солия в храме это что

Внутреннее устройство храма

солия в храме это что. Смотреть фото солия в храме это что. Смотреть картинку солия в храме это что. Картинка про солия в храме это что. Фото солия в храме это что

Перед иконостасом расположено возвышенное место, называемое солеей. Перед царскими вратами на солее есть выступ, он называется амвоном.

Слева и справа на солее обычно устроены клиросы — места, где во время службы поют хоры. В храме иконы расположены не только в иконостасе, они висят или стоят в особых деревянных киотах вдоль стен или лежат на специальных подставках со скошенной крышкой, называемых аналоями. Перед иконами висят горящие лампады и стоят подсвечники со свечами. Свеча — символ горячей любви к Богу и молитвы к Нему. Она должна напоминать нам о том, что во время молитвы нельзя отвлекаться, наша молитва должна возноситься к Богу подобно пламени свечи. Храм освещается специальным большим светильником, называемым паникадилом. Оно висит посредине церкви и зажигается и гасится в определенные моменты службы.

Когда мы ставим свечи на подсвечники перед иконами, мы молимся Богу, Богородице и святым о наших нуждах, просим у Господа спасения и здравия себе и своим близким. Но не только люди, живущие на земле, нуждаются в наших молитвах; наши усопшие родственники, знакомые тоже ждут наших молитв. Чтобы ставить свечи и молиться за усопших, в церкви есть специальное место. Оно имеет вид столика с крестом, на котором горят свечи. Это место называется кануном или каноном. Перед ним служат заупокойные богослужения и панихиды.

Источник

Солея

Соле́я (из греч. σόλιον = лат. solea, от solum — ровное место, осно­ва­ние; пол) – пред­став­ляет собой внут­рен­ний эле­мент про­стран­ства храма, воз­вы­шен­ное место, рас­по­ло­жен­ное перед ико­но­ста­сом, про­сти­ра­ю­ще­еся от север­ной части храма до южной, сов­па­да­ю­щее по уровню с полом алтаря, что в неко­то­ром смысле слова делает солею частью алтаря, выхо­дя­щую за ико­но­стас. Суще­ствует мно­же­ство вари­ан­тов испол­не­ния солеи во внут­рен­ней архи­тек­туре храма: высо­кая и низкая, с тем или иным коли­че­ством сту­пе­ней (обычно две или три). В ново­по­стро­ен­ных храмах в России солея иногда не устра­и­ва­ется вовсе. Афон­ская тра­ди­ция хра­мо­стро­и­тель­ства знает также очень узкие солеи в неболь­ших храмах.

солия в храме это что. Смотреть фото солия в храме это что. Смотреть картинку солия в храме это что. Картинка про солия в храме это что. Фото солия в храме это что

Солея в совре­мен­ном хри­сти­ан­стве

Иногда утвер­жда­ется, что в хри­сти­ан­стве солея выпол­няет роль своего рода просце­ни­ума (просце­ний, проске­ний (лат. proscaenium, от др.-греч. προσκήνιον), то есть перед­ней по отно­ше­нию к зри­телю части «сцены» (др.-греч. σκηνή). Такая орга­ни­за­ция хра­мо­вого про­стран­ства явля­ется тра­ди­ци­он­ной как для антич­ной греко-рим­ской архи­тек­туры (и не только рели­ги­оз­ной, но и свет­ской), так и для рели­ги­оз­ных куль­тов древ­него Ближ­него Востока. Вет­хо­за­вет­ная Скиния в древ­не­гре­че­ском языке обо­зна­ча­лась тем же словом, что и «сцена» (др.-греч. σκηνή, скэнэ́, «шатёр; палатка»). Несмотря на то, что Скиния не имела солеи в нашем при­выч­ном для нас архи­тек­тур­ном смысле, можно утвер­ждать, что свя­ти­лище (то есть внут­рен­ний двор) скинии выпол­нял роль «солеи», как просце­ни­ума.

Орга­ни­за­ция про­стран­ства хри­сти­ан­ского храма пред­по­ла­гает нали­чие трех ком­по­нен­тов: алтаря с пре­сто­лом и жерт­вен­ни­ком, средней/центральной части и при­твора. Солея в хри­сти­ан­ском храме высту­пает свя­зу­ю­щим звеном (как архи­тек­тур­ным, так и литур­ги­че­ским) алтаря и сред­ней части.

Цен­траль­ная часть солеи высту­пает в сере­дину храма по направ­ле­нию от Цар­ских врат и назы­ва­ется «амвон» (от др.-греч. ἄμβων — «выпук­лость, выступ, воз­вы­ше­ние»).

Функ­ци­о­нально солея делится на две части – боко­вые сто­роны солеи, как пра­вило, пред­на­зна­чены для певчих и чтецов, цен­траль­ная и амвон­ная часть солеи для свя­щен­но­дей­ствий во время бого­слу­же­ния (малый и вели­кий вход, выход свя­щен­ника и/или диа­кона для воз­гла­ше­ния, при­ча­ще­ние веру­ю­щих и пр.).

Во время бого­слу­же­ния в боко­вых углах солеи, там, где рас­по­ла­га­ются чтецы и певцы, также хра­нятся бого­слу­жеб­ные книги. В таких слу­чаях солея нередко отде­ля­ется от цен­траль­ной части храма круп­ной иконой в дере­вян­ном киоте.

Суще­ствует довольно много вари­ан­тов устрой­ства солеи в пра­во­слав­ных храмах. В част­но­сти, солея и амвон могут отде­ляться от цен­траль­ной части храма деко­ра­тив­ной огра­дой, кото­рая может быть метал­ли­че­ской, иногда мра­мор­ной, гра­нит­ной или дере­вян­ной), а могут и не отде­ляться. При отде­ле­нии солеи от основ­ной части храма огра­дой, в ограде дела­ется три калитки – одна на выходе с амвона и две по бокам напро­тив диа­кон­ских врат. Иногда помимо двух боко­вых кали­ток по бокам солеи можно наблю­дать двери, кото­рые ведут в тран­септ (от позд­не­лат. transeptum из лат. trans «за» и лат. septum «ограда»), то есть к боко­вым выхо­дам из храма или в боко­вые нефы, на коло­кольню – также рас­по­ло­же­ние дверей воз­можно лишь при опре­де­лен­ных архи­тек­тур­ных реше­ниях при стро­и­тель­стве храма и редко встре­ча­ется. Солея может усти­латься ков­рами или нет.

Как уже было отме­чено выше, сооб­разно одному из тол­ко­ва­ний, солея явля­ется как бы просце­ни­у­мом храма, а так как алтар­ная часть раз­ме­ща­ется выше основ­ной части, то солея сов­па­дает с уров­нем алтаря. В неко­то­рых слу­чаях алтарь раз­ме­ща­ется высоко, и солея имеет сту­пеньки (по всей про­тя­жен­но­сти, в том числе и у амвона, или только с цен­траль­ной и боко­вой части). Ширина сту­пе­нек подчас создает эффект мно­го­уровнев­ной солеи (напр. в кафед­раль­ном пат­ри­ар­шем храме Гру­зин­ской пра­во­слав­ной церкви Све­ти­ц­хо­вели, или в Вос­кре­сен­ском соборе Нико­ла­ев­ского бла­го­чи­ния г. Пуга­чева Сара­тов­ской обла­сти). Наи­бо­лее рас­про­стра­нены одно­сту­пен­ча­тые солеи. В редких слу­чаях солея или отсут­ствует или настолько мала, что пред­став­ляет собой, по сути, порог ико­но­стаса, теряя свое функ­ци­о­наль­ное зна­че­ние.

Также, суще­ствуют локаль­ные аль­тер­на­тив­ные кон­струк­ции солеи (напр. серб­ская или нов­го­род­ская) пред­на­зна­чен­ные для кафед­раль­ных собо­ров. Амвон на такой солее может пред­став­лять собой круг­лую пло­щадку в центре широ­кой солеи, зани­ма­ю­щей до трети хра­мо­вого про­стран­ства. В каче­стве при­мера можно при­ве­сти Ивер­ский собор Вал­дай­ского мона­стыря или храм свя­того Марка в Бел­граде.

Источник

Глава VII. Об иконостасе, солее и амвоне

§1. Иконостас пред алтарем

Все три полукружия, т. е. алтарь, диаконик и предложение, отделяются ныне от молитвенного храма сплошною перегородкою, простирающеюся от южной стены до северной. Эта перегородка в древние времена была решетчатая. Евсевий (кн. 10, гл. 4) говорит: «Константин Великий оградил алтарь деревянными решетками, дабы в него немногие входили». Церковь же, после потрясения от гонения иконоборцев, утвердив почитание икон, как древнее, одобренное и всюду благоговейно хранимое, узаконила утверждение в иконостасе многих икон святых, и решетчатую перегородку заменила сплошным иконостасом.

§2. Что знаменует иконостас

Что решетки, вместо которых ныне ставится неперемежающийся иконостас, изобретены для того, чтобы алтарь был доступен немногим, и какое значение имеют эти решетки и иконостас об этом говорят следующие писатели: Св. Герман: «бруски в решетках (киониа), отделяющих алтарь (вима) от прочего храма, означают храм вне алтаря и вхождение людей молящихся. Алтарь (или вима по-гречески) есть внутренняя часть храма, и святая святых, доступное только одним иереям и сослужащим с ними. И далее, перегородки или решетки (канкелла) означают место молитвы, где стоит входящий народ; алтарь же, как святая святых, доступен одним только иереям. Так в храме Св. гроба были медные решетки, за который никому не позволено было входить, хотя бы и нужно было». Эти решетки в иконостасе и находящийся на верху фриз с карнизом Симеон Солунский (в гл. 136) объясняет следующим таинственным образом: «два столпа (бруски в решетках) ставятся для того, чтобы показать различие чувственного от мысленного, и суть как бы твердая стена, разделяющая вещественное от мысленного. Вещественным называется то, что человек видит и осязает, а мысленным то, чего он не видит, не осязает, а только постигает умом. Над двумя столпами находится фриз с карнизом (космитис), который означает союз любви, связь и соединение святых со Христом и с горними святыми ангелами».

Иконы в иконостасе

В знак сего-то в иконостасе над царскими дверьми в средине ставится образ Спасителя, по правую сторону его лик Божией Матери, а по левую Крестителя и Предтечи, иногда же и изображения ангелов, апостолов и других святых. Все это внушает мысль, что Христос со святыми Своими пребывает на небесах, таинственно однако ж соприсутствует и нам и имеет придти судить миру.

§3. Солея пред иконостасом

Впрочем, иконостас состоит не в одной перегородке: к нему относится и находящееся перед ним возвышение со ступенями; это возвышение бывает не только пред царскими вратами, но и идет от южной стороны до северной. Возвышение это хотя и не представляет предмета особенной важности, но по значению достойно всякого уважения; древние отцы не преминули дать ему значение и назвали оное, особенно среднее, на своем языке солея (отсюда и римское solium – престол). Итак, в церкви для Св. Даров находятся собственно два престола: один внутренний, другой внешний; первый устрояется внутри алтаря, и назначается для освящения Даров, а второй для раздаяния оных верующим. Как высоко рассуждали и как пространно писали о Божественных делах отцы греческой церкви! Они не преминули дать почетные и священные названия не только великолепнейшим вещам, но и самым, по-видимому, незначительными частями храма. Значение и превосходство этого внешнего престола или солеи древние отцы понимали и превозносили в сочинениях своих. Иероним в своем разговоре христианина с люциферианином, упоминая о святом причащении, говорит: «епископ преподает народу Св. Евхаристию с возвышенного места (солеи)». Св. Златоуст, священника, призывающего народ к принятию Божественного Тела, изображает сими словами: «по сей причине священники, стоя на возвышенном месте (на солее), дабы виден был всеми, при великом молчании громко произносит святая святым». Итак, солея необходима для раздаяния Св. Даров. Ступени же, по коим всходят на солею, Симеон Солунский (в гл. 135) назначает для сидения иподиаконов и чтецов. «На сопрестолии, пишет он, непристойно сидеть даже диаконам. Им отделено другое место, которое поэтому и названо диаконик, и в котором им и сидеть следует. Для иподиаконов же и чтецов отделена вне алтаря солея, которая и называется местом чтецов». Здесь следует заметить, что когда избранный из чтецов, кандиловозжигатель, который есть и прислужник екклисиарха, по своей обязанности ходит по солее и украшает св. иконы, или зажигает лампады, тогда он делается распорядителем всей солеи. Впрочем, солея необходима и для предосторожности; она препятствует множеству предстоящих христиан подходить к иконостасу, стоять у него, и чрез то дает удобство кандиловозжигателю заниматься своими делом, а священникам или диаконам совершать входы из алтаря в храм или из храма в алтарь.

§4. Амвон

От средины возвышения или солеи, далее во храме находится другое особенное возвышение, которое называется амвон. Амвон, по словами св. Германа, означает находившийся у св. гроба камень, который отвалили ангел, проповедуя и глаголя о воскресении мироносицам.

§5. Кто восходит на амвон

Так как на амвон восходят только священники и диаконы, образуя собою ангелов, и на нем читают Евангелие, посему на него и не дозволено всходить никому другому для какого бы ни было чтения. Разве только еще иподиаконы и чтецы, как правильно возведенные в чин церковнослужебный и архиерейским посвящением удостоенные исполнять звание свое, могут всходить на амвон. Об этом говорится и в 15 правиле собора Лаодикийского: «без малых риз никто на амвон не должен всходить, т.е. как сказано в толковании: никому не следует всходить на амвон, ни петь, ни читать людям Божественного слова, если кто на главе не имеет священнического пострижения, и не принял по св. правилам благословения от своего пастыря». Впрочем, помня, что для иподиаконов и чтецов, по их степени, назначено место на ступенях солеи, как показано выше, они при чтении апостольских посланий не всходят на амвон, а становятся на ступень оного. – Сверх того амвон этот называется диаконским, потому что на нем только диаконы читают Евангелие и ектении.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Значение слова «солея»

солия в храме это что. Смотреть фото солия в храме это что. Смотреть картинку солия в храме это что. Картинка про солия в храме это что. Фото солия в храме это что

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

СОЛЕЯ’, и́, ж. [латин. solium — кресло, престол] (церк.). В православной церкви — возвышение перед иконостасом во всю его длину.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

солея́

1. возвышенная часть пола перед иконостасом ◆ ❬…❭ После того, как архиерей приложится к кресту и окропит себя св. водою, все, поклонившись ему, при пении «достойно есть», или тропаря «храмового праздника», уходят с средины… Первым идёт свещеносец, за ним священник с крестом, потом диаконы с кадильницами (диакон и протодиакон), которые, обращаясь лицом к архиерею, кадят на него; архиерей берёт жезл и идёт в алтарь, за ним следуют священники по старшинству (старшие — к солее); псаломщики идут на клирос, диакон к амвону, священник с крестом идёт на солею к иконе Богоматери, остальные священники остаются ниже солеи. ❬…❭ С. А. Диомидов, «Указатель порядка архиерейских служений», 1915 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

солия в храме это что. Смотреть фото солия в храме это что. Смотреть картинку солия в храме это что. Картинка про солия в храме это что. Фото солия в храме это чтоПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: приложиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Чем отличаются амвон и солея?

Какая разница между амвоном и солеей, и какое назначение они имеют?

Солеей называется находящееся пред алтарем возвышенное место, ко­торое иногда бывает лишь у Царских врат, обычно же простирается от южной до северной стен храма. В древности солея предназначалась для преподания народу св. Евхаристии. «Иподиаконам и чтецам, — говорит блаженный Симеон, архиепископ солунский, — место вне алтаря, вокруг возвышения (солеи), которая и называется возвышением чтецов».

Вместе с тем солея нужна и для поддержания порядка церковной службы, препятствуя молящимся толпиться у иконостаса и тем самым мешать совершать выход и каждение.

Амвоном называют часть солеи, пристраиваемую к ее середине в виде полукружия или прямоугольника со срезанными углами на равной с ней высоте или в виде возвышения, «кам­ня». По толкованию св. Германа, амвон является «образом того камня, который отвален был от дверей гроба Христова ангелом и с которого он проповедовал мироносицам о воскресении Спасителя». Слово «амвон» происходит от греческого «анабаино» — «восхожу» — и значит восход или возвы­шенное место. Он был в церквах еще в самые древнейшие времена. О нем упоминается в постановлениях апостольских и в посланиях св. Киприана. Он сделан для того, чтобы чтение слова Божия, пение псалмов и возгласы диаконов были слышнее предстоящим. И в наше время с амвона возглашают ектении, читают св. Евангелие с той целью, чтобы возглашаемое ими было слышнее и внятнее для народа, так как и Сам Господь проповедовал большею частью среди народа и с возвышенных мест.

Журнал «Слово Церкви», № 40, 1915 г.

солия в храме это что. Смотреть фото солия в храме это что. Смотреть картинку солия в храме это что. Картинка про солия в храме это что. Фото солия в храме это что

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

О разделе

Вопрос священнику — раздел сайта «Русская вера», который пользуется особенной популярностью. Мы получаем новые вопросы православному батюшке практически каждый день и особенно много их поступает от начинающих христиан, которые только слышали о старообрядчестве, а познакомиться с ним ближе не имели возможности.

Мы знаем как это бывает сложно, — переступить порог храма и задать свой вопрос священнику вживую. И конечно, личная беседа и живое слово утешения никогда не заменят электронной переписки. Тем не менее, нам нужен духовный совет.

Мы верим, что все старания наших пастырей будут не напрасны даже в том случае, если хотя бы один из спросивших получит некую духовную пользу!

Русская вера и русские традиции: старообрядчество и староверы вчера и сегодня

Последние годы в Росиии, в силу известных политических и экономических событий, растет интерес к своим корням и самоопределению русской нации. Идет поиск тех незыблемых, родных ценностей, которыми так богата наша история, наш народ. Русская культура, русские традиции, русская истрия и русская вера — вот основные тематики, которыми все чаще интересуются наши соотечественники, настоящие русские люди! Старообрядчество является живым примером того созидательного мировоззрения, на котором можно построить прочную и незыблемую патриотическую основу для духовной, культурной и научно-экономической жизни общества.

Сама история старообрядчества показывает невероятные примеры стойкости и патриотизма, защиты делом своей веры и традиций, истории и культуры своей Родины — святой Руси. Уже сейчас многие как светские, так и церковные авторы публикуют материалы, посвященные духовному и культурному наследию, истории и современности старообрядчества. Однако сам феномен старообрядчества, его философия, мировоззрение и особенности терминологии исследованы до сих пор слабо. «Кто такие староверы?» — на этот вопрос пока нет однозначного ответа, понятного для каждого нашего соотечественника.

Сайт «Русская вера» является самым обновляемым источником информации, рассказывающий об истории и современной жизни старообрядчества в целом и старообрядческих согласий в частности, таких как: РПСЦ, РДЦ, ДПЦ, Старопоморы-федосеевцы и другие, а также Старообрядные приходы в лоне РПЦ. Наш проект дает возможность читателю отслеживать актуальные новости старообрядчества, найти прямую дорогу и посетить старообрядческий храм, вспомнить прекрасные русские традиции, прикоснуться к архивным документам и памятникам культуры, каковым является Лицевой Летописный свод (Лицевой свод Ивана Грозного). Сайт первым начал собирать истории и биографии из жизни особо значимых деятелей прошлого (протопоп Аввакум, Митрополит Амвросий) и наших современников (Агафья Лыкова, Митрополит Алимпий). На страницах нашего ресурса можно задать вопрос священнику и побеседовать с единомышленниками. Мы приглашаем всех небезразличных патриотов поддержать нашу идею и объединиться в деле восстановления нашей общей родины — святой Руси!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *