоды.

6) Всегда отыщешь новизну вокруг если меняешься сам.

7) Недаром говорится что мастера боится.

9) Мне хотелось уйти туда где можно спокойно предаться своим мыслям.

10) Как только мы вошли в лес сразу попали на тропинку.

Задание 2. Какие предложения называются сложноподчинёнными с несколькими придаточными?

Задание 3. Спишите предложение, расставляя знаки препинания, составьте схему спп с несколькими придаточными, определите виды придаточных предложений и тип подчинения.

Была минута в которую он так сильно вздрогну что Ольга вскрикнула думая что он сорвется.

Задание 4. Какое предложение соответствует схеме: ( ), [ ], ( ).

А. Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.

Б. Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят.

Задание 5. Какая схема соответствует предложению Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина?

Задание 6. Составьте схемы следующих предложений:

1. Старик не сумел ответить, что он будет делать с кладом, если найдёт его.

2. Когда Вронский смотрел на часы на балконе Карениных, он был так растревожен и занят своими мыслями, что видел стрелки на циферблате.

3. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был вздёрнутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза.

Источник

Расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы.
1. Если маленькая сестрёнка ещё н.. спала в своей качалке в соседней комнате я заходил к ней. 2. Отец с жаром и подробно рассказывал мне сколько водится птицы и рыбы сколько родится всяких ягод сколько озёр какие чудес..ые растут леса. 3. Вот мы сидим сиротливо и не знаем куда поплывём и что ожидает нас в будущем. 4. Старик н.. сумел ответить что он будет делать с кладом если найдёт его. 5. Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда (либо) зверь тревожно нюхал воздух. 6. Получили известие что Волга стала и что через неё потянулись обозы. 7. Он обиделся но не сказал почему. 8. Конечно хорошо что он с нею венчается как жить будут кто знает. 9. Кутузов приказал готовиться на новый бой чтобы добить н. приятеля (не) потому чтобы он хотел кого (нибудь) обманывать но потому что он знал что враг побеждал.

II. Но прошла ночь наступило ясное солнечное утро и тогда все услышали что гул окрестной канонады которой вчера раздавался так мощно в стороне города сегодня едва слышался где –то далеко на востоке и к концу дня затих совсем. Люди поняли что противник потеснил наши войска что фронт отдалился от крепости и впервые подумали о том что быть может им придётся драться во вражеском кольце ещё не один день прежде чем наши отступающие армии отправятся и нанесут противнику контрудар. И каждый внутренне приготовился ко всем тяжким испытаниям которые ему предстояло вынести в этой неравной и жестокой борьбе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *