Страны с преобладающим славянским населением (светло-зелёные — западные славяне, зелёные — восточные славяне и тёмно-зелёные — южные славяне)
Современный ареал расселения и численность
Всего: приблизительно 300-350 млн. Славянские общины и землячества есть во многих странах мира Восточная Европа, Азия и Балканский полуостров
Преимущественно православие и католицизм, значительно меньше ислам. Широко распространен атеизм.
В настоящее время славяне расселены на обширной территории Южной и Восточной Европы и далее на восток — вплоть до Дальнего Востока России. Славянское меньшинство имеется также в государствах Западной Европы, Америки, Закавказья и Средней Азии. Общая численность славян — 300—350 млн человек. Выделяются западные славяне (поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане), южные славяне (болгары, сербы, хорваты, боснийцы, македонцы, словенцы, черногорцы) и восточные славяне (русские, украинцы, белорусы).
Существуют несколько версий происхождения этнонима «славяне».
Основными являются четыре:
Данный этноним как племенной закрепился в ходе этногенеза словаков (с несколько иным суффиксом), словенцев, словинцев. Этноним «словене» как основной, кроме этих народов, носили также ильменские словене — жители Новгородской земли.
Славянские языки
Славянские языки — ветвь индоевропейской семьи языков. Балтийские и славянские языки имеют гораздо больше сходных черт, с точки зрения как лексики, так и морфологии и синтаксиса, чем любые другие группы индоевропейских языков. Ряд сходных черт балтийских и славянских языков позволяет предполагать существование в древности состояния балто-славянского языкового единства.
Происхождение
Летописная версия
Авторы средневековых русских летописей считали, что часть славян после всемирного потопа проявляла себя рядом с Иллирией (побережьем Адриатического моря). В изложении «Повести временных лет» послепотопные события предстают так:
Иафету же достались северные страны и западные: Мидия Армения Малая и Великая Сарматия, жители Тавриды, Скифия, Фракия, Македония Иллирия, славяне Адриатическое море. Достались и острова: Британия, Сицилия, Эвбея, Родос
[земли] до Понтийского моря на север: Дунай, Днепр, Кавкасинские горы, то есть Венгерские, а оттуда до Днепра, и прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в часть Симову. В Иафетовой же части сидят русь, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского
Прародина
По данным исторического языкознания, письменных источников и археологии славяне VI—VII вв. проживали на территории Центральной и Восточной Европы, простиравшейся от рек Эльбы и Одера на западе, через бассейн Вислы, до верховьев Днестра и среднего течения Днепра на востоке.
Наиболее ранние упоминания, позволяющие решать проблему славянского этногенеза, относят ко временам прибалтийских венедов (Плиний Старший, Тацит). Более подробны сведения 5 — 6 вв., в частности, в трудах византийского дипломата и историка Приска, византийского писателя Прокопия Кесарийского.
Одним из первых о славянах, как выделившемся из венедов самостоятельном этносе, писал готский историк Иордан в первой половине VI века:
В этой Скифии первыми с запада пребывает народ гепидов, который окружён великими и славнейшими реками. Ведь по северу и по его области растекается Тисия (совр. Тиса), с юга же (его) отсекает сам великий Данувий (Дунай), с востока — Флутавсий (Олт либо Прут), который, будучи стремительным и изобилующим водоворотами, неистовствуя, катится в воды Истра. В их (рек) окружении лежит Дакия, укреплённая (расположенными) наподобие венца крутыми Альпами.
У их левой стороны, которая склоняется к северу, от истока реки Вистулы на огромных пространствах обитает многочисленное племя венетов. Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и обитания, преимущественно они всё же называются славянами и антами.
Славяне живут от города Новиетуна (традиционно отождествляется с Новиодуном, совр. Исакча, на правом берегу Дуная) и озера, которое называется Мурсианским, вплоть до Данастра и на севере до Висклы; болота и леса заменяют им города.
Анты же, самые могущественные из них, там, где Понтийское море делает дугу, простираются от Данастра вплоть до Данапра. Эти реки удалены друг от друга на много переходов… После избиения херулов (германское племя, разбитое в 512 гепидами и лангобардами) Херманарик также двинул войско на венетов, которые, хотя и достойные презрения из-за их вооружения, но могучие численностью, сперва попробовали сопротивляться. Но ничего не значит множество негодных для войны, особенно когда с попущения Господня наступает многочисленное вооружённое войско. Они же, как мы сказали в начале нашего изложения или в каталоге народов, произойдя из одного корня, породили три народа, то есть венетов, антов и славян, которые, хотя теперь свирепствуют всюду, по грехам нашим, тогда, однако, все подчинились власти Херманарика.
Славянами называют большую группу народов в Европе, возникшую от общего предка. Первые упоминания о праиндоевропейцах (прародителей славян) относятся ко второму тысячелетию до нашей эры. На сегодняшний день народы славянской группы составляют порядка трехсот пятидесяти миллионов человек от населения всего мира. Славяне – это народы, имеющие необычайно богатую и увлекательную историю.
Славяне в начале прошлого века расселялись по территориям современной Европы и России. Они разделились на несколько ветвей и этносов. Например, западные славяне – это народ Чехии, Польши, Словакии. А вот восточные – Белорусии, Украины и Российской Федерации. К южным славянам относят жителей Болгарии, Сербии, Хорватии, Македонии, Черногории и других государств.
Считается, что предком славян были индоевропейцы, от которых они впоследствии и отделились. На сегодняшний день многое известно о происхождении славян, об их расселении, быте, культуре, создании государств. Но все же многие факты о том, кто такие славяне, остаются спорными даже среди именитых ученых-историков.
Разумеется, что славяне имеют похожие черты лица, строения тела. Этому посвящена целая наука – антропология славян. Но, с другой стороны, в результате скрещиваний с другими народами на протяжении многих веков появились свои особенности.
Множество версий существует и по поводу происхождения самого слова «славяне». Кто-то считает, что оно произошло от слова «славный», кто-то – от слов «молва, известность».
Про русских
А кто такие русские? Общепринятое мнение – это ветвь восточных славян, основное население современной России. Русские появились в результате соединения многих племен в далеком двенадцатом веке. Тогда сформировалась древнерусская народность, затем появилось и Древнерусское государство.
Родство русских и славян легко проследить в схожести языка с народами этой группы. Кроме того, многочисленные источники ( письменные, археологические) свидетельствуют об общности происхождения. Одним из доказательств является легендарная летопись Нестора «Повесть временных лет».
С момента возникновения Руси, государственности прошло уже несколько тысячелетий. За это время русские стали христианами (в десятом веке благодаря Владимиру Святославовичу), Петр Первый сделал из государства могучую империю и поменял летоисчисление. Александр Второй отменил крепостное право. Пришел конец Царской России. Русские пережили две мировые войны и перестройку. На долю русских пришлись десятки кровопролитных войн.
Время идет. И ситуация в последнее время меняется коренным образом. Раньше славянские народы относились к друг другу по-братски, поддерживали и помогали странам бывшего СССР. Сегодня же между некоторыми странами появилась стена непонимания, агрессия и конфликты. Но не стоит забывать, что все мы – славяне, а значит открытые, добрые и широки душой!
А вот как же быть с темой славянистики? Ее то нередко подают как вариант богоизбранности. Давайте для начала вспомним про племена кривичей, любичей и прочих. Подобно тому, как имеются деления на татар (булгар) «казанских», «башкирских» (башкорттатары) и т.д. То есть термин славяне не должен отражать чисто национальный аспект, и вот почему. Если мы рассмотрим подробнее тему Древлерусской Азбуки (одного из варианта* с 49ю буквами), где буковы имеют значение, (видео Данилова), то увидим «славянин –славящий Янь и Инь.» То есть, мужскую и женскую энергетику. (И из сочетания искомых получается –хрень. (понятие совсем не то что ныне). Янь это эволюция, инь дэволюция, упадок.) На всем известном многим «китайском» символе Великого Предела в виде круга с волнистой линией и пятнышками изображены как раз волна эволюции –Янь и упадка Инь. Если мы переложим на график, то получится синусоида. Сверху Янь, снизу Инь.(по фильму Данилова) Таким образом получается, что термин –«славянин» никак не следует рассматривать узконаправленно, как национальный термин. Этим самым мы напрочь выбиваем почву из под псевдопатриотов, накачивающих тему славянского превосходства. (да любого другого, татарского (тюрского) например). А как же обращаться то? да просто же, как и обращаются обычно – православные. Это кстати, совсем не относится к религии РПЦ, ибо православные в сакральном смысле–правь славящие. (Явь, Навь, Правь). ……………………………………………………………………………………………. Проблема авторов, подающих арийскую, славянскую, ведическую тему однобоко –как принадлежность одного этноса, в том, что они не учитывают изречения –«Веды не там где они хранятся, веды не там где о них говорят. Веды там где им следуют». Арий –тот кто стремится к совершенству. Арий не раса и не биологический вид.
По материалам видео Данилова «Почему англичане изначально ненавидят русских», Тушкина В. «Веды о человеке.Ч1,2»самое сокровенное знание», Сидоров Г. «воинские традиции ариев», «рок возомнивших себя богам», крамешники и сияющие боги».
Вариант азбуки Как вам 1024 буковы? (см.Фильи Игры Богов). По варианту 49 буков рекомндую Данилова «Почему анлгичане изначально ненавидят русских»
Религии Ислам вообще «затачивался» как религия для малограмотных кочевнков. Отсюда и обрезание –гигиенический акт, нужный для того региона и всадника. Наличие намазов –как производсвенная гимнастика. Многоженство –для пополнения населения в виду постоянных стычек. То есть, ислам конретная религия для воинов в пустыне. Нынешний ислам совсем не то что ранее. Достаточно взглянуть на «города мертвых» в Азии, купольные кострукции каких не делают ныне. А как же быть с регигиями? Ну про РПЦ мы уже писали. Это не каноническое,и уж точно не Древлерусское Православие (от Саровского), не говоря уже о Ведическом. Дело в том, что религия не есть вера. Каждая религия это практическое прменение по месту (региону) Знаний прежней цивилизации. И ныне существующие религии католицим и ислам вышли из христианства (читай павлианство, ибо от иисуса мало чего осталось). То есть, существовала иерархия религий по месту, времени и народу.
По Сидорову… Иногда его «заносит». А именно. В сторону идеи большого Брата. То есть, все начальство должно быть именно из «русских» (то есть условно славян) и только на том основании что «русских» (славян) более 80%. (по статистике очень правильно выразился Марк Твен) Я бы не стал столь категорично утверждать и сделал бы, как толковый управитель и кукловод, позатейливее и проще. В нац республиках первый секретарь (глава) местный (если толковый0, но второй неизменно «русский», как куратор. Все это было в СССР. Почему заносит. Как любой писатель берущий идеи из информполя (эгрегоров определенной тематики) Сидоров неизменно подвергается и мутации сознания. Отсюда и крен в сторону шовинизма. Все закономерно. Сравнмте ранних Мегре и Лазарева с их поздними работами. Автор тоже иногода дает крен в ту или иную сторону. Издержки литераторства. Но поскольку мы знакомы с примерным механизмом получения информации и о том, что кукловоды могут работать и с верхних (интеллектуальных) уровней (либо через измененные эгрегоры, а в ряде случаев и напрямую (отключая например. У меня регулярно. Или видоизменяя мышление.). Бороться с сим просто. Сменить тему (раз), заняться другим действием. Наример. Писали почуствовали.стоп. займитесь прикладным чем либо. Огород. Чтото другое. То есть уйдите от кураторства.
традиционно делятся на три крупных ветви: восточную, западную и южную. Это самая многочисленна этноязыковая группа в Европе. Восточных славян представляют три народа: русские, украинцы и белорусы. Западная ветка включает поляков, чехов, словаков, словинцев, кошубов, лужичан и др. К южным славянам относят сербов, болгар, хорватов, македонцев и др. Общая численность всех славян – около трехсот миллионов.
Исторические регионы проживания славян – восточная и южная и центральная часть Европы. Современные представители славянского этноса населяют бо́льшую часть Евразийского материка вплоть до Камчатки. Славяне проживают также в Западной Европе, США, Канаде и других странах. По вероисповеданию большинство славян – христиане, православные или католики.
Восточные славяне
Достоверных сведений о происхождении и расселении восточнославянских племен в доисторический период очень мало. Известно, что примерно в пятом – седьмом веках восточный славяне заселили территорию бассейна Днепра, а затем распространились до верховьев Волги на востоке и южного побережья Балтики на северо-востоке.
Большинство исследователей считают, что к девятому – десятому столетию различные племенные союзы объединились в целостный древнерусский этнос. Именно он составил основу Древнерусского государства.
Собственно русский, украинский и белорусский народы окончательно сформировались лишь к семнадцатому веку.
Русские
Всего в мире насчитывается сто тридцать три миллиона носителей данного этноса. В Европе это самый многочисленный народ, а в России его численность составляет примерно 80% населения.
Три четверти проживающих в России русских исповедуют православие. За пределами РФ большинство представителей народа проживает в постсоветских странах: Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Молдавии, а также в Германии, США, Канаде и других государствах.
На основе культурных, бытовых и региональных отличий выделяют множество субэтнических групп русского этноса: мещеряки (Рязанская обл.), полехи (Орловско – Калужское полесье), камчадалы (Камчатка), сибиряки, кубанские, терские и донские казаки и другие.
Украинцы
В мире проживает около сорока пяти миллионов представителей народа. Кроме Украины, большие диаспоры есть в Канаде, США, России. Третий по численности славянский народ после русских и поляков.
По данным генетических исследований, наибольшее родство у данного этноса с юго-западными русскими, поляками и юго-восточными литовцами.
Украинский язык наиболее близок к белорусскому, их разделение на два самостоятельных языка произошло примерно четыреста лет назад.
Белорусы
Общая численность составляет приблизительно десять миллионов. В Белоруссии проживает более восьмидесяти процентов представителей народа. Остальная часть в основном населяет сопредельные государства – Россию, Украину, Польшу Латвию и Литву.
Жителей Белорусского Полесья нередко выделяют в самостоятельный субэтнос, носящий название полещуки.
Большинство белорусов придерживаются православной религиозной традиции. Католиками являются лишь около пятнадцати процентов верующих.
Западные славяне
Общая численность народов, относящихся к данной ветви – около восьмидесяти миллионов. Исторически произошли от представителей древних западнославянских племен: лютичей, смолинцев, поморян, глинян, бодричей, полян и других.
Поляки
Самый многочисленный из современных западнославянских этносов. В мире – около пятидесяти миллионов поляков.
Большинство представителей народа придерживаются римско – католической веры. Однако среди поляков есть лютеране и православные.
Крупнейшая в Европе группа народов, объединённая близостью языков (см. Славянские языки) и общностью происхождения.
Общая численность слав. народов на 1970 — около 260 млн. чел., из них: русских — свыше 130 млн., украинцев — 41,5 млн., белорусов — 9,2 млн.; поляков — около 37 млн., чехов — около 10 млн., словаков— 4,7 млн., лужичан — 0,1 млн.; болгар — 7,9 млн., сербов — 9 млн., хорватов — 4,8 млн., словенцев — 2,1 млн., черногорцев — 0,6 млн., македонцев (в Югославии) — 1,2 млн.
Источники по истории древних С. — предков современных слав. народов — археологические и лингвистические данные, сведения греко-римских и византийских историков (Плиний Старший, Тацит, Птолемей, Иордан, Прокопий Кесарийский и др.), раннесредневековые летописи, хроники. Древнейшие исторические сведения о С., известных тогда под именем венедов (См. Венеды), относятся к 1—2 вв. н. э. С середины 6 в. наименование Sklabenoi, Sciaveni неоднократно встречается в текстах Прокопия, Иордана и др. Ко 2-й половине 7 в. относится первое упоминание о славянах (сакалиба) у арабских авторов (Абу Малик аль-Ахталь). ‘
Данные языкознания связывают древних С. с областью Центральной и Восточной Европы, простиравшейся от Эльбы и Одер на З., в бассейн Вислы, в Верхнее Поднестровье и до Среднего Поднепровья на В. Северными соседями С. были германцы и балты, составлявшие вместе с С. северную группу индо-европейских племён. Восточными соседями С. были западноиранские племена (скифы, сарматы), южными — фракийцы и иллирийцы, западными — кельты: Вопрос о древнейшей «родине» С. остаётся дискуссионным, но большинство исследователей считает, что она находилась к В. от Вислы.
По предположению многих советских, польских, чехословацких археологов, древние С., так же как германцы и балты, были потомками скотоводческо-земледельческих племён Шнуровой керамики культуры, расселившихся на рубеже 3-го и 2-го тыс. до н. э. из Северного Причерноморья и Прикарпатья по Центральной, Северной и Восточной Европе. В последующее время С были представлены несколькими, генетически связанными между собой археологическими культурами, особое значение среди которых имели Тшинецкая культура, распространённая в 3-й четверти 2-го тыс. до н. э. между Вислой и средним Днепром, Лужицкая культура (13—4 вв. до н. э.) и Поморская культура (6—2 вв. до н. э.) на территории современной Польши. В Поднепровье некоторые археологи считают праславянами носителей чернолесской культуры (См. Чернолесская культура) (8 — начало 6 вв. до н. э.), невров или даже скифов-пахарей у Геродота. Предположительно с С. связывают подгорневскую культуру и милоградскую культуру (См. Милоградская культура) (7 в. до н. э. — 1 в. н. э.). Существовавшая с конца 1-го тыс. до н. э. на Припяти и в Среднем Поднепровье Зарубинецкая культура связывается с предками восточных славян. Это была культура развитого железного века, её носители занимались земледелием, скотоводством и ремёслами. Вероятно, у некоторых передовых племенных групп родовая община сменилась уже территориальной.
Во 2—4 вв. н. э., в результате движения на Ю. герм. племён (Готы, Гепиды), целостность территории С. была нарушена, что имело, по-видимому, большое значение в обособлении С. на западных и восточных. Основная масса носителей зарубинецкой культуры передвигается в первых веках н. э. на С. и С.-В. по Днепру и Десне (позднезарубинецкая культура). В 3—4 вв. в Среднем Поднепровье обитали племена, оставившие Черняховские древности. Некоторые археологи считают их славянами, большинство — полиэтнической группировкой, включавшей слав. элементы. В конце 5 в., после падения державы гуннов, начались продвижение С. на юг (к Дунаю, в Северо-Западном Причерноморье) и их вторжения в балканские провинции Византийской империи. Племена С. разделялись тогда на две группы — антов (См. Анты) (вторгавшихся на Балканский полуостров через низовья Дуная) и склавинов (нападавших на византийские провинции с С. и С.-3.; о вторжении С. на Балканский полуостров см. в ст. Великое переселение народов). Колонизация Балканского полуострова была результатом не переселения, а расселения С., они удержали все свои старые земли в Центральной и Восточной Европе. Во 2-й половине 1-го тыс. С. заняли Верхнее Поднепровье и его северную периферию, принадлежавшие ранее восточным балтам и финно-угорским племенам, а также земли по нижней Эльбе и юго-западному побережью Балтийского моря (см. Полабские славяне, Бодричи, Лютичи) и превратились в крупнейшую этническую группу Европы. Как анты, так и склавины распадались на отдельные племена группировки: уже в 7 в. известны дулебы, вероятно, тогда же существовали и другие «племена» С., перечисленные в «Повести временных лет» (См. Повесть временных лет) (Поляне, Северяне, Древляне, Кривичи, Уличи, Тиверцы, Хорваты, Радимичи, Дреговичи, Вятичи и др.). В 7—8 вв. среди объединений С., проникших на Балканский полуостров, были известны драгувиты, сагудаты, верзиты, северы (северяне) и многие др.
Свидетельства письменных источников подтверждаются археологическими памятниками С. 6—7 вв., которые хорошо известны на территории СССР (Поднепровье, Побужье, Поднестровье), Польши, Чехословакии, Румынии, Болгарии, Югославии. Это остатки поселений с жилищами-полуземлянками с бревенчатым срубом (реже — наземные столбовые постройки), отдельные городища-убежища, могильники и курганы с остатками трупосожжений. Во взаимодействии с искусством ближайших соседей — германцев (См. Германцы) на З., угро-финнов на С. и С.-В., скифов (См. Скифы) и сарматов (См. Сарматы) на Ю. и Ю.-В., фракийцев (См. Фракийцы) на Ю.-З. — развивалось искусство С. Многообразны образцы керамики, украшенной процарапанным и рельефным орнаментом. Ювелирное искусство представлено железными и бронзовыми фибулами с гравированными и литыми узорами, женскими украшениями. Наиболее характерные мотивы орнамента были связаны с культами Солнца (круг, крест, свастика), воды и дождя (волнистые и сетчатые узоры), молнии (зигзаги). Космологические представления С. отразились и в отдельных произведениях монументальной скульптуры (например, в Збручском идоле (См. Збручский идол)). Наиболее распространённым типом пластики С. были воздвигавшиеся в центре святилища изображения богов, нередко имеющие несколько ликов и отличающиеся статичностью и нерасчленённостью форм. В 7 в. в некоторых ювелирных изделиях С. проявилось возрастающее влияние византийского искусства.
На основе письменных источников 6—12 вв., археологических и этнографических сведений выявляются некоторые черты древнеславянской мифологии и религии. К древнейшим формам религии относятся семейно-родовые культы предков — «родителей» (пережитки его — образ Щура или Чура, домового и т. п.), к ним относится культ Рода и Рожениц, которые связаны и с плодородием. Общинные земледельческие культы впоследствии были приспособлены к христианским праздникам (святки и т. п.). К земледельческим культам имели отношение небесные божества Сварог и Дажбог. Бог грозы Перун возглавил в период распада родового строя пантеон слав. божеств. К низшим божествам относились леший (duch lisny — польск.), водяной (vodnik — чеш.), полевой дух — полудница (pripoldnica — лужицк.), вилы — водяные, полевые, лесные, горные или воздушные девы и т. п. Общеслав. пантеон, вероятно, отсутствовал (у разных групп повторяется лишь Перун). В конце 1-го тыс. наблюдается перерождение племенных культов в государственные.
Письменные и археологические данные свидетельствуют о том, что в третьей четверти 1-го тыс. у С. происходил процесс разложения первобытнообщинных отношений, что было обусловлено изменениями в экономической жизни С., прежде всего в системе земледелия и землепользования, развитием ремёсел. С. занимались пашенным земледелием, скотоводством, различными ремёслами, жили соседскими общинами; историческая обстановка (войны, расселение) способствовала процессу распада родовых связей, развитию частной собственности на орудия и средства производства и образованию классов.
В итоге расселения С. по огромным пространствам, имевшим различное местное население, этническая и языковая общность С. начала постепенно разрушаться, что привело к образованию существующих доныне трёх славянских группировок — западной, восточной и южной. С распадом родового строя и с возникновением древнейших слав. государств [Первое Болгарское царство (см. в ст. Болгария), государства Само, Великоморавская держава, Карантания, Киевская Русь] в конце 1-го тыс. н. э. начали формироваться средневековые слав. народности: Поляки и Чехи, а несколько позже — Словаки (западные славяне); Словенцы, Сербы, хорваты и Болгары (южные С.). У восточных С. шёл процесс формирования древнерусской народности. С 9—10 вв. среди С. начинает распространяться христианство, постепенно занявшее положение господствующей религии. Глубокое влияние на сложение национальных культур эпохи формирования раннефеодельных государств Восточной Европы (8—9 вв.) оказало художественное наследие С.
В последующие столетия территория расселения С. претерпела существенные изменения. Продвинувшиеся в долину среднего Дуная мадьярские (венгерские) племена (конец 9 в.) отрезали западных славян от южных, причём часть слав населения Паннонии была ассимилирована венграми. Терртория западных С. сократилась под натиском немцев (см. «Дранг нах Остен»). Продвинувшись на восток, немцы уничтожили или поглотили почти всех полабских С. (кроме небольшой группы, из которой сформировались Лужичане) и поморских С. (кроме кашубов (См. Кашубы)); поляки на С. были в значительной части отрезаны от Балтийского моря, а на Ю., где немцы проникли до Силезии, оказались отчленены от чехов; немцы заняли и часть чешских земель. Несколько сократилась территория южных С.; большая часть их на Пелопоннесском полуострове была ассимилирована греками; шёл процесс ассимиляции австрийцами каринтийских словенцев. Во 2-й половине 14 в. началось наступление турок, которые заняли территории болгар и сербов, заставив часть последних переселиться из т. н. Старой Сербии на север, в область Воеводины. В борьбе против турок оформились южнославянские народности. У восточных С. в 13 в. в результате нашествия монголо-татар оказались обезлюднены многие южные и юго-восточные области, однако уже в 15 в. в ходе борьбы с Золотой Ордой (См. Золотая Орда) и возникшими после её распада татарскими ханствами заселение этих областей возобновилось. В это время развернулся и процесс формирования восточно-славянских народностей — русских (См. Русские) и украинцев (См. Украинцы), а несколько позже — белорусов (См. Белорусы). После падения в 16 в. Казанского и Астраханского ханств русские расширили территорию своего расселения, продвинувшись в Поволжье, Приуралье и далее — в Сибирь; украинцы после падения Крымского ханства заселили Причерноморские степи и вместе с русскими — степные и предгорные районы Северного Кавказа. Этническая территория белорусов осталась без существенных изменений.
Сравнительно позднее этническое разделение слав. народов, общность их исторических судеб, проявившаяся, например, в борьбе против немецких и турецких феодалов, а также во многом сходные трудности национального развития, вызванные утратой многими из них государственности (большая часть западных и южных С. была включена в Австрийскую, позже Австро-Венгерскую, империю и Османскую империю), — всё это способствовало сохранению сознания славянской общности, которое заметно усилилось в 19 в., когда развернулся процесс формирования буржуазных наций. Однако в то время оно нередко искажалось политическими идеями Панславизма. Национальный гнёт и тяжёлое экономическое положение слав. народов в конце 19 — начале 20 вв. вызвали сильную эмиграцию их в других страны Европы (например, во Францию) и за океан (преимущественно в США и Канаду). Общая численность славянских народов на начальник 20 в. составляла около 150 млн. человек, в том числе: русских — свыше 65 млн., украинцев — около 31 млн., белорусов — около 7 млн.; поляков — свыше 19 млн., чехов — свыше 7 млн., словаков — свыше 2,5 млн.; сербов и хорватов — свыше 9 млн., болгар — 5,5 млн., словенцев — 1,5 млн. Основная масса слав. населения находилась в России — 107,5 млн. чел.; в Австро-Венгрии — около 25 млн. чел., Германии — свыше 4 млн. чел.; в странах Америки — свыше 3 млн. чел.
Результатом национальных движений среди южных и западных С., развернувшихся с середины 19 в., было воссоединение их этнических территорий и создание государственности; этот процесс был ускорен поражением Турции в войне с Россией (1877—78) и в 1-й Балканской войне (1912), а также поражением Австро-Венгрии в 1-й мировой войне 1914—18. Послевоенные международный акты фиксировали новые границы Болгарии, сложение многонациональных славянских государств Югославии и Чехословакии, восстановление национальной государственности Польши. Октябрьская революция 1917 в России привела к созданию национальной государственности украинцев и белорусов, которые наряду с русскими в ходе социально-экономических преобразований сформировались в социалистической нации.
Солидарность славянских народов активно проявилась и окрепла в годы 2-й мировой войны 1939—45, в ходе борьбы против фашизма. В 1939 и в первые послевоенные годы произошло воссоединение всех украинских и белорусских земель, а также восстановление исконной этнической территории поляков и чехов. В результате политических и социально-экономических преобразований в Восточной и Юго-Восточной Европе сложились социалистические славянские государства и сформировались славянские социалистические нации: польская, чешская, словакская, сербская, хорватская, болгарская и др. (Об их истории, экономике, культуре и искусстве см. статьи по соответствующим странам и народам.)
Источн.: Иордан, О происхождении и деяниях гетов, Getica, пер. с греч., М., 1960; Прокопий из Кесарии, Война с готами, пер. с греч., М., 1950; Феофилакт Симокатта, История, [пер. с греч.], М., 1957; Мишулин А. В., Древние славяне в отрывках греко-римских и византийских писателей по VII в. н. э., «Вестник древней истории», 1941, № 1.
Лит.: Народы Европейской части СССР, т. 1, М., 1964; Народы зарубежной Европы, т. 1, М., 1964; Погодин А. Л., Из истории славянских передвижений, СПБ, 1901; Шахматов А. А., Древнейшие судьбы русского племени, П., 1919; Нидерле Л., Славянские древности, пер. с чеш., М., 1956; Третьяков П. Н., У истоков древнерусской народности, Л., 1970 (Материалы и исследования по археологии СССР, № 179); его же, Некоторые данные об общественных отношениях в восточнославянской среде в 1 тысячелетии н. э., «Советская археология», 1974, № 2; Ляпушкин И. И., Днепровское лесостепное Левобережье в эпоху железа. Археологические разыскания о времени заселения Левобережья славянами, М. — Л., 1961 (Материалы и исследования по археологии СССР, № 104); его же. Славяне Восточной Европы накануне образования древнерусского государства (VIII — первая половина IX в.). Историко-археологические очерки, Л., 1968 (Материалы и исследования по археологии СССР, № 152); Бернштейн С. Б., Очерк сравнительной грамматики славянских языков, М., 1961; Филин Ф. П. Образование языка восточных славян, М. — Л., 1962; Славяне накануне образования Киевской Руси, М., 1963; Горнунг Б. В., Из предыстории образования общеславянского языкового единства, М., 1963; Рыбаков Б. А., Языческое мировоззрение русского средневековья, «Вопросы истории», 1974, № 1; Иванов В. В., Топоров В. Н., Исследования в области славянских древностей. Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов, М., 1974; Смирнов Ю. И., Славянские эпические традиции, М., 1974; Алексеева Т. И., Этногенез восточных славян по данным антропологий, М., 1973; её же, Славяне и германцы в свете антропологических данных, «Вопросы истории», 1974, №3; NiederiIe L., Slovanske starozitnosti, [2 vyd.], dl 1—3, Praha, 1906—25; его же, Zivot starych slovanu, dl 1—3, Praha, 1911—34; Lehr Splawinski Т., О pochodzeniu i praoji czyznie stowian, Poznan, 1946; Szymanki W., Slowianszczyzna wschodnia, Wroclaw, 1973; Slowianie w dziejach Europy, Poznan, 1974, Gimbutas М., The Slavs [L. 1971] (лит. с. 189—196).