спектакль звериные истории о чем
ЗВЕРИНЫЕ ИСТОРИИ «БИС» 18+
Постановочная бригада
Роли и Исполнители
Награды и Премии
2019. Приз общества зрителей «Театрал» за яркое сценическое воплощение актуальных человеческих проблем через призму поведения животных.
2019. Участник off-программы IX Международной театральной олимпиады.
Описание
Первая постановка пьесы в Санкт-Петербурге
О постановке этой пьесы американского драматурга Дона Нигро Семён Спивак говорит: «Трагикомедия – любимый жанр Молодёжного театра. Но я ещё никогда не ставил таких сложных пьес. Избрав героями животных, драматург без прикрас описал отношения между людьми. Безумие, страх, искушение, одиночество – всё это есть в жизни человека. Гармония достигается балансом: на одной чаше весов – юмор, а на другой – грусть. Таков и наш спектакль. Его судьбу не угадать, но мне кажется, что зрителю он нужен. Можно назвать его предупреждением: будьте бережнее по отношению к тем, кто рядом, будьте терпимее…. И театр, который на одном языке говорит со зрителем о его проблемах, будет вам поддержкой».
Пьесы Дона Нигро уже почти полвека востребованы в США и Европе. Однако Россия только открывает для себя творчество этого американского драматурга, с большой любовью и трепетом относящегося к российской культуре. По признанию переводчика Виктора Вебера, который дал более чем 40 пьесам Дона Нигро новую жизнь на русском языке, «Звериные истории» – одна из вершин творчества драматурга.
«Звериные истории» – это одиннадцать коротких пьес, одиннадцать пронзительных историй, полтора десятка героев, – утконосы, мыши, бурундуки, кошки, индюшки и другие животные – объединённых лишь местом действия. Пустынный, заброшенный пляж, опустевший с окончанием лета, располагает к откровенности, к философским рассуждениям, к осознанию себя, своего одиночества, своей судьбы. Горечь и ирония, жалость и насмешка, любовь и сомнение сменяют друг друга на сцене, и слова автора пьесы, Дона Нигро становятся ближе и понятнее: «Я всегда ладил с животными лучше, чем с людьми… Любой, кто думает, что собака или кошка напрочь лишены разума и эмоций, по моему разумению, сильно заблуждается и заблуждение это вызвано жуткой пустотой его собственной эмоциональной жизни, а может, человек этот просто не обращает на животных никакого внимания».
Семён Спивак в интервью «Российской газете»: «В этом спектакле я впервые в жизни делал не составы актёров — первый («звёздный») и второй, а группы. Придумал им названия: «Браво», «Бис». Все на равных. Пьеса, её иносказательный язык даёт возможность разных вариантов. Она говорит о достоинствах и недостатках людей, деградации человека.
У Дона Нигро десять отдельных трагикомических историй. Мы играем так: пять пьес в двух группах решены одинаково, а пять — меняются. А текст тот же. И вы видите другую Кошку, других Попугаев, другую Мышь… Я поставил два абсолютно разных спектакля, поэтому, чтобы оценить постановку, нужно посмотреть оба варианта. К слову, в них занята половина труппы».
ЗВЕРИНЫЕ ИСТОРИИ «БРАВО» 18+
Постановочная бригада
Роли и Исполнители
Награды и Премии
2019. Приз общества зрителей «Театрал» за яркое сценическое воплощение актуальных человеческих проблем через призму поведения животных
2019. Участник off-программы IX Международной театральной олимпиады.
Описание
Первая постановка пьесы в Санкт-Петербурге
О постановке этой пьесы американского драматурга Дона Нигро Семён Спивак говорит: «Трагикомедия – любимый жанр Молодёжного театра. Но я ещё никогда не ставил таких сложных пьес. Избрав героями животных, драматург без прикрас описал отношения между людьми. Безумие, страх, искушение, одиночество – всё это есть в жизни человека. Гармония достигается балансом: на одной чаше весов – юмор, а на другой – грусть. Таков и наш спектакль. Его судьбу не угадать, но мне кажется, что зрителю он нужен. Можно назвать его предупреждением: будьте бережнее по отношению к тем, кто рядом, будьте терпимее…. И театр, который на одном языке говорит со зрителем о его проблемах, будет вам поддержкой».
Пьесы Дона Нигро уже почти полвека востребованы в США и Европе. Однако Россия только открывает для себя творчество этого американского драматурга, с большой любовью и трепетом относящегося к российской культуре. По признанию переводчика Виктора Вебера, который дал более чем 40 пьесам Дона Нигро новую жизнь на русском языке, «Звериные истории» – одна из вершин творчества драматурга.
«Звериные истории» – это одиннадцать коротких пьес, одиннадцать пронзительных историй, полтора десятка героев, – утконосы, мыши, бурундуки, кошки, индюшки и другие животные – объединённых лишь местом действия. Пустынный, заброшенный пляж, опустевший с окончанием лета, располагает к откровенности, к философским рассуждениям, к осознанию себя, своего одиночества, своей судьбы. Горечь и ирония, жалость и насмешка, любовь и сомнение сменяют друг друга на сцене, и слова автора пьесы, Дона Нигро становятся ближе и понятнее: «Я всегда ладил с животными лучше, чем с людьми… Любой, кто думает, что собака или кошка напрочь лишены разума и эмоций, по моему разумению, сильно заблуждается и заблуждение это вызвано жуткой пустотой его собственной эмоциональной жизни, а может, человек этот просто не обращает на животных никакого внимания».
Семён Спивак в интервью «Российской газете»: «В этом спектакле я впервые в жизни делал не составы актёров — первый («звёздный») и второй, а группы. Придумал им названия: «Браво», «Бис». Все на равных. Пьеса, её иносказательный язык дает возможность разных вариантов. Она говорит о достоинствах и недостатках людей, деградации человека.
У Дона Нигро десять отдельных трагикомических историй. Мы играем так: пять пьес в двух группах решены одинаково, а пять — меняются. А текст тот же. И вы видите другую Кошку, других Попугаев, другую Мышь… Я поставил два абсолютно разных спектакля, поэтому, чтобы оценить постановку, нужно посмотреть оба варианта. К слову, в них занята половина труппы».
Семен Спивак рассказал, о чем думают и говорят животные
Что драматург думает о животных? «Они наши братья, они как мы! Испытывают очень похожие эмоции, как минимум, это можно сказать о млекопитающих и, возможно, еще о птицах. Они любят, ненавидят, боятся, счастливы, играют, ревнуют, их чувства могут быть задеты, они прощают тебя или не прощают. Думаю, ни один порядочный человек не считает, что животные не испытывают тех же эмоций, что и мы. Единственное, мы можем жестикулировать и владеем языком. Я даю животным голос. Это пьеса, где человек делает все возможное, чтобы представить, о чем же на самом деле думают животные… Она написана для тех, кто в ней нуждается».
— Драматург крайне отрицательно относится к использованию звериных костюмов. Ощущение внутренней жизни животных должно выражаться актерской игрой. Никто не должен ходить на четырех. И животные гримасы хорошо бы не строить. В каждом случае актеры должны найти более тонкие средства отождествления себя с существами, которых они изображают. Собственно, я хочу, чтобы мы, зрители, видели не столько самих животных, сколько восприятие определенных зверушек другими животными: возвеличенными обезьянами, которые мнят себя человеческими существами.
Корреспондент » РГ» спектакль посмотрела, а потом поговорила с актерами.
Заслуженный артист РФ Петр Журавлев (исполнитель роли Бабуина):
Андрей Шимко (исполнитель роли Утконоса):
Регина Щукина (исполнительница роли Кошка Тэбби):
— Я очень обрадовалась этой роли. Подумала: ну наконец-то не буду плакать на сцене, буду такая позитивная! Нормально воспринимающая жизнь, не думающая о мелочах. Но когда мы стали репетировать, копаться. Было много разных решений, вариантов пять
точно. И тут я поняла, что снова ухожу в состояние нестояния! (Улыбается). Но чудо, что меня пригласили в этот спектакль. Это эксперимент для нашего театра.
За основу у Дона Нигро взяты качества животных, а положено всё на человеческую психологию. Например, мы идем к смерти (переедаем, курим, пьем, употребляем наркотики), прекрасно осознаем это, но продолжаем так делать. Редкие люди пугаются, останавливаются, говорят себе: стоп, я больше не буду делать того, что убивает меня! Животные не осознают этого, а мы-то, люди, знаем.
Вот говорят индюшки:
— Пенни, индюшки не играют на саксофоне. Тебе никогда не найти саксофонное дерево.
— Тому, у кого есть разум, так одиноко в этом мире.
— Господи, кто-нибудь пришел бы и поговорил со мной./p>
Это первая постановка пьесы в Петербурге. Как вы ее нашли?
Семен Спивак: Мы поставили спектакль «Верная жена» по пьесе Сомерсета Моэма, его посмотрел переводчик Виктор Вебер и сказал: «Я считал, что это «салонная комедия», а у вас настоящая трагикомедия. Мне кажется, вам будет интересна пьеса «Звериные истории» американского драматурга Дона Нигро». И прислал нам ее. Пьеса близка абсурдистской традиции, а у нас уже был опыт работы с великой пьесой Мрожека «Танго» и хотелось это направление продолжить.
Дон Нигро в своем комментарии просит не играть ни зверей, ни людей. Повадки, походки животных в нашем спектакле даны лишь намеками. Конечно, это пьесы о человеке.
Спектакль «Звериные истории» можно увидеть 31 декабря, 2 и 18 января.
Дон Нигро родился в 1949 году. Драматургии учился в университетах США. Написал более 400 пьес. Более 40 лет их ставят на многих театральных площадках мира. У него есть пьесы о Льве Толстом, Пушкине, Чехове, Цветаевой, Блоке. Живет в маленьком городе штата Огайо на собственной ферме. О себе: «Я всегда ладил с животными лучше, чем с людьми. «.
Виктор Вебер, переводчик пьесы «Звериные истории»:
На днях переводил монолог Дона Нигро «Ева». (У него много мини-пьес на двоих, на троих). И тут же возникла ассоциация с «Мышеловкой». Теперь буду присматриваться к мини-пьесам Дона под углом соответствия «Звериным историям». Наверняка найдутся любопытные сочетания.
Актер Александр Андреев (исполнитель роли Сурка) взял опеку над сурчихой Отрадой, обитательницей Ленинградского зоопарка.
Около: Арт-журнал. 06.11.2018
СМИ: Около: Арт-журнал
27 и 28 октября в Молодежном Театре на Фонтанке состоялась премьера спектакля «Звериные истории» по пьесе Дона Нигро.
Пьесы Нигро сегодня идут в нескольких российских городах. Однако Молодежный театр на Фонтанке первым в Петербурге решился поставить «Звериные истории». Режиссером-постановщиком выступил Семен Спивак. Спектакль состоит из 10 эпизодов, каждый из которых рассказывает о жизни зверей, как хорошо знакомых нам — кошках, попугаях, так и довольно экзотических — утконосах, леммингах и др.
Несмотря на то, что повествование в спектакле ведется от лица зверей, вы не встретите здесь ни одного костюма животного, и это неслучайно: автор пьесы против их использования, он считает, что жизнь зверей должна быть передана через актерскую игру. И нельзя не отметить, что все актеры прекрасно справляются с этой задачей. Кстати, в спектакле занято два состава актеров. Почему это так важно? Дело в том, что некоторые истории находят разное воплощение. Неизменным остается одно — поиск зверушками своего «я» и своего места в жизни.
Возьмем, к примеру, индюшек с их историей ожидания кукурузных початков. Боб (Ярослав Соколов) и Джордж (Константин Дунаевский) с нетерпением ждут, когда им принесут их любимое лакомство. Вот только чем дальше, тем больше становится понятно, что любимого блюда у них нет, да и жизнь их ограничивается лишь каждодневным ожиданием оглашения «меню». И вдруг появляется «индюшка с мечтой» Пенни (Алиса Варова), которая хочет показать и доказать, что жизнь предоставляет множество возможностей.
Вообще, тема «не такой, как все» показана в спектакле ярко и с различных сторон. Утконос размышляет о внешнем отличии от других. При этом герой Андрея Шимко — глубоко несчастный, трагичный персонаж, который едва не плачет, говоря о том, что «быть не таким, как все — это ужасно» и что самый страшный день для него — это день, когда он исчезнет и превратится в ничто. А утконос Ивана Мартынова — ироничный и саркастичный. С какой самоиронией он размышляет о том, например, кто отложит яйца в случае, если найдется такой же, как он! И даже попытка примкнуть к очередной толпе животных — это отчаянное стремление сродни последнему шансу у утконоса Андрея Шимко и очередной повод с ехидцей отметить, что жизнь, выкидывая порой фортеля, отыгралась именно на нем, для героя Ивана Мартынова.
Если в «Утконосе» не такой, как все хочет слиться с толпой, то в «Теории нитки» и «Диалоге леммингов» не такие, как все, напротив, стремятся выделиться из нее. Лемминг Эм (Сергей Барабаш, Егор Кутенков) пытается воззвать к здравому смыслу собратьев, объясняя, что впереди их ждет опасность, однако стадное чувство не так-то просто разрушить в одиночку. Кошка Мэгги в «Теории нитки» не хочет, чтобы ею манипулировали и отказывается всю жизнь гоняться за ниткой. Пути решения проблемы предлагаются разные. Мэгги Марины Ординой — меланхоличная и депрессивная, потому она решает свести счеты с жизнью, чтобы не идти на поводу «у руки»; Мэгги Анастасии Тюниной, напротив, энергичная и эксцентричная кошечка, потому она решает бойкотировать заведенный порядок.
Особняком в спектакле стоят психические проблемы. Сурок (Александр Андреев), являясь не таким, как все, не знает, как к этому относиться. Порой ему кажется, что все хорошо, но стоит лишь препарату закончить оказывать свое действие, на поверхность выходят самые страшные кошмары…
О семейной жизни в спектакле размышляют попугаи. Неслучайно рассказчиками выбраны именно они, ведь мы помним о попугаях-неразлучниках. Так как семьи бывают разные, то и прочтение эпизода «Попугаи» предлагается различное: Ричи и Пегги Алексея Одинга и Юлии Шубаревой соответственно — образец семьи, где жена работает с утра до ночи, тягает тяжелые сумки, а муж только и знает, что приговаривает, как она его достала. В то же время Ричи и Пегги Сергея Яценюка и Ирины Полянской олицетворяют собой мягкого мужа, с легкой грустью размышляющего о семейной жизни, и летающую в облаках, беззаботную жену, которая не видит дальше собственного носа. И хотя типы отношений — разные, итог у них один — супруги, несмотря ни на что, не могут существовать друг без друга…
Декорации к «Звериным историям» представляют собой прибрежную зону со всем необходимым: песок, раздевалки, кафе и даже площадка для игры в пляжный волейбол. Пляж опустел с окончанием купального сезона, и теперь есть возможность расслабиться и подумать о жизни. Пространство сцены заполнено таким образом, что в ходе спектакля нет необходимости передвигать декорации, выносить их на сцену и уносить с нее. Таким образом, зритель не отвлекается на посторонние действия и имеет возможность полностью погрузиться в жизнь братьев наших меньших.
Спектакль анонсирован как трагикомедия. Каждая из историй, рассказанных зверями, содержит в себе комичные реплики, диалоги, движения и мимику персонажей. Однако намного больше в этих историях трагедии. Трагедии не отдельно взятого зверька, а всего нашего человеческого общества, показанного через призму жизни животных. Тяжело жить, когда ты — часть серой массы и готов бездумно, как любят говорить наши родители, прыгнуть с крыши пятого этажа вслед за Сашей, Ваней, Сережей и т.д. Однако не менее тяжело жить, когда ты не похож на других. Причем эта непохожесть касается всего: и внешности, и ума, и образа мышления, и идеалов.
«Звериные истории» — не тот спектакль, на который можно прийти, чтобы бездумно посмеяться. Он требует безраздельного внимания, воображения и умения читать между строк. Если вы любите серьезные постановки, дающие пищу для размышления, то этот спектакль для вас. Более того, советуем вам посмотреть его дважды — с разными составами, так как в каждом из прочтений есть свои «изюминки», заслуживающие внимания.
Спектакль «Звериные истории» («БИС»)
Пьесы Дона Нигро уже почти полвека востребованы в США и Европе. Однако Россия только открывает для себя творчество этого американского драматурга, с большой любовью относящегося к российской культуре. Пьесы Дона Нигро всегда рассказывают о человеке в традициях серьезной, глубокой, психологической драматургии, которую выбирает в качестве основы для своих спектаклей Молодежный театр на Фонтанке. По признанию переводчика Виктора Вебера, который дал более чем 40 пьесам Дона Нигро новую жизнь на русском языке, «Звериные истории» – одна из вершин творчества драматурга.
«Звериные истории» – это собрание из одиннадцати коротких пьес, отдельных историй, главными героями которых являются животные. Но критические ситуации, в которые они попадают, выбор, который они делают, сродни человеческим поступкам и решениям. И оттого, что людскими переживаниями Дон Нигро наградил в реальности бессловесных зверей и птиц, происходящее с ними ощущается еще пронзительнее.
Сам автор в послесловии к «Звериным историям» говорит:
«Я всегда ладил с животными лучше, чем с людьми. Любой, кто думает, что собака или кошка напрочь лишены разума и эмоций, по моему разумению, сильно заблуждается, и заблуждение это вызвано жуткой пустотой его собственной эмоциональной жизни, а может, человек этот просто не обращает на животных никакого внимания».
В спектакле Семена Спивака соблюдено главное условие, заданное Доном Нигро: по замыслу автора, природа персонажей должна быть намечена исключительно актерской игрой.
Семен Спивак в интервью «Российской газете»:
«В этом спектакле я впервые в жизни делал не составы актеров – первый («звездный») и второй, а группы. Придумал им названия: «Браво», «Бис». Все на равных. Пьеса, ее иносказательный язык дает возможность разных вариантов. Она говорит о достоинствах и недостатках людей, деградации человека.
У Дона Нигро десять отдельных трагикомических историй. Мы играем так: пять пьес в двух группах решены одинаково, а пять – меняются. А текст тот же. И вы видите другую Кошку, других Попугаев, другую Мышь. Я поставил два абсолютно разных спектакля, поэтому, чтобы оценить постановку, нужно посмотреть оба варианта. К слову, в них занята половина труппы».
Действующие лица и исполнители:
«Три дикие индюшки в ожидании кукурузных початков»
Боб – Ярослав Соколов
Джордж – Константин Дунаевский
Пенни – Алиса Варова
«Попугаи»
Ричи – Алексей Одинг
Пегги – Юлия Шубарева
«Утконос»
Андрей Шимко
«Великий бурундукский лабиринт»
Сергей Малахов
«Теория нитки» («Кошки»)
Тэбби – Регина Щукина
Мэгги – Марина Ордина
«Сурок у окна»
Александр Андреев
«Мышеловка»
Анастасия Тюнина
«Ожидание»
Элоиза – Ксения Ирхина
Офелия – Алиса Варова
Бесси – Юлия Шубарева
«Бог бабуинов»
Эд – Заслуженный артист России Петр Журавлёв
«Диалог леммингов»
Сергей Барабаш
Андрей Некрасов