социологическая служба что это
Социологическая служба: структура и специфика деятельности подразделений
ОСИ проводятся профессиональными социологическими организациями (службами, центрами, институтами). Социологические организации, выполняющие оперативные проекты, имеют сходную организационную структуру, которая, как правило, определяется специализацией и четким разделением труда и профессиональных обязанностей сотрудников.
Рациональное, грамотное создание и поддержание организационной структуры социологической организации ― необходимое условие для ее эффективной работы. Необходимо сформировать и укомплектовать структурные подразделения квалифицированными специалистами, распределить между ними обязанности и ответственность, наделить их необходимыми полномочиями и правами, создать приемлемые условия для работы. Все эти вопросы находятся в ведении руководителя социологической организации. Именно он определяет координаторов (руководителей) конкретных исследовательских проектов. Координатор же проекта согласовывает и определяет персональный состав исследовательской группы научно-исследовательского проекта.
В состав социологической организации, как правило, входят две группы подразделений ― группа основных (осуществляющих исследовательский процесс), и вспомогательных (обеспечивающих нормальный ход научно-исследовательских работ). К группе основных подразделений относятся отделы: аналитический, сбора и обработки социологической информации; к группе вспомогательных подразделений – отделы менеджеров, материально-технического обеспечения научно-исследовательских работ и контроля качества полевых работ. Рассмотрим подробней функции и специфику работы каждого отдела.
Группа основных подразделений социологической организации, осуществляющая исследовательский процесс:
1. Аналитический отдел. В состав отдела входят научные сотрудники, функцией которых является методологическое и методическое обеспечение исследовательского проекта, качественный анализ собранной в ходе замеров информации, написание итоговых документов ОСИ. Как правило, руководитель социологической организации назначает координаторов различных научно-исследовательских проектов из числа сотрудников данного отдела, исходя из их специализации.
2. Отдел сбора информации. Функцией сотрудников данного подразделения является сбор социологической информации методами, определенными в программных документах исследования. Курирует работу отдела в целом и несет ответственность за организацию и осуществление сбора информации руководитель опросной сети. Сбор информации осуществляют подготовленные интервьюеры (анкетеры, наблюдатели и т.д.), работой которых в случае необходимости (например, когда проводится республиканский опрос) непосредственно руководят бригадиры региональных подразделений опросной сети.
3. Отдел обработки социологической информации. Сотрудниками отдела являются программисты и операторы ЭВМ, которые осуществляют ввод, обработку и статистический анализ собранной в процессе исследования социологической информации.
Группа вспомогательных подразделений социологической организации, обеспечивающая нормальный ход научно-исследовательских работ:
1. Отдел менеджеров. В состав этого подразделения входят научные сотрудники, осуществляющие поиск заказов на исследовательские проекты, расчет их экономической целесообразности, контакты с заказчиками. По каждому исследовательскому проекту руководитель социологической организации назначает менеджера, в задачу которого входит согласование и решение всех организационных вопросов, возникающих по ходу его реализации. Менеджер отвечает за координацию работы подразделений социологической службы в рамках проекта, а также за подготовку, оформление и сдачу документов данного социологического исследования.
Документы социологического исследования – особая группа документов, разработанных специально для целей организации и проведения социологического исследования. В зависимости от выполняемых функций можно говорить о технических, технологических и аналитических документах. Группа технических документов выполняет функцию организации научно-исследовательской работы (НИР) в целом и ее отдельных этапов. В технологических документах обосновывается процесс проведения исследования, взаимосвязь его отдельных этапов. В аналитических документах отражается содержательная сторона исследования.
В ходе проведения ОСИ весь комплекс работ, выполняемых на его различных этапах, находит отражение в соответствующих документах (см. табл. 3.1), причем большинство этих документов должно быть подготовлено заблаговременно, т.е. к началу соответствующего этапа ОСИ.
Документы, в которых находит отражение содержание соответствующих этапов ОСИ
Этапы ОСИ | Технические документы | Технологические документы | Аналитические документы |
Получение и уяснение задания | Договор на проведение НИР и приложения к нему | ||
Социальная диагностика | Теоретико-методологическое обоснование исследования | ||
Подготовительный | Маршрутные листы, удостоверения интервьюеров | Сетевой план-график осуществления НИР. Методика проведения полевых работ, схема выборки, инструментарий исследования | |
Сбор социологической информации | Инструкции бригадирам и интервьюерам по технике опроса, индивидуальные задания интервьюерам по выборке | ||
Обработка и анализ социологической информации | Кодификаторы и инструкции по кодировке | Логическая программа обработки информации | Итоговые документы ОСИ (информация, информационная, аналитическая записка) |
Заключительный (принятие управленческого решения) | Акт сдачи-приемки выполненной НИР | Методологический отчет о ходе исследования |
2. Отдел материально-технического обеспечения научно-исследовательских работ. Сотрудники отдела занимаются тиражированием инструментария для сбора информации, передачей его в регионы, обеспечением и подготовкой оборудования, вычислительной техники и материалов.
3. Отдел контроля качества полевых работ. В состав отдела входят социологи-контролеры, функцией которых является выборочная проверка работы анкетеров (интервьюеров) опросной сети методами повторного посещения респондентов или повторного опроса.
В том случае, если социологическая служба является юридическим лицом, в состав группы вспомогательных подразделений входят бухгалтеры, юристы и пр.
Все подразделения социологической службы связаны между собой в единую технологическую цепь и, таким образом, выполняют свои функции в определенной последовательности и взаимосвязи с другими подразделениями. Взаимодействие подразделений социологической службы в ходе выполнения исследовательских работ контролируется и координируется научным руководителем проекта, который, как уже было отмечено, назначается руководителем службы.
Организационная структура социологической службы может быть представлена следующей схемой:
Управляющий орган (руководитель) социологической службы | ||||
| ||||
Координатор (научный руководитель) исследовательского проекта | ||||
| ||||
Менеджер проекта | Аналитический отдел | Руководитель опросной сети | Руководитель отдела контроля качества полевых работ | Руководитель отдела обработки информации |
| ||||
Отдел менеджеров | Отдел материально-технического обеспечения | Опросная сеть | Контрольная опросная сеть | Операторы |
Содержание работ каждого подразделения социологической организации определяется особенностями различных этапов исследования, специализацией научного персонала на этих этапах. На всех этапах ОСИ между сотрудниками различных структурных подразделений существует строгое распределение задач (см. табл. 3.2).
ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ И ПРАВА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОРГАНИЗАЦИИ
• выявление и использование социальных резервов повышения результативности труда персонала;
• изучение социологических и психологических проблем организации труда персонала и разработка путей и методов их решения;
• организационно-методическое обеспечение, координация разработки программ и реализации планов по проведению социологических исследований;
• совершенствование форм и методов социологических исследований.
В соответствии с приведенными задачами должны выполняться примерно следующие функции:
• организация и анализ уровня социального развития персонала и подготовка предложений к проектам программ и планов социального развития персонала;
• организация и изучение социальных аспектов научно-технического прогресса и разработка мероприятий по преодолению социально- психологических барьеров использования современных технических средств;
• проведение социологических и социально-психологических исследований;
• анализ и прогнозирование развития социальных процессов;
• подготовка предложений по учету социально-психологических факторов в организации;
• распространение социологических знаний, организация учебы менеджеров и всего персонала основам социологии и психологии;
• обобщение и диффузия прогрессивных социально-психологических методов управления;
• участие в организации и проведении экспериментов и в разработке предложений по социально-психологическим аспектам совершенствования управления;
• участие в экспертизе проектов производственного и непроизводственного назначения в части обеспечения учета в них социальных требований и нормативов;
• прогнозирование социальных процессов в организации;
• анализ изменений и разработка предложений по совершенствованию социальной структуры персонала;
• изучение причин текучести кадров, разработка мер по закреплению и стабилизации персонала;
• социально-психологическое обеспечение профориентации, проф- подбора, профобучения, расстановки, производственной ориентации, профессионального и должностного продвижения персонала с учетом его индивидуально-психологических особенностей;
• участие в формировании резерва менеджеров среднего и низового звеньев управления;
• участие в разработке и внедрении мероприятий по повышению удовлетворенности трудом, обеспечению престижности профессий, усилению творческого характера труда;
• участие в формировании структуры и состава подразделений;
• участие в аттестации и рационализации рабочих мест и приведении их в соответствие с социальными требованиями;
• участие в подготовке мероприятий по оздоровлению и созданию безопасных и благоприятных условий и повышению организационной и общей культуры персонала;
• участие в разработке предложений по повышению мотивации результативности труда персонала;
• разработка и внедрение мероприятий по повышению социальной роли личности, созданию благоприятного социально-психологического климата в подразделениях;
• проведение социально-психологических консультаций для персонала;
• разработка социальных мер по укреплению трудовой и производственной дисциплины и повышению ответственности за результаты труда;
• разработка совместно с соответствующими структурными подразделениями предложений по повышению инновационности труда;
• разработка предложений по совершенствованию и развитию социальной инфраструктуры организации.
Для выполнения данных функций социологическая служба организации должна иметь право:
• запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений материалы, необходимые для проведения социологических и социально-психологических исследований и реализации их результатов;
• привлекать по согласованию с руководством работников соответствующих подразделений организации и внешних социологов- исследователей для выполнения совместных социологических исследовательских и других работ.
• контролировать выполнение структурными подразделениями мероприятий социального характера, предусмотренных планами, и вносить на рассмотрение руководства предложения, направленные на устранение недостатков, а также на поощрение лиц, активно содействующих внедрению социальных мероприятий;
• осуществлять контакты по вопросам, относящимся к компетенции социологической службы, с другими организациями;
• представлять свою организацию по социологическим вопросам в других организациях.
Деятельность социологической службы организации целесообразно регламентировать в соответствующем положении, а работников этой службы — в должностных инструкциях. Основные процессы социологических исследований следует также документировать. Наиболее рациональными документами для этого являются процедуры управления.
Социологическая служба что это
В составлении перспективного и текущих планов социального развития коллектива участвуют работники всех структурных подразделений предприятия. Эту работу координирует социологическая служба предприятия (специальный отдел, социологическая лаборатория, группа г. составе лаборатории ПОТ или отдельный работник). [c.290]
При помощи социологической службы отдел кадров помогает руководителям [c.253]
Г. Форд установил на своих предприятиях 8-часовой рабочий день и минимальный уровень заработной платы, а также создал социологическую службу, что по тем временам было крупным новаторством. Однако он так и не смог преодолеть социальный антагонизм и добиться гармонии интересов в своей фирме. Об этом, в частности, свидетельствует конфликт между Г. Фордом и профсоюзами в 1937-1941 гг. [c.205]
Разработка и выполнение планов социального развития коллективов осуществляется при активном участии руководителей производства. Комплексное планирование— важная составная часть содержания труда начальника цеха, участка, мастера. На многих передовых предприятиях и в объединениях комплексные планы составляются во всех цехах и отделах. В разработке этих планов.участвуют начальники цехов и участков, работники цеховых служб, мастера, творческие бригады, общественные советы НОТ. Большую помощь цеховым руководителям оказывают социологические службы, созданные в некоторых объединениях и на крупных предприятиях, заводские социологи. [c.73]
Уровень неудовлетворенности людей работой организация должна постоянно отслеживать, желательно на всех рабочих местах. Эту работу могут выполнять социологические службы или отделы персонала. [c.392]
В составлении перспективного и текущих планов социального развития коллектива принимают участие работники всех структурных подразделений предприятия. Всю эту работу координирует социологическая служба предприятия. Организационно она может быть представлена специальным отделом, группой в составе лаборатории НОТ или отдельным работником. [c.318]
В связи с возрастающей ролью социологических исследований возникла необходимость организации на предприятиях специальной социологической службы, включающей группы социальных исследований, социального планирования и внедрения социальных мероприятий и рекомендаций. [c.77]
На более крупных предприятиях оправданы самостоятельные социологические лаборатории. При подчиненности отдельных нефтеперерабатывающих заводов объединениям, равно как и на нефтегазодобывающих предприятиях, целесообразно создавать социологические службы в целом по объединению или по группе территориально близких предприятий одной отрасли. [c.77]
В осуществлении социального развития коллектива предприятия наряду с администрацией деятельное участие принимают общественные организации трудящихся партийная, профсоюзная, комсомольская, научно-технические общества и др. Активно участвуют в этой работе общественные органы самоуправления общие собрания трудящихся, постоянно действующие производственные совещания и т. д. Важная роль в осуществлении социального развития принадлежит социологической службе предприятия. [c.164]
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ПРЕДПРИЯТИЯ, ЕЕ ФУНКЦИИ [c.171]
В организации процессов социального развития коллектива предприятия важная роль принадлежит проведению конкретных социологических исследований по всем сферам этой деятельности с целью разработки научно обоснованных рекомендаций по ее совершенствованию. Осуществление этой работы возлагается на социологическую службу, состоящую из одного или более социологов (а также других специалистов и технических исполнителей), подчиняющихся руководителю предприятия или его заместителю. На отдельных предприятиях социологическая служба функционирует на общественных началах. [c.171]
В обязанности руководителя социологической службы (социолога) входит организация прикладных социальных исследований по программам организационное и методическое руководство интервьюерами, кодировщиками и другими штатными и внештатными сотрудниками социологической службы координация работ по программам социальных исследований на предприятии организационное и методическое руководство обобщением собранных материалов и разработкой рекомендаций участие в реализации разработанных мероприятий и контроле за их осуществлением. [c.171]
В целях лучшей организации социальных исследований на предприятиях создается постоянно действующая комиссия по координации этой работы. В ее состав входят руководитель предприятия или его заместитель, руководитель социологической службы (социолог), руководитель отдела научной организации труда и управления, ведущие специалисты предприятия, представители общественных организаций. В задачи комиссии входит рассмотрение и утверждение программы проведения социологических исследований, утверждение состава работников, привлекаемых к их проведению, утверждение рекомендаций по организации проведения социологических исследований и контроль за их проведением. [c.172]
Руководитель кадровой службы предприятия планирует и организует работу по определению численного и должностного состава резерва, его формированию и подготовке совместно с отделом подготовки кадров, социологической службой, руководителями подразделений и общественными организациями. [c.76]
Социологическая служба предприятия участвует в работе по определению численного и должностного состава резерва и в работе по оценке кадров, выдвигаемых в резерв. [c.76]
Совместно с Госкомиздатом СССР организовать социологическую службу для анализа удовлетворения запросов читателей на литературу, оценки соответствия издательской продукции потребностям трудящихся [c.43]
Осенью 1967 года, в связи с пошатнувшейся репутацией президента Джонсона, его сторонники предприняли опрос общественного мнения в регионе, где позиции Джонсона традиционно были сильны. Результаты были обнародованы как доказательство прочной популярности президента. Социологические службы пришли в негодование, но политики добились своей цели. [c.196]
ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ И ПРАВА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОРГАНИЗАЦИИ [c.444]
Организация и проведение социологических исследований осуществляется обычно в рамках социологической службы, или службы социального развития. Для этого перед ней ставят ряд связанных с этим задач [c.444]
Для выполнения данных функций социологическая служба организации должна иметь право [c.446]
Деятельность социологической службы организации целесообразно регламентировать в соответствующем положении, а работников этой службы — в должностных инструкциях. Основные процессы социологических исследований следует также документировать. Наиболее рациональными документами для этого являются процедуры управления. [c.446]
Перечислите задачи, основные функции и права социологической службы организации. [c.450]
В Службе по связям с общественностью комбината «Норильский никель» работают информационно-аналитическая группа, группа маркетинга и рекламы, пресс-служба, группа ярмарок и выставок. Она активно взаимодействует с социологической службой комбината. [c.259]
Источник материалы социологической службы Кассандра (Москва). Бизнес для всех, №22, 2000 г, стр.5. [c.39]
На титульном листе анкеты, которая изготовлена в виде брошюры, указывается вверху — «Социологическая служба предприятия», в центре — «Анкета рабочего (Ваше мнение о состоянии производственной дисциплины)». [c.663]
Форд одним из первых установил на своих предприятиях восьмичасовой рабочий день и организовал социологическую службу в составе нескольких десятков человек. Конечно, Форд был не одинок. Другие предприниматели, и не только в автомобилестроении последовали его примеру. Более того, авторство многих фощовских нововведений принадлежит Уильяму Казенсу, с уходом которого дела на фирме Форда пошли существенно хуже. Напряженные отношения с профсоюзами, [c.221]
Так, в Ленинградском оптико-механическом объединении разработке комплексных пятилетних планов предшествует анализ экономических показателей, направлений технического прогресса, социальной структуры коллектива, эффективности деятельности общественных организаций1. В объединении организована социологическая служба, совместно с учеными Ленинграда проводятся исследования социальной структуры коллектива, текучести кадров, содержания и организации труда инженерно-технических работников и др. [c.77]
Важным объектом деятельности социологической службы является социально-психологическая информация, обращающаяся на предприятии. Для ее получения социологическая служба пользуется наряду с общенаучными методами (математическими, логическими и др.), также специальными методами, присущими социальным наукам. К числу этих методов относятся наблюдение, изучение документов, опрос (интервью и анкетирование), социометрия, экспертные оценки, тестирование, социальный эксперимент, метод комплексного изучения экстремальных групп и др. [c.172]
Численный и должностной с етзв резерва определяется кадровыми службами предприятия совместно с руководителями соответствующих структурных подразделений, социологической службой предприятия и общественными организациями. Практика проведения данной работы на предприятиях показывает, что целесообразно планировать формирование кадрового резерва на пятилетку и по годам. [c.72]
Обозначения ОНОТ — отдел НОТ предприятия ОТБ — отдел охраны труда и техники безопасности ОК — отдел кадров СС — социологическая служба ЗП — заводское подразделение службы, к которой относится исследуемое цеховое подразделение (курирующее данное цеховое подразделение) ЦП — цеховое подразделение управления АЦ — администрация цеха ЮС — юридическая служба ОУК — отдел управления качеством ОС — отдел стандартизации (в случае отсутствия такого подразделения на предприятии функции координации по разработке стандартов предприятия и контролю их соблюдения реализует ОУК). [c.265]
Кандидатуры бригадиров на разных предприятиях подбираются по-разному. На одних предприятиях кандидатуры подбирают мастера, на других — мастера совместно с представителями общественных организаций, на третьих — цеховые комиссии по бригад-ной организации труда совместно с мастерами, на четвертых — члены бригады совместно с мастерами или представителями общественных организаций. При наличии социологической службы на предприятиях кандидатуры бригадиров могут отбираться на основе специальных тестов и социограмм. [c.36]
Государственная социологическая служба ВЦИОМ, обученная специалистами компании Gallup [c.57]
Тростановский Ж.С., Эпштейн А.И., Копылов В.А. Социологическая служба предприятия // Социологические исследования. 1992. № 10. [c.270]
Правда о соц. опросах (ВЦИОМ) не более 15 минут
Если вы читаете данный пост, вероятно вы уже слышали:
«Добрый день! Меня зовут: Как-нибудь. Я представляю Всероссийский центр изучения общественного мнения «ВЦИОМ»/ представляю Службу опросов населения »
Наверняка Вам интересно будет узнать откуда появился Ваш номер в их базе и какую цель они преследуют.
Информация из википедии гласит:
«Всероссийский центр изучения общественного мнения, ВЦИОМ (до 1992 года — Всесоюзный) — старейшая российская государственная исследовательская организация, регулярно проводящая социологические и маркетинговые исследования на основе опросов общественного мнения. Одна из крупнейших российских компаний на этом рынке. Создана в 1987 году. 100% акций компании принадлежат государству. «
Однако не сбивайтесь с толку, компания может быть и государственная, сам ген. директор Валерий Федоров высказался о задачах этой конторы:
«Организациям, политикам, бизнесу — нужны успех и победа. В современном мире сложно добиться поставленных целей без надежной информации, верных прогнозов и качественных рекомендаций. Наша миссия — дать эту информацию заказчикам. А их задача — достичь высоких результатов»
Организациям, бизнесам. однако какого рода информация нужна подобным юр. лицам?
К сожалению сам ВЦИОМ непосредственно опросами не занимается, он составляет ТЗ и получает результат опроса.
Для этого есть различные организации, проводящие соц. опрос для разных заказчиков, в том числе и ВЦИОМ.
Примерно так она и выглядит, не удивляйтесь. Если интересно сами можете поиграться, однако доподлинно сказать не могу. Факт, что номера генерируются, из-за этого иногда в системе случается «время неверных номеров». Поэтому не бойтесь, ваши персональные данные никто не слил, НО.
Вот тут мы уже подходим к цели опросов. Думаете пройдя соц. опрос все ваши персональные данные составит номер телефона то вы глубоко ошибаетесь.
По факту вы оставляете:
Возраст
Регион
Населенный пункт
ФИО (возможно только имя)
Образование
Работа
Доход (не всегда спрашивают, зависит от проекта)
Гражданство РФ
Номер телефона
Что произойдет с вашими данными?
Подошли к самому главному, на что вы соглашаетесь. На перепродажу персональных данных третьим заинтересованным лицам. Из-за чего вначале идут критерии отбора, такие как анкетируемый не должен был участвовать в опросах за последний месяц (или 3, или 6). Так же часто нельзя было опрашивать людей работающих в этой же сфере (сопросы, реклама и пр.) и, если опрос про товары, то в сфере производства этих товаров.
К сожалению сами операторы не знают об этом, считая важность своей работы для исследований гос. учреждений и винить их не имеет смысла, как и портить себе нервы. Из-за цели в виде перепродажи персональных данных одного отказа будет мало и вы будете еще долго получать звонки.
-Как избавиться от надоедливых звонков
Самый простой способ согласиться на опрос и сказать, что вы не гражданин РФ и звонков как не бывало. Ибо какой доход можно получить от резидентов иного государства? Или можете сказать возраст до 18, интересна реакция 😂
На ваше мнение наплевать, увы, но это так, и чудес не стоит ждать в этом капиталистическом мире, однако уведомить о новом способе сбора персональных данных я считаю необходимым. Операторов также можно понять, они уверены, что несут благо обществу, ну или хотя бы получают доход для существования, кто знает. Будьте вежливыми и просвещёнными.
Буду рад подписке и рад ответить на ваши комментарии, впереди много интересного, бесплатно и конфиденциально 😉