синдром adhd у эйдана галлахера что это такое

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD), сокр. СДВГ) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.

СДВГ был впервые описан доктором Генрихом Хоффманом (Heinrich Hoffman) в 1845 году. В 1902 году сэр Джордж Ф. Стилл (George F. Still) опубликовал серию лекций для the Royal College of Physicians в Англии, в которых описывалась группа импульсивных детей со значительными бихевиоральными проблемами, связанными с генетической дисфункцией, а не с плохим воспитанием ребенка

СДВГ чаще встречается у мальчиков. Относительная распространенность среди мальчиков и девочек колеблется от 3:1 до 9:1, в зависимости от критериев диагноза, методов исследования и групп исследования (дети, которых направили к врачу; школьники; население в целом). От этих же факторов зависят и оценки распространенности СДВГ (от 1-2 % до 25-30 %). По некоторым данным, распространенность синдрома среди младших школьников составляет порядка 10-15 %, у мальчиков он встречался в 2,8-3 раза чаще, чем у девочек.

Клиника

Основными симптомами СДВГ являются дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность. Эти признаки появляются в очень раннем возрасте. Так как многие здоровые дети тоже имеют такие симптомы, но выраженные в меньшей степени, или вызванные другим расстройством, для ребенка важно тщательное обследование и соответствующий диагноз, поставленный высококвалифицированным специалистом.

Симптомы СДВГ появляются в течение многих месяцев, обычно симптомы импульсивности и гиперактивности предшествуют симптомам нарушения внимания, которые могут не появляться в течение года и более. Разные симптомы появляются при разных социальных условиях, в зависимости от требований к самоконтролю ребенка в конкретной ситуации. Ребенок, который «не может сидеть спокойно» или который все разрушает, заметен в школе, а невнимательного мечтателя могут и не заметить. У импульсивного ребенка, который сначала делает, а потом думает, могут предположить «проблемы с дисциплиной», тогда как пассивного или медлительного ребенка могут посчитать просто не слишком мотивированным. Тем не менее, у обоих могут быть разные типы СДВГ. Все дети иногда беспокойны, иногда делают что-то не думая, иногда уплывают куда-то в мечтах. Когда гиперактивность, отвлекаемость, плохая концентрация внимания или импульсивность начинают влиять на успеваемость в школе, отношения с другими детьми или поведение дома, у ребенка можно заподозрить СДВГ. Так как в зависимости от социальных условий симптомы очень варьируются, поставить диагноз СДВГ очень непросто. Это особенно верно в тех случаях, когда первичным симптомом является дефицит внимания.

Гиперактивные дети, кажется, постоянно находятся в движении и на ногах. Они разрушают все вокруг, хватая и играя со всем, что попадается им на глаза или беспрестанно разговаривают. Для них оказывается трудной задача сидеть спокойно за столом во время обеда и школьного урока или спокойно общаться. Они извиваются и ерзают на стульях, или рыщут по комнате. Или вертят ступнями, все трогают, громко стучат карандашом. Гиперактивные подростки или взрослые чувствуют внутреннее беспокойство. Они часто рассказывают, что им нужно быть занятыми, и могут попытаться делать несколько дел одновременно.

Импульсивные дети не могут сдержать свою непосредственную реакцию или подумать перед тем, как что-то сделать. Они часто выпаливают неподходящие комментарии, безудержно проявляют свои эмоции и действуют, не учитывая последствий своего поведения. Их импульсивность мешает им дождаться чего-то желаемого или своей очереди в игре. Они могут отобрать игрушку у другого ребенка или ударить, если они расстроены. Даже подростки или взрослые импульсивно выбирают себе занятия, которые приносят пусть маленькую, но немедленную отдачу, вместо того, чтобы заняться делом, требующим больших усилий, но и дающим гораздо большее вознаграждение – правда, потом.

Критерии диагностики

К основным диагностическим критериям относятся

2. Первые симптомов развиваются в возрасте до 7 лет

3. Симптомы сохраняются постоянно на протяжении 6 месяцев в такой степени выраженности, которая свидетельствует о плохой адаптации ребенка.

4. Недостаточная адаптация проявляется в различных ситуациях (дома, в школе) несмотря на соответствие уровня интеллектуального развития нормальным возрастным показателям

Тревожные сигналы

Стадии развития при СДВГ

До года – синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости (беспокойство, беспричинный крик, двигательная активность повышена, вегетативные реакции, нарушения сна, приема пищи, нарушения ЖКТ)

От года до 3 лет – повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, моторная неловкость, нарушения речевого развития, нарушения сна, энурез, энкопрез

Дошкольный возраст – от 3 до 7 лет. в основном проявляются симптомы гиперактивности и импульсивности. Многие отстают от сверстников в развитии навыков речи и моторики.

Школьный возраст – от 8 до 13 лет формирование школьной дезадаптации и трудности в установке взаимоотношений со сверстниками. Часто бывают простые социальные фобии, вспыльчивость, агрессивное поведение. Слабая психоэмоциональная устойчивость и низкая самооценка. Гиперактивность после 9 лет ослабевает, но импульсивность и нарушения внимания остаются.

Подростковый возраст – от 14 до 18 неуспеваемость в школе, трудности в завершении выполнении длительных заданий, отсутствие самостоятельности, не может работать без посторонней помощи, безрассудное, сопряженное с риском поведение, плохие взаимоотношения со сверстниками, трудности в соблюдении правил поведения, подчинении общественным нормам и законам

Взрослый возраст – от 19 лет – не организован, не обладает достаточными навыками планирования, забывчив, рассеян, часто теряет вещи. Испытывает трудности с инициативой и доведением до конца работы над различными заданиями, плохо планирует время для своей деятельности, частые смены работы, трудности в семейной жизни, остаются трудности с длительным сохранением внимания. Плохо переносит негативное эмоции, разочарования.

Расстройства, иногда сопровождающие СДВГ

Оппозиционное вызывающее расстройство. От одной трети до половины всех детей с СДВГ – в основном мальчики – имеют другое расстройство, известное как оппозиционное вызывающее расстройство (ОВР). Такие дети обычно дерзки, упрямы, несговорчивы, для них характерны вспышки гнева или агрессии. Они спорят со взрослыми и отказываются слушаться.

Лечение

В разных странах подходы к лечению и коррекции СДВГ и доступные методы могут отличаться. Однако, невзирая на эти различия, большинство специалистов считают наиболее эффективным комплексный подход, который сочетает в себе несколько методов, индивидуально подобранных в каждом конкретном случае. Используются методы: модификации поведения, психотерапии, педагогической и нейропсихологической коррекции.

Лекарственная терапия назначается по индивидуальным показаниям в тех случаях, когда нарушения со стороны когнитивных функций и проблемы поведения у ребенка с СДВГ не могут быть преодолены лишь с помощью немедикаментозных методов.

Синдромальный метод заключается в том, что ребёнку дается интересная деятельность (произвольная). Но в этой деятельности идет постпроизвольное внимание (когда мы чем-то заинтересовались и вникли, мы уже напрягаемся без дополнительных затрат). Поэтому, когда говорят, что дети с СДВГ в состоянии просидеть за компьютером очень долго, то это совсем другое внимание.

Существуют подвижные игры, которые требуют только напряжения внимания. Ребёнок движется по условиям игры, он может быть взрывчат, импульсивен. Это может помогать ему выигрывать. Но игра рассчитана на внимание. Тренируется эта функция. Затем тренируется функция сдержанности. При этом он может отвлекаться. Каждая задача решается по мере поступления. Так улучшается каждая функция по отдельности.

Бихевиоральная или поведенческая психотерапия акцентируется на тех или иных поведенческих шаблонах, либо формируя, либо гася их с помощью поощрения, наказания, принуждения и вдохновления.

При лечении СДВГ в качестве вспомогательного метода применяются лекарственные средства. Наиболее известные из них — это психостимуляторы, такие как метилфенидат, декстроамфетамин с амфетамином и декстроамфетамин. Один из недостатков этих препаратов — необходимость принимать их несколько раз в день (время действия около 4 часов). В настоящее время появились метилфенидат и декстроамфетамин с амфетамином продолжительного действия (до 12 часов). Также используют препараты других групп, например — атомоксетин.

Подход, распространённый в России и странах СНГ—ноотропные препараты, вещества, улучшающие работу мозга, обмен, энергетику, увеличивающие тонус коры. Также назначаются препараты, состоящие из аминокислот, которые улучшают обмен веществ мозга. Тем не менее, в настоящее время убедительных доказательств эффективности такого лечения нет.

Источник

Вот такой рассеянный: что такое синдром дефицита внимания

Варламова Дарья

Проблемы с концентрацией — настоящий бич современного общества: все больше людей жалуются на быструю утомляемость, отвлекаемость и неспособность сосредоточиться на важной задаче. Это может быть как следствием многозадачности и информационных перегрузок, так и проявлением специфического психического расстройства — синдрома дефицита внимания и гиперактивности. «Теории и практики» попытались разобраться, что такое СДВГ и как с ним справиться.

синдром adhd у эйдана галлахера что это такое. Смотреть фото синдром adhd у эйдана галлахера что это такое. Смотреть картинку синдром adhd у эйдана галлахера что это такое. Картинка про синдром adhd у эйдана галлахера что это такое. Фото синдром adhd у эйдана галлахера что это такое

Настороженное отношение к этой теме можно понять: изучение СДВГ и выработка критериев постановки диагноза сопровождались скандалами еще с 1970-х — создателей американского справочника DSM-4 обвиняли в том, что их описания расстройства вызвали целую эпидемию гипердиагностики у детей и подростков. Некоторые врачи и родители выбрали медикаменты как путь наименьшего сопротивления: проще было пичкать трудных ребят лекарствами, чем справляться с их особенностями педагогическими методами. Кроме того, препараты амфетаминового ряда, прописываемые активным и неуправляемым детям, порой перекочевывали в арсенал их : стимуляторы придавали сил и помогали справляться с работой по дому (самая эффектная страшилка на тему того, к чему приводит бытовое злоупотребление такими препаратами — история матери главного героя в «Реквиеме по мечте»). К тому же критерии диагностики расстройства несколько раз менялись, что также вызывало шквал критики. В результате синдром дефицита внимания оказался сильно дискредитирован и на время попал в топы «несуществующих заболеваний».

Тем не менее, опыт психиатров показал, что проблема, как ее ни классифицируй, все-таки существует: определенный процент населения испытывает трудности, связанные со слабой концентрацией внимания, неспособностью самоорганизоваться, импульсивностью и гиперактивностью. Зачастую эти особенности сохраняются и во взрослом возрасте, и проявляются достаточно сильно, чтобы создавать человеку (особенно амбициозному) серьезные проблемы в учебе, на работе и в личной жизни. Но обычно расстройство воспринимается окружающими и самим пациентом не как серьезное заболевание, а как проявление личных недостатков. Поэтому большинство взрослых с таким набором симптомов не обращается к врачам, предпочитая волевыми усилиями бороться со своим «слабым характером».

На что похожа жизнь человека с СДВГ

Синдром дефицита внимания вызывает у пациентов сложности еще в школе: подростку с таким диагнозом, даже если у него высокий IQ, сложно усваивать материал, общаться со сверстниками и учителями. Человек с СДВГ может с головой погружаться в тему, которая ему субъективно интересна (впрочем, как правило, ненадолго — такие люди склонны к частой смене приоритетов и увлечений) и проявлять яркие способности, но ему трудно выполнять даже несложную рутинную работу. При этом у него плохо получается планировать, а при высоком уровне импульсивности — предвидеть даже ближайшие последствия своих действий. Если все это еще и сочетается с гиперактивностью, такой подросток превращается в страшный сон школьного учителя — он будет получать плохие оценки по «скучным» предметам, удивлять окружающих импульсивными выходками, нарушать порядок и порой игнорировать социальные условности (поскольку ему будет сложно сосредоточиться на ожиданиях и требованиях окружающих).

Раньше считалось, что с возрастом расстройство «рассасывается» само собой — но по последним данным, примерно у 60% детей, страдающих СДВГ, симптомы заболевания продолжают проявляться и во взрослом состоянии. Сотрудник, неспособный досидеть до конца совещания и пропускающий важные инструкции мимо ушей, талантливый специалист, срывающий важные дедлайны, внезапно отвлекаясь на личный проект, «безответственный» партнер, неспособный организовать домашний быт или внезапно спускающий кучу денег на странную прихоть — все они могут быть не просто безвольными разгильдяями, а людьми, страдающими от психического расстройства.

Проблемы диагностики

По разным оценкам, от этого заболевания страдают 7-10% детей и 4-6% взрослых. При этом популярное представление о больном СДВГ как исключительно об импульсивном непоседе уже устарело — современная наука выделяет три разновидности расстройства:

— с акцентом на дефицит внимания (когда у человека отсутствуют признаки гиперактивности, но ему сложно сконцентрироваться, продолжительно работать с одной и той же задачей и организовывать свои действия, он забывчив и легко утомляется)

— с акцентом на гиперактивность (человек излишне активен и импульсивен, но не испытывает значимых трудностей с концентрацией)

Согласно американскому классификатору психических расстройств DSM-5 диагноз «синдром дефицита внимания\гиперактивности» можно установить не ранее 12 лет. При этом симптомы должны быть представлены в разных ситуациях и обстановках и проявляться достаточно сильно, чтобы заметно влиять на жизнь человека.

синдром adhd у эйдана галлахера что это такое. Смотреть фото синдром adhd у эйдана галлахера что это такое. Смотреть картинку синдром adhd у эйдана галлахера что это такое. Картинка про синдром adhd у эйдана галлахера что это такое. Фото синдром adhd у эйдана галлахера что это такое

СДВГ или биполярное расстройство? Одна из проблем диагностики синдрома — в том, что по некоторым приметам синдром пересекается с другими психическими заболеваниями — в частности, с циклотимией и биполярным расстройством: гиперактивность можно спутать с гипоманией, а быструю утомляемость и проблемы с концентрацией — с признаками дистимии и депрессии. К тому же эти расстройства коморбидны — то есть, достаточно высока вероятность заполучить одновременно и то, и другое. Кроме того, подозрительные симптомы могут быть связаны с непсихическими заболеваниями (например, тяжелой травмой головы или отравлением). Поэтому специалисты часто рекомендуют тем, кто подозревает у себя синдром дефицита внимания, перед тем, как обращаться к психиатрам, пройти обычный медицинский осмотр.

Гендерные нюансы. В прошлом году в журнале The Atlantic вышла статья о том, что у женщин СДВГ проявляется иначе, чем у мужчин. Согласно описанным в статье исследованиям, женщины с этим расстройством реже проявляют импульсивность и гиперактивность и чаще — неорганизованность, забывчивость, тревожность и интровертность.

Редакция T&P напоминает, что не стоит полностью полагаться на самодиагностику — если вы подозреваете у себя СДВГ, имеет смысл обратиться к специалисту.

Потеря контроля

В развитии СДВГ большую роль играет генетический фактор — если ваш близкий родственник страдает от этого синдрома, вероятность, что вам поставят такой же диагноз — 30%. Современные теории связывают СДВГ с функциональными нарушениями в нейромедиаторных системах мозга — в частности, с балансом допамина и норадреналина. Допаминовые и норадреналиновые пути непосредственно отвечают за исполнительные функции мозга — то есть, за способность планировать, волевым усилием переключаться между разными стимулами, гибко менять свое поведение в зависимости от меняющихся условий среды и подавлять автоматические реакции в пользу сознательных решений (это то, что нобелевский лауреат Дэниел Канеман называет «медленным мышлением»). Все это помогает нам контролировать свое поведение. Еще одна функция допамина — поддержание «системы вознаграждения», которая контролирует поведение, отвечая на «правильные» (с точки зрения выживания) действия приятными ощущениями. Нарушения в работе этой системы сказываются на мотивации. Кроме того, у людей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности могут быть отклонения и в серотониновом балансе. Это может вызвать дополнительные проблемы с организацией, чувством времени, концентрацией и контролем над эмоциями.

синдром adhd у эйдана галлахера что это такое. Смотреть фото синдром adhd у эйдана галлахера что это такое. Смотреть картинку синдром adhd у эйдана галлахера что это такое. Картинка про синдром adhd у эйдана галлахера что это такое. Фото синдром adhd у эйдана галлахера что это такое

Расстройство или особенность личности?

Сейчас набирает популярность концепция нейроразнообразия — подход, рассматривающий разные неврологические особенности как результат нормальных вариаций человеческого генома. В сфере интересов адептов нейроразнообразия — как сексуальная ориентация и гендерная самоидентификация, так и некоторые генетически обусловленные психические заболевания, в том числе, аутизм, биполярное расстройство и синдром дефицита внимания. Некоторые ученые считают, что многие из особенностей поведения, по поводу которых выставляется диагноз СДВГ — естественные черты личности, не указывающие на наличие нездоровых отклонений. Но поскольку такие черты затрудняют функционирование человека в современном обществе, на них навешивается ярлык «расстройства».

Психотерапевт Том Хартман разработал эффектную теорию «охотника и фермера», по которой люди с СДВГ сохранили гены первобытных людей, отвечающие за поведение, оптимальное для охотников. Со временем человечество перешло на земледелие, требующее большего терпения, и «охотничьи» качества — быстрая реакция, импульсивность, восприимчивость — стали считаться нежелательными. Согласно этой гипотезе, проблема заключается лишь в постановке задач, а способность людей с синдромом к «гиперфокусировке» — сильной концентрации на субъективно интересной им задаче в ущерб всем остальным — можно рассматривать и как эволюционное преимущество. Правда, Хартмана сложно считать объективным исследователем — СДВГ диагностирован у его сына.

Но в любом случае, в этой теории есть здравое зерно: поскольку один из важнейших критериев психического здоровья — способность успешно справляться с повседневными задачами, можно сгладить многие проблемы, выбрав подходящую сферу деятельности. То есть, ту, где рутинные процессы и терпение играют меньшую роль и ценится «спринтерский» темперамент, способность к импровизации, любопытство и умение легко переключаться между разнообразными видами деятельности. Например, считается, что с СДВГ можно сделать неплохую карьеру в сфере продаж или развлечений, в искусстве и «адреналиновых» профессиях (скажем, пожарный, врач или военный). А еще можно стать предпринимателем.

Как лечиться

Поскольку в России психостимуляторы прочно осели в списке опасных наркотических веществ, недоступных даже по рецепту, отечественные психиатры используют атомоксетин, гуанфацин или трициклики.

Психотерапия. Cчитается, что при СДВГ помогает когнитивно-поведенческая терапия, которая, в отличие от многих других психотерапевтических школ, ставит акцент на работе с сознанием, а не подсознанием. Долгое время этот метод успешно использовался в борьбе с депрессией и тревожным расстройством — а сейчас появились специальные программы для лечения синдрома дефицита внимания. Суть такой терапии в том, чтобы развивать осознанность и не позволять иррациональным паттернам поведения захватить власть над жизнью человека. Занятия помогают контролировать импульсы и эмоции, бороться со стрессом, планировать и систематизировать свои действия и доводить дела до конца.

Питание и биодобавки. Можно попробовать скорректировать свой рацион в соответствии с советами зарубежной медицины. Самые распространенные рекомендации — принимать рыбий жир и избегать резких скачков уровня глюкозы в крови (то есть сказать «нет» простым углеводам). Также есть данные, показывающие взаимосвязь между недостатком в организме железа, йода, магния и цинка и усилением симптомов. По данным некоторых исследований, небольшие порции кофеина могут помочь сконцентрироваться, но большинство специалистов все-таки не советуют налегать на кофе. В любом случае, настройка рациона — скорее «поддерживающая» мера, чем полноценный способ борьбы с расстройством.

синдром adhd у эйдана галлахера что это такое. Смотреть фото синдром adhd у эйдана галлахера что это такое. Смотреть картинку синдром adhd у эйдана галлахера что это такое. Картинка про синдром adhd у эйдана галлахера что это такое. Фото синдром adhd у эйдана галлахера что это такое

Что читать по теме

Поскольку западная психиатрия интересуется СДВГ намного больше, чем российская, изучать информацию о расстройстве лучше всего в англоязычных источниках. Именно там можно найти ответы на самые разные вопросы — начиная от питания и заканчивая тем, что делать, если самый талантливый специалист в вашей фирме срывает дедлайны из-за расстройства. Вот несколько полезных ресурсов и статей.

Источник

Дети с ADHD в США

Если в России синдром дефицита внимания большинством учёных считается вариантом незрелости головного мозга и успешно поддаётся психологической коррекции, то в США СДВ считается болезнью и лечится медикаментозно. Диагноз ставит только врач-психиатр и обычно назначает психостимуляторы типа риталин, страттера и другие. По данным Американской Психиатрической Ассоциации (APA) от 3 до 5% детей школьного возраста в США (это 3,5 млн. детей) страдает так называемым ADHD (Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder) синдромом.

Синонимы: «минимальная мозговая дисфункция» (Minimal Brain Dysfunction) или «минимальное повреждение мозга» (Minimal Brain Damage) или «гиперкинез» (Hyperkinesis) или «гиперкинетическая реакция детства» (The Hyperkinetic Reaction of Childhood).

Основные признаки ADHD синдрома:

При возникновении ADHD синдрома ребенок сталкивается со следующими проблемами:

Все эти факторы порождают разнообразные неврологические, психические и эмоциональные проблемы у такого ребенка, во многом определяя его поведение в семье и в обществе.

Формальный диагноз ADHD синдрома ставится по следующим признакам:

Диагностические критерии выявления ADHD синдрома

Критерий А — (1) или (2):

Наличие шесть (или более) симптомов гиперактивности и импульсивности, которые существуют, по крайней мере, в течение 6 месяцев, вызывающих дезадаптацию к окружающей среде и нарушение последовательного развития ребенка:

Критерий B: Некоторые из перечисленных ADHD симптомов должны появиться до 7-летнего возраста;

Критерий С: Некоторые из этих симптомов должны регистрироваться в не менее чем в двух местах, где находится ребенок:

Критерий D: Должно быть четкое доказательство фактов нарушений поведения ребенка в социальной, образовательной и/или внешкольной деятельности;

Критерий E: перечисленные признаки не должны быть симптомами каких-либо неврологических и психических заболеваний, поскольку около 50% детей с ADHD синдромом в США проходит под «маской» психической патологии.

Диагностика ADHD синдрома.

Она строится порой на субъективных принципах тестирования больного. Согласно The Diagnostic Statistical Manual (1997), разработано 6 пунктов (ступеней) в диагностике ADHD синдрома:

Перечисленными признаками, естественно, не ограничивается постановка диагноза ADHD синдрома. Другие специалисты-медики, такие как психиатры, педиатры, а также невропатологи должны участвовать в уточнении данного диагноза. Посильную помощь в постановке диагноза могут объективно оказать родители, учителя, психологи и другие специалисты, имеющие опыт работы с детьми.

Результаты американских исследователей показывают, что приблизительно у 30% всех детей имеются признаки нарушения внимание и гиперактивность. При этом ADHD синдромом у 30 — 70% детей трансформируется в аналогичную патологию при их взрослении. ADHD «пересекает» все социо-экономические, культурные и расовые границы.

Причинные факторы возникновения ADHD синдрома весьма разнообразны. Дискутируются нейробиологическая, генетическая, нутритивная теории, обсуждаются роль факторов окружающей среды, нейро-эндокринных нарушений в происхождении этой патологии.

Таким образом, как считают американские ученые, проблема ADHD синдрома у детей является глобальной проблемой современности, поскольку касается всех наций, всех народностей нашей планеты.

Какие же способы лечения ADHD синдрома у детей предлагает нам зарубежные ученые-медики? Как признают все исследователи (и это неоспоримо), лечение должно быть комплексным. В списке методов лечения на первом месте стоит медикаментозная терапия. За ней следуют (по порядку) психотерапевтическая коррекция поведения, нутритивная и диетотерапия, EEG Biofeedback терапия, фитотерапия, гомеопатия и др. хорошо зарекомендовавшие себя способы лечения.

В связи с приоритетностью методов терапии необходимо особо остановиться на медикаментозных способах коррекции ADHD синдрома у детей.

Имеется несколько уровней медикаментозной терапевтической помощи детям с ADHD синдромом.

Не выдерживает критику применение вместо препарата Ritalin для лечения ADHD синдрома наркотических психостимуляторов — амфетаминов. В этом списке:

Помимо того, что каждый из синтетических психостимуляторов обладает наркотическим эффектом, известно, что при их отмене после длительного применения возникает типичный абстинентный синдром, который трудно поддается коррекции известными фармакологическими препаратами. Кроме того, синтетические психостимуляторы обладают выраженными побочными эффектами, отрицательно воздействуя практически на все органы и системы человека; особенно чувствительны к ним ткани растущего организма, т.е. детей. Основные из них: нарушение роста и развития ребенка, различные психические расстройства (изменения поведенческих реакций, раздражительность, головокружение, нарушение сна, эйфория, дискинезия, дисфория, тремор конечностей, периодические головные боли), нарушения функции желудочно-кишечного тракта (неустойчивость стула, тошнота, потеря аппетита), аллергические высыпания, а также эндокринопатии (крайняя степень таких нарушений — импотенция). Врачи в то же время предупреждают, что применение амфетаминов чревато их злоупотреблением, однако продолжают назначать эти «легализированные» наркотики. Более того, амфетамины не совместимы со многими применяемыми для тех же целей лекарственными препаратами: трициклическими антидепрессантами, ингибиторами моноаминоксидазы, антигипертензивными и антигистаминными препаратами, нейролептиками, транквилизаторами, седативно-снотворными средствами, поскольку амфетамины либо усиливают, либо угнетают фармакологические эффекты названных препаратов, создавая абсолютную неуправляемость терапевтической ситуацией при лечении ADHD синдрома.

Второй уровень терапии при ADHD — это применение антидепрессантов. Причем их используют лишь в тех случаях, когда применение психостимуляторов (вспомним же список их) оказалось (!) не эффективным. Получается интересная и, на мой взгляд, очень странная картина. Вначале врач приписывает перечисленные нами психостимуляторы с их выраженным наркотическим и другими побочными эффектами. После того, как врач «перепробовал» все эти «терапевтические» средства и неминуемо «подсадил» такого маленького пациента, он продолжает лечить ребенка лекарственными препаратами, применяемыми для лечения абстинентного синдрома при наркомании (странно все это!).

Вот список применяемых антидепрессантов для лечения ADHD синдрома у детей:

Побочные эффекты антидепрессантов хорошо известны нашим врачам, поэтому у меня нет смысла их описывать. О них можно узнать в многочисленных фармакологических справочниках, издаваемых у нас в России. Хочется только отметить, что длительное применение антидепрессантов любой фармакологической группы вызывает психотропный эффект «привыкания», а после их отмены развивается стойкий абстинентный синдром, который требует своевременной и эффективной коррекции другими лекарственными препаратами. Создается своеобразный «порочный фармакологический круг», и как выйти из него — неизвестно (по крайней мере я не знаю).

Побочные эффекты, возникающие при применении антидепрессантов у детей с ADHD синдромом следующие: нарушение сна (ведь надо же бороться с инсомнией у таких детей!), периодические головные боли, гиперактивность (вот это да!), различные аллергические реакции на коже и т.д.

Несколько автономно в перечне препаратов для лечения ADHD синдрома стоит Clonidine (син. «Клофелин»). Кстати, этот препарат широко используют для лечения острого абстинентного синдрома при опийной наркомании и алкоголизма. Длительное его применение не рекомендуют, поскольку он обладает выраженным гипотензивным эффектом, а при неустойчивом сосудистом тонусе (что нередко наблюдается у детей) использование клофелина без тщательно подобранных доз и мониторинга может вызвать выраженные сосудистые реакции вплоть до коллапса.

Клофелин для лечения ADHD синдрома называют «альтернативным» к психостимуляторам препаратом (??). В то же время авторы отмечают, что применение клофелина в сочетании с синтетическими психостимуляторами (в частности с препаратом Rutalin) может даже привести к внезапной смерти (!) детей. Другие побочные эффекты этого препарата: депрессия дыхательного центра и апноэ при передозировке; синусовая брадикардия, миоз, гипотермия.

Описываются и другие медикаментозные препараты, применяемые для лечения ADHD синдрома у детей.

При этом все эти препараты, как правило, используются в сочетании с психостимуляторами, обладающими вышеуказанными побочными эффектами. Большинство из этих лекарств сами по себе обладают токсическими эффектами, преимущественно воздействуя на функции развивающегося головного мозга, печень, почки и эндокринные органы.

Отсюда возникает все возрастающая озабоченность зарубежных ученых такими результатами медикаментозного лечения ADHD синдрома, что стимулирует поиск безопасных для организма способов коррекции этой патологии головного мозга у детей. При этом описываются различные способы немедикаментозной коррекции ADHD (перечень методов см. выше). Однако авторы постоянно подчеркивают, что наиболее эффективными методами лечения были бы медикаментозные препараты, но лишь те, которые не обладают видимыми побочными эффектами на развивающийся головной мозг.

Один из таких препаратов создан Казанскими химиками. Он отвечает всем требованиям эффективности и в то же время безопасности применения. Впервые упоминается в зарубежной научной информации (http://www.healing-arts.org) как возможное лекарственное средство для лечения ADHD синдрома.

Это лекарственное вещество называется Димефосфон. Данный препарат обладает уникальными свойствами корригировать нарушенное кровообращение и метаболизм головного мозга при мозговых сосудистых расстройствах. Димефосфон утвержден Фармакологическим комитетом МЗ РФ и внедрен в широкую клиническую практику. Проф. В. Г. Малышев стоял у истоков экспериментального, а затем клинического изучения этого препарата как вазоактивного нейротропного средства. Им была защищена докторская диссертация (в 1991 г), где описываются корригирующие свойства Димефосфона при экспериментальной ишемии вертебро-базилярного бассейна, вызванной дозированной травмой позвоночных артерий. Автором эти эффекты были установлены еще тогда, когда Димефосфон не был утвержден Фармкомитетом МЗ РФ как лекарственный препарат по этим показаниям и поэтому публикации об обнаруженных вазо- и нейротропных эффектах в открытой печати были запрещены (по патентным соображениям). Часть материала, касающегося нейротропных эффектов Димефосфона так и не опубликована, однако эти экспериментальные данные послужили основой для дальнейших разработок. Так, в настоящее время разработан способ активации димефосфона (ноу хау). При этом не изменяется химическая формула препарата и в то же время появляются (или в несколько раз усиливаются?!) свойства его положительно влиять на эндогенную опиоидную систему головного мозга. Этот факт экспериментально подтвержден методом двойного слепого опыта, а в качестве контрольного препарата был использован Димефосфон, который предварительно не активизировался. В настоящее время активизированный Димефосфон (АД) применяется в сочетании с двумя другими препаратами (ноу хау), которые потенциируют психотропные эффекты АД. Эти два препарата также разрешены Фармкомитетом МЗ РФ, и не могут быть препятствием для применения их в комплексе с АД. Более того, все эти три лекарственных препарата при их совместном применении не оказывают видимых побочных эффектов, как на головной мозг, так и на другие органы и системы организма. Исследования показали, что сочетанное применение этих препаратов способствует нормализации психоэмоциональной сферы человека при ее нарушении. Так, в условиях развития абстинентного синдрома при героиновой наркомании уже в первые сутки лечения наблюдается исчезновение бессонницы, депрессии, дисфории, улучшается аппетит. При этом у больных возникает эмоциональный комфорт, улучшается память, исчезает общая слабость. В ходе лечения признаки раздражительности постепенно сглаживаются и полностью исчезают в течение последующих 2-3 месяцев курсового применения препаратов.

Эти лекарственные препараты сформировали «ядро» медикаментозной части программы «CIKLAMEN»R, которая может быть с успехом использована для коррекции ADHD синдрома у детей. Такие клинические наблюдения уже имеются.

Принцип безопасности, надежности и эффективности будет неуклонно соблюдаться при дальнейшем совершенствовании этой Программы, где наряду с медикаментозными препаратами планируется использовать и немедикаментозные средства в их «патогенетическом единстве» корригирующего воздействия на головной мозг детей, имеющих ADHD синдром.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *