социальный работник что должен знать
Должностная инструкция социального работника
Понять, какие функции будет выполнять социальный работник, ему поможет должностная инструкция. В государственных учреждениях этот документ является обязательным, и сотрудник должен быть с ним ознакомлен под роспись. О функциях должностной инструкции социального работника и принципах ее составления расскажем в публикации.
Образец должностной инструкции социального работника
1. Общие положения
2. Должностные обязанности
Соцработник выполняет следующие должностные функции:
3. Права
Соцработник имеет право:
4. Ответственность
Сотрудник, принятый на должность соцработника, несет такую ответственность:
Общая информация
Служба соцзащиты населения относится к государственным учреждениям, поэтому должностная инструкция должна использоваться обязательно, при этом нельзя допускать переименования должности. Для разработки инструкции необходимо использовать профстандарт «Социальный работник», который был утвержден приказом Минтруда от 18 ноября 2013 г. №677н.
Важно! Существует также должность специалиста по социальной работе. Она отличается от должности социального работника. Первый работает со всеми группами населения, а второй — только с одинокими пожилыми людьми и инвалидами. Специалист по социальной работе стоит выше в структуре учреждения, для выполнения его должностных обязанностей необходима более высокая квалификация. Не нужно путать эти должности.
Документ составляют по структуре, сложившейся за годы практики его использования. Бумага должна содержать основные разделы и дополнительные, которые работодатель может включать в текст по своему желанию или такой необходимости. К основным относят: «Общие положения», «Должностные обязанности», «Права работника», «Ответственность». Второстепенные разделы — это такие, как: «Условия работы», «Оценка работы», «Взаимосвязи в организации».
Базовые разделы должностной инструкции
Рассмотрим, что необходимо указывать в основных разделах документа.
Общие положения
В этом разделе отмечают, какие требования предъявляются к социальному работнику: образование, стаж, какими знаниями и навыками он должен обладать. Также указывают, какими нормами будет руководствоваться сотрудник при выполнении своей работы.
Соцработник должен обладать определенными чертами характера: коммуникабельностью, стрессоустойчивостью, честностью, отзывчивостью, ведь он работает с пожилыми людьми и инвалидами, имеет дело с их деньгами. Также сотрудник должен обладать крепким здоровьем и физической выносливостью. Это тоже можно отметить в данном разделе.
Должностные обязанности
Здесь перечисляют должностные функции социального работника. Их надо указать в полном объеме и как можно конкретнее. У работника не должно остаться вопросов о своих обязанностях после прочтения должностной инструкции.
Указанные обязанности не должны противоречить знаниям и навыкам, обозначенным в первом разделе документа.
Права
Для выполнения своих задач работник наделен определенным набором прав. Для указанной должности это будут стандартные права на получение необходимой документации и информации, на вынесение предложений руководству по улучшению работы отдела, на гарантии от государства, на помощь руководства и других работников в выполнении своей работы. Также у соцработника есть особые права, например, привлекать медицинских специалистов для оказания помощи инвалидам и престарелым гражданам, живущим на прикрепленной к нему территории.
Ответственность
Здесь указывают виды ответственности, которые могут быть применены к работникам. Для соцработника этот пункт будет содержать лишь типы проступков и виды ответственности за них. Каждое конкретное преступление будет разбираться индивидуально, поэтому не имеет смысла перечислять здесь все возможные проступки работников.
Как оформить документ
Окончательно оформленная должностная инструкция должна выглядеть следующим образом:
Для социальных работников разных разрядов документы не будут сильно отличаться. Изменяются лишь квалификационные требования. Если работнику повышают разряд, то он подписывает новую инструкцию.
Должностная инструкция специалиста по социальной работе
Должностные функции специалиста по социальной работе, как правило, учреждение прописывает в должностной инструкции. Этот документ помогает работодателю конкретизировать круг обязанностей, а сотруднику лучше понять, что от него требуется на рабочем месте. Какая информация должна быть в должностной инструкции специалиста по социальной работе, разберемся в статье.
Образец должностной инструкции специалиста по социальной работе
1. Общие положения
2. Должностные обязанности
Специалист по соцработе имеет следующие должностные обязанности:
3. Права
Сотрудник на должности специалиста по соцработе имеет такие права:
4. Ответственность
Сотрудник, принятый на должность специалиста по соцработе, несет ответственность:
Полезные сведения
При формировании должностной инструкции может пригодиться следующая информация:
Важно! Использование должностных инструкций должно быть прописано в локальных нормативных актах учреждения.
Какая информация должна быть в документе
Универсального образца данного документа для должности специалиста по социальной работе не существует. Каждое учреждение формирует свой документ в зависимости от круга обязанностей работника и количества аналогичных штатных единиц, между которыми эти обязанности можно разделить. Однако любая инструкция всегда имеет базовые разделы и дополнительные. Коротко опишем суть основных разделов.
Общие положения документа
В этой части, как ясно из названия, описывают лишь в общих чертах требования к специалисту по соцработе: кому он подчиняется в учреждении, кто вправе его уволить, какое образование он должен иметь. Нужно также в общих чертах описать, какие знания ему понадобятся для выполнения своих должностных обязанностей.
В некоторых случаях можно прописать и профессионально важные качества. Лицу на этой должности необходимо обладать высоким уровнем эмпатии, быть стрессоустойчивым, уметь общаться с разными социальными слоями населения.
Должностные обязанности работника
Трудовые задачи должны всегда соответствовать тем знаниям и навыкам, которые перечислены в разделе выше. В круг обязанностей традиционно входит помощь незащищенным слоям населения, выявление таких граждан и семей, составление списка таких лиц. Этот раздел нужно прописать достаточно конкретно, чтобы после прочтения работнику сразу стало понятно, что именно он будет делать в учреждении, а также чтобы обеим сторонам избежать в дальнейшем недопонимания.
Права
Права специалиста по социальной работе стандартные, как и для большинства должностей. Это права получать нужные сведения и документы, гарантии от государства, участвовать в решении вопросов, связанных с деятельностью учреждения, получать помощь от руководства и других работников.
Ответственность работника
Наказание за каждый проступок описать невозможно, поскольку решение об ответственности принимается свое в каждом конкретном случае. Указывают только общие виды нарушений (материальный ущерб, некорректное выполнение должностных обязанностей), а наказания описывают общими словами: «в рамках текущего законодательства РФ».
Из дополнительных разделов можно назвать «Оценка деятельности», «Условия работы», «Взаимодействие в учреждении». Их включают на усмотрение работодателя.
К сведению! Документ распечатывают на листе формата А4 с реквизитами учреждения. Обязательно должна присутствовать отметка об утверждении документа руководителем. Завершать бумагу должны подписи руководителя специалиста по социальной работе, согласующего инструкцию работника и самого специалиста.
Права социального работника
Соцработники каждый день взаимодействуют с людьми в трудной жизненной ситуации и оказывают им помощь. Однако, чтобы помогать людям, сам работник должен быть защищен. Чтобы поддержать непростой труд этих специалистов, государство предоставляет им права. В статье обсудим, какие права есть у социального работника и как ими воспользоваться. Права социальных работников закреплены в ст. 36 федерального закона №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» ( в ред. от 10.01.2003 г.). Рассмотрим их подробнее.
Работа по условиям трудового договора
Вы имеете право не терпеть нарушения условий трудового договора. Например:
Согласно закону, вы вправе прекратить работать до тех пор, пока условия труда не будут соответствовать трудовому договору. Однако, к сожалению, на практике часто встречается противоположная ситуация. Например, количество подопечных на одного соцработника превышает норму, дополнительно к своим обязанностям приходится брать сверхурочные, чтобы выручить начальство или коллег.
Бесплатные медицинские обследования
Устраиваясь на работу, сотрудник социальной организации имеет право на бесплатный медицинский осмотр. Плюс всем действующим сотрудникам организация должна оплачивать регулярные обследования в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Во время пандемии здоровье социальных работников уязвимо, поэтому обследования должны проводиться в обязательном порядке и чаще обычного.
Защита деловой репутации
Социальный работник вправе обратиться в суд, если кто-то опорочил его честь, достоинство или деловую репутацию. Он может потребовать, чтобы виновный опровергнул ложные сведения. Опровержение должно быть сделано публично, тем же или подобным способом, каким была распространена ложная информация о работнике. Нарушитель должен нести ответственность согласно решению суда.
Повышение квалификации за счет организации
Социальные работники должны регулярно подтверждать и повышать свою квалификацию. Согласно федеральному закону работодатель обязан оплачивать курсы повышения квалификации, если от этого зависит выполнение непосредственных обязанностей сотрудника. Обучение может проходить в очной или дистанционной форме. Особенности повышения квалификации должны быть прописаны в трудовом договоре или в отдельном ученическом договоре. Следует обратить внимание на этот пункт, устраиваясь на работу. Для вас это шанс в дальнейшем продвинуться по карьерной лестнице, получить более выгодное место или избежать сокращения в критический момент, т.к. повышение квалификации учитывается в оценке ценности работника для организации во всех бюджетных учреждениях нашей страны.
Льготы на жилье и ЖКХ
Если социальный работник живет в сельской местности или в поселке городского типа, он имеет право получить компенсацию расходов на жилье и коммунальные услуги. Эта компенсация приходит в виде ежемесячной выплаты, сумма которой рассчитывается по региональным стандартам стоимости ЖКХ. В отдельную категорию выделяют пенсионеров социальной сферы. Им полагаются дополнительные льготы на ЖКХ.
Получение спецодежды
Работодатели должны бесплатно обеспечить сотрудников спецодеждой, спецобувью, инвентарем или компенсировать расходы на их приобретение. В законодательстве описаны нормы выдачи спецодежды. Они регулируют, какой комплект и в каком количестве нужно выдать для представителя конкретной должности. Если один работник совмещает функции нескольких должностей, он получает комплект одежды для каждой должности. Спецодежду можно использовать только в рабочее время.
Работодатель не имеет права выдать одежду в меньшем количестве, чем указано в законодательных нормах. Можно увеличить объем, но нельзя уменьшить. Иначе социальный сотрудник имеет право прекратить работу в любой момент и получить оплату за простой. Если работодатель нарушил нормы выдачи спецодежды, он получает штраф.
Обслуживание вне очереди
Социальные работники, выполняя служебные обязанности, должны обслуживаться вне очереди в государственных и муниципальных организациях. Это касается предприятий торговли, общественного питания, быта, связи, отделений банков и юридических организаций. Сотрудники предприятий могут попросить соцработника предъявить служебное удостоверение.
Бесплатный проезд
Если деятельность социального работника связана с разъездами, он может бесплатно ездить на общественном транспорте. Льгота распространяется на городские и пригородные маршруты и не относится к такси. Работодатель оформляет работникам проездные документы или возвращает деньги, потраченные на проезд.
Компенсация расходов на автомобиль
Если социальный сотрудник ездит на личном автомобиле по служебным вопросам, ему полагается компенсация расходов на ГСМ и его обслуживание. Размер компенсации прописывают в трудовом договоре или в дополнительном соглашении к нему. Она может быть в виде фиксированной суммы за месяц или зависеть от периодичности использования автомобиля. Компенсация не положена за время, когда автомобиль не использовался. Например, когда соцработник болел или был в отпуске.
Льготы на покупку машины
Социальным работникам предоставляют льготы на покупку автомобиля, если это необходимо для обслуживания пожилых людей и инвалидов. Также р аботники социальных организаций могут получить дополнительные льготы, не перечисленные в этой статье. Они определяются региональными и федеральными законами. Например, в период пандемии социальные работники могут претендовать на дополнительные государственные выплаты.
Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!
Обязанности социального работника
Должностные обязанности социального работника заключаются в работе с незащищенными слоями населения:
Соцработник и его обязанности
Третий раздел сборника профессиональных стандартов содержит описание того, кто такой социальный работник и чем он занимается в различных учреждениях, перечень должностей и профессий.
Специалисты данного профиля востребованы в государстве и заняты в центрах поддержки и обслуживания населения, в обществах инвалидов и их предприятиях, в реабилитационных учреждениях. Приведенный перечень профессий с социальной специализацией поможет понять, кто такие соцработники и чем занимаются:
Важно. Полный перечень платных и бесплатных услуг соцработника, условия предоставления, размер оплаты фиксируются в договоре о предоставлении услуг. Размер ежемесячной платы рассчитывается на основе тарифов, утверждаемых региональными органами исполнительной власти.
Один из 15 утвержденных, стандарт 03.002 — его название «Социальный работник». Цель этого вида деятельности и сферы занятости работников по ОКВЭД следующие.
Данная штатная позиция — нижняя ступень в профессионально-квалификационной линейке этой категории сотрудников. В ЕКСД аналога нет. При подготовке ДИ рекомендуется использовать профстандарт 03.002 — он детально описывает, что делает социальный работник, подготовлен и утвержден в 2020 году и соответствует современным требованиям.
Важно. Работодатели самостоятельно определяют название должностей в штатном расписании и перечень обязанностей, которые они делегируют. Использовать профстандарты они не обязаны. Правило не распространяется на ситуации, отдельно оговоренные в ФЗ РФ и отраслевых НПА (Письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253).
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, что входит в обязанности классного руководителя. Используйте эти инструкции бесплатно.
Трудовые функции сотрудника
ДИ на основе профессионального стандарта имеет обычные разделы. В соответствии с методикой описания функционала, принятого в стандартах, обязанности социального работника по уходу за престарелыми на дому или за людьми с ВОЗ описываются через трудовые действия. Последние конкретизируют обобщенные и укрупненные трудовые функции.
В рассматриваемом случае деятельность социального работника заключается в выполнении одной обобщенной функции (в таблице слева), которая детализируется через 8 трудовых (перечисление справа).
Требования к образованию, обучению и опыту практической работы, необходимые для выполнения обязанностей соцработника по уходу за пенсионерами и людьми с ВОЗ, на этом профессиональном уровне минимальны.
В ДИ для описания обязанностей выделено две части раздела.
Права и ответственность
Для выполнения своих трудовых функций сотрудник социальной службы наделяется правами и несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. Разделы являются важной частью должностной инструкции социального работника 2021 г. и имеют следующее содержание.
Сотрудник имеет право:
4.1. Представлять на рассмотрение своего непосредственного руководства предложения по вопросам своей деятельности.
4.2. Получать от специалистов учреждения информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.
4.3. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.
Сотрудник несет ответственность:
5.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей ДИ, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
5.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим законодательством Российской Федерации.
6. Порядок утверждения и изменения должностной инструкции
6.1. Внесение изменений в ДИ осуществляется в следующих случаях:
6.2. Внесение изменений и дополнений в действующую ДИ производится в том же порядке, в котором принимается документ.
6.3. ДИ вступает в силу с момента ее утверждения и действует до замены ее на новую.
Профстандарт социального работника: специфика профессии, обязанности, требования
На сегодняшний день работники социальной службы востребованы на рынке труда. Соцработники требуются в пенсионные фонды, бюджетные и благотворительные учреждения, дома престарелых.
Какие функции выполняет социальный работник? В чем специфика деятельности? Какие существуют требования к образованию и опыту работы социальных работников? Давайте разберемся.
В своей деятельности социальные работники руководствуются основными требованиями действующего законодательства РФ (обязательны для всех профессиональных отраслей) и специальными.
К основным законодательным документам относят Конституцию РФ, Трудовой кодекс РФ и ряд федеральных законов:
Профессиональный стандарт социального работника
Специальным документом, регулирующим деятельность соцработников, является профессиональный стандарт «Социальный работник» (утв. Мин. Труда и соцзащиты РФ от 18.11.2013 N 677н).
В профессиональном стандарте сформулированы общие сведения о трудовой деятельности социального работника и выделены его трудовые функции с подробным пояснением необходимых знаний и навыков.
Особое внимание стоит обратить на требования к образованию и опыту работы:
— среднее общее образование и стажировка на рабочем месте;
Особые условия допуска к работе: отсутствие судимости и обязательное прохождение медицинских осмотров.
Введение профстандарта соцработника было необходимой мерой для решения ряда основных проблем в этой отрасли:
До принятия профстандарта социальным работником мог работать практически кто угодно (с любым уровнем образования и опытом работы в этой сфере), что негативно сказывалось на качестве социальных услуг.
Эти требования руководители социальных служб определяли самостоятельно, что приводило к недопонимаю и конфликтам между работодателями и сотрудниками.
Для понимания, что из себя представляет работа в социальной службе и какие существуют требования к профессии, следует изучить этот профстандарт.
Функции и обязанности социального работника
Согласно действующему профстандарту «Социальный работник» (утв. Мин. труда и соцзащиты РФ от 18.11.2013 N 677н), обязанности соцработников состоят в оказании следующих услуг:
Социально-бытовые и социально-медицинские услуги
Основные обязанности по уходу за пожилыми людьми заключаются в покупке и доставке продуктов питания и лекарств, приготовлении еды. При необходимости – кормление и купание, помощь в уборке дома, стирка, оплата жилья и коммунальных услуг. Также специфика деятельности подразумевает организацию досуга: чтение слабовидящим газет или книг, сопровождение на прогулке.
Специфика деятельности социального работника
Соцработник оказывает помощь и поддержку людям, которые попали в трудную жизненную ситуацию: одинокие пожилые люди, сироты и беспризорные дети, малообеспеченные семьи, инвалиды, те, кто лишился крова или в силу болезни неспособны о себе позаботиться.
Наиболее важные качества, которыми должен обладать такой специалист: доброта, чуткость, милосердие, альтруизм, общительность.
Соцработник, подобно доктору или медсестре, должен уметь сохранять спокойствие и невозмутимость в любой сложившиеся ситуации, как мудрый наставник быть терпимым к человеческим слабостям, и самое важное, чувствовать в себе желание помогать людям.
Если вы обладаете такими качествами, то можете смело приступать к освоению этой благородной профессии.
Аттестация социальных работников
Аттестация соцработников проводится в учреждении, где они работают. Введена с целью повышения эффективности работы сотрудников, а также для стимулирования мотивации к повышению квалификации и ответственности за результаты работы.
Аттестация проводится планово, о чём заранее предупреждают сотрудников, чаще всего, в виде тестирования. Иногда в виде индивидуального или группового собеседования. Большая часть материалов касается проверки знаний действующего закодательства, регламентирующего работу социальных служб, первой медпомощи. Проверяется соответствие знаний и умений работника современным требованиям к этой профессии.
Экзамен проводит экспертная комиссия. По результатам аттестации комиссия оглашает результаты и отмечает их в протоколе. Протокол передают руководителю социальной службы, который принимает окончательное решение по каждому сотруднику.
Какое обучение необходимо для работы
Пройти обучение на соцработника в России можно на базе 9 или 11 классов в учреждениях среднего профессионального или дополнительного профессионального образования.
Например, в АБиУС действует программа профессионального обучения «Соцработник». Программа содержит только профильные дисциплины, поэтому освоить новую профессию можно приблизительно за 2 месяца. Получив свидетельство о должности служащего, вы будете соответствовать требованиям профстандарта, сможете устроиться на работу и заниматься любимым делом. Эта программа будет подходящим решением и для тех, кто окончил училище или колледж по другой специальности.
Если вам требуется консультация по выбору подходящей программы обучения, вы всегда можете обратиться за помощью к нашим специалистам. Они подберут программу с учетом уровня образования, конкретной жизненной ситуации и финансов.