сопровождение сайтов что это
Сопровождение сайта что входит
Почему-то некоторые веб-мастера, в первую очередь начинающие, считают, что вполне достаточно приобрести веб-ресурс, наполнить его контентом и на этом вся работа с ним будет завершена.
Конечно, можно поступить и так, но для чего тогда он нужен? Если вы захотели сделать свой сайт или ресурс для своей организации, то сначала необходимо задать себе вопрос: зачем он вам? Сразу следует определиться, какие цели перед вашим веб-ресурсом будут стоять.
Сейчас в Интернете очень много сайтов различных тематик и среди них немало заброшенных. Понятно, что такие ресурсы никогда не выйдут в ТОП поисковых систем, которые уже потеряли к ним интерес.
Почему так происходит? Основная причина заключается в том, что поисковики считают информацию на редко обновляемых ресурсах устаревшей и не представляющей для пользователей практического интереса. Этому можно найти несколько причин:
Когда обновления сайта происходит редко, то поисковики быстро теряют к нему интерес и перестают посещать. Это приводит к длительной индексации и значительному понижению рейтинга ресурса. Понятно, что в этом случаи ждать высоких позиций от своего сайта не приходится.
Чтобы избежать подобных проблем, сайт необходимо сопровождать. Сопровождение сайта – что входит в это понятие? Это система мероприятий его обслуживанию и администрированию.
Среди всех мероприятий, необходимых для поддержания ресурса в работоспособном состоянии следует выделить:
Сопровождение и техническая поддержка
Мероприятия по сопровождению ресурса должны содержать в себе: работы по обновлению каталога товаров и услуг, ведение складской документации, необходимо синхронизировать ресурс с программным обеспечением фирмы 1С. Кроме этого требуется следить за формами обратной связи на своем ресурсе.
Если самостоятельно заниматься ресурсом не получается, то всегда можно обратить за помощью к профессионалам. Вот лишь небольшой список услуг, которые предоставляет своим клиентам фирмы, которые занимаются сопровождением и поддержкой сайтов:
Таким образом, на вашем ресурсе будет проводиться постоянный мониторинг и обеспечиваться круглосуточная техническая поддержка. Дизайн и структура сайта будут оптимизироваться для увеличения посещаемости, ресурс будет наполняться уникальным и актуальным для посетителей контентом, при необходимости будут создана каталоги товаров и услуг, а также прайс-листы.
Интернет прочно вошел в жизнь каждого человека и сейчас трудно представить себе любой бренд, который не раскручивается в сети. В этом вам и призваны помочь профессиональные маркетологи и IT-специалисты.
Что такое сопровождение сайта
Говоря простыми словами, сопровождение интернет сайтов – это комплекс мероприятий, призванный обеспечить полноценную, эффективную работу цифрового бизнеса и его перспективное развитие.
Чтобы приступить к планированию сопровождения конкретного интернет-проекта и обеспечить качественную реализацию входящих в него мероприятий, необходимо четко понимать, что такое сайт и какие функции он выполняет в системе коммерческого предприятия.
Корпоративный сайт как инструмент интернет-маркетинга
С точки зрения бизнеса, сайт компании имеет ключевой задачей продвижение товаров и услуг, повышение деловой репутации на рынке, привлечение клиентов, генерацию сделок и рост продаж.
Чтобы обеспечить полноценное выполнение всего перечисленного комплекса задач, ресурс должен отвечать ряду условий:
Как оценить параметры перечисленных условий? Для этого проводится аудит сайта, комплекс тестов и аналитические исследования, позволяющие выяснить все проблемы и ошибки, недоработки, препятствующие успешной работе ресурса в качестве эффективного инструмента интернет-маркетинга.
Зная недостатки, эксперты могут предлагать действия для улучшения ситуации.
Доработка сайта и поддержка
На основании описанных в предыдущих разделах исследований и сделанных выводов составляется план мероприятий по сопровождению сайта компании:
Все решения о каждом мероприятии, входящем в план сопровождения сайта, принимаются в консультациях совместно ответственным руководством и ведущим маркетологом компании. Поскольку интернет-проект выступает в качестве инструмента маркетинга, то и определять задачи сопровождения должен профильный специалист.
Практическая реализация списка задач по сопровождению сайта делегируется техническим специалистам, занимающимся обслуживанием ресурса.
Кто должен заниматься сопровождением сайта и сколько это стоит
В условиях сверхконкурентного современного онлайн-рынка успеха в цифровом бизнесе можно добиться только при профессиональном и системном подходе.
Если в штате компании есть грамотные, подготовленные специалисты для полноценного сопровождения корпоративного ресурса – целесообразно поручить задачу именно им.
Однако обычно такие условия возможны только в очень крупных и богатых организациях.
Предприятия малого и среднего бизнеса осуществляют сопровождение сайтов на основе аутсорсинга, доверяя решение перечисленных выше непростых задач опытным сотрудникам веб-компании.
Стоимость работ определяется масштабами проекта, сложностью конкуренции в товарной нише и квалификацией привлекаемых исполнителей.
Почему нельзя экономить на сопровождении сайта
В малом бизнесе распространен способ экономии расходов на сопровождение сайта, состоящий в делегировании задачи сотрудникам, получающим относительно меньшие оклады, в порядке расширения зоны обслуживания. Мероприятие подается в формате «благотворительности» (дать подработать людям).
Однако экономия в вопросе сопровождения сайта всегда приводит к падению рентабельности бизнеса, ухудшению репутации бренда. Что влечет за собой необходимость проведения дорогостоящего экспертного аудита и повторения всех мероприятий на более высоком качественном уровне.
Что такое техническая поддержка сайта и что в неё входит
Техническая поддержка сайта: что это такое
Самый важный вопрос – техническая поддержка сайта: что это такое и кто её обеспечивает. Чаще всего, услышав этот термин, люди представляют «горячую» линию, где милые девушки готовы ответить на все вопросы. На самом деле, техническая поддержка сайта представляет собой комплекс мер по поддержанию его работоспособности.
Для того, чтобы ресурс приносил прибыль, недостаточно просто его создать. Несомненно, важно знать, что такое домен сайта, ведь именно с его приобретения начинается его работа. Чтобы веб-страница привлекала покупателей, очень важно, чтобы они его находили в поиске.
Главной целью технической поддержки сайта является поддержание его работы, недопущение внутренних сбоев. Недостаточно просто один раз создать ресурс и ждать, что он будет работать сам по себе. Почему? Что в себя включает поддержка? Остановимся на этом моменте подробнее.
Поддержка сайта: что входит
Что в себя включает поддержка сайта, что входит в неё – несомненно, важные вопросы. Начнём с того, что необходим постоянный контроль за работой сайта. То есть, поиск и исправление ошибок. Ничего идеального не бывает, стоит об этом помнить.
Для того, чтобы сайт лучше индексировался поисковыми системами, необходимо регулярное обновление информации. Для эффективной возвратной рекламы, необходимо настроить сбор информации о поведении пользователей на сайте. Знания об РСЯ в Яндекс Директ: что это, как работает и для чего нужно – очень важная тема для владельцев сайта.
Своевременный поиск вирусов и шпионских программ так же помогут удержать сайт на плаву. Игнорирование этой современной проблемы интернета может привести к внезапному обрушению всего ресурса. На его восстановление может уйти много времени и будет потеряна прибыль за счёт того, что клиенты к нам просто не попадут.
Так же проводится резервное копирование сайта для сохранения информации на непредвиденный случай. Адаптация нового материала для удобства пользователей, улучшение структуры сайта – это только самые основные моменты. Впечатляет?
При грамотной технической поддержке, проведению необходимого комплекса мероприятий, сайт будет развиваться и расти. Обычно эту услугу предоставляют студии веб продвижения сайтов, так как реклама тесно связана с работоспособностью. Рекомендуем не игнорировать эту важную и полезную услугу.
Что нужно для тех. поддержки сайта
Разберём что нужно для тех. поддержки сайта и как узнать, что она проводится. В первую очередь, необходимы специалисты, которые отлично разбираются в разных аспектах работы сайта. Преимущество студий в этом отношении явное, ведь у них есть целый штат специалистов.
Например, веб-разработчик сможет проработать технические аспекты работы сайта. Копирайтеры проверят актуальность контента и соответствие его поисковым алгоритмам. Думаю, Вы знаете, кто такой SEO-специалист и почему именно он сможет помочь получить лояльность поисковой машины. А дизайнер сможет внести грамотные правки для удобства клиентов.
Как видим, для грамотной технической поддержки необходимы знания из разных областей веб-разработки. Обладать ими одному человеку довольно сложно, поэтому на помощь приходят веб-студии. Как мы уже говорили, техническая поддержка – это комплекс процедур, в которой нет неважных или лишних составляющих.
Для того, чтобы начать разбираться в том, что необходимо Вашему сайту, необходимо изучить очень большой объём информации. Или можно пройти обучение СЕО с нуля, где рассказываются самые главные детали, на которые необходимо обращать внимание. Поговорим о том, на что обращать внимание при выборе поддержки.
Как выбрать поддержку сайта
Вопрос о том, как выбрать поддержку сайта – сугубо индивидуален. Чаще всего, при создании сайта, Вам предложат его дальнейшее продвижение. И, так же, техническую поддержку. В большинстве случаев, это отличный вариант, так как разработчики уже знают этот сайт и процесс будет идти легче.
Если по какой-либо причине, работать с той же студией нет возможности – не стоит забрасывать тех поддержку. Попробуйте найти специалистов, которые имеют опыт работы с платформой, Вашего сайта. Это будет большим плюсом, так как поможет упростить процесс поддержания работоспособности ресурса.
Так же стоит помнить, что опыт в разработке не всегда гарантирует достаточный опыт в тех. поддержке. Для этого необходимо обладать большим спектром знаний. Например, понимать зачем нужна перелинковка сайта и как заставить алгоритмы поисковой системы работать на сайт. Это не так просто, но работа с опытными специалистами перекроет все трудности, связанные с их поиском.
Как написать в тех. поддержку сайта
Очень важно опубликовать информацию, как написать в тех. поддержку сайта, чтобы клиенты не уходили ни с чем. Понимание потребностей клиентов поможет завоевать их лояльность. Не у всех, например, получается правильно оформить заказ или во время его формирования возникает ошибка.
В этих случаях покупателям требуется квалифицированная помощь. Её предоставление – обязательное условие. Если Вы задумываетесь, как открыть онлайн-школу или интернет-магазин, стоит помнить про первоочередную задачу. Какую? Правильно, удовлетворение потребностей клиента. На этом строится любой бизнес.
Как заказать техническую поддержку сайта
Так как вопрос о том, как заказать техническую поддержку сайта – Ваша потребность, как клиента, большинство студий стараются её удовлетворить. Сами или порекомендовав хороших специалистов. Если этого не происходит, напрашивается нерадостный вывод.
Учитываю опыт работы, мы рекомендуем в таких случаях самим найти подходящих специалистов. Хорошие специалисты обладают всеми способностями, перечисленными выше. Так же они разбираются, что такое нейминг, как сделать сайт ещё лучше и так далее. Это является ключом к успеху.
В заключении, хочется ещё раз подчеркнуть, что техническая поддержка – это не роскошь, а необходимость. Поэтому рекомендуем обратить внимание на эту отрасль заранее. Своевременные меры способствуют эффективному продвижению сайта и лояльности клиентов. Желаем удачи!
Зачем нужно SEO-сопровождение на этапе разработки сайта и что туда входит?
Многие думают, что одно лишь наличие сайта уже должно обеспечить продажи. Поэтому специалист по поисковому маркетингу или целые SEO-компании привлекаются уже после разработки и запуска интернет-ресурса. В итоге проект уже на старте лишается многих преимуществ. Более того, приходится вносить большое количество исправлений. А ведь можно сэкономить время и деньги, если внедрить SEO-сопровождение на этапе создания, к примеру, того же интернет-магазина. Рассказываем, как это сделать правильно.
Вы решили, что бизнесу необходима собственная страница в интернете. Нашли хорошую компанию, которая занимается разработкой сайтов или договорились с толковыми фрилансерами. Через несколько недель или месяцев всё готово к запуску. И вот интернет-ресурс становится частью Всемирной паутины. Казалось бы, должны посыпаться заявки. Ан нет. Тишина. Поискового трафика или очень мало, или он вовсе отсутствует.
Тут-то и наступает момент осознания, что пора обращаться к SEO-специалисту. Тот проводит аналитику и сообщает, что, с точки зрения алгоритмов поисковых систем, сайт, ну, мягко говоря, не эффективен. Необходимы правки. Также сеошник обращает внимание, что первые результаты будут видны только через 2-4 месяца в лучшем случае. А если речь о сложном проекте, то сроки могут увеличиться и до полугода. И получается, что запуск интернет-ресурса фактически отодвинут на пару месяцев.
А если заказать SEO-сопровождение на этапе разработки сайта, то:
Не отодвигайте срок окупаемости вашего проекта. Привлекайте специалиста по поисковому маркетингу на этапе создания сайта, чтобы на момент запуска интернет-ресурс был полностью готов и выполнял возложенные на него задачи.
Ранее SEO был довольно простым процессом. Достаточно было сделать оптимизированный сайт, затем просто закупить ссылки – и интернет-ресурс в топе. Сейчас же поисковики предъявляют больше требований: теперь они хотят видеть полезный и интересный контент для пользователя, высокую скорость загрузки веб-страниц и удобный/понятный/логичный в использовании сайт.
Суть SEO-проектирования на этапе разработки – создание сайта, который соответствует актуальным требованиям поисковых систем, чтобы у пользователя была возможность познакомиться с вашим интернет-ресурсом сразу же после его запуска и начала работы.
Мы подобрались к самому интересному – к этапам эффективного SEO-продвижения. Чтобы вы точно ничего не упустили, мы подготовили перечень основных шагов поискового маркетинга во время разработки нового сайта.
Включает в себя изучение особенностей вашего бизнеса (продукция, услуги, ассортимент и так далее), анализ конкурентов и целевой аудитории. Всё это делается для определения целей сайта и стратегии его продвижения.
Семантическое ядро – фундамент всего SEO-проектирования. Мы собираем и кластеризуем поисковые запросы, их морфологические формы и словосочетания, которые максимально связаны с вашей деятельностью, услугой, товаром. Именно эти ключевые слова чаще всего вводят в поисковую строку Google или Яндекса пользователи, которые являются вашей целевой аудиторией.
На основе двух предыдущих шагов создаём структуру будущего интернет-ресурса, которая будет ориентирована на максимальный охват целевой аудитории. На этапе создания сайта обеспечивается:
Ранее мы уже рассказали вам, что один из важнейших инструментов SEO-продвижения – качественный, уникальный контент, корой ещё и полезен вашей целевой аудитории. Поэтому на этом этапе мы сформулируем технические задания для написания текстов под новые посадочные страницы.
Сюда можно добавить разработку контент-плана, если у вас будет блог. Статьи тоже необходимо обрамить с помощью SEO, чтобы заинтересованные пользователи смогли быстро их найти. Сеошник подготовит список тем для статей на ближайшие месяцы (в идеале, на полгода) и технические задания к ним для копирайтеров. В ТЗ будет список самых популярных ключевых фраз по нужной тематике. Именно их пользователь вводит в поисковую строку, чтобы найти ответ на интересующий вопрос.
Но и это ещё не всё. Внутренняя оптимизация (ещё её называют технической) также включает:
Все требования по технической оптимизации будут переданы вашим программистам.
Теперь нужно проверить работу всех внедрений. В основном, речь про внутреннюю оптимизацию. После этого сайт можно открыть для индексации. Такой интернет-ресурс будет ранжироваться и давать прибыль с первых дней, набирая обороты при последующем его продвижении.
Что такое поддержка сайтов и из чего она состоит
Работа с сайтом не заканчивается после разработки. Даже если кажется, что всё уже реализовано, всегда появляются дополнительные задачи, которые требуют оперативной реакции.
Когда основная работа по договору уже выполнена, но заказчик просит внести дополнительные правки, можно попросить единоразовую оплату или предложить поддержку на постоянной основе.
В статье расскажем, что такое техническая поддержка веб-ресурса, из чего она состоит, и как правильно оформить отношения с клиентом, чтобы получить деньги за предоставленные услуги.
Что такое поддержка сайта
Поддержка сайта — комплекс задач, который связан с обеспечением стабильной работы проекта. В большинстве случаев речь идёт о технической поддержке. Наполнение контентом, изменение дизайна и прочие непрофильные услуги веб-разработчики редко берут на себя.
Крупные компании обычно выбирают для технической поддержки веб-студии, которые хорошо зарекомендовали себя на рынке. У них есть репутация, отзывы и гарантии, закреплённые в договоре на предоставление услуг. Что касается фрилансеров, то всё зависит от позиционирования специалиста и его узнаваемости в digital-мире.
Владельцы сайтов-визиток и корпоративных порталов среднего масштаба редко нуждаются в продвинутых услугах технической поддержки. Некоторые компании вообще не следят за работоспособностью ресурса. Они узнают о проблемах от клиентов, которые звонят по телефону и жалуются, что не могут прочитать описание товара или ознакомиться с отзывами.
Коммерческим компаниям важно понять, что если сайт является частью воронки продаж, за ним нужно следить круглосуточно. Это всё равно, что оставить магазин бытовой техники без присмотра. Кто угодно может зайти внутрь, взять товары и не заплатить за них.
Мониторинг работоспособности сайта поможет защититься от критических проблем. Если случатся проблемы на хостинге или домен отключится из-за неуплаты — владелец проекта даже об этом не узнает. Специалист, занимающийся технической поддержкой, свяжется с хостинг-провайдером или продлит домен в панели регистратора.
Разработчик, который постоянно следит за сайтом, как ангел-хранитель. В его интересах устранить неполадки как можно быстрее. Если он не сможет решить проблему и от этого пострадают клиенты или репутация компании, он может лишиться части денег.
Ещё одна важная проблема, которую решает постоянная техподдержка — защита от взлома. В интернете каждые 39 секунд происходит атака на веб-ресурсы. В списках хакеров может оказаться и веб-сайт компании. Особенно, если он создан на популярных системах управления контента или самописной CMS без защиты от взлома.
Многие заказчики думают, что разработчики должны не только быстро создать сайт по ТЗ, бесплатно внести правки, но и помогать оперативно решать проблемы. Если в договоре на разработку веб-ресурса не были прописаны условия предоставления технической поддержки, то у программиста нет обязательств.
Преимущества и недостатки услуги
Главный плюс технической поддержки для владельцев сайтов в том, что им не нужно тратить время и нервы на решение технических проблем. Они передают ресурс под контроль надёжного специалиста и могут спокойно заниматься развитием бизнеса.
Если речь идёт об интернет-магазине или другом проекте, который стабильно генерирует прибыль, он просто не может существовать без поддержки. Даже самую маленькую проблему иногда не получается решить без помощи разработчика.
Представьте, что настроили кампании в контекстной рекламе, наладили поток трафика и наблюдаете за тем, как растёт конверсия и количество заказов. Через несколько часов заявки резко перестают поступать. В CRM нет новых данных, а системы аналитики не регистрируют посещения.
Оказывается, что сайт перестал работать из-за повышенной нагрузки. При разработки проекта заказчик выбрал минимальный тариф на хостинге в целях экономии. Магазин был несколько часов недоступен для клиентов. Подсчитать убытки сложно, но понятно, что от таких проблем можно защититься.
Если заранее поставить сайт на круглосуточный мониторинг и оперативно решать проблемы, покупатели останутся довольными, а владелец сайта сохранит прибыль. Это только одна из возможных ситуаций, которая наглядно показывает, насколько важна техническая поддержка.
Преимущества услуги:
Недостатки:
Клиентов, которые ранее не сталкивались с необходимостью постоянного сотрудничества с техническими специалистами, больше всего волнует вопрос о стоимости оплаты.
На размер оплаты влияет несколько факторов. В первую очередь — объём работы, который будет предоставляться в рамках договора. Стоимость обновления CMS 2 раза в месяц и круглосуточного мониторинга сильно отличается.
Второй важный фактор — время, потраченное на поддержку сайта. Следить за работоспособностью сайта могут и автоматизированные сервисы, а вот настраивать веб-сервер, контролировать его работу и оперативно менять конфигурацию придётся вручную.
Третий фактор — объём дополнительных услуг. Если кроме технических задач специалист занимается решением других проблем, стоимость его услуг пропорционально увеличивается.
Формат предоставления поддержки
Есть несколько основных вариантов сотрудничества. На выбор формата работы влияет масштаб сайта, посещаемость, планы по дальнейшему развитию и другие особенности.
Первый вариант — единоразовая работа. Её тоже можно назвать поддержкой, но заказчик обращается за помощью, когда возникают критические проблемы или надо срочно что-то изменить в настройках сайта. Например, установить SSL-сертификат или настроить редирект.
Если нужно периодически вносить изменения по расписанию, подойдёт формат ежемесячных работ. Компания и специалист заключают соглашение, согласно которому разработчик обязуется подготовить сайт к распродаже в конце месяца. Он меняет тему, добавляет баннеры, активирует всплывающие окна и выполняет другие задачи.
Самый распространённый вариант сотрудничества — постоянная поддержка за абонентскую плату. Стороны договариваются на определённую сумму и документально закрепляют свои обязанности. Разработчик следит за работоспособностью проекта и получает деньги каждый месяц.
Модель предоставления технической поддержки зависит исключительно от задач, которые хочет решить заказчик и подхода специалиста к работе. Многие компании обращаются к веб-студиям, потому что вместе с поддержкой рассчитывают на услуги дизайнеров, верстальщиков, пиарщиков и других членов команды.
В таких случаях, кроме абонентской платы, учитываются часы, которые сотрудники потратили на работу. В отчёте клиент видит, куда уходят его деньги и понимает, что со счёта его компании не просто так уходят 5-10 тысяч рублей каждый месяц.
Многие веб-студии позиционируют вариант с ежемесячной оплатой за поддержку, как уникальную услугу, но это лишь часть маркетинговой стратегии. Если сказать клиенту, что мониторинг работоспособности и оперативное решение проблем обойдётся в 120 тысяч рублей в год и оплатить счёт надо сразу, на это согласятся далеко не все.
Если же разбить сумму на 12 месяцев и уменьшить её до 10 тысяч рублей, привлекательность в глазах клиента сильно увеличится. Заключение договора на год или больше — серьёзные обязательства, а вот если соглашение продлевается каждый месяц, от него можно отказаться в любой момент.
Какие услуги входят в поддержку
Мы уже частично ответили на этот вопрос, но сейчас остановимся более подробно, чтобы заказчики поняли, что большинство задач можно делегировать и не беспокоиться о работоспособности проекта.
Разработчики, которые раньше не предоставляли техническую поддержку узнают, что смогут увеличить размер среднего чека за счёт добавления в прайс новых услуг. Надо просто рассказать клиентам, какую пользу они получат от постоянного мониторинга и убедить их, что деньги не будут потрачены зря.
У программистов на фрилансе, которые только начали работать с заказчиками самостоятельно, часто не получается наладить стабильный поток заявок на услуги. Техническая поддержка поможет получить стабильную прибыль, если сотрудничество с клиентом не закончится после разработки сайта.
Список услуг, которые входят в техническую поддержку:
Многие владельцы сайта считают, что лучше всего посадить технического специалиста в офис, чтобы всегда можно было контролировать его работу. Это актуально только для больших компаний с объёмной цифровой инфраструктурой. В остальных случаях выгоднее нанять удалённого сотрудника и платить ему абонентскую оплату.
Штатный специалист, который будет находиться в офисе целый день, рассчитывает на хорошую зарплату — в среднем от 50 тысяч рублей. Услуги фрилансера, предоставляющего услуги техподдержки на удалёнке, обойдутся в 5-10 тысяч рублей. Точная сумма зависит от потраченного времени и сложности задач.
На digital-рынке есть компании, которые предоставляют поддержку на профессиональном уровне. С ними выгодно работать выгодно только если надо поддерживать несколько больших ресурсов. И нужен не только мониторинг работоспособности или обновление CMS, но и контент-сопровождение, создание графики и другие задачи.
Условия предоставления поддержки
Одна из главных проблем в сотрудничестве между клиентом и разработчиком заключается в том, что не все работают в рамках юридически закреплённых обязательств. Многие заключают договоренности на словах и потом страдают от того, что вторая сторона отказалась от выполнения своих обязанностей.
Договор на техническую поддержку сайта решает проблемы исполнителя и заказчика. В нем фиксируются зоны ответственности, прописываются сроки оплаты, штрафы за несвоевременное решение проблем и другие условия.
Подписанный договор — гарантия того, что разработчик будет следить за работоспособностью проекта и выполнять другие задачи, которые прописаны в документе. Заказчик обязуется вовремя переводить деньги на счёт и предоставлять информацию, которая может понадобиться для решения проблем.
Собрали советы, которые помогут техническим специалистам защитить себя от недобросовестных клиентов. Обязательно прочитайте их, если хотите кроме разработки оказывать услуги сопровождения веб-сайтов и рассчитываете на постоянный доход.
Пропишите в договоре все условия
У любого разработчика должны быть шаблоны договоров для разных задач. И разработку сайтов, и поддержку надо предоставлять в рамках договора. Начинать работу до того, как заказчик поставит свою подпись и печать на документе не стоит. Если берёте на себя такой риск, заранее подготовьтесь к тому, что можете не получить деньги.
Что должно быть в договоре:
Документ должен быть составлен в соответствии с законодательством Российской Федерации, поэтому без помощи юристов вряд ли получится обойтись. Можно скачать образец договора из интернета, доработать его под себя, отдать на проверку специалистам и только потом подписывать.
Согласуйте предоставление доступов
Если у специалиста, который будет заниматься технической поддержкой, не будет доступа к административной панели сайта, хостингу, личному кабинету регистратора и другим площадкам, он не сможет выполнять работу в полном объёме.
В договоре должны быть прописаны условия работы с админкой сайта, кабинетом хостинг-провайдера для защиты исполнителя. При возникновении проблем заказчики обращаются за разъяснениями к подрядчикам, потому что только у них есть доступ к панели CMS или хостингу.
Специалистам часто приходится тратить время на задачи, которые не входят в их обязанности, чтобы не потерять заказчика, приносящего стабильный доход. Решить эту проблему сложно. Даже если представить, что работа будет выполняться через удалённое подключение к компьютеру в офисе компании, клиент всё равно будет спрашивать с разработчика, если что-то пойдёт не так.
Можно прописать в условиях договора, что у исполнителя будет доступ только к учётным записям, которые созданы специально для него. На некоторых хостингах поддерживается командная работа, а в CMS можно создать дополнительную учётную запись.
Выберите удобный формат работы
Перед началом сотрудничества поговорите с заказчиком и расскажите, сколько времени будете в среднем тратить на проект. Заранее обсудите все условия, чтобы клиент не думал, что весь рабочий день будет уходить на его задачи.
Идеальный вариант предоставления технической поддержки — работа по абонентской плате. Тогда необязательно тратить на сайт определённое количество часов за месяц. Можно настроить мониторинг аптайма, периодически проверять состояние компонентов в административной панели и выполнять постоянные задачи.
Присылайте отчёты после каждого отчётного периода
Даже если в договоре не прописано, что исполнитель обязуется присылать отчёты, лучше делать это по своей инициативе. Клиенты хотят быть уверены в том, что их деньги не уходят в пустоту. Оплачивать общение раз в месяц с условным Иваном — это одно, а когда Иван круглосуточно следит за сайтом, отражает это в отчётах и подтверждает слова статистикой — привлекательность услуг сильно увеличивается.
Создание отчётов не занимает много времени. Создайте шаблон и пользуйтесь им на постоянной основе. Можно дорабатывать документ под каждого заказчика и сделать это конкурентным преимуществом.
Техническая поддержка может оказаться даже более выгодной, чем разработка сайтов. На услугу стоит обратить внимание всем разработчикам, которым надоели бесконечные правки, задержки с оплатой и утверждением ТЗ.