синий будда что значит
Исцеляющая мантра Синего Будды (Будды Медицины)
Те, кто интересуется религией Востока, знают, что одно из проявлений Будды – Будда Медицины. Это имя было ему дано, благодаря способности исцелять от любых болезней. Здесь имеются виду, как болезни тела, так и души. Для обретения здоровья необходимо практиковать мантрическое песнопение. Эта практика так и называется – мантра Будды Медицины.
Что дает мантра Будды Медицины
Применяя практику, вы увидите значительные улучшения своего состояния. Даже если до начала применения вы себя хорошо чувствовали и не имели особых проблем со здоровьем, вы почувствуете разницу. Нередко эта методика помогает людям при очень серьезных заболеваниях.
Будда Медицины (Синий Будда)
Однако, помимо исцеления, мантра поможет вам:
Но в первую очередь, очень важно верить, что данный способ может помочь. Без веры невозможно добиться успеха. Именно искренняя вера помогает установить связь с божеством, услышать ваше обращение, а, значит, и помочь.
Значение мантры
Ее значение объясняется довольно просто. Мантра помогает избавиться от первопричин болезни, неудач, несчастий. Здесь имеются в виду душевные пороки. Например, при гневе, ненависти разрушается нервная система. Появляется злоба, недовольство, а в результате этого человек может заболеть раком.
Привязанность, зависимость приводит к отказу от земных благ. Например, в результате курения люди лишают себя возможности дышать свежим воздухом. Другие привязанности, такие, как переедание, употребление алкоголя делают дух и тело слабыми, подверженными многим болезням, бедам.
К порокам относится и невежество (незнание). Ведь незнание, отсутствие информации, которая способна значительно облегчить жизнь, способны привести к различным жизненным неурядицам.
В основе буддизма стоит связь физического и духовного начала. А это значит, что проблемы и болезни не являются наказанием. Это – результат деятельности человека, его образа жизни, мыслей.
Текст длинной мантры
Если вам нужна мантра Будды Медицины, то текст несложный. Для проведения практики рекомендуется его выучить наизусть. Так будет удобнее применять.
Вот русская транскрипция текста:
Ом Намо Бхагавате Бекантсэ Гуру бентукья Брабха Рансая Татхагатая Арахатэ Самьякзам Буддая ТетйяТха Ом Бекантсэ Я маха Бекантсэ Радса Самутга Те Соха
Здесь очень важно значение отдельных слов. Например, «Бекантсэ» означает очищение от боли, бед, страданий, как тела, так и души. А «Маха Бекантсэ» великое очищение тонких отпечатков, которые остаются в сознании.
При произношении рекомендуется использовать специальные лазуритовые четки. Это поможет усилить эффект.
Короткая мантра
Но существует и короткий вариант Мантры. Вот транскрипция перевода из санскрита:
Тейя Та Ом Бекантсэ Бекантсэ Маха Бекантсэ Радса Самутга Те Соха
Эти слова помогают во время лечения, также их читают умирающему (это убережет от перерождения в низшем мире).
Как правильно произносить мантру
Перед тем, как начать проводить практику Будды Медицины, рекомендуется в течение нескольких дней просто слушать онлайн (на нашем сайте бесплатно), вникая в особенности произношения, ритма, запоминая ударения. Только после этого можно приступать к чтению.
Проводить практику следует ежедневно и в полном одиночестве. Коллективное чтение здесь не подходит, так как нужна концентрация, полный уход в себя. Мантру необходимо произносить вслух, громко и нараспев, так как по боннской религии (древняя тибетская религия) именно песнопение отгоняет плохую энергию.
Какой вариант использовать, длинный или короткий – зависит от того, что вам больше по душе. Также очень важно думать в этот момент об исцелении, как о свершившемся факте.
Мантру следует читать 7 (для общего оздоровления), 21 (борется с мелкими болезнями, легкой аллергией) или 108 раз (для борьбы с тяжелыми заболеваниями, восстановления после операции).
Если же при выполнении практики вы почувствовали резкое ухудшение, то следует остановиться и подумать, что делается не так. Очень важно четко следовать инструкциям. Иначе не будет эффекта оздоровления.
Как заканчивать практику
Очень важно, чтобы практика была правильно окончена. После чтения необходимо произнести специальное Посвящение, которое поможет закрепить действие практики.
Теперь заканчиваю деяния Сынов Победоносных. Хочу стать спасителем существ, которые много раз проявляли доброту. Благодаря усердию в практике, пусть видят, слышат, знают меня существа. Пусть все избавятся от болезней. Как всех вокруг охватывает сострадание Будды Медицины, так я стану спасителем существ. И когда я обрету силу, приведу к просветлению.
Это поможет правильно выйти из состояния полной концентрации.
Использование для заговоров
Для улучшения состояния здоровья, профилактики заболеваний данную мантру используют для заговоров воды, пищи, а также песка, земли. Если провести ритуал по всем правилам, то все это наделяется большой силой.
После этого, воду можно использовать для оздоровления, омовений. Песок, земля прикладываются к больным местам. А пища, после проведенных над ней песнопений, несет в себе мощный заряд энергии, еще больше насыщается полезные веществами.
Визуализация при чтении
Во время проведения практики обязательно нужно визуализировать. Без этого будет невозможно добиться положительного результата.
Представьте перед собой бесчисленные лучи, которые исходят от сердца, тела Гуру Будды Медицины. Это очищающие лучи, и они помогут избавиться болезней, плохой кармы. Представьте, что они наполняют ваше тело. А в это время в сердце Будды появляется диск, внутри этого диска вы видите слог ОМ синего цвета. Этот слог окружен словами из мантры. Лучи начинают пронизывать существ, находящихся в шести мирах. И вы видите, как постепенно Будда превращается в свет.
Такая визуализация усилит мантру, а, значит, положительно скажется на здоровье, поднимет настроение.
Что дает чтение мантры в момент смерти
Буддисты считают, если пропеть в момент смерти человеку данную мантру, то он избежит перерождения в сущность низшего мира. Сделать это может как сам умирающий, так и кто-то из близких, искренне любящий его. После прочтения необходимо подуть на благовония, приложить к телу.
Если возможно, то умирающий должен в это время проводить визуализацию. Например, представлять перед собой Будду в Лазуритовом Сиянии. Попытаться представить себя частью этого божественного тела, подключиться к лучам, раствориться в сердце божества.
Использование мантры на останки умерших
Это даже можно делать над мясом животного, которое человек собирается приготовить и употребить в пищу. Прочитав песнопение, мясо можно приготовить и съесть.
Такой ритуал проводят и над старыми костями, которым сотни и даже тысячи лет. Ведь мантра может очень сильно облегчить жизнь, даже если человек или животное уже живут в новой оболочке.
Увеличение силы лекарства с помощью мантры
Не следует применять данный метод вместо медикаментозного лечения. А вот, как дополнение к основному лечению, мантра даст отличный результат. Например, прочтите 7 раз над лекарствами исцеляющее песнопение и подуйте (как бы вдувая энергию в лекарства). Это поможет зарядить положительной энергией, усилить лечебный эффект. Такое песнопение используют тибетские врачи при освещении приготовленных лекарств. Также это иногда практикуют и в медицинских центрах, связанных с восточной медициной.
Как и в других случаях, здесь необходимо проводить песнопение и визуализацию. При визуализации необходимо представлять Будду Медицины с очищающими лучами и с лунным диском. В середине диска нужно представить слог в синем цвете. А в конце подуйте на лекарства.
Желаю вам крепкого здоровья!
Артур Головин — эзотерик, автор сайта «Твоя Мечта«
Интересное по теме:
ПОНРАВИЛОСЬ ТО, ЧТО ПРОЧИТАЛИ? ПОДЕЛИТЕСЬ!
Будда Медицины: мантра для исцеления болезней тела и ума!
Будда Медицины — это особый аспект Будды, который помогает в оздоровлении и исцелении различных болезней.
Болезни тела являются следствием умственных болезней, таких как гнев, привязанность и неведение.
Что дает практика Будды Медицины?
Практика Будды Медицины очень сильна. Молитва к Будде Медицины эффективна и в случае серьезных болезней; она проводится также и для обретения успеха в различных делах. С помощью метода, описанного ниже, можно обрести способность к ясновидению.
К примеру, накануне прихода больного вы можете увидеть его во сне и поставить ему диагноз. Также, сосредоточившись на пульсе больного, вы легко и безошибочно распознаете его болезнь. Развив ясновидение с помощью метода Будды Медицины, к вам могут прийти сонмы богинь, чтобы подсказать вам природу заболевания и методы его лечения.
Мантра Будды Медицины очищает от отрицательной кармы, быстро устраняет страдание от болезней и усмиряет вредоносных духов. Её чтение приносит успех и исполнение всех желаний. Также мантра используется для исцеления психических заболеваний.
Если вы хотите защитить себя от болезней, визуализируйте перед собой Будду Медицины и читайте его мантру.
Практика Будды Медицины
Перед практикой нужно произнести молитву о принятии прибежища и подношении Будде:
“ЧОМ ДЕН ДЕ ДИЩИН ШЕПА ДЖА ЧОМПА
ЯН-ДАГБАР ЗОГ БЕ САНГЬЕ МЕНЬГЕЛА БЕНДУРЬЯ ЁГИ ГЬЯЛБОЛА ЧАГЦЕЛО ЧОДДО КЬЯБСУЧО
БХАГАВАНУ, ТАТХАГАТЕ, АРХАТУ, ПОЛНОСТЬЮ ПРОСВЕТЛЕННОМУ, ГУРУ МЕДИЦИНЫ, ЦАРЮ БЕРИЛЛОВОГО СИЯНИЯ, ТЕБЕ Я ПОКЛОНЯЮСЬ, ДЕЛАЮ ПОДНОШЕНИЯ И ПРИНИМАЮ В ТЕБЕ ПРИБЕЖИЩЕ”.
Читается такая молитва 7 раз.
Затем можно начинать читать мантру. Есть длинная, а есть короткая мантра, можно выбрать ту, которая больше нравится.
Длинная мантра
ОМ НАМО БХАГАВАТЕ БЕКАНДЗЕЯ
ГУРУБЕНДУКЬЯ ПРАБХА РАНДЗАЯ
АРХАТЕ САМЬЯКСАМ БУДДАЯ
ОМ БЕКАНДЗЕЯ БЕКАНДЗЕ
ЯМАХА БЕКАНДЗЕЯ РАНДЗА
Короткая мантра Будды Медицины
ОМ БЕКАНДЗЕ БЕКАНДЗЕ
МАХА БЕКАНДЗЕ РАДЗА
Прочтитать мантру нужно 7 раз, 21 раз или 108 раз.
Если вы получите от духовного наставника передачу этой мантры, её чтение будет гораздо эффективнее.
Значение мантры
“Бекандзе” означает избавление от боли. Согласно одному из толкований первого “Бекандзе”, оно означает устранение не только страдания от болезней, но и всех страданий вообще: тела и ума, включая старение и болезни.
“Маха Бекандзе” — великое избавление от боли. Это значение связано с устранением даже тонких отпечатков от омрачений, оставшихся в сознании. Имеется в виду устранение страдания от смерти и нового рождения, причина которых в карме и омрачениях.
Второе “Бекандзе” устраняет все истинные причины страдания, которые являются не внешними, а внутренними, то есть, находятся в нашем уме. Это относится к карме и омрачениям. Именно внутренние причины ведут к появлению внешних заболеваний.
“Всякий, кто сознает негативную причину и ничего не предпринимает для её очищения, обязательно испытает её результат, подобно тому, как посаженное в землю семя обязательно прорастет, если с ним ничего не случится”, – говорят йоги.
Второе “Бекандзе” относится к устранению причины страдания — кармы, созданной омраченным умом.
Как усилить практику?
Более мощного эффекта можно достичь, если визуализировать во время чтения мантры определенные образы.
Упрощённая визуализация
Во время чтения мантры нужно представлять процесс очищения, описанный ниже.
Что следует визуализировать?
Представляйте, как очищающие бесчисленные лучи света струятся из сердца и святого тела Гуру Будды Медицины, полностью наполняя тело с головы до ног. Они очищают от всех болезней и загрязнений, вызванных духами и их причинами, от всей негативной кармы и омрачений.
Тело больного обретает природу света, очищается и становится ясным и прозрачным, как кристалл. Лучи света струятся вниз по телу дважды, каждый раз наполняя его блаженным прозрачнейшим светом.
В сердце Будды Медицины возникают лотос и лунный диск. В центре лунного диска пребывает синий семенной слог ОМ, окруженный слогами мантры.
Начитывая мантру, нужно визуализировать лучи света, исходящие во всех направлениях из слогов в его сердце. Лучи света пронизывают живых существ всех шести миров. Благодаря великой любви — желанию, чтобы они обрели счастье, и благодаря великому состраданию — желанию освободить их от страданий, они очищаются от всех болезней, от загрязнений, вызванных духами и их причинами, от всей своей негативной кармы и омрачений.
Затем Гуру Будда Медицины превращается в свет и растворяется в сердце того, на кого направлена визуализация.
Будды Медицины
Больные либо быстро выздоравливают, либо через день или два умирают в спокойном состоянии сознания (это лучше, чем продолжать жить, испытывая сильные боли).
Во благо больного или умирающего человека или животного нужно визуализировать над ним Семь Будд Медицины, которые находятся друг над другом.
Нужно произнести имена каждого из Будд Медицины по 7 раз:
При обращении к Буддам Медицины нужно представить, что нектар, исходящий от первого Будды, очищает от отрицательной кармы и омрачений. Затем, при прочтении имени каждого из Будд Медицины снеобходимо визуализировать, как каждый из них растворяется друг в друге.
Дойдя до седьмого Будды Медицины, начните читать мантру и снова визуализируйте процесс очищения. Созерцайте, что в результате этого очищения в потоке сознания больного существа не осталось ни следа от отрицательной кармы, а его тело стало спокойным и чистым, как кристалл.
Затем Будда Медицины, преобразуясь в поток света, paстворяется в теле больного и освящает его тело, речь и ум, в результате чего больной становится единым с Буддой Медицины. Созерцать такое единство крайне важно.
Можно представить, что от Будды Медицины ко всем живым существам исходят лучи света и очищают их. Особенно это необходимо тем, кто болен раком, СПИДом и другими тяжелыми болезнями. Визуализируйте над головой каждого живого существа Семь Будд Медицины, которые их очищают. Сосредоточьтесь на больном человеке, но думайте, что Семь Будд Медицины также находятся над головой каждого живого существа.
Как заканчивать практику?
В конце практики читается посвящение.
“В силу этих заслуг да завершу я
Подобные океану деяния сынов Победоносных.
Да стану я святым спасителем, прибежищем
И помощником живых существ,
Множество раз проявлявших доброту ко мне в прошлых жизнях.
В силу добродетели, накопленной усердием в этой практике,
Пусть все живые существа, которые видят, слышат,
Касаются или помнят меня — даже те, кто произносит мое имя –
Мгновенно освободятся oт страданий и оберетут вечное счастье.
Подобно тому как всех существ, наполняющих пространство,
Охватывает сострадание Гуру Будды Медицины,
Да я стану я также проводником живых существ,
Обитающих в десяти сторонах света.
В силу этих заслуг да стану я быстро Гуру Буддой Медицины
И приведу всех и каждое живое существо к состоянию просветления.
Что дает чтение мантры в момент смерти?
Если вы обладаете сильным состраданием и способностью к полному сосредоточению во время медитации, то вы сможете помочь умирающему избежать перерождения в низших мирах. Если умирающий уже не в состоянии слышать мантры, то, произнеся их, подуйте на тело или на благовония, которые затем можно приложить к телу.
Если человек умирает, рекомендуется визуализировать Будду Медицины, из сердца которого исходит луч света в виде трубки и становится каналом внутри умирающего. Полый внутри, закрытый на конце канал располагается внутри человека, проходя от макушки до низа пупочной области.
Красные лучи с крюком на конце исходят из сердца Будды Медицины и захватывают сознание умирающего, которое нужно представлять в виде капли белого цвета размером с горчичное зерно. Причем, эта капля является не плотной и конкретной, а целиком состоящей из света.
Красные лучи захватывают крюками сознание и через канал приносят его в сердце Будды Медицины. После растворения сознания в сердце Будды Медицины, оно вновь проявляется в цветке лотоса в чистой земле Будды Медицины.
Там сознание человека получает наставления или предсказания о просветлении от самого Будды Медицины.
Благоприятно прочесть мантру и подуть на останки умерших или старые кости, потому что это очищает кармические омрачения и позволяет существу переродиться в чистых землях или высших мирах.
Читая эту могущественную очищающую мантру перед едой и от всего сердца посвящая все заслуги тому животному, мясо которого вы собираетесь съесть, вы способствуете его быстрому переходу из низших миров в высшие.
Также можно подуть на воду, песок, благовония или порошок и рассеять их на костях или шкуре умершего существа. Это поможет сократить длительность их страданий в низших мирах.
Как использовать мантру для увеличения силы лекарства?
После изготовления лекарства тибетские врачи (эмчи-ламы) используют медитацию на Будду Медицины и его мантру для освящения. Лекарство становится более эффективным, так как к силе всех составляющих его лекарственных трав и других ингредиентов добавляется духовная сила, которая может способствовать быстрому выздоровлению и очищению сознания.
Чтение мантры делает лекарства, которые мы принимаем сами или даем другим, более действенными.
Для того, чтобы освятить лекарство, его нужно положить в чашу перед собой и визуализировать над ним лунный диск. На лунном диске следует созерцать слог ОМ синего цвета, окружённый по часовой стрелке слогами мантры Будды Медицины.
Во время чтения мантры нужно представлять, что из каждого слога истекает нектар и растворяется в лекарстве. Затем слоги и лунный диск также растворяются в лекарстве, которое становится очень сильным и могучим, способным излечить все болезни и устранить действия злых духов, а также отрицательную карму и омрачения.
Если, например, лечить человека, больного раком, то нужно представлять, что лекарство обладает особым свойством излечить это страшное заболевание. Чем сильнее будет вера, и чем больше вы начитаете мантру, тем мощнее станет лекарство.
Если вы болеете, после чтения этой мантры подуйте на лекарства, которые вы принимаете, а также на воду для питья.
В целях профилактики заболеваний начитайте мантру Будды Медицины на стакан воды, а затем выпейте его, представляя, что пьете целительный нектар.
Заниматься данной практикой может тот, кто имеет посвящение (ванг) Будды Медицины. После получения посвящения необходимо каждый день выполнять данную практику. Даже те, кто не имеет посвящения, но полны желания помочь живым существам, могут с успехом заниматься этой практикой. Восьмого числа каждого месяца по лунному календарю в дацанах Буддийской традиционной Сангхи России читается молебен Будды Медицины (Отошо хурал).
Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала
¹ Мантра — священный текст, слово или слог в индуизме, буддизме и джайнизме, как правило требующий точного воспроизведения звуков, его составляющих (Википедия).
Мантра Будды Медицины
Б удду Медицины называют Исцеляющим Учителем Лазуритового Сияния (Бхайшаджьягуру Вайдурьяпрабхараджа). В Тибете существовало поверье, что достаточно только прикосновения, обращения с искренностью к образу Будды Медицины, чтобы наступило исцеление.
Подобно Будде Шакьямуни он облачен в монашеские одежды и сидит в позе лотоса. На тханках тело его изображают темно-синим цветом, излучающего лазуритовое сияние (согласно «Бхайшаджьягуру-сутре»).
Лазурит (санскp. vaidurya) – минеpал, имеющий насыщенный синий цвет, с крошечными золотистыми прожилками, который с незапамятных времен был связан с исцелением больных.
Его левая рука в мудре медитации держит чашу для подаяний, наполненную нектаром долголетия, правая рука с открытой ладонью покоится на колене в мудре, дарующей благословения и держит стебель миробалана (известного как царя среди лекарств, излечивающих физические недуги, а также три корневых яда: неведение, гнев и привязанность). Также как Будда Шакьямуни, Будда Медицины наделен тридцатью двумя основными и восемьюдесятью второстепенными признаками Будды.
Считается, что Будда Медицины передал людям Четыре Тантры Исцеления, которые вошли в основу тибетской медицины. В них изложены методы излечения более 400 видов физических и ментальных заболеваний, объяснены их источники, и даны cимптомы этих заболеваний, причины возникновения, также способы диагностики, лечения и поддержания здоровья.
В Коренной Тантре говорится:
Исполнение мантры создает особую вибрацию, воздействующую на энергетические каналы, расширяет и очищает ауру, усиливает жизненную энергию, в том числе мантра помогает преобразовать отрицательные эмоции и омрачения. Важное условие – непоколебимая вера в свои силы, истинное стремление достичь результата.
ओं भैषज्ये भैषज्ये महाभैषज्यसमुद्गते स्वाहा
Tejata Om Bekandzaje Bekandzaje Maha Bekandzaje Radza Samudgate Soha
Тадьята Ом Бекандзе Бекандзе Маха Бекандзе Радза Самудгатэ Соха
ОМ усиливает все другие мантры. Cимволизирует тело, речь, ум произносящего ее человека, а также тело, речь и ум Будды.
Следующее БЕКАНДЗЕ устраняет истинные причины всех возникающих страданий — клеши, пребывающие в уме.
МАХА БЕКАНДЗЕ или «Великое Исцеление» убирает оставшиеся в глубине сознания тончайшие отпечатки омрачений.
В одной из основных сутр Будда Шакьямуни говорит своему близкому ученику Ананде: « Если живые существа (погружённые в пучину страданий сансары) слышат имя Татхагаты Исцеляющего Учителя Лазуритового Сияния и с предельной искренностью принимают его и помнят о нём, не имея никаких сомнений, тогда не падут они на путь плохих перерождений».
Скачать разные вариации исполнения мантры.
Пять типов Будд
Чистые первоэлементы проявляются как функция пяти просветлённых качеств или чакр, в Тантрическом буддизме эти качества иногда персонифицируют, называя Дхьяни Буддами:
Белый цвет — элемент Воды, Будда Вайрочана, зерцалоподобная мудрость, мирный аспект.
Красный — элемент Огня, Будда Амитабха, различительная мудрость, страстный аспект.
Синий — элемент Пространства, Будда Акшобхья, мудрость дхармового пространства, гневный аспект.
Жёлтый — элемент Земли, Будда Ратнасамбхава, уравновешивающая мудрость, стабильные качества.
Зелёный — элемент Воздуха, Будда Амогхасиддхи, мудрость кармы /действия/, активные качества.
Посредством символики Мандалы можно наглядно рассмотреть мистическую модель сознания. Из этих областей продуцируется творческая активность практика Дхармы и по этому примеру можно понять, откуда берутся энергии, питающие творческие возможности человека Пути. Такой подход к идентификации творческих энергий является вполне удобной схемой. Творческая энергия является вполне конкретным аспектом нашей активности и, что важно, доступным и управляемым фактором в измерении человеческой природы. Практика восточных доктрин неоднократно доказывала, что все способности человека находятся в нём самом, в том числе и целительские, необходимо просто наладить канал связи с ними.
Единственным условием для прорыва в сферы чудесных творческих энергий является освобождение ума от фиксаций (обусловленных внешними объектами или страстями), которые блокируют изначальную потенциальность личности, Именно для этого и существуют многие системы духовной практики.
Рассмотрим каждую из пяти областей более детально.
Реализация белого аспекта или области Будды Вайрочаны, означает преодоление неведения, самой центральной и основополагающей клеши, символизируемой в виде белой свиньи. Вайрочана находится на лотосе в голове, это чакра головы.
Будда Амитабха красного цвета и его место в Мандале на западе. Нетрудно догадаться, что он символизирует элемент Огня — страстный аспект энергии. Качества Амитабхи — различительная мудрость, посредством которой постигается каждая вещь или явление в индивидуальном аспекте, отдельно от всего многообразия форм. Практик, постигший этот аспект, обретает страстные качества речи, мысли и тела, при этом увеличивается его творческая активность. Естественно, в таком состоянии ума, тела и энергии все творческие проекты будут иметь страстную, огненную окраску, а формы проявления четкую, конкретную, различимую структуру.
Реализация на уровне Амитабхи означает преодоление клеши страсти, символизируемой в виде красного петуха. Находится Амитабха в лотосе горловой чакры.
Будда Акшобхья синего цвета и восседает на восточной стороне Мандалы, символизирует мудрость дхармового пространства или мудрость Шуньи (пустоты). Акшобхья обладает гневными качествами, что символизирует разрушение или уничтожение форм до состояния Шуньи, или ничто. На этом уровне реализации возникает понимание того, что все вещи в своей основе пусты, что все составные формы рано или поздно разрушатся.
Реализация на уровне Акшобхьи означает преодоление разрушительной клеши гнева, которая символизируется синей змеёй, находится Акшобхья на лотосе сердечной чакры.
Будда Ратнасамбхава занимает южную часть Мандалы, цвет жёлтый. По элементам это означает Землю, по качествам — уравновешенность, богатство форм, стабильность. Суть Ратнасамбхавы — полнота, устойчивость и насыщенность разнообразными формами. Творческая энергия таких людей спокойна и неколебима, решения всегда взвешенны.
Реализация на уровне Ратнасамбхавы означает преодоление гордости, которая символизируется в виде жёлтого льва, находится Ратнасамбхава на лотосе пупочной чакры.
Будда Амогхасиддхи занимает северную часть Мандалы, цвет зелёный, символизирует активность. По элементам это Ветер. На этом уровне реализации энергия практика обретает мощную динамику просветлённой кармы, подвижность ума, тела и речи. Творческие импульсы также насыщаются этим качеством, словно раздуваются ветром активности и умножаются в количественном аспекте. Люди с такими качествами очень активны и сочетают в себе огромное количество увлечений и возможностей.
Реализация на уровне Амогасилдхи означает преодоление клеши зависти, символизируемой зелёной обезьяной, находится Амогхасиддхи на лотосе в области гениталий.
Вышеописанные пять аспектов реализации на уровне ума, энергии и тела в комплексе означают полноту возможностей как в области творчества, так и в практике самопознания. Визуализируя Дхьяни Будд в чакрах, практик обретает реализацию или сразу всех пяти Дхьяни Будд в одинаковой пропорции, или какой-то из отдельных аспектов. Сочетания этих качеств в каждой отдельной личности определяется кармическими предрасположенностями, данными от рождения, а также и приобретёнными качествами в процессе выполняемой духовной практики.