соотнесение себя своих возможностей с тем чего требует профессия учителя

Соотнесение себя своих возможностей с тем чего требует профессия учителя

соотнесение себя своих возможностей с тем чего требует профессия учителя. Смотреть фото соотнесение себя своих возможностей с тем чего требует профессия учителя. Смотреть картинку соотнесение себя своих возможностей с тем чего требует профессия учителя. Картинка про соотнесение себя своих возможностей с тем чего требует профессия учителя. Фото соотнесение себя своих возможностей с тем чего требует профессия учителя

Существенным, на наш взгляд, является то, что с развитием научного знания расширились границы применения категории рефлексии. Проблема нашего исследования предполагает изучение понятия рефлексии, профессионально-личностной рефлексии в педагогике.

В педагогическом аспекте рефлексия интегрирует широкий арсенал внутренних и внешних компонентов рефлексивного механизма: рефлексия как анализ оснований собственных действий педагога; рефлексивное обеспечение учебной деятельности как сознательное определение цели, осознание педагогом себя с точки зрения учащихся в меняющихся ситуациях; представлений обучаемого о том, как педагог понимает его деятельность, и др.

Категорию «рефлексия» в качестве исходной при анализе проблем педагогической деятельности и профессионального развития учителя используют в своих исследованиях А.А. Бизяева, В.П. Бездухов, Б.З. Вульфов, А.А. Воротникова, Г.Г. Ермакова, Р.Г. Каменский, Т.А. Колышева, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, В.А. Маликова, Л.М. Митина, О.К. Позднякова и др. В их работах отмечается, что «рефлексивные процессы буквально пронизывают профессиональную деятельность учителя», проявляясь в ситуации взаимодействия учителя и учащихся, анализе и проектировании педагогической деятельности, на этапе самоанализа и самооценки собственной деятельности, самого себя как ее субъекта.

Г.И. Метельский связывает профессиональное развитие напрямую со становлением рефлексии ─ важного компонента самосознания педагога. По мнению автора, рефлексию можно трактовать как прогноз учителя относительно того, что думают о нем учащиеся. Представление учителя о понимании его учащимися ─ это и есть образ, сформированный в результате прогнозирования, который опирается на прошлый опыт и актуальную ситуацию взаимодействия. Учитель смотрит на себя как бы глазами учащихся. И чем выше у учителя развита эта способность к рефлексии, тем выше его педагогическое мастерство.

А.А. Бизяева [1] определяет педагогическую рефлексию как сложный психологический феномен, проявляющийся в способности педагога занимать аналитическую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как ее субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки с точки зрения эффективности педагогического труда для развития личности ученика. Автор выделяет двуплановую концептуальную модель педагогической рефлексии, включающую два уровня:

В данных определениях указывается на необходимость в процессе обучения взаимодействия двух разнонаправленных видов рефлексивной ориентации сознания педагога: исследование собственных действий и исследование им действий ребенка. Ясно просматривается необходимость позиции учителя «Я и дети» (учащиеся), где выделен латеральный аспект ─ анализ себя и своей деятельности со стороны осуществления рефлексии «выхода», «надситуативной» [7] рефлексии. Если у будущего учителя не сформирована подобного рода рефлексия ─ это означает, что его внутренний мир как бы выключен из его профессиональной деятельности, он отчужден от духовного совершенствования.

Но рефлексивная позиция педагога «на ребенка» имеет свои особенности и проявляется, в чем убеждает практика работы и данные различных исследований, не сразу. Приоритетная концентрация профессионального рефлексивного анализа «на ребенка» является не только следствием влияния каких-либо ситуативных факторов или личностных качеств педагога, но в значительной степени представляет собой результат профессиональной эволюции педагога, отражение высокого уровня его профессионализма.

Из вышесказанного следует, что проявлять себя как «эффективный» педагог, то есть проявлять педагогическую рефлексию, становясь в аналитическую позицию «Я и Другие», в частности дети, молодой специалист будет только с годами, спустя некоторое время (не затянется ли оно для некоторых?). Мы же заинтересованы подготовить специалиста к ранней самореализации и успешности в профессиональной деятельности. В связи с чем считаем необходимым сформировать у студентов способность к профессионально-личностной рефлексии, с помощью которой будущий учитель раньше приобретет необходимые профессиональные знания, умения, качества и начнет творчески подходить к организации своей педагогической деятельности.

Ф. Фуллер и О. Боужн [8, с. 43], изучавшие процесс профессиональной адаптации начинающих американских педагогов, выделили три последовательные фазы в этом процессе в зависимости от специфики тех проблем, которые становятся предметом особых тревог и личных переживаний начинающих учителей.

Первая фаза связана с проблемами профессионального «выживания» (оценка своей адекватности выбранной профессии, владение группой детей, завоевание авторитета у детей).

На второй фазе появляются проблемы, связанные с процессом обучения и воспитания (первые успехи и неудачи в обучении и воспитании оптимальными приемами и методами).

Содержанием третьей фазы становятся проблемы и переживания молодого педагога, связанные с детьми: их продвижения в учебе, их эмоциональное состояние, взаимоотношения между собой, их индивидуально-психологические особенности. Третья фаза по своему содержанию свидетельствует о профессиональной зрелости педагога. Однако прийти к ней, миновав первые две, невозможно.

Таким образом, к осуществлению педагогической рефлексии начинающий учитель приходит, накапливая опыт педагогической деятельности. Не случайно российский педагог Б.З. Вульфов [2] разграничивает профессиональную рефлексию и педагогическую рефлексию. Профессиональная рефлексия ─ это соотнесение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует избранная профессия, в том числе с существующими о ней представлениями. Педагогическая рефлексия понимается им так же, как и профессиональная рефлексия, но в содержании, связанном с особенностями педагогической работы и собственным педагогическим опытом.

Профессионально-личностная рефлексия способствует формированию у начинающих учителей обобщенного представления о профессии, о содержании и структуре педагогической деятельности. Благодаря данной способности появляется эталонный образ педагога-профессионала, расширяется его информированность и осведомленность об актуальных педагогических проблемах. С помощью профессионально-личностной рефлексии учитель получает представление о степени своего соответствия профессиональным эталонам, определяет границы своих возможностей, обретает знание о своих сильных и слабых сторонах, вероятных зонах успешности и неудач, путях самосовершенствования. При проявлении профессионально-личностной рефлексии идет процесс самосозидания педагога как субъекта педагогической деятельности через соотнесение своих возможностей, своего индивидуального опыта, своей компетентности с требованиями профессиональной деятельности, происходит оценивание своей профессиональной готовности.

Профессионально-личностную рефлексию в широком смысле можно рассматривать как: осознание своего профессионального предназначения; познание своего Я (интеллектуального, социального, духовного) в контексте определенной деятельности; соотнесение себя и своих возможностей с предъявляемыми требованиями данной профессии. В более конкретном педагогическом аспекте ее сущность можно определить как сознательный психический процесс, направленный учителем на педагогическую деятельность как предмет изучения, на анализ, оценку ее и себя в ней для успешной профессиональной самореализации.

Профессионально-личностная рефлексия выступает как процесс, включающий в себя:

Cпособность будущего учителя к профессионально-личностной рефлексии мы рассматриваем как свойство личности анализировать педагогическую деятельность как процесс решения задач, проявляющееся (свойство) в совокупности рефлексивно-перцептивных умений проектирования содержания и форм своей деятельности и деятельности учащегося; организации и реализации проекта совместной деятельности; оценивания достигнутых результатов и определения направлений дальнейшей работы по воспитанию и обучению учащихся.

В механизме проявления профессионально-личностной рефлексии в педагогической деятельности можно выделить несколько этапов:

Опираясь на данные философской и психолого-педагогической науки, мы рассматриваем профессиональную рефлексию учителя как сложное процессуальное проявление его психики, занимающее промежуточное положение между аналитическими процессами и целостной регуляцией его деятельности, что дает основания видеть в ней специфическое средство профессионально-личностного самоопределения, саморазвития. Это обязывает поставить задачу целенаправленного овладения будущим учителем способностью к профессионально-личностной рефлексии как одной из центральных в современном педагогическом образовании.

Рецензенты:

Канбекова Р.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры начального образования Стерлитамакского филиала ФГОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак.

Головнева Е.В., д.п.н., профессор, кафедра педагогики начального образования Стерлитамакского филиала ФГОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак.

Источник

Профессиональная рефлексия как условие продуктивной педагогической деятельности

В последнее время учёными, практиками постоянно обсуждается вопрос о совершенствовании профессиональной подготовки и деятельности педагогических кадров. На основе анализа педагогической деятельности разработаны стандарты, включающие совокупность компетенций, позволяющих педагогу успешно решать его функциональные задачи.

По мнению В. Шадрикова, И. Кузнецова и др. компетентность в области личностных качеств можно раскрыть через такой ключевой показатель, как педагогическая рефлексия.

Большое число прикладных исследований рефлексии, в том числе и в сфере педагогической деятельности, показывает отсутствие единой методологии понимания профессиональной рефлексии педагога. В связи с этим результаты исследований нередко не соотносятся между собой и даже противоречат друг другу (И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, А.А. Радугин, Н.Г. Суворова и др.).

Проблема рефлексии и воздействия профессии на личность постоянно концентрирует на себе внимание исследователей и по-прежнему остается актуальной. Устойчивый интерес к различным аспектам педагогической рефлексии объясняется, с одной стороны, комплексом психологических и социальных вопросов, связанных с жизненным путем этих людей, а, с другой – проблемностью и нерешенностью многих важных сторон этих феноменов.

Только думающий, сомневающийся, анализирующий себя педагог становится настоящим мастером своей профессии. Только такой – думающий, рефлексивный педагог может решать профессиональные задачи, в которых не может быть шаблона: задачи развития личности подрастающего человека.

В научной литературе практически отсутствуют работы, охватывающие весь спектр задач, стоящих перед исследователями рассматриваемых проблем: от возникновения и развития, до коррекции и преодоления профессиональных деформаций личности преподавателя, а также развитие педагогической рефлексии. Таким образом, недостаточная теоретическая разработанность определяет актуальность проблемы профессиональной рефлексии как условие продуктивной педагогической деятельности.

В качестве объекта исследования выступает педагогическая рефлексия.

Предметом исследования является: профессиональная рефлексия как условие продуктивной педагогической деятельности.

В данном исследовании мы ставили своей целью: изучить профессиональную рефлексию как условие продуктивной педагогической деятельности.

Нами были поставлены задачи:

В соответствии с целью, объектом, предметом, и задачами исследования, мы выдвинули следующую гипотезу: мы предполагаем, что продуктивной педагогической деятельности способствует профессиональная рефлексия.

Методологической основой нашего исследования являются работы посвященные профессиональной рефлексии как условие продуктивной педагогической деятельности (И.В. Вачков, И.А. Зимняя, Л.В. Корнева, Н.В. Кузьмина, О.С. Ноженкина и др.).

Методы исследования: теоретико-методологический анализ, обобщение и интерпретация научных теоретических данных.

Практическая значимость заключается в том, что материалы проведенного теоретического исследования могут быть основой блока семинаров и тренингов педагогического состава общеобразовательных школ, технических и высших учебных заведений.

Профессиональная рефлексия как условие продуктивной педагогической деятельности

Роль педагогической рефлексии в профессиональной деятельности педагога

Профессия педагога – одна из самых внутренне противоречивых. Ее диалектика строится на противоборстве консерватизма и новаторства, тенденции к сохранению традиций и постоянному обновлению, к отрицанию себя вчерашней. Так и теперь, в век информационных технологий, время требует изменения самих функций учителя. Если раньше основная функция учителя заключалась в трансляции общественного опыта (в виде знаний и способов познания), то в современной школе от учителя ожидают решение задачи проектирования и управления процессом индивидуального интеллектуального развития каждого конкретного ученика. Соответственно на первый план выходят такие формы деятельности учителя, как разработка индивидуальных стратегий обучения разных детей, учебно-педагогическая диагностика, индивидуальное консультирование и т.д.

Практическая реализация такой деятельности предполагает высокий уровень профессионализма учителя, важным компонентом которого является его способность к профессиональной рефлексии.

Значение рефлексии в работе учителя действительно велико и многообразно. Рефлексивные процессы буквально пронизывают всю профессиональную деятельность педагога, проявляясь и в ситуации непосредственного взаимодействия с детьми, и в процессе проектирования и конструирования их учебно-воспитательной деятельности, и на этапе самоанализа и самооценки собственной деятельности, самого себя как ее субъекта. Необходимость рефлексивного отношения педагога к своей деятельности определяется многими факторами, которые определяют полифункциональность педагогической профессии. Попытаемся подробнее рассмотреть роль и место рефлексии в деятельности учителя.

Рефлексия это необходимое свойство практического мышления педагога, проявляющееся в применении знаний общего к конкретным ситуациям действительности. Без рефлексивной проработки профессиональные предметные знания, из которых складываются концептуальные представления, обездвижены, и как бы «рассыпаны» в сознании, что не позволяет им стать непосредственным руководством к действию. Постоянный рефлексивный обзор своей теоретической базы с позиции ежедневной профессиональной практики позволяет учителю стать компетентнымв своем профессиональном деле. Основатель аналитической психологии К. Юнг в свое время подметил, что учитель обречен, быть компетентным.

Значима роль рефлексии и в осмыслении педагога своего профессионального опыта. Ведь известно, что используется не сам по себе опыт, а мысль, выведенная из него. Более того, именно соединение опыта профессионала и его рефлексии дает ключ к развитию профессионального мастерства:

«опыт + рефлексия = развитие».

Ведущие идеи педагога в концентрированном виде несут в себе его профессиональную программу, направляющую его практическую деятельность. Убеждения, ценностные ориентации, личностные установки учителя – это ядро любой ведущей идеи.

Ведущие идеи педагога – это его своеобразное кредо, которое складывается со временем как продукт осмысления учителем своего опыта и опыта своих коллег с позиции своих профессиональных знаний и личностных убеждений.

Овладение педагогом культурой рефлексивного анализа своего профессионального опыта способствует его профессиональной и личностной зрелости. Иными словами, позволяет ему стать мудрее.

Мы обсудили некоторые аспекты рефлексии в профессиональном мышлении педагога. Рассмотрим, как проявляет себя рефлексивная способность педагога в других сферах его деятельности.

Как известно, своеобразие профессиональной деятельности педагог состоит в том, что она строится по типу общения, т.е. взаимодействия и коммуникации в системе «учитель – учащиеся», «воспитатель-воспитанник». С этой точки зрения обучение выступает как творческое общение педагога и детей, как процесс совместного поиска и действия. Процесс обучения, основанный на таком межличностном взаимодействии, организуется и управляется педагогом.

В зависимости от того, какая ведущая идея направляет стратегию педагога – традиционная(педагог – центральная фигура, направляет обучение ребёнка на приобретение «правильной» информации) или гуманистическая (центральная фигура – ребёнок, его цель – научиться учиться, педагог организует и облегчает процесс познания), различают авторитарное и рефлексивное управление. При авторитарном управлении педагог является субъектом педагогического процесса, в то время как дети являются лишь объектами, которые вынуждены действовать по направлению, указанному педагогом.

Рефлексивное управление, реализующее гуманистическую стратегию педагогического взаимодействия, во-первых, ставит ребёнка в позицию активного субъекта учения и воспитания, во-вторых, развивает способность ребёнка к самоуправлению собственным учением и, наконец, организует процесс обучения как решение учебно-познавательных и воспитательных проблем на основе творческого диалога с детьми.

Как известно в психологии, основные мотивы в поведении человека связаны с достижением определенных целей. А. Адлер выделял три основных типа целей, которые определяют поведение ребенка:

Следовательно, чтобы понять поведение ребёнка, педагогу необходимо осмыслить его цели и то, каким образом они интерпретируются в его поведении. Рефлексия потому и делает педагога мудрее, что он не вступает в конфликт с ребёнком, демонстрируя ему своё превосходство и тем самым, унижая его, а решает конфликт с позиции потребностей ребенка на основе понимания и поддержки. Другое дело, надо знать эти потребности, чтобы было что рефлексировать.

Справедливости ради стоит признать, что из всех речевых умений в профессиональной подготовке педагога умению слушать уделяется наименьшее внимание. Между тем слушание как активный познавательный и коммуникативный процесс определяет эффективность обратной связи на всех уровнях, способствует лучшему пониманию партнера и успешному достижению цели общения.

Профессиональная необходимость для педагогов (и родителей) овладеть способом слушания объясняется его высоким потенциалом установления взаимопонимания, сокращения дистанции в общении и порождения чувства доверия. Недаром психологи называют такое слушание «помогающим слушанием».

Важнейшей сферой рефлексивного анализа педагога является его профессиональное самосознание. Способность педагога анализировать и оценивать свои чувства и отношения, сильные и слабые стороны своей личности, степень их соответствия профессиональным задачам свидетельствует о его психологической зрелости (Л.М. Митина).

Объективно говоря, условия, в которых реализуется деятельность педагога, предоставляют ему мало возможностей для углубленного самоанализа. Так известно, что практическая деятельность педагога требует от него высокой степени оперативности и динамизма. Как свидетельствуют наблюдения ученых, в среднем каждые две минуты учебного взаимодействия с учеником ставят педагога перед необходимостью принятия решения.

Стремительность, с которой меняются учебные ситуации, с одной стороны, и их повторяемость, даже рутинность, с другой, приводят к тому, что учителя редко принимают альтернативные решения, чаще поступают стереотипно, прибегая к автоматизированным образцам поведения.

Рефлексия также оформляет и консолидирует «Я-концепцию» педагога, способствуя, с одной стороны, динамичности ее содержания, а с другой, поддерживая ее стабильность. В случае заниженной самооценки педагога, негативной «Я-концепции», деструктивно влияющей как на профессиональное «самочувствие», так и на характер его взаимодействия с учеником, именно рефлексивный самоанализ особенно в контексте группового психотерапевтического тренинга становится действенным коррекционным инструментом (В.М. Кроль).

Безусловно, каждый человек в той или иной степени знает склад своего ума: предпочитаемые способы работы с текстом, свои подходы к решению задач, наработанные стратегии в принятии решений, даже свои типичные ошибки. Но для педагога важно не просто приблизительное знание о себе, а глубокое рефлексивное исследование своей индивидуальности.

Возьмем, к примеру, такую индивидуально-психологическую характеристику как когнитивный стиль. Среди многих из них выделим тот, который несет на себе влияние рефлексивных свойств. Выступая как индивидуально-своеобразный способ переработки информации об актуальной ситуации (способы ее восприятия, анализа, категоризации, оценивания и т.д.) когнитивный стиль оказывает заметное влияние на процессуальные и результирующие стороны педагогического взаимодействия.

Можно с уверенностью предположить, что в ситуации принятия решения педагог с рефлексивным когнитивным стилемпроявит меньшую торопливость и большую рассудительность, что убережет его от многих ошибок, которые второпях совершают обладатели импульсивного стиля. Можно также допустить, что педагог с рефлексивным стилем будет невольно побуждать детей к неспешным и углубленным размышлениям, в то время как импульсивный педагог будет склонен поощрять детей за быстроту и спонтанность в генерировании идей и гипотез. При этом рефлексивный педагог, скорее всего, будет «притормаживать» импульсивных детей, укоряя их за «легкость мыслей необыкновенную», а педагоги с импульсивным стилем будет невольно приводить в раздражение медлительность и нерешительность детей с рефлексивным стилем. Но это происходит только в том случае, если этот педагог не задумывается о степени и характере влияния своей индивидуальности на детей.

Рассмотрим особенности рефлексии педагога относительно тех функциональных позиций, которые он занимает при осуществлении своей деятельности. Профессиональная деятельность педагога реализуется в конкретных условиях учебно-воспитательной работы. Совокупность этих условий, сложившихся в данный момент времени, принято называть педагогической ситуацией(В.М. Кроль).

Для всякой отдельной педагогической ситуации свойственно объективное внутреннее противоречие между целью, которую ставит учитель и возможностью ее непосредственного достижения. Это исходно задает ситуации ту или иную степень проблемности. Снятие этой проблемности есть ничто иное, как процесс решения учителем определенной педагогической задачи.

Итак, деятельность педагога в ее практическом смысле – это решение конкретной педагогической задачи. Каждый педагог, решая такую задачу, проходит через следующие этапы:

Реализация каждого их этих этапов ставит педагога в определенную функциональную позицию:

В каждой из данных функциональных позиций практическое мышление педагога, непосредственно включенное в его деятельность, содержит как аналитические, так и конструктивные процессы.

Рефлексивные процессы присутствуют на каждом из этапов решения педагогической задачи, по-разному проявляя себя.

В рефлексивной позиции «эксперт по подаче информации»педагог делает предметом анализа свои планирующие действия, т.е. рефлексивные процессы его сознания обращены на содержание предстоящего урока и приобретают конструирующийхарактер. Рефлексивную оценку своих проективных действий педагог делает, соотнося их с конкретными индивидуальными особенностями детьми, возможностями их развития. Это позволяет ему совершать превращение сложного в простое, неинтересного в увлекательное, что является одним из важнейших профессиональных умений педагога.

Когда педагог приходит на занятие, он погружается в процесс учебно-воспитательного взаимодействия (эксперт по коммуникации). Предметом его рефлексии становится сам процесс учебного взаимодействия, дети, их действия, эмоциональные реакции, отношения. В фокусе рефлексии педагога и его собственные действия, направленные на реализацию задач занятия. Рефлексию педагога в таких ситуациях можно назвать интерактивной, она сопровождает действия, совпадая с ними по времени.

Особенностью данной рефлексивной позиции является её непосредственная вплетенность в практическую деятельность, которая часто ставит педагога перед необходимостью принятия решений «в режиме реального времени», т.е. здесь и сейчас. Это требует от педагога проявления таких качеств практического мышления, как гибкость, критичность, быстрота и осмотрительность.

Рефлексия педагога, решающего задачи «исследователя-аналитика» носит обзорный характер и направлена на анализ, оценку, обобщение своего опыта, осмысление опыта других учителей. Необходимость рефлексивного отношения педагога к своей деятельности определяется тем обстоятельством, что источником профессионального роста педагога является постоянное осмысление им своего опыта. Однако сделать это полноценно невозможно, не соотнося свой опыт с опытом других педагогов.

И, наоборот, понять и перенести ценное из опыта коллег в свою деятельность педагог может, лишь соотнося это со своим индивидуальным опытом. Механическое включение в свою профессиональную тактику даже самых замечательных наработок других педагогов, следование каким-либо новаторским методам без рефлексивного осмысления их в контексте своего индивидуального стиля, как правило, не приносит ожидаемого успеха и приводит к разочарованию в заимствованных методах.

Итак, в зависимости от функциональной позиции педагога в учебном процессе его рефлексия может принимать следующие виды:

Таким образом, рефлексирующий педагог должен быть способным становиться на точку зрения ребёнка, имитировать его рассуждения, предвидеть возможные трудности в его деятельности, понимать, как ребёнок воспринимает определенную ситуацию, объяснять, почему он действует так, а не иначе. Более того, педагог должен рефлексивно отображать «внутреннюю картину мира», которой овладевает ребёнок, но и целенаправленно ее преобразовывать, углублять, развивать, что способствует продуктивной педагогической деятельности.

Развитие профессиональной рефлексии у педагогов

В качестве основного метода развития педагогической рефлексии нами выбрано тренинговое занятие с педагогами. В ходе данного методического мероприятия педагоги могут знакомиться со способами развития саморефлексии, иметь возможность в активной форме применить эти упражнения на себе «здесь и сейчас».

Тренинговое занятие включает в себя информационный блок, практические упражнения.

Время работы на тренинговом занятии от 1 до 1,5 часов.

Цель:способствовать развитию профессиональной рефлексии педагогов в педагогической деятельности.

Задачи:

Оборудование: доска магнитно-маркерная, маркеры, опорные таблицы с тезисами информационного блока, анкеты обратной связи.

Процедура «Рефлексия «Здесь и теперь»».

Каждому участнику предлагается выразить свое представление о происходящем с ним и с группой. Делать это можно в любой форме – вербально, невербально, рисунком на листе бумаги и др.После того, как эта процедура проделана, ведущий дает основные понятия рефлексивной работы.

1. Понятие рефлексии.В кратком психологическом словаре понятие рефлексии дается так: рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.Рефлексия – это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец, с общечеловеческими. Отрефлексировать что-то – это значит это «пережить», «пропустить через свой внутренний мир», «оценить».

2.Педагогическая рефлексия. По исследованию Л.А. Карпенко. Рефлексия – способность взрослого анализировать свою воспитательную деятельность и прогнозировать результаты влияния на ребёнка. рефлексирующий педагог – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт педагог. Это, как сказал Д. Дьюи, «вечный ученик своей профессии».

3.Виды педагогической рефлексии. Отечественные ученые С.В. Кондратьева, Б.П. Ковалев предлагают виды рефлексии в процессах педагогического общения:

1) Социально-перцептивная рефлексия, предметом которой является переосмысление, перепроверка педагогом собственных представлений и мнений, которые у него сформировались о детях в процессе общения с ними.
Упражнение «Моё педагогическое кредо». Педагогам необходимо сформулировать девиз, создать образ, символ, эмблему своей педагогической деятельности – рисунок, четверостишие, схема, жест, пословица, пантомима и т.д.

Проективное рисование «Я педагог».Педагоги на альбомных листах изображают себя в своей профессии. После окончания работы проводится обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

– Что Вы можете сказать об особенностях изображённого человека?
– Что Вы можете сказать о личностных особенностях изображённого человека?
– Какими достоинствами обладает изображённый человек (профессиональные, личностные)?
– Что бы Вы пожелали изменить в себе изображённому человеку (профессиональные качества, личностные качества)?

2) Коммуникативная рефлексия заключается в осознании субъектом того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие («Я – глазами других»).

Упражнение «Карусель»

В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком.

Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.Члены группы встают по принципу «карусели», т.е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный

Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал, и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.

Упражнение «Автопортрет»

Представьте себе, что вам предстоит встреча с незнакомым человеком и нужно, чтобы он узнал вас. Опишите себя. Найдите такие признаки, которые выделяют вас из толпы. Опишите свой внешний вид, походку, манеру говорить, одеваться; может быть вам присущи обращающие на себя внимание жесты.Работа происходит в парах. В процессе выступления одного из партнеров другой может задавать уточняющие вопросы, для того, чтобы «автопортрет» был более полным. На обсуждение в парах отводится 15-20 минут.По окончанию задания участники садятся в круг и делятся впечатлениями.

3) Личностная рефлексия – осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание.

Упражнение «Три имени»

Каждому участнику выдается по три карточки. На карточках нужно написать три варианта своего имени (например, как вас называют родственники, сослуживцы и близкие друзья). Затем каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть послужила причиной возникновения этого имени.

Упражнение «Без маски»

Цель упражнения:

Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку.

Примерное содержание карточек:

4.Формы рефлексии

Рефлексия рассматривается в трех основных формах в зависимости от функций, которые она выполняет во времени: ситуативная, ретроспективная и перспективная рефлексия.

Ситуативная рефлексиявыступает в виде «мотивировок» и «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент, т.е. осуществляется рефлексия «здесь и теперь». Рассматривается способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, координировать, контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.

Ретроспективная рефлексияслужит для анализа и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом. Рефлексивная работа направлена на более полное осознание, понимание и структурирование полученного в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, искать причины собственных неудач и успехов.

Перспективная рефлексия включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее.

5.Функции рефлексии

На Ваш взгляд, какие функции у рефлексии? (беседа с педагогами).
В педагогическом процесс рефлексия выполняет следующие функции:

6.Особенности упражнений направленных на развитие рефлексии.

Рефлексия – основной путь получения новых знаний. Знание о самом себе и других не приходит к человеку извне, но только через себя, через постоянную рефлексию того, что с тобой происходит ежеминутно, «здесь и теперь».Вот те способы, которые помогают осознать и осмыслить свой внутренний мир:

Способ первый:

Релаксация. Релаксация – это физическое и психическое расслабление.

Цель релаксации: подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождения от излишнего физического и нервного напряжения или, наоборот, обеспечение возможности собраться.

Релаксация необходима:

Как необходимо расслабляться: примите удобную позу (сидя в кресле), закройте глаза и начните делать глубокий брюшной вдох и медленно выдыхайте ртом, снимите накопленное напряжение, усталость, до тех пор, пока не достигнете внутреннего расслабления.

Способ второй:

Концентрация – это сосредоточение сознания на определённом объекте своей деятельности. В основе концентрации лежит управление вниманием.Возможно сосредоточение внимания на предмете, на ощущениях, на эмоциях и чувствах.

Упражнение «Да»

Цель упражнения: совершенствование навыков эмпатии и рефлексии.
Группа разбивается на пары. Один из участников говорит фразу, выражающую его состояние, настроения или ощущения. После чего второй должен задавать ему вопросы, чтобы уточнить и выяснить детали. Например, «Странно, но я заметила за собой, что, когда нахожусь в таком состоянии, то цвет моей одежды примерно одинаков». Упражнение считается выполненным, если в ответ на расспросы участник получает три утвердительных ответа – «да».

Способ третий:

Визуализация – это создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных осязательных ощущений, а также их комбинаций.

Образно-рефлексивная процедура «Дерево»

1) Психолог предлагает участникам представить себе какое-нибудь дерево, после чего начинает задавать вопросы:

3) После того, как участники закончили упражнение, следует обсуждение в группе результатов визуализации.

Способ четвёртый:

Самовнушение – это создание установок воздействующих на подсознательные механизмы психики. Самовнушение – это утверждение, что успех возможен, выраженное от первого лица в настоящем времени.

Упражнение «Обратная связь».

Педагоги заполняют анкету обратной связи.
Подводя итог, следует сказать, что рефлексия действительно имеет практическую значимость, важность. Для того чтобы лучше организовать свою деятельность, ускорить процесс самосовершенствования, раскрыть свой творческий потенциал, свободней выражать свои чувства на бумаге, как негативные, так и позитивные каждый из нас может составить свою программу личностного роста, которая по-новому раскроет грани межличностных отношений, повысит уровень эмпатии к окружающим людям. Работа над собой – это внутренняя организация всей жизни, это стиль и содержание жизни

Вывод

В ходе изучения профессиональной рефлексии как условие продуктивной педагогической деятельности, мы сделали следующие выводы:

1. Рефлексия в педагогическом процессе – это процесс и результат фиксирования участниками взаимодействия состояния собственного развития и причин, обеспечивших его; процесс самоидентификации субъекта педагогического взаимодействия исходя их сложившейся ситуации; взаимоотображение, взаимооценка состоявшегося взаимодействия участников педагогического процесса: отображение педагогом внутреннего мира и состояния развития ребёнка и наоборот.

2. С целью развития профессиональной рефлексии у педагогов эффективно использовать тренинговые занятия, пример которого мы и описали.

Педагогическая рефлексия это способность педагога мысленно представить себе сложившуюся у ребёнка картину ситуаций, на этой основе уточнить представления о себе. Рефлексия означает осознание педагогом себя с точки зрения учащихся в меняющихся ситуациях. Педагогу важно развивать у себя здоровую, конструктивную рефлексию, приводящую к улучшению деятельности, а не к разрушению ее постоянными сомнениями и колебаниями.
В теоретическом, концептуальном понимании рефлексия выступает как форма активного переосмысления человеком тех или иных содержаний индивидуального сознания, деятельности, общения.
В широком практическом смысле рефлексия рассматривается как способность человека к самоанализу, осмыслению и переосмыслению своих предметно-социальных отношений с окружающим миром и представляет собой необходимую составную часть развитого интеллекта.
Профессиональная рефлексия педагога влияет на уровень профессионализма, педагогического мастерства, что проявляется в способности педагога к профессиональному самосовершенствованию и творческому росту на основе психологических механизмов самоанализа и саморегуляции, способствует преодолению и предотвращению таких негативных явлений, как ранние «педагогические кризисы», «педагогическое истощение, обнаружению обнаружить профессиональных проблем в собственном опыте, «расшатыванию» негативных профессиональных стереотипов, что повышает продуктивность педагогической деятельности.
Профессиональная рефлексия педагога — это важнейшее профессионально-значимое качество, заключающееся в оценочном осмыслении педагогом себя как профессионала, деятельности как формы творческого самовыражения и взаимодействия с детьми как способа управления учебно-воспитательным процессом на личностном, деятельностном и интерактивном уровнях и определяющееуровень его профессиональной пригодности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *