социальный ребенок что значит

Как успешно социализировать ребёнка в современном обществе

социальный ребенок что значит. Смотреть фото социальный ребенок что значит. Смотреть картинку социальный ребенок что значит. Картинка про социальный ребенок что значит. Фото социальный ребенок что значит Оксана Симаченко
Как успешно социализировать ребёнка в современном обществе

Актуальность данной темы обусловлена тем, что социализация личности идет на протяжении всей жизни человека. Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.

Наверное, все родители, хотя бы один раз в жизни говорили своему провинившемуся ребенку «Я хочу, чтобы ты стал человеком. … Чтобы достиг многого в своей жизни…» А он в это время думает (а то и скажет): «А я что не человек?» И тогда возникает вечный вопрос, как правильно воспитать человека, чтобы он взял все самое лучшее от цивилизации, чтобы не познал все вредные социальные привычки, чтобы не попал в плохую компанию? А ответ найти действительно не просто, но реально.

Родители – главный инструмент и средство социализации дошкольников. Родители обладают авторитетом, по крайней мере, в дошкольном возрасте, поэтому родительский пример достаточно весом для ребенка.

Семья – главная школа жизни, благополучная семья – незаменимая школа жизни.

Вот три кита социализации личности, которые должны быть заложены в семье, еще тогда, когда ребенок мал. И не стоит думать, что приведенные ресурсы социализации слишком строги, а ребенок один и его жалко. Все должно быть незаметно для ребенка, без истерик и криков.

В процессе социализации очень важную роль играет и детский сад, работники которого выполняют не только роль педагога, но и психолога. Деятельность воспитателей направлена на развитие индивидуальности ребенка, организации его психологического состояния, а также, преодоление проблем в общении.

Таким образом, являясь приоритетным, социально-личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного.

Социально-личностное развитие детей — процесс сложный, противоречивый и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Поэтому организация педагогического процесса, направленного на вхождение ребёнка в мир социальных отношений, требует от педагога особого мастерства, знания детей, собственного переживания, явно выраженного отношения.

Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Взрослые заботятся об эмоциональном благополучии ребенка (поддерживают, подбадривают, помогают поверить в свои силы и возможности, уважают и ценят независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливают с детьми доверительные отношения; способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время). Взрослые уважительно относятся к интересам, вкусам и предпочтениям детей (в играх, занятиях, еде, одежде и др.).

Знакомство дошкольников с окружающим миром

Дошкольники, в казалось бы, самый беззаботный период детства, проходят, по мнению ученых, один из сложнейших путей в своем развитии. Окружающий мир стремительно входит в жизнь ребенка, наполняя ее все новыми и новыми знаниями и открытиями. Это особенно важный период, так как именно в этом возрасте начинается социализация детей в обществе. Они учатся взаимодействовать с окружающим их миром, контролировать свои действия и эмоции, развивается их практическое мышление. Дошкольники начинают отождествлять свое «Я» и отдельное «Общество», где-то к шести годам эта позиция окончательно закрепляется в их сознании.

Детский сад – начало социальной жизни ребенка

Активизация социального познания

Для активизации социального познания дошкольник должен пройти и пережить особо важные ступени социализации. В этом ему помогают взрослые и воспитатели в детском саду, которые в игровой форме, используя специальные методы и приемы, обучают детей.

1. Ребенку нужно понять и освоить так называемые социальные дистанции и пространство. Чтобы поведение дошкольника было корректно, воспитатели играют с детьми в игры, цель которых – обучить чувству социальной дистанции при общении с другими людьми, продемонстрировать виды эмоциональных взаимоотношений.

2. Понятие события, того, что когда-то произошло. Педагоги намеренно создают в детском коллективе события и учат детей выделить главное из заданной ситуации, выразить свое отношение, дать свою эмоциональную оценку происходящему, что в совокупности дает стимул для формирования эмоционального и волевого развития дошкольников.

3. Большое влияние на детей дошкольного возраста оказывают значимые для них взрослые. Обычно это родители, ближайшие родственники, друзья семьи или воспитатели, все те, с кем ребенок хорошо знаком и кому он доверяет. Выбрав для себя значимого взрослого, ребенок тянется к нему, ищет общения, разделяя с ним свои мысли, мнения и рассуждения.

4. Очень важны для детей ролевые игры, в которых они играют социальные роли взрослых, так они расширяют уже знакомые им социальные рамки, давая возможность примерить бытовые или профессиональные роли, развивать воображение, модулируя будущее.

5. Экскурсия во взрослую жизнь, в школу, является традиционным мероприятием. Детям дается возможность побыть в школьной среде, увидеть учителей и школьников, классы, столовую, спортивный зал. Такая экскурсия подготовит дошкольника к его новому социальному статусу и дальнейшей социализации в школе, к успешному входу в новый для него коллектив.

Признаки успешной социализации детей

Жизнь показывает, что дети школьного возраста, пройдя этап первой социализации в детском саду, уже заметно отличаются в своем поведении от дошкольников. Они становятся активными участниками жизни общества; участвуют в жизни коллектива, занимаются в группах, откликаются на просьбы или предлагают свою помощь сами, дают и слушают советы, интересуются жизнью взрослых из своего окружения. Все это следствия постепенной и грамотной активизации социального познания с помощью взрослых: познания себя, окружающего мира и взаимодействие с ним.

Но самое важное – нужно оставлять право выбора в действии за ребенком (в рамках разумного, конечно). Дошкольник, школьник, студент всегда должен знать, что он сам выбирает свой путь: друзей, профессию, жену и так далее. Естественно, не будет все без малейших шероховатостей, в природе нет идеально гладкой поверхности. Каждую проблему стоит переживать всем вместе, всей семьей. И прятать ребенка от социума нельзя.

Если выдержать воспитание на вышеуказанных советах, добавляя жизненный опыт и мудрость родителей, то плодом станет верное обдуманное решение ребенка или подростка, которое убережет его от негатива социума (как микро-, так и макро-) и поднимет (как минимум морально) на верхние слои независимого, не имеющего любимчиков времени.

Влияние психологических и социальных факторов на процессы адаптации в обществе детей с ОВЗ Доклад На тему: «Влияние психологических и социальных факторов на процессы адаптации в обществе детей с ОВЗ» Подготовила Воспитатель.

Аутизм в семье и обществе Аутизм… В нынешнее, социально направленное время понятие очень распространенное, если не сказать «модное». Очень многие публичные люди,.

Гендерное воспитание как одно из условий успешной социализации детей в современном обществе Вхождение отечественной системы образования в мировое образовательное пространство требует пересмотра воспитания мальчиков и девочек с учетом.

социальный ребенок что значит. Смотреть фото социальный ребенок что значит. Смотреть картинку социальный ребенок что значит. Картинка про социальный ребенок что значит. Фото социальный ребенок что значитКак организовать современную работу с современными родителями в современном ДОУ «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил,времени, труда. Но, ведь и мы счастливы.

Консультация для родителей «Значение навыков общения для социализации ребенка в обществе» Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Опыт работы.

Необходимы ли для ребёнка народные игры в современном мире? Сегодня люди все чаще обращаются к опыту предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там зачастую можно найти.

Социализации дошкольников через формирование представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека 1 слайд Уважаемые, коллеги, рада вам представить свою работу. 2 слайд Как педагогу, мне важна дальнейшая судьба каждого моего воспитанника,.

Социализация — это процесс приобщения к принятым в обществе ценностям и нормам Ребенок, воспитывающийся в семье, где личностными образцами для него являются родители, получает подготовку к последующим социальным ролям:.

социальный ребенок что значит. Смотреть фото социальный ребенок что значит. Смотреть картинку социальный ребенок что значит. Картинка про социальный ребенок что значит. Фото социальный ребенок что значитТеатральная терапия и дошкольное детство в современном мире Театральная терапия и дошкольное детство в современном мире. «Жизнь человеческая коротка и слишком часто кажется бессмысленной. Во всяком.

социальный ребенок что значит. Смотреть фото социальный ребенок что значит. Смотреть картинку социальный ребенок что значит. Картинка про социальный ребенок что значит. Фото социальный ребенок что значитВзаимодействие с родителями на современном этапе Взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста на современном этапе Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников было и остается.

Источник

Социализация детей

Что такое социализация, как ее осуществлять в разном возрасте, нужны ли ребенку дошкольные учреждения и что делать, если малыш не хочет общения

Что такое социализация и так ли она важна?

О важности детской социализации в наше время говорят очень много, не всегда понимая, что этот термин означает. Обычно ее связывают с погружением в коллектив ровесников — походом в детский сад, на кружки, в гости. Действительно, в широком смысле этим словом называется усвоение образцов поведения и ценностей того общества, в котором живет человек. Но дело в том, что социализация малыша начинается с самого рождения, и главные участники этого процесса — его родители и семья. Когда мы учим кроху есть ложкой, делиться игрушками, ждать своей очереди на горке, то занимаемся его социализацией. Этот процесс растягивается на долгие годы, и, конечно, в разном возрасте ребенок будет учиться у разных людей. Мы поговорим в первую очередь о том, как малыша социализируют родители, в том числе — выбирая для него первый круг общения.

1 – 6 месяцев

Как ни удивительно, уже с рождения крошечный человек — социальное существо. Малыши любят, когда с ними разговаривают, и сами делают первые попытки общения: машут ручками и ножками, показывают язык, а после месяца демонстрируют «социальную улыбку», обращенную к близким людям. Даже в этом нежном возрасте вы можете поспособствовать социализации крохи.

6 – 12 месяцев

После полугода ребенок становится очень подвижным и проявляет большой интерес к окружающим. Он охотно поиграет рядом с ровесниками: время от времени они будут улыбаться друг другу или повторять по цепочке различные звуки. Но при этом к совместной игре малыши еще не способны.

К 6 – 7 месяцам у ребенка особенно активизируются зрительные зоны головного мозга: расширяется спектр того, что он способен увидеть, и малыш может испытывать страх по отношению к новому и неизвестному. В этом возрасте большинство детей начинает бояться незнакомцев и волноваться, если мама исчезает из поля зрения. Страх перед чужими часто считают признаком пугливости и излишней стеснительности, но это вовсе не так. Боязнь незнакомцев — эволюционный механизм, предостерегающий подвижного малыша от того, чтобы следовать за неизвестными (и, возможно, опасными) людьми.

Для того чтобы дать подросшему малышу новые возможности для общения, старайтесь водить его в разные коллективы. Это могут быть регулярные походы в гости к семье с детьми, развивающие занятия в бэби-клубе, плавание в грудничковом бассейне.

1 – 2 года

Подросшего малыша все больше интересуют окружающие люди: он учится разговаривать и общаться, заводить друзей, оценивать реакцию взрослых и сверстников на его поведение. Ребенка начинают привлекать другие дети, хотя играть вместе с ними он пока по-прежнему не умеет. В этом возрасте малыши любят копировать поведение друг друга, что очень важно и полезно для социального развития. Психологи рекомендуют начиная с года регулярно водить ребенка на детскую площадку — это отличный «стартовый» коллектив. Сейчас крохе могут быть полезны развивающие занятия, но при условии, что они проходят в формате «вместе с мамой» и длятся недолго — так, чтобы это было комфортно малышу. К самостоятельной социализации он еще не готов, ему необходимо руководство значимого взрослого.

К 1,5 годам многие дети умеют распознавать эмоции окружающих. Так, ребенок осознает, что другой малыш плачет, потому что расстроен, но не знает, как на это реагировать. Пока еще дети эгоцентричны и не понимают, почему нужно делиться игрушками или уступать на горке. Ваша задача — постепенно привить им основные правила поведения.

2 – 3 года

В этом возрасте ребенок начинает понимать, что такое любовь и привязанность и как их проявлять. Но ему еще далеко до способности поставить себя на место другого и посмотреть на ситуацию с чужой точки зрения. Однако малыш постепенно учится делиться игрушками, ждать своей очереди, а также начинает выделять кого-то из ровесников. Это еще не настоящая дружба во взрослом понимании, но уже ее зачатки.

После 2 лет малыш стремительно овладевает самым важным инструментом социализации — речью. Он копирует обращенные к нему слова и выражения, часто не вполне понимая их смысл, поэтому очень важно говорить с ребенком корректно и грамотно. Это же касается поведения взрослых: даже если двухлетка не реагирует на ваши просьбы, постоянно закатывает истерики, ломает и отнимает у других вещи, сохраняйте спокойствие и демонстрируйте вежливые реакции. Помните, что в итоге ребенок будет вести себя с другими так же, как ведут себя его родители с ним.

Важная задача в этом возрасте — научить ребенка распознавать эмоции и справляться с ними, ведь иначе социализация невозможна.

3 – 4 года

Многие в этом возрасте начинают посещать детский сад, и важными участниками социализации становятся дети из группы и воспитатели. Даже если ребенок не ходит в дошкольное учреждение, любой опыт общения вне дома влияет на его социализацию и служит переходным этапом на пути к школе. Кружки, игры во дворе, походы в гости, выходные у бабушки с дедушкой — все это учит его существовать в разных социальных группах и приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам. И вы можете ему помочь!

Жизнь без сада

Многие родители беспокоятся, сможет ли их ребенок достаточно социализироваться, если он не ходит в детский сад. На этот счет существуют разные мнения, но нельзя забывать, что первые дошкольные учреждения появились сто лет назад, а до этого детей вводили в коллектив другими способами. Вот как вы можете обеспечить ребенку необходимое общение:

Как помочь необщительному ребенку

В первую очередь, не надо волноваться, если ребенок сторонится других людей: у всех разный характер и потребности в общении. Но есть несколько приемов, чтобы облегчить малышу адаптацию.

Не забывайте о том, что социализация — длинный путь, который начинается с рождения и длится долгие годы. Она не ограничивается детским коллективом: ребенок будет узнавать разных людей, многие из которых станут его друзьями и наставниками. И для того, чтобы легко и успешно пройти этот путь, малышу необходима ваша помощь.

Источник

Социализация детей

социальный ребенок что значит. Смотреть фото социальный ребенок что значит. Смотреть картинку социальный ребенок что значит. Картинка про социальный ребенок что значит. Фото социальный ребенок что значит

Зачем ребенку социализация?

Социализация ребенка — это один из самых волнующих аспектов родительства. Сможет ли малыш подружиться с детьми в садике? Сколько друзей у него будет в школе? От социализации в детстве зависит и взрослая жизнь! Как же научить ребенка быть достойным членом общества, уметь заводить друзей и вести себя уместно? Поговорим о социализации.

Социализация ребенка — его умение контактировать с окружающей средой. Термин «социализация» ввели в XIX веке американский социолог Гиддингс и французский психолог Тард, чтобы обозначить развитие личности под влиянием среды.

Этапы социализации

Социализация детей условно делится на несколько важных этапов:

Уровень социализации важен для того, чтобы ребенок мог:

Без детского сада социализация невозможна?

Социализация детей часто окружена мифами и страхами. Например, считается, что ребенок, который не ходил в детский сад обязательно вырастет замкнутым и нелюдимым. Психологи отмечают, что интроверт — это тип личности, и социализация тут играет не самую большую роль. Опыт социального взаимодействия можно получить даже в небольшом коллективе, а скромный и малообщительный человек будет таким же в детском саду и школе, если посещает их очно.

социальный ребенок что значит. Смотреть фото социальный ребенок что значит. Смотреть картинку социальный ребенок что значит. Картинка про социальный ребенок что значит. Фото социальный ребенок что значит

Как повысить уровень социализации ребенка?

Трудности в социализации

Социализация — это длительный процесс и, если ребенок испытывает трудности в этой сфере стоит обратиться к специалистам, потому что трудности в общении могут помочь решить психолог, дефектолог или тьютор, который будет находиться вместе с ребенком в школе или детском саду.

Источник

Кто такой «социальный ребёнок»

Они ходят в рваной, грязной одежде. Слушают шансон. Показывают друг другу средний палец. Сидя за столом, чокаются гранеными стаканами. Воруют. Они называют друг друга такими словами, какие мне даже в голову не приходят. Выпрашивают друг у друга еду. Они с жестокостью в глазах дают раздают пендели с тумаками направо и налево. Пугают друг друга детским домом. Едят столько, сколько не ест даже взрослый мужик. Они. Дети. Состоящие в особой категории «Социальные».

Поехав на 6 смену в лагерь, в 2016 году, никто из нас, вожатых, не знал, каких детей ему дадут. И совершенной неожиданностью, огромным сюрпризом на вокзале стала для каждого фраза: «Вся смена — социальные дети. 700 человек». И вот у меня под крылом 29 малышей от 7 до 10 лет. 29 сердечек. 29 невинных, красивых пар глаз. 29 смышленых мордашек. 29 детей, достойных самого лучшего!

Несколько лет назад я сама ютилась под знаменем «Социального» ребенка. Несмотря на то, что в моей жизни сейчас все хорошо, я как никто понимаю этих ребят. Понимаю, как им тяжело, как будет потом больно, когда они начнут осознавать всю горечь их положения…

Называться «Социальным» — это горько. Это больно. Это где-то, скажу за себя — противно. Это СТРАШНО.

Толику 8 лет, он из Пушкино. Сидим в беседке, ждем ужина: «А у меня завтра день Рождения. А вот знаете, мой День Рождения никогда не отмечали, кроме одного раза. Но мне тогда года 3 или 4 было…»

Или ещё — разговор с Даней. Даня мальчик смышленый, хороший лидер, и в то же время — очень ранимый:

— А знаете, у меня один глаз плохо видит. Нет, он видит, но хуже, чем другой.

— Ну, попроси, чтобы тебя к окулисту сводили, как домой приедешь — тут тебе точно ничем не помогут — пытаюсь решить проблему мальчика — сперва к врачу сходишь, а потом очки купят.

— Да не, не купят… Денег нет — голос затихает.

Социальным ребенком меня можно было назвать еще с 1-го класса. Самое удивительное, что взрослые в школе никак не реагировали на меня. А я выделялась на фоне остальных ребят. Но никто из педагогов не обратился в органы опеки. Сейчас я это с огромной горечью понимаю и призываю обращать вас внимание на любые мелочи. Я против ювенальной юстиции, но есть то, что выходит за рамки дозволенного и принятого обществом.

Дети в России — цветы, продирающие себе путь сквозь сорняки.

Цветы, которые не поливают и не дают им света. Мне самой было очень тяжело в свое время. И если бы не люди рядом — не писала бы я сейчас эти строки. А кто поможет этим малышам? Кто поможет моим 29-ти деткам и всем ребятам, что получают льготные путевки в лагеря и бесплатные обеды в школах? Кто, если ребенок в России не получит гарантии, что его трудное положение заметят.

Источник

Социальный ребенок что значит

Однажды моя знакомая спросила меня, что ей делать со своим сыном, который постоянно задает ей вопрос «Любит ли она его». Как ему отвечать и отвечать ли вообще? С чем может быть связана его позиция, его сомнения в чувствах матери? Нет никаких сомнений. Просто ребенок нуждается в постоянной демонстрации родительских чувств к нему. Это самая развитая потребность у маленьких детей. Потребность в любви, понимании, принятии и признании. Конечно, есть еще потребность в самоутверждении. Ребенок ждет от взрослых признания его возросших возможностей. Но если вдуматься, то потребность в самоутверждении стоит в одном ряду с любовью и признанием. Ребенок внутренне ощущает тягу к свободе, личностному самоопределению. Достаточно вспомнить, как младенец не любит одеваться и как он активно болтает ножками, чтобы избавиться от пут, которые придумали взрослые. Содействие его усилиям постепенно формирует самостоятельность ребенка, необходимую для его социализации.

Социализация означает вхождение ребенка в социум, подчинение нормам морали и этики, предложенными обществом, нахождение своей ниши в социуме, установление социальных отношений с окружающими его людьми. Социализируясь, ребенок осваивает элементы культуры, которые ему предлагает общество в виде культурного наследия, и, перерабатывая их, определяет свой индивидуальный жизненный маршрут. Приспособляясь к условиям, он находит социальную нишу для себя. Конечно, поначалу ему помогают близкие, старшие люди — родители, родственники, учителя. В ходе поиска подобной ниши ребенок адаптируется к окружающим его условиям и в ходе адаптации вместе со взрослыми и сверстниками приобретает собственный социальный опыт, определяющий во многом его дальнейшую судьбу.

Социализация — это активное обретение ребенком своего уникального стиля жизни, нахождение именно своей ниши, в которой он максимально сможет реализовать свой индивидуальный потенциал. Задача родителей — помочь ему справиться с многообразием факторов социализации. Они включают непосредственно социальные условия жизни ребенка, семью как первичный институт социализации ребенка со своими бытовыми устоями и ценностными ориентациями, и микрогруппы, расположенные в достаточной близости к ребенку, — друзья, товарищи, соученики. Роль людей, занимающихся воспитанием ребенка, состоит в том, чтобы они, учитывая его особенности, создавали те условия, в которых социализирующаяся личность чувствовала бы себя комфортно.

От рождения природа наделила ребенка способностью к саморазвитию. Ему надо только предоставить для этого условия. Не ограничивать свободу и тягу к самостоятельным действиям, а поощрять и поддерживать их. Значение активности в том, что она является неким связующим звеном между биологическими и социальным факторами развития ребенка. По своей природе активность — это потребность действия. Активность — необходимый фактор развития ребенка. Различают физическую активность, которая на виду. Ребенок бегает, совершает множество движений: кричит, толкается, дерется, скачет и т. д. Если не руководить такой активностью, она приобретает катастрофические формы и может оказывать вредное влияние на развивающуюся личность, но уже с 2 — 3 лет наряду с физической активностью начинает проявляться умственная активность. Дети задают огромное количество вопросов взрослым, начинают рассуждать и анализировать полученные ответы, спорят со взрослыми и пытаются высказать свою детскую точку зрения на тот или и ной предмет разговора. И чем старше становится ребенок, тем он более активен.

Активность младшего школьника реализуется прежде всего в подражании взрослым. Его активность становится с возрастом исполнительной. Ребенок ждет указаний от взрослого о том, что и как он должен делать. Это дает возможность каждому ребенку овладевать необходимыми для жизни в обществе способами поведения. Именно этим и обусловливается та мера ответственности взрослого перед обществом за развитие ребенка. Ведь от того, какие образцы поведения продемонстрируют родители, к такому идеалу ребенок и будет стремиться. Активность ребенка может быть вызвана требованием взрослого, а может в иных ситуациях возникнуть сама, как реализация побуждений ребенка.

По мере приобретения жизненного опыта, активность детей меняется. Они не только исполняют указания, данные взрослыми, но уже становятся сами инициаторами своей деятельности. Активность становится инициативной. Ребенок пытается противостоять указаниям взрослого. Им руководит возникший к тому или иному явлению интерес, и ребенок подчиняется возникшему побуждению. В это время он ждет понимания от взрослого и принятия его активности и самостоятельности. Дети начинают спорить со взрослыми. Они проверяют сказанное, пытаются самостоятельно найти ответы на интересующие их вопросы. Ведь вся предыдущая жизнь ребенка — это накопленный им лично индивидуальный опыт, который он использует в своей деятельности.

Именно жизненный опыт учит ребенка находить в среде взрослых людей и сверстников своих «соратников». Тех людей, которые бы даже в малом понимали его позицию и жизненные устремления. Научно-технический прогресс, толкающий вперед в своем развитии любое социальное общество, к сожалению, не может «похвастаться» созданием комфортных в смысле духовной близости и понимания условий. Дефицит понимания ощущается повсеместно. И если взрослый человек может справиться с отсутствием в своем «ближнем круге» понимания его мыслей, поступков, потребностей, ребенку это не свойственно, он мучительно ищет тех, кто успокоил бы его, принял таким, каков он есть, понял его и объяснил непонятное. Жизнь нас учит тому, что понимания хотят все люди, общающиеся друг с другом. Особенно в нем нуждаются дети. Они еще не уверены в своих силах, им трудно бороться с миром взрослых, и они тянутся к тому человеку, который признает в них практически равного себе. Очень важно для взрослого научиться видеть мир глазами ребенка, понимать их тайные чаяния и надежды и помогать выражать их словами и поступками.

Дети ждут понимания каждого своего поступка. Этот, на взгляд взрослого человека, поступок непонятен. А со стороны ребенка все ясно и понятно. На самом деле дети — величайшие логики. И то, что взрослому кажется неясным, нелогичным, в понимании ребенка логично, последовательно и правильно. Попробуем проиллюстрировать наши рассуждения.

Девочка-первоклассница прибегает домой и рассказывает, что на уроке Колька стукнул ее линейкой и обозвал дурой. На вопрос мамы: «За что он тебя ударил?» ребенок уверенно отвечает: «А. потому что я ему нравлюсь!». «Странно, — отвечает мама, — когда нравятся, ведут себя иначе». Конечно, иначе. Взрослые, но не дети. Вдумайтесь, ребенку ясна логика поступка другого ребенка. Ударил, обозвал — значит нравлюсь! И действительно, а как еще в младшем школьном возрасте выразить свои чувства. Ведь эмоции переполняют ребенка, а жизненного опыта их выразить недостает. Вот и идет в ход линейка. В этом случае девочка ждет понимания со стороны родителей и обсуждения такого значительного события в ее жизни.

А вот другой пример:

У девочки-шестиклассницы появилась симпатия. Но парень, с которым она дружит, не нравится родителям. Они судят его по внешним данным, а они значительно отличаются от тех, с которыми могут смириться родители. Его одежда, прическа, браслеты на руках— все вызывает отторжение семьи девочки. Но она его ценит не за внешнее выражение, а за внутреннюю силу, убежденность, правдивость. Но в своих оценках не находит понимания среди родных ей людей. Родители запрещают ей дружить с таким мальчиком. Этот жест не только бесполезный, но и вредный. Родителям в данной ситуации необходимо подумать о том, что у дочери подростковый возраст и выражение своих чувств, мыслей, ориентаций уже другое, нежели два- три года назад. Дочка, так сказать, «ушла вперед» в своем развитии, а родители остались на месте.

Представленные примеры объединяет одно — непонимание действий ребенка. Родительская монополия на чувства, взгляды, поступки детей — самый опасный вид родительской деспотии. От родителей дети ждут понимания своих действий, своих выборов в среде сверстников и окружающих их людей. Необходимо отталкиваться не от эгоистичных родительских желаний, хотя и преподносимых как действия, направленные на благо своих детей, а от интересов ребенка. Конечно, нельзя огульно все принимать от него в качестве «манны небесной». Если воспитание было направлено на созидание и наполнено жизненными ценностями семьи, ее традициями и устоями, то ничего «криминального» ребенок не преподнесет.

Не менее важным в жизни ребенка является принятие его жизненных установок. Оно выражает положительное отношение к ребенку с учетом его индивидуальности, самобытности. А.С. Макаренко, видный педагог современности, призывал своих коллег подходить к ребенку «с оптимистической гипотезой», с верой в его потенциальные возможности в совершении того или иного дела. Если в семье царит атмосфера доверия, взаимоуважения, принятие каждого члена семьи и создание для всех комфортных условий, то в такой семье демонстрируется хорошее отношение к ребенку независимо оттого, как он справился с порученным заданием, какие результаты им получены в ходе каких-то его действий. Главное в родительской педагогике — помочь ребенку ощутить себя полезным другим членам семьи.

К примеру, он замел общую прихожую — молодец! Теперь бабушке не надо это делать и она отдохнет! Он помыл свою чашку — молодец! Теперь маме меньше мыть посуды, и она сумеет посмотреть фильм, который ей нравится! Он полил цветы, но не так. Или очень мало, или очень обильно. Не в этом суть. Он очень хотел помочь в уходе за цветами.

И если результаты труда принимаются благодарно и этично подправляются, то это создает у ребенка уверенность в своих силах и, что самое главное, в своей пользе. Необходимо постоянно объяснять ребенку, какую пользу семье принесли его трудовые усилия и желание что-то делать для семьи.

Для любого человека очень важно получить поощрение за правильно выполненное дело. Особенно это важно для маленького человека. Поощрение может быть как словесное, так и действенное. С возрастанием мотивов, с переходом их из личного поля ребенка в мотивы общественной пользы поощрение для него становится все более значимым. Нельзя забывать о том, что «доброе слово и кошке приятно». Похвала, высказанная членами семьи, друзьями семьи, соседями, высоко поднимает ребенка в собственных глазах и мотивирует его еще на большие «подвиги во благо семьи». Формирование самостоятельности — сложный и длительный процесс. Ребенок еще не владеет умением планировать, правильно распределять свои силы и правильно оценивать сделанное им. Это придет несколько позже. Поэтому взрослому предстоит помочь ребенку в его порыве сделать больше, чем ему поручили.

Признание ребенка означает выведение его на один уровень с взрослыми или, наоборот, их опускание к нему, на его детский уровень. Такие действия очень важны для установления с ребенком правильных, близких и действенных отношений. Оно выражает его право на свое собственное решение возникающих проблем. На наш взгляд, это одно из самых труднореализуемых правил. Взрослому очень трудно признать за ребенком право на самостоятельный выбор решения. Он мотивирует свое отношение к признанию отсутствием или малым жизненным опытом ребенка. Постоянно поучает и решает за него. Этот повсеместный диктат взрослого над ребенком может надолго, а то и навсегда лишить его инициативы и самостоятельности. Безусловно, есть жизненные ситуации, требующие именно «взрослого» решения. К примеру, связанные со здоровьем ребенка или с судьбой семьи в целом. Но даже в таком взаимодействии всегда можно организовать его так, что ребенок примет непосредственное участие в обсуждении проблемы и его голос будет услышан и принят к сведению. Этими действиями взрослые формируют у ребенка чувство личной значимости, сопричастности к жизни семьи.

К примеру, во многих семьях не допускают ребенка к обсуждению финансовых проблем семьи. И зря! Как же может ребенок научиться обращаться с деньгами, относиться уважительно к труду родителей и не требовать понравившейся ему игрушки, если он совершенно не понимает механизма материального обеспечения семьи и планирования ее трат. Ребенок чувствует себя неким образом отвергнутым от решения общих семейных проблем. И требовать от него, когда он подрастет, понимания финансовых трудностей семьи пустое дело. Эти проблемы не стали частью его жизни и далеки от его насущных проблем.

Родителям следует понимать один простой закон — «природа не терпит пустоты». В данном случае мы говорим о природе ребенка. Если он не находит понимания в среде самых близких для него людей, он обязательно пойдет за ним «на Улицу». «Уличные университеты» обширны и разнообразны по своему влиянию на ребенка. В одном они схожи — там уж точно ребенок найдет понимание. Там ему объяснят все то, что не захотели или не смогли объяснить родители. Это касается абсолютно всех областей жизни. Поэтому необходимо приложить все усилия, чтобы соединить два мира — мир ребенка и мир взрослого. Соединить так, чтобы не ранить нежное сердце своего малыша суровыми реалиями взрослого мира. Мир ребенка — особая субстанция. С одной стороны, он общий для всех детей. Эта общность заключается в его характеристиках. Это место, где каждому ребенку интересно и комфортно. В детском мире свои особые, значимые для ребенка люди, вещи, обстоятельства. Через призму своего мира ребенок осваивает и оценивает реальный мир людей, его населяющих. Оценки и характеристики часто не совпадают с общепринятыми во взрослом мире. Детские устремления ограничены контурами детского мира. Но если родители, не разрушая и не вторгаясь грубо в этот интимный мир своих детей, начнут потихоньку, по клеточке соединять два мира, стремясь к взаимопроникновению, то такая диффузия может пройти безболезненно для ребенка. Но это случится при одном условии — любви и уважении к ребенку и его миру признании за ним права на самостоятельное и индивидуальное решение жизненно важных для него задач.

Советы бывалого педагога

В родительский блокнот

❀ Принимайте участие во всех делах, которые предлагают вам ваши дети.

❀ Попробуйте жить в мире ребенка, хотя бы на время общения с ним.

❀ Помните, что мир ребенка значительно отличается от мира взрослых.

❀ Выберите правильно свои жизненные приоритеты, предусматривающие лидирующее место в них ваших детей.

❀ Развивайте в себе умение понимать и принимать заботы ребенка, несмотря на кажущуюся их «легкость».

❀ Старайтесь «входить» в мир ребенка безболезненно для него, без назиданий и грубых окриков.

❀ Ожидайте от ребенка позитивного поведения и демонстрируйте ему свои надежды.

На заметку бабушке и дедушке

❀ Старайтесь быть для внуков «кладезем мудрости».

❀ Проявляйте понимание, даже если ваши дети не проявляют его. Ведь кто-то должен понять ребенка!

❀ Чаще вспоминайте сказку Г.Х. Андерсена «Снежная королева». О такой бабушке мечтают все дети.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *