сидратуль мунтаха что это
Сидратуль мунтаха что это
Сидратуль Мунтаха стоит на границе умопостигаемого мира (фото: freepik.com)
Великий Творец Джалля Джалялуху над ‘Аршем из Своего нура (божественного света) создал некое пространство, напоминающее своим сиянием белоснежный жемчуг. Это — Сидратуль Мунтаха. Здесь обитает ангел Джибриль (алейхиссалям) и другие ангелы, приближённые к Аллаху Газза ва Джаль. Имена их — «Карубиюн».
По разъяснению муфассиров, во время ми’раджа (вознесения), перед тем как отправиться к Аллаху Та’аля, Пророк ﷺ оставил Джибриля (алейхиссалям) в «Джаннатуль Мева» у благословенного дерева — Сидратуль Мунтаха. Тогда Джибриль (алейхиссалям) остановился возле него, сказав: «Если я двинусь дальше отсюда хотя бы на палец — сгорю». Об этом посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Потом я был вознесён к дереву под названием Сидрат аль-Мунтаха, листья которого подобны ушам слона, а плоды — большим кувшинам. У основания этого дерева текут четыре реки, две из которых можно увидеть, а две другие незримы» (Ахмад, аль-Байхаки и ан-Насаи).
Согласно одному из мнений, Сидратуль Мунтаха стоит на границе умопостигаемого мира и на нём заканчиваются познания творений. Поэтому он имеет значение «лотос крайнего предела». В то же время сидр является степенью Джибриля (алейхиссалям). То есть, это самая высшая точка, которой могут достичь творения Всевышнего. Это подобие границы пути, ведущего непосредственно к Господу. Из этого можно представить какой была степень Хабибуллаха ﷺ, достигшего уровня «Сидратуль Мунтаха» и приглашённого самим Аллахом Газза ва Джаль за его границы — в мир гайб (неведанного).
В Коране сказано: «Клянусь, он (пророк) видел его (ангела) при другом нисхождении у Лотоса крайнего предела, возле которого находится Сад пристанища (Джаннатуль Мева). Тогда Лотос покрыло то, что покрыло. Его же (Мухаммада) взор не уклонился в сторону и не излишествовал, и он увидел величайшие из знамений своего Господа» (Коран, 53:13-18).
Отсюда ясно, что те рабы Аллаха, которые не отвлекаются на творения, стремясь к одному Творцу, достигают величайшей цели. Всякая воля Создателя к этой границе и оттуда ниспосылается в наш мир. И всё происходящее здесь так же поднимается туда.
«Рассказал Абдуллах бин Намир: «Когда посланник Аллаха был перенесён, его путешествие достигло своей границы у лотоса крайнего предела — Сидратуль Мунтаха. У него достигает своего предела то, что поднимается к нему и что-то из того, что поднялось, он берёт и через него проходит всё, что спускается сверху от него и он берёт также что-то и из этого». Он привел аят: «Вот покрывает лотос то, что покрывает» (Коран, 53:16) и дал пояснение: «(Это) бабочка (настил) из золота». Он сказал: «Тогда посланнику Аллаха, были ниспосланы последние два аята суры аль Бакара и прощение (Аллахом) смертных грехов тем из его народа, кто не придавал Аллаху сотоварищей ни в чём» (Муслим).
В кратком сказании о вознесении Пророка ﷺ сказано:
«. Перемещаясь таким образом в небесах, они видели чудеса, о которых лучше не упоминать, так как описать их невозможно. Они прибыли в Сидрат и увидели там огромное дерево, которое росло на миске (мускусе). Каждая ветка бросала тень, которую всадник не мог пройти и за сто лет, и таких веток было тысячи.
На каждой ветке было по тысячи листьев, тени одного листа хватало покрыть целую общину. На каждом листе сидело по одному ангелу, и все они были в коронах из нура. Там текли реки не пьянящего вина, воды, молока и мёда с неописуемо прекрасным вкусом. Эти реки брали начало в корнях того дерева. Это дерево назвали Сидрат аль-Мунтаха, так как те, кто придерживается Сунны Ахмада ﷺ доходят до этого уровня в познании Аллаха».
— Ибн Араби, книга «Футухати Маккия»
— Имам Газали, книга «Открытие Сердец»,
— «Сахих Муслим» и другие.
Увидев этого ангела, Пророк Мухаммад (мир ему) чуть не погиб
что говорится в Коране о «Сидрат аль-мунтаха»? (Источник фото: freepik.com)
Выражение «Сидрат аль-Мунтаха» состоит из слов «Сидре», которое означает «приятное тенистое дерево, которое именуют аравийской черешней», и «Мунтаха», и вместе эти слова обозначают «лотосовое дерево, которое находится на самой предельной точке».
Как термин обозначает положение или дерево, которое содержит в себе божественные тайны и которое посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) увидел во время Ночи вознесения.
Словосочетание «Сидрат аль-Мунтаха» употребляется в Благородном Коране только один раз в аяте:
«Он (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует) уже видел его (ангела Джабраиля, мир ему и благословение, во время ночи Вознесения) другое нисхождение (в первоначальном виде). У Лотоса (напоминающую аравийскую черешню, под которой собираются люди) крайнего предела (который расположен на седьмой ступени неба справа от Трона, где хранятся все сведения о рабах Аллаха, об их знаниях, деяниях и конечной точкой местопребывания душ верующих и шахидов), возле которого находится Сад пристанища (местом постоянного проживания благочестивых людей)» (сура «ан-Наджм», аяты 13-15).
В следующем аяте Всевышний Аллах говорит, подразумевая «Сидрат аль-Мунтаха»:
«Тогда Лотос покрыло то, что покрыло (золотая саранча, или группы ангелов, или повеление Аллаха)» (сура «ан-Наджм», аят 16).
Касательно словосочетания «Сидрат аль-мунтаха» было выдвинуто две точки зрения:
Согласно общепринятому мнению, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в Ночь вознесения увидел ангела Джабраиля (мир ему) в его оригинальном образе около дерева «Сидрат аль-мунтаха». «Сидрат аль-мунтаха» овеян светом Всевышнего Аллаха и окружен ангелами и другими неизвестными созданиями» (Фахруддин ар-Рази, Тафсир аль-кабир, 28/253).
По поводу названия «Сидрат аль-мунтаха» существуют различные точки зрения. Отдельная группа ученых считает, что это крайний предел Райской обители, там окончательное оформление принимает (принимаются решения) все, что восходит снизу вверх и снисходит сверху вниз, все сведения о созданиях располагаются там, это место остается неизвестным и неизведанным для всех творений Всевышнего Аллаха (Тафсир аз-Замахшари, 6/48; Тафсир Куртуби, 9/95).
Имам Табари (да будет доволен им Аллах) говорит, что все мнения о значении «Сидрат аль-мунтаха» в тафсирах вышеупомянутых аятов суры «ан-Наджм» являются приемлемыми частично или абсолютно с точки зрения смысла выражения, так как по этой теме отсутствуют исчерпывающие предания. (Тафсир ат-Табари, 13/53)
Все точки зрения сходятся в одном: «Сидрат аль-мунтаха» обозначает предел, границу. Все единодушны во мнении, что это крайний предел, который не могут пройти ни великие ангелы, ни пророки, кроме посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и самая предельная граница знаний творений Всевышнего Аллаха.
Согласно общепринятому убеждению, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вместе с ангелом Джабраилем (мир ему) достиг «Сидрат аль-мунтаха», и ему (ангелу) было отказано в движении дальше, он продолжил путь с Рафрафом (Тафсир ат-Табари, 24/209).
2. Так как корень слова «Сидрат» происходит от масдаров «садар», «садара» в значении «удивление», иногда его толковали как «самое великое удивление».
Несмотря на то, что «Сидрат аль-мунтаха» – это специфическое дерево в конечной точке Райской обители, как указано в хадисах, или как место крайнего удивления, люди не смогут познать его сущность из-за ограниченности своего мышления. Самое лучшее в этой ситуации, оставить познание тайны его сущности и места в ведение Всевышнего Аллаха, так она даже недоступна пониманию ангела Джабраиля (мир ему) и относится к неизведанному миру.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) упоминал «Сидрат аль-мунтаха», когда рассказывал о событии вознесения. По этому поводу передает Малик ибн Са’са (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Потом я возвысился на седьмое небо, там ангел Джабраиль (мир ему) попросил открыть ему врата и его спросил (ответственный ангел за открытие врат седьмого неба): «Кто это?» Ангел Джабраиль (мир ему) ответил: «Джабраиль».
Его спросили: «Кто это рядом стобой?». В ответ ангел Джабраиль (мир ему) сказал: «Это Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха)».
Ответственный ангел задал еще вопрос: «Он действительно был ниспослан (как пророк)?» Ангел Джабраиль (мир ему) дал ему утвердительный ответ.
(После этого ответственный ангел) Сказал: «Добро пожаловать, каким прекрасным пришествием пришел сюда!»
Когда я прошел через врата (седьмого неба), я подошел к пророку Ибрахиму (мир ему) и ангел Джабраиль (мир ему) сказал: «Это твой отец (мир ему), поприветствуй его».
Я поприветствовал пророка Ибрахима (мир ему) и он ответил на мое приветствие словами: «О, благочестивый брат и праведнейший пророк, добро пожаловать!»
Дальше я возвысился на «Сидрат аль-мунтаха». Я увидел, что черешня этого дерева подобна кувшину «Хаджар» (поселение рядом с Мединой, которое славится своими размерами), а листья – ушам слона.
Также я увидел, что там текут четыре реки. Две реки – скрытые (нематериальные, духовного плана), остальные два – явные (материальные). Я спросил: «О, Джабраиль! Что это за две реки?»
Ангел Джабраиль (мир ему) сказал: «Эти две реки скрытые – они в Райской обители, а явные – это реки Нил и Евфрат (в земной жизни) (Бухари, Фадаиль ас-сахаба:71, №3674, 3/1410).
Также о «Сидрат аль-мунтаха» передает дочь Абу Бакра ас-Сиддыка (да будет доволен им Аллах) Асма (да будет доволен ею Аллах): Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказали про «Сидрат аль-мунтаха». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Всадник будет прогуливаться под тенью его ветвей в течение ста лет. Там особенно есть ложи из золота, а плоды подобны кувшину» (Тирмизи, Сифату аль-джаннат: 9, №2541, 4/680).
Из книги «Ответы на вопросы о Райской обители»
Лотос крайнего предела
Лотос крайнего предела в вершине рая, к которому восходят знания ангелов, мир им, является творением Всевышнего. Пророк Аллаха, мир и благословения ему, видел его, что явилось проявлением почтения Аллаха к нему. Несмотря на его великолепие и красоту, которую он увидел, он не смог описать его: «Затем Джибриль отправился вместе со мной, пока мы не достигли лотоса крайнего предела, который был окрашен в цвета, которые я не знаю» (Муслим). В другой версии говорится: «Затем я был поднят к лотосу крайнего предела и увидел его в великом (великолепном) свете». Более того, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал что не один не способен описать его красоту: «Когда он (лотос) был погружен по повелению Аллаха в то (состояние), которое он был погружен, он стал изменяться и не одно создание Аллаха не способно описать его красоты». Сказал Ибн Каййим, да будет милостив к нему Аллах: «Одни сказали, что он был погружен в свет Аллаха, Славен Он. Другие сказали, что он был опущен в ложе из золота. Также говорили, что он был окутан различными многочисленными не имеющими предела расцветками. Также сказали, что это ангелы. И еще сказали, что он был погружен в свет Аллаха Всевышнего, красоту и прелесть которого не один не способен описать. И нет между всеми этими словами противоречия. Все это может быть проявлением одного и того же состояния. И если таковы «величественность, свет, слава и красота» лотоса крайнего предела, который является творением Всевышнего и который окутан светом, прелесть которого никто не способен описать, то что же тогда говорить о свете Аллаха? Как же возможно взглянуть на его Славный Лик? Я прошу Аллаха, чтобы Он облагодетельствовал нас лицезрением Его, Славен Он и возвышен.
В Судный день когда померкнет луна, будет скручено солнце, расколется небо, будут рассеяны светила, исчезнет свет и не станет света, настанет тьма, пока земля не осветится светом Аллаха Всевышнего и Он явится чтобы судить между своими рабами. Сказал Всевышний: «и твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами,» (Фаджр,22) и еще: » Земля озарится светом своего Господа» (Толпы, 69). Сказал Катада, да будет милостив к нему Аллах: «Она (земля) не будет испытывать вреда подобно тому как ей будет вредить солнце. В тот день Аллах наделит Свои творения такой способностью, которая позволит им выдерживать Его свет, Славен Он и Велик».
О мои братья, таков свет Аллаха, которым рассеивается тьма, и посредством которого устроены дела этого мира и последней жизни. Свет, который увидят обитатели рая, когда уберут преграду.
Что такое сидратуль-мунтаха?
Что такое сидратуль-мунтаха?
Выражение «сидратуль-мунтаха» означает « лотос крайнего предела ». В данном случае речь идет о кустарнике из семейства Крушиновых. Это растение родом из Северной Африки, но произрастает также на Аравийском полуострове и в Южной Европе. Это растение имеет плоды размером со сливу, обладающие очень приятным вкусом. Это очень густой кустарник, дающий тень и прохладу.
Также слово «сидра» имеет значение «поражать, удивлять», поэтому муфассиры, толкуя это словосочетание, толковали его в обоих значениях. Что же касается толкования выражения «сидратуль-мунтаха», то в качестве примера можно привести следующие:
Сообщается, что описывая это дерево, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Это такое дерево, если наездник верхом на лошади будет ехать в его тени, то он не пересечет эту тень и за семьдесят лет пути. Один лист этого дерева способен укрыть всю общину».
«Это такое дерево, если наездник верхом на лошади будет ехать в его тени, то он не пересечет эту тень и за сто лет пути. Один лист этого дерева способен укрыть все человечество».
В соответствии с этими сообщениями это дерево находится на самом краю мира повелений. В риваяте, переданном Ибн Масудом (радыйаллаху анху), сообщается: «Сидратуль-Мунтаха – это место, находящееся на краю Рая. Над ним расположены края Сундуса и Истабрака».
В риваяте, переданном Ибн Аббасом и Кабом (радыйаллаху анхум) говорится: «Сидратуль-Мунтаха – это дерево, растущее под Аршем, и знание ангелов, пророков и алимов в конечном счете достигает этого дерева. Все, что находится за этим деревом, является гайбом (неведомым), никто не знает этого, кроме Аллаха». В риваяте, переданном Даххаком, говорится: «Каждое повеление Аллаха достигает этого дерева, не переходя его». Как мы видим, все эти сообщения раскрывают значение слова «мунтаха».
То есть в этой точке разум человека достигает крайней точки удивления и поражения. Однако посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), достигнув этой точки, не был поражен, не сбился и не потерял контроля над собой и увидел то, что ему было показано. Однако Ар-Рази признает, что более достоверным является первый риваят.
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соцсетях!