состояние безналичных расчетов характеризуется чем

Особенности наличных и безналичных расчетов

состояние безналичных расчетов характеризуется чем. Смотреть фото состояние безналичных расчетов характеризуется чем. Смотреть картинку состояние безналичных расчетов характеризуется чем. Картинка про состояние безналичных расчетов характеризуется чем. Фото состояние безналичных расчетов характеризуется чем

Понятие наличного и безналичного расчета

Наличные и безналичные расчеты осуществляются как юридическими, так и физическими лицами. В соответствии с п. 1 ст. 861 Гражданского кодекса наличные и безналичные расчеты, не связанные с бизнес-деятельностью между физлицами, могут осуществляться без ограничения, за исключением случаев, когда есть лимиты, установленные договором по обслуживанию в банках и/или законом.

Безналичный и наличный расчет между юрлицами, а также с участием граждан при ведении предпринимательской деятельности производится в соответствии с п. 2 ст. 861 Гражданского кодекса. При этом безналичные расчеты осуществляются через финансово-кредитные организации (банки), где открыты соответствующие расчетные счета.

В п. 1 ст. 862 ГК РФ выделены 4 основные формы проведения безналичных расчетов:

Также могут существовать и другие формы безналичных расчетов, если это предусмотрено соответствующим законом и правилами обслуживающего банка. Участники сделки сами выбирают удобную им форму оплаты (делают выбор в пользу наличного или безналичного расчета) и закрепляют сделанный выбор в условиях двухстороннего договора.

Наличные расчеты между юрлицами и ИП лимитируются. Каков сейчас размер лимита, как он применяется, кого и как наказывают за его несоблюдение, подробно разъясняется в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите в материал.

Правила ведения наличных и безналичных расчетов утверждены нормативными актами. Так, порядок проведения операций с наличностью по кассе предприятия/ИП производится в соответствии с указаниями Банка России от 11.03.2014 № 3210. Порядок проведения безналичных операций утвержден положением Банка России от 29.06.2021 № 762-П.

Особенности учета наличных и безналичных средств

Для проведения наличных и безналичных расчетов в бухучете используются активные счета 50 и 51. Поступление денежных средств (при проведении наличных и безналичных расчетов) отображается по дебету указанных выше счетов. И соответственно, выбытие средств отображается по кредиту.

Сальдо на счетах 50 и 51 должно быть всегда положительным, за исключением тех случаев, когда банк открывает клиенту овердрафт — тогда возможен отрицательный остаток на расчетном счете.

При работе с наличностью на предприятии устанавливается самостоятельно выбранный размер лимита. Наличные расчеты должны проводиться через кассу фирмы с применением ККТ.

Кто и в каких случаях может работать без кассового аппарата (не применять ККТ), смотрите в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе бесплатен.

Выводы

Ведение безналичных и наличных расчетов предусматривает присутствие 2 контрагентов. Ведение расчетов наличными средствами между физлицами, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность, происходит без каких-либо ограничений. Наличные расчеты у юрлиц и ИП проводятся с соблюдением кассовой дисциплины.

О том, как важно соблюдать кассовую дисциплину, вы узнаете из этой статьи.

Безналичные расчеты проводятся с участием банковских учреждений, которые выполняют распоряжение своего клиента на списание денежных средств с его расчетного счета в пользу другого лица на его расчетный счет, открытый в этом же или в другом банке, с которым у исполняющего платежное поручение банка установлены корреспондентские отношения.

Для отображения наличных и безналичных расчетов в бухучете используются активные синтетические счета 50 и 51. На данных счетах по итогам отчетного периода может оставаться сальдо, которое свидетельствует о наличии денежных средств у организации или предпринимателя.

Источник

Формы безналичных расчетов.

В современных условиях значительную долю составляют безналичные расчеты. Актуальность безналичных расчетов обусловлена тем, что безналичный платежный оборот является основной частью денежного оборота. Безналичные расчеты имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег, необходимых для обращения, снижении издержек обращения. ​Безналичные расчеты — это платежи,осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований.​

состояние безналичных расчетов характеризуется чем. Смотреть фото состояние безналичных расчетов характеризуется чем. Смотреть картинку состояние безналичных расчетов характеризуется чем. Картинка про состояние безналичных расчетов характеризуется чем. Фото состояние безналичных расчетов характеризуется чемсостояние безналичных расчетов характеризуется чем. Смотреть фото состояние безналичных расчетов характеризуется чем. Смотреть картинку состояние безналичных расчетов характеризуется чем. Картинка про состояние безналичных расчетов характеризуется чем. Фото состояние безналичных расчетов характеризуется чем

состояние безналичных расчетов характеризуется чем. Смотреть фото состояние безналичных расчетов характеризуется чем. Смотреть картинку состояние безналичных расчетов характеризуется чем. Картинка про состояние безналичных расчетов характеризуется чем. Фото состояние безналичных расчетов характеризуется чем

Платежное поручение — письменное распоряжение владельцу счета банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств.

Рассчеты по аккредитиву – это поручение банка покупателя банку поставщика об оплате поставщику товаров и услуг на условиях, предусмотренных в аккредитивном договоре.

Рассчеты по инкассо – банковская операция, путем которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся ему денежные средства от других предприятий и организаций на основе расчетных документов. При инкассовой услуге банк поставщика сам пересылает платежные требования в банк плательщика. Данные услуги предоставляются клиенту за комиссионное вознаграждение.

Рассчеты по чеку – письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счета держателю чека определенную сумму.

Расчеты с помощью векселей являются одной из наиболее удобных и широко применяемых форм безналичных расчетов.

Вексель это ценная бумага в виде ничем не обеспеченного долгосрочного обязательства векселедателя, дающая право на получение (возврат) векселедержателем предоставленного им на установленный срок и на определенных условиях денежного долга. Одновременно вексель может применяться как платежный документ, передаваемый одним лицом другому взамен денежного платежа, и как средство кредита.

Широкое распространение получили и расчеты с помощью пластиковых банковских карт. Пластиковые банковские карты иначе называют пластиковыми деньгами. Особенностью такого вида расчетов является его универсальность, поскольку, пользуясь карточкой, можно производить расчеты не только внутри страны, но и за рубежом.

Пластиковые карты бывают 2х видов:

Источник

Статья 861. Наличные и безналичные расчеты

1. Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами (статья 140) без ограничения суммы или в безналичном порядке.

2. Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами с учетом ограничений, установленных законом и принимаемыми в соответствии с ним банковскими правилами.

Комментарий к ст. 861 ГК РФ

2. Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами и в безналичном порядке по выбору самих граждан.

Безналичные расчеты между гражданами регулируются Положением ЦБ РФ N 222-П, которое предусматривает следующие способы безналичных расчетов: по банковским счетам на основании договора банковского вклада, по банковским счетам на основании договора банковского счета, без открытия банковского счета. При отсутствии денежных средств на счете физического лица расчетные документы исполнению не подлежат и возвращаются.

3. Расчеты с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производятся по общему правилу в безналичном порядке, так как названные субъекты обязаны хранить свои денежные средства на счетах в банках. Безналичные расчеты между названными лицами регулируются Положением ЦБ РФ N 2-П. Если хотя бы одной стороной в расчетах является гражданин, то Положение ЦБ РФ N 2-П не применяется, а действует Положение ЦБ РФ N 222-П.

Расчеты между юридическими лицами наличными деньгами допускаются, если иное не предусмотрено законом. В настоящее время законом предусмотрены следующие ограничения наличных расчетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

1) расчеты наличными деньгами в рамках одного договора могут производиться в размере, не превышающем 100 000 руб. (указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. N 1843-У // Вестник Банка России. 2007. N 39);

3) названные лица могут хранить наличные деньги только в пределах лимитов, которые устанавливаются ежегодно банком, обслуживающим данную организацию, по согласованию с ее руководителем (Положение от 5 января 1998 г. N 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» // Вестник Банка России. 1998. N 1). Сверх лимита в кассе хозяйствующего субъекта могут находиться не свыше трех дней средства, предназначенные для выдачи заработной платы, выплат социального характера и стипендий;

4) наличные деньги, поступившие в кассу за проданные товары (работы, услуги), и страховые премии могут расходоваться на заработную плату, иные выплаты работникам, стипендии, командировочные расходы, оплату возвращенных товаров (работ, услуг) в пределах 100 000 рублей по одному договору. Наличные деньги, поступившие в кассу в качестве платежей в пользу третьих лиц, не могут расходоваться на названные цели и подлежат к сдаче в полном размере в кассы кредитных организаций (указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. N 1843-У // Вестник Банка России. 2007. N 39);

5) в предусмотренных законом случаях хозяйствующий субъект должен применять контрольно-кассовую технику (Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» // СЗ РФ. 2003. N 21. Ст. 1957);

6) оформление наличных расчетов осуществляется с использованием расчетных документов. Основными расчетными документами при наличных расчетах являются приходный кассовый ордер (оформляющий прием наличных денег лицом) и расходный кассовый ордер (оформляющий выдачу наличных денег из кассы), а также могут использоваться другие документы: платежные ведомости, расчетно-платежные ведомости, заявления на выдачу денег, счета и др.

3. Безналичные расчеты производятся через банки и иные кредитные организации путем открытия в них банковских счетов и осуществления расчетных операций по таким счетам (зачисление на счет, перечисление на другой счет, списание со счета и др.).

Судебная практика по статье 861 ГК РФ

Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 1, 9, 10, 12, 140, 307, 309, 431, 861 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», установив, что комбинатом допустимые доказательства, подтверждающие факт надлежащего исполнения обязательств по договору участия в долевом строительстве не представлены, пришли к выводу о правомерности одностороннего отказа Общества от исполнения договора участия в долевом строительстве в связи с его неоплатой со стороны Комбината.

Отказывая истцам, являющимся правопреемниками Кучерова В.В. в удовлетворении заявленных по настоящему делу требований, суды руководствовались статьями 431, 450, 453, 488, 549, 861 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходили из установленных по делу обстоятельств, подтверждающих передачу спорного имущества покупателю и факт его оплаты последним в полном объеме в соответствии с условиями договора, что следует из акта приема-передачи.

По результатам изучения принятых по делу судебных актов и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, установлено, что предусмотренные статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отсутствуют. Суды руководствовались статьями 106, 110, 111, 161, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 861 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходили из доказанности факта несения Поломодовым Л.Б. судебных расходов, а также обязанности заявителей по данному обособленному спору по их компенсации в указанном размере.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статей 64, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая фактические обстоятельства, установленные по делу N А32-27327/2016, признав доказанным факт передачи истцу денежных средств в размере 7 900 000 рублей, руководствуясь положениями статей 807, 808, 861 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.

Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанции руководствуясь положениями статей 861, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 Указания Банка России от 07.10.2013 N 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов», оценив представленные в материалы дела доказательства, исходили из отсутствия достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих факт перечисления истцом ответчику денежных средств.

Признавая предписание в обжалуемой части законным и обоснованным и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались статьями 1, 21, 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», а также статьями 421, 861, 927, 934, 936 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-I «О защите прав потребителей», статьей 30 Закона Российской Федерации от 02.12.1990 N 395-I «О банках и банковской деятельности», а также позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 8 Информационного письма от 13.09.2011 N 146.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 859, 861, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности истцом наличия на стороне ответчика неосновательного обогащения, ввиду удержания денежных средств (27.05.2015) после даты расторжения банковского счета общества (26.05.2015).

Апелляционный суд, ссылаясь на положения статей 8, 330, 401, 702, 711, 720, 721, 746, 753, 861 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 101, 110, 112 АПК РФ, разъяснения, изложенные в пунктах 12, 13 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда», пункте 20 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», оценил представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, принял в качестве доказательства квитанцию об оплате ответчиком аванса в сумме 100 000 руб., и с учетом этого изменил решение от 10.05.2016. Установив факт выполнения обществом работ по договору, некачественность которых ответчиком не доказана, апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в части.

Источник

Организация безналичных расчетов

Оглавление

Цель — раскрыть понятие безналичных расчетов, порядок их организации и документального оформления.

Задачи

1. Безналичный денежный оборот и принципы организации безналичных расчетов

Предприятия, осуществляющие свою деятельность на территории РФ, постоянно осуществляют различные расчетные операции со своими контрагентами, бюджетом, работниками, собственниками. Основную часть расчетных операций составляют следующие:

В первом случае на предприятии имеет место отток денежных средств, во втором — их приток. В зависимости от формы расчета между предприятием и его контрагентами потоки материальных ресурсов и соответствующие им потоки денежных средств чаще всего совпадают во времени.

Согласно ст. 140 ГК РФ платежи на территории России осуществляются путем наличных или безналичных расчетов. При наличных расчетах происходит передача денежных средств в форме банкнот и монет, а при безналичных — право на денежную сумму предается путем оформления соответствующих документов и проведения записей по счетам.

Налично-денежный оборот регламентирован Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ от 5 января 1998 г., утвержденным Банком РФ. Наличные денежные средства, поступающие в кассу предприятия, подлежат сдаче в учреждение банка с последующим зачислением на счет данного предприятия; сумма денежных средств, которую можно держать в кассе предприятия, лимитируется. Порядок и сроки сдачи наличных денег в учреждение банка устанавливаются индивидуально по каждому предприятию.

Безналичные расчеты — это расчеты, совершаемые путем перевода банками средств по счетам клиентов, на основе платежных документов, составленных по единым стандартам и правилам.

Выделяют следующие основные принципы организации безналичных расчетов:

Расчетные документы действительны в течение 10 дней, не считая дня их выписки. Исправления, помарки и подчистки в расчетных документах не допускаются.

При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность).

При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

Кроме того, списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

2. Классификация форм безналичных расчетов

Под формой безналичных расчетов подразумевается совокупность экономических отношений, возникающих в процессе перечисления средств между плательщиками, получателями (взыскателями) и посредниками. Эти отношения должны быть зафиксированы документально.

Формы безналичных расчетов классифицируются по следующим критериям.

1. В зависимости от наличия или отсутствия посредников между плательщиком и получателем средств:

2. В зависимости от уровня прохождения платежа:

3. В зависимости от того, кто является плательщиком и получателем средств:

4. В зависимости от статуса и степени обособленности учреждений банка, обслуживающих плательщика и получателя средств:

5. В зависимости от способа хранения, обработки и передачи информации:

6. В зависимости от видов используемых расчетных документов и установленного порядка документооборота:

Рассмотрим основные формы безналичных расчетов.

2.1. Расчеты платежными поручениями

Платежное поручение представляет собой поручение предприятия обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета на счет указанного плательщиком лица. В настоящее время это одна из основных форм расчетов.

С момента получения платежного поручения банком от клиента у него возникает обязательство перед клиентом в сроки, установленные законодательством или договором, перечислить денежные средства по назначению с корреспондентского счета (субсчета), иных счетов, открытых для проведения расчетных операций. При этом клиент должен соблюдать следующие условия:

При соблюдении вышеуказанных условий банк или его филиал в день принятия платежного поручения от клиента списывает средства с его счета и перечисляет их со своего корреспондентского счета (субсчета) и иных счетов, открытых для проведения расчетных операций, не позднее следующего дня, если иное не предусмотрено в договоре банковского счета.

Если на платежном документе не проставлен срок платежа, то сроком платежа считается дата принятия документа от клиента.

Схема расчетов платежными поручениями выглядит следующим образом (рис. 1):

состояние безналичных расчетов характеризуется чем. Смотреть фото состояние безналичных расчетов характеризуется чем. Смотреть картинку состояние безналичных расчетов характеризуется чем. Картинка про состояние безналичных расчетов характеризуется чем. Фото состояние безналичных расчетов характеризуется чем

Рис. 1. Схема расчетов платежными поручениями

1 — выписка платежного поручения в соответствии с требованиями договора

2 — списание средств со счета покупателя и зачисление на счет продавца

3 — выписка с расчетного счета покупателя о списании средств

4 — выписка с расчетного счета продавца о зачислении средств

Платежное поручение действительно в течение 10 дней, начиная со дня, следующего за днем выписки. В отдельных случаях используются безотзывные поручения, действующие в течение неопределенного времени.

Предприятие-плательщик выписывает четыре экземпляра платежного поручения на бланке унифицированной формы, по одному для каждого участника сделки. На одном экземпляре ставится оригинальная печать предприятия, а также этот экземпляр подписывается первой и второй подписями. Данный экземпляр является общим основанием для списания средств в банке и остается в банковской документации. Второй экземпляр поручения возвращается к плательщику с отметкой банка о принятии поручения к исполнению. Третий и четвертый экземпляры поступают в банк продавца. На основании третьего экземпляра производится зачисление средств на счет получателя. Последний экземпляр прилагается к выписке со счета получателя в качестве подтверждения совершения операции по зачислению средств.

Платежное поручение является универсальным расчетным документом и применяется для проведения всех видов товарных и нетоварных платежей, используется как на бумажных носителях, так и в электронном виде. В настоящее время электронные платежные поручения передаются по единой расчетной сети Банка России, по локальным расчетным сетям коммерческих банков и по системе «клиент-банк», если имеется надежная компьютерная связь с клиентом.

Основным преимуществом расчетов с помощью платежных поручений является относительно быстрый документооборот.

2.2. Расчеты по аккредитиву

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком-эмитентом по поручению плательщика произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставит полномочия другому (исполняющему) банку произвести такие платежи.

Содержание аккредитивной формы расчетов:

Выплаты с аккредитива могут осуществляться только в безналичной форме.

Известно несколько видов аккредитивной формы расчетов.

Депонированный (покрытый) аккредитив (рис. 2). Здесь банк плательщика (банк-эмитент) перечисляет в банк получателя (исполняющий банк) соответствующую сумму со счета плательщика или за счет средств предоставленного ему кредита. То есть необходимые денежные средства списываются со счета плательщика еще до момента исполнения поставщиком обязательств по договору. Такая форма аккредитивных расчетов применяется в случае, если между банками, обслуживающими участников сделки, не установлены корреспондентские отношения.

состояние безналичных расчетов характеризуется чем. Смотреть фото состояние безналичных расчетов характеризуется чем. Смотреть картинку состояние безналичных расчетов характеризуется чем. Картинка про состояние безналичных расчетов характеризуется чем. Фото состояние безналичных расчетов характеризуется чем

Рис. 2. Схема расчетов с использованием покрытого аккредитива

1 — предоставление в банк аккредитива по установленной форме;

2 — списание средств со счета покупателя и перечисление в исполняющий банк для платежей по аккредитиву;

3 — уведомление продавца об открытии аккредитива;

4 — отгрузка продукции, выполнение работ, оказание услуг;

5 — предоставление в обслуживающий банк документов, свидетельствующих об отгрузке в соответствии с условиями аккредитива;

6 — контроль исполняющего банка за соблюдением условий контракта и зачисление средств на счет продавца;

7 — уведомление банка-эмитента об использовании аккредитива вместе с документами, свидетельствующими об отгрузке;

8 — уведомление покупателя об использовании аккредитива вместе с документами, свидетельствующими об отгрузке

Непокрытый, или гарантированный, аккредитив (рис. 3), применяется при наличии у банков корреспондентских счетов друг друга. В этом случае средства, списанные с расчетного счета покупателя, непосредственно в банк поставщика не перечисляются, а депонируются на специальном счете. Выплата поставщику по аккредитиву производится за счет средств на корреспондентском счете банка покупателя в банке поставщика. В этом случае сроки расчетов между контрагентами сокращаются.

Другие классификации аккредитивной формы расчета, по сути, представляют собой видоизменения либо покрытой, либо непокрытой формы аккредитива. К ним относятся:

Отзывной аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива.

состояние безналичных расчетов характеризуется чем. Смотреть фото состояние безналичных расчетов характеризуется чем. Смотреть картинку состояние безналичных расчетов характеризуется чем. Картинка про состояние безналичных расчетов характеризуется чем. Фото состояние безналичных расчетов характеризуется чем

Рис. 3. Схема расчетов с использованием гарантированного (непокрытого) аккредитива:

1 — предоставление аккредитива по установленной форме;

2 — сообщение об открытии гарантированного аккредитива;

3 — отражение открытия аккредитива в исполняющем банке;

4 — уведомление продавца об открытии аккредитива;

5 — отгрузка продукции, выполнение работ, услуг;

6 — предоставление в обслуживающий банк документов, свидетельствующих об отгрузке в соответствии с условиями аккредитива;

7 — контроль исполняющего банка за соблюдением условий контракта, списание средств с корреспондентского счета банка-эмитента и зачисление средств на счет продавца;

8 — уведомление банка-эмитента об использовании аккредитива вместе с документами, свидетельствующими об отгрузке;

9 — списание денежных средств со счета покупателя;

10 — уведомление покупателя о списании денежных средств вместе с документами, свидетельствующими об отгрузке

Безотзывным аккредитивом признается такой, который может быть отменен только с согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Безотзывный аккредитив, подтвержденный исполняющим банком, не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка. Порядок предоставления подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Каждый аккредитив предназначен для расчетов только с одним получателем средств, причем получатель может отказаться от использования аккредитива до истечения срока его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива.

Аккредитивная форма расчетов отличается сложностью и длительностью документооборота, высокой себестоимостью затрат на открытие и ведение аккредитива, необходимостью проверки подлинности и товарности документов, предъявляемых в банк поставщиком. Кроме того, при открытии депонированного аккредитива сумма предварительно снимается со счета плательщика и хранится на определенном счете в банке поставщика (продавца). При этом проценты по аккредитивному счету не начисляются, даже если он не был использован. Поэтому плательщик вынужден отвлекать свои ликвидные денежные средства, нести инфляционные потери. В настоящее время в России аккредитивная форма расчетов практически не используется.

2.3. Расчеты чеками

Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя обслуживающему его банку произвести платеж указанной в чеке суммы чекодержателю. Выделяют два вида чеков:

Расчетные чеки представлены депонированными и гарантированными чеками.

При оформлении депонированной чековой книжки (рис. 4) клиент предварительно перечисляет на определенный лицевой счет соответствующую сумму, что обеспечивает гарантию платежа по данным чекам, т. е. одновременно с заявлением о выдаче чековой книжки в банк представляется платежное поручение. Такая форма расчета чеками получила наибольшее распространение в современной отечественной практике.

состояние безналичных расчетов характеризуется чем. Смотреть фото состояние безналичных расчетов характеризуется чем. Смотреть картинку состояние безналичных расчетов характеризуется чем. Картинка про состояние безналичных расчетов характеризуется чем. Фото состояние безналичных расчетов характеризуется чем

Рис. 4. Схема расчетов с использованием депонированной чековой книжки:

1 — заявление покупателя в банк о предоставлении чековой книжки вместе с платежным поручением о депонировании денежных средств;

2 — депонирование средств на специальном счете;

3 — выдача чековой книжки;

4 — отгрузка продукции, выполнение работ, услуг;

5 — выписка чека и передача его поставщику;

6 — предоставление в обслуживающий банк чеков вместе с реестром чеков;

7 — предъявление реестра чеков в банк покупателя для оплаты;

8 — перечисление соответствующих сумм с лицевого счета чековой книжки

Гарантированная чековая книжка предварительного депонирования средств не предусматривает. Покрытием чека выступают средства чекодателя на расчетном счете в пределах соответствующей суммы гарантии, установленной банком при выдаче чековой книжки. При временном отсутствии средств на счете плательщика банк может произвести оплату за счет собственных средств в пределах установленной суммы (овердрафт), если данная услуга установлена соглашением между банком и клиентом.

Порядок использования расчетных чеков регулируется ГК РФ, в соответствии с которым чек должен содержать следующие обязательные реквизиты:

Отсутствие какого-либо из вышеуказанных реквизитов лишает документ силы чека. Если в чеке указано наименование чекодержателя, то такой чек называется именным.

В соответствии с законодательством чек должен быть предъявлен к оплате в течение 10 дней, не считая дня его выдачи.

Права по чеку могут быть переданы с помощью передаточной надписи на чеке — индоссамента, за исключением именного чека. Чекодержатель переводного чека считается его законным владельцем, если он основывает свое право на непрерывном ряде индоссаментов.

В настоящее время чековая форма расчетов постепенно уступает место электронным платежам.

2.4. Расчеты по инкассо

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов совершает действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (исполняющий банк). Суть такой операции заключается в том, что распоряжение о списании средств со счета плательщика оформляется не самим плательщиком, а получателем в рамках предоставленного ему права.

Расчеты по инкассо осуществляются с акцептом, т. е. когда плательщик подтверждает предоставленные в его банк документы на списание денежных средств; без акцепта, когда в случаях установленных законодательством (как правило, это относится к списанию по исполнительным и приравненным к ним документам), средства списываются со счета плательщика.

Расчеты по инкассо проводятся на основании платежных требований и инкассовых поручений. Они предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя.

Платежное требование-поручение используется, как правило, в коммерческом обороте и представляет собой расчетный документ, который содержит требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Расчеты платежными требованиями-поручениями могут осуществляться с акцептом или без акцепта плательщика. При расчетах между коммерческими предприятиями платежные требования без акцепта используются только в случае, если данное условие установлено основным договором между контрагентами, а также при наличии в договоре банковского счета между плательщиком и своим банком условия о возможности безакцептного списания денежных средств. Однако в основном расчеты осуществляются платежными требованиями, оплачиваемыми с акцептом плательщика (рис. 5).

состояние безналичных расчетов характеризуется чем. Смотреть фото состояние безналичных расчетов характеризуется чем. Смотреть картинку состояние безналичных расчетов характеризуется чем. Картинка про состояние безналичных расчетов характеризуется чем. Фото состояние безналичных расчетов характеризуется чем

Рис. 5. Схема расчетов с использованием платежных требований-поручений, подлежащих акцепту плательщика:

1 — отгрузка товара, выполнение работ, услуг;

2 — выписка и направление в банк-эмитент платежного требования-поручения, реестров требований и сопроводительных документов;

3,4 — передача указанных документов в исполняющий банк и направление требования покупателю;

5 — акцепт или отказ от акцепта вместе с соответствующим заявлением;

6 — перечисление средств в случае акцепта или возврат документов вместе с заявлением об отказе акцепта;

7 — зачисление средств на счет продавца (в случае акцепта и оплаты);

8 — извещение поставщика о поступлении средств либо передача документов, свидетельствующих о полном или частичном отказе от акцепта

Принимающий платежные требования банк получателя (банк-эмитент) осуществляет проверку соответствия платежного требования установленной форме, соответствие подписей и печатей получателя, а также полноты заполнения всех указанных на бланке реквизитов. В случае соблюдения всех правил два экземпляра платежного требования с реестром платежных требований (перечень требований по данному платежу и их основные реквизиты) передаются в банк плательщика (исполняющий банк). Поступившие в исполняющий банк платежные требования проверяются на соответствие условий данной формы расчетов условиям договора между банком и плательщиком.

При расчетах платежными требованиями с акцептом один экземпляр требования предается для акцепта плательщику. Акцепт платежного требования может быть произведен плательщиком до истечения срока акцепта путем предоставления в банк соответствующего заявления с печатью и подписями соответствующих должностных лиц. В этом случае на основании указанных в требовании реквизитов исполняющий банк производит списание средств со счета плательщика.

Инкассовые расчеты могут осуществляться также на основании инкассовых поручений. В соответствии с действующим законодательством списание денежных средств по инкассовым поручениям производится только в бесспорном порядке. Положением о безналичных расчетах предусмотрены следующие случаи применения инкассовых поручений:

Инкассовые поручения могут применяться и при расчетах между коммерческими организациями, если условия основного договора, а также договоров банковского счета содержат такую возможность. Порядок документооборота аналогичен документообороту при использовании платежных требований-поручений без акцепта. Схема расчетов инкассовыми поручениями и платежными требованиями без акцепта показана на рис. 6.

Инкассовая форма расчетов не только отличается сложностью документооборота, но и не дает гарантии платежа. Ведение двух картотек расчетных документов: переданных плательщику для акцепта и не оплаченных в связи с отсутствием средств на счете — требует дополнительных затрат со стороны банка. Поэтому платежные требования применяются редко. Инкассовые поручения используются, как правило, налоговыми органами для взыскания недоимок налоговых и иных обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.

состояние безналичных расчетов характеризуется чем. Смотреть фото состояние безналичных расчетов характеризуется чем. Смотреть картинку состояние безналичных расчетов характеризуется чем. Картинка про состояние безналичных расчетов характеризуется чем. Фото состояние безналичных расчетов характеризуется чем

Рис. 6. Схема расчетов с использованием безакцептных платежных требований или инкассовых поручений:

1 — заключение договора банковского счета, предусматривающего возможность безакцептного списания денежных средств, и представление в банк сведений о поставщиках, имеющих право выставлять безакцептные требования и инкассовые поручения;

2 — отгрузка товара, выполнение работ, услуг;

3 — выписка и направление в банк-эмитент платежного требования или инкассового поручения, реестра требований или поручений и сопроводительных документов;

4 — передача указанных документов в исполняющий банк;

5 — проверка исполняющим банком соответствия применения данной формы расчетов договору банковского счета и иным требованиям законодательства;

6 — перечисление средств в случае полного соблюдения условий, указанных в п. 5;

7 — извещение плательщика о списании денежных средств с его счета;

8 — зачисление средств на счет продавца (в случае поступления платежа);

9 — извещение поставщика о поступлении средств либо передача документов, свидетельствующих о невозможности произвести взыскание в случае несоблюдения условий законодательства или отсутствия средств на счете плательщика

2.5. Расчеты с использованием пластиковых карт

Многие специалисты в области банковского дела считают, что начало выпуску банковских кредитных карт было положено Джоном С. Биггинсом, специалистом по потребительскому кредиту из «Национального банка „Флэтбуш“» в нью-йоркском районе Бруклин. В 1946 г. С. Биггинс организовал работу по кредитной схеме под названием «Charge-it». Эта схема предусматривала оформление долговых расписок, которые принимались от клиентов местными магазинами за мел кие покупки. После того как покупка состоялась, магазин сдавал рас писки в банк, который оплачивал их со счетов покупателей. Так появился механизм банковского эквайринга, т. е. обслуживания торговых центров, принимающих к оплате кредитные карты, эмитированные другими банками.

Первой массовой платежной карточной системой стала американская «Дайнерс Клаб» («Diners Club»), созданная в 1949 г. Одним из главных ее отличий от предшествующих систем было наличие профессиональной посреднической компании, берущей на себя организацию и проведение расчетов между продавцами и покупателями товаров и услуг. В 1950 г. компания «Дайнерс Клаб» ввела в обращение платежные карты, принимаемые ресторанами, отелями и туристскими агентствами. Впоследствии они стали называться картами туризма и развлечений. Первоначально изготавливались на плотной бумаге, картоне, но уже в 50-е годы появились первые пластиковые карты. В 1958 г. первые карты выпустили компании «Америкэн экспресс», «Бэнк оф Америкард» (ныне это система «Виза»).

В странах Западной Европы, в первую очередь в Великобритании и Франции, первые платежные карты появились в 60-е годы.

В СССР банковские карты в рублевых расчетах внутри страны не использовались. В 1969 г. было подписано первое международное соглашение с компанией «Дайнерс Клаб», в 1974 г. — с «Америкэн экспресс», в 1975 г. — с «Бэнк Америкард» и «Еврокард», в 1976 г. — с японской компанией «Джей-Си-Би». С советской стороны все эти соглашения подписывались организацией «Интурист», которая и осуществляла расчеты по пластиковым картам для элитных иностранных туристов в специальных валютных магазинах «Березка» и гостиницах. В 1989 г. Внешэкономбанк выпустил «золотые» карты «Еврокард», но в очень ограниченном количестве и для узкого круга лиц. Поэтому принято считать, что первым российским коммерческим банком, выпустившим карту системы «Виза», стал в 1991 г. Кредобанк. Наряду с внедрением карт международных платежных систем с начала 90-х годов стали развиваться и российские платежные системы: «СТБ Карт» на базе банка «Столичный», «Юнион Карт» — на базе Автобанка, «Золотая корона» — на базе Сибирского торгового банка и, конечно же «Сберкарт» — на базе крупнейшего отечественного коммерческого банка — Сберегательного банка Российской Федерации.

Порядок эмиссии банковских карт и расчетов с их помощью регулируется в основном нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, поскольку в Гражданском кодексе Российской Федерации и федеральном законодательстве не уделено достаточного внимания электронным формам расчетов.

Банком России 9 апреля 1998 г. № 23-П утверждено Положение о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием.

В соответствии с этим Положением банковская карта — это средство для составления расчетных и иных документов, подлежащих оплате за счет клиента. Также банковскую карту можно определить как персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий держателю возможность безналичной оплаты товаров или услуг и получения наличных денежных средств в отделениях (филиалах) банков и банкоматах.

Для совершения операций с пластиковыми картами кредитной организации достаточно иметь обычную лицензию на проведение банковских операций, отдельного разрешения со стороны Банка России не требуется.

Кредитная организация может эмитировать банковские карты для физических и юридических лиц при условии, что ее лицензия на проведение банковских операций предусматривает операции по счетам указанных лиц в соответствующей валюте.

Если эмитируемые банковские карты предоставляют держателю возможность трансграничных платежей, т. е. платежей по операциям, совершенным с использованием банковских карт за пределами государства, на территории которого они эмитированы, то эмиссию карт могут осуществлять только кредитные организации, являющиеся уполномоченными банками в соответствии с Законом о валютном регулировании и валютном контроле.

Банковские карты эмитируются на территории Российской Федерации кредитными организациями — резидентами.

Распространение (продажа) кредитными организациями-резидентами карт и предоплаченных финансовых продуктов других эмитентов (American Express, Diners Club, VisaTravel Money, VISA CASH, Mondex, чеков и др.), позволяющих оплачивать товары (услуги) или получать наличные деньги, возможно только по специальному разрешению Банка России.

Банковские карты выдаются клиенту на основании заключенного с ним договора. На банковской карте должны быть проставлены наименование и логотип эмитента, однозначно его идентифицирующие.

Эмитент должен уведомить клиентов о необходимости обязательного получения разрешения Банка России для совершения валютных операций, связанных с движением капитала, в том числе при совершении трансграничных платежей с последующим возмещением в валюте Российской Федерации расходов эмитента, в соответствии с валютным законодательством.

По одному счету клиента могут отражаться операции с использованием нескольких однотипных банковских карт (расчетные, кредитные операции) одной или разных платежных систем, выданных кредитной организацией либо самому клиенту, либо лицам, уполномоченным клиентом.

Кредитная организация, начинающая (завершающая) эмиссию банковских карт или эквайринг с их использованием, обязана уведомить в 30-дневный срок Департамент методологии и организации расчетов Банка России о начале (завершении) эмиссии или эквайринга. Уведомление должно содержать общую информацию о платежной системе и типах банковских карт, которые выпускает эмитент или обслуживает эквайрер, по форме, установленной Банком России.

Физическим лицам, как резидентам, так и нерезидентам, эмитент может выдавать банковские карты следующих типов:

Юридическим лицам эмитент может выдавать банковские карты следующих типов:

Все расчеты по операциям с использованием банковских карт, совершенным на территории Российской Федерации, должны проводиться только в валюте Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством. Но это правило не распространяется на межбанковские расчеты при использовании банковских карт резидентами и нерезидентами за пределами Российской Федерации, а также при получении наличных денежных средств в иностранной валюте с использованием банковских карт в уполномоченных банках.

Юридические лица — резиденты могут совершать с использованием корпоративных карт безналичные операции на предприятиях торговли (услуг), а также операции получения наличных денежных средств в следующих случаях:

1) получение наличных денежных средств в валюте Российской Федерации для расчетов, связанных с хозяйственной деятельностью юридического лица на территории Российской Федерации, а также для оплаты расходов, связанных с командированием работников соответствующих юридических лиц в пределах Российской Федерации;

2) безналичная оплата расходов в валюте Российской Федерации, связанных с командированием работников соответствующих юридических лиц, в пределах Российской Федерации;

3) безналичные операции на территории Российской Федерации, связанные с основной хозяйственной деятельностью юридического лица, в валюте Российской Федерации;

4) безналичная оплата в валюте Российской Федерации расходов представительского характера на территории Российской Федерации;

5) безналичная оплата расходов, связанных с командированием работников соответствующих юридических лиц в иностранные государства, в иностранной валюте;

6) безналичная оплата расходов представительского характера в иностранной валюте за пределами Российской Федерации;

7) получение наличных денежных средств в иностранной валюте за пределами Российской Федерации для оплаты расходов, связанных с командированием работников соответствующих юридических лиц в иностранные государства.

Запрещается использование корпоративных карт для выплаты заработной платы и других выплат социального характера.

При совершении операций с использованием банковских карт в случае отсутствия денежных средств на счете клиента расчеты по таким операциям проводятся путем предоставления клиенту кредита на соответствующую сумму на условиях договора между эмитентом и клиентом.

За совершение операций по счетам пластиковых карт кредитные организации получают следующие виды комиссионного вознаграждения:

Кроме того, при выдаче держателям карт кредитов в пределах установленных лимитов взимается банковский процент, предусмотренный договором.

Очевидные преимущества расчетов с помощью банковских карт заключаются в высокой скорости их проведения (суммы списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя практически мгновенно), возможности использования банковского кредита, сокращении затрат на эмиссию, транспортировку, хранение и пересчет наличных денег. Платежные карты портативны, их сложно подделать, в случае потери или хищения счет блокируется по первому заявлению владельца. Вместе с тем развитие рынка банковских карт в России требует совершенствования действующего законодательства, сокращения теневого сектора экономики, дополнительных инвестиций в банковскую инфраструктуру (на создание компьютерных сетей, средств защиты информации, установку банкоматов и терминалов).

Выводы

Таким образом, в результате изучения темы были определены основные принципы организации безналичных расчетов, рассмотрена классификация безналичных расчетов и особенности организации различных форм безналичных расчетов: платежными поручениями, по аккредитиву, по инкассо, чеками и с использованием пластиковых карт.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *