скорбь что это значит
Скорбь
Полезное
Смотреть что такое «Скорбь» в других словарях:
скорбь — скорбь, и, мн. ч. и, ей … Русский орфографический словарь
скорбь — скорбь/ … Морфемно-орфографический словарь
скорбь — См. неприятность, сожаление. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. скорбь горе, н … Словарь синонимов
СКОРБЬ — СКОРБЬ, скорби, мн., скорби, скорбей, жен. 1. Крайняя печаль, горесть (книжн.). «Трудящиеся всего мира с глубочайшей скорбью провожали в могилу своего отца и учителя, лучшего друга и защитника Ленина.» История ВКП(б). «Великою скорбью народной… … Толковый словарь Ушакова
СКОРБЬ — СКОРБЬ, и, мн. и, ей, жен. (высок.). Крайняя печаль, горесть, страдание. Глубокая с. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
СКОРБЬ — СКОРБЬ, скорбеть, см. скорбить. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
скорбь — СКОРБЬ, и, мн и, род. ей, ж Состояние крайней душевной печали, вызванное бедой, несчастьем, неудачей, ударами судьбы (обычно в связи с чьей л. смертью); Син.: горе, горесть, мука, страдание; Ант.: ликование, радость. Бесконечная скорбь, ужас,… … Толковый словарь русских существительных
Скорбь — Скорбь ♦ Détresse Непереносимое горе, с которым невозможно бороться. Скорбящему человеку остается лишь взывать о помощи или сочувствии. Скорбь – нормальное состояние живого существа при рождении и смерти … Философский словарь Спонвиля
скорбь — скорбь, и; мн. скорби, ей … Русское словесное ударение
Скорбь — ж. 1. Глубокая печаль; горесть. 2. устар. Горе, несчастье. отт. перен. Болезнь. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
СКОРБЬ — «СКОРБЬ» (Affliction), США, 1998, 110 мин. Драма. Уэйд Вайтхаус (Ник Нолти) шериф небольшого городка в Нью Хемпшире. У него репутация неудачника и алкоголика. Герой Нолти жалок и беспомощен: его преследуют ночные кошмары и страшные воспоминания… … Энциклопедия кино
Скорби
Ско́рби — 1) (ед. ч.) внутреннее чувство, характеризуемое как глубокая печаль; 2) (мн. ч.) аскетическое понятие, сближающееся по смыслу с понятием Божественного наказания или действия воспитательного характера, осуществляемого в рамках Божественного Промысла.
Как скорби людей согласуются с Божественным человеколюбием?
Тот факт, что путь в Царствие Божие лежит через скорби, Господь засвидетельствовал ясно и определённо ( Деян.14:22 ). Но значит ли это, что Бог желает видеть человека скорее скорбящим, нежели счастливым? Следует ли из этого, что Богу в принципе нравится, когда человек охвачен печалью? — Отнюдь нет.
Согласно Божественному Откровению, человек создан для счастья, а не для скорби. Именно поэтому первозданный Адам был поселён в благоухающем Раю. Причиной же его постыдного изгнания послужил грех. Спасение человека, единение его с Богом с дохристианских времен ассоциировалось в пророческой проповеди с радостью и ликованием ( Пс.117:15 ).
Ещё более явственно эта связь обнаружилась во времена Нового Завета. Так, первый призыв Благовестника Гавриила, адресованный Деве Марии, звучал: «радуйся» ( Лк.1:28 ) (см.: Благовещение). Впоследствии Сам Господь Иисус Христос желал Своим ученикам совершенной радости ( Ин.15:11 ). Наконец, вечное блаженство обещано всем праведникам и составляет один из важнейших предметов христианской надежды.
Почему же тогда путь в Царство Небесное сопряжен с множеством скорбей?
С одной стороны, это обстоятельство обусловлено греховностью мира, не желающего жить в соответствии с нравственным законом и готового вести брань с представителями Царства Добра. В этой связи Спаситель предупреждал Своих апостолов: «вы восплачете и возрыдаете» ( Ин.16:20 ).
С другой стороны, непосредственным виновником и источником скорби нередко является тот, кто, собственно, и испытывает скорбь. Скажем, если человек злоупотребляет спиртным или, что хуже, потребляет наркотическое зелье, он сам обрекает себя на материальные трудности, болезни, осуждение со стороны ближних. Чем не повод для скорби?
Но бывает, что и Бог нарочито подводит человека к тем или иным формам страдания, например, с целью наказания, с целью избавления грешника от греха.
По учению Священного Писания, скорбь может благотворно сказаться на состоянии человеческой души ( Рим.5:3-6 ). Например, болезнь может ограничить человека в возможности грешить ( 1Пет.4:1 ), а может послужить средством для вразумления, для испытания духа, духовной закалки. Заметим, что некоторые люди только тогда и обращаются к Богу, когда испытывают сильную скорбь.
Конечно, из всего сказанного не следует автоматически, что чем больше человек испытывает скорбей, тем ближе он к Богу, ближе ко спасению.
Мнение о том, что всякая скорбь, как таковая, полезна, ошибочно. Особенно часто подобное суждение можно услышать в отношении болезней, мол всякая болезнь происходит от Бога, всякая болезнь — благо. Но если бы это и действительно было бы так, для чего тогда Христос исцелял обращавшихся к Нему хромых, слепых, прокаженных? Для чего и мы молимся об исцелении ближних, почему задумываемся о собственном здоровье, соблюдаем правила гигиены, отсекаем вредные привычки?
Человек не должен изобретать для себя скорби искусственно. Так он может надломить свои душевные и физические силы, довести себя до состояния уныния и отчаяния.
«В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». ( Ин.16:33 ).
«Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.» ( Рим.5:3-6 ).
«Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие». ( Деян.14:22 )
Скорбь
I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ
Изначальное значение греч. слова тлипсис – «теснота», «притеснение». С. связана с бедствиями и притеснениями, в частн. с гонениями ( 1Фес. 1:6 ; 1Фес. 2:14 ), пребыванием в узах ( Деян. 20:23 ; Еф. 3:13 ; Откр. 2:10 ), поношениями ( Евр. 10:33 ), духовными борениями ( 2Кор. 7:5 ), болезнями, голодом. Павел противопоставляет С. ⇒ покой ( 2Кор. 7:5 ), отраду, которую принесет Христос ( 2Фес. 1:7 ; ср. Евр. 4:9–11 ); с Его приходом будет положен конец всякой С.
II. СКОРБЬ В БОЖЬЕМ ЗАМЫСЛЕ СПАСЕНИЯ
С. не было в первонач. сотвор. мире, где, по Божьему определению, все было «хорошо весьма» ( Быт. 1:31 ). Жизнь первых людей в ⇒ раю ничем не была омрачена ( Быт. 2 ). С. не будет и в том мире, который будет заново сотворен Богом по окончании времен ( Ис. 65:17 ; Ис. 66:22 ; 2Петр. 3:13 ; Откр. 21:1–7 ), где «отрет Бог всякую слезу» ( Откр. 7:16 ; Откр. 21:4 ; ср. Ис. 25:8 ; Ис. 35:10 ). С. – это реалия павшего мира ( Ин. 16:33 ); ее порождают след. причины:
3) скорбь как знамение конца времен. С. христиан имеют эсхатологич. характер, они – указание на то, что «последнее время» наступило ( 1Ин. 2:18 ). Это последнее время характеризуется невиданным сгущением и вселенским размахом страдания, перед которым бледнеют все предшествующие С. ( Мф. 24:1 ; Мк. 13:1 ). Именно в этом значении в Библии сказано о «великой скорби» ( Мф. 24:21 ; Мк. 13:19 ; Откр. 7:14 ). Она есть начало Божьего суда, который явится «днем скорби» ( Соф. 1:15 ; ср. Рим. 2:9 ), «ибо праведно пред Богом – оскорбляющим вас воздать скорбью» ( 2Фес. 1:6 ).
III. СКОРБЬ В ЖИЗНИ ХРИСТИАН
Всякая С. несет с собой соблазн отпадения от Бога ( Мк. 4:17 ; 1Фес. 3:3–5 ). Тем не менее она не бесполезна для верующего. Со С. ему открывается широкий горизонт веры, уходящий подчас и за смертную черту. С. не может отлучить верующего от любви Христовой ( Рим. 8:35 ), напротив, она должна привести к истинному соединению с Ним:
1) Господь посылает нам С., чтобы проверить и испытать нашу веру ( 2Кор. 8:2 ; 1Петр. 1:6 ; Иак. 1:12 ), чтобы показать христианам, что надо «надеяться не на самих себя, но на Бога» ( 2Кор. 1:8 ). С. заставляет нас прибегать к молитве ( Ис. 26:16 ; Ион. 2:2 ) и воспитывает в нас ⇒ терпение ( Рим. 5:3 ; Рим. 12:12 ; 2Кор. 1:6 ; 2Фес. 1:4 ). кроме того, С. может служить распространению Евангелия ( Деян. 8:4 ; Деян. 11:19 ) и способствовать тому, «чтоб и мы могли утешать находящихся во всякой скорби» ( 2Кор. 1:4 );
3) С. не является препятствием для радости ( 2Кор. 7:4 ), как это может показаться безбожному уму, но соседствует с радостью, вызываемой Св. Духом ( 1Фес. 1:6 ). Если человек осознает это, то даже сама С., о которой говорит Павел ( Рим. 5:3 ), может стать предметом радости ( 2Кор. 8:2 ; Кол. 1:24 ). Ибо то, что Иисус «победил мир» с его С. ( Ин. 16:33 ), является для веры познанной реальностью и достаточной причиной для радости.
Значение слова «скорбь»
1. Глубокая печаль, горесть. Все страдания, вся скорбь души человеческой слышались в них [звуках скрипки]. И. Гончаров, Обыкновенная история. Тяжелая, острая скорбь внезапно охватила его, точно кто-то сжал грубой рукой его сердце. Куприн, Ночлег.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
СКОРБЬ, и, мн. и, е́й, ж. 1. Крайняя печаль, горесть (книжн.). Трудящиеся всего мира с глубочайшей скорбью провожали в могилу своего отца и учителя, лучшего друга и защитника — Ленина. История ВКП(б). Великою скорбью народной переполнилась наша земля. Некрасов. 2. Горе, несчастие (книжн. устар.). Избавление от скорбей. 3. Болезнь, боль, страдание (обл., старин.). Не столько смертей, сколько скорбей. Даль. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
скорбь
1. книжн. крайняя печаль, горесть, тяжёлое переживание, ощущение утраты ◆ Великою скорбью народной переполнилась наша земля. Некрасов ◆ Трудящиеся всего мира с глубочайшей скорбью провожали в могилу своего отца и учителя, лучшего друга и защитника — Ленина. История ВКП(б)
2. книжн. устар. горе, несчастие ◆ Избавление от скорбей.
3. рег. устар. болезнь, боль, страдание ◆ Не столько смертей, сколько скорбей. Даль
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова дзот (существительное):
О скорбях
Из наследия Оптинских старцев
Наша земная жизнь полна скорбей: это болезни, потери, неурядицы и нестроения, неприятности, огорчения, несчастные случаи… Иногда люди унывают от находящих на них скорбей и начинают роптать, порой такой ропот доходит даже до отрицания веры в Промысл Божий.
Что такое скорбь и каковы причины скорбей
Преподобный Никон давал такое определение скорби:
«Скорбь есть не что иное, как переживание нашего сердца, когда что-либо случается против нашего желания, нашей воли».
«Немного таких людей, которые терпят скорби и гонения за одну благочестивую жизнь, по сказанному от апостола:“Вси, хотящии благочестно жити, гоними будут”. Все же остальные терпят скорби и болезни для очищения прежних грехов или для смирения горделивого мудрования и для получения спасения».
Преподобный Анатолий (Зерцалов) называл три причины скорбей и искушений:
«Для того, чтобы мы, во-первых, осознали свою немощь и смирились; во-вторых, для того, чтобы, увидавши свое бессилие и приражения врага, обратились к Богу, Помощнику в скорбях, обретших ны зело; а третье и главное – чтобы мы, перешедши огнь и воду, сделались искусны».
Все скорби наши нужно рассматривать с точки зрения вечности
Оптинские старцы напоминали нам, что все наши скорби нужно рассматривать не с точки зрения кратковременной земной жизни, а с точки зрения вечности, в которой будет жить наша душа.
Преподобный Антоний объяснял, что в Царство Божие нельзя попасть без смирения, а смирению можно научиться только на практике:
«Без смирения в духе спастися невозможно; а смирению от одних слов научиться нельзя, потребна практика, чтобы кто трепал нас и мял и выколачивал кострику (строптивость), без чего и в Царствие Божие попасть нелегко, которое многими скорбями приобретается».
Великий Оптинский старец Амвросий напоминал, что настоящая жизнь есть только приготовление к жизни будущей и без скорбей невозможно получить блаженную участь в будущей жизни:
«Всегда люди жаловались на различные скорби и напасти и болезни, а в настоящее время, кроме других скорбей, все почти жалуются и на тяжелые обстоятельства. И удивляться этому не должно. Настоящая жизнь есть не что иное, как приготовление к жизни будущей».
«Главное средство ко спасению – претерпевание многоразличных скорбей, кому какие пригодны, по сказанному в Деяниях апостольских: “Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное”».
Если скорбь полезно понести, то невозможно избежать ее
Преподобный Анатолий наставлял, что если скорбь полезно понести, то невозможно избежать ее, даже если ты будешь мудр, как царь Соломон:
«Кому нужно и полезно понести скорбь, то вся мудрость Соломона не поможет. Потому что мудрость и совет научают, а скорбь выбаливает страсть или грех. И научает человека не словом, а делом. Потому-то и велики святые, что научились духовной мудрости от опыта и боли сердечной. Даждь, сказано, кровь и приими Духа. Богом, спасающим нас, устроено так, что никто не обойдется без скорбей, потому что Господу всех хочется спасти, а без скорбей спастися невозможно».
И апостолы не могли избежать скорбей
Преподобный Амвросий подчеркивал, что даже апостолы не могли избежать скорбей ради пользы душевной, тем более нам, немощным, не следует их отрекаться. Старец приводил пример апостола Иоанна Богослова:
«Как и чем объяснить то, что возлюбленный наперсник Христов, Иоанн Богослов, обязанный проповедовать Евангелие, вместо того принужден был неподобною женщиною топить городскую баню, и нес эту тяготу в продолжение шести лет. Но за такое притеснение апостола Господь сотворил такое чудо, что весь город обратился к христианской вере, чего проповедью, может быть, нельзя бы было сделать в продолжение 10 лет и более».
А также старец приводил пример апостола Павла, который получил от Господа многие откровения, но и он не был свободен от скорбей:
«Святой апостол Павел пишет о себе так: “За премногия откровения, да не превозношуся, дадеся ми пакостник плоти”. Александр, ковач, много ран телесных нанес апостолу Павлу, возмутив против него целый город язычествующий».
Всякому благому делу предыдет или последует искушение
Преподобный Макарий напоминал слова святых отцов о том, что всякому благому делу предшествует или последует искушение:
«Скорби же бывают различны – внешние и внутренние… А святые отцы, прошедши сами сей путь, научают нас, что всякому делу благому или предыдет, или последует искушение, а без того оно и твердо быть не может».
Иным – в начале пути, иным – в середине, а иным – уже на конце поприща
Преподобный Иосиф подчеркивал, что посылаются скорби в разные периоды жизни, но избегнуть их никто не может:
«Святые отцы пишут, что иным посылает Господь скорби в начале, иным в середине пути, а иным уже на конце поприща по Своему Премудрому Промыслу. За прошлое благодари, а будущее предай воле Божией».
Непрестанные скорби – признак особого Божия промышления
Старец Варсонофий отмечал, что непрестанные скорби – признак особого Божия промышления о человеке:
«Непрестанные скорби, посылаемые Богом человеку, суть признак особого Божия промышления о человеке. Смысл скорбей многоразличен: они посылаются Им для пресечения зла, или для вразумления, или для большей славы. Например, заболел человек и скорбит об этом, а между тем этою болезнью он избавляется от еще большего зла, которое он намеревался сделать».
Не следует завидовать живущим без скорбей
Преподобный Никон наставлял:
«Бесскорбная жизнь – признак неблаговоления Божия к человеку. Не следует завидовать живущим бесскорбно, ибо конец их бесскорбия плачевен».
Не нужно беспокоиться предчувствиями скорбей
Старец Лев учил не беспокоиться напрасно предчувствиями скорбей, а уповать на Промысл Божий, пекущийся о нас:
«Вас еще беспокоят какие-то предчувствия возможных скорбей. Приписывая их суеверию, можно прямо назвать неверием в Промысл Божий, пекущийся о всякой твари и о нас; когда без воли Божией не падает влас главы нашея, то кольми паче ничего не может случиться с нами скорбного без воли Его».
Нельзя самовольно искать скорбей
Преподобный Макарий советовал не искать самому креста, а принимать тот, который посылает Господь:
«Идя путем креста, не спеши и не выбирай, а принимай тот, который Господь тебе посылает».
Преподобный Никон предостерегал:
«Самовольно вдаваться в скорби есть дерзость, гордыня, безумие. Принимай то, что посылает Бог».
Поучения преподобного Амвросия
Старец Амвросий очень любил короткие и остроумные поучения и часто их к месту употреблял. Такие наставления хорошо запоминались и всплывали в памяти в трудную минуту.
«Если бы на хмель не мороз, то он бы и дуб перерос».
«В пресном молоке, как в дураке, толку мало. Иное дело – сливки и сметана, и особенно из них хорошо сбитое масло и хорошо очищенное и хорошо соблюденное».
«За битого двух небитых дают, да еще не берут».
«Приведу теперь пословицу или поговорку одного веселого и благодушного человека, который имел обычай в подобных случаях повторять: “Сидор да Карп в Коломне проживают, а грех да беда с кем не бывают”. И этот человек, как помню, при многих переменах и переворотах его жизни оставался всегда благодушен и весел…»
О терпении в скорбях
Преподобный Амвросий наставлял: «Искушения неприятны, а полезны, да и податься от них некуда, по сказанному: “В мире скорбни будете”. Значит, в целом мире бесскорбного места не найдешь; везде к одному заключению придешь, что потерпеть нужно. Другого средства к избавлению нет».
А иногда великий Оптинский старец вздыхал коротко:
«Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, потерплю и я».
Преподобный Иосиф также учил терпению:
«Царствие Божие нудится, и без понуждений его никто не получал. Надо сносить тяготы других, а для этого проси у Господа терпения».
Старец Анатолий (Зерцалов) советовал:
«Скорбей у Бога не проси, а пошлет – терпи».
«Конечно, кто всем сердцем обращается к Богу и часто Ему молится, тот избегает многих скорбей; а уж если мы не хотим трудов вольных, то должны терпеть скорби невольные, чтобы не отстать там от святых».
«Помни, что все святые сим путем, то есть путем скорбей, шли и дошли до врат Царства. Другого пути нет. Правда, тебе кажутся твои скорби чересчур велики, но это опять от неразумия твоего: скорби потому-то и скорбны, что больны. Хватают за самое сердце… А чем больнее, тем целительнее».
«Утешьтесь: после ненастных дней всегда бывает вёдро»
Оптинские старцы утешали людей в скорбях. Преподобный Никон писал:
«Никогда не было, нет и не будет на земле беспечального места. Беспечальное место может быть только в сердце, когда в нем Господь».
Старец называл и плоды скорбей:
«Плод скорбей в очищении души и ее духовном состоянии. Его надо хранить».
А закончить нашу главу о скорбях хочется утешающими словами первого Оптинского старца Льва:
«Вы право сказали: вси есмы в бедах и искушениях; прибавлю я: но жив Господь, яко не попустит искуситися выше меры нашей, ибо у Него на весах милосердия всё взвешено: и количество немощей, и сила и потребность скорби, посылаемой нам. Утешьтесь: после ненастных дней всегда бывает вёдро, и всему свое время. Тот, Кто вызвал вас из среды мирного жития вашего в пространство, Тот водворит и мир и устроит всякое успокоение».
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!