скорбь на ближнего что это
Скорбь о благополучии ближнего
О том, как архисинагог нарушил 10-ю заповедь
Завистники, на что ни взглянут,
Подымут вечно лай;
А ты себе своей дорогою ступай:
Полают, да отстанут. [1]
К такому любопытному сравнению можно добавить лишь то, что зависть обостряет зрение человека видеть и то, чего на самом деле нет. Хорошую иллюстрацию к этой нравственной истине мы находим в Евангельском сюжете, описанном евангелистом Лукой, об исцелении Христом женщины, связанной в течение 18 лет духом немощи (ср. Лк. 13, 10–18). Исцеление это Господь, по Своему обычаю, совершает в субботу в одной из синагог. При этом, повествует Евангелие, начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний (Лк. 13, 14). Господь именует начальника синагоги (архисинагога) лицемером, обнаруживая его душевное расположение: причиной его возмущения была не похвальная ревность о соблюдении субботнего покоя, а банальная зависть, сокрытая под личиной борьбы за соблюдение Закона.
Начальник синагоги будет основным «героем» нашего сегодняшнего повествования, но сначала скажем два слова о самой скорченной от недуга женщине, ибо невозможно ничего о ней не сказать.
Дочь Авраамова
Испытания и болезни своей причиной могут иметь не только грехи, но и добродетели
Итак, испытания и болезни своей причиной могут иметь не только грехи, но и добродетели. Поэтому не следует нам торопиться с рассуждением о человеке, когда видим его в немощи. А если и рассуждаем, то постараемся увидеть в нем «страдающего Иова», которого испытывает Господь к его славе.
Скорбь о благополучии ближнего
Зависть – «коррозия», съедающая приютившую ее душу
Под маской борьбы за справедливость
Больше всего реальной несправедливости совершается именно под эгидой борьбы за справедливость, когда движет этой борьбой страсть зависти. В случае с начальником синагоги все «обошлось» лишь укором неповинным посетителям, но бывают и более сложные ситуации – с поломанными судьбами, расстроенной карьерой и испорченным здоровьем. Вспомним здесь и праотца Иосифа, проданного из зависти братьями в Египет, и Давида, много претерпевшего от царя Саула.
Зависть нередко скрывается за иными страстями, и в этом ее коварство
Мы много встречаем подобных ситуаций и в своей жизни, не правда ли? Вот, к примеру, «серый» начальник «подсиживает» своего талантливого подчиненного, «гнобит» на совещаниях, подрубая на корню его продвижение. Или, напротив, подчиненный, вечно недовольный решениями своего руководителя, в реальности же просто завидующий его положению. Или некий функционер оговаривает более одаренного коллегу перед начальником, опасаясь, что тот займет его место или же сядет повыше… Многие идут на подобное, опасаясь потерять нечто от своего достатка, положения или даже почестей. Как говорится об этом в одной басне:
Рассмотри и изгони
Зависть такой грех, который, лишая человека покоя, подвигает его лишать покоя и других
Говорить о многообразных разрушительных последствиях зависти можно долго, но мы на этом остановимся и попробуем сделать какие-то выводы. Зависть – очень скрытный враг, действующий обычно не под своим именем, а потому трудный для обнаружения, а значит, и для борьбы. Она подобна вирусу, возбуждающему в организме различные болезни, которые лишь прикровенно могут указать на него. При этом зависть такой грех, который, лишая человека покоя, постоянно подвигает его лишать покоя и других. Поэтому нам необходимо приложить все усилия, дабы изгнать зависть из своей жизни. У нас не получится вовсе не соприкоснуться с ней, ибо «лучше всего видят глаза завистливых людей», и эти глаза увидят тебя, даже если тебе кажется, что в твоей жизни нечему завидовать. Но не следует нам самим иметь подобных глаз, если не желаем наполнять свои глаза слезами. А потому, если ты руководитель, обрати внимание на чистоту своих отношений с подчиненными. Когда есть среди них достойные, смирись, бери с них пример и учись. И Бога благодари, что есть у кого поучиться. Если ты подчиненный, не злословь руководителя. Хочешь руководить сам – знай, что достигается это не злословием и критикой, а трудолюбием и с помощью Божией. Если ты сознательный христианин, присмотрись внимательнее к тому, что происходит в тебе. Не прячется ли за твоими повседневными немощами – осуждением и гневом – опаснейшая из страстей, зависть, умеющая прятаться за «ширмой повседневности». И еще более рассмотри, не выдает ли она себя за добродетель правдолюбия.
Скорби
Ско́рби — 1) (ед. ч.) внутреннее чувство, характеризуемое как глубокая печаль; 2) (мн. ч.) аскетическое понятие, сближающееся по смыслу с понятием Божественного наказания или действия воспитательного характера, осуществляемого в рамках Божественного Промысла.
Как скорби людей согласуются с Божественным человеколюбием?
Тот факт, что путь в Царствие Божие лежит через скорби, Господь засвидетельствовал ясно и определённо ( Деян.14:22 ). Но значит ли это, что Бог желает видеть человека скорее скорбящим, нежели счастливым? Следует ли из этого, что Богу в принципе нравится, когда человек охвачен печалью? — Отнюдь нет.
Согласно Божественному Откровению, человек создан для счастья, а не для скорби. Именно поэтому первозданный Адам был поселён в благоухающем Раю. Причиной же его постыдного изгнания послужил грех. Спасение человека, единение его с Богом с дохристианских времен ассоциировалось в пророческой проповеди с радостью и ликованием ( Пс.117:15 ).
Ещё более явственно эта связь обнаружилась во времена Нового Завета. Так, первый призыв Благовестника Гавриила, адресованный Деве Марии, звучал: «радуйся» ( Лк.1:28 ) (см.: Благовещение). Впоследствии Сам Господь Иисус Христос желал Своим ученикам совершенной радости ( Ин.15:11 ). Наконец, вечное блаженство обещано всем праведникам и составляет один из важнейших предметов христианской надежды.
Почему же тогда путь в Царство Небесное сопряжен с множеством скорбей?
С одной стороны, это обстоятельство обусловлено греховностью мира, не желающего жить в соответствии с нравственным законом и готового вести брань с представителями Царства Добра. В этой связи Спаситель предупреждал Своих апостолов: «вы восплачете и возрыдаете» ( Ин.16:20 ).
С другой стороны, непосредственным виновником и источником скорби нередко является тот, кто, собственно, и испытывает скорбь. Скажем, если человек злоупотребляет спиртным или, что хуже, потребляет наркотическое зелье, он сам обрекает себя на материальные трудности, болезни, осуждение со стороны ближних. Чем не повод для скорби?
Но бывает, что и Бог нарочито подводит человека к тем или иным формам страдания, например, с целью наказания, с целью избавления грешника от греха.
По учению Священного Писания, скорбь может благотворно сказаться на состоянии человеческой души ( Рим.5:3-6 ). Например, болезнь может ограничить человека в возможности грешить ( 1Пет.4:1 ), а может послужить средством для вразумления, для испытания духа, духовной закалки. Заметим, что некоторые люди только тогда и обращаются к Богу, когда испытывают сильную скорбь.
Конечно, из всего сказанного не следует автоматически, что чем больше человек испытывает скорбей, тем ближе он к Богу, ближе ко спасению.
Мнение о том, что всякая скорбь, как таковая, полезна, ошибочно. Особенно часто подобное суждение можно услышать в отношении болезней, мол всякая болезнь происходит от Бога, всякая болезнь — благо. Но если бы это и действительно было бы так, для чего тогда Христос исцелял обращавшихся к Нему хромых, слепых, прокаженных? Для чего и мы молимся об исцелении ближних, почему задумываемся о собственном здоровье, соблюдаем правила гигиены, отсекаем вредные привычки?
Человек не должен изобретать для себя скорби искусственно. Так он может надломить свои душевные и физические силы, довести себя до состояния уныния и отчаяния.
«В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». ( Ин.16:33 ).
«Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.» ( Рим.5:3-6 ).
«Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие». ( Деян.14:22 )
О скорбях
Из наследия Оптинских старцев
Наша земная жизнь полна скорбей: это болезни, потери, неурядицы и нестроения, неприятности, огорчения, несчастные случаи… Иногда люди унывают от находящих на них скорбей и начинают роптать, порой такой ропот доходит даже до отрицания веры в Промысл Божий.
Что такое скорбь и каковы причины скорбей
Преподобный Никон давал такое определение скорби:
«Скорбь есть не что иное, как переживание нашего сердца, когда что-либо случается против нашего желания, нашей воли».
«Немного таких людей, которые терпят скорби и гонения за одну благочестивую жизнь, по сказанному от апостола:“Вси, хотящии благочестно жити, гоними будут”. Все же остальные терпят скорби и болезни для очищения прежних грехов или для смирения горделивого мудрования и для получения спасения».
Преподобный Анатолий (Зерцалов) называл три причины скорбей и искушений:
«Для того, чтобы мы, во-первых, осознали свою немощь и смирились; во-вторых, для того, чтобы, увидавши свое бессилие и приражения врага, обратились к Богу, Помощнику в скорбях, обретших ны зело; а третье и главное – чтобы мы, перешедши огнь и воду, сделались искусны».
Все скорби наши нужно рассматривать с точки зрения вечности
Оптинские старцы напоминали нам, что все наши скорби нужно рассматривать не с точки зрения кратковременной земной жизни, а с точки зрения вечности, в которой будет жить наша душа.
Преподобный Антоний объяснял, что в Царство Божие нельзя попасть без смирения, а смирению можно научиться только на практике:
«Без смирения в духе спастися невозможно; а смирению от одних слов научиться нельзя, потребна практика, чтобы кто трепал нас и мял и выколачивал кострику (строптивость), без чего и в Царствие Божие попасть нелегко, которое многими скорбями приобретается».
Великий Оптинский старец Амвросий напоминал, что настоящая жизнь есть только приготовление к жизни будущей и без скорбей невозможно получить блаженную участь в будущей жизни:
«Всегда люди жаловались на различные скорби и напасти и болезни, а в настоящее время, кроме других скорбей, все почти жалуются и на тяжелые обстоятельства. И удивляться этому не должно. Настоящая жизнь есть не что иное, как приготовление к жизни будущей».
«Главное средство ко спасению – претерпевание многоразличных скорбей, кому какие пригодны, по сказанному в Деяниях апостольских: “Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное”».
Если скорбь полезно понести, то невозможно избежать ее
Преподобный Анатолий наставлял, что если скорбь полезно понести, то невозможно избежать ее, даже если ты будешь мудр, как царь Соломон:
«Кому нужно и полезно понести скорбь, то вся мудрость Соломона не поможет. Потому что мудрость и совет научают, а скорбь выбаливает страсть или грех. И научает человека не словом, а делом. Потому-то и велики святые, что научились духовной мудрости от опыта и боли сердечной. Даждь, сказано, кровь и приими Духа. Богом, спасающим нас, устроено так, что никто не обойдется без скорбей, потому что Господу всех хочется спасти, а без скорбей спастися невозможно».
И апостолы не могли избежать скорбей
Преподобный Амвросий подчеркивал, что даже апостолы не могли избежать скорбей ради пользы душевной, тем более нам, немощным, не следует их отрекаться. Старец приводил пример апостола Иоанна Богослова:
«Как и чем объяснить то, что возлюбленный наперсник Христов, Иоанн Богослов, обязанный проповедовать Евангелие, вместо того принужден был неподобною женщиною топить городскую баню, и нес эту тяготу в продолжение шести лет. Но за такое притеснение апостола Господь сотворил такое чудо, что весь город обратился к христианской вере, чего проповедью, может быть, нельзя бы было сделать в продолжение 10 лет и более».
А также старец приводил пример апостола Павла, который получил от Господа многие откровения, но и он не был свободен от скорбей:
«Святой апостол Павел пишет о себе так: “За премногия откровения, да не превозношуся, дадеся ми пакостник плоти”. Александр, ковач, много ран телесных нанес апостолу Павлу, возмутив против него целый город язычествующий».
Всякому благому делу предыдет или последует искушение
Преподобный Макарий напоминал слова святых отцов о том, что всякому благому делу предшествует или последует искушение:
«Скорби же бывают различны – внешние и внутренние… А святые отцы, прошедши сами сей путь, научают нас, что всякому делу благому или предыдет, или последует искушение, а без того оно и твердо быть не может».
Иным – в начале пути, иным – в середине, а иным – уже на конце поприща
Преподобный Иосиф подчеркивал, что посылаются скорби в разные периоды жизни, но избегнуть их никто не может:
«Святые отцы пишут, что иным посылает Господь скорби в начале, иным в середине пути, а иным уже на конце поприща по Своему Премудрому Промыслу. За прошлое благодари, а будущее предай воле Божией».
Непрестанные скорби – признак особого Божия промышления
Старец Варсонофий отмечал, что непрестанные скорби – признак особого Божия промышления о человеке:
«Непрестанные скорби, посылаемые Богом человеку, суть признак особого Божия промышления о человеке. Смысл скорбей многоразличен: они посылаются Им для пресечения зла, или для вразумления, или для большей славы. Например, заболел человек и скорбит об этом, а между тем этою болезнью он избавляется от еще большего зла, которое он намеревался сделать».
Не следует завидовать живущим без скорбей
Преподобный Никон наставлял:
«Бесскорбная жизнь – признак неблаговоления Божия к человеку. Не следует завидовать живущим бесскорбно, ибо конец их бесскорбия плачевен».
Не нужно беспокоиться предчувствиями скорбей
Старец Лев учил не беспокоиться напрасно предчувствиями скорбей, а уповать на Промысл Божий, пекущийся о нас:
«Вас еще беспокоят какие-то предчувствия возможных скорбей. Приписывая их суеверию, можно прямо назвать неверием в Промысл Божий, пекущийся о всякой твари и о нас; когда без воли Божией не падает влас главы нашея, то кольми паче ничего не может случиться с нами скорбного без воли Его».
Нельзя самовольно искать скорбей
Преподобный Макарий советовал не искать самому креста, а принимать тот, который посылает Господь:
«Идя путем креста, не спеши и не выбирай, а принимай тот, который Господь тебе посылает».
Преподобный Никон предостерегал:
«Самовольно вдаваться в скорби есть дерзость, гордыня, безумие. Принимай то, что посылает Бог».
Поучения преподобного Амвросия
Старец Амвросий очень любил короткие и остроумные поучения и часто их к месту употреблял. Такие наставления хорошо запоминались и всплывали в памяти в трудную минуту.
«Если бы на хмель не мороз, то он бы и дуб перерос».
«В пресном молоке, как в дураке, толку мало. Иное дело – сливки и сметана, и особенно из них хорошо сбитое масло и хорошо очищенное и хорошо соблюденное».
«За битого двух небитых дают, да еще не берут».
«Приведу теперь пословицу или поговорку одного веселого и благодушного человека, который имел обычай в подобных случаях повторять: “Сидор да Карп в Коломне проживают, а грех да беда с кем не бывают”. И этот человек, как помню, при многих переменах и переворотах его жизни оставался всегда благодушен и весел…»
О терпении в скорбях
Преподобный Амвросий наставлял: «Искушения неприятны, а полезны, да и податься от них некуда, по сказанному: “В мире скорбни будете”. Значит, в целом мире бесскорбного места не найдешь; везде к одному заключению придешь, что потерпеть нужно. Другого средства к избавлению нет».
А иногда великий Оптинский старец вздыхал коротко:
«Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, потерплю и я».
Преподобный Иосиф также учил терпению:
«Царствие Божие нудится, и без понуждений его никто не получал. Надо сносить тяготы других, а для этого проси у Господа терпения».
Старец Анатолий (Зерцалов) советовал:
«Скорбей у Бога не проси, а пошлет – терпи».
«Конечно, кто всем сердцем обращается к Богу и часто Ему молится, тот избегает многих скорбей; а уж если мы не хотим трудов вольных, то должны терпеть скорби невольные, чтобы не отстать там от святых».
«Помни, что все святые сим путем, то есть путем скорбей, шли и дошли до врат Царства. Другого пути нет. Правда, тебе кажутся твои скорби чересчур велики, но это опять от неразумия твоего: скорби потому-то и скорбны, что больны. Хватают за самое сердце… А чем больнее, тем целительнее».
«Утешьтесь: после ненастных дней всегда бывает вёдро»
Оптинские старцы утешали людей в скорбях. Преподобный Никон писал:
«Никогда не было, нет и не будет на земле беспечального места. Беспечальное место может быть только в сердце, когда в нем Господь».
Старец называл и плоды скорбей:
«Плод скорбей в очищении души и ее духовном состоянии. Его надо хранить».
А закончить нашу главу о скорбях хочется утешающими словами первого Оптинского старца Льва:
«Вы право сказали: вси есмы в бедах и искушениях; прибавлю я: но жив Господь, яко не попустит искуситися выше меры нашей, ибо у Него на весах милосердия всё взвешено: и количество немощей, и сила и потребность скорби, посылаемой нам. Утешьтесь: после ненастных дней всегда бывает вёдро, и всему свое время. Тот, Кто вызвал вас из среды мирного жития вашего в пространство, Тот водворит и мир и устроит всякое успокоение».
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!
Скорбь
Скорбь – это глубокое эмоциональное переживание человеком горя или страдания. Невозможно прожить всю жизнь без ощущения данного чувства. Скорбь является естественным состоянием при потере близкого или знакомого человека. Нередко человек самостоятельно не может одолеть горе и обращается за помощью к психологу или психотерапевту, ищет спасение в церкви. Такие переживания считаются нормой, поскольку чувство тоски по покойному вызывают скорбь и печаль. Но если скорбь или печаль толкает человека на необдуманные поступки, отмечаются суицидальные намерения, затяжные депрессивные настрои, то необходима медикаментозная помощь со стороны психиатра. Одними разговорами поддержать скорбящего не получится и вернуть к прежней жизни не удастся.
Что такое скорбь в православии
Скорбь это переживание человеческого сердца, когда что-либо происходит против желания или его воли. Оптинские старцы утверждали, что человеческие скорби следует расценивать не с точки зрения нахождения временно на земле, а с точки зрения вечности, в которой душа будет жить.
Преподобный Антоний считал, что в Царство Божие невозможно попасть без смирения, а научиться смирению можно только в жизни, пережив многие скорби. Старец Амвросий говорил, что настоящая жизнь является подготовкой к будущей жизни и без скорбей нельзя обрести блаженную участь в будущей жизни.
Преподобный Анатолий утверждал, что скорбь никого не обойдёт, поскольку Господь всех хочет спасти, а без этого спастись невозможно.
Преподобный Иосиф подметил, что скорби настигают в различные периоды жизни, и избегнуть их никому не удастся. Одни переживают скорбь в начале жизненного пути, другие в середине, третьи в конце. За прошлое советуют церковные служители благодарить, а будущее предать воле Божьей и не беспокоиться.
Психологическая помощь в период скорби
Психологи не соглашаются с мнением церкви о том, что всякая скорбь, является полезной и призывают не затягивать с походом к специалистам в тяжёлые душевные периоды или после потери близкого.
Рассмотрим этапы переживания по умершему. Переживание скорби у людей проходит в несколько этапов. Скорбь по умершему отмечается душевной болью и тоской, затуманивающей сознание. Эти чувства сопутствуются интенсивными переживаниями, которые иногда человеческий разум не может принять. Глубокое потрясение может безвозвратно оставить отпечаток на душе.
Как проживёт эти переживания человек, зависит от его эмоциональной связи с усопшим, возраста, характера, пола, психического здоровья, силы духа.
Получив печальное известие, человек испытывает глубокое потрясение. Происходит отрицание произошедшего. Далее наступает гнев и ярость. Близкие умершего ищут виновных. Могут гневаться на себя, что не удалось предотвратить случившееся несчастье. Близкие нередко испытывают чувство вины, что недостаточно уделяли времени умершему, не попросили прощенье или мало навещали.
Человек начинает испытывать скорбь, скучать, проявлять чувство безысходности. Затем человек принимает потерю. Постепенно растворяется печаль, вынуждая жить без умершего дальше.
Находящийся в скорби не способен сразу принять факт смерти. И это независимо от того, какая это потеря – мамы, отца, друга, сестры, брата, жены, мужа, любимого дедушки или бабушки. При поддержке близких скорбящий потихоньку отпускает ситуацию, вспоминая яркие моменты, проведённые вместе.
Если человек посещает постоянно могилу, сохраняет вещи и обстановку в доме, не осознаёт случившееся, то это может довести его до психического расстройства. В данном случае необходима помощь близких и психиатра. В среднем скорбь по умершему наблюдается на протяжении года, затем постепенно отмечается возвращение к жизни.
Как вести себя с человеком, пребывающим в печали? В период траура необходимо просто находиться рядом с близким, переживающим горе, дать время ему осознать случившееся. Важно понять, что человек переживает мощное эмоциональное потрясение. На стадии гнева не нужно удерживать его от криков, плача, битья посуды. Пусть лучше проявится его открытая агрессия, чем попытки причинить себе вред.
В период депрессивного состояния желательно всегда пребывать рядом, проявлять такт и внимательность к человеку, переживающему горе. Следует позволить ему плакать, выговориться, молиться, если есть необходимость, так постепенно он избавится от депрессивного настроя. Важно также следить за питанием и его здоровьем. Можно напомнить скорбящему о его близких людях, которые нуждаются в его общении и внимании.
Потеря близкого опустошает, вызывает глубокую печаль, провоцирует наступление депрессии. Затяжная депрессия способна держать организм в стрессе. Длительное пребывание в таком состоянии увеличивает риск развития психосоматических расстройств. Зачастую возникают заболевания сердечно-сосудистой системы (головная боль, повышение давления, спазмы). В таких случаях скорбящему необходима медикаментозная помощь терапевта.
Также родственников должны насторожить следующие признаки у скорбящего:
– мысли о бессмысленности жизни;
– депрессия, отмечающаяся после года с момента смерти близкого человека;
– изоляция от социума;
При возникновении одного из признаков целесообразно обратиться за помощью к психиатру.
Как преодолеть скорбь
На душе может стать легче даже после простого разговора. Поэтому будет правильно с кем-нибудь пообщаться. Поговорить можно как с родными и друзьями, так и с теми, кому просто есть доверие. Тому, кто рядом следует внимательно выслушивать скорбящего, поддерживать разговор, даже если он неприятен.
Смягчить душевные переживания может помочь дневник, в который следует записывать свои мысли и чувства. Многим людям становится легче, когда они выплёскивают туда наболевшее.
Слёзы выступают непременной частью выздоровления. Не стоит уверять скорбящего, чтобы он сдерживался, поскольку слёзы способны снимать остроту ощущений. Невыплаканное горе может отразиться как на физическом, так и на душевном здоровье. Нередко близкие навязывают родственнику способ переживания несчастья. Одни, например, считают, что скорбящий слишком много плачет и ему нужно морально держаться, не поддаваясь печали. Другие, наоборот, упрекают в недостаточном трауре и переживаниях по умершему. Каждый индивидуально переживает печальные события, поэтому указывать, как чувствовать или поступать будет некорректно в данном случае. Душевное выздоровление у человека наступит, если действовать, как подсказывает его сердце и личные представления о случившемся.
Если другие увидят личное горевание, это не постыдно. Отдаваясь переживаниям, можно получить эмоциональную разрядку и ослабить накопившееся напряжение. Не нужно отказываться от помощи окружающих, поскольку именно так окружение может выразить сочувствие.
Со временем острая боль постепенно сойдёт на нет, но для этого важно придерживаться привычного распорядка дня. Если сначала придётся делать какие-то действия через силу, то со временем придёт осознание, что самочувствие улучшается именно от активности в жизни. Не рекомендуется глушить боль алкоголем, поскольку может возникнуть зависимость. К себе важно быть терпеливым и снисходительным, прощать себя за слабости, принимать себя любым, позволив отстрадать за близким столько времени, сколько нужно для восстановления душевных сил.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»