социологизаторская и биологизаторская теории развития личности характеризуются тем что
Факторы развития личности, их взаимосвязь. Биологизаторская и социологизаторская направленность
Фактор – важная, веская причина, составленная из взаимодействующих нескольких простых причин.
Процесс и результаты человеческого развития определяются совместным действием трёх факторов:
Наследственность – это передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу. По наследству передаются особенности телосложения, окраска волос, цвет глаз, кожи, некоторые особенности нервной системы, природные задатки, ряд болезней и патологий (болезнь крови, шизофрения, эндокринные расстройства).
Среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие.
Окружающая среда – природные, социально-экономические и материально-бытовые условия жизнедеятельности человеческого сообщества и каждого человека.
По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. Ближняя среда – это семья, родственники, друзья. Дальняя среда (социальная) включает общественный строй, систему производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов.
Воспитание – в широком социальном смысле – совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей;
— в широком педагогическом значении – это процесс целенаправленного формирования личности в условиях социально организованной воспитательной системы, обеспечивающий взаимодействие воспитателей и воспитываемых;
— в узком педагогическом значении – специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.
На протяжении веков ведутся дискуссии о роли и месте названных факторов в развитии личности. Одни отдают предпочтение наследственности, другие – среде, третьи – воспитанию.
В зарубежной философии, психологии, педагогике уже давно сложились два противоположных друг другу научных направления по проблеме факторов развития личности:
Представители биологизаторского направления к определяющим факторам развития личности относят наследственность. Они утверждают, что в процессе развития ничего нового не возникает, а только осуществляется то, что дано в зародышевом веществе, что предопределено наследственными факторами. Начало этому направлению было положено Платоном и Аристотелем. Аристотель в «Политике» писал, что уже непосредственно с момента самого рождения некоторые существа различаются в том отношении, что одни из них как бы предназначены к подчинению, а другие – к властвованию; что рабство – это закон природы.
В настоящее время биологизаторское направление представлено такими теориями, как: а) прагматизм; б) фрейдизм; в) экзистенциализм;
г) неотомизм и др. Их объединяют следующие общие идеи и положения:
— каждый человек имеет внутреннее врожденное «Я»;
— «Я» недосягаемо, оно уникально;
— воспитание подавляет внутреннее самобытное «Я»;
— воспитание не способно формировать новые свойства личности, оно должно лишь стимулировать самовыражение личности;
— воспитание должно идти вслед за спонтанным развитием и не мешать развитию того, что заложено в человеке природой;
— источники развития и роста находятся внутри личности, а не изобретаются и не создаются обществом;
— воспитание должно способствовать свободному выявлению личности: в школе должна царить свободная обстановка, не надо никаких звонков, оценок и т.д.;
— главная опасность для личности – коллектив, который может превратить индивида в стадное животное.
Таким образом, согласно этим теориям, человек – это саморазвивающаяся, самоформирующаяся, самообучающаяся и самовоспитывающаяся система.
Представители социологизаторского направления определяющими факторами развития человека считают среду и воспитание. Они отрицают внутренние закономерности развития.
Аналогичные идеи за двадцать лет до Д.Локка были высказаны белорусским мыслителем и публицистом С.Полоцким (1629-1680). Разум ребёнка он сравнивал то с воском, то с чистой доской, на которой учитель или родители могут записать всё, что им захочется. С.Полоцкий большую роль отводил среде, «морю житейскому», воздействию людей, особенно родителей на ребенка.
Современная педагогическая наука отмечает, что влияние на развитие наследственности, среды и воспитания дополняется ещё одним важным фактором – деятельностью личности. Под этим понимается всё многообразие занятий человека, всё то, что он делает.
Все факторы развития и формирования личности тесно взаимосвязаны. Воспитание, например, становится могучим фактором формирования личности, если учитывает природу ребёнка, опирается на достаточный уровень развития и ведёт за собой его дальнейшее развитие.
Возрастная периодизация
Полный цикл индивидуального развития человека в течение всей его жизни называется онтогенезом. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития.
Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей. Возрастными особенностями называются характерные для определённого периода жизни анатомо-физиологические и психические качества.
Учёт возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов.
Педагогическая периодизация
1. Младенчество (от рождения до 1 года) – этап «доверия к миру».
Характеризуется интенсивным ростом, развитием и совершенствованием всех систем организма.
2. Преддошкольный возраст, или раннее детство (от 1 года до 3 лет) – этап «самостоятельности».
Ребёнок осваивает моторные акты – ходьбу, бег, прыжки. К трём годам у него формируется активное отношение к предметам окружения, бурно развивается речь и закладывается словарный запас.
3. Дошкольный возраст, или первое детство (от 3 до 6 лет) – этап «выбора инициативы».
— младший дошкольный возраст (3-4 года);
— средний дошкольный возраст (4-5 лет);
— старший дошкольный возраст (5-6 лет).
Ребёнок осваивает элементы абстрактного мышления, начинает помнить себя. Ведущая деятельность – игровая. Испытывает сильную потребность в саморазвитии, активно познаёт мир.
4. Младший школьный возраст, или второе детство (6-10 лет) – этап «мастерства».
Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни. Замедляется рост, заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению; интенсивно развивается мышечная система; совершенствуется нервная система, развиваются функции больших полушарий головного мозга, быстро развивается психика, преобладает процесс возбуждения.
Познавательная деятельность преимущественно проходит в процессе обучения. Восприятие отличается неустойчивостью и неорганизованностью, ярко выраженной эмоциональностью.
Внимание непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объёму.
Мышление развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому, во взаимосвязи с речью.
Память имеет по преимуществу наглядно-образный характер.
Младшие школьники податливы, внушаемы, доверчивы, склонны к подражанию.
С этого периода девочки начинают обгонять мальчиков в своём развитии. Второе детство заканчивается с появлением первых признаков полового развития.
5. Средний школьный возраст, подростковый (10-15 лет)
Бурное развитие организма, усиленный рост тела в длину, начинают формироваться вторичные половые признаки, рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, повышенная возбудимость, вспыльчивое и раздражительное поведение, неуклюжесть.
Внимание избирательно, мышление становится критичным, чувства преднамеренны и сильны. Это возраст катастроф.
6. Юношеский возраст (15-21 год) – этап самоопределения «мир и я».
Заканчивается половое созревание, идёт активный процесс социализации, характерны процессы «акселерации» и «ретардации».
Акселерация – ускоренное физическое развитие и физиологическое созревание.
Ретардация – отставание в умственном развитии, его несоответствие уровню физической зрелости.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Биологизаторский и социологизаторский подходы к человеку
Биология человека в эпоху научно-технической революции
Природное и общественное в человеке.
Представляя собой существо социальное, человек вместе с тем является частью природы. С этой точки зрения люди принадлежат к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens, а следовательно, человек оказывается существом биологическим.
Как и всякий биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков. Каждый из этих признаков у различных представителей вида может изменяться в довольно больших пределах, что само по себе нормально. Методы статистики позволяют выявить наиболее вероятные, широко распространенные значения каждого видового признака. На проявление многих биологических параметров вида могут влиять и социальные процессы.
Биологически обусловлена продолжительность детства, зрелого возраста и старости человека; задан возраст, в котором женщины могут рожать детей (в среднем 15-49 лет); определяется соотношение рождений одного ребенка, близнецов, троен и т.д. Биологически запрограммирована последовательность таких процессов в развитии человеческого организма, как способности усваивать различные виды пищи, осваивать язык в раннем возрасте, появление вторичных половых признаков и многое другое. По некоторым данным, передается по наследству, то есть биологически обусловлена, и одаренность разных людей в различных видах деятельности (музыка, математика и т.п.).
Подобно другим биологическим видам, вид Homo sapiens имеет устойчивые вариации (разновидности), которые обозначаются чаще всего понятием расы. Расовая дифференциация людей связана с тем, что группы, населяющие различные районы планеты, адаптировались к конкретным особенностям среды их обитания, и это выразилось в появлении специфических анатомических, физиологических и биологических признаков. Но, относясь к единому биологическому виду Homo sapiens, представитель любой расы обладает такими свойственными этому виду биологическими параметрами, которые позволяют ему с успехом участвовать в любой из сфер жизнедеятельности человеческого общества.
Биологически каждый из когда-либо живших или живущих ныне человеческих индивидов является уникальным, единственным, ибо неповторим набор генов, получаемых им от родителей (исключение составляют однояйцевые близнецы, наследующие идентичный генотип). Эта неповторимость усиливается в результате взаимодействия социальных и биологических факторов в процессе индивидуального развития человека, ибо каждый индивид обладает уникальным жизненным опытом (даже однояйцевые близнецы по мере взросления становятся в чем-то отличными друг от друга).
Напомним, что Аристотель называл человека «политическим животным», подчеркивая тем самым наличие в человеке двух начал: животного (биологического) и политического (социального). Проблема же заключается в том, какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий человека и каким образом осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке.
Участниками дискуссий вокруг этих проблем, имеющих многовековую историю, являются не только философы, но и представители специальных наук о человеке, а также общественные деятели. Мировоззренческая значимость таких дискуссий очевидна. Ведь в ходе их не только выдвигаются, подвергаются критике и переосмысливаются теоретические концепции, но и вырабатываются новые линии практического действия, способствующие совершенствованию взаимоотношений между людьми.
Поясним это на конкретном примере. Сегодня всякий, кто выступает с тезисом о биологическом превосходстве одной расы над другой, будет оценен общественным мнением по меньшей мере как реакционер, а категорическое неприятие этого тезиса мы считаем естественным для каждого здравомыслящего человека. А между тем такой взгляд на вещи является историческим завоеванием человечества, и притом завоеванием сравнительно недавним. Еще в XIX веке и даже в начале XX было распространено убеждение в превосходстве «белой расы» над всеми другими, и идеи, которые сегодня мы оцениваем как расистские, в тех или иных формах высказывались отнюдь не отъявленными реакционерами, а людьми вполне прогрессивных взглядов.
Заметим, что подобные воззрения у многих вполне мирно могли уживаться с чувствами сострадания и жалости по отношению к людям «низших», то есть обделенных самой природой рас, даже с интересом к их экзотическим нравам и обычаям. Но и в этом случае то был взгляд со стороны своего «высшего» на чужое «низшее». Конечно, наше теперешнее отвращение к подобным высказываниям есть плод не одних лишь дискуссий, а в большой степени самого опыта XX века, который явил миру немало ужасающих примеров геноцида. Но нельзя забывать о том, что геноцид находил себе оправдание и обоснование и в теоретических рассуждениях.
Биологизаторский и социологизаторский подходы к человеку.
В ходе дискуссий о соотношении биологического и социального в человеке высказывается широкий спектр мнений, заключенных между двумя полюсами: концепциями человека, которые принято называть биологизаторскими или натуралистическими, сторонники которых абсолютизируют роль естественных, биологических начал в человеке, и социологизаторскими концепциями, в которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих его социальных отношений, их пассивное порождение. Конечно, в законченном виде такие полярные точки зрения высказываются нечасто, однако многие трактовки человека при рассмотрении соотношения в нем биологического и социального тяготеют к одному из этих полюсов.
В полной мере это требование относится и к концепциям, тяготеющим к другому полюсу, то есть концепциям социологизаторским. Все то, что относится к биологии человека, к естественным предпосылкам его существования, наконец, к человеческой индивидуальности в ее многообразнейших проявлениях, в рамках этих концепций воспринимается как нечто второстепенное, от чего можно отвлекаться при изучении человека, и более того, как сырой материал, обладающий бесконечной пластичностью, коим можно безгранично манипулировать во имя достижения того или иного социального идеала.
Биология человека в эпоху научно-технической революции.
Никогда ранее среда обитания человека не была так насыщена ионизирующими излучениями и загрязнена химическими веществами, вредными для самого его существования и крайне опасными для его будущего, поскольку активизировался мутационный процесс, возросло его отрицательное воздействие на наследственность человека. Особую сложность нынешней ситуации придает то, что пагубное воздействие многих из названных факторов непосредственно не ощущается людьми и вызывает последствия, которые будут сказываться лишь в более или менее отдаленном будущем. Это затрудняет мобилизацию сил и ресурсов человечества для борьбы с подобного рода последствиями. И тем не менее такая мобилизация становится все более настоятельной и неотложной потребностью.
Пренебрежительное отношение к биологии человека далее недопустимо. Тем более что биологическая организация человеческого существа есть нечто самоценное, и никакие социальные цели не могут оправдать ни насилия над ней, ни евгенических проектов ее переделки.
Биологизаторские и социологизаторские теории личности.
Существует 3 основных направления: биологизаторское; социологизаторское; биосоциальное. Биологизаторское. Представители этого направления считали, что человек как личность формируется по заранее заложенной в нем программе. Качества и свойства, которые в нем заложены развертываются самопроизвольно, педагог лишь способствует реализации этой программы. По данной теории каждая личность формируется и развивается в соответствии с её врожденными качествами и особенностями, социальное окружение не играет при этом особой роли.
Биологизаторская теория – это главная теория воспитания, она предлагает учителю не вмешиваться в естественный ход развития ребенка, т.к. воспитание ничего не может изменить и оно должно быть приспособлено к способностям и задаткам ребенка.
Поэтому образование следует давать лишь детям с высокими умственными способностями. Эти способности определяются с помощью тестов, где вычисляется коэффициент умственной одаренности.
Социологизаторское направление – представители этой теории самым важным в развитии ребенка считали условия его жизни, особенности окружающей среды. Личность это продукт, который полностью формируется только в ходе социального опыта, биологическая наследственность не играет при этом значительной роли
Некоторые из них утверждали, что от рождения все дети обладают равными возможностями. Однако человек должен приспосабливаться к окружающей его среде. Поэтому возникают отличия между людьми, которые находятся в разных условиях жизни.
Дети, которые выросли в неблагоприятной среде не развиты интеллектуально и поэтому им бесполезно давать образование.
Биосоциальная теория – представители этой теории считали, что человек существо и биологическое и социальное: психические процессы (память, мышление, внимание, речь, воображение, восприятие) имеют биологическую природу, а направленность, способности личности формируются в результате объективных и специальных воздействий социальной среды.
При данном подходе недостаточное значение уделяется роли самовоспитания и деятельности.
Социологизаторские теории. Социологизаторское направление берет начало от теории «tabula rasa» («чистая доска») философа XVII века Джона Локка, согласно которой психика человека при рождении является «чистой белой восковой доской», но под влиянием внешних условий появляются («пишутся») все психические качества. Все люди рождаются одинаковыми по природным данным, а неравенство между ними по уму и нравственности определяется только воспитанием.
В социологических теориях взросления главной детерминантой развития считается окружение индивида. При этом социальным процессам приписывается решающее значение для развития человека, которое как бы отражает «состояние общества». Например, в теории ролей (Hofstatter P., 1957) развитие индивида заключается главным образом в формировании определенного ролевого репертуара, который и составляет значительную часть его «Я». «Роль» рассматривается как внутренне связанная последовательность разных форм поведения, настроенная на соответствующую последовательность действий других людей. Роли возникают, стабилизируются и дифференцируются в результате общественных процессов.
Современные биологизаторские теории далеко не так наивно, как Ломброзо, объясняют природу преступного поведения. Они строят свою аргументацию на достижениях современных наук: генетике, психологии и ее современных направлений (например, психоанализе).
Обещало стать сенсацией открытие в 70-х гг. так называемого синдрома Клайнфельтера, связанного с генетическими аномалиями. Ученые установили, что у некоторых лиц половые хромосомы не парные, а тройные: комбинации типа «ХХУ» и «ХУУ». Первыми эти особенности генотипа, которые проявляются при анализе крови, слюны или спермы, стали использовать криминалисты в целях идентификации преступников по биологическим следам, оставленным ими на месте преступления. Когда в США и Франции по этим признакам были раскрыты серийные убийства, совершенные сверхагрессивными преступниками (их хромосомный набор был типа «ХУУ») и предварительные исследования показали хромосомную предрасположенность к преступлениям, то появились сообщения, ЧТО Найден Ген преступности.
Дата добавления: 2015-04-11 ; просмотров: 379 | Нарушение авторских прав
Биологическое и социальное в личности. Биологизаторские и социологизаторские концепции
Индивидуальность – это качественно своеобразное сочетание свойств индивида и личности в человеке. Это личность в ее своеобразии.
Личность – это человек в его социальном качестве; это социальное качество человека.
Индивид, личность и индивидуальность – это 3 генетически различные и последовательные ступени в развитии человека. Человек рождается индивидом, становится личностью в процессе онтогенетического развития, и, став личностью, он обретает свою индивидуальность.
Исходным определением личности для психолога является следующее: личность – это объект и субъект общественных отношений. Личность рассматривается психологами как единица в системе общественных отношений и как носитель этих отношений. Личность формируется в процессе социализации и человек как личность находится в сфере влияния различных общественных отношения: экономических, политических, идеологических, правовых. Все они влияют на психологический облик человека как личности. По мере развития личности она становится субъектом общественных отношений: человек как личность способен внести определенный вклад в развитие общественных отношений посредством трудовой деятельности и общения с другими людьми.
Человек может существовать на индивидном и на личностном уровнях. Личностное бытие и его критериальные признаки:
1. Свобода – это свобода выбора (жизненного пути, целей, образа жизни, задач).
2. Самостоятельность – это действия с опорой на свой собственный интеллект и духовные силы без обращения к авторитету другого, подсказки и т.д. Личностный поступок обдумывается человеком наедине с самим собой.
3. Ответственность (за свои действия, поступки, свое поведение, выбор перед другими людьми и перед самим собой). Снятие с себя ответственности – признаки личностной незрелости.
Понятия «личность» и «индивидуальность», с точки зрения отечественной психологии, не совпадают. Более того, в отечественной психологической науке существует достаточно много разногласий по поводу сооотношения данных понятий. Периодически возникают научные споры по вопросу, какое из данных понятий шире. С одной точки зрения (которая чаще всего представлена в работах представителей санкт-петербургской психологической школы), индивидуальность объединяет в себе те биологические и социальные особенности человека, которые делают его непохожим на других людей, т. е. понятие «индивидуальность» с этой позиции представляется более широким, чем понятие «личность». С другой точки зрения (которую можно чаще всего встретить у представителей московской психологической школы), понятие «индивидуальность» рассматривается как самое узкое в структуре человеческой организации, объединяющее лишь относительно небольшую группу качеств. Общим в данных подходах является то, что понятие «личность» включает в себя прежде всего качества человека, проявляющиеся на социальном уровне в ходе формирования социальных отношений и связей человека.
Вместе с тем существует целый ряд психологических концепций, в которых личность не рассматривается как субъект системы общественных отношений, а представляется как целостное интегративное образование, включающее в себя все особенности человека, в том числе биологические, психические и социальные. Поэтому считается, что с помощью специальных личностных опросников можно описать человека в целом. Такое расхождение во мнениях вызвано различием в подходах к рассмотрению соотношения биологического и социального в структуре личности человека.
Проблема соотношения биологического и социального в личности человека — одна из центральных проблем современной психологии. В процессе становления и развития психологической науки были рассмотрены практически все возможные связи между понятиями «психическое», «социальное» и «биологическое». Психическое развитие трактовалось и как полностью спонтанный процесс, независимый ни от биологического, ни от социального, и как производный только от биологического или только от социального развития либо как результат их параллельного действия на индивида и т. п. Таким образом, можно выделить несколько групп концепций, по-разному рассматривающих соотношение социального, психического и биологического.
В группе концепций, в которых доказывается спонтанность психического развития, психическое рассматривается как явление, полностью подчиненное своим внутренним законам, никак не связанным ни с биологическим, ни с социальным. В лучшем случае человеческому организму в рамках данных концепций отводится роль некоего «вместилища» психической деятельности. Чаще всего мы сталкиваемся с данной позицией у авторов, которые доказывают божественное происхождение психических явлений.
В биологизаторских концепциях психическое рассматривается как линейная функция развития организма, как нечто, однозначно следующее за этим развитием. С позиции данных концепций все особенности психических процессов, состояний и свойств человека определяются особенностями биологической структуры, а их развитие подчинено исключительно биологическим законам. При этом нередко используются законы, открытые при изучении животных, которые не учитывают специфику развития человеческого организма. Часто в этих концепциях для объяснения психического развития привлекается основной биогенетический закон — закон рекапитуляции, согласно которому в развитии индивида воспроизводится в главных чертах эволюция вида, к которому этот индивид принадлежит. Крайним проявлением данной позиции является утверждение о том, что психического как самостоятельного явления в природе не существует, поскольку все психические явления можно описать или объяснить с помощью биологических (физиологических) понятий. Следует отметить, что данная точка зрения очень широко распространена среди физиологов. Например, такой точки зрения придерживался И. П. Павлов.
Родоначальник – Спенсер. Это направление не имеет ничего общего с подлинным дарвинизмом. Его последователи переносят теорию естественного отбора Дарвина на человеческое общ-во. Они истолковывают классовую борьбу, революцию, войны, любые общественные явления, как биологические механизмы отбора. Спенсер выдвинул лозунг: « Выживание наиболее приспособленных – принцип общественного развития». Эти идеи были взяты рассистами.
Автор Зигмунт Фрейд. Свою теорию он разработал как универсальную, т.е. претендующую на объяснение общественно-культурного развития, сущности человека, его психологии, искусства, политики. К основным идеям относятся следующие:
1 Структура психики человека.
2 Понятие бессознательного.
3 Понятие об источниках развития каждой индивидуальности в обществе, культуры в целом. В структуре психики Фрейд выделял три слоя:
а Самосознание – общество и культура.
б Сознания «я» (в смысле себя).
в Бессознательное (инстинкты: эрос (жизнь), тонатос (агрессия, разрушение)), «Оно», «Ид».
Фрейд развивал взгляд на человека как на энергитеческую величину. Источник энергии он видел в инстинктах. Бессознательное Фрейд понимал как сферу инстинктов, не включая туда другие эл-ты бессознательного: чувства, эмоции, навыки, автоматизм, интуиция.
Слой сознания очень тонок. Его назначение заключается в контроле за сферой бессознательного, контроле, переключении, подавлении и оформлении в приемлимые для общ-ва формы.
Сверх «Я» обычно находиться в конфликте с «ОНО» и это явл причиной неврозов.
Вся жизнь человека определяется процессом в сфере бессознательного.
Поэтому источники реализации каждой личности лежат в сфере бессознательного. Бессознательное он трактовал шире чем пространство индивидуальности. Он считал, что общество и культура развиваются в связи с совершенствованием защитных механизмов, блокирующих инстинкты. Общ-во и культура – это консервативные, и негативные для реализации человека. Человека он понимает антиисторически.
3 Социобиология. (Уилсон).
Уилсон подчеркивал генетическую обусловленность человека не только в природных но и в социальных, духовных проявлениях человека. Он считал, что общ-во обусловлено генетически, переустройство общ-ва и построение совершенного общ-ва он связывал с генной инженерией, и считал, совершенствование людей и людей с требуемыми способностями можно получить хирургическим путем.
4 Психоанализ и неофрейдизм.
Современные разновидности психоанализа, или фрейдизма, представляют
собой антропологистскую трактовку человека, согласно которой определяющими
факторами его поведения (а также культурно-исторического процесса в целом)
являются коренящиеся в самой человеческой природе и не подвергающиеся
историческому изменению инстинктивные силы и побуждения.
Таким образом, фрейдовский человек оказался сотканным из целого ряда
противоречий между биологическими влечениями и сознательными нормами,
сознательным и бессознательным, инстинктом жизни и инстинктом смерти. Но в
итоге биологическое бессознательное начало оказывается у него определяющим.
Человек по Фрейду, — это, прежде всего эротическое существо управляемое
По Фромму, человеку противостоит общество, ограничивающее свободную игру инстинктов требованиями социальной дисциплины, и, поскольку человек живет в обществе и только в нем удовлетворяет свои жизненные потребности, он вынужден принимать репрессивные условия существования, ограничивая свою свободу.
Человек по Фромму, биологически не приспособленный индивид, следствием
чего является его социальное развитие.
Как видно, истоки социального, в том числе духовного творчества, человека
сводится к биологическим механизмам его жизнедеятельности.
Существует целый ряд социологизаторскихконцепций, которые тоже исходят из идеи рекапитуляции, но только здесь она представляется несколько иначе. В рамках данных концепций утверждается, что психическое развитие индивида в конспективной форме воспроизводит основные ступени процесса исторического развития общества, прежде всего развития его духовной жизни, культуры.
Наиболее ярко суть подобных концепций выразил В. Штерн. В предложенной им трактовке принцип рекапитуляции охватывает и эволюцию психики животных, и историю духовного развития общества. Он пишет: «Человеческий индивид в первые месяцы младенческого периода с преобладанием низших чувств, с неосмысленным рефлекторным и импульсивным существованием, находится в стадии млекопитающего; во второе полугодие, развив деятельность хватания и разностороннего подражания, он достигает развития высшего млекопитающего — обезьяны, и на втором году, овладев вертикальной походкой и речью, — элементарного человеческого состояния. В первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов. Затем следует поступление в школу, более напряженное внедрение в социальное целое с определенными обязанностями, — онтогенетическая параллель вступления человека в культуру с ее государственными и экономическими организациями. В первые школьные годы простое содержание античйого и ветхозаветного мира наиболее адекватно детскому духу, средние годы носят черты фанатизма христианской культуры, и только в периоде зрелости достигается духовная дифференциация, соответствующая состоянию культуры Нового времени»*.