сейнер и траулер чем отличаются

Рыболовные суда: сейнер, траулер, ярусолов, дрифтер

Основная доля рыбы, попадающей на наш стол, добывается различными способами морского промысла. Для этого необходимы специализированные суда, спроектированные и оборудованные всем необходимым для вылова большого количества рыбы и немедленной переработки улова. Рассмотрим наиболее распространённые типы морских промысловых судов.

Сейнер

Своё название этот тип рыболовецкого судна получил от английского слова «невод»seine. Так называют суда, с которых осуществляют ловлю рыбы так называемым кошельковым неводом, или снюрреводом. Обычно это небольшое однопалубное судно (от 25 до 70 м в длину), ближе к носовой части которого располагается надстройка. На корме находится свободная сейнерная площадка, предназначенная для разгрузки невода и обработки улова, а также поворотная площадка, необходимая для вымётывания невода. Основное рабочее оборудование сейнера – устройства для выбирания и укладки невода (палубная лебёдка, подъёмный кран и др.), холодильники для хранения рыбы и рыбообрабатывающие машины.

сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть фото сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть картинку сейнер и траулер чем отличаются. Картинка про сейнер и траулер чем отличаются. Фото сейнер и траулер чем отличаютсяWikimedia Commons / User:NancyHeise

Крупный сейнер может быть дополнительно оборудован активными рулями, поворотными колонками, устройствами для подруливания и т.д. Поиск рыбы выполняют при помощи эхолота и другого электронного оборудования, облегчающего обнаружение косяков сельди, сайры и других скоплений рыбы. Во время ловли используется вспомогательный мотобот, несущий один конец невода. Во время поисковых переходов он крепится на буксире или поднимается на рабочую палубу. Как правило, сейнеры используются для ловли рыбы в каком-либо определённом районе, относительно недалеко от порта приписки или от рыболовецкой базы.

Траулер

По своим габаритам траулер представляет собой достаточно крупное судно экспедиционного класса, не ограниченное определённым районом плавания. Надёжный корпус с высокими мореходными качествами, как правило, изготовлен из стали. В последнее время появились траулеры со стеклопластиковыми корпусами, обеспечивающими морякам выигрыш по весу и стоимости. Траулеры обладают высоким коэффициентом автономности, так как достаточно велики, чтобы нести на борту большие запасы топлива, воды и продовольствия. Это наиболее распространённый тип промысловых судов в мире.

сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть фото сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть картинку сейнер и траулер чем отличаются. Картинка про сейнер и траулер чем отличаются. Фото сейнер и траулер чем отличаютсяWikimedia Commons / Ronnie Robertson (CC BY-SA 2.0)

Основным отличием траулеров от других промысловых судов является оборудование для ловли рыбы траловой сетью, позволяющей работать эффективным методом траления. Кроме рыболовного, траулеры обязательно оборудуются разделочным оборудованием, холодильными и рефрижераторными камерами для заморозки и хранения улова.

В зависимости от размеров и назначения, траулеры подразделяются на несколько разновидностей в зависимости от размеров судна, способов траления (бокового или кормового), наличия определённых видов перерабатывающего оборудования. Размеры траулеров варьируют в очень широких пределах: от 30-50 до 120-160 метров в длину. Крупные суда представляют собой настоящие фабрики для переработки улова, выпускающие широкий спектр продукции, от обычных замороженных тушек до консервов и рыбной муки.

Ярусолов

Для добычи некоторых видов рыбы наиболее эффективным является так называемый ярусный лов при помощи яруса – длинного стального троса, усеянного многочисленными крючками, на которые надевается наживка. Длина яруса может достигать 5 км, а количество крючков на нём – 4 500 штук. Наживку на крючки надевают вручную либо с помощью специальной установки.

сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть фото сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть картинку сейнер и траулер чем отличаются. Картинка про сейнер и траулер чем отличаются. Фото сейнер и траулер чем отличаютсяWikimedia Commons / GeSHaFish (CC BY-SA 3.0)

Трос разматывают, опуская в воду в месте крупного скопления рыбы, и тунец, треска или палтус хватают наживку, заглатывая с ней крючок, как при ловле обычной удочкой. Через некоторое время ярус поднимают, пойманную рыбу снимают с крючков и перерабатывают, после чего отправляют на заморозку. Современные ярусники оснащены автоматическим оборудованием, позволяющим очень быстро подготавливать снасти к лову и разделывать пойманную рыбу.

Дрифтер

Малое или среднетоннажное судно, предназначенное для лова рыбы длинной сетью, свободно плавающей в море и образующей в воде своеобразную стену, называют дрифтером. В России дрифтерный промысел запрещён с 2016 года, так как этот способ ловли наносит огромный ущерб морским экосистемам. В раскинутую с дрифтера сеть попадают все морские обитатели, оказавшиеся перед «стеной смерти». Многие из них не представляют промысловой ценности, поэтому рыбаки во время обработки улова выбрасывают их за борт.

сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть фото сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть картинку сейнер и траулер чем отличаются. Картинка про сейнер и траулер чем отличаются. Фото сейнер и траулер чем отличаютсяWikimedia Commons / Chris Allen (CC BY-SA 2.0)

К сожалению, большинство рыб к этому времени успевает погибнуть без воды. По оценкам экологов, из-за дрифтерного лова ежегодно гибнет около 60 000 тонн рыбы. Кроме того, в сети, помимо рыбы, часто попадают и гибнут в ней водоплавающие птицы и млекопитающие. В настоящее время дрифтеры используются преимущественно государствами Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.

Источник

Промысловые добывающие и перерабатывающие суда

Промысловые суда используются для добычи, транспортировки, переработки рыбы, крабов, водорослей и т. д. В зависимости от назначения суда подразделяются на добывающие, добывающе-перерабатывающие, перерабатывающие и обслуживающие. Особенности и техническое оснащение промысловых судов зависит от формы организации промысла. Промысел может быть экспедиционным или автономным. При автономном промысле суда выходят на лов рыбы и наполнив трюм доставляют её в порт в сыром виде или виде полуфабриката.

При экспедиционном промысле рыболовные суда уходят в плаванье на длительный период времени и занимается такое судно исключительно добычей рыбы. Обработкой и транспортировкой рыбы занимаются производственно-транспортные суда. Некоторые добывающие суда могут не только вылавливать рыбу, но и частично её обрабатывать, но если они выходят в экспедиционное плаванье, то также сдают улов транспортным судам или рефрижераторам.

Добывающие суда

К добывающим относятся все промысловые суда, которые предназначены для добычи, морских крабов, беспозвоночных водорослей и т. п. Промысловый флот в основном состоит из добывающих и добывающе-перерабатывающих судов. К добывающим судам причисляются – траулеры, сейнеры, рыболовные боты, дрифтеры, тунцеловы, краболовы, китобойцы, суда для бессетевого лова рыбы.

Добывающе-перерабатывающие суда

К добывающе-перерабатывающим судам причисляются большие морозильные траулеры–рыбзаводы, среднетоннажные рыболовные траулеры с кормовым тралением, малые рыболовные траулеры и траловые боты.

По методу траления, то есть ловли, траулеры делятся на бортового траления и кормового траления. Все большие траулеры бывают только с бортовым тралением. По степени обработки улова траулеры разделяются на траулеров-ловцов, траулеров с частичной переработкой и на траулеров-рыбзаводов. Траулеры-ловцы каждый день сдают наловленное на транспортные суда или береговую базу. На траулерах с частичной переработкой улов выпотрашивают, засыпают льдом и сдают полуобработанную рыбу один раз в несколько дней. Траулеры-рыбзаводы полностью перерабатывают свой улов и передают уже готовый к продаже продукт.

сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть фото сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть картинку сейнер и траулер чем отличаются. Картинка про сейнер и траулер чем отличаются. Фото сейнер и траулер чем отличаютсяДобывающе-перерабатывающее судно
Источник: Pixabay.com

Траулеры малые и средние – это однопалубные судна, а большие траулеры – как правило двухпалубные. На траулерах-рыбзаводах есть несколько цехов специального назначения – цех по переработке рыбы, морозильный, цех консервирования рыбы и цех утилизации отходов. Также большие траулеры оборудованы рефрижераторными и обычными трюмами.

Сейнеры

В отличие от траулеров, которые производят улов тралением, сейнеры используют для лова кошельковый невод. Как и траулеры, сейнеры классифицируют по величине, разделяя на большие, средние малые. Также все сейнеры делятся на одноплощадочные и двухплощадочные, площадка располагается на открытом пространстве палубы и необходима для работы.

сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть фото сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть картинку сейнер и траулер чем отличаются. Картинка про сейнер и траулер чем отличаются. Фото сейнер и траулер чем отличаютсяПромысловое судно
Источник: Pixabay.com

Малые сейнеры с одной площадкой, средние и большие могут быть как с одной так и с двумя площадками. У сейнеров помимо кошельковых неводов имеются и другие рыболовные приспособления, так как кошельковый метод является сезонным.

Дрифтеры

Дрифтеры — суда предназначенные для лова рыбы только плавными сетями. По размерам дрифтеры являются судами намного меньшими, чем траулеры, хотя по строению и внешнему виду кроме размеров ничем не отличаются от траулеров.

Дрифтерные сети – дрейфующие, то есть они обладают свойством осуществлять лов во время дрейфа, захватывая рыбу, пытающуюся пройти сквозь сеть за плавники и жабры.

Китобойцы

Китобойцы – охотничьи суда, оснащённые гарпунной пушкой для забоя китов. С 1972 года убой китов запрещён, поэтому сейчас китобойцы – это уже история.

Перерабатывающие суда

Суда приспособленные специально для приёма улова с рыболовных суден и его переработки. Помимо этого они снабжают рыболовные суда всем необходимым во время экспедиционного лова.

сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть фото сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть картинку сейнер и траулер чем отличаются. Картинка про сейнер и траулер чем отличаются. Фото сейнер и траулер чем отличаютсяПерерабатывающее судно
Источник: Freeimages.com

Перерабатывающими являются сельдяные, краболовные, рыбомучные, морозильные и плавучие рыбоконсервные базы. Все перерабатывающие суда разделяются на два типа – рефрижераторы и плавучие базы.

Плавучие базы

Плавучие базы являются самыми большими промысловыми судами, их водоизмещение измеряется от 10 тыс. до 15 тыс. тонн. Базы имеют различные надстройки и по несколько палуб. Помещения внутри самих баз делятся на жилые, производственные, грузовые и служебные. Число команды и производственных работников может достигать до 400 человек. Поэтому на плавучих базах большие площади выделены под жилые помещения, общественные и культурные, а также медицинский блок.

Производственные рефрижераторы

Рефрижераторы, вид промысловых судов, на которые улов передаётся с рыболовов, не имеющих морозильных камер. Производственные рефрижераторы доставляют замороженную рыбу на борт транспортных рефрижераторов или прямиком на берег.

Нашли опечатку? Выделите и нажмите CTRL+Enter

Источник

Мппсс: зачем отличают траулеры от прочих рыболовных судов

Троллите или опечатка?

Наглая рыжая морда.

Специфика в многометровых сетях за кормой, которые стОят многие тысячи SSS.

Собственно, вопрос в теме. Непонятно, в чем специфика траулера. В Википедии написано, что серверы и траулеры вообще взаимозаменяемы, тогда в чем суть разного обозначения? Ловят они рыбу, уступать им надо. В чем суть?

Вот хорошая ссылка, обьясняющая разницу между траулером и сейнером ( а также другими рыболовными судами ). http://korabley.net/. /2010-07-28-612

Собственно, вопрос в теме. Непонятно, в чем специфика траулера. В Википедии написано, что серверы и траулеры вообще взаимозаменяемы, тогда в чем суть разного обозначения? Ловят они рыбу, уступать им надо. В чем суть?

Для понимания сути проблемы было бы полезно привести цитаты из МППСС-72, которые дают основания для такого вывода. Потому что ни траулеры, ни сейнеры там вообще не упоминаются.

А если речь об этом:

c) Судно, занятое ловом рыбы, за исключением судов, занятых тралением, должно выставлять:

Так это для того, чтобы со стороны было понятно, где снасти находятся

Для понимания сути проблемы было бы полезно привести цитаты из МППСС-72, которые дают основания для такого вывода. Потому что ни траулеры, ни сейнеры там вообще не упоминаются.

А если речь об этом:

c) Судно, занятое ловом рыбы, за исключением судов, занятых тралением, должно выставлять:

Так это для того, чтобы со стороны было понятно, где снасти находятся

Источник

Обзор по рыбопромысловым судам

Активное строительство рыбопромыслового флота в России началось всего-то около трех лет назад, а сегодня уже есть переданные заказчикам суда, спокойно бороздящие акватории и качественно выполняющие поставленные перед ними задачи по улову. Однако все еще много траулеров, сейнеров, ярусоловов, краболовов находятся на стапелях, около причальных стенок на достройке или в ожидании испытаний. Сегодня мы посмотрим, на каких они «обитают» заводах, и что с ними происходит.

Для начала отправимся на Дальний Восток

Тут, 12 июня, на территории Петропавловск-Камчатского СРЗ по проекту 04130, разработанному петербургской компанией ООО «ФОРСС Технологии», был заложен малый рыболовный сейнер для Рыболовецкого колхоза имени В.И. Ленина. Это небольшое судно займется выловом и транспортировкой сырца в грузовом трюме наливом, и заменит собой старые суда проекта MPC-150. Всего малых рыболовных сейнеров запланировано построить шесть.

Сейнер, проект 04130 / Фото: «Форсс Технологии», ООО

Технические характеристики сейнера проекта 04130:

На Хабаровском судостроительном заводе продолжают строить два краболова по проекту 03141. Контракт на строительство судов с компанией ООО «Маг-Си Интернешнл» был подписан 15 января 2020 года. На сегодняшний день корпуса обоих судов сформированы, фундаменты под основное оборудование установлены. Для головного краболова оборудование поставлено на 80% и продолжит поступать вплоть до конца лета.

Касательно двигателя – на первом судне его монтаж начнется в районе октября, на втором – в конце текущего года или даже в начале следующего. В планах завершить строительство обоих судов в 2023 году. Строят краболовы, кстати, по программе «Квоты под киль».

сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть фото сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть картинку сейнер и траулер чем отличаются. Картинка про сейнер и траулер чем отличаются. Фото сейнер и траулер чем отличаются

Краболов, проект 03141 / Фото: «Хабаровский судостроительный завод», ОАО

Технические характеристики краболова проекта 03141:

На краболовах проекта 03141 будут заниматься промыслом краба и креветки ловушками, а после хранить улов в охлажденной морской воде, пока не доставят его в порт.

На Находкинском судоремонтном заводе (НСРЗ) по последним новостям на одном из первых краболовов (проект 5712, строительный номер – 029) выполнили технологическую погрузку главного двигателя. В некотором смысле тут сразу три головных судна, так как на НСРЗ их строят в опции: 3+3+2. Проектантом для краболовов выступила всем известная DAMEN, заказчиком – группа компаний «Антей».

сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть фото сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть картинку сейнер и траулер чем отличаются. Картинка про сейнер и траулер чем отличаются. Фото сейнер и траулер чем отличаются

АО «НСРЗ» выполнило технологическую погрузку главного двигателя на краболов / Фото: НСРЗ

Технические характеристики краболова проекта 5712:

Класс Российского морского регистра судоходства (РС) – KMIce2, AUT3, (REF), Fishing Vessel.

В портфеле Восточной Верфи (Владивосток) – пять краболовов проектов 03141 и 03140. Предназначение – добыча живого краба и производство готовой продукции соответственно. Четыре судна будут переданы группе компаний Sigma Marine Technology: по два краболова для ООО «Север» и ООО «Дальневосточное побережье». Еще одно судно строится по заказу компании-резидента СПВ ООО «Восход». Проектант судов – СК «Викинг».

сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть фото сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть картинку сейнер и траулер чем отличаются. Картинка про сейнер и траулер чем отличаются. Фото сейнер и траулер чем отличаются

Краболов «Охотск» / Фото: Восточная верфь

Актуальная информация о состоянии судов:

«Охотск», № 501 – находится в завершающей стадии. Подходят к концу швартовные испытания, ведется подготовка к выходу судна в море. На момент запроса информации на судне занимались зашивкой жилых помещений и подключением аппаратуры с ее настройкой. Контрактный срок сдачи краболова – ноябрь 2021 года, однако предприятие планирует завершить работы с опережением.

502 – работы по формированию корпуса завершены на 99,6%, осталось изготовить всего одну секцию весом 1,8 тонны из 86 секций общим весом 469,25 тонны. Ведется монтаж оборудования рефрижераторного, машинного отделений, боцманской кладовой, компрессорной и агрегатной. Произведена окраска следующих помещений: боцманская кладовая, агрегатная, компрессорная, трюм №1, румпельное, кладовая ЗИП, машинное отделение, рефрижераторное отделение. В этом году краболов планируется спустить на воду и завершить его постройку.

503 – работы по формированию корпуса завершены на 99,5%. Сдача по контракту – 2022 год. 504 – Смонтировано 47,3% корпуса, изготовлены еще 46,3% секций, ведется их монтаж на стапеле. Еще порядка 6% корпуса находятся на стадии заготовки металла. Сдача по контракту – 2023 год. 505 – закладка произведена. Сдача по контракту – 2024 год.

Так как Восточная Верфь ответила на наш запрос, то мы можем также добавить к общей информации, что на предприятии находятся в постоянном живом контакте с проектантом и заказчиками, что позволяет оперативно решать практически любые вопросы по ходу строительства. А если еще точнее – офис проектанта и представителя заказчика находятся на территории завода, в эллинге №2, где и ведется постройка краболовов. И проектант, и заказчик, как нам ответили на предприятии, отзываются о ходе строительства положительно. Важнейшую роль в этом играет то, что Восточная Верфь укладывается в контрактные сроки.

Руководители компании и ее ключевые специалисты довольно часто совершают визиты на другие предприятия в целях обмена опытом в области как военного, так и гражданского судостроения. Если на предприятии видят интересную идею, которая может повысить производительность, – ее стараются внедрить.

Хочется отметить, что на Восточной Верфи не постеснялись сказать, что окончательная подготовка документации по краболовам шла практически параллельно с ходом строительства (*что, кстати, происходит с рыбопромысловыми судами на многих заводах, – авторское примечание). Возникали изменения и доработки, какие-то документы появлялись практически перед швартовными испытаниями. Но соседство с проектантом и постоянное взаимодействие с ним позволили избежать проблем и изменения сроков строительства судов.

В конце 2021 года на Восточной Верфи планируется начать строительства первого из трех ярусоловов проекта 03142. Остальные начнут строить уже в 2022 году.

Центральная Россия

Здесь в фокус нашего внимания попали Окская судоверфь (Навашино), Верфь братьев Нобель (Рыбинск), «Красное Сормово» (Нижний Новгород).

На Окской судоверфи строят три краболова-процессора по проекту 5712Р компании DAMEN для ГК «Русский Краб», закладка киля головного судна состоялась 18 марта 2021 года. Первый процессор планируется отдать заказчику и ввести в эксплуатацию в 2023 году.

Краболовы-процессоры оснастят новейшими перерабатывающими фабриками, в техническое обеспечение которых войдут: гидравлические столы, морозильные шкафы с полуавтоматической загрузкой-выгрузкой, лифт для подачи продукции в трюм и т. д. Эти суда помогут заказчику повысить эффективность промысла, так как на современных процессорах переработка и хранение замороженной продукции увеличится вдвое по сравнению с теми судами, которые уже есть у ГК «Русский краб».

Головное судно получит имя «Капитан Манжолин» в честь капитана флота рыбной промышленности I ранга, почетного гражданина города Владивостока Николая Платоновича Манжолина.

сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть фото сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть картинку сейнер и траулер чем отличаются. Картинка про сейнер и траулер чем отличаются. Фото сейнер и траулер чем отличаются

Закладка краболова проекта 5712Р / Фото: «Окская судоверфь», ОАО

Основные характеристики краболова-процессора проекта 5712P:

«Верфь братьев Нобель» на текущий момент строит два краболова по проекту 5712 компании DAMEN для ООО «Аква-Инвест» (Находка), которые запланировано сдать в 2022 году. На судне будут установлены стандартные ловушки и девять RSW-танков с охлаждаемой морской водой для хранения живого краба суммарным объемом 640 м³.

сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть фото сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть картинку сейнер и траулер чем отличаются. Картинка про сейнер и траулер чем отличаются. Фото сейнер и траулер чем отличаются

Краболов, проект 5712 / Фото: «Верфь братьев Нобель», ООО

Технические характеристики проекта 5712:

Класс Российского морского регистра судоходства (РС) – KMIce2, AUT3, (REF), Fishing Vessel.

Также на «Верфи братьев Нобель» до 2023 года планируют выпустить 4 рыболовных траулера проекта Т40В (КБ «Си Тех» разработали концепт, ООО «Адомат» делает ПДСП и РКД) для ООО «Рыбоперерабатывающий завод «Сокра». Головное судно заложено 25 мая этого года.

Т40В будет работать в Дальневосточном рыбопромысловом бассейне, где займется промыслом рыбы посредством донного или пелагического тралов, снюрревода, а после будет доставлять улов в порт или на плавбазу в море.

сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть фото сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть картинку сейнер и траулер чем отличаются. Картинка про сейнер и траулер чем отличаются. Фото сейнер и траулер чем отличаются

Траулер проекта Т40В / Фото: «Верфь братьев Нобель», ООО

Технические характеристики траулера Т40В:

На «Красном Сормово» также работают над краболовами по проекту КСП01, разработанному «Морским Инженерным Бюро – дизайн-СПб» для СЗРК (заказ на пять единиц). Краболов-процессор проекта КСП01 представляет собой судно полного цикла для промысла краба различных видов на глубинах от 20 до 400 м и производства замороженной продукции в море. Оборудование судна предназначено для ловли и переработки до 60 тонн камчатского краба в сутки.

сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть фото сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть картинку сейнер и траулер чем отличаются. Картинка про сейнер и траулер чем отличаются. Фото сейнер и траулер чем отличаются

КСПО01 / Изображение: Морское инженерное бюро

Технические характеристики краболова КСП01:

Класс Российского Морского Регистра Судоходства (РМРС): KM Ice3, AUT1, PMS, TMS, BWM(T) (REF) Fishing Vessel. Районы эксплуатации: Северная Атлантика, включая Баренцево море, Норвежское море, Гренландское море и арктические моря;

Так как в этом году мы успели побывать на производстве «Красного Сормово», то можем сказать, что строительство КСП01 идет в штатном режиме. Однако такое судно впервые делают на заводе, и время от времени неизбежно приходится сталкиваться с различными нестандартными задачами. Предприятие плотно взаимодействует с заказчиком и в части разработки документации, и в части согласования технических характеристик оборудования, а также по принятию того или иного технического решения непосредственно при строительстве. За постройкой наблюдает специалист, который строил подобное судно в Турции.

Кстати, к процессу строительства планируется привлечь сторонних специалистов для нанесения изоляции в районе морозильных помещений, где хранятся краб и наживка. Для металлизации корпуса обучат собственных сотрудников. Заместитель генерального директора по производству Олег Тюкаев отметил, что к пятому заказу трудоемкость по строительству краболов снизится на 10-15%.

Перейдем к Северо-Западному региону

Ожидаемо, что именно в этом регионе сосредоточилось наибольшее количество заводов и верфей, которые приняли вызов времени и занялись строительством отечественного рыбопромыслового флота. Речь пойдет об Адмиралтейских верфях, «Пелле», Северной Верфи, Судостроительном заводе «Ростр», Онежском судостроительно-судоремонтном заводе; также мы посмотрим, что сейчас происходит на Выборгском судостроительном заводе, а потом заглянем в Калининград на Янтарь.

Начнем с Адмиралтейских верфей. Хотя на предприятии отказались участвовать в опросе, однако общедоступную информацию, опубликованную на их сайте, мы все-таки изложим.

На сегодняшний день предприятие работает над серией из десяти больших морозильных рыболовных траулеров для ООО «Русская рыбопромышленная компания». Проект ST-192RFC был разработан норвежским бюро Skipstechnik; место постройки головного траулера – Турция. Непосредственно над техническим проектом СТ-192, для строительства судна в России, работало Морское Инженерное Бюро. Совсем недавно на Адмиралтейских верфях, пятого июня, было заложено пятое судно, имя которому дали «Капитан Юнак».

Отметим, что на Адмиралтейских верфях (далее в кавычках курсивом следует прямая цитата с сайта Адмиралтейских верфей) «серия закладывается парами, по два судна в год. Первый траулер «Капитан Вдовиченко» спущен на воду в марте 2020 года. Сегодня на нем продолжаются швартовные испытания; осуществляется монтаж оборудования рыбоперерабатывающей и рыбомукомольной фабрик, идут работы по подключению электрического кабеля, установке зашивки жилых помещений. На втором судне серии, «Механик Маслак», спущенном в июне прошлого года, также ведутся достроечные работы.

Вторая пара траулеров – «Механик Сизов» и «Капитан Мартынов» – заложены в июне и августе 2020 года, соответственно. Их спуск на воду запланирован на 2021 год.

Большие морозильные рыболовные траулеры проекта СТ-192 предназначены для добычи минтая и сельди пелагическим тралом на Восточном побережье Российской Федерации, в Баренцевом и Охотском морях (*вероятнее всего автор текста имел ввиду Берингово море, которое действительно находится на востоке, а не Баренцево, находящееся на северо-западе, – примечание автора). Мощности рыбоперерабатывающей и рыбомукомольной фабрик позволяют заготавливать 60-80 тонн рыбного филе, 80 тонн фарша сурими и 250 тонн рыбной кормовой муки ежесуточно» (конец цитаты с сайта).

сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть фото сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть картинку сейнер и траулер чем отличаются. Картинка про сейнер и траулер чем отличаются. Фото сейнер и траулер чем отличаются

Большой морозильный рыболовный траулер проекта СТ-192 «Капитан Вдовиченко» / Фото: «Адмиралтейские верфи», ОАО

Технических характеристики СТ-192:

Посмотрим на Северную Верфь.

Завод строит серию из десяти рыбопромысловых траулеров-процессоров неограниченного района плавания проекта 170701 (разработан петербургским КБ «Наутик Рус») для Группы НОРЕБО, ведет строительство трех ярусоловов проекта MT1112XL для РК «Вирма» и одного ярусолова для ООО «Глобус». Кроме того, у Северной верфи заключены контракты с Группой НОРЕБО на строительство четырех ярусоловов проекта 200101. Работы должны начаться в 2022 году.

В настоящее время по проекту 170701 строится 9 траулеров. Десятый, юбилейный траулер серии, будет заложен в августе. Головной и первый серийный траулеры спущены на воду. На головном заказе «Капитан Соколов» ведется затяжка магистрального кабеля, продолжаются работы по центровке линии вала и механизмов главной энергетической установки, погрузка и монтаж рыбофабрики. Начинается монтаж оборудования жилой зоны: санкабин, палубных покрытий, панельной зашивки, ведутся малярные и изоляционные работы в помещениях.

На первом серийном траулере «Капитан Геллер» установлено основное судовое, палубно-промысловое и рефрижераторное оборудование, ведутся достроечные работы.

Из ярусоловов проекта XL1112MT два находятся на этапе достройки, у двух формируется корпус. В частности, на головном ярусолове «Гандвик-1» выполняются достроечные работы. На заказе смонтированы носовая, кормовая и сигнальные мачты. Продолжаются работы по затяжке кабеля, прокладка и сдача трубопроводов, монтаж электрического оборудования, монтаж рыбообрабатывающей фабрики, отделка морозильного трюма.

На первом серийном ярусолове «Марлин» также продолжаются работы по затяжке кабеля, прокладка и сдача трубопроводов, монтаж электрического оборудования, монтаж рыбообрабатывающей фабрики, отделка морозильного трюма.

сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть фото сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть картинку сейнер и траулер чем отличаются. Картинка про сейнер и траулер чем отличаются. Фото сейнер и траулер чем отличаются

Траулер проекта 170701 / Фото: «Наутик Рус», ООО

Технические характеристики строящегося траулера проекта 170701:

Так как Северная Верфь прислала подробный ответ на наш запрос, мы также можем добавить, что с поставщиками оборудования на предприятии особых сложностей не возникает. Однако из-за пандемии есть определенные трудности по организации шеф-монтажных работ, осуществляемых иностранными поставщиками на заказах. Для обеспечения их приезда на завод сейчас приходится решать немало вопросов, в том числе, по обеспечению визовой поддержки их приезда в Россию.

На Северной верфи налажено плотное и продуктивное взаимодействие между заказчиками, заводом и проектантами. Представители заказчиков постоянно находятся на предприятии и участвуют в производственном процессе.

Разработанная проектная документация судна в постройке (ПДСП) не имеет принципиальных отклонений от утвержденных концепт-проектов. Однако поскольку строительство началось до окончательного утверждения ПДСП и рабочей конструкторской документации Регистром, то доработка документации происходит непосредственно при строительстве головного и первого серийного заказов.

На судостроительном заводе «Ростр» (Новая Ладога) по последним данным 25 декабря 2020 года заложили самоходный морской траулер проекта GM 3.02 для компании «Мурманфишпродактс», и с тех пор в новостной ленте принципиально новых сообщений о ходе строительства не появлялось.

сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть фото сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть картинку сейнер и траулер чем отличаются. Картинка про сейнер и траулер чем отличаются. Фото сейнер и траулер чем отличаются

Самоходный морской траулер проекта GM 3.02 / Фото: Судостроительный завод «Ростр»

Технические характеристики GM 3.02:

Пора обратиться к судостроительному заводу «Пелла». Первое, о чем стоит напомнить, – тут строят два краболова проекта 03070 по заказу дальневосточной промысловой компании «Островной-Краб» (Сахалинская область). Проект уникален тем, что разработан конструкторским отделом самого завода на базе ярусолова PL475. Очень бы хотелось поведать судьбу этих судов, но свежей информации о них мы не получили.

А вот о двух траулерах проекта 1701 есть, что рассказать. Одно из этих судов по имени «Скорпион», будучи почти в завершенном виде, сыскало в марте этого года не самую лучшую славу, вдруг опрокинувшись набок буквально на ровном месте. По итогу у траулера была восстановлена остойчивость, но вопросы в отношении «Скорпиона» не заканчиваются до сих пор. Так в ГК «ФЭСТ» (заказчик двух траулеров) твердо заявляют, что проект провален, и от залитого судна решено отказаться. Второе судно «Лев» завершено на данный момент на 50%, и сроки его строительства придется продлевать, на что заказчик, кстати, готов пойти, однако, на его взгляд, верфь попала в тупик, так как без дополнительных денежных вливаний строительство будет продолжить тяжело.

сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть фото сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть картинку сейнер и траулер чем отличаются. Картинка про сейнер и траулер чем отличаются. Фото сейнер и траулер чем отличаются

Траулер «Скорпион» проекта 1701 / Фото: “Пелла”, ОАО

Технические характеристики траулера проекта 1701:

Стоит отметить, что траулер проекта 1701 технически насыщенное судно. На нем расположена рыбофабрика, оснащенная несколькими линиями для обработки и заморозки рыбы. В связи с этим можно понять заказчика, который не хочет выкупать траулер с затопленным оборудованием. С другой стороны, на «Пелле» все равно будут восстанавливать судно и попытаются его продать.

Поднимемся севернее и заглянем на Выборгский судостроительный завод (ВСЗ).

Начнем с того, что здесь в прошлом году головной траулер-процессор «Баренцево Море» был передан АО «Архангельский траловый флот» (входит в состав НП «Северо-Западный рыбопромышленный консорциум» (СЗРК)). «Баренцево Море» стало первым крупнотоннажным траулером, построенным на российской верфи за последние 30 лет под класс Российского морского регистра судоходства. Всего с Выборгской верфи сойдет четыре судна проекта KMT01.

сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть фото сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть картинку сейнер и траулер чем отличаются. Картинка про сейнер и траулер чем отличаются. Фото сейнер и траулер чем отличаются

КМТ01 «Баренцево Море» / Фото: Выборгский судостроительный завод

Технические характеристики траулера-процессора КМТ01:

Помимо КМТ01 на заводе активно строят и КМТ02. Первое судно проекта КМТ02 и серийный КМТ01 готовятся в скором времени к передаче (спасибо ВСЗ за предоставленную информацию). По состоянию на июнь, 5 судов КМТ01 и КМТ02 спущены на воду и достраиваются на плаву. Еще два корпуса КМТ02, завершающих серию из четырех судов, находятся на стадии формирования в эллинге. У первого судна КМТ01 заказчик ООО «Норд Пилигрим», у второго – АО «АТЛАНТРЫБФЛОТ», у третьего ООО «Компания ЛКТ».

КМТ01 и КМТ02 – крайне близкие друг к другу проекты, практически одинаковые по дизайну, имеющие общую концепцию. От судна к судну серьезных изменений не происходит. Оборудование на траулеры-процессоры устанавливается в основном европейское и отечественное. ВСЗ максимально тесно сотрудничает с заказчиками, что позволяет им успешно строить суда. Все спорные вопросы решаются в рабочем порядке.

Благодаря наработанному опыту и сданным судам, сегодня ВСЗ прорабатывает ряд перспективных рыбопромысловых проектов. На Выборгском судостроительном заводе активно обмениваются опытом с другими предприятиями, строящими рыбопромысловые суда.

Кстати, заказчик очень положительно отзывается о траулере-процессоре «Баренцево море». Заместитель генерального директора СЗРК по развитию и модернизации флота Николай Назаренко в беседе с Корабел.ру отметил, что судно вот уже как месяц на промысле, и показывает себя отлично, а, самое главное, его мощности хватает, чтобы наловить достаточно рыбы. Раньше нехватка мощности была чуть ли не основной проблемой.

Переместимся немного севернее и на восток, на Онежский судостроительно-судоремонтный завод. Тут по заказу ГК «Русский Краб» занимаются строительством серии краболовов из семи судов проекта 5712LS (разрабатывается компанией «Дамен Инжиниринг», Санкт-Петербург). Предназначение – вылов и перевозка живого краба.

27 мая, в корпус головного судна, заложенного всего-то 8 июня 2020 года, уже был установлен главный двигатель (среднеоборотный, дизельный) нового поколения марки Yanmar модели 6EY26W, изготовленный и испытанный в Японии. Также на разных этапах готовности ведется строительство второго и третьего краболовов: второй заложен 1 декабря 2020 года, третий 2 февраля 2021 года.

сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть фото сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть картинку сейнер и траулер чем отличаются. Картинка про сейнер и траулер чем отличаются. Фото сейнер и траулер чем отличаются

Установка двигателя в корпус головного краболова проекта 5712LS / Фото: Онежский судостроительно-судоремонтный завод

Технические характеристики краболова проекта 5712LS:

Также отметим, что в краболовах этого проекта много инноваций. На взгляд ГК «Русский краб», судно полностью соответствующее задачам эффективного промысла.

И напоследок заглянем в Калининград на завод «Янтарь»

Считаем важным отметить, что здесь еще в прошлом году отправили в плавание третий траулер-сейнер проекта SK-3101R «Василий Каплюк», а до него «Командор» и «Ленинец». Проектантом выступила компания Skipskompetanse AS (г. Малой, Норвегия), а заказчиком Рыболовецкий колхоз имени В.И. Ленина из Петропавловска-Камчатского. Не обошлось без некоторых «рабочих моментов»: в процессе строительства завод столкнулся с проблемами по документации, о чем нашему изданию рассказывал еще в момент строительства судна исполняющий обязанности главного инженера верфи Игорь Леонов.

сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть фото сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть картинку сейнер и траулер чем отличаются. Картинка про сейнер и траулер чем отличаются. Фото сейнер и траулер чем отличаются

Траулер-сейнер проекта SK-3101R / Фото: «Янтарь», ПСЗ

Технические характеристики SK-3101R:

Длина габаритная – 50,60 м;
Длина между перпендикулярами – 43,88 м;
Ширина по наружной кромке шпангоутов – 12 м;
Танки хранения рыбы, охлаждаемые морской водой – 800 м3;
Главный двигатель – 1 х 2210 кВт;
Дизель-генератор – 2 х 750 кВт;
Валогенератор – 1 х 1090 кВт.

Кстати, заказчик о полученных судах, которые уже во всю добывают рабу, отзывается хорошо. На наш вопрос на предприятии так и ответили: «Отлично показывают себя суда!»

Также по заказу Рыболовецкого колхоза имени В.И. Ленина «Янтарь» строит Большой морозильный рыболовный траулер проекта 5670WSD «Виктор Гаврилов», который разработала ООО «Вяртсиля Восток». В ноябре 2020 года основная часть корпуса БМРТ «Виктор Гаврилов» была выведена на открытый стапель. Строительство идет в штатном режиме, срок сдачи – 2024 год.

сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть фото сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть картинку сейнер и траулер чем отличаются. Картинка про сейнер и траулер чем отличаются. Фото сейнер и траулер чем отличаются

Большой морозильный рыболовный траулер проекта 5670WSD / Фото: «Янтарь», ПСЗ

Заключительное слово

Но исследование, конечно, не остановилось на том, что просто собрали информацию о судах. Как минимум было интересно посмотреть на такую уже известную всем программу как «Квоты под киль». На сегодня по ней сдано пять судов, но дело в том, что к 2020 году планировалось сдать 18. Ситуация, в целом, ясна: на российских верфях и заводах давненько не строили рыбопромысловые суда, поэтому сроки сдвинулись вправо, однако государство пошло навстречу заводам и рыбакам, скорректировав их.

По этому поводу высказался в декабрьском интервью заместитель министра сельского хозяйства – руководитель Росрыболовства Илья Шестаков. Он заверил, что Росрыболовство не допустит ситуации, когда из-за срыва сроков строительства рыбаки потеряют квоты. Также озвучил важную информацию: если раньше было требование, по которому до 1 октября судно должно было быть полностью передано заказчику, то теперь в законодательство будут внесены изменения. Благодаря им последний этап (доналадка оборудования, испытания) уберут из этого графика. То есть, если судно готово на 90-95% и ясно, что в следующем году его введут в действие, то заказчик должен получить свои квоты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть фото сейнер и траулер чем отличаются. Смотреть картинку сейнер и траулер чем отличаются. Картинка про сейнер и траулер чем отличаются. Фото сейнер и траулер чем отличаются