созиждутся стены иерусалимские что значит

Созиждутся стены иерусалимские что значит

созиждутся стены иерусалимские что значит. Смотреть фото созиждутся стены иерусалимские что значит. Смотреть картинку созиждутся стены иерусалимские что значит. Картинка про созиждутся стены иерусалимские что значит. Фото созиждутся стены иерусалимские что значит созиждутся стены иерусалимские что значит. Смотреть фото созиждутся стены иерусалимские что значит. Смотреть картинку созиждутся стены иерусалимские что значит. Картинка про созиждутся стены иерусалимские что значит. Фото созиждутся стены иерусалимские что значит созиждутся стены иерусалимские что значит. Смотреть фото созиждутся стены иерусалимские что значит. Смотреть картинку созиждутся стены иерусалимские что значит. Картинка про созиждутся стены иерусалимские что значит. Фото созиждутся стены иерусалимские что значит созиждутся стены иерусалимские что значит. Смотреть фото созиждутся стены иерусалимские что значит. Смотреть картинку созиждутся стены иерусалимские что значит. Картинка про созиждутся стены иерусалимские что значит. Фото созиждутся стены иерусалимские что значит созиждутся стены иерусалимские что значит. Смотреть фото созиждутся стены иерусалимские что значит. Смотреть картинку созиждутся стены иерусалимские что значит. Картинка про созиждутся стены иерусалимские что значит. Фото созиждутся стены иерусалимские что значит созиждутся стены иерусалимские что значит. Смотреть фото созиждутся стены иерусалимские что значит. Смотреть картинку созиждутся стены иерусалимские что значит. Картинка про созиждутся стены иерусалимские что значит. Фото созиждутся стены иерусалимские что значит созиждутся стены иерусалимские что значит. Смотреть фото созиждутся стены иерусалимские что значит. Смотреть картинку созиждутся стены иерусалимские что значит. Картинка про созиждутся стены иерусалимские что значит. Фото созиждутся стены иерусалимские что значит

Объясните, пожалуйста, как нужно понимать слова 50 псалма

Здравствуйте!
Объясните, пожалуйста, как нужно понимать следующие слова 50 псалма:
«Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношения и всесожегаемая, тогда возложат на олтарь Твой тельцы.»
Т.е. что эти слова должны значить для молящегося?
Спасибо.
С уважением,
В.

Ответ отца Олега Моленко:

Для правильного понимания этих слов нужно взять их в большем контексте:

«Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиджутся стены Иерусалимския. тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы».

Нужно учесть, что этот псалом был написан как покаянный после тяжкого согрешения царя Давида, что он относится к внутреннему человеку, ибо речь в нем идет о сердце или духе человеческом, что внутренние духовные движения описаны в привычных для тогдашнего человека образах ветхозаветного богослужения. С учетом всего этого получаем правильный смысл содержания приведённых слов:

Если бы Ты Господи захотел бы Себе жертвы, то дал бы ее: но ты не благоволишь, т.е. не хочешь и не принимаешь от людей никаких внешних жертв, даже всесожжения (и как ветхозаветную жертву из животных, и как собственную жертву, о которой апостол Павел сказал, что если и все тело твое отдашь на сожжение, а любви при этом не имеешь, то нет в этом никакой пользы). Истинная и единственно богоугодная жертва есть сокрушенное и, в следствие этого, смиренное состояние человеческого духа, именуемого сердцем. Без такого сердца Бог все человеческое уничижит, т.е. не принимает от человека ни жертв, ни служений, ни молитв, ни добродетелей, ни исполнения заповедей, ни хранения правой догматической веры – ничего! А по достижении человеком сердца сокрушенного и смиренного, т.е значительного очищения себя и преуспеяния в своем покаянном благом изменении, человек стяжевает дерзновение к Богу, примиряется с Ним и получает от Него благоволение, т.е. особое благословение для внутреннего человека и обильную освящающую благодать, соответствующую Сиону, т.е. высокому святому состоянию такого человека. Только в таком состоянии и при такой благодати можно наконец возводить стены разрушенного грехом внутреннего Иерусалима, т.е. окончательного совлечения ветхого человека и облечение в нового по образу Христа, или восстановление целостного благодатного человека в меру возраста Христова. Только после этого Богу бывают угодны и Он начинает принимать от человека все остальные жертвы: обновленные духовные чувства и чистые духовные помыслы, молитвы, моления, прошения, славословия, благодарения, богослужения, добродетели, хранение веры, делание правды, всецелое устремление к Господу и соединение с Ним в один дух (т.е. духовный экстаз, именуемый всесожжением).

Источник

Псалом 50

Поми́луй мя, Бóже, по вели́цей ми́лости Твоéй, и по мнóжеству щедрóт Твои́х очи́сти беззакóние моé. Наипáче омы́й мя от беззакóния моегó, и от грехá моегó очи́сти мя; я́ко беззакóние моé аз знáю, и грех мой прéдо мно́ю есть вы́ну. Тебé еди́ному согреши́х и лукáвое пред Тобóю сотвори́х; я́ко да оправди́шися во словесéх Твои́х, и победи́ши внегдá суди́ти Ти. Се бо в беззакóниих зачáт есмь, и во гресéх роди́ мя мáти моя́. Се бо и́стину возлюби́л еси́; безвéстная и тáйная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. Окропи́ши мя иссóпом, и очи́щуся; омы́еши мя, и пáче снéга убелю́ся. Слу́ху моему́ дáси рáдость и весéлие; возрáдуются кóсти смирéнныя. Отврати́ лицé Твоé от грех мои́х и вся беззакóния моя́ очи́сти. Сéрдце чи́сто сози́жди во мне, Бóже, и дух прав обнови́ во утрóбе моéй. Не отвéржи менé от лицá Твоегó и Ду́ха Твоегó Святáго не отыми́ от менé. Воздáждь ми рáдость спасéния Твоегó и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя. Научу́ беззакóнныя путéм Твои́м, и нечести́вии к Тебé обратя́тся. Избáви мя от кровéй, Бóже, Бóже спасéния моегó; возрáдуется язы́к мой прáвде Твоéй. Гóсподи, устнé мои́ отвéрзеши, и устá моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Я́ко áще бы восхотéл еси́ жéртвы, дал бых у́бо: всесожжéния не благоволи́ши́. Жéртва Бóгу дух сокрушéн; сéрдце сокрушéнно и смирéнно Бог не уничижи́т. Ублажи́, Гóсподи, благоволéнием Твои́м Сиóна, и да сози́ждутся стéны Иерусали́мския. Тогдá благоволи́ши жéртву прáвды, возношéние и всесожегáемая; тогдá возложáт на олтáрь Твой тельцы́.

При перепечатке ссылка
на Православие.Ru обязательна

Источник

Созиждутся стены иерусалимские что значит

созиждутся стены иерусалимские что значит. Смотреть фото созиждутся стены иерусалимские что значит. Смотреть картинку созиждутся стены иерусалимские что значит. Картинка про созиждутся стены иерусалимские что значит. Фото созиждутся стены иерусалимские что значитсозиждутся стены иерусалимские что значит. Смотреть фото созиждутся стены иерусалимские что значит. Смотреть картинку созиждутся стены иерусалимские что значит. Картинка про созиждутся стены иерусалимские что значит. Фото созиждутся стены иерусалимские что значитсозиждутся стены иерусалимские что значит. Смотреть фото созиждутся стены иерусалимские что значит. Смотреть картинку созиждутся стены иерусалимские что значит. Картинка про созиждутся стены иерусалимские что значит. Фото созиждутся стены иерусалимские что значит

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Щедроты — богатые милости. Наипаче — особенно. Яко — потому. Аз — я. Выну — всегда. Се — вот. Иссоп — трава, употреблявшаяся древними евреями для окропления себя жертвенной кровью. Паче — более. Даси — дай. Созижди — сделай. Прав — праведный, безгрешный. Утроба — живот, внутренность человека. Воздаждь — дай. Устне — рот, язык. Убо — поистине. Всесожжение — жертва древних евреев, при которой животное все без остатков сжигалось на жертвеннике. Ублажи — дай блаженство, осчастливь. Сион — гора в Иудее, в Иерусалиме. Олтарь — жертвенник.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Этими словами мы просим, чтобы Господь по особой Своей милости простил наши грехи.

Перевод: Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, единому согрешил я, и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Вот, Ты возлюбил истину в сердце, и внутрь меня явил мне мудрость Твою. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие; и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Отврати лице Твое от грехов моих, и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего, и Духом владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима. Тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

От пятен греха душа очищается покаянием. Старец Анфим часто использовал следующий пример: «Что делают те, у кого грязь на лице и руках? Они открывают кран, чтобы в изобилии текла вода до тех пор, пока они не отмоются. Будем подражать им и мы. Откроем не один, а два крана — наши глаза, чтобы из них потекли изобильные слезы покаяния, которые отмоют все яды суетного мира, загрязнившие и запачкавшие окаянную нашу душу. Только слезы покаяния могут очистить душу».

Старец Филофей говорил: «Признак истинного покаяния — глубокое переживание, сокрушение и скорбь сердца, воздыхания, молитвы, посты, бдения и слезы. Такое покаяние подлинно и истинно. Такое покаяние приносит пользу, ибо подает грешнику прощение и делает его другом Божиим».

Старец Иаков убеждал христиан приступать к таинству покаяния без колебаний. Он говорил: «Не колеблитесь, не стесняйтесь. Что бы вы ни сделали,—даже самый большой грех, — духовник имеет власть от самого Владыки Христа и апостолов прощать вас, накрыв своей епитрахилью».

Исповедавшемуся грешнику старец Амфилохий сказал: «Брате, забудь свои грехи, наш Христос их вычеркнул из Книги Жизни».

Источник

Толкование на Псалтирь 50:20

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Псалтирь 50:20 / Пс 50:20

Толкования Пс. 50:20

Афанасий Великий (

Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона. Сионом называет здесь Церковь. Ибо, когда Бог и Отец благоволил возглавити всяческая о Сыне Своем (Еф. 1,10); тогда и Церкви Своей даровал благие обетования Свои. И да созиждутся стены Иерусалимския. Стенами Иерусалимскими именует святых священнослужителей, ограждающих Церковь Его.

Источник: Толкование на псалмы.

Иоанн Златоуст (

Ст. 20−21 Ублажи, Господи, благоволением твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския: тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь твой телцы

[Эти слова ясно показывают нам, что псалом имеет пророческое значение. В уста обреченных на жизнь в Вавилоне и жаждавших освободиться из рабства — влагаются эти слова. Они умоляют о сострадании к городу, о восстановлении укреплений, о совершении опре­деленного законом служения. Теперь, говорят, живя в чужой стране, мы не можем приносить законных жертв, так как закон повелевает только в том городе приносить Тебе жертвы. Но как только исполнится наша просьба, и мы восстановим храм, мы тотчас принесем Тебе законные жертвы]. Еще и другое пророчество заклю­чает в себе конец этого псалма. Упомянув выше о дарах Свя­того Духа и потом ниже указав, что Богу неугодны законные жертвы, он просит теперь о явлении нового Сиона, об устроении на земле небесного Иерусалима, о введении нового строя жизни, при котором не будут приноситься в жертву бессловесные, но (будет) возношение и жертва правды.

Источник: Беседа на остальное из 50-го псалма, и о покаянии.

Феодорит Кирский (386/93−

Ст. 20−21 Ублажи Господи благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожигаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы

Из сих речений видим, что псалом исполнен пророчества. Ибо слова сии приличны тем, которые принуждены были жить в Вавилоне, желали освобождения от рабства и оплакивали запустение города. Они умоляют, чтобы город сподобился помилования и возвратил себе прежнее благополучие, когда исправлены будут его ограды и возобновится в нем Богослужение по закону. Ибо теперь, говорят они, живя в чужой стране, не можем приносить установленные Тебе жертвы: потому что закон повелевает приносить жертвы в оном одном городе. Но если дано будет нам возвратиться и снова воздвигнуть храм, то будем тогда приносить Тебе жертвы установленные законом. Весьма приличны им и сии слова: Господи устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Ибо их это изречение: како воспоем песнь Господню на земли чуждей (Пс. 136, 4)? Но конец псалма сего заключает в себе и другое пророчество. Поелику выше говорил пророк о дарах всесвятаго Духа, а потом, простираясь далее, показал, что Бог всяческих не благоугождается жертвами по закону; то умоляет, чтобы явлен был новый Сион, соградился на земле Иерусалим небесный, и как можно скорее, установилось новое жительство, приносящее Богу не бессловесные жертвы, но возношение и жертву правды, всесожжения разумные и живые, о которых говорит блаженный Павел: молю вас, братия, щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше (Рим. 12, 1). Ибо божественный Давид, как дознавший безвестная и тайная премудрости Божией, говорит сие, зная, что в новом завете будет совершенное оставление грехов, а потому и сам желая достигнуть скорейшего и совершенного освобождения от грехов, вожделевая мгновенного и решительного очищения.

Евфимий Зигабен (

Ублажи (благотвори), Господи, благоволением Твоим (по благоволению Твоему) Сиона

Сими словами Давид просит о возсоздании и возобновлении Иерусалима, имевшем быть по освобождении Иудеев из Вавилона. Слово αγαθουργον значит—благосотвори; но оно (αγαθουργον) не тоже, что αγαθοποιησον, ибо первое сочиняется с дательным и значит—явись благим, как в следующем месте: ублажи, Господи, благия (Пс. 124,4); а по благоволению Твоему, то же, что — по содействию Твоему.

и да созиждутся стены Иepyсалимския

Слово да созиждутся есть желательное и просительное, хотя и представляется повелительным. Да построятся, говорит, разрушенные вавилонянами стены Иерусалима!

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 20−21 Ублажи, Господи, благоволением твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския: тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь твой телцы.

Эти стихи, вероятно, были присоединены к псалму во время плена Вавилонского, так как содержание их не отвечает историческому положению Иерусалима и еврейского народа во время царствования Давида. Тогда не были разрушены стены Иерусалима и не было прекращено богослужение при храме. Такое состояние евреи переживали лишь во время плена. Этот псалом, представляющий покаянное и молитвенно-сокрушенное состояние Давида, напоминал пленным евреям о их прошлой греховной жизни и мог вызывать в них покаяние в своих грехах, поэтому они могли молиться словами этого псалма, присоединив к нему прошение о возвращении своем на родину и о восстановлении прежнего величия Иерусалимского храма.

Этот псалом, как и 37, называется покаянным и чаще других употребляется в богослужении, входя в состав малого повечерия, полунощницы и третьего часа. Он очень ярко изображает как покаянное состояние грешника, каким является каждый человек, так и то чувство смирения, с каким должен обращаться к Богу всякий молящийся Ему. Сила выраженного в нем смирения и глубина покаяния содействовали такому широкому употреблению псалма.

Источник

Да созиждутся стены иерусалимские 1

Я не решился бы беспокоить редакцию академического журнала просьбой оказать внимание моим посильным наблюдениям над русской жизнью, если бы не сознание глубокой своей ответственности пред собратьями моими в случае молчания. Слишком для меня ощутительна и даже близка общецерковная опасность и чувствую, что в совести своей «биен буду много», если не поделюсь своими предчувствиями.

Доселе внешнее положение священнослужителей было в обществе не ясно и во всяком случае, ни им, ни их церковному делу (как бы они его ни совершали) не грозила прямая и непосредственная опасность. Теперь времена резко меняются! Ранее встречавшееся в обществе забвение духовенства и игнорирование им ныне переходит в настоящую борьбу, принимающую иногда совсем резкий характер там, где народ имеет основания быть на стороне этого общества (примером этого может быть весь Кавказ).

Вот страшные прецеденты к тяжким временам и обстоятельствам, которые необходимо предвидеть, предусмотреть и по возможности, осилить.

Россия сейчас делится на несколько партий, на знаменах которых одинаково написано:

народолюбие. И только на этом основании каждая старается навербовать себе более членов. Но странное дело; народ, несомненно, сторонится всех этих своих радетелей.

Отыскивая тому причину, мы убедимся, что народ сам представляет из себя огромную «партию» (если уж нужен этот термин), – которая резко отличается от всех иных своей религиозностью.

Назовем ее, – церковно-народной. Эта партия, собственно и есть сам народ, по количеству самая многочисленная часть населения России.

Около этого, численно подавляющего все иные партии большинства, группируются другие общественные деятели.

На народном языке выражаясь, другие партии народолюбцев можно назвать: 1) «господская», «барская» (демократы-конституционисты) и 2) «фабричная» (социалистическая), – «отпетый народ», как зовут «фабричных» великороссийские крестьяне, намекая на их безрелигиозность.

«Господская» партия, доселе собственно сидевшая на народной шее, что хорошо сознает народ, никогда не будет любима народом и в народе не имеет будущности. Ее прошлое стоит преградой между ней и народом. Да и ее настоящее слишком прозрачно, чтобы в этих «господах» народ заподозрил для себя что-нибудь приятное. Так эти деятели всегда останутся от народа далекими и для него чужими.

Но эта партия, как политическая, крепко и хитро организована. И ее организация может быть для народа очень опасна; народ может оказаться в совершенном подчинении у своих опекунов-радетелей с надеждой лишь путем «забастовок» кой-чего время от времени себе добиваться. С церковной точки зрения, от «господ», как политической буржуазной партии, тоже ожидать хорошего не возможно. Эти религиозные индиферентисты оставят для народа, в случае своего торжества, – религию и Церковь, только снисходя к его «невежеству» и мало-по-малу, и литературными и другими путями будут «просвещать» народ своим антицерковным настроением. Они будут вытеснять Церковь постепенно из всех уголков народной жизни; таково ближайшее будущее церковного уклада Св. Руси при ее скором политическом переустройстве в случае торжества «барской партии».

До этого, до этой печальной будущности, русское духовенство еще может не допустить свою паству; пока оно в силах еще поддержать привязанность народа к Церкви, – пока еще не поздно!…

Но, гораздо худшее грозит духовенству в случае торжества социалистической партии.

Социал-демократы по отношению ко всей религии имеют один очень категорический лозунг: «долой». Долой, – и Церковь, и духовенство, и нравственный закон и религию! Все – долой! В этом отношении социалистов к религии для русского народа, разумеется, ничего заманчивого нет, как и вообще нет здесь ничего умного. Но все это страшно, когда народ, хотя на некоторое время, чем-нибудь взволнован, когда в самой ничтожной степени есть возможность для него обратиться в простую толпу. Толпа не знает нравственных принципов, толпа не руководится рассудком, толпа идет только за сильным человеком, способным ее увлечь хотя бы чрез обман. И страшны в современном социалистическом движении два элемента: одушевление его приверженцев, по преимуществу пылкой молодежи и несомненная нервность в современном народном настроении, способном поддаться даже и на обман. Второе обстоятельство очень опасно; оно настойчиво и почти повсеместно подогревается противозаконными прокламациями (которые не встречают противовеса в церковной печати) и по местам переходит уже в явное брожение, всегда направленное, прежде всего, против духовенства, как самой консервативной части населения. Подобные народные волнения, вызванные всецело социал-демократами, в Гурии (на Кавказе) закончились полным изгнанием духовенства, когда многие священники принуждены были сделаться чернорабочими. Здесь не важно последнее, – священнику не унизительно даже положение чернорабочего (вспомним апостолов); важно то, что духовенство стало излишне в глазах народа, что паства, ранее оторвавшаяся от пастырей, теперь идет уже дальше и поэтому вся духовная жизнь, церковное дело здесь, на местах социалистической пропаганды, надолго потеряли среди народа всякий интерес; церковная жизнь здесь замерла, надолго уступив место безрелигиозному быту социалистов.

Все это, – безмерно печально: и та и другая партии, имеющие желание направлять жизнь русскую по своему плану, ничего русскому народу не принесут… А церковное дело совсем у них будет в гонении.

Нам, церковным деятелям, в виду всего этого, нужно приготовиться к борьбе, нужно выяснить свои силы и отыскать слабые места в своей жизни и деятельности.

По нашему мнению, в жизни духовенства нашего есть одно слабее место; современное духовенство и черное (монастыри), и белое висит в воздухе! Висит на той ниточке, которая именуется: «Так и раньше было». Но когда теперь везде идет полнейшая переоценка всех ценностей, когда все, что ранее было, подвергается жесточайшей критике (и иногда справедливо осуждается), нужно и духовенству устроить свою жизнь так, чтобы быть для народа органически необходимым и любимым членом его, – народной семьи. Нужно постараться так устроить жизнь духовенства, чтобы священник был и молитвенник, и благодетель, и нравственный судья своего прихода. Одним словом нужно немедленно восстановить теснейшую, органическую связь между духовенством и народом, между «батюшкой», – отцом духовным и его духовными чадами. Это самая насущная необходимость настоящей минуты! Если это не будет достигнуто, то малейший толчок, могущий нарушить обычное течение русской народной жизни, поведет к крупным церковно-народным бедствиям.

И вот, пока не поздно, нужно приниматься за работу. Час приспел! Если враги Церкви сильны, если они сумели образовать между собой хорошую организацию, если среди них горит яркое пламя одушевления и во всем этом их несомненное преимущество пред нами, то мы еще пока сильны народной религиозностью, народным к нам доверием.

Правда и это доверие сильно уже подорвано внешними и внутренними нашими врагами, но его еще много в народе. Пока еще не поздно работать на этой ниве; и она может принести великие плоды.

На этот вопрос мы имеем счастье ответить словами великого труженика русской церкви, – святителя Томского Макария, напечатанными в № 39 «Церк. Вед.», сию минуту нами полученном.

«Мы все больны душой, больны нашими дурными привычками, больны нашими нравами.

Объединимся и будем врачевать, исправлять друг друга! Возвратимся к старым добрым временам. Возвратимся к Церкви. Весь внешний быт наш освятим христианским церковным духом. Оживим нашу приходскую жизнь, привлекая к ней всех числящихся прихожанами Церкви. Пусть объединятся около пастыря сперва хотя бы два или три человека! Эти привлекут еще столько же; пусть постепенно растет эта дружина, пока все прихожане станут действительными, живыми членами прихода. Тогда воскреснет древняя приходская жизнь»…

Итак, – «объединимся!», как призывает нас преосв. Макарий.

«Объединимся», – вот что необходимо для русской церкви.

Но приходская жизнь предполагает, прежде всего, экономическую взаимопомощь, о которой говорит и преосв. Макарий. Между тем, сельское, несомненно, окажется надолго

пустующей, если будет предоставлена собственным силам. А без средств, без приходской благотворительности, – приход останется пустым звуком. Особенно бедность приходов будет ощутительна и приходы будут бездеятельны среди инородческого населения, где еще не развита мысль о совместном хозяйстве и христианской взаимопомощи.

Здесь на помощь должны бы были прийти приходы более обеспеченные, как это совершенно естественно по идее приходской жизни и как это, по слухам, можно наблюдать в греческих приходах. Но у нас идея прихода вовсе забыта и не популярна даже среди духовенства; поэтому о помощи одного прихода другому не может быть и речи.

Ввиду этого, обеспечение приходской жизни, хотя на первое время, должно принять на себя центральное духовное правительство и обеспечить хотя незначительной ссудой беднейшие приходы.

Эти ссуды могут быть неприкосновенным или вообще чем-нибудь обеспеченным фондом и поэтому их целость будет гарантирована. Заслуга же хотя самой небольшой субсидии со стороны правительства, на образование приходских касс, будет очень велика по преимуществу в нравственном отношении; тогда идея прихода поднимется в глазах духовенства и прихожан. И этой нравственной заслуги правительственных ассигновок на приход будет уже достаточно, если они будут даже слишком малы по своей материальной расценке.

Однако, весьма возможно, что денег все-таки на все приходы не достанет. Тогда восстановлению приходских братств, союзов взаимопомощи и т. п., должны помочь монастыри своими процентными капиталами. Эти капиталы, – пожертвования того же народа, дар его любви к православному храму. И храм, или монастырь должны сейчас, в минуту народного лихолетья, помочь своему создателю и доселе их кормильцу. Монастыри кроме материальной помощи должны бы помочь народу и нравственно; они сами должны бы были и заняться организацией приходских союзов, но в виду крайнего упадка церковного духа, – это теперь не вероятно. А ведь, как бы расцвели духовно наши монастыри, если бы окружили себя этими союзами или братствами христианской взаимопомощи! Однако, в виду полной невозможности, даже представить это при настоящих духовных силах наших монастырей, об этом и не говорим. Нет, пусть наши св. обители только материально помогут образованию церковно-приходской благотворительности. Если враги монастырских общежитий жадными глазами смотрят на богатство (часто очень преувеличенное, а иногда и вовсе мнимое) монастырей и по временам очень не двусмысленно намекают на возможность насильственного захвата чужого (в данном случае, – монастырского) имущества, то пусть они будут и постыжены великодушием монастырских братий, и их самопожертвованием в устроении на свой счет народного быта. Народ не забудет монастырям этой помощи и сторицей возвратит все им взятое, потому что и сам сохранится для Церкви. Но если тот же народ пойдет «на страну далече» и послушает социал-революционных прокламаций, то уйдя от Церкви, рано или

поздно утратит чистоту своего церковного идеала и не поддержит ни храмов Божьих, ни монастырей, когда в этой поддержке встретится необходимость.

А что подобная необходимость будет, – это несомненно, – только нужно постараться, чтобы время ее наступило позднее… Итак, или центральное духовное правительство, или монастыри (или те и другие вместе) должны прийти на помощь народу и ответить на его стремление к церковным организациям. Нужно постараться, чтобы народ сознательно остался в Церкви и на красноречивые, и заманчивые обещания социалистической пропаганды убежденно мог сказать: «да, у вас хорошо, но у нас лучше; вы только хлопочете о всеобщем довольстве и забываете о Боге, и никогда ничем не довольны, а мы и без вас все одинаково сыты, и за хлеб насущный благодарим Бога, и не завидуем чужому счастью».

Последний вопрос, стоящий на пути к обновлению церковно-приходской жизни, – это отсутствие деятелей, способных разъяснить народу всю настоятельную необходимость приходских организаций, без которых у русского народа скоро будет исковеркана вся его бытовая физиономия и отнято его лучшее украшение, – стремление к святости с забвением земных прав, и без всякого культа, так называемого «правового миропорядка». Но, если ближе всмотреться в нашу жизнь, то это отсутствие деятелей, – лишь кажущееся. На самом деле, в виду крайней важности вопроса и исторического момента, переживаемого родиной, все провинциальные духовные деятели должны взяться за восстановление приходов. Епархиальные и уездные наблюдатели церковноприходских (так называемых, – а на самом деле чисто правительственных) школ, благочинные церквей, епархиальные, и уездные, и участковые (где они существуют) миссионеры, – все эти силы должны заняться организацией церковноприходской жизни в полном ее объеме, а не одной только декоративной стороны ее, сводящейся к рапортам: «все благополучно».

Итак, деятели существуют! Нужно только всем возвыситься до понимания великой церковной опасности и беззаветно отдаться обще-церковному делу.

Это дело будет истинно-народное, основанное на народных началах правды и взаимной любви. Церковные деятели будут истинными народниками, не мечтателями, не фантазерами, а истинными слугами народа, устроителями его родного быта.

А устрояя народную жизнь, наше духовенство окажется и лучшим слугой государства, и тогда только будет иметь право на народную (правительственную) материальную помощь в своей жизни.

Очевидно, – мы всем этим предполагаем свободу союзов и ассоциаций народной взаимопомощи, как основной закон; а при прочно организованном и благоустроенном центре, – ядре русской народной жизни, – ни одна из других «свобод», которых домогаются наши либералы, не будут страшны.

Итак, – «да созиждутся стены Иерусалимские!» Да возродится церковная жизнь на Руси! Да обновится святая Русь!…

10 октября 1905 года. Архим. Андрей

Эта статья под другим заглавием была отослана в «Церковный Вестник», но вследствие прекращения почтовых сообщений она, кажется, потеряна. Поэтому и появляется в качестве приложения к «Деятелю».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *