сольдо что такое буратино
Сольдо — денежная валюта Италии, как выглядит монета
Эту торговую сделку знают все: Буратино продал азбуку с картинками за 4 сольдо. Так одна из исчезнувших из оборота валют навсегда стала самым первым денежным средством, о котором человек узнаёт в самом юном возрасте.
История появления
Сольдо имеет и ещё одну особенность, которая не позволяет нам забыть о нём — именно название этой монеты, перекочевав из итальянского языка в немецкий, подарило нам слово, вошедшее в десятки языков мира: солдат. Всё логично: именно такими монетами платили европейским наёмникам жалованье.
История сольдо уходит корнями в далёкое прошлое, а географии его применения может позавидовать и любая современная валюта. Родилась монета в 309 году в Римской Империи с лёгкой руки императора Константина Великого. Тогда она носила имя solid и была отчеканена из золота. Впоследствии монета успела побывать и серебряной и медной. Но первоначально это была солидная дорогая валюта, быстро перекочевавшая из Римской Империи в могущественную Византию.
С 5 по 7 века солиды распространились на Балканском полуострове и на берегах балтийского моря, в странах Магриба и в краю викингов, в Германии и Леванте. Более того: очень многие государства той эпохи, создавая собственные денежные системы, брали за пример дизайн и качество именно солидов – не стала исключением и Русь, отчеканившая первые свои золотые монеты по имени златник именно по образцу солидов дружественной для Руси Византии.
Шиллинги германских княжеств и французские су являются прямыми потомками византийского солида. В Италии они в 12 веке трансформировались в сольдо. Свой вариант солидов чеканили и в Речи Посполитой, где они изготавливались из меди несколько столетий подряд вплоть до конца 18 века.
Средневековые сольдо имели хождение не только в Италии, но с 14 века и в Португалии, где они были изготовлены из серебра, но просуществовали недолго. Впрочем, в Португалии они исчезли из обращения уже давно, в то время как в Италии являлись реальным платёжным средством до 1947 года. Составляло сольдо одну двадцатую часть лиры.
В настоящее время уже более 60 лет сольдо не является действующей валютой, хотя они так часто появлялись и исчезали в самых разных государствах мира, что не исключено: валюта Буратино ещё пригодится для покупки азбуки.
Конспект занятия «Буратино и сольдо»
Муртазаева Аревик
Конспект занятия «Буратино и сольдо»
Организованно образовательная деятельность
Тема: Приключения Буратино и «Сольдо»
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Познакомить детей с историей возникновения и развития денег;
Выявить уровень экономического мышления детей, усвоения вычислительных процедур, расчётов, применяемых в экономике;
Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах;
Учить детей соотносить действия людей с их профессией, научить ребёнка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека; воспитать интерес к людям разных профессий, обогащение глагольного словаря детей, расширять и активизировать словарный запас, развитие внимания, ловкости;
Совершенствовать навыки наклеивания лепестков из бумаги, развитию творческого, коллективного подхода к работе.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений, образование и история денег, развитие экономического мышления у дошкольников; воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики,через моделирование реальных жизненных ситуаций: купля-продажа, производство и сбыт продукции (сюжетно – дидактических игр, на основе усвоенных математических знаний в виде игровых правил.
Материал: Интерактивная доска, ноутбук, монеты, купюры, лепестки, мяч, атрибуты игры «Магазин», кошельки, пакеты, сумки, счёты, ценники, витрина.
Ход ООД
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Ребята, возьмитесь дружно за руки, улыбнитесь друг другу, передайте друг другу своё бодрое настроение! Ребята, к нам хочет в гости очень интересный и весёлый мальчик. Но для начало нам надо отгадать загадку.
У отца был странный мальчик
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует он длинный,
Дети: Буратино
Воспитатель: Давайте все вместе его позовём!
Дети: Буратино! Буратино! Буратино!
Воспитатель: Поприветствуем Буратино! Ребята, все мы знаем, какие были приключения у Буратино. Вспомним одно из первых его приключений, как ему ужасно хотелось посмотреть кукольный театр. Но, как вы думаете, дети, что необходимо было Буратино, что бы попасть в кукольный театр? (Варианты ответа: золотой ключик, длинный нос, деньги).
Воспитатель: Правильно! Но Буратино не знает, что такое деньги, откуда они возникли, как их заработать, пользоваться и самое главное использовать экономно. И мы вместе поможем ему. Я вас и Буратино познакомлю с историей образования и развития денег.
Воспитатель: Раньше был рынок. Каждый занимался своим делом и имел свой продукт, который приносил на рынок и обменивал на продукты других людей. Одни ловили рыбу, другие выращивали зерно и т. д.
Воспитатель: На деньгах мелкого веса, сделанной из серебра, изображался всадник с мечом. Эти монеты получили название мечевых и называли их ещё копейными деньгами. Чуть позже появляются бумажные деньги.
Воспитатель: В 2001-м году в обращение выпущены банкноты (такого же образца 1997 года). Ими стали купюры в 5000 рублей, выпущенные в 2006 году.
Воспитатель: Теперь вы знаете, что такое деньги и для чего они необходимы.
Воспитатель: Но у Буратино нет денег, чтобы купить билет. Подскажите ему, как люди зарабатывают деньги, чем они занимаются?
Дети: Заниматься своим делом, трудиться, ходить на работу, чтобы заработать деньги и т. д.
Воспитатель: Правильно ребята, каждый занимался своим делом и за свою работу получал деньги. И я предлагаю вам поиграть в игру «Кто, чем занят?». Послушайте правила игры, я брошу вам мяч и назову профессию, а вы возвращаете мне мяч и говорите, что делает человек названной профессии.
Ход игры
Воспитатель: Доктор что делает?
Воспитатель: Парикмахер что делает?
Воспитатель: Повар что делает?
Воспитатель: Учитель что делает?
Воспитатель: Швея что делает?
Воспитатель: Пожарник что делает?
6 ребёнок: Тушит пожар
Воспитатель: Молодцы ребята! Я вижу, что вы знаете профессии и чем заняты люди этой профессии. Человек за свой труд получает основной доход, который называется заработная плата. Но что же делать Буратино? Ему очень нужны деньги, но на работу его никто не возьмёт, он маленький ребёнок.
Дети: Он может продать свою книгу или другие предметы.
Воспитатель: Молодцы и мы поможем ему заработать деньги в ходе игры «Магазин».
(Распределение ролей и правила игры)
Ход игры «Магазин»:
Продавец: Здравствуйте! Что вы хотели бы купить?
Продавец: Яблоки очень вкусные. Я их сам вырастил в своём саду. Какое вам яблоко зелёное или красное?
Покупатель: Красное, но сколько стоит яблоко.
Продавец: Одно яблоко стоит один рубль.
Покупатель: Мне четыре яблока.
Продавец: Сейчас, минуточку. Вот возьмите.
Покупатель: Спасибо! Возьмите десять рублей. (Рассчитывается деньгами).
Продавец: Ваши сдача, шесть рублей. До свидания!
Воспитатель: Ребята мы с вами заработали денег для Буратино. Побывав в магазине «Фрукты и овощи», где продавец сам выращивает дома фрукты и овощи и продаёт их, это вид заработка называется, дополнительный доход человека.
Воспитатель: Какие деньги были у Буратино? Как они назывались?
Дети: У Буратино были монеты и назывались, «Сольдо».
Воспитатель: «Сольдо» – это итальянская монета, её используют в обращении в других странах Италии. В каждой стране используют свои денежные банкноты.
Воспитатель: В странах Америки используют в обращении «Доллар» и монеты доллара.
Воспитатель: Государство Украина использует деньги, называются, «Гривен».
Воспитатель: Ребята, но как же нам быть, у Буратино сольдо, а мы заработали рубли? У него не примут российские монеты.
Дети думают, размышляю.
Воспитатель: В этом нам поможет Сбербанк России, с его помощью мы можем наши рубли обменять на «Сольдо». После обмена Сбербанк России перешлёт деньги Буратино. Ребята, как вы думаете, куда перешлют деньги.
Дети: Деньги можно переслать на карточку.
Воспитатель: Правильно ребята, Сбербанк России может переслать деньги в любую точку мира на карточку или сберегательную книжку.
Воспитатель: Ребята, Буратино получил и деньги, которые мы ему отправили. Он посчитал четыре сольдо и купил единственный билет на представление кукольного театра.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, есть ли что – то такое, что нельзя купить за деньги?
Дети: Уважение, доброту, друзей и т. д.
Воспитатель: Молодцы дети! Так и Буратино обрёл себе друзей посетив представление. Кто помнит, как зовут его друзей?
Дети: Арлекин, Пьеро и Мальвина.
Воспитатель: А у вас есть друзья? Кто ваши друзья?
Дети: (дети называют имена своих друзей)
Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются – это ваша дружба.
Воспитатель: В одном из приключений у Буратино появились золотые монеты сольдо, золотых монет было столько, сколько пальцев на руке…Так сколько же было монет у Буратино?
Дети: Монет у Буратино было пять.
Воспитатель: Правильно, как вы догадались?
Дети: На руке пять пальцев, значит и монет тоже пять.
Воспитатель: Правильно ребята! Посчитав деньги Буратино подумал:
— Куплю папе Карло новую куртку, много маковых булочек, леденцовых петушков на палочках.
Ведь мы все любим булочки и леденцовые петушки на палочке.
Дети: Конечно, любим.
Воспитатель: Буратино, зажав золотые монеты в кулаке, вприпрыжку побежал домой. По дороге он встретил кота Базилио и лису Алису и они ему рассказали,чудесную историю:
Буратино добрая душа поверил, а лиса Алиса и кот Базилио хитростью, обманом и воровством забрали себе деньги. Разве можно таким способом зарабатывать деньги?
Дети: Нет, конечно. Обманывать и воровать нельзя.
Физкультминутка «Буратино»
Буратино потянулся,
Руки в стороны развёл,
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Воспитатель: Ребята, вы рады, что все приключения Буратино закончились так хорошо?
Воспитатель: Дети, вы не забывайте, что Буратино добрая душа, и он вам очень благодарен, за то что вы ему помогли! В знак благодарности он отправил вам в подарок весёлую песню «Буратино». Послушаем, ребята?
Дети: Да. (Играет песня, танцую дети).
Воспитатель: Как вы думаете, где будет Буратино хранить деньги?
Дети: В копилке, в кошельке.
Воспитатель: Никогда не забывайте, что самое главное это экономно, разумно использовать деньги. Если реже будете покупать вредные газированные напитки, чипсы, то вы сэкономите свои деньги и сохраните своё здоровье. Для экономии денег, можно покупать вещи на распродажах, там они дешевле. Помогать работать и заработать деньги, экономно расходовать воду, свет, природный газ, продукты и т. д. Помогите своим родителям сэкономить деньги и поделитесь советами своим друзьям. Подумайте и поберегите свои деньги и деньги своей семьи.
Воспитатель: Я предлагаю вам, ребята,послушать пословицы и поговорки про бережливость денег:
Бережливость лучше богатства.
Запас человека не портит.
Не деньги богатство — бережливость да разум.
А как вы понимаете смысл этой пословицы?
Дети: Нельзя тратить деньги на вредные продукты, быть запасливым и бережным.
Воспитатель: Правильно дети! Деньги любят заботу о себе, спокойное, доброжелательное отношение к ним.
Воспитатель: Сейчас предлагаю вам, дети, составить «Букет экономии».
Правила игры: Я на лепестке подписываю один вид экономии, а вы приклеиваете его к центру, где изображён рубль.
I. Экономия природного газа;
III. Экономия света;
IV. Экономия продуктов;
V. Помогать работать и зарабатывать деньги;
VI. Покупать вещи на распродажах.
Воспитатель: Какой красивый «Букет Экономии» у нас получился, благодаря нашей совместной работе.
Воспитатель: Благодарю вас за совместную деятельность!
Воспитатель: Дети, сегодня вы помогли Буратино в его не лёгких приключениях; познакомились с историей возникновения и развития денег; усвоили вычислительные процедуры, расчёты, применяемые в экономике; сформировались у вас знания об основных и дополнительных доходах; научились устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека; закрепили творческий, коллективный подход к работе.
Конспект занятия по ФЭМП «Поможем Буратино» (средняя группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 136 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.
Конспект открытого занятия «Поможем Буратино» Конспект занятия по развитию познавательных процессов и эмоциональной сферы детей подготовительной группы. Тема: «Поможем Буратино» Задачи:.
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе «Как помочь Буратино?» Автор занятия: Молодой педагог Пичугина А. В. Программное содержание: 1. Закрепить знание детей о последовательности дней недели; 2. Продолжать.
Конспект занятия по познавательной деятельности (ФЭМП) с детьми 6–7 лет «Соревнования с Буратино» Цель Закрепление полученных в течение года знаний и умений. Задачи. 1. Закрепление умения производить элементарные математические действия.
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по математическому развитию «Приключения Буратино» Тема занятия: «Приключения Буратино». Программные задачи: Образовательные: Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку, в окружающем.
Конспект занятия по лепке «Буратино» НОД. Лепка Буратино. Цель. Продолжать учить детей лепить цилиндры и колбаски, кладя пластилин между ладонями. Закрепить знания частей тела.
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Поможем Буратино» Возраст воспитанников: 5 – 6 лет (старшая группа) Программные задачи:Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных.
«Мой дом-моя крепость». Конспект занятия «Поиск пропавшего Буратино» в подготовительной логопедической группе П/С: продолжать учить детей правильно вести себя в ситуациях насильственного поведения со стороны взрослого, чтобы окружающие поняли, что.
d_34
Давайте разбираться, что за сольдо такие. Это довольно-таки распространенная на Апеннинском полуострове разменная монета, ходившая до второй половины XIX столетия.
Сольдо (по-итальянски soldo, soldino) получило свое название от римской золотой монеты солид, Однако монеты эти были разными и имели различный курс в зависимости от того на территории какого именно государства они имели хождение. Ведь ни для кого не секрет, что нынешняя Италия сложилась в результате так называемого Рисорджименто (сиречь национально-освободительное движение итальянского народа против иноземного господства за объединение) только в 1870 году.
Ни произведение А.Н. Толстого, ни первоисточник К. Колоди не дают возможность точно понять, где происходит действие сказки. Колоди мы с Вами трогать не будем, ибо, во-первых мало кто из нас ее в детстве читал, а во-вторых она отличается от книги Толстого и существенно. Поэтому давайте исходить из того, что мы можем найти в виде намеков в книге Алексей Николаевича Толстого.
Что мы знаем о место совершения событий? Большинство действий происходит на берегу Средиземного моря в безымянном городе, которым управляет тарабарский король. То есть у нас есть 3 зацепки – море, король и в нем ходят сольдо и золотые (об этом дальше). Если исходить только из этих посылов ни одно государство не подходит. Но, если взглянуть под другим углом, все должно получиться.
Карта Папской области
4 сольдо Папской области
Давайте пойдем дальше по книге.
Так как мы с Вами договорились местом действия книги считать Папскую область, то надо разобраться с золотыми монетами.
Нам известно, что золотых монет Карабас-Барабас (который, кстати, при разборе его фамилии и имени является выходцем, скорее всего из Ливии) отдал Буратино 5 штук. Ходили ли в Папской области золотые монеты? Конечно.
Это были лиры, номиналом 5, 10, 20, 50 и 100 лир. Вряд ли владелец кукол марионеток был настолько богат и щедр, чтобы выдать Буратино большие номиналы. Так что будем исходит из того, что он даровал ему 5 монет по 5 лир. 25 лир сумма немаленькая, на которую целый год мог бы существовать добрый старый папа Карло. Но и не чрезмерная.
5 папских золотых лир
Вот что мы с вами узнали о деньгах Буратино
Сколько стоила азбука Буратино? Из истории денежного обращения
Эта монета знакома с детства, наверное, каждому. Именно за 4 сольдо продал Буратино свою азбуку с картинками.
Я с полной уверенностью могу предположить, что Толстой в своей сказке имел ввиду не итальянские сольдо, как принято считать, а польско-литовские, которые в огромном количестве чеканились королем Яном Казимиром II.
Финансы Речи Посполитой после войн с Россией и Швецией к середине 17 века находились в плачевном состоянии. За правительством числился огромный долг наёмникам, казна была пуста. И тут во дворе короля Яна Казимира Второго появляется, внимание, Тит Ливий Бураттини, итальянский ученый, механик, египтолог, метролог, архитектор, художник, изобретатель и мошенник.
Монеты из моей коллекции:
Солиды (шеляги) Речи Посполитой для Царства Польского и для Великого Княжества Литовского различались изображением на лицевой стороне:
Солид, Великое Княжество Литовское, 1666 год.
Надпись: SOLI * MAG * DVC * LIT * 1666
Солид, Царство Польское, 1663 год.
Надпись: SOLID * REG * POLO * 1663
Так сколько стоила азбука Буратино?
В 1659 году в Польше существовала следующая денежная система:
Талер = 5 ортов = 15 шостаков = 30 трояков= 60 полтораков = 90 грошей = 270 медных шелягов (боратинок)
Найдем курс боратинки через курс российского рубля того времени.
Известно, что польские талеры Яна Казимира Второго имели хождение в России как «ефимки с признаком«. На этих монетах ставилась надчеканка 1655 и они приравнивались к 64 копейкам.
270 боратинок = 64 копейки
1 боратинка = 0,24 копейки
В одной интересной книге «К истории цен в России 17 века» Брикнера А. Г. приводится примерное соотношение курса рубля времен Алексея Михайловича к рублю конца 19 века.
Таким образом, 1 рубль 60-хх годов 17 века примерно равен 3 рублям 1885 года. А рубль конца 19 века я принимаю равным 780 современным российским рублям. О том, как я вывел это число можно прочитать в моем вчерашнем посте.
1 боратинка = 0,24 * 3 = 0,72 копейки Российской Империи конца 19 века.
4 сольдо (боратинки) = 2,88 копейки РИ.
2,88 * 780 = 2246,4 современные копейки = 22,46 современных рубля
Ответ: азбука Буратино стоила примерно 23 современных российских рубля. Столько же стоил билет на представление кукольного театра. Буратино, я считаю, конкретно продешевил.
О других ценах 17 века по книге Брикнера я напишу позже.
Это значит, что 1 копейка Алексея Михайловича равна 15-20 копейкам Российской Империи конца 19 века.
1 коп. А. М. = 15 (20) коп. РИ = 11700 (15600) коп. РФ
4 сольдо (боратинки) = 4 * 0,24 * 15(20) = 14,4(19,2) копейки РИ = 11232(14976) коп. РФ.
Значит, азбуку Буратино продал примерно за 112 (150) современных российских рублей. Это нормально, я считаю. Цены вполне современные.
Я в Телеграме: Отпечатки лапок плоской кошки
Монета сольдо
В 1954 году на фестивале в Сан-Ремо Катина Раньери исполнила песню «Canzone da due soldi» («Песня за два сольдо»). Под названием «Два гроша» в исполнении Полины Агуреевой, Клавдии Шульженко и Леонида Утесова эта итальянская песня была очень популярна в Советском Союзе.
Часто встречается сольдо в сказках Джанни Родари, например, в его «Волшебном барабане».
Так что же это за монета – сольдо? Во всех художественных произведениях сольдо – название самой мелкой разменной монетки. Но так ли это? И было ли так всегда?
Первые сольдо были отчеканены в 1190-х годах в Милане при германском императоре Генрихе VI. Назывались они grosso (грош, грошен), а в обиходном итальянском языке «doppio soldo» (двойной сольдо) весом 2,0 – 2,2 г серебра. Один сольдо весил около 1,25 г. Затем серебряные сольдо стали чеканить в других итальянских государствах. Название «сольдо» восходит к наименованию позднеримской золотой монеты solidus (лат. «твердый», «прочный»).
В последующие века сольдо распространился как основная валюта обмена в различных королевствах, герцогствах и республиках, которые в итоге в 1861 году объединились в Итальянское королевство.
И это первоначально была далеко не самая мелкая монета. Разменной мелочью с низкой покупательной способностью сольдо стал только в XVIII веке. Двумя-тремя веками ранее серебряными сольдо платили жалованье наемникам, которые поэтому и получили название – солдаты, то есть военные, получавшие жалованье в сольдо.
В XV-XVI веках в Италии процветало наемничество. Богатые итальянские республики нанимали ратников как для обороны, так и для агрессии против соседей, и платили им в сольдо. Например, наемник-аркебузир в XVI веке получал дневное жалованье в размере 14-15 сольдо, а незащищенный доспехами пикинёр – 12 сольдо. Для сравнения – наемный сельскохозяйственный работник довольствовался оплатой своего труда в размере 8-9 сольдо в день.
Что касается цен на продукты питания в Италии в XVI веке, то фунт хлеба (340 г), в зависимости от качества, можно было купить за 1-2 сольдо, фляжку вина за 5 сольдо, фунт мяса (баранины или телятины) стоил 2 сольдо.
Именно в этот период название сольдо и слово «солдат» широко распространилось на просторах Италии и Европы в целом. До сих пор по-немецки жалованье военных называется «Sold».
Кстати, в Россию слово «солдат» пришло в XVII веке из немецкого языка и первоначально применялось лишь к европейским наемникам, служившим при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче в полках иноземного строя.
На протяжении семи веков сольдо неоднократно менялся, обесценивался, переходя от серебряной монеты к монете в биллоне, пока окончательно не стал медным в XVIII веке. Детали дизайна и технические характеристики монеты изменялись, но название и популярность в народе оставались прежними.
В Италии сольдо стал синонимом денег. Также, эта монета была синонимом экономической безопасности, надежности и постоянства. Сольдо был настолько силен своей устоявшейся в веках популярностью, что даже сопротивлялся введенной Наполеоном Бонапартом денежной реформе.
Сольдо. Королевство Италия (1807-1814 гг.). Наполеон Бонапарт. 1811 год. Медь, 10,3 г
Французскому императору, покорившему Италию, пришлось смириться с сохранением сольдо во введенной им новой денежной системе Итальянского королевства. Итальянская лира Наполеона состояла из 20 сольдо, каждый из которых равнялся 5 чентезимо.
Последние монеты с названием сольдо были отчеканены в Папской области в 1869 году. Но, еще почти столетие, вплоть до середины ХХ века, итальянцы называли сольдо монету номиналом в 5 чентезимо.
В XII-XIX веках сольдо выпускались в Милане (герцогстве и республике), Великом герцогстве Тосканском, Генуэзской и Венецианской республиках, Герцогстве Лукка, Флорентийской республике, Пармском Герцогстве, Герцогстве Савойя, Мантуанском Герцогстве, Герцогстве Модена, Сардинском королевстве, швейцарском кантоне Тичино, итальянских владениях Габсбургов, Цизальпинской республике, Итальянском королевстве Наполеона Бонапарта, Папской области.
В большинстве итальянских государств, вплоть до объединения в единое королевство, сольдо был монетой в 1\20 лиры и состоял из 12 малых денариев (денаро).
С уверенностью можно утверждать, что на протяжении нескольких веков сольдо были разменной монетой, широко распространенной в обороте в первую очередь среди простолюдинов.
К сожалению для сольдо не нашлось места в линейке монет объединенного Итальянского королевства. В указе короля Виктора Эммануила 1861 года провозглашалось, что «итальянская лира и ее кратные являются законным платежным средством во всех провинциях королевства Италия».
Кратными номиналами были объявлены не сольдо, а исключительно чентезимо. Сольдо короткий период (1866-1869 гг.) в понтификат Пия IX выпускала лишь Папская область. Немецким медальером и гравером Карлом-Фридрихом Фойгтом был разработан дизайн медных монет номиналом ½ сольдо, 1 сольдо, 2 сольдо и 4 сольдо, а также серебряных монет достоинством в 5 сольдо и 10 сольдо. Папская лира состояла из 20 сольдо, каждый из которых, в свою очередь, равнялся 5 чентезимо.
1 сольдо. Папская область. Пий IX (1846-1878 гг.). 1867 год. Медь, 5 г. Римский монетный двор
В заключение можно отметить, что сольдо пережил империи и революции и прежде всего представлял собой фундаментальную опору в повседневной жизни простых итальянцев.