славяне что за народ
Кто такие славяне и кто такие русские?
Про славян
Славянами называют большую группу народов в Европе, возникшую от общего предка. Первые упоминания о праиндоевропейцах (прародителей славян) относятся ко второму тысячелетию до нашей эры. На сегодняшний день народы славянской группы составляют порядка трехсот пятидесяти миллионов человек от населения всего мира. Славяне – это народы, имеющие необычайно богатую и увлекательную историю.
Славяне в начале прошлого века расселялись по территориям современной Европы и России. Они разделились на несколько ветвей и этносов. Например, западные славяне – это народ Чехии, Польши, Словакии. А вот восточные – Белорусии, Украины и Российской Федерации. К южным славянам относят жителей Болгарии, Сербии, Хорватии, Македонии, Черногории и других государств.
Считается, что предком славян были индоевропейцы, от которых они впоследствии и отделились. На сегодняшний день многое известно о происхождении славян, об их расселении, быте, культуре, создании государств. Но все же многие факты о том, кто такие славяне, остаются спорными даже среди именитых ученых-историков.
Разумеется, что славяне имеют похожие черты лица, строения тела. Этому посвящена целая наука – антропология славян. Но, с другой стороны, в результате скрещиваний с другими народами на протяжении многих веков появились свои особенности.
Множество версий существует и по поводу происхождения самого слова «славяне». Кто-то считает, что оно произошло от слова «славный», кто-то – от слов «молва, известность».
Про русских
А кто такие русские? Общепринятое мнение – это ветвь восточных славян, основное население современной России. Русские появились в результате соединения многих племен в далеком двенадцатом веке. Тогда сформировалась древнерусская народность, затем появилось и Древнерусское государство.
Родство русских и славян легко проследить в схожести языка с народами этой группы. Кроме того, многочисленные источники ( письменные, археологические) свидетельствуют об общности происхождения. Одним из доказательств является легендарная летопись Нестора «Повесть временных лет».
С момента возникновения Руси, государственности прошло уже несколько тысячелетий. За это время русские стали христианами (в десятом веке благодаря Владимиру Святославовичу), Петр Первый сделал из государства могучую империю и поменял летоисчисление. Александр Второй отменил крепостное право. Пришел конец Царской России. Русские пережили две мировые войны и перестройку. На долю русских пришлись десятки кровопролитных войн.
Время идет. И ситуация в последнее время меняется коренным образом. Раньше славянские народы относились к друг другу по-братски, поддерживали и помогали странам бывшего СССР. Сегодня же между некоторыми странами появилась стена непонимания, агрессия и конфликты. Но не стоит забывать, что все мы – славяне, а значит открытые, добрые и широки душой!
Этимология слова Славяне
Cлавяне сейчас – самая большая языковая группа Европы. Их значительно больше, чем, к примеру, германцев или романцев, не говоря уж о более мелких языках, таких как греческий, албанский или балтские.
Славян всегда было много, даже в древности. Это кондовая, изначальная индоевропейская группа, слишком сильно не ушедшая от древней своей прародины (не считая поздних русских, покоривших Сибирь, Дальний Восток и даже часть Америки). О многолюдности славянских земель упоминают византийские авторы, вступавшие с южными славянами в непосредственное и активное соприкосновение.
Но сам термин «славяне», по-видимому, не слишком древний. Вполне возможно, что это неизначальное, промежуточное название некоторых родственных по своему происхождению племён, в более ранние времена называвшихся по-другому. Как известно, анты, жившие полторы тясячи лет назад по Днепру, славянами себя не называли – они называли себя антами. Не называли себя славянами, наверное, и кривичи, и дреговичи, и северяне, и поляне… Единственная племенная группа, которая была связана с этим названием – это новгородские словене. Из восточнославянских племён это единственное крупное объединение, которое несло в своём названии корень СЛВН.
Этот же корень сохранился теперь у современных словенцев (группа южных славян), и у словаков (западные славяне) в несколько изменённом состоянии СЛВК.
Самое распространённое объяснение термину «славяне» вот какое: он происходит от глагола «слыть» или «слыву».
Самое же возмутительное и обидное объяснение состоит в том, что славяне – это те, кто был «словлен», это как бы некий такой «слов, улов», то есть жертва мощных и дерзких охотников за людьми, захватывавших свою добычу и продававших её затем на невольничьих рынках. Отсюда, мол, английское слово «slave», которое обозначает не что иное как «раб», и подобные же слова в других языках.
Например, некоторые латышские учёные-националисты считают, что теперешние славяне – это потомки древних балтов, которые ранее проживали на огромных восточноевропейских пространствах. Эти балты, по их мнению, были обращены римлянами в рабство, а после падения Римской империи разбрелись по свету, но уже с изуродованной культурой и языком.
Смешно? Не очень. Скорее досадно за этих воспалённых от ненависти к русским учёных. Они ведь сами не понимают, что таким образом унижают своих же предков, древних балтов. Ну, представим себе: 4-х-миллионный островок современных уже балтов (латышей и литовцев) – а вокруг почти 300-миллионное огромное море славян, кои являются якобы потомками бывших рабов, отторгнутых римской мощью от родины. Чушь? – Конечно чушь. Всем ведь известно, что уже тысячелетие назад малочисленные и загнанные врагами в лесную глушь балты платили дань могущественным киевским князьям. У них тогда и государства-то практически не было – жили они родами, розно, и покорялись более сильным соседям. Особенно это, кстати, касается именно предков латышей, поскольку литовские и прусские племена были значительно сильнее.
Тенденциозным представлениям, будто народ сам себя назовёт именем «словленных» рабов, отвечу так: это не-воз-мож-но. Просто невозможно среди здравых людей и всё. Нигде невозможно и никогда.
У каждого народа своё название, а от того, как его зовут прочие, ему ни холодно и ни жарко. Просто тогдашних славян было весьма много, они были земледельцами, жили осёдло и, как говорится, «были под рукой». Земледельцы всегда становились добычей для хищных и мобильных кочевников. Будем стыдиться этого? Глупо. Пусть стыдятся потомки кочевников, поскольку их хищные предки были просто-напросто отсталыми. Славяне прошли эту кочевническую стадию много раньше.
Название «славяне» произошло от другого, не от того, что несчастные пленники отвечали работорговцам: «Словлены мы, ага. Так-де нас и называйте, красивое дюже название».
Если расположить корни слов, родственных слову «слыть», то получится такой длинный ряд: слыть, слать, посылать, засылать, наслать, посыл, посул, послание, посланец, посол, слово, условие, предисловие, слава, славный, прославлять…И даже «слушать, слух, послух, расслышать и непослушание», поскольку к корню СЛ здесь приставлен орган слуха «ухо».
Вот это уже действительно горячо!
Очень похоже, что славяне – это те люди, которые понимают посылы своих собратьев, их слова, их информацию. Если немцы – это те, которые «не мы», «чужие» то есть, то свои братья-славяне – ребята славные, единые меж собою, слушающие, слышащие и всё понимающие.
Второе. Как известно, славяне встарь являлись солнцепоклонниками, как и другие родственные им народы, да и множество народов остального мирового пространства. А какова этимология слова «солнце»?
Она неясна. Можно лишь предполагать, что это слово не слишком древнее по своему происхождению. Например, у древних индийцев солнце – это SVAR. Слово понятно без перевода: СВАР «варит» на небесах, делает нам горячо. Бог СВАРОГ наших предков того же корня, он тоже «варит» будь здоров. Это название солнца той эпохи. СОЛНЦЕ-СВАРОГ ярко светит и нескончаемо «варится» в своём соку, даря жизнь в результате этой «варки» всему живому.
Потом у расколовшегося на многие группы изначального народа появляется корень СОЛ. Этот корень и по сию пору присутствует в европейских языках в слове, обозначающем солнце, как то:
SOL – испанский
SOL – шведский
SOLE – итальянский
SOLEIL – французский
SAULE – литовский
SAULE – латышский
SOARE – румынский
ZON – голландский
Но нынешние европейские языки – это новые языки, сильно изменённые по сравнению с изначальным индоевропейским языком. Они далеко ушли от своего изначального предка.
Правда, не все. Есть балтские и славянские языки, которые наиболее архаичны по своей структуре, в их языках многие корни ещё «говорят». Просто славяне уклонились от праязыка в одну сторону, отбросив свистящие окончания, а балты в другую, эти окончания полностью сохранив.
И вот в славянских-то языках корень СЛ, обозначающий в том числе и «солнце», как раз и не утерял ещё свою информационную ёмкость. У балтов же и у прочих этот смысл потерялся. Эта глубинная суть сохранилась в группе слов, перечисленных мною ранее, т.е. связанных со словом «слать». Солнце именно «посылает», «шлёт» нам свои лучи, а также тепло и энергию жизни. Оно шлёт нам самого себя! Разве не так. Солнце – это истинное Великое Слово, в буквальном смысле, уж простите, этого слова. Оно перманентно находится в окружении своей Славы, в ореоле сияющего Огня. Оно по сути своей Славное.
В других языках эта связь «слать – солнце» не сохранилась. Разве что у англичан в изменённом состоянии. Их SUN (солнце) и SENT (слать) имеют единый корень SN. Буква Л просто потерялась, как она потерялась в слове «солнце-сонце» (в разговорном варианте) у нынешних русских.
Каково же изначальное имя звезды, посылавшей нашим предкам свою Славу?
По аналогии со словами «полено-поленце», «колено-коленце», «окно-оконце», мы можем смело предположить, что неуменьшительное название небесного светила (поскольку теперь мы используем уменьшительное его значение), звучало так: СОЛНО. В женском роде это будет СОЛАНА или СОЛНА, в мужском – СОЛУН или СОЛАН. На древнерусском языке слово «посол» писалось «сол». Например, в летописи упоминается имя варяжского посла князя Игоря – «Ивор, сол Игорев». Суффикс Н указывает на то, что не с тобой что-то делают, а ты делаешь, например: говорун, колун, бегун, певунья… К солнцу, «шлющему» самого себя, это тоже относится в полной мере. Буква Н в названии звезды с течением времени могла потеряться, и осталось СОЛО, или СОЛЛО, или СОЛ…
Очень интересно, но современного главного земного бога, которого признают большинство верующих – Христа – также зовут иносказательно БОГ-СЛОВО, или ЛОГОС. Это совпадение мало кем замечаемо из-за свойственного нам, людям, оглупляющего информационного «замыливания», но оно вообще-то поразительно. Получается, что Христос заместил собою в религиозном сознании само Солнце, верховного общепризнанного бога прежних эпох. Сознательно это сделано или бессознательно – вопрос другой, но факт остаётся фактом.
И ещё. Хорошо известно из разных источников, что древнейшее название славян – это венеты или венеды. Но в слове СЛО-ВЕНЕ вторая часть слова это и есть буквально ВЕНЕ. Так и по сию пору называют русских (по аналогии с соседствовавшими с ними ранее новгородскими словенами) современные эстонцы и финны. Русские для них – ВЕНЕ, а Россия – Венейя и Венемаа.
А что такое ВЕНО? Нет, не ищите объяснения в словарях. Там это значение узко специализировано и привязано к отношениям платы. Теперь уже у славян объяснение сути этого корня не найти. Но объяснение осталось у их собратьев по происхождению. Например, у англичан слово ONE (уан, ванн) – это ОДИН. У латышей слово VIENS обозначает ОДИН, VIENOTIIBA – ЕДИНСТВО, а APVIENOT – ОБЪЕДИНЯТЬ. Просто так отбросить эти сохранившиеся древние корни нельзя, ибо они означают важные вещи. Вот у русских есть такое слово как «венок». А также «венец». А что они обозначают? Для чего люди носят венки и венцы? – Для символизации какого-то объединения. Венец или корону носили князья, как символ своей власти. Венчались новобрачные, объединяясь таким образом в единую структуру, семью.
Вполне вероятно, что венеты и венеды – означало именно «объединённые».
Что же у нас получается?
А вот что: славяне – это группа людей, в древности объединённых понятным всем словом, а также – опосредованно – и солнцем. Может быть, наши предки и не акцентировали второй смысл (объединение с солнцем) в своём названии, но косвенно это было чистой правдой, поскольку, являясь солнцепоклонниками, они искренно (и совершенно справедливо с научной точки зрения) считали себя сынами или внуками Солнца.
Вот такая у нас получается лингвистика.
Славяне
Крупнейшая в Европе группа народов, объединённая близостью языков (см. Славянские языки) и общностью происхождения.
Общая численность слав. народов на 1970 — около 260 млн. чел., из них: русских — свыше 130 млн., украинцев — 41,5 млн., белорусов — 9,2 млн.; поляков — около 37 млн., чехов — около 10 млн., словаков— 4,7 млн., лужичан — 0,1 млн.; болгар — 7,9 млн., сербов — 9 млн., хорватов — 4,8 млн., словенцев — 2,1 млн., черногорцев — 0,6 млн., македонцев (в Югославии) — 1,2 млн.
Источники по истории древних С. — предков современных слав. народов — археологические и лингвистические данные, сведения греко-римских и византийских историков (Плиний Старший, Тацит, Птолемей, Иордан, Прокопий Кесарийский и др.), раннесредневековые летописи, хроники. Древнейшие исторические сведения о С., известных тогда под именем венедов (См. Венеды), относятся к 1—2 вв. н. э. С середины 6 в. наименование Sklabenoi, Sciaveni неоднократно встречается в текстах Прокопия, Иордана и др. Ко 2-й половине 7 в. относится первое упоминание о славянах (сакалиба) у арабских авторов (Абу Малик аль-Ахталь). ‘
Данные языкознания связывают древних С. с областью Центральной и Восточной Европы, простиравшейся от Эльбы и Одер на З., в бассейн Вислы, в Верхнее Поднестровье и до Среднего Поднепровья на В. Северными соседями С. были германцы и балты, составлявшие вместе с С. северную группу индо-европейских племён. Восточными соседями С. были западноиранские племена (скифы, сарматы), южными — фракийцы и иллирийцы, западными — кельты: Вопрос о древнейшей «родине» С. остаётся дискуссионным, но большинство исследователей считает, что она находилась к В. от Вислы.
По предположению многих советских, польских, чехословацких археологов, древние С., так же как германцы и балты, были потомками скотоводческо-земледельческих племён Шнуровой керамики культуры, расселившихся на рубеже 3-го и 2-го тыс. до н. э. из Северного Причерноморья и Прикарпатья по Центральной, Северной и Восточной Европе. В последующее время С были представлены несколькими, генетически связанными между собой археологическими культурами, особое значение среди которых имели Тшинецкая культура, распространённая в 3-й четверти 2-го тыс. до н. э. между Вислой и средним Днепром, Лужицкая культура (13—4 вв. до н. э.) и Поморская культура (6—2 вв. до н. э.) на территории современной Польши. В Поднепровье некоторые археологи считают праславянами носителей чернолесской культуры (См. Чернолесская культура) (8 — начало 6 вв. до н. э.), невров или даже скифов-пахарей у Геродота. Предположительно с С. связывают подгорневскую культуру и милоградскую культуру (См. Милоградская культура) (7 в. до н. э. — 1 в. н. э.). Существовавшая с конца 1-го тыс. до н. э. на Припяти и в Среднем Поднепровье Зарубинецкая культура связывается с предками восточных славян. Это была культура развитого железного века, её носители занимались земледелием, скотоводством и ремёслами. Вероятно, у некоторых передовых племенных групп родовая община сменилась уже территориальной.
Во 2—4 вв. н. э., в результате движения на Ю. герм. племён (Готы, Гепиды), целостность территории С. была нарушена, что имело, по-видимому, большое значение в обособлении С. на западных и восточных. Основная масса носителей зарубинецкой культуры передвигается в первых веках н. э. на С. и С.-В. по Днепру и Десне (позднезарубинецкая культура). В 3—4 вв. в Среднем Поднепровье обитали племена, оставившие Черняховские древности. Некоторые археологи считают их славянами, большинство — полиэтнической группировкой, включавшей слав. элементы. В конце 5 в., после падения державы гуннов, начались продвижение С. на юг (к Дунаю, в Северо-Западном Причерноморье) и их вторжения в балканские провинции Византийской империи. Племена С. разделялись тогда на две группы — антов (См. Анты) (вторгавшихся на Балканский полуостров через низовья Дуная) и склавинов (нападавших на византийские провинции с С. и С.-3.; о вторжении С. на Балканский полуостров см. в ст. Великое переселение народов). Колонизация Балканского полуострова была результатом не переселения, а расселения С., они удержали все свои старые земли в Центральной и Восточной Европе. Во 2-й половине 1-го тыс. С. заняли Верхнее Поднепровье и его северную периферию, принадлежавшие ранее восточным балтам и финно-угорским племенам, а также земли по нижней Эльбе и юго-западному побережью Балтийского моря (см. Полабские славяне, Бодричи, Лютичи) и превратились в крупнейшую этническую группу Европы. Как анты, так и склавины распадались на отдельные племена группировки: уже в 7 в. известны дулебы, вероятно, тогда же существовали и другие «племена» С., перечисленные в «Повести временных лет» (См. Повесть временных лет) (Поляне, Северяне, Древляне, Кривичи, Уличи, Тиверцы, Хорваты, Радимичи, Дреговичи, Вятичи и др.). В 7—8 вв. среди объединений С., проникших на Балканский полуостров, были известны драгувиты, сагудаты, верзиты, северы (северяне) и многие др.
Свидетельства письменных источников подтверждаются археологическими памятниками С. 6—7 вв., которые хорошо известны на территории СССР (Поднепровье, Побужье, Поднестровье), Польши, Чехословакии, Румынии, Болгарии, Югославии. Это остатки поселений с жилищами-полуземлянками с бревенчатым срубом (реже — наземные столбовые постройки), отдельные городища-убежища, могильники и курганы с остатками трупосожжений. Во взаимодействии с искусством ближайших соседей — германцев (См. Германцы) на З., угро-финнов на С. и С.-В., скифов (См. Скифы) и сарматов (См. Сарматы) на Ю. и Ю.-В., фракийцев (См. Фракийцы) на Ю.-З. — развивалось искусство С. Многообразны образцы керамики, украшенной процарапанным и рельефным орнаментом. Ювелирное искусство представлено железными и бронзовыми фибулами с гравированными и литыми узорами, женскими украшениями. Наиболее характерные мотивы орнамента были связаны с культами Солнца (круг, крест, свастика), воды и дождя (волнистые и сетчатые узоры), молнии (зигзаги). Космологические представления С. отразились и в отдельных произведениях монументальной скульптуры (например, в Збручском идоле (См. Збручский идол)). Наиболее распространённым типом пластики С. были воздвигавшиеся в центре святилища изображения богов, нередко имеющие несколько ликов и отличающиеся статичностью и нерасчленённостью форм. В 7 в. в некоторых ювелирных изделиях С. проявилось возрастающее влияние византийского искусства.
На основе письменных источников 6—12 вв., археологических и этнографических сведений выявляются некоторые черты древнеславянской мифологии и религии. К древнейшим формам религии относятся семейно-родовые культы предков — «родителей» (пережитки его — образ Щура или Чура, домового и т. п.), к ним относится культ Рода и Рожениц, которые связаны и с плодородием. Общинные земледельческие культы впоследствии были приспособлены к христианским праздникам (святки и т. п.). К земледельческим культам имели отношение небесные божества Сварог и Дажбог. Бог грозы Перун возглавил в период распада родового строя пантеон слав. божеств. К низшим божествам относились леший (duch lisny — польск.), водяной (vodnik — чеш.), полевой дух — полудница (pripoldnica — лужицк.), вилы — водяные, полевые, лесные, горные или воздушные девы и т. п. Общеслав. пантеон, вероятно, отсутствовал (у разных групп повторяется лишь Перун). В конце 1-го тыс. наблюдается перерождение племенных культов в государственные.
Письменные и археологические данные свидетельствуют о том, что в третьей четверти 1-го тыс. у С. происходил процесс разложения первобытнообщинных отношений, что было обусловлено изменениями в экономической жизни С., прежде всего в системе земледелия и землепользования, развитием ремёсел. С. занимались пашенным земледелием, скотоводством, различными ремёслами, жили соседскими общинами; историческая обстановка (войны, расселение) способствовала процессу распада родовых связей, развитию частной собственности на орудия и средства производства и образованию классов.
В итоге расселения С. по огромным пространствам, имевшим различное местное население, этническая и языковая общность С. начала постепенно разрушаться, что привело к образованию существующих доныне трёх славянских группировок — западной, восточной и южной. С распадом родового строя и с возникновением древнейших слав. государств [Первое Болгарское царство (см. в ст. Болгария), государства Само, Великоморавская держава, Карантания, Киевская Русь] в конце 1-го тыс. н. э. начали формироваться средневековые слав. народности: Поляки и Чехи, а несколько позже — Словаки (западные славяне); Словенцы, Сербы, хорваты и Болгары (южные С.). У восточных С. шёл процесс формирования древнерусской народности. С 9—10 вв. среди С. начинает распространяться христианство, постепенно занявшее положение господствующей религии. Глубокое влияние на сложение национальных культур эпохи формирования раннефеодельных государств Восточной Европы (8—9 вв.) оказало художественное наследие С.
В последующие столетия территория расселения С. претерпела существенные изменения. Продвинувшиеся в долину среднего Дуная мадьярские (венгерские) племена (конец 9 в.) отрезали западных славян от южных, причём часть слав населения Паннонии была ассимилирована венграми. Терртория западных С. сократилась под натиском немцев (см. «Дранг нах Остен»). Продвинувшись на восток, немцы уничтожили или поглотили почти всех полабских С. (кроме небольшой группы, из которой сформировались Лужичане) и поморских С. (кроме кашубов (См. Кашубы)); поляки на С. были в значительной части отрезаны от Балтийского моря, а на Ю., где немцы проникли до Силезии, оказались отчленены от чехов; немцы заняли и часть чешских земель. Несколько сократилась территория южных С.; большая часть их на Пелопоннесском полуострове была ассимилирована греками; шёл процесс ассимиляции австрийцами каринтийских словенцев. Во 2-й половине 14 в. началось наступление турок, которые заняли территории болгар и сербов, заставив часть последних переселиться из т. н. Старой Сербии на север, в область Воеводины. В борьбе против турок оформились южнославянские народности. У восточных С. в 13 в. в результате нашествия монголо-татар оказались обезлюднены многие южные и юго-восточные области, однако уже в 15 в. в ходе борьбы с Золотой Ордой (См. Золотая Орда) и возникшими после её распада татарскими ханствами заселение этих областей возобновилось. В это время развернулся и процесс формирования восточно-славянских народностей — русских (См. Русские) и украинцев (См. Украинцы), а несколько позже — белорусов (См. Белорусы). После падения в 16 в. Казанского и Астраханского ханств русские расширили территорию своего расселения, продвинувшись в Поволжье, Приуралье и далее — в Сибирь; украинцы после падения Крымского ханства заселили Причерноморские степи и вместе с русскими — степные и предгорные районы Северного Кавказа. Этническая территория белорусов осталась без существенных изменений.
Сравнительно позднее этническое разделение слав. народов, общность их исторических судеб, проявившаяся, например, в борьбе против немецких и турецких феодалов, а также во многом сходные трудности национального развития, вызванные утратой многими из них государственности (большая часть западных и южных С. была включена в Австрийскую, позже Австро-Венгерскую, империю и Османскую империю), — всё это способствовало сохранению сознания славянской общности, которое заметно усилилось в 19 в., когда развернулся процесс формирования буржуазных наций. Однако в то время оно нередко искажалось политическими идеями Панславизма. Национальный гнёт и тяжёлое экономическое положение слав. народов в конце 19 — начале 20 вв. вызвали сильную эмиграцию их в других страны Европы (например, во Францию) и за океан (преимущественно в США и Канаду). Общая численность славянских народов на начальник 20 в. составляла около 150 млн. человек, в том числе: русских — свыше 65 млн., украинцев — около 31 млн., белорусов — около 7 млн.; поляков — свыше 19 млн., чехов — свыше 7 млн., словаков — свыше 2,5 млн.; сербов и хорватов — свыше 9 млн., болгар — 5,5 млн., словенцев — 1,5 млн. Основная масса слав. населения находилась в России — 107,5 млн. чел.; в Австро-Венгрии — около 25 млн. чел., Германии — свыше 4 млн. чел.; в странах Америки — свыше 3 млн. чел.
Результатом национальных движений среди южных и западных С., развернувшихся с середины 19 в., было воссоединение их этнических территорий и создание государственности; этот процесс был ускорен поражением Турции в войне с Россией (1877—78) и в 1-й Балканской войне (1912), а также поражением Австро-Венгрии в 1-й мировой войне 1914—18. Послевоенные международный акты фиксировали новые границы Болгарии, сложение многонациональных славянских государств Югославии и Чехословакии, восстановление национальной государственности Польши. Октябрьская революция 1917 в России привела к созданию национальной государственности украинцев и белорусов, которые наряду с русскими в ходе социально-экономических преобразований сформировались в социалистической нации.
Солидарность славянских народов активно проявилась и окрепла в годы 2-й мировой войны 1939—45, в ходе борьбы против фашизма. В 1939 и в первые послевоенные годы произошло воссоединение всех украинских и белорусских земель, а также восстановление исконной этнической территории поляков и чехов. В результате политических и социально-экономических преобразований в Восточной и Юго-Восточной Европе сложились социалистические славянские государства и сформировались славянские социалистические нации: польская, чешская, словакская, сербская, хорватская, болгарская и др. (Об их истории, экономике, культуре и искусстве см. статьи по соответствующим странам и народам.)
Источн.: Иордан, О происхождении и деяниях гетов, Getica, пер. с греч., М., 1960; Прокопий из Кесарии, Война с готами, пер. с греч., М., 1950; Феофилакт Симокатта, История, [пер. с греч.], М., 1957; Мишулин А. В., Древние славяне в отрывках греко-римских и византийских писателей по VII в. н. э., «Вестник древней истории», 1941, № 1.
Лит.: Народы Европейской части СССР, т. 1, М., 1964; Народы зарубежной Европы, т. 1, М., 1964; Погодин А. Л., Из истории славянских передвижений, СПБ, 1901; Шахматов А. А., Древнейшие судьбы русского племени, П., 1919; Нидерле Л., Славянские древности, пер. с чеш., М., 1956; Третьяков П. Н., У истоков древнерусской народности, Л., 1970 (Материалы и исследования по археологии СССР, № 179); его же, Некоторые данные об общественных отношениях в восточнославянской среде в 1 тысячелетии н. э., «Советская археология», 1974, № 2; Ляпушкин И. И., Днепровское лесостепное Левобережье в эпоху железа. Археологические разыскания о времени заселения Левобережья славянами, М. — Л., 1961 (Материалы и исследования по археологии СССР, № 104); его же. Славяне Восточной Европы накануне образования древнерусского государства (VIII — первая половина IX в.). Историко-археологические очерки, Л., 1968 (Материалы и исследования по археологии СССР, № 152); Бернштейн С. Б., Очерк сравнительной грамматики славянских языков, М., 1961; Филин Ф. П. Образование языка восточных славян, М. — Л., 1962; Славяне накануне образования Киевской Руси, М., 1963; Горнунг Б. В., Из предыстории образования общеславянского языкового единства, М., 1963; Рыбаков Б. А., Языческое мировоззрение русского средневековья, «Вопросы истории», 1974, № 1; Иванов В. В., Топоров В. Н., Исследования в области славянских древностей. Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов, М., 1974; Смирнов Ю. И., Славянские эпические традиции, М., 1974; Алексеева Т. И., Этногенез восточных славян по данным антропологий, М., 1973; её же, Славяне и германцы в свете антропологических данных, «Вопросы истории», 1974, №3; NiederiIe L., Slovanske starozitnosti, [2 vyd.], dl 1—3, Praha, 1906—25; его же, Zivot starych slovanu, dl 1—3, Praha, 1911—34; Lehr Splawinski Т., О pochodzeniu i praoji czyznie stowian, Poznan, 1946; Szymanki W., Slowianszczyzna wschodnia, Wroclaw, 1973; Slowianie w dziejach Europy, Poznan, 1974, Gimbutas М., The Slavs [L. 1971] (лит. с. 189—196).